Реферат по предмету "Разное"


«Детство и юность Андрея Сахарова»

МОУ СОШ с. Соловцово Творческий проект «Диалоги с А.Д. Сахаровым»Рефератна тему:« Детство и юность Андрея Сахарова»Выполнила:ученица 10 класса Акимова Ольга.Научный руководитель:учитель физики Грешняева Е.П. 2011 годСодержание.1.Вступление. 2.Родословная А.Д.Сахарова. 2.1.Дед – И.Н.Сахаров. 2.2.Отец – Д.И.Сахаров. 3.А.Д.Сахаров. 3.1.Школьные годы. 3.2.Детство Андрея Сахарова. 3.3.Религия в жизни А.Д.Сахарова. 3.4.Студенческие годы А.Д.Сахарова. 4.Использованная литература.1.Вступление.Андрей Дмитриевич Сахаров - замечательный ученый- физик, великий гражданин нашего Отечества. Его научная и общественная правозащитная деятельность приобрела поистине мировую славу. Имя А.Д. Сахарова долгие годы замалчивалось и чернилось, поэтому понятно желание узнать побольше о его семье, условиях, в которых жил и воспитывался этот исключительный человек.2.Родословная А.Д.Сахарова.2.1. Дед- Иван Николаевич Сахаров. Предки А. Д. Сахарова со стороны отца известны с XVIIIв. Прапрапрадед - о. Иосиф Васильевич- не имел фамилии, был священником села Ивановское Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Прапрадед - Иосиф Васильевич (1789-1867)- фамилию Сахаров получил при поступлении в Нижегородскую духовную семинарию « по усмотрению ее Начальства». Он был священником в г. Арзамасе - благочинным церквей Арзамаса. Прадед - Николай Иванович Сахаров (1837-1916гг.) – также был священником - благочинным нижегородским верхнепосадских церквей и почтенным гражданином Нижнего Новгорода. Дед - Иван Николаевич Сахаров,- окончив Нижегородскую гимназию, поступил в 1880г. на юридический факультет Московского университета, который закончил в мае 1884г. первым по списку, в звании кандидата права, и вступил в состав Московской адвокатуры. Он имел большую практику, выступал в ряде громких уголовных процессов, например, о столкновении судов « Владимир» и « Колумбия» в Черном море в 1894г. Принимал участие и в политических процессах (в полицейском донесении характеризовался как « постоянный адвокат стачечников»), например, в Выборгском процессе 1907г., на котором 167 членов Первой государственной думы, подписавших В ыборгское воззвание, были осуждены на три месяца заключения. Был одним из редакторов - составителей сборника « Против смертной казни» . В 1881г. Иван Николаевич женился на Марии Петровне Домуховской. (см. приложение ф.1) Долгое время Иван Николаевич и Мария Петровна были под полицейским надзором, у них делали два обыска, Иван Николаевич даже находился под кратковременным арестом – в связи с делом группы «Народная воля». Круг его знакомых- А. П. Чехов, В.Г.Короленко, Н.А.Рубакин, П.Д.Боборыкин, Ф.Н.Плевако и другие. 2.2.Отец- Дмитрий Иванович Сахаров (1889-1961)Дмитрий Иванович Сахаров был третьим ребенком. Родился он 19 февраля (по старому стилю) 1889г. Окончил одну из лучших московских гимназий (№7, имени Александра I) с серебряной медалью и музыкальное училище им. Гнесиных. В 1914г. он пошел в армию вольноопределяющимся, был направлен на фронт санитаром. Воевал в районе Мазурских болот. Вспоминать об этом не любил. Рассказывал об офицере, который отказался надеть единственный во взводе противогаз и погиб вместе с солдатами. До последних дней Дмитрий Иванович хранил стальную стрелку с надписью: « Изобретение французов, изготовление немцев». Сотни таких стрелок сбрасывали немецкие самолеты – « этажерки» в первые месяцы войны, и они, как рассказывали, пробивали всадника вместе с лошадью. Вся семья Сахаровых активно участвовала в событиях военных лет. Иван Николаевич неоднократно бывал на фронте как уполномоченный во врачебном отряде, созданном на средства В.А. Морозовой; Мария Петровна входила в совет попечителей по организации приютов для детей, потерявших семьи во время войны, а их старшая дочь Татьяна работала медсестрой в военном госпитале. 1 июля 1918г. Д.И. Сахаров женился на Екатерине Алексеевне Софиано (1893-1963), и молодые уехали на Кавказ в свадебное путешествие. Незадолго перед этим туда перебрались родители, но вскоре Иван Николаевич умер от тифа (5 декабря 1918г.). Гражданская война отрезала Кавказ от центральных районов России, и Сахаровы уже не могли вернуться. Дмитрий Иванович зарабатывал на жизнь, играя на рояле во время киносеансов (эпоха немого кино). В 1920г. они стали прорываться в Москву. Д.И.Сахаров: « Трудно рассказывать еще не пришло время о ночевках в каком-то огромном сарае, переполненном бредящими в тифозном жару красноармейцами, о расстрелах из пулемёта голодающих калмыков, которые с детьми и стариками пытались выбраться из обреченного на голодную смерть района…». Окончив Московский университет в 1912г., Дмитрий Иванович работал в разных учебных заведениях, 25 лет - в МГПИ (МПГУ). Он автор замечательного задачника по физике для студентов (13 изданий, последние два под ред. А.Д.Сахарова). Один из соавторов « Элементарного учебника физики» под ред. Ландсберга, автор многих научно - популярных книг, методических пособий и статей Дмитрий Иванович был прекрасным преподавателем. « Самым одаренный из методистов, с которыми я встречался в жизни. Это был умнейший методист. Достаточно было какого-нибудь его замечания, чтобы раскрылась целая методическая концепция. Его учебники считаю шедеврами, которые, к сожалению, недооценили учителя» [А.В. Перышкин]; « Заслуга Д.И.Сахарова в области методики еще не оценена должным образом» [Д.Д.Галанин]. Предание гласит, что Андрея в период учебы в университете называли « сыном задачника». В трудные военные годы Дмитрий Иванович оставался в Москве и не порывал связи с институтом. Он дежурил во время налетов фашистской авиации, помогал в расчистке снега, заготовки дров и т.п., в холодных аудиториях вел занятия с немногими оставшимися в столице студентами. В 1907-1912гг. Д.И.Сахаров учился на физико-математическом факультете Московского университета у Н.А. Умова, П.Н.Лебедева, Н.Е.Жуковского. От них Дмитрий Иванович воспринял глубокий интерес к физике и вопросам ее преподавания. В марте 1911г. во время студенческих волнений исключен из университета (в мае восстановлен) за участие в студенческой сходке. В 1911г. в знак протеста реакционной политике правительства и покушения на автономию университета подали в отставку 124 лучших преподавателя Московского университета, в их числе Умов и Лебедев. Более тысячи студентов были исключены, несколько десятков арестованы, сотни высланы. « Московский университет разгромлен, да все едва держится. Тяжело это и грозит страшной кровавой отрыжкой»,- писал в феврале 1911г. М.Горький И.Бунину.3.Андрей Дмитриевич Сахаров ( 21.05.21- 14.12.89.) Андрей Сахаров появился на свет в родильном доме около Новодевичьего монастыря. Семья Д.И.Сахарова (учителя физики) тогда жила в полуподвале одного из домов в Мерзляковском переулке, куда и привезли малыша. « Папа носил меня гулять по переулку на нотах - коляски не было. Я был “умный“ мальчик и засыпал сразу, как только меня выносили на мороз из сырого подвала». Упоминания о нотах не случайно: Д.И.Сахаров обладал абсолютным слухом. Он много и охотно играл для себя, для друзей, написал романс на слова А.Блока. Любимыми композиторами Дмитрия Ивановича были Бетховен, Моцарт, Шопен и особенно Скрябин. Он был знаком со Скрябиным лично, играл в его доме на рояле. Из письма В.А.Софиано от 7 августа 1921г.: « Катин муж ездил в Киевскую губернию за продуктами, долго проездил, но привез много. Я рад, что сынишка их теперь обеспечен и не будет так долго голодать, как голодали в 19-м и 20-м г. мои…»3.1.Школьные годы. Первые пять лет Андрей учился дома (в группе). « Это довольно сложное и дорогое, трудное начинание было вызвано, по- видимому, их (родителей) недоверием к светской школе тех времен (частично справедливым) и желанием дать детям более качественное образование. Но в психологическом и социальном плане своим решением родители поставили нас перед трудностями, вероятно, не вполне это понимая. У меня, в частности, очень развилась свойственная мне неконтактность, от которой я страдал потом в школе, в университете, да и вообще почти всю жизнь. Затем поступил в 5-ый класс в школу № 110. Здание школы было построено в 1910г. для частной мужской гимназии А.Е.Флерова. После революции здесь была сначала опытная школа им. Ф.Нансена №10, а затем школа №110. « 110-я школа была не совсем обычной. В ней училось много детей начальства. Школа называлась « Школа с химическим уклоном» и имела хороший химический кабинет. Директор И.К. Новиков пользовался определенной самостоятельностью. В один из первых дней я сразу попал на его беседу, на тему о любви и дружбе, по тем временам нетривиальную. Новиков вел у нас раз в неделю специальный урок - « Газета»: ученики по очереди делали обзоры. Я, помню, рассказывал об автопробеге Москва - Каракум - Москва, о полете стратостата. Это тогда были очередные сенсации… Я, конечно, не знал тогда, что трасса автопробега охранялась на всем пути войсками. Затем последовали челюскинцы, полеты на Северный полюс и т.п. Опять мы многого не знали. Например, лишь через 40 лет из книги Конквеста « Большой террор» я узнал, что СССР отказался от американской помощи в спасении челюскинцев, т.к. рядом находился транспорт, в трюмах которого погибали тысячи заключенных, и их никак нельзя было показать» Но т.к. Андрей уже 5 лет учился дома (не считая подготовительного класса), то родители, взяв Андрея из школы, организовали ему ускоренное прохождение программы за 5-6 классы, чтобы он смог сдать экзамены. « Еще в 7-м классе я начал дома делать физические опыты - по книге [Д.И.Сахарова] “Опыты с электрической лампочкой», по папиной устной подсказке, потом самостоятельно. Потенциометр - из куска хозяйственного мыла для тонкой регулировки напряжения, подаваемого на неоновую лампу, которая зажигалась вспыхнувшей спичкой. Выпрямитель - стакан, раствор пищевой соды, алюминиевая ложка и кусок свинцовой оболочки кабеля, соединенные по двухтактной схеме. Опыты по электростатике. Увлекался фотографией. Строил детекторный приемник. Опыты с поляроидами, флюоресцирующими растворами, кольца Ньютона. Мастерил самодельный маятник Максвелла. Часто бегал в обсерваторию планетария. Еще большее значение, чем опыты, имели для меня научно - популярные, научно - развлекательные, научно- фантастические, а потом, в 9-10-м классах, - и некоторые вполне научные книги. Это было мое любимое чтение! Я по многу раз перечитывал почти все книги известного популяризатора науки и пропагандиста космических полетов Е.Перельмана (“ Занимательная физика”, “ Занимательная геометрия”, “Занимательная алгебра” и др.). Это были прекрасные книги, очень многому научившие и доставившие радость нескольким поколениям читателей. ( Я не знаю, как эти книги воспринимаются современными мальчиками и девочками, живущими в другую эпоху, в потоке новейшей информации; я надеюсь, что и сейчас они интересны.) Я читал также книги по биологическим наукам: “ Охотники за микробами” Поле де Кюри, “ Занимательная ботаника” Цингера; собирал окаменелости, прочитав книги по палеонтологии. У меня было достаточно времени для опытов и чтения, т.к. школьная программа давалась сравнительно легко, особенно точные науки; немецкий язык не был проблемой. Трудности с черчением, но потом преодолел. В 7-м классе имел “неуд” по пению. По гуманитарным предметам учился без блеска, однако вытягивала общая интеллигентность». Затем Андрей Сахаров учился в школе № 113(2-я Брестская ул.), которую и окончил в 1938г. В сентябре этого же года без экзаменов (как отличник) поступил на физический факультет МГУ.3.2.Детство Андрея Сахарова. « Эпоха, на которую пришлось мое детство и юность, была трагической, жестокой, страшной. Семья Сахаровых - Софиано не избежала репрессий: двоюродный брат Е.В. Софиано был арестован в 1933г., в 1937г. расстрелян, в 1953г.- реабилитирован. Дядя И.И.Сахаров - арест, ссылка ( 1930,1934гг.) В 1919г. от голода и тифа умерли Георгий Иванович и два двоюродных брата». Но было бы неправильно говорить только об этом. «Обычное детство; двор, в котором обитали полтора десятка мальчиков и девочек. Игры: «казаки – разбойники», «флаги», «классики», «прятки», «ножички». Детские праздники устраивались в дни рождений и именин детей и на ёлку – со сладким угощением, обычно с домашним мороженым, с общими играми, шарадами, фокусами. Первые книги читала бабушка. Читать я научился самоучкой 4-х лет – по вывескам, названиям пароходов… Само перечисление этих книг доставляет мне удовольствие: Пушкин – «Сказка о царе Салтане», «Дубровский», «Капитанская дочка», Гюго – «Отверженные», Жюль Верн – «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», Диккенс – «Давид Копперфильд», «Домби и сын», Марк Твен – «Том Сойер», «Принц и нищий». Почти весь Пушкин и Гоголь. «Фауст» Гёте. « Гамлет» и «Отелло» Шекспира; «Война и мир» Л. Толстого, - целый мир людей, которых мы «знаем лучше, чем своих друзей и соседей». С этим списком я перешёл в юность…»3.3.Религия в жизни Андрея Дмитриевича Сахарова. «Я перестал молиться и в церкви бывал очень редко… Мама очень огорчилась, но не настаивала. Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле: я не верю ни в какие догмы, мне не нравятся официальные церкви (особенно те, которые сращены с государством или отличаются главным образом обрядностью или фанатизмом и нетерпимостью). В то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого- то осмысляющего их начала, без источника духовной “теплоты”, лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным»3.4.Студенческие годы А.Д.Сахарова. Андрей Сахаров учился на физфаке в 1938- 1941гг. « На 1-3-м курсах я жадно впитывал в себя физику и математику, много читал дополнительно к лекциям ( практически больше времени ни на что не оставалось. Художественную литературу не читал). Арноль, Рабинович, Млодзиевский, Лаврентьев, Власов, Шаскольская, Тихонов - учился у них. Обычно после лекций или забегал домой пообедать, или обедал в столовой, а потом сидел в читальне до 8-10 часов. Вскоре стал пропускать ради читалки скучные лекции (не было обязательных посещений). На первых курсах больше нравилась математика. В курсе физики мучили неясности ( сложные вопросы надо бы пока опустить). Историзм изложения был очень полезен. Марксизм - ленинизм- “2” (неумение читать и запоминать слова, а не идеи). Неудачная попытка заняться научной работой на 2-м курсе у М.А.Леонтовича. Дополнительные курсы (краткие)- по теории вероятности, вариационному исчислению, теории групп, основам топологии ( не входит в общий курс) - не удалось довести мое образование до должной глубины в этом и много другом. Использованная литература1.Белицкий Я.М. Забытая Москва. – М.; Московский рабочий,1994.2.Елена Боннер. Вольные заметки к родословной Сахарова. – М.; Права человека, 1996.3.Сахаров А.Д. Воспоминания.(В 2-х томах).- М.; Права человека, 1996.4.Он между нами жил… Воспоминания о Сахарове (сборник). – М.; Практика, 1996.5.История Московского университета.- М.; Изд-во МГУ, 1955, т.1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Иван Васильевич на балу и после бала по рассказу После бала
Реферат Календарь майя 2
Реферат Essay On The Stranger Essay Research Paper
Реферат Роль мультимедиа в повышении эффективности учебного процесса
Реферат Экологически безопасные способы хранения сельхозпродукции
Реферат Поверхностно-активные вещества как загрязнители окружающей среды
Реферат Влияние ролевой игры на психологическое развитие учащихся
Реферат Механизм государства 4
Реферат Представление об аскезе и монашестве в трудах свв Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского
Реферат Erik Erikson "Childhood and Society"
Реферат Товарная политика как фактор повышения эффективности деятельности ООО СП Калужское Перемышльского
Реферат Природные системы
Реферат Мамиашвили Михаил Геразиевич
Реферат Методы измерения точности формы рабочих поверхностей оптических деталей (сферы, плоскости)
Реферат Оценка стоимости горных работ