МОУ «СОШ №3» станицы Советской Кировского района Ставропольского краяРеферат на тему:«Депортация турок-месхетинцев и проблема возвращения на историческую родину»Выполнил: ученик 11 Б класса Исмаилов Расул Руководитель: Литвинова В.М.станица Советская 2010 – 2011учебный годСодержание Введение. 3 – 4 Глава I. Происхождение турок-месхетинцев. 4 – 5 ^ Глава II.Сталинские репрессии. 6 - 9 Глава III. Позиция Грузии по вопросу о возвращении турок-месхетинцев на родину. 9 - 11 Глава IV.Последствия переселения. Первые попытки вернуться на родину. 11 – 14 Глава V. Депортация и судьба моей семьи. 14 – 17 Заключение. 17 – 18 Словарь. 19 – 21 ^ Используемая литература. 22 ВВЕДЕНИЕ. За горами Кавказа находится историческая родина турок-месхетинцев-Месхетия, где некогда жил месхетинский народ. В 1944 году их выселили. Сейчас эти земли пустуют и ждут возвращения своего народа. Переселение оставило огромный след в памяти турок. Очевидцы до сих пор не могут забыть все пережитое ими. На их глазах выступают слезы, когда они вспоминают события тех лет. В то время мужская половина населения находилась на фронте, защищала страну от фашистов. А женщины, старики и дети были выселены в степи Средней Азии. Знал ли Сталин, каким образом были выселены эти люди? Правильно ли было решение о депортации турок-месхетинцев? На основе чего было вынесено такое решение? Ответы на многие вопросы до сих пор не найдены. Я принадлежу к роду месхетинских турок. И знание истории своего народа, его прошлого - это мой долг. Но, к сожалению, такую информацию сейчас очень сложно найти или практически невозможно. Во многих учебниках по истории эта тема не раскрывается. Авторы-составители не считают это важной информацией. Интернет же не всегда содержит достоверные факты. Вопросов, связанных с этими историческими событиями, много. Больше чем ответов. На проведение операции было выделено 4 млн. рублей и 750 т бензина. Откуда взялись такие средства для осуществления переселения, ведь речь идет не о мирном времени? Это все происходит в разгар войны, когда каждая копейка решала исход сражений и дальнейшее развитие страны. Неужели для Сталина проведение операций по переселению горских народов было важнее положения на фронте? Депортация оставила свой отпечаток не только в памяти народа, но и на его дальнейшем существовании. Турки-месхетинцы, выброшенные в степи, лишенные крова и всего того, что им принадлежало, вынуждены были начинать все с нуля. Многие люди до сих пор не могут исправить свое положение, так как исторический процесс поступательного развития был нарушен. Наивно было бы надеяться, что насилие, которому подверглись турки-месхетинцы и другие народы в годы войны, изгладилось в памяти самих репрессированных, их детей, внуков и правнуков и не будет влиять на дальнейшую судьбу этих народов. В настоящее время далеко не каждый знает обо всех тех секретных операциях, которые стали препятствием на пути развития турок-месхетинцев. Поэтому я выбрал именно эту тему для моего научного исследования. Глава I. Происхождение турок-месхетинцев. Турки-месхетинцы (самоназвание; распространены также названия: турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетинцы, кавказские турки) - народ, живущий в Казахстане (90тыс.), Азербайджане (70тыс.), России (50-70 тыс.), Киргизии (30 тыс.), Узбекистане (15тыс.), Украине (7 тыс.). Общая численность на территории бывшего СССР -260-280 тыс. человек. Турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Помимо общей специфики диалектов Восточной Анатолии, диалект месхетинцев испытал небольшое влияние грузинского, а также некоторое влияние армянского, а в 20-ом веке – также тюркских языков Казахстана, Средней Азии и русского народа. Ряд специалистов являются сторонниками предположения о существовании особого турецко-месхетинсого языка, но их меньшинство. .(www.narodru.ru). Я.Б. Бройдо, В.Ю. Прохоров усматривают в этногенезе месхетинцев два главных компонента: древнее грузинское племя месхов и тюрки, массовое переселение которых в Малую Азию и Закавказье приходится на ХI век. Но тюрки с течением времени стали здесь преобладать. Видимо, поэтому месхетинские князья титуловали себя «повелителями месхов и тюрок», а затем даже приняли тюркский титул атабегов, и их владение называлось Самцхе-Саатабаго (Атабегство Самцхе). В XIV-XV веках княжество, являвшееся по существу государственным образованием турок-месхетинцев, отложилось от остальной Грузии, но независимость сохраняло недолго - в результате двух аннексий (1453 и 1576) эта территория была подчинена Османской империи, став впоследствии её пашалыком (1639год). Основными чертами бытовой культуры и семейной обрядности турки-месхетинцы близки к туркам Малой Азии, азербайджанцам и грузинам. После депортации 1944 года испытали сильное влияние урбанистической «общесоветской» культуры.Рис.1: Фрагмент административной карты Грузинской ССР, изд. ГКУГК СССР, М-1984 г. (газета “Любовь к Родине”, апрель 1991 года № 2 (2)) Глава II. Сталинские репрессии. Можно отнять у народа землю, богатство, но нельзя отнять память у народа. Чингиз Айтматов. Некогда многовековая история объединяла культуру и традиции месхетинцев с пограничной Турцией. Но 160 лет тому назад по решению Адрианопольского мирного договора (2 сентября 1829года) между Турцией и Россией Грузия перешла во владение России (города Ахалцихе и Ахалкалаки). В 1921 году по Московскому договору между страной Советов и Турцией при определении границ Месхетия стала территорией Грузии. В то время в Грузии были склонны считать всех турок-месхетинцев забывшими родной язык грузинами. Однако, руководство Грузинской ССР, в частности, в лице Л.П. Берии, предпринимало попытки «грузинизации» турок-месхетинцев. Эти попытки стали еще более настойчивыми в 30-е годы. Они сочетались с прямыми репрессиями против турецких «национальных кадров», обвинявшихся в «шпионаже» в пользу Турции и тому подобных « преступлениях». Нередки были случаи принуждения турок-месхетинцев к изменению записи о национальности в паспорте и принятию грузинских фамилий (например, жители ст. Советской Кировского района Ставропольского края с такими грузинскими фамилиями, как Падуладзе, Надирадзе, Окропиридзе). Подобного рода «мероприятия» усилились в 40-е годы, когда Сталин пришел к убеждению о «ненадежности» турок-месхетинцев в свете возможной войны с Турцией. Хотя сами турки-месхетинцы никакого повода к подобным подозрениям никогда не давали. Так, на фронты Великой Отечественной войны ушла практически вся взрослая мужская часть населения (более 48 тыс. человек,28 тыс. из них погибло; народ дал 8 Героев Советского Союза). К тому же к этому времени опасность вступления в войну Турции на стороне Германии свелась к нулю, так что даже самый «благовидный» предлог для «наказания» турок-месхетинцев отпал. Тем не менее, власти стали загодя готовиться к депортации.Рис. 2: Бекир Мустафаев - Герой Советского Союза. Бесчеловечное преступление началось согласно постановлению ГКО №6279 от 31.07.1944г. и приказу НКВД 001176 от 20.09.1944г.. Турки-месхетинцы обвинялись в «непринятии колхозного строя», «нарушении государственной границы», «пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служении турецким разведывательным органам, в вербовке шпионских элементов и насаждении бандитских групп». А также в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями. Утром 15 ноября 1944 года войска НКВД оцепили районы проживания турок-месхетинцев и приступили к депортации. Вместе с турками в течение 10 дней угнали курдов, армян-хемшилов, грузин-мусульман и живших в этих районах представителей ряда других мусульманских народов. Всего было выслано 125 тыс. человек, из них 115 тыс. турок-месхетинцев. В пути погибло 15 тыс. человек, а за первые 6 месяцев в ссылке-37 тыс. человек, включая 17 тыс. детей. (Михаил Калишевский. Турки-месхетинцы: Из одного изгнания в другое (часть I)). Переселенцев из Ахалцихского, Богдановского, Адигенского, Аспиндзского и Ахалкалакского районов выбросили в степи Средней Азии и Казахстана (в Казахскую ССР 40 тыс. человек, в Узбекскую ССР 30 тыс. человек, в Киргизскую ССР 16 тыс. человек). В постановлении И.В.Сталин приказал возложить переселение на НКВД ССР, разрешить переселенцам взять с собой все лично принадлежащие им ценности: деньги, домашние вещи, обувь, посуду, домашний и сельскохозяйственный инвентарь и запас продовольствия до 1000 кг на семью. Затем перечислялось то, что передается во владение и использование новым хозяевам, заселившим эти земли (сельскохозяйственный инвентарь, пастбища и сады, продовольствия и скот и оставшееся имущество) совершенно бесплатно. Также обязали Наркомфин выделить на проведение операции по выселению, перевозкам и расселению переселенцев 4 млн. рублей. Было приказано Главнефтьснабу выделить для специального переселения бензин 750 т.. 28 ноября 1944г. Берия докладывал Г.М. Маленкову и И.В.Сталину: «Совершенно секретно. В соответствии с постановлением проведены операции по переселению из пограничных районов Грузинской ССР турок, курдов и хемшилов» (alexanderyakovlev.org). Но знал ли Сталин, каким образом были выселены эти люди? Эшелоны товарных вагонов с забитыми досками окнами увозили людей с их родины… В никуда… В пути спецпереселенцы были лишены элементарных человеческих удобств. Было объявлено, что при переправлении через Каспий недовольных и бунтовщиков выбросят в море, а убытки спишут на военное время…XX съезд партии дал надежду на возвращение. Был создан комитет народного движения, который хотел воплотить надежду в реальность. Выходили постановления Верховного Совета СССР, указы, приказы в 1957, 1968, 1972, 1974, 1981, 1987 годах. Но слова оказывались пустыми. Бездействие политиков гасило надежду людей. Сталинские последователи в Грузии блокировали все государственные партийные решения. В 1991 году вышло постановление Верховного Совета СССР об отмене законодательных актов в связи с декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1980 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав» (businesspravo.ru). В нем вменялось государственным учреждениям республик СССР организовать до конца 1991 г. практическое восстановление законных прав репрессированных народов. Но правительством Грузии это постановление было отвергнуто. В марте 1990 года Грузия приняла декларацию о суверенитете, как и ряд других республик СССР. Подобный шаг не означал выхода всех этих республик из состава СССР. Речь шла о своеобразном вотуме недоверия союзным властям, стремлении расширить свои полномочия за счет союзного центра. Таким образом, исполнение распоряжений центра утрачивали свою силу в этот период. А когда 21 декабря 1991 года Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, РСФСР, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина подписали Декларацию об образовании СНГ, Грузия, как и республики Прибалтики, отказалась это сделать. «Парад суверенитетов» окончательно разбил надежду на возвращение кочующего по всем республикам бывшего теперь уже СССР народа. Глава III. Позиция Грузии по вопросу возвращения турок-месхетинцев на родину. Спустя более 60 лет после выселения турки-месхетинцы не обрели родину. Они были выселены в Среднюю Азию с примыкающих к границе Грузии с Турцией районов в ноябре 1944 года. Надзор над ними продолжался до апреля 1956 года. В мае 1968 года всем туркам, выходцам из Грузии, было разрешено проживать на всей территории СССР, но не разрешалось возвращаться на родину. И только в 1974 году им разрешили вернуться. Несмотря на это решение, осталось одно большое «НО». Турки-месхетинцы до сих пор не могут вернуться в родные дома. Обретя независимость, Грузия, решив вступить в Совет Европы, взяла на себя обязательство вернуть репатриантов на свою землю. В это же время часть месхетинцев в результате невнятной миграционной политики конца 80-х – начале - 90-х гг. переселилась в Краснодарский и Ставропольский края, где стоит разве что спичку поднести, чтобы вспыхнул межэтнический конфликт. В результате неправительственным организациям удалось добиться осуществления программы переселения в США месхетинцев, проживающих в Краснодарском крае (pravda.ru). В Грузии на данный момент проживает примерно тысяча репатриантов. Судьба остальных столь же туманна, как 60 лет назад. Так почему же Грузия не спешит выполнить свои обязательства, данные европейскому сообществу, даже несмотря на то, что, как признают эксперты, вернуться в Грузию с более экономически стабильных США, России и Азербайджана при лучшем раскладе захотят немногие депортированные? Дело в том, что противников возвращения репатриантов в Грузию – хоть отбавляй: от националистов до крестьян, вскапывающих те самые 6 соток, на которых стояли дома депортированных. Называют бесчисленное количество причин, по которым не следует возвращать месхетинцев. Дескать, по-грузински не говорят, да и вера у них не та – утверждают националисты. Они богаты, привезут кучу долларов и скупят на корню всю Грузию – говорят «экономисты». Они нас из домов повыгоняют, земли отнимут – боятся запуганные ультраправой пропагандой крестьяне.^ В статье «Мина замедленного действия» за 2007 год А. Гордиенко и Ю. Симонян дают объяснение действиям грузинского парламента по вопросу о репатриации. 11 июля 2007 года грузинский парламент принял в третьем и окончательном чтении закон «О репатриации лиц, насильственно переселенных из Грузии в 40-е годы XX века советскими властями». То есть закон предусматривает возвращение в Грузию депортированных в 1944 году турок-месхетинцев. Но оптимизма от этого не прибавилось ни у репатриантов, ни у правозащитников. Какова вероятность того, что репатрианты, которым на данный момент минимум лет 75-80, смогут сдать тест на знание грузинского языка и истории, да и вряд ли вдали от родины их потомки занимались изучением грузинского. К тому же по этому закону желающие вернуться должны до 1 января 2009 г. представить документы в посольства Грузии в странах своего нынешнего проживания. Кто не успел, то, выходит, опоздал. Свое веское слово высказала оппозиция, выступившая против не только законопроекта, но и против возвращения в Грузию месхетинцев. «Они заявили, что власти страны не могут решить проблемы собственных граждан, в частности, беженцев из Абхазии и Южной Осетии и при этом еще собираются принимать репатриантов»,- считает оппозиция. Кроме того, оппозиционеры отметили, что возвращение турок в населенную армянами область Самцхе-Джавакх (территория исторической Месхетии) может спровоцировать в регионе межнациональный конфликт (ng.ru). Рис. 3: Туркам-месхетинцам в Грузии …. (www.nukri.org). По существу единственное, что дает месхетинцам этот закон, это возможность решать самим – возвращаться или нет. Он не дает им никаких гарантий. Первоначальная версия законопроекта предполагала, что государство возьмет на себя обязательства по приему и расселению репатриантов. В нынешней версии этого нет. Пока же можно точно сказать, что очень немногие захотят вернуться в Грузию.Глава IV. Последствия переселения. Первые попытки вернуться на Родину. У Михаила Калишевского в выше указанной работе рассказывается о режиме «спецпоселения», который был снят лишь 28 апреля 1956 года знаменитым указом за №135/142.Формально депортированные получили право проживать в любом регионе СССР, но фактически туркам-месхетинцам было запрещено возвращаться в Месхетию, с них взяли подписку, что они не будут требовать компенсацию за оставленное ими имущество. Около 25 тыс. турок, «записанных азербайджанцами», сумели перебраться в Азербайджан, поближе к родным местам. Многие из них занялись освоением безводной Мугабской степи. В Азербайджане они легко адаптировались в родственном окружении, получив в то же время возможность сохранить национально-культурную самобытность. Всего в Азербайджан в 50-80-е г.г. переселилось около 50 тыс. турок-месхетинцев. Часть их отправилась в Кабардино-Балкарию (именно оттуда первые маленькие группы турок-месхетинцев перебрались в Ставропольский и Краснодарский края). Здесь общение с местным населением было оптимальным, так как Северный Кавказ рассматривался лишь как промежуточный этап пути на родину. В Грузию позволялось вернуться тем, кто признавал себя грузинами. На это согласилось 18 тыс. турок-месхетинцев, переехать в Грузию (не в Месхетию, а в западные районы) разрешили лишь нескольким сотням семей. Первые, в том числе подпольные, попытки создать общественные организации турок-месхетинцев предпринимались в 50-е годы. Однако лишь в начале 60-х произошло объединение разрозненных ранее групп активистов во «временный организационный комитет возвращения на родину», учредительный съезд которого был организован в 1962 году (подпольно). Первое общенародное собрание состоялось 15 февраля 1964 года в колхозе «Ленин йули». Для передачи обращения в Москву с просьбой о возвращении на родину делегаты избрали председателем комитета учителя Энвера Одабашева и делегацию из 125 человек. Делегацию приняли в ЦК КПСС, но в просьбе отказали. Всего было порядка 30 делегаций, и вот в мае 1968 года вышел указ Президиума Верховного Совета, формально уравнивавший турок-месхетинцев в правах с остальными народами СССР и разрешавший им селиться в Грузии. 24 июля 1968 года 7 тыс. турок прибыли в Тбилиси и собрались перед Домом Правительства, требуя приема. Через несколько дней их действительно принял первый секретарь ЦК КП Грузии В.П. Мжаванадзе. Он пообещал принимать семьи турок-месхетинцев в разные районы Грузии. И действительно, первых репатриантов поначалу принимали на работу и давали жилье, но вскоре их стали увольнять, а потом и выдворять в Азербайджан. Первые немногочисленные группы турок-месхетинцев появились в Джавахетии в самом начале 1990-х, сразу после принятого в апреле 1991года Верховным Советом РФ «Закона о реабилитации репрессированных народов» (memorial.krsk.ru). У А. Казиняна в работе «Грузия и американо-турецкий проект по возвращению турок-месхетинцев: история и реальность» говорится, что армянское население Ахалкалакского района их не приняло и практически заставило вернуть обратно. В частности, была подчеркнута роль турок-месхетинцев в кровавых событиях в первой четверти XX века, позднее – в период Великой Отечественной, а также был упомянут вопрос их участия в Карабахском конфликте. Тогда же было заявлено, что армянское население края и впредь будет пресекать все попытки посещения региона турками-месхетинцами под видом грузин-ингилойцев. При вступлении в 1999 году в Совет Европы Грузия все же взяла на себя обязательство обеспечить репатриацию этого народа. Необходимость принятия Грузией подобного обязательства была инициирована Турцией при непосредственной поддержке США. Несмотря на тот факт, что официальный Тбилиси никогда не отличался особым стремлением принять представителей депортированного народа, он все же был вынужден пойти на этот шаг. Давление США на новые государства Европы обуславливалось желанием упрочить позиции Турции в регионе, и в этом аспекте примечательно, что сам вопрос о возвращении турок-месхетинцев был инициирован депутатом ПАСЕ от Турции и Латвии (http://www.regnum.ru/news/671851.html#ixzz1JCabU8cj). Практически сразу после взятого при вступлении в Совет Европы обязательства был разработан законопроект «О репатриации населения, депортированного советским режимом в 40-х годах XX века», который, однако, в течение целых 7 лет (вопреки многочисленным обещаниям властей) не вносился в повестку парламентских обсуждений. Тем не менее, под давлением Турции этот вопрос обсуждался в самых разных инстанциях и на самых разных уровнях. Например, в апреле 2006 года в Тбилиси прошла международная конференция «Депортированное население из Южной Грузии – начало репатриации». Выступавший на конференции Гиорги Хаиндрава, хотя и заявил, что власти страны приветствуют возвращение турок-месхетинцев в Грузию, однако заметил, что Тбилиси не рассматривает возможность их расселения в регионе Самцхе (Месхетии). Согласно обнародованному Хаиндравой госпроекту, республика готова принять лишь те семьи, которые именно всю Грузию, а не отдельный ее регион считают своей исторической Родиной. Зона расселения потенциальных иммигрантов - Кахетия, Имеретия, Картли и отчасти Менгрелия (nationalidea.am). На эти слова Хаиндравы ответил представляющий турок-месхетинцев в Ингушетии Камал Амриев: «Нас не устраивает перспектива заселиться по 5-6 семей в различных селах. Кроме того, наша молодежь горит желанием вернуться на родину предков. С раннего детства мы говорили детям: ваша родина - Ахыска, вера – ислам, а язык – турецкий» (http://www.regnum.ru/news/671851.html#ixzz1JCabU8cj).Глава V. Депортация и судьба моей семьи. Историческую судьбу страны как нельзя лучше иллюстрируют судьбы отдельно взятых людей, их семей. В своей работе мне бы хотелось рассказать о судьбе моих близких родственников, испытавших на себе все ужасы того страшного лихолетья. Мой родной дед, Исмаилов Расул Баширович, 1924 года рождения и бабушка, Исмаилова Гульбаяз Мухаммедовна, 1927 года рождения, в 1944 году подверглись депортации, как и сотни других турок из Месхетии. Рис. 4: Исмаиловы Г.М. и Р.Б., после депортации в Узбекистан, 1969г. Местом их переселения стала Узбекская ССР, Самаркандский район, село Кайнама. К сожалению, их сейчас уже давно нет в живых. Их рассказов о депортации мне услышать не довелось. Но среди наших близких родственников есть моя двоюродная бабушка Билор Шавкатова. Она, как и мои родные, жила в Ахалцихском районе, в селе Минадзе. Ей сейчас 83 года, а на момент репрессий было 16 лет. Так что пережитые события она помнит очень хорошо. Рис. 5: Билор Шавкатова. (6.04.2011г.) Вот ее воспоминания: «Мы все спали в ту страшную ночь. Кто-то сильно стал стучать в дверь. На улице уже было много народу. Все шумели. Людей солдаты выгоняли из домов и гнали в поле. Многие ничего не понимали. Мужчин среди нас не было (они были на фронте). Наш отец (Шавкат Сейфи оглы) работал в райисполкоме и заранее догадался о готовящемся выселении…. Мы стояли и ждали, а чего - не знаю. Раздетые, в одних рубашках... Кто что успел, то и захватил с собой из дому… А потом пришли грузины и армяне. Они кинулись в наши дома, уносили наше имущество. Мы же просто наблюдали за всем этим. Потом нас посадили в грузовики и повезли в соседнее село, на станцию. Железной дороги в нашем селении не было. А на станции нас загнали в товарные вагоны с заколоченными окнами. Везли нас 40 дней. На одной из станций разрешили выйти, чтобы набрать воды из речки. Пока я бегала к реке с подругой, поезд тронулся… Мы с трудом догнали последний вагон. Вода расплескалась… Замерзшими руками мы хватались за обледеневшие поручни вагона, пытаясь на ходу вскочить на подножку… Сутки мы ехали в последнем вагоне, среди чужих, но таких же несчастных, как мы. Пожилые не выдерживали, умирали… Их выкидывали из вагона… Лишь немногих смогли спокойно похоронить в оврагах вдоль насыпи, да в воронках от взрывов бомб…Узбеки встретили нас настороженно. Кто-то пустил слух, что турки-месхетинцы – людоеды и к ним лучше не приближаться. Расселяли нас в пустые дома по 5-6 человек. Колхоз «Энгельс» потом выделил нам земли… Жизнь на новом месте с трудом, но все же налаживалась. До Ферганских событий 1989 года все было нормально. А потом в кишлаке Ташлак начались конфликты. Кто-то облил дома турок бензином и поджег, а с рассветом избили и уничтожили обезоруженных, безвинных людей. И мы снова, но теперь уже сами, решили уехать из Узбекистана. Рассказывали, что в Фергане резали турок-месхетинцев, отрубали головы, заставляли есть мясо родных… Рис. 6: Июнь 1989 года. Солдаты внутренних войск помогают беженцам нести нехитрый скарб. Ферганская долина. Автор фото © УтарбековСейчас мы живем в России. Что только не вытерпела, что только не пережила… После очередного переселения обещали, что через 7 лет у нас появится возможность вернуться в Месхетию».Рис. 7: Фергана 1989 г. Турки-месхетинцы, пострадавшие от погромов. На мой вопрос, хочет ли она вернуться на Родину, Билор долго молчит, а потом, тяжело вздохнув, отвечает: «На Родину не пустят. Вижу только во сне наш двор, сады… Какие бы условия ни предъявляла Грузия, веру свою я не предам, даже если умру и не увижу родные места…». Примерно так размышляют и турки-месхетинцы, проживающие на территории станицы Советской. Статистический опрос показал, что 60% населения желает вернуться в Месхетию, 40% из-за недостаточной материальной базы не имеют возможности осуществить свою мечту. В основном желающие вернуться на родные места - люди пожилого возраста, в памяти которых остались родные пейзажи. Что касается меня, я затрудняюсь дать однозначный ответ. Скорее всего, я не хочу возвращаться в Месхетию, жить в Грузии. Месхетия - моя историческая родина, а Ставрополье, Северный Кавказ – это место, где я родился. Месхетинский народ достаточно долго кочевал по всему миру. И единственным местом, где совпали интересы, традиции и культура турок с местным населением, стал Северный Кавказ. Как велика роль Месхетии в памяти наших предков, так велика роль Кавказа для меня и моих сверстников. Заключение. Сейчас турки-месхетинцы проживают в 24-х областях России, Украины, Белоруссии, Средней Азии и Казахстана. На данный момент переселение в родные места разрешается, но туркам предъявляется требование отказаться от жизненного права принадлежать к роду месхетинских турок. Таковы условия Грузии. Грузия при З. Гамсахурдия была провозглашена родиной только грузин, а все остальные народы были объявлены ее гостями на «древней и гостеприимной грузинской земле». Условия, которые выдвигает грузинское правительство, носят явно шовинистический характер. Почему самостоятельная Грузия не дает однозначного согласия на переселение? Почему предъявляются условия о смене фамилии, вероисповедания? Наверное, правительство Грузии понимает, что турки-месхетинцы не согласятся. Этому свидетельствуют данные опроса, которые доказывают, что турки-месхетинцы не утратили свои традиции и обряды. Знаю лишь то, что турки-месхетинцы не поменяют свои религиозные убеждения, национальность и любовь к истории своего прошлого. Как и все нации, мы имеем право на признание и уважение нашей исторической самобытности. Всесоюзное общество «Ватан» турок-месхетинцев в 1991году в своем Уставе одной из своих первоочередных задач видело «возвращение всех желающих на Родину в кротчайший срок…». Но за 20 лет существования этого общества произошли крупные исторические перемены на геополитическом пространстве бывшего СССР. За 20 лет выросло не одно поколение турок-месхетинцев, для которых родиной стали те места, где они родились, выросли, учились, обзаводились семьями. Для меня и моих ровесников Северный Кавказ стал родиной. Проблема возвращения перестает быть актуальной. Более важной, на мой взгляд, является проблема сохранения исторической памяти народа, его культурных традиций и установления мирных межэтнических отношений в таком уникальном регионе как Северный Кавказ. Взаимное культурное обогащение, терпимость и соблюдение моральных и правовых норм позволит народам нашего региона разрешить острую проблему последних 20 лет – проблему межнациональных конфликтов. Словарь .^ Адрианопольский договор – мирный договор, подписанный 2 сентября 1829 года после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Аннексия – насильственное присоединение одним государством территории (или ее части) другого государства. Армяне-хемшилы - (самоназвания: хемшинли, хомшеци; арм. Համշե(ն)ցիներ; тур. Hemşinli) — субэтнические группы армян (или самостоятельная этническая группа).Ассимиляция – слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т.п.Атабег или атабей - (композитум из двух тюркских слов «ата» — отец и «бей», или «бек» — вождь) — наследственный титул у сельджуков, который означал, что лицо, носившее его, являлось губернатором страны или провинции, подотчётным монарху — и часто — выполняющим обязанности регента при малолетнем наследнике, или наследниках покойного государя.^ Ахыска – Ахалцихе, территория в центре Месхетии.Гамсахурдия Звиад Константинович – (31 марта 1939 — 31 декабря 1993) — грузинский общественный, политический и государственный деятель; писатель, учёный, диссидент, доктор филологических наук; Председатель Верховного Совета Грузинской ССР (1990—1991) и первый Президент Грузии (1991—1992).^ ГКО – Государственный комитет обороны.Грузины-ингилойцы – этнографическая группа грузин.Депортация - (лат. deportatio) в законодательстве некоторых государств изгнание, ссылка. В период массовых репрессий 1920-40-х гг. депортации подверглись многие народы.^ Карабахский конфликт - ( азерб. Qarabağ münaqişəsi, арм. Արցախյան գոյամարտ) — этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы советской «перестройки» (1987—1988), а в 1991— 1994 годах привёл к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.Курды - (самоназв - курд - курмандж), народ в Турции (7,5 млн. человек), Иране (5,6 млн. человек), Ираке (3,7 млн. человек), Сирии (св. 745 тыс. человек, 1992) и других странах Общая численность 18 млн. человек (1992) Язык курдский. По религии в основном мусульмане-сунниты, есть приверженцы синкретических культов.^ Мжаванадзе В.П. – советский партийный государственный деятель, Герой Соц. Труда, Член КПСС с 1927 г.. В 1953 ЦК КП Грузии. Член ЦК КПСС в 1956-76 г.г., кандидат в члены Политбюро ЦК. Депутат ВС СССР в 1958-1972 г.г.НКВД - Народный комиссариат внутренних дел СССР — центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1934—1946 годах. ^ Одабашев Энвер - участник войны, учитель истории по профессии, живший в Киргизии и позднее, в середине 1960-х годов, переселившийся в Саатлинский район Азербайджана. Э. Одабашев много ездил по регионам, искал сторонников и пытался создать своего рода общественное движение. Лидер турок-месхетинцев после смерти Юсуфа Сарварова.^ Парад суверенитетов – стремление ряда политических организаций и значительной части руководства союзных и автономных республик к независимости от союзного центра.^ ПАСЕ - Парламентская ассамблея Совета Европы.Пашалык - в Османской империи провинция или область, находившаяся под властью паши.Реабилитация – восстановление в правах, восстановление доброго имени.Репатрианты – военнопленные и гражданские лица, возвращающиеся на родину, оказавшиеся когда-то за пределами своей страны в результате войны или эмиграции.Репрессия - (от позднелат. repressio - подавление) карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.^ Совет Европы - старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Суверенитет – политическая независимость и самостоятельность государства во внутренней и внешнеполитической деятельности, недопускающая иностранного вмешательства.^ Съезд КПСС (XX) - состоялся в Москве 14—25 февраля 1956. На съезде были приняты директивы по 6-му пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956—60.Съезд поручил ЦК КПСС выработать проект новой Программы партии. На съезде принято постановление о частичных изменениях в Уставе КПСС. Был развенчан культ личности Сталина.^ Титульный народ - этносы, давшие названия государству. Националистические лидеры нередко заявляют об особых правах титульного народа на территорию и ее ресурсы, на преимущественное политическое представительство, на преимущественный статус ее языка и других культурных институтов.Ультраправый – участники и сторонники наиболее реакционных, крайне правых группировок.^ Хаиндрава Гиорги – (Георгий Леванович Хаиндрава) (7 июля 1956, Тбилиси) — грузинский политический и общественный деятель, министр Грузии по урегулированию конфликтов в 2004—2006 годах. Режиссёр-документалист.Шовинизм – крайняя форма национализма, проповедующая исключительность одной нации над другими. Используемая литература. 1) Краткий политический словарь. Издание второе, дополненное. Москва. Издательство политической литературы 1980. 2) Толковый словарь обществоведческих терминов. Санкт-Петербург 1999. 3) С