Литературная гостиная « Знакомство с английской литературой. Лимерики».Цель мероприятия: ознакомить учащихся с особенностью английской литературы – лимериками, английским поэтическим фольклором, с твор-чеством Эдварда Лира; повысить интерес ребят к изучению английского языка; развить навыки понимания чтения текстов на английском языке и приблизить детей к англоязычной культуре. Ход мероприятия: Ведущий : -Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие в удивительный мир английской поэзии и познакомимся с некоторыми стихами для детей.Каждый народ имеет свою культуру, свои духовные ценности, своё мировосприятие, и это отражается в его языке. Человек, изучающий язык, должен приобщиться к культуре народа –носителя языка.Лимерики (Limericks или Nursery Rhymes) занимают значительное место в англо-язычной литературе. Но среди них есть такие, которые известны всем, независимо от страны или социальной среды. Многие стихи известны в Англии и Шотландии уже более четырёх сот лет. Детские стихи и потешки известны под названием “ Mother Goose Rhymes” –«Стихи Матушки Гусыни». « Матушка Гусыня» -это вообража-емый автор детских стихов и песенок, первый сборник был выпущен в Лондоне не позже 1780 года. Английские народные стихи привлекали внимание многих своей музы-кальностью, необычными сравнениями и метафорами, юмором. Мир английской детской поэзии стал доступен и русскому читателю благодаря пере-водам выдающихся русских поэтов К. Чуковского, С. Маршака, В. Лунина, О. Седаковой, Ю. Левина и других переводчиков. А теперь давайте послу-шаем детские стихи, подготовленные ребятами: “ The monkeys and the crocodile” Five little monkeys swinging from a tree; Teasing Uncle crocodile merry as can be. Swinging high, swinging low, Swinging left, swinging right: “ Dear Uncle crocodile, come and a bite!”… “ Two little kittens” Two little kittens, one stormy night, Began to quarrel, and then to fight. One had a mouse, the other had none, This was the way the fight was begun. Кроме столь известных и любимых детских стихов и рифмовок не меньшей популярностью пользуются так называемые лимерики. Это короткие песенки, хождение которых по традиции связывают с ирландским городом Лимериком. Там якобы пели их во время традиционных застолий. Форма лимериков была строго закреплена: они состояли из пяти строк. В первой строке, довольно длинной, обычно описывается, кто где жил да был; во второй, тоже довольно длинной, идёт знакомство с какой-то инте-ресной особенностью героя; третья и четвёртая строки –короткие, они по-вествуют о неожиданных, подчас невероятныз событиях; пятая строка –довольно длинная и смешная ( иногда похожа на первую). Рифма в лимери-ках строго фиксирована: первая и вторая строки рифмуются с пятой, а третья –с четвёртой. Как правило, лимерик начинается со слов “ There wasa…”, что соответствует русскому фольклорному зачину « Жил-был..» Например, There was an Old Derry down Derry, Who loved to see little folks merry: So he made them a book, And with laughter they shook At the fun of that Derry down Derry.Обожал старый Дерри из Дерри, Чтобы радостно дети галдели. Он им книжку принёс И смешил их до слёз, Славный Дерри из Дерри. Своей « канонизацией» такая форма лимерика обязана одному из самых любимых поэтов английской и американской детворы и великолепному рисо-вальщику Эдварду Лиру(1812-1888). Сам называл он свои стишки нонсенсами, отсюда и название первой его книги, вышедшей в 1846 г. –“ A book of Nonsense”. Эдвард Лир адресовал свою книгу детям и сопроводил многие стишки озорными, гротескными рисунками. Он так очаровал читателей разнообразием своих нелепостей, что побудил к творчеству армию сочинителей лимериков, таких, как, Льюис Кэрролл, Хилэр Белок, Гилберт Честерсон. Лимерики стали народной поэзией –вроде наших частушек. В Англии и в Америке часто организуются конкурсы на лучший лимерик, в которых участвуют и дети. Вот и мы сейчас проведём конкурс на лучший ли-мерик. В оценке перевода лежат три критерия: его поэтические достоинст-ва (рифма, ритм); близость к английскому оригиналу; степень соблюдения правил, как, количество и длина строк. ( Участникам были даны лимерики, которые надо перевести): There was a young lady of Niger, Одна хохотушка-девица Who smiled as she rode on a tiger, Любила кататься на львице, They returned from the ride Признаться вам честно- With the Lady inside, Девица исчезла. And the smile on the face of the tiger. Зато улыбается львица.The was an Old Man of Peru, Однажды увидел чудак Who dreamt he was eating his shoe Во сне, что он ест свой башмак. He awoke in the night Он вмиг пробудился In a terrible fright И убедился, And found it was perfectly true! Что это действительно так! There was a young Lady whose nose Мисс Джуди оставили с носом, Was so long that it reached to her toes И ей до лодыжек дорос он. So she hired an Old Lady Во время гулянья Whose conduct was steady Специальная няня To carry that wonderful nose. Шла перед мисс Джуди с подносом.В английской литературе очень знаменит Эдвард Лир –поэт, художник, страстный любитель весёлой чепухи. Послушайте его стихотворение о себе: Эдвард Лир о самом себе.Мы в восторге от мистера Лира,Исписал он стихами тома.Для одних он -ворчун и придира,А другим он приятен весьма.Десять пальцев, два глаза, два ухаПоджарила природа ему.Но лишён он известного слухаИ в гостях не поёт потому.Книг у Лира на полках немало.Он привёз их из множества стран.Пьёт вино он с наклейкой «Морсана».И совсем не бывает он пьян.Есть у Лира знакомые разные.Кто его называет Фосс.Тело автора –шарообразное.И совсем нет под шляпой волос.Если ходит он, тростью стуча,В белоснежном плаще за границей,Все мальчишки кричат:« Англичанин в халате сбежал из больницы!».Он рыдает, бродя в одиночкуПо горам среди каменных глыб,Покупает в аптеке примочку,А в ларьке –марципановых рыб.По-испански не пишет он, дети,И не любит он пить рыбий жир:Как приятно нам знать, что на светеЕсть такой человек- мистер Лир! (перевод С. Я. Маршака) Хотя при жизни главным занятием Э. Лира была пейзажная живопись, многим поколениям он известен как один из величайших представителей поэзии небылиц-лимериков. Особенно Эдвард Лир любил иллюстрирова-нием книг.Задание для учащихся: «Рисунки на двоих» -каждая группа учеников рисует «тайком» нижнюю часть рисунка. Закрывает её. Другая группа ребят, тоже не показывая, дорисовывает «картину» соперников, а потом придумывается смешное название рисунка. Заключение: -В Англии очень любят эти смешные, короткие стихи. Надеюсь, что после такого знакомства вы тоже полюбите их и заинтересуетесь английской лите-ратурой, которая очень известна и прозой, и поэмами, и загадками, и романами, а также удивительными сказками.