УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАРАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕРЕФЕРАТ НА ТЕМУ:«Из опыта музыкально-эстетического воспитания и образования в детской школе искусств»Автор: заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДШИ Аушкин Б.А.Г. Зарайск 2007 годСОДЕРЖАНИЕ Вступление О системе детского музыкально-эстетического воспитания в стране О проблеме целостности детского музыкально-эстетического воспитания и образования О принципе дифференциации музыкально-эстетического обучения О совершенствовании учебных планов и программ Заключение7. Иллюстрированное приложение1. Вступление Современный этап культурного развития страны выдвигает новые задачи в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Исключительно важна роль музыкального образования в нравственно-этическом и эстетическом воспитании юношества, поэтому необходимо повышать значимость уроков музыки, улучшения и углубления их содержания в учреждениях культуры и образования.^ 2. О системе детского музыкально-эстетического воспитания в стране Одной из важнейших задач является совершенствование всей системы учреждений, непосредственно выполняющих функцию художественного образования и музыкально-эстетического воспитания детей и подростков. Эта система, ранее в основном включавшая детские музыкальные школы (ДМШ), сейчас значительно расширилась за счет возникновения новых по форме учреждений детского музыкально-художественного воспитания. К ним относятся хоровые студии, центры детского творчества, хоровые школы и музыкальные кружки на базе средних общеобразовательных школ, средние школы с музыкальным уклоном, наконец, школы искусств, а также разнообразные экспериментальные школы. Они появились с целью максимально удовлетворить стремление подрастающего поколения к музыкальному образованию, которое за последние годы ослабло.^ 3. О проблеме целостности детского музыкально-эстетического воспитания и образования В последнее время этой проблеме отводится особо важная роль. Подавляющее большинство педагогов-музыкантов отмечают, что решение задач, стоящих пред общим музыкальным образованием, настоятельно требуют превращения его из процесса приобретения технических навыков, необходимых, как правило, лишь в профессиональной деятельности, в процесс развития творческого начала учащихся, их способности к активному музицированию, формированию у них широкого музыкального кругозора и, в конечном итоге, эстетического отношения к явлениям действительности. Причем, в основу эстетического обучения должно быть положено представление о музыке как о едином искусстве, в котором существуют противопоставление не «легкой» и «серьезной» музыки, а художественных и антихудожественных произведений. Определяя проблему целостности как центральную в процессе совершенствования системы детского музыкально-эстетического образования, педагоги подсказывают и главные пути решения этой проблемы – это разработка единых, научно-обоснованных, целенаправленных и эффективных методик преподавания. Педагоги считают, что отсутствие сегодня таких методик существенно препятствуют работе всей системы детского музыкально-художественного образования. ^ 4. О принципе дифференциации музыкально-эстетического обучения Для достижения многогранного музыкально-эстетического развития различно одаренных детей многие педагоги считают необходимым введение дифференцированного обучения путем разработки разноуровневых программ, которые уже появились в печати как методические рекомендации и примерные учебные планы. Однако существуют различные точки зрения по этому вопросу. Сторонники дифференцированного обучения предлагают «совершенствовать имеющуюся систему» путем разделения учебных и зачетно-экзаменационных требований в соответствии с уровнем одаренности учащихся, а предложение разделять задачи и методики обучения детей разных уровней одаренности не встретило единодушной поддержки у сторонников «совершенствования системы» из-за опасности с самого начала недооценить музыкальные способности ученика возможности их развития. Оппоненты предлагают не добиваться массового обучения, а профессионализировать музыкальные школы, превращая их в начальное звено подготовки музыкантов-специалистов. Они считают, что традиционные формы и методы музыкального воспитания, сложившиеся в ДМШ и рассчитанные на одаренных детей, сейчас уже не могут служить цели массовости музыкально-эстетического обучения. В результате разрыв между задачами, которые призвана решать музыкальная школа, давая общие и специальное образование, и реальными результатами обучения постоянно увеличивается. Ликвидировать этот разрыв возможно лишь на новом, качественно ином уровне музыкально-эстетического воспитания. Достижению такого уровня в условиях ДМШ в настоящее время значительно препятствуют устойчивость устаревших представлений о детском музыкальном образовании, а также односторонность методической работы и учебного репертуара. Существующие в ДМШ формы организации учебного процесса вступают в противоречие с понятием широкого музыкально-эстетического воспитания юношества. Все еще господствующие педагогические методы могут дать результата лишь в случае контакта педагога с одаренным учеником, а на детей со скромными способностями обычно не оказывают воздействия. Как правило, по отношению к 90% учеников задачи дальнейшей профессионализации является неактуальной. Это подавляющее большинство учащихся профессионалами не становятся, но не становятся они и активными любителями. Расставаясь с музыкой после окончания школы. Таким образом, укоренившийся в музыкально-педагогической практике «концертно-исполнительский уклон» сужает задачи обучения в музыкальной школе. Мешает ей выполнять свое главное предназначение – давать основной массе учащихся общее музыкальное образование, готовить их к активному музицированию. Вместе с тем, говоря о дифференциации обучения, можно отметить . что уже сегодня в практике ДМШ существуют две модели деятельности педагогов – традиционная и актуальная. Традиционная отличается поэтапным характером обучения: выявление у детей музыкальных способностей, доинструментальный этап их развития и период обучения собственно игре на музыкальном инструменте. Первый этап ограничивается приемными испытаниями. Второй – исчерпывается «донотным» периодом. В результате педагоги стремятся начать обучение ученика игре на инструменте как можно скорее. В отличие от традиционной, актуальная модель деятельности уже первоначально дает не только оценку способности учащихся, но и прогнозирует их развитие. Период «донотного» обучения используется для закладывания фундамента музыкально-эстетического обучения: активного музыкального развития учащихся посредством пения и игры по слуху. В последующей же педагогической деятельности, наряду с развитием у юных музыкантов исполнительских навыков, продолжается работа по совершенствованию музыкального слуха, многогранному развитию творческих способностей учащихся, воспитанию у детей стремления к активному музицированию. Педагоги-музыканты, опирающиеся на данный метод в своей преподавательской практике, развивают у учащихся навыки активного музицирования, которые являются основополагающим условием для любой формы их музыкальной деятельности, как самостоятельной, так и руководимой педагогом, и способствуют более интенсивному формированию у них общемузыкальных представлений. Приобщение учеников к активному музицированию является сложной задачей, требующей выполнения определенных условий, важнейшим из которых является расширение круга преподаваемых дисциплин. Этому могло бы значительно способствовать введение в учебный процесс занятий по импровизации. Педагоги считают импровизацию одним из важнейших средств активизации музыкального развития детей и рекомендуют включать задания на мелодизацию стихотворного текста, сочинение вариантов знакомых песен, досочинения мелодий, вариации на тему песен и т.п.Наряду с занятиями импровизацией в младших классах можно было бы проводить комплексные уроки музыки, сочетающие в себе элементы сольфеджио, чтения с листа, транспонирования, хорового пения, прослушивания музыкальных произведений, игры по слуху и в ансамбле, аккомпанемента.^ 5. О совершенствовании учебных планов и программ Осуществление принципа дифференциации обучения в учреждениях детского музыкально-эстетического воспитания тесно связано с совершенствованием учебных планов и образовательных программ. По каким программам обучать будущих профессиональных музыкантов и любителей музыки? Разумеется, речь должна идти не об одной, а о множестве программ. Учитывающих особенности разных категорий учащихся и по возрасту и по способностям. Оценивая существующие программы для ДМШ, многие педагоги-музыканты подвергают их справедливой критике за несоответствие целям и задачам музыкальной школы, которой сегодня нужна новая, детально продуманная и комплексная программа обучения музыке, подразумевающая более современную методику преподавания и более разнообразные формы работы. В этой связи программа по музыкальной литературе для ДМШ заслуживает наиболее пристального внимания. Музыкальная литература – именно тот предмет, который должен стать одним из основополагающих в приобретении учащимися как музыкальных знаний, так и целостного представления о музыкальном искусстве. Существующая же программа по музыкальной литературе не только очень сжата. Но и не синхронна всему процессу обучения в ДМШ. Дети приходят в музыкальную школу учиться музыке, а начинают слушать ее три года спустя, да еще целый год оставаясь в сфере элементарных понятий. Многие специалисты, преподающие музыкальную литературу, считают, что предмет, знакомящий детей с музыкой, как целостным искусством, учащий их понимать и анализировать музыкальные произведения, должен быть введен в обучение с первого класса. Это пожелание уже осуществилось в последних Примерных учебных планах по факультативной дисциплине «Слушание музыки» с первого по пятый классы. Программа по музыкальной литературе нуждается не в частных, пусть даже и ценных изменениях, а в принципиальном переосмыслении того, чтобы музыкальное развитие детей шло от общих эмоциональных впечатлений к практической деятельности. На важность данного обстоятельства указывал в свое время Г.Нейгауз: «Прежде, чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся… должен… владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом». К сожалению , в ДМШ это пока не принимается во внимание, а предмет «Слушание музыки, как правило, уступает место заучиванию терминов и формулировок. Серьезное возражение вызывает и ограничение программы по музыкальной литературе привычным кругом явлений музыкального искусства, неохотное включение в данный курс образцов современной музыки или менее известных произведений классики. Введение же в программу на последнем году обучения произведений советских композиторов-классиков также нельзя считать достаточным. Создание новых программ подразумевает дифференцированное обучение учащихся, которое сегодня особенно актуально для детских школ искусств. Эти учреждения нового типа приобрели весьма важное значение музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Организованные во многих городах ДШИ знакомят детей с различными видами художественного творчества, способствуют дифференциации художественных и музыкальных способностей и интересов учащихся на первом, наиболее ответственном этапе обучения и, в конечном итоге, учат подростков ориентироваться в современной музыкально-художественной жизни. Однако, отсутствие стабильных учебных планов и образовательных программ значительно осложняет процесс функционирования этих школ: препятствует формированию учебных требований, разработке современных методов обучения и пропаганде и в среде преподавателей, подготовке соответствующих педагогических кадров и созданию системы обмена опытом. Школа искусств развивается, опираясь на энтузиазм и инициативу руководителей местных органов культуры, образования и самих работников этих учреждений, пытающихся самостоятельно разработать и сформулировать нормативные учебные документы. Каждая такая школа варится в собственном соку, в том числе и наша ДШИ.6. заключение Музыкально-эстетические занятия показывают ярко выраженное положительное их влияние на детей и на образовательный их уровень в целом. Учащиеся, занимающиеся музыкой, более рационально планируют свое время, их успеваемость значительно выше в обеих школах в сравнении с одноклассниками, которые не имеют подобной дополнительной учебной работы. Музыкальная школа заметно повышает уровень общего культурного развития учащихся, создает важные предпосылки для их нравственного воспитания. Музыкальные занятия также привносят особый творческий импульс, оживляя внеклассную работу проведением музыкальных праздников, организацией концертов, созданием музыкальных клубов-лекториев и вокально-инструментальных ансамблей. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что система детского музыкально-эстетического воспитания переживает сейчас период интенсивного совершенствования. Оно связано с решением многих творческих и организационных задач, возникших в результате тех социально-экономических изменений и преобразований, которые происходят в настоящее время в нашей стране. Существующие уже сегодня достижения в области музыкальной педагогики отражают стремление музыкантов-преподавателей к дальнейшему совершенствованию своей деятельности с целью более плодотворного участия в деле духовного развития подрастающего поколения, к нахождению соответствующих духу времени форм и методов музыкально-эстетического воспитания и обучения.^ 7. Иллюстрированное приложение:«О негативных явлениях в современной музыкальной жизни, пагубно влияющих на нормальное развитее детского, подросткового и юношеского мышления и сознания»Почему иллюстрированное? Да потому что автор завершает свой реферат размышлениями и рассуждениями, которые подтверждаются наглядными средствами массовой информации, то есть тем, что можно увидеть по телевизору, услышать по радио и прочитать в прессе. Музыка – особая форма отражения жизненных проблем и человеческих идеалов. Она, также как и другие виды искусства, выражает отношение к происходящему, выражает всегда, даже тогда, когда кажется, что не выражает ничего. Маловыразительная музыка свидетельствует, прежде всего о равнодушии сочинившего ее композитора или о его непричастности к сложным жизненным вопросам. Музыка ненавязчиво и непринужденно выражает нравственные принципы и эстетические нормы. Так называемая «поп-музыка» или, как ее в обиходе называют «попса», является музыкальным вариантом, рассчитанным на массовое потребление. Поп-музыка паразитически использует огромные и эмоциональные возможности музыкального искусства, эксплуатируя их в устранении негативных социальных эмоций бунтующей молодежи и в отвлечении последней от неудовлетворенного состояния в иную бесконфликтную музыкально-наркотическую действительность. Формируемая у слушателей поп-музыки эстетическая пассивность перерастает в пассивность нравственную и социальную. Поп-музыка исполняется небольшими вокально-инструментальными группами, выступления которых рассчитаны главным образом на молодежь. В ее основе – легкие, примитивные ритмические четкие мелодии песен про любовь, в которых, как правило, смыслу слов не придается особого значения. А модные исполнители выделяются не талантливостью, а броскостью исполнения. Больше всего поп-музыка передается по радио и телевидению, которые стали придатком шоу-бизнеса и служат его рекламе. Радиостанции и телестудии продают вещательное время, как товар. Рекламные объявления разбавляются и перемежаются записями поп-музыки. Волны рекламы подхватывают новый мотив и нового исполнителя. Настойчиво звучит песенка по радио и телевидению, ею наполняют музыкальные магазины, быстро продаются тысячи экземпляров записей песни. Непритязательные слушатели не хотят отстать от моды, для возбуждения которых по радио и телевидению систематически передают списки лучших записей песен, занявших первые десять-двадцать мест. Так продолжается до тех пор, пока не появляется новый шлягер, новая волна рекламы, новые исполнители, новая мода. Молниеносно забываются прежние кумиры, которые получая значительные доходы при столь раздутом рекламой успехе, отлично знают, что их слава рассчитана на недолгий срок. Для того чтобы привлечь к своим выступлениям больше внимания, музыканты «поп- и рок-групп» одеваются в высшей степени необычайные костюмы, отращивают волосы, навешивают на себя странные украшения. Во время исполнения они обычно дергаются, гримасничают, раскачиваются в такт музыки, пытаясь загипнотизировать этим зрителей. Их манеру вести себя, одеваться и причесываться подхватывает молодежь, которая делает себе из звезд эстрады идолов и кумиров. На этом наживаются фабриканты одежды и звезд. Таким образом, музыкальное искусство превращается в статью дохода предприимчивых дельцов. При таких обстоятельствах не может, конечно, быть и речи о творчестве, которое снижается до уровня бездумного ремесленничества. Поп-музыка является эрзацем, синтетическим продуктом, далеким от настоящего искусства. Произведения поп-музыки, хотя и непрерывно обновляемые, в высшей степени однотипны: они следуют стандартной форме с очень небольшими отклонениями. Их музыкальный и художественный уровень чрезвычайно низок. Они пагубно воздействуют на самих исполнителей и на слушающую молодежь. Особую опасность шоу-бизнес представляет для судеб народной музыки, которой чужды коммерческие цели. Когда народная песня соприкасается с коммерцией, из нее выхолащивается боевой задор и острота переживаний. Её причесывают, припудривают, подгоняют под стандарт шлягеров, чтобы угодить моде, понравиться как можно большему числу слушателей и принести большие доходы. Чудовищная диспропорция между количеством записей поп-музыки и музыкальной классики объясняется опять же коммерческими соображениями: ведь основной потребитель – подросток, которому чаще всего неведомы достоинства классической музыки. А поп-музыка не требует эстетической подготовки, звучит повсюду и сама «лезет в уши». И только ДШИ и ДМШ своей музыкально-эстетической деятельностью пытаются оградить подрастающее поколение от этой повседневной пошлости и безвкусицы, приобщая его к истинным ценностям настоящего серьезного музыкального искусства.