«Дядя Ваня» > Ваше мнение Написать рецензию (Требуется регистрация) | Правила рецензирования«Дядя Ваня» – одна из самых известных и популярных пьес А.П.Чехова. Грустная история про уставшего неудачника Ивана Петровича Войницкого, красавицу Елену Андреевну, ее мужа – ворчливого и привередливого профессора, чопорную галку маман, постаревшего ловеласа доктора Астрова, совестливого приживалу Вафлю и одинокую труженицу Соню разыграна артистами театра классически просто, с необыкновенной нежностью и любовью, будто бы герои пьесы для них самые близкие люди на земле. Это лирический спектакль; строгий, красивый и очень стильный. Сцена практически свободна от декораций: стол, изогнутые венские стулья, кресло-качалка, свечи… Только три громадных стога сена нависают над этим «пустым пространством», да дождь по-осеннему стучится в окно. Все зыбко и мимолетно, призрачно прозрачно. Артисты, оставляя после себя пустые стулья – словно следы на песке в пустыне времени, - кажутся пришедшими из какой-то иной жизни: Дядя Ваня, словно сошедший с картины Ван Дейка, Елена Андреевна, ослепляющая всех и вся своей точеной, женственно мягкой красотой и статью, доктор Астров – неизменимый романтик и, вместе с тем, ироничный скептик и дон жуан, воздушная, легкая Соня в голубом платье, чуткая ко всем… Обо всех героях спектакля можно говорить и говорить. Они все по-своему несчастны, но все какой-то обостренной верой ждут и жаждут счастья. И это неизбывное стремление объединяет в финале всех – и артистов и зрителей в едином чувстве, предельно точно выраженном в строчке Пушкина «печаль моя светла». При этом ни в коем случае нельзя назвать «Дядю Ваню» мессой, что называется, «за упокой». Спектакль изобилует комическими, подчас фарсовыми ситуациями, вызывающими смех в зрительном зале. Есть в нем и «сольные» актерские номера – незабываем выход Петра Семака, исполнившего в манере Федора Шаляпина «Вдоль по Питерской». Здесь вообще (что не слишком характерно для режиссуры Льва Додина) актерам дана большая свобода, поэтому, если вы хотите лучше узнать, увидеть возможности ведущих на сегодня артистов труппы Театра Европы, стоит посмотреть именно этот спектакль. А в нем задействованы, действительно, лучшие из лучших: Петр Семак, Сергей Курышев, получивший за роль Дяди Вани «Золотую маску», Игорь Иванов, удостоенный за роль профессора Серебрякова Премии Станиславского, народная артистка России, лауреат государственных премий Татьяна Щуко, исполнительница главной роли в "Московском хоре". Молодые, но уже снискавшие любовь публики актрисы – Ксения Раппопорт и Елена Калинина. Художником спектакля стал Давид Боровский – всемирно известный сценограф, оформлявший лучшие спектакли Юрия Любимова в Театре на Таганке. Постановку осуществил Лев Додин, получивший в 2004 году «Золотую маску» и персональный приз Ассоциации театральных критиков Италии за этот спектакль. Вот его предисловие к спектаклю: «Течет жизнь, и рано или поздно - иногда раньше, иногда позже - человек начинает ощущать прошедшую жизнь как некую ценность, которую он не сумел использовать. Начинают мерещиться призраки другой, непрожитой жизни. (...)Чем полноценнее человек ощущает жизнь, тем острее он ощущает этот разрыв, это противоречие, которое постепенно становится трагедией. Время идет, и постепенно назревает один выбор - или отказаться от жизни вообще, или найти в себе мужество проживать ту жизнь, которая дарована тебе Богом, судьбой и которую ты в какой-то мере осуществлял и осуществляешь сам, силой своей личности».faptiz 10 ноября 2004