Реферат по предмету "Разное"


«Деятельность социального педагога с подростками «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»Из опыта работы «Деятельность социального педагога с подростками «группы риска» в общеобразовательном учреждении».Выполниласоциальный педагог МОУ «Михайловская СОШ» Кормиловского района Омской областиСадвакасова Гульбайра Габдуловна с. Михайловка -2009 Актуальность темы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов. В последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. Проблема заключается в том, что каким должно быть содержание деятельности социального педагога с подростками «группы риска» в образовательном учреждении, для того чтобы оказать помощь и поддержку этой категории детей. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их. Изучив психолого-педагогическую литературу и проанализировав теоретические подходы различных педагогов и психологов, я определила, что подростки «группы риска» - это социально-педагогическая проблема современной школы. Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И.Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). Я придерживаюсь подхода В.Е.Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска: медико-биологические социально-экономические психологические педагогические Под понятием «подростки группы риска» подразумеваю следующие категории детей: 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлениями социальной и психологической дезадаптации Мною разработано содержание деятельности социального педагога с подростками «группы риска» и апробировано опытно-экспериментальным путем.^ Объектом исследования является социально-педагогическое взаимодействие с подростками «группы риска» образовательного учреждения.Предметом исследования - содержание деятельности социального педагога по оказанию помощи подросткам «группы риска» образовательного учреждения. Была выдвинута следующая гипотеза: если содержание деятельности социального педагога состоит из следующих направлений: - социально-педагогического исследования - социально-педагогического консультирования - социально-педагогической профилактики - содействия созданию педагогически ориентированной среды,то это позволит не только выявить подростков «группы риска», но и оказать дифференцированную помощь этой категории подростков. Исходя из этой гипотезы, поставила перед собойЗадачи: - изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме социально-педагогической деятельности с учащимися «группы риска»; - выявить особенности работы социального педагога с подростками «группы риска»; - определить содержание деятельности социального педагога по работе с подростками «группы риска»; - определить состояние изучаемой проблемы, на примере МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» Кормиловского района Омской области. В своей работе я использовала теоретические методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение,эмпирические методы исследования: работа с документами, наблюдение, патронаж семей, посещение уроков, беседы с подростками «группы риска» и их родителями. Определив состояние изучаемой проблемы на примере МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» Кормиловского района Омской области, разработала программу деятельности социального педагога, направленную на выявление проблем и оказание помощи подросткам «группы риска» и включающую четыре основных направления: социально-педагогическое исследование, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическая профилактика и содействие созданию педагогически ориентированной среды см. Приложение 1 (Таблица 1).1.Социально-педагогическое исследование проводилось в МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся «группы риска». Содержанием этой деятельности являлось социально-педагогическая диагностика. МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» находится на территории Михайловского сельского поселения Кормиловского района Омской области. В МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» Кормиловского района обучаются 137 учащихся, из которых 52 учащихся являются подростками. Рассмотрим более подробно, каким факторам риска подвержены учащиеся 5-8 классов данной школы: Социально-экономические факторы выявляем, используя матрицу социального благополучия семьи и ребенка. Классные руководители по просьбе социального педагога заполняют матрицы социального благополучия ребенка. Матрицу заполняют на основе собираемой информации о ребенке. Данная матрица позволяет своевременно выявить подростков «группы риска» для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними. Матрицы с заполненными протоколами обрабатываются классными руководителями и результаты заносятся в протокол по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка. Социальный педагог собирает протоколы и, обработав все показатели по классам, заносит результаты в общую таблицу см. Приложение 4 (Таблица 2.) Результаты исследования социального благополучия подростков показывают, что 6% подростков относятся к группе повышенного риска. Эти подростки воспитываются в неблагополучных семьях. В начале учебного года классные руководители 5-8 классов вместе с социальным педагогом школы, изучив семьи учащихся 5-8 классов, составляют социальные паспорта своих классов. Социальный педагог составляет социальный паспорт школы, обобщив данные всех классов, и строит общую диаграмму «Подростки из семей «группы риска» 5-8 классов» см. Приложение 2 (Диаграмма 1). Из диаграммы видно, что категории подростков «группы риска» распределились следующим образом: подростки из неполных семей составляют 32%; подростки из многодетных семей - 20%; подростки из малоимущих семей - 16%; подростки из неблагополучных семей - 6% 2. Медико-биологические факторы. По группе здоровья подростки распределяются следующим образом см. Приложение 2 (Диаграмма 2). Были исследованы 52 подростка 5-8 классов, из них в I группу здоровья входят 12 подростков, во 2 группу - 33 подростка и в 3 группу -7 подростков. Эти подростки имеют своего рода хронические заболевания и требуют постоянного контроля со стороны врачей. Для определения основных проблем и потребностей учащихся «группы риска» были посещены семьи этих категорий учащихся. В результате посещения семей подростков «группы риска» были обследованы материально-бытовые условия проживания подростков «группы риска». Социальным педагогом и классными руководителями были составлены акты обследований условий проживания семей подростков. В процессе работы с семьями подростков «группы риска» были выявлены следующие проблемы см. Приложение 2 (Диаграмма 3) Из диаграммы имеем следующие данные: материальные проблемы испытывают 8% подростков, нет полноценного питания у 8 % подростков, проблемы со здоровьем у 14% подростков, проблемы с воспитанием у 4 % подростков, проблемы с учебой у 10 % подростков. У 14% учащихся проблемы со здоровьем, что является следствием таких проблем, как материальная обеспеченность семьи и недостаточно полноценное питание подростка дома. С помощью теста школьной тревожности Филипса были выявлены факторы, которые негативно влияют на подростков «группы риска». Негативные факторы, которым подвержены в большей степени подростки «группы риска» являются причиной неуспеваемости и ухудшения здоровья. Для исследования школьной тревожности были приглашены 5 подростков «группы риска», имеющих слабую успеваемость. Результаты исследования школьной тревожности у подростков «группы риска» показывают, что у 20% подростков «группы риска»- высокая тревожность в школе, а у остальных - низкий уровень школьной тревожности см. Приложение 4 (табл. 3). Подростки «группы риска» в большей степени подвержены таким негативным факторам, как «страх самовыражения», «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу». Выявив проблемы подростков «группы риска», социальный педагог планирует дальнейшую работу по разрешению проблем. Совместно с педагогами школы составляет план работы, целью которой является оказание дифференцированной помощи подросткам «группы риска» см. Приложение 3. Одним из направлений работы с подростками «группы риска» является:Социально-педагогическое консультирование Цель: разрешение социально-педагогических проблем подростков «группы риска». Главная задача - помочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, являясь источниками проблем, обычно не осознаются, не контролируются. Индивидуальные консультации были проведены для подростков «группы риска», их родителей и учителей-предметников, в ходе которых они имели возможность: - шире посмотреть на возникшую ситуацию; - осознать свою роль в возникновении проблемы; - оценить критически свою роль в возникшей ситуации; - откорректировать свое отношение к проблеме в целом; - изменить свое поведение. Индивидуальные беседы по результатам исследования школьной тревожности у подростков «группы риска» проходили в строго конфиденциальной обстановке. В ходе беседы с подростком «группы риска» создавалась ситуация успеха. Ситуация успеха - инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей. Проживая ситуацию успеха, подросток обретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.Примерный алгоритм организации ситуации успеха: Снятие страха Высокая мотивация к сотрудничеству Авансирование доверия Скрытая инструкция Персональная исключительность Социально-педагогическое внушение Высокая оценка поведения2. Социально-педагогическая профилактика. Цель: раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющего поведения подростков «группы риска», оздоровление во время школьных каникул и оказание материальной помощи по питанию. Была проведена профилактическая работа с подростками «группы риска», способствующая пропаганде здорового образа жизни. Профилактические занятия с подростками «группы риска» проводились во внеурочное время с использованием методов профилактического обучения: мозговой штурм, дискуссия, группы обучения во взаимодействии. На занятиях подростки смогли шире посмотреть на возникшую ситуацию. Учились уважительно относится к мнению других, выслушивать друг друга и высказывать свое мнение по возникшей проблеме см. Приложение 5.3. С целью оптимального развития личности подростка «группы риска» социальный педагог содействует созданию педагогически ориентированной среды, а именно сосредотачивает внимание администрации школы на проблемах и потребностях подростков «группы риска», учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности. А также развивает взаимопонимание и взаимодействие между учителями, подростками «группы риска» и родителями. Были проведены семинар-практикум для педагогов школы для знакомства с методиками, педсоветы, родительские собрания и индивидуальные консультирования. ^ 2.3 Результаты исследованияПовторное исследование школьной тревожности подростков «группы риска» показывают, что в результате проведенной работы по устранению факторов, негативно влияющих на подростков «группы риска», тревожность в школе снизилась см. Приложение 4 (Таблица 4.) До эксперимента у 20% подростков «группы риска» были выявлены такие негативные факторы, как страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу на высоком уровне развития. С каждым из этих подростков были проведены индивидуальные консультации по снятию страха. В ходе беседы с подростком «группы риска» создавалась ситуация успеха. Прожив ситуацию успеха, подросток обрел уверенность и достоинство, что он чего-то стоит как человек. После проведения эксперимента у 20% подростков «группы риска» уровень школьной тревожности снизился с 80% до 30%, что соответствует низкому уровню школьной тревожности. Факторы, негативно влияющие на подростков «группы риска» стали проявляться меньше или не проявлялись вообще (табл. 4). Подростки «группы риска» посетили с большим интересом профилактические занятия, на которых закрепили активный тренинговый стиль общения. Научились делать самоанализ, развили внимание к поведению окружающих и симпатию, а также научились прогнозировать и формировать отношения к себе. Двенадцати учащимся из неполных, многодетных и малоимущих семей оказана материальная помощь по питанию, из которых пять являются подростками «группы риска». На зимних каникулах были оздоровлены 15 учащихся из неполных, многодетных и малоимущих семей, из которых девять - подростки «группы риска». Повторно были исследованы проблемы подростков «группы риска» см. Приложение 2 (диагр. 4). После эксперимента проблемы подростков «группы риска» уменьшились или не наблюдались вообще. Таким образом, можно увидеть следующие изменения: материальные проблемы уменьшились с 8% до 6 %, обеспечение полноценным питанием с 8% до 0%, проблемы со здоровьем с 14% до 6%, проблемы с воспитанием с 4% до 2%, проблемы с учебой с 10% до 2%. Все подростки «группы риска», нуждающиеся в обеспечении полноценным питанием, на данный период питаются бесплатно. Им оказана материальная помощь по питанию отделом социальной защиты населения, а также были перечислены дотации с Федерального фонда на школьное питание. Были устранены проблемы с учебой, и уменьшился процент заболеваемости подростков «группы риска». Во время школьных каникул организовали оздоровление подростков «группы риска» при школе в лагере с дневным пребыванием детей. Здесь в работу подключились воспитатели, которые согласно плану оздоровительных процедур проводили с детьми закаливающие процедуры, подвижные игры на свежем воздухе см. Приложение 3. Разрешить материальные проблемы оказалось намного сложнее, так как, необходимо, чтобы родители имели постоянный заработок. Поэтому мной была лишь оказана помощь при сборе документов на оказание материальной помощи малоимущим семьям. Многие родители, получившие консультацию по вопросам взаимоотношений с подростками «группы риска» изменили свое отношение к детям. Приложение 1. Таблица 1Программа деятельности социального педагога, направленная на выявление проблем и оказание помощи подросткам «группы риска» Направление деятельности Цель Содержание Исполнители Форма работы Методы работы Социально-педагогическое исследование Выявление социальных и личностных проблем подростков «группы риска» -социально-педагогическая диагностика, изучение социально-бытовых условий проживания подростка Социальный педагог Диагнос-тические процеду-ры, акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи Беседа, наблюдение, обследование,оп-росные методы. Социально-педагогическое консультирование Разрешение социально-педагогичес-ких проблем подростков «группы риска» -Организация и проведение индивидуальных консультаций для подростков «группы риска»;консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей социальный педагог, педагог-психолог Просве-щение, социаль-ное консуль-тирование, социаль-ное обеспе-чение Разъяснение, убеждение, беседа, лекция, поощрение, меры по материальному обеспечению семей. Социально-педагогическая профилактика Раннее выявление и предупреж-дение фактов отклоняюще-го поведения подростков «группы риска», оздоровление во время шкльных каникул и оказание материальной помощи семьям - Организация и проведение профилактической работы с подростками «группы риска»;-способствование пропаганде здорового образа жизни;-организация оздоровления, льготного питания и реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию. социальный педагог,педагог-психолог,врач-нарколог,инспектор ИДН,воспитатели. Профилактические занятия: групповые и индивидуальные.Оздоровительные процедуры. Игровые методы, тренинговые методы, беседа, убеждение, разъяснение.Подвижные игры на свежем воздухе, закаливание. Содействие созданию педагогически ориентирован-ной среды оптимальное развитие личности подростка «группы риска» -Сосредоточение внимания администрации школы на проблемах и потребностях подростков «группы риска», учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;- развития взаимопонимания и взаимодействия между учителями, подростками «группы риска» и родителями. Директор школы, заместитель по УВР, социальный педагог, педагог-психолог Педконсилиум, семинар-практи-кум, педсовет родитель-ские собрания, индиви-дуальное консультирование, инфор-мирова-ние Приложение 2. Диаграмма 1.Подростки из семей "группы риска"Диаграмма 2. Группа здоровья Диаграмма 3Выявление основных проблем подростковДиаграмма 4Выявление и разрешение основных проблем подростков «группы риска»Приложение 3.План работыЦель: оказание дифференцированной помощи подросткам «группы риска» и их семьям.Задачи: помощь подростку «группы риска» в укреплении физического и психического здоровья, пропаганда здорового образа жизни;помощь в личностном развитии подростков «группы риска», способностей быть личностью (стремление к самосознанию, умению делать разумные жизненные выборы, реализовывать свои положительные качества);помощь в интеллектуальном развитии (познавательных интересов и заинтересованности в учении, в самоопределении, профориентации и развитии индивидуальности). № Мероприятия Сроки исполнения Исполнители Форма контроля Социально-педагогическое консультирование.Осуществление индивидуального и группового, психологического консультирования учителей, родителей и подростков «группы риска».Педагогическое просвещение родителей. Родительский всеобуч. В течение годаКаждую четверть социальный педагог,педагог-психолог,классный руководитель, замдиректора по ВР Журнал консультацийПротокол родительских собраний Социально-педагогическая профилактика. Кружок «Полезные привычки»Профилактические занятия c подростками «группы риска» В течение годаво внеурочное время социальный педагог, педагог-психолог, инспектор ИДН журнал профилактических занятий Социальный патронаж подростков «группы риска», соблюдение режима дня, подготовка к урокам, контроль успеваемости. ежедневно социальный педагог, классный руководитель акт обследования, классный журнал Оказание материальной помощи подросткам «группы риска» по питанию. Оздоровление во время школьных каникулОказание помощи подросткам в летнем трудоустройстве В течение года ОСЗН социальный педагог, глава сельской администрации, ЦЗН Кормиловского района Отчет по питаниюОтчет по оздоровлениюОтчет по трудоустойству Приложение 4 Таблица 2^ Результаты исследования социального благополучия подростков 2008-2009 уч. год № ^ Социальное благополучиеучащихся Баллы Количество учащихся в % Группа повышенного риска ниже 30 баллов 6% В пределах допустимой нормы от 31 до 40 84 % Высокий уровень благополучия более 40 10% Таблица 3^ Результаты исследования школьной тревожности у подростков «группы риска» Факторы Уровень развития у подростков % высокий(выше 75%) средний(выше 50%) низкий(ниже 50%) 1. Общая тревожность в школе 20 - 80 2. Переживание социального стресса - - 100 3. Фрустрация потребности в достижении успеха - 20 80 4. Страх самовыражения 20 20 60 5. Страх ситуации проверки знаний 20 - 80 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 20 20 60 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 20 0 80 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - - 100 Таблица 4^ Результаты повторного исследования школьной тревожности подростков «группы риска». Факторы Уровень развития у подростков % высокий средний низкий Доэкспе-римен-тата После экспе-римен-та Доэкспе-римен-та После экспе-римен-та Доэкспе-римен-та После экспе-римен-та 1. Общая тревожность в школе 20 - - - 80 100 2. Переживание социального стресса - - - - 100 100 3. Фрустрация потребности в достижении успеха - - 20 - 80 100 4. Страх самовыражения 20 - 20 20 60 80 5. Страх ситуации проверки знаний 20 - - 20 80 80 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 20 - 20 20 60 80 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 20 - - 20 80 80 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - - - - 100 100 Приложение 5.^ План-конспект урока. Тема: «Нет наркотикам!»Цель урока: сформировать негативное отношение к употреблению наркотиковОрг. момент.Основная часть урока Здравствуйте ребята! Садитесь.Следует игра-разминка, участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе (2 минуты)^ А сейчас проверим, насколько мы готовы к работе. Следуют несколько подвижных упражнений, по которым оценивается готовность группы к работе, ее активность. Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы - стрелка измерительного прибора. Эта стена - нулевая отметка, противоположная стена - максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность, 1. готовность сотрудничать Участники располагаются по комнате, я отмечаю наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах. Упражнение повторяется несколько раз, измеряются различные параметры.. (2 минуты) Перед игрой я прошу детей организовать малые группы по 3 человека. Дети садятся на стулья лицом к друг другу.^ Игра "Ассоциации". (5 мин) Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий. На доске записаны слова - "наркотики", "наркомания", "зависимость". Какие ассоциации приходят вам на ум? Каждая группа обсуждает свои ассоциации. После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий обращает внимание детей на то, что ассоциации возникли негативные. Ребята, как вы думаете, какова цель нашего занятия? Цель нашего занятия: выработать негативное отношение к употреблению наркотиков. ^ Раздаю малым группам листки с вопросами.Вопросы. Ответьте на следующие вопросы: (10 минут) (1) существует ли проблема наркомании в нашем обществе? Приведите примеры (в чем это проявляется?) (2) Наркомания – это проблема медицинская, социальная или психологическая? (3)Что является причинами употребления наркотиков среди молодежи? (4) насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи? Вывод: делают учащиеся. Проблема наркомании в нашем обществе существует и проблема эта очень серьезная. Мы - граждане этого общества и должны выработать свое собственное отношение к этой проблеме. Игра "Спорные утверждения (10 минут) Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании. Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: "Совершенно согласен" "Согласен, но с оговорками" "Совершенно не согласен" "Не имею точного мнения" Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты. Зачитываются спорные утверждения, после вы должны встать около того листа, на котором отражена ваша точка зрения на данный вопрос. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь. Для того, чтобы все оказались у стены с листком «Совершенно согласен», вы должны выбрать утверждения, которые наиболее подходят вам. Почему вы выбрали именно эти утверждения?Спорные утверждения: Наркомания - это преступление. Лёгкие наркотики безвредны. Наркотики повышают творческий потенциал. Наркомания - это болезнь. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент. Наркомания излечима. Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию". Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них. Наркоман может умереть от СПИДа. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет. Наркоман может умереть от передозировки. Продажа наркотиков не преследуется законом. Наркомания не излечима. Ребята, подведем итог нашего занятия: 1. Каждой группе дается задание придумать девиз по теме нашего урока, чтобы было коротко, ясно и доходчиво. 2. Какие вы предприняли бы шаги для борьбы с этим злом, если были - президентом -депутатом Государственной Думы - главой муниципального Кормиловского района - родителем подростка. Вывод: делают учащиеся. Садвакасова Гульбайра Габдуловна МОУ «Михайловская СОШ»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.