Выступление«Задачи и пути развития речи младших школьников».Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №39Гордеева Ольга АнатольевнаРечь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность. Одной из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности её развития во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Задача начальной школы – формирование речевых навыков учащихся, развитие их мышления, познавательных способностей. Развитие мыслительных способностей тесно связано с развитием речи. Основная работа по развитию речи младших школьников проводится на уроках русского языка и чтения. Однако, чтобы сохранить уровень речевой культуры, а тем более поднять этот уровень, нужен общий фронт борьбы за грамотность и культуру речи на уроках по всем учебным дисциплинам и во внеурочное время – единый речевой режим. Опыт показывает, что в тех школах, где единый речевой режим действует, где о поддержании высокого уровня речевой культуры заботятся все учителя, грамотность и культура речи учащихся, а следовательно, культура их мышления и уровень знаний по всем предметам выше, чем там, где требования единого речевого режима не соблюдаются. Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая чёткость, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Пути развития работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи; разновидностями речи (такими, как пересказ, изложение, сочинение, ответ); типами сообщения (описание, повествование, рассуждение). Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог: «эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребёнка, есть ситуация разговорная». В устной речи, как речи звучащей, большую роль играет интонация. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная, в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи более трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладения письменной речью осознаётся также процесс, написания каждого слова. Обучение письменной речи как более нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту, точность в употреблении слов, конструкций, предложений, выразительных средств языка. Задача учителя при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи. Пути развития речи в начальной школе этосвязь работы по развитию речи с развитием мышления;взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся. Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание» (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.Успех в работе по развитию речи невозможен, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнить задание, предлагаемое учителем (учитель спрашивает – надо отвечать!). В ситуации такого обучения, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением только авторитету учителя, когда место связной речи занимают лишь «полные ответы» на бесчисленные вопросы, желание высказаться угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить двигателем высказывания детей. На начальном этапе обучения, когда навыки письменной речи учащихся только начинают формироваться, когда все письменные работы выполняются под руководством учителя и самостоятельность учащихся в составлении и построении связного письменного сообщения незначительна, проявить свои мысли и чувства, обнаружить свою наблюдательность, свои знания и интересы дети могут только в устной речи – только в непринужденных свободных высказываниях или в организуемых учителем связных сообщениях. Вот почему, как отмечал К.Д. Ушинский, учитель «обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями, которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают «выражение этой мысли в слове». Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь; надо «ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика», умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряжённым вниманием слушатели. Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтённых оценок слушателей. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит (пишет). Важна целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказываемому. Важнейшим условием развития речи детей является потребность в высказывании, повышении речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. Это требует определённой организации коммуникативно-деятельного подхода к обучению. Вторым условием является наличие содержательной основы для высказывания, когда ребенок не только хочет говорить, но и может о чем-то сказать. Для этого необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей. Развитие речи детей затруднено без овладения ими определённой формой речевого высказывания, разнообразными средствами его построения. Реализации этого требования способствует усвоение различных текстов и осознанное их использование для создания речевых сообщений. Необходимым условием развития речи детей является освоение ими языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения. Итак, работу по развитию устной монологической речи следует начинать с 1 класса. В системе упражнений, формирующих навыки устной монологической речи первоклассников, выделяют следующее:сравнение, сопоставление небольшого текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой;озаглавливание текста;определение основной мысли текста;выделение в тексте начала, середины, концовки;воспроизведение текста по данному началу, середине, концовке;восстановление деформированного текста;придумывание к рассказу начала или конца;выбор наиболее подходящего начала или концовки к тексту;определение, какой части не хватает в тексте; 10)пересказ по плану.В 3 классе по развитию речи у С.В.Иванова (по системе Н.Ф.Виноградовой) есть тема «Заглавие и начало текста», где в упражнениях предложены такие задания:а) –Прочитай предложения ,с которых начинаются тексты, какие предложения точно указывают на то, о чём пойдет речь в тексте, а какие нет? Объясни почему.б) – Прочитай текст. Найди предложение, которое должно стоять на первом месте. Объясни, почему именно это предложение должно начинать текст.в) – Прочитай текст. Задай к каждой части текста вопросы так, чтобы у тебя получился план текста.В теме «Учимся писать письма» представлены такие задания:1) Представь, что такое письмо прислали тебе. Интересно ли читать его? Стоит ли друзьям так обращаться друг с другом? Как можно исправить Сашино письмо, чтобы его было интересно читать?2) Прочитай письмо, которое написал бабушке и дедушке Коля. Можно ли в его письме заменить повторяющиеся слова? Исправленный вариант запиши в тетрадь.3) Прочитай письмо. С какой целью автор письма включает в свой текст фразеологизмы? Правильно ли он их использует, не допускает ли ошибок?4) Прочитай текст. Попробуй и ты написать Деду Морозу.Затем представлен ряд упражнений по развитию речи в теме «Повторение»- Прочитай текст. Озаглавь его. Составь план текста. Определи, в какой части текста повествование, а в какой - описание. Попробуй рассказать ребятам – устно или письменно.В теме «Учимся писать изложение» представлены такие задания:1) Прочитай текст. Определи к описанию, повествованию или рассуждению он относится. Что помогло тебе определить тип текста? Выпиши в тетрадь самые яркие детали описания. А теперь закрой учебник и попробуй пересказать текст устно. Помогут тебе записи в тетради.2) Можно ли сказать, что весь текст – описание ёлочки? Права ли Даша, озаглавив этот текст «Красавица ёлочка»? Запиши в тетрадь первое предложение и продолжи текст так, чтобы его действительно можно было назвать «Красавица ёлочка».3) Прочитай текст описания два раза, потом закрой книгу и напиши по памяти. Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте. Скажите друг другу, чего недостаёт в описании. Потом открой учебник и сравни с тем, что написано.Но недостаточная сформированность тех или иных коммуникативно-речевых умений приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного вида. Все ошибки учащихся в созданных ими речевых высказываниях делятся на три группы: ошибки в содержании, в построении текста, собственно речевые ошибки и недочёты. Во время проверки работ учитель ставит на полях карандашом номер ошибки. Это позволяет ему в дальнейшем провести целостный анализ ошибок в классе и, таким образом, увидеть, какие коммуникативно-речевые умения сформированы у учащихся в недостаточной степени, определить дальнейшие направления работы по развитию связной речи, организовать дифференцированную работу по анализу и редактированию сочинений и изложений на дальнейших уроках. Эти цифры, а также условные обозначения ошибок дают учащимся возможность понять суть ошибки, более осознанно подойти к работе по совершенствованию собственного речевого высказывания. Целесообразно представить систему упражнений по развитию речи младших школьников.^ Лексическая подготовка:Отредактируй. Расставь слова в нужном порядке.Я пришёл в школу и увидел Настю. Сидела за задней партой Настя. Девочка сидела за столом. Книгу читала девочка.2) Подбери синонимы:Распутица –Греметь – Дорога – Простор –3) Подбери антонимы:Ясный –Польза – Новый – 4) Объясни фразеологизмы:После дождичка в четверг – Во все глаза – 5) Озаглавь текст. Составь план. 6) Найди в тексте повторяющуюся мысль. Отредактируй текст, запиши в исправленном виде.^ Полёт самолёта.Самолёт поднялся в воздух и набрал большую высоту. Он летел с огромной скоростью. Внизу расстилалась пелена облаков. Самолёт летел очень быстро. Через пять часов он был у цели.7) Раздели текст на части. Обозначь абзацы. Составь план. (дан текст) 8)Отредактируй текст. Замени повторяющиеся слова синонимами.^ Медведь подошёл к большому дубу. Медведь засунул лапу в дупло. Медведь зачерпнул пригоршню мёда. Пчёлы начали кусать медведя. Медведь побежал к речке. 9) Напиши сочинение по плану.Ёж.Вступление – общие впечатления о животном.Главная часть – его признаки.Заключение.10) Что правильно?Я скоро выздоровею.Я скоро выздоровлю.11) Вставь предлоги.Выйти … автобусаВам лучше доехать … трамвае.12) Отредактируй. Расставь слова в нужном порядке.^ Моим соседом был мальчик Игорь. Большую коллекцию марок собрал он.13) Убери слова – «паразиты», если они есть.И вот, значит, начался дождь.Он, вроде тебя, тоже чудак.14) Отредактируй. Переведи жаргонные слова на литературный язык.Чувиха –Въезжать – Обалденный – Фигня –15) Перефразируй. Скажи по другому.Заяц не жалел сладкой морковки и капусты. Белочка приносила шишки, грибы, орехи.Пунктуационная подготовка:Прочитай предложения. Обрати внимание на знаки препинания. Объясни их постановку или послушай объяснение учителя.^ Шубка у зайца стала белой, у белочки – серой.Орфографическая подготовка:1) Подбери проверочные слова. Вставь буквы.Б…льчонок –П…ляне – 2) Раскрой скобки: (по)дружился3) Объясни правописание приставки: подружился4) Спиши. Выдели орфограмму разделительный Ь^ Друзья, елью5) Спиши. Выдели орфограмму ЧКБелочкаТворческое задание.1) Придумай продолжение истории.Начались летние каникулы. Наша семья переехала на дачу. Дача стояла в лесу.2) Напиши сочинение-миниатюру по опорным словам.^ Учебный год, ёж, уж, зайчата, рыбки, чиж, класс, живой уголок.3) Из слов каждой строчки составь и запиши предложения.ГрозаГроза, сильная, началасьДымом, всё, небо, затянулосьЛягушки, и, замолчали, птицыЛес, прокатился, первый, через, громДеревья, заскрипели, старыеТреск, раздался, страшныйХлынул, за, каплями, ливень, дождя, первымиК путям повышения развития речи младших школьников можно отнести:1) Упражнения для развития речи, памяти, воображения и смекалки.^ Ах какая большая, зубастаяКак азартна, ловка и умна!Ух какая злодейка глазастая:Лишь зевнёшь – Атакует она.2) Проведение литературных викторинРассказы Л.Н.Толстого. Гном Забывалкин не дописал одно из слов в названии рассказов Л.Н.Толстого«Аку…»«Девочка и гри…».«Косточ…».«Котё…».«Орё…».«Лев и соба…».3) Написание докладов, сообщений по окружающему миру.Библиографический список.1. Пометова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. Пособие для учителя. Москва. Просвещение 1984г. 2. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. Тула. Родничок. Москва. Астрель. АСТ 2007г. 3. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе. Практическое пособие. Москва 2005г. 4. Новичихин Е.Г. 50 упражнений для развития речи, памяти, воображения и смекалки. Москва. Аквариум 2006г. 5. Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать сочинения. Грамотей 2006г. 6. Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения. Грамотей 2007г. 7. Вижанкова Т.М. Развитие устной монологической речи // Начальная школа – 1991 - №2.- с.35-38. 8. Приступа Г.Н., Ераткина В.Е. Единый речевой режим // Начальная школа – 1991г. - №5 –с. 43-50.