МОУ СОШ с. Соловцово Творческий проект «Диалоги с А.Д. Сахаровым»Рефератна тему:« Детство и юность Андрея Сахарова»Выполнила:ученица 10 класса Акимова Ольга.Научный руководитель:учитель физики Грешняева Е.П. 2011 годСодержание.1.Вступление. 2.Родословная А.Д.Сахарова. 2.1.Дед – И.Н.Сахаров. 2.2.Отец – Д.И.Сахаров. 3.А.Д.Сахаров. 3.1.Школьные годы. 3.2.Детство Андрея Сахарова. 3.3.Религия в жизни А.Д.Сахарова. 3.4.Студенческие годы А.Д.Сахарова. 4.Использованная литература.1.Вступление.Андрей Дмитриевич Сахаров - замечательный ученый- физик, великий гражданин нашего Отечества. Его научная и общественная правозащитная деятельность приобрела поистине мировую славу. Имя А.Д. Сахарова долгие годы замалчивалось и чернилось, поэтому понятно желание узнать побольше о его семье, условиях, в которых жил и воспитывался этот исключительный человек.2.Родословная А.Д.Сахарова.2.1. Дед- Иван Николаевич Сахаров. Предки А. Д. Сахарова со стороны отца известны с XVIIIв. Прапрапрадед - о. Иосиф Васильевич- не имел фамилии, был священником села Ивановское Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Прапрадед - Иосиф Васильевич (1789-1867)- фамилию Сахаров получил при поступлении в Нижегородскую духовную семинарию « по усмотрению ее Начальства». Он был священником в г. Арзамасе - благочинным церквей Арзамаса. Прадед - Николай Иванович Сахаров (1837-1916гг.) – также был священником - благочинным нижегородским верхнепосадских церквей и почтенным гражданином Нижнего Новгорода. Дед - Иван Николаевич Сахаров,- окончив Нижегородскую гимназию, поступил в 1880г. на юридический факультет Московского университета, который закончил в мае 1884г. первым по списку, в звании кандидата права, и вступил в состав Московской адвокатуры. Он имел большую практику, выступал в ряде громких уголовных процессов, например, о столкновении судов « Владимир» и « Колумбия» в Черном море в 1894г. Принимал участие и в политических процессах (в полицейском донесении характеризовался как « постоянный адвокат стачечников»), например, в Выборгском процессе 1907г., на котором 167 членов Первой государственной думы, подписавших В ыборгское воззвание, были осуждены на три месяца заключения. Был одним из редакторов - составителей сборника « Против смертной казни» . В 1881г. Иван Николаевич женился на Марии Петровне Домуховской. (см. приложение ф.1) Долгое время Иван Николаевич и Мария Петровна были под полицейским надзором, у них делали два обыска, Иван Николаевич даже находился под кратковременным арестом – в связи с делом группы «Народная воля». Круг его знакомых- А. П. Чехов, В.Г.Короленко, Н.А.Рубакин, П.Д.Боборыкин, Ф.Н.Плевако и другие. 2.2.Отец- Дмитрий Иванович Сахаров (1889-1961)Дмитрий Иванович Сахаров был третьим ребенком. Родился он 19 февраля (по старому стилю) 1889г. Окончил одну из лучших московских гимназий (№7, имени Александра I) с серебряной медалью и музыкальное училище им. Гнесиных. В 1914г. он пошел в армию вольноопределяющимся, был направлен на фронт санитаром. Воевал в районе Мазурских болот. Вспоминать об этом не любил. Рассказывал об офицере, который отказался надеть единственный во взводе противогаз и погиб вместе с солдатами. До последних дней Дмитрий Иванович хранил стальную стрелку с надписью: « Изобретение французов, изготовление немцев». Сотни таких стрелок сбрасывали немецкие самолеты – « этажерки» в первые месяцы войны, и они, как рассказывали, пробивали всадника вместе с лошадью. Вся семья Сахаровых активно участвовала в событиях военных лет. Иван Николаевич неоднократно бывал на фронте как уполномоченный во врачебном отряде, созданном на средства В.А. Морозовой; Мария Петровна входила в совет попечителей по организации приютов для детей, потерявших семьи во время войны, а их старшая дочь Татьяна работала медсестрой в военном госпитале. 1 июля 1918г. Д.И. Сахаров женился на Екатерине Алексеевне Софиано (1893-1963), и молодые уехали на Кавказ в свадебное путешествие. Незадолго перед этим туда перебрались родители, но вскоре Иван Николаевич умер от тифа (5 декабря 1918г.). Гражданская война отрезала Кавказ от центральных районов России, и Сахаровы уже не могли вернуться. Дмитрий Иванович зарабатывал на жизнь, играя на рояле во время киносеансов (эпоха немого кино). В 1920г. они стали прорываться в Москву. Д.И.Сахаров: « Трудно рассказывать еще не пришло время о ночевках в каком-то огромном сарае, переполненном бредящими в тифозном жару красноармейцами, о расстрелах из пулемёта голодающих калмыков, которые с детьми и стариками пытались выбраться из обреченного на голодную смерть района…». Окончив Московский университет в 1912г., Дмитрий Иванович работал в разных учебных заведениях, 25 лет - в МГПИ (МПГУ). Он автор замечательного задачника по физике для студентов (13 изданий, последние два под ред. А.Д.Сахарова). Один из соавторов « Элементарного учебника физики» под ред. Ландсберга, автор многих научно - популярных книг, методических пособий и статей Дмитрий Иванович был прекрасным преподавателем. « Самым одаренный из методистов, с которыми я встречался в жизни. Это был умнейший методист. Достаточно было какого-нибудь его замечания, чтобы раскрылась целая методическая концепция. Его учебники считаю шедеврами, которые, к сожалению, недооценили учителя» [А.В. Перышкин]; « Заслуга Д.И.Сахарова в области методики еще не оценена должным образом» [Д.Д.Галанин]. Предание гласит, что Андрея в период учебы в университете называли « сыном задачника». В трудные военные годы Дмитрий Иванович оставался в Москве и не порывал связи с институтом. Он дежурил во время налетов фашистской авиации, помогал в расчистке снега, заготовки дров и т.п., в холодных аудиториях вел занятия с немногими оставшимися в столице студентами. В 1907-1912гг. Д.И.Сахаров учился на физико-математическом факультете Московского университета у Н.А. Умова, П.Н.Лебедева, Н.Е.Жуковского. От них Дмитрий Иванович воспринял глубокий интерес к физике и вопросам ее преподавания. В марте 1911г. во время студенческих волнений исключен из университета (в мае восстановлен) за участие в студенческой сходке. В 1911г. в знак протеста реакционной политике правительства и покушения на автономию университета подали в отставку 124 лучших преподавателя Московского университета, в их числе Умов и Лебедев. Более тысячи студентов были исключены, несколько десятков арестованы, сотни высланы. « Московский университет разгромлен, да все едва держится. Тяжело это и грозит страшной кровавой отрыжкой»,- писал в феврале 1911г. М.Горький И.Бунину.3.Андрей Дмитриевич Сахаров ( 21.05.21- 14.12.89.) Андрей Сахаров появился на свет в родильном доме около Новодевичьего монастыря. Семья Д.И.Сахарова (учителя физики) тогда жила в полуподвале одного из домов в Мерзляковском переулке, куда и привезли малыша. « Папа носил меня гулять по переулку на нотах - коляски не было. Я был “умный“ мальчик и засыпал сразу, как только меня выносили на мороз из сырого подвала». Упоминания о нотах не случайно: Д.И.Сахаров обладал абсолютным слухом. Он много и охотно играл для себя, для друзей, написал романс на слова А.Блока. Любимыми композиторами Дмитрия Ивановича были Бетховен, Моцарт, Шопен и особенно Скрябин. Он был знаком со Скрябиным лично, играл в его доме на рояле. Из письма В.А.Софиано от 7 августа 1921г.: « Катин муж ездил в Киевскую губернию за продуктами, долго проездил, но привез много. Я рад, что сынишка их теперь обеспечен и не будет так долго голодать, как голодали в 19-м и 20-м г. мои…»3.1.Школьные годы. Первые пять лет Андрей учился дома (в группе). « Это довольно сложное и дорогое, трудное начинание было вызвано, по- видимому, их (родителей) недоверием к светской школе тех времен (частично справедливым) и желанием дать детям более качественное образование. Но в психологическом и социальном плане своим решением родители поставили нас перед трудностями, вероятно, не вполне это понимая. У меня, в частности, очень развилась свойственная мне неконтактность, от которой я страдал потом в школе, в университете, да и вообще почти всю жизнь. Затем поступил в 5-ый класс в школу № 110. Здание школы было построено в 1910г. для частной мужской гимназии А.Е.Флерова. После революции здесь была сначала опытная школа им. Ф.Нансена №10, а затем школа №110. « 110-я школа была не совсем обычной. В ней училось много детей начальства. Школа называлась « Школа с химическим уклоном» и имела хороший химический кабинет. Директор И.К. Новиков пользовался определенной самостоятельностью. В один из первых дней я сразу попал на его беседу, на тему о любви и дружбе, по тем временам нетривиальную. Новиков вел у нас раз в неделю специальный урок - « Газета»: ученики по очереди делали обзоры. Я, помню, рассказывал об автопробеге Москва - Каракум - Москва, о полете стратостата. Это тогда были очередные сенсации… Я, конечно, не знал тогда, что трасса автопробега охранялась на всем пути войсками. Затем последовали челюскинцы, полеты на Северный полюс и т.п. Опять мы многого не знали. Например, лишь через 40 лет из книги Конквеста « Большой террор» я узнал, что СССР отказался от американской помощи в спасении челюскинцев, т.к. рядом находился транспорт, в трюмах которого погибали тысячи заключенных, и их никак нельзя было показать» Но т.к. Андрей уже 5 лет учился дома (не считая подготовительного класса), то родители, взяв Андрея из школы, организовали ему ускоренное прохождение программы за 5-6 классы, чтобы он смог сдать экзамены. « Еще в 7-м классе я начал дома делать физические опыты - по книге [Д.И.Сахарова] “Опыты с электрической лампочкой», по папиной устной подсказке, потом самостоятельно. Потенциометр - из куска хозяйственного мыла для тонкой регулировки напряжения, подаваемого на неоновую лампу, которая зажигалась вспыхнувшей спичкой. Выпрямитель - стакан, раствор пищевой соды, алюминиевая ложка и кусок свинцовой оболочки кабеля, соединенные по двухтактной схеме. Опыты по электростатике. Увлекался фотографией. Строил детекторный приемник. Опыты с поляроидами, флюоресцирующими растворами, кольца Ньютона. Мастерил самодельный маятник Максвелла. Часто бегал в обсерваторию планетария. Еще большее значение, чем опыты, имели для меня научно - популярные, научно - развлекательные, научно- фантастические, а потом, в 9-10-м классах, - и некоторые вполне научные книги. Это было мое любимое чтение! Я по многу раз перечитывал почти все книги известного популяризатора науки и пропагандиста космических полетов Е.Перельмана (“ Занимательная физика”, “ Занимательная геометрия”, “Занимательная алгебра” и др.). Это были прекрасные книги, очень многому научившие и доставившие радость нескольким поколениям читателей. ( Я не знаю, как эти книги воспринимаются современными мальчиками и девочками, живущими в другую эпоху, в потоке новейшей информации; я надеюсь, что и сейчас они интересны.) Я читал также книги по биологическим наукам: “ Охотники за микробами” Поле де Кюри, “ Занимательная ботаника” Цингера; собирал окаменелости, прочитав книги по палеонтологии. У меня было достаточно времени для опытов и чтения, т.к. школьная программа давалась сравнительно легко, особенно точные науки; немецкий язык не был проблемой. Трудности с черчением, но потом преодолел. В 7-м классе имел “неуд” по пению. По гуманитарным предметам учился без блеска, однако вытягивала общая интеллигентность». Затем Андрей Сахаров учился в школе № 113(2-я Брестская ул.), которую и окончил в 1938г. В сентябре этого же года без экзаменов (как отличник) поступил на физический факультет МГУ.3.2.Детство Андрея Сахарова. « Эпоха, на которую пришлось мое детство и юность, была трагической, жестокой, страшной. Семья Сахаровых - Софиано не избежала репрессий: двоюродный брат Е.В. Софиано был арестован в 1933г., в 1937г. расстрелян, в 1953г.- реабилитирован. Дядя И.И.Сахаров - арест, ссылка ( 1930,1934гг.) В 1919г. от голода и тифа умерли Георгий Иванович и два двоюродных брата». Но было бы неправильно говорить только об этом. «Обычное детство; двор, в котором обитали полтора десятка мальчиков и девочек. Игры: «казаки – разбойники», «флаги», «классики», «прятки», «ножички». Детские праздники устраивались в дни рождений и именин детей и на ёлку – со сладким угощением, обычно с домашним мороженым, с общими играми, шарадами, фокусами. Первые книги читала бабушка. Читать я научился самоучкой 4-х лет – по вывескам, названиям пароходов… Само перечисление этих книг доставляет мне удовольствие: Пушкин – «Сказка о царе Салтане», «Дубровский», «Капитанская дочка», Гюго – «Отверженные», Жюль Верн – «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», Диккенс – «Давид Копперфильд», «Домби и сын», Марк Твен – «Том Сойер», «Принц и нищий». Почти весь Пушкин и Гоголь. «Фауст» Гёте. « Гамлет» и «Отелло» Шекспира; «Война и мир» Л. Толстого, - целый мир людей, которых мы «знаем лучше, чем своих друзей и соседей». С этим списком я перешёл в юность…»3.3.Религия в жизни Андрея Дмитриевича Сахарова. «Я перестал молиться и в церкви бывал очень редко… Мама очень огорчилась, но не настаивала. Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле: я не верю ни в какие догмы, мне не нравятся официальные церкви (особенно те, которые сращены с государством или отличаются главным образом обрядностью или фанатизмом и нетерпимостью). В то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого- то осмысляющего их начала, без источника духовной “теплоты”, лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным»3.4.Студенческие годы А.Д.Сахарова. Андрей Сахаров учился на физфаке в 1938- 1941гг. « На 1-3-м курсах я жадно впитывал в себя физику и математику, много читал дополнительно к лекциям ( практически больше времени ни на что не оставалось. Художественную литературу не читал). Арноль, Рабинович, Млодзиевский, Лаврентьев, Власов, Шаскольская, Тихонов - учился у них. Обычно после лекций или забегал домой пообедать, или обедал в столовой, а потом сидел в читальне до 8-10 часов. Вскоре стал пропускать ради читалки скучные лекции (не было обязательных посещений). На первых курсах больше нравилась математика. В курсе физики мучили неясности ( сложные вопросы надо бы пока опустить). Историзм изложения был очень полезен. Марксизм - ленинизм- “2” (неумение читать и запоминать слова, а не идеи). Неудачная попытка заняться научной работой на 2-м курсе у М.А.Леонтовича. Дополнительные курсы (краткие)- по теории вероятности, вариационному исчислению, теории групп, основам топологии ( не входит в общий курс) - не удалось довести мое образование до должной глубины в этом и много другом. Использованная литература1.Белицкий Я.М. Забытая Москва. – М.; Московский рабочий,1994.2.Елена Боннер. Вольные заметки к родословной Сахарова. – М.; Права человека, 1996.3.Сахаров А.Д. Воспоминания.(В 2-х томах).- М.; Права человека, 1996.4.Он между нами жил… Воспоминания о Сахарове (сборник). – М.; Практика, 1996.5.История Московского университета.- М.; Изд-во МГУ, 1955, т.1.