2425 Культурология Значение мифа и обряда в становлении словесного искусств Реферат МГПУ 13 2009 699 acher@wiseowl.ruСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4 ВВЕДЕНИЕ «Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема работы актуальна потому, что в XIX в. наука открыла давно ушедшие в небытие культуры Востока. За классической — римской и греческой — древностью вырисовались литературы ещё более древние: египетская, шумерская, вавилонская. На их фоне по-иному стали выглядеть и издавна знакомые тексты Библии. Но литературы Древнего Востока на роль первоначала подходили плохо: для этого они были слишком развитыми и утончёнными. В поисках самых ранних форм словесности наука обратилась к изучению устного творчества тех народов, быт которых почти не изменился с каменного века, — коренного населения Австралии, Океании, Африки, Америки, Сибири. Сравнивая верования этих народов с мифологиями древнейших цивилизаций и с пережитками древности у народов Европы, учёные смогли хотя бы отчасти представить себе, как складывалось искусство слова. Оказалось, что у народностей, сохранивших быт и представления каменного века, словесность теснейшим образом связана с обрядами и основу её составляют мифы. Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы: Цель работы - рассмотреть значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: Изучить литературу используемую в работе. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о особенностях мифа и ритуала в словесном искусстве. Рассмотреть сущность и специфику значения мифов и обрядов в сказке. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Название основной части отображает её содержание. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог работы можно сделать следующие выводы: 1. К моменту появления письменности словесное искусство прошло длинный и сложный путь. Оно накопило запас сюжетов, ритмов и речевых оборотов, отмеченных особой выразительностью. Человек приучился следить не только за тем, что сказано, но и за тем, как сказано. И уже тогда обнаружилось замечательное свойство искусства: в нём ничто не исчезает бесследно. Миф передал многие свои особенности эпосу и сказке. Сказка, утрачивая элемент чудесного, превратилась в новеллу, из эпоса произошёл рыцарский роман. Так черты древней словесности передавались от жанра к жанру, дожив и до наших дней. 2. Миф и ритуал образовывали сложное единство, объясняя и дополняя друг друга, — это были как бы два способа говорить об одном и том же. Но миф — скорее способ мышления, чем рассказ. В нём — исток словесности, но сам он к ней не относится. Своей художественной формы он не имеет. В обществе, где мифы ещё живы, знание мифа передаётся не только через повествование, но и через ритуалы, маски, орнаменты — можно сказать, что мифом пронизана вся жизнь первобытного человека. ^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Борзова Е.П. История мировой культуры. - СПб., 2007 Зарубежная литература XX века (1871-1917): Хрестоматия/Сост. Н.П. Михальская, Б.И. Пурищев. М, 2008. Зарубежная литература ХХ века. Учебник под редакцией Л.Г. Андреева — М.: Высшая школа, 2006. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века/ Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2008. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века/ Под ред. М.Е. Елизаровой, Н.П. Михальской. М., 2005. Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 2007. Лучанова М.Ф. История мировой литературы. – М., 2005Мелетинский Е. М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 2004.