«День карьеры» – форма профориентационной работы в начальной школеСтруктура профориентационного занятия в начальной школе. Принципы анализа занятия. Примеры из практики Данный материал будет посвящен ответу на следующие вопросы: · Зачем нужны профориентационные занятия младшим школьникам? · В чем специфика профориентационных занятий в начальных классах? · В чем особенности проведения «Дня карьеры» как формы воспитательной работы в начальных классах?Актуальность проведения профориентационных занятий в начальных классах Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадии становления профессионального самосознания.^ I. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.^ II. Стадия профессионального самопознания. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. Именно это создает запрос на самопознание, – в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. На этой стадии занятия характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии (примерно в 14–16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.^ III. Стадия профессионального самоопределения. Здесь завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы! И именно профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути. Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии. Итак, в дошкольном и младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для этой цели и предназначены профориентационные занятия в начальной школе. Какова же их структура? Структура профориентационных занятий в начальных классах основывается на их возрастных особенностях. Эти особенности не являются одними и теми же для первого и для четвертого классов. Необходимо кратко их рассмотреть, чтобы понять обоснованность использования тех или иных методов работы.^ Возрастные особенности младших школьников Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося (то есть той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни). В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для первоклашек мы должны включать две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия. Например, педагог, рассказывающий о профессии ювелира, говорит о том, что изготовлению изделия предшествует рисунок, чертеж. Он рассказывает на доступном детям языке о наиболее простых закономерностях композиции – двух-трех – не более, – и школьники изображают рисунок будущего ювелирного изделия на листе бумаги (например, разукрашивают «яйцо Фаберже»). Если же речь идет о профессии шофера, то дети должны на ограниченном пространстве класса «проехать», никого не задевая. Если кто-то кого-то заденет, то – садится на место. Оставшиеся пять человек – самые аккуратные водители! Скорость «задает» педагог словами: быстрее, еще быстрее, очень быстро! К семи годам ребенок уже может мысленно расчленять предмет на части, а затем объединять их в целое. Но эта способность развивается не сама собой, а посредством конструкторской, художественной, творческой деятельности. Дети могут выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Доказано, что если эти способности развиты в достаточной степени, тогда учащиеся легче запоминают материал. Эту возрастную закономерность педагог может использовать при выполнении заданий на визуализацию (метод направленного воображения). Показав учащимся кабину головного вагона (профессия «машинист»), а затем, прикрыв ее занавеской, педагог просит закрыть их глаза и внимательно, «в голове», рассмотреть все детали. Затем учащиеся открывают глаза и вспоминают, что удалось запомнить и зачем эти детали нужны. Раздвинув шторы, педагог предлагает ребятам сопоставить то, что они смогли вспомнить с тем, что они видят теперь. К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения. Первоклассники при работе с каким-то понятием отмечают прежде всего наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?) – им еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду, подвиду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта». Ученик первого класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию (не всегда подходящую). Особо трудно первоклассникам «дается» понимание и установление причинно-следственных связей (от причины он еще может вывести следствие, но от следствия – к причине – сложно). Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?» Именно поэтому в процессе планирования профориентационного занятия важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Сразу не все дети смогут понять, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а шофер не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто же такой – бухгалтер. Вспомни наше занятие!» Дети в этом возрасте запоминают механически, неорганизованно. Им легче заучить, чем рассказать «в общих чертах», поэтому важно развивать осмысленное запоминание. Внимание еще неустойчиво. Дети (особенно в первые четыре месяца обучения) легко отвлекаются, быстро утомляются... Долгие (более 4–5 минут) диспуты на темы «Как быть хорошим другом?», «Как вести себя хорошо?» и т.п. представляются не эффективными. Учитывая этот факт, необходимо основываться в планировании урока на познавательных интересах детей (что им действительно интересно! А им интересно: играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать «свою жизнь», рассказывать о себе, фантазировать, решать кроссворды, ребусы, разыгрывать сценки, угадывать секреты, рассказывать «страшилки» и «смешилки»; им нравится получать от учителя личную – но конкретную – похвалу и многое другое). При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр. Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В какой-то мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, – только на ощупь – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями. В этом возрасте ребята часто действуют не подумав, то есть импульсивно, у них плохо получается долго преследовать намеченную цель. Им интересна не сама по себе учебная деятельность, а результаты своего труда (то есть не «получение новых знаний», а «что у меня из всего этого выйдет и как к этому отнесется тетя-учительница»). Во втором-четвертом классах возрастные особенности младшего школьника уже не столь сильно связаны с дошкольным периодом, поэтому мы их рассматриваем отдельно. Восприятие детей 2–4-го классов становится уже более дифференцированным (т.е. если первоклассники могут путать буквы Э и З, цифры 9 и 6, младшие школьники во 2–4-х классах уже не допускают подобных ошибок). Тем не менее необходимо продолжать использовать в работе упражнения на сравнение двух схожих объектов, явлений, слов, значений, ситуаций и т.д. Учащиеся 2–4-го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. Они по-прежнему испытывают трудности в описании объемных фигур, поэтому необходимо эту способность целенаправленно развивать. Очень важно во 2–4-м классах развивать способность к интерпретации (объяснению). Если в первом классе некоторым детям сложно перечислить и объяснить, что изображено на картинке, то во втором-четвертом нам необходимо развивать умение детей описывать, какие события изображены на картинке и оценивать происходящее на ней. Если у дошкольников и первоклассников наблюдение носит целостный (нераздельный, недифференцированный) характер, то во 2–3-м классе взрослому необходимо развивать умение устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, умение сравнивать ситуации, явления, предметы между собой. По-прежнему важно развивать у детей умение аргументировать свою точку зрения. Во 2–4-м классах детям легче, но по-прежнему сложно самим ставить задачи для запоминания (что необходимо запомнить, зачем, что – дословно, а что – в общих чертах), им сложно запоминать «в общих словах». Таким образом, необходимо развивать способность детей ставить цели запоминания, а также – обучать их навыкам мнемотехники. Успешность запоминания в этом возрасте связана не с низким уровнем памяти, а с плохо развитым произвольным вниманием и слабой мотивацией. Если первоклассники могут сохранять внимание в течение лишь 30–35 минут, то во 2–4-м классах это время увеличивается до 40–45 минут. К окончанию 3–4-го классов школьники должны уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также важно развивать умение распределять внимание (между чтением и слушанием, например). Эта способность развивается при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям начальных классов легче в парах. По-прежнему активно развивается воображение детей, которое необходимо использовать для развития пространственного мышления, стратегического мышления и прогностичности. К 3–4-му классам учащиеся уже должны уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. Если средний первоклассник аргументирует явление, ссылаясь на какой-то факт, то к 4-му классу ученик может развернуть аргументацию, дать обоснованное доказательство. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формулируют нормы поведения (а в первом классе они лишь могли сослаться на установленные взрослыми нормы). К 3-му классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо». Без учета возрастных особенностей профориентационное занятие в начальных классах будет «буксовать».^ Структура профориентационного занятия в начальной школе Из краткого анализа возрастных особенностей младшего школьника можно сделать вывод о существенных аспектах построения профориентационного занятия в начальной школе. При планировании мы опираемся на общепринятую структуру описания любого учебного или воспитательного занятия: тема, цель, задачи, обоснование, краткий план, используемые материалы, ход занятия, анализ и используемые источники. В общем и целом, по такому плану педагоги описывают свои занятия. Будем его придерживаться и при описании профориентационных занятий – только с учетом специфики темы. Кстати, тема занятия, как вы понимаете, будет соответствовать той профессии, с которой вы будете знакомить учащихся: инженер, дизайнер, учитель или повар. Звучать это может примерно так: «Знакомьтесь! Профессия – повар!»Цель Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии. В некоторых методических рекомендациях по целеполаганию учителей просят формулировать не одну, а сразу три цели: учебную, развивающую и воспитательную. Если пример учебной цели для профориентационных занятий мы сформулировали, то развивающую цель мы можем выписать из возрастной психологической характеристики школьника (см. выше), например, развитие осмысленного запоминания, развитие дифференцированного восприятия, развитие произвольного внимания и др. Что же касается воспитательной цели, то обычно в формулировках целей такого типа используются термины – «ценности», «нормы поведения». Примером развивающей цели может быть: осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире; или – совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Уважаемый читатель сам определится, какой стратегией целеполагания ему стоит воспользоваться – полной или сокращенной. Главное – цель должна быть сформулирована максимально конкретно и должна объективно наблюдаться у большинства учащихся (по их продуктам деятельности, по словам, по их поведению).Задачи Задачи представляют собой некие промежуточные шаги по достижению цели занятия. Если занятие рассчитано на 40–45 минут, то понятно, что таких задач не может быть более трех-четырех. К примеру, мы знакомим детей с профессией повара. Задачи могут быть такими: · провести мини-лекцию об основном содержании профессии повара; · познакомить учащихся с основными требованиями профессии повара к человеку; · познакомить учащихся с основными орудиями труда; · подвести итог занятия. Если вы хотите что-то еще провести для достижения цели: посмотреть вместе с учащимися видеосюжет и потом обсудить его, пригласить для беседы представителя этой профессии, провести работу в малых группах и так далее, то это нужно отразить в задачах. Самое главное – они должны быть сопоставимы с целью и сформулированы максимально понятно и конкретно. Например, формулировка одной из задач: «учить дружбе» не будет соответствовать указанным критериям, так как не связана с целью занятия и сформулирована не очень корректно.Краткий план занятия По краткому плану Вы сможете примерно сориентироваться и оценить первичные риски и возможности: хватит ли у вас времени на то или иное задание, готовы ли Вы к тому, что останется свободное время. Педагоги начальной школы хорошо знают, что детей нужно приучать к четкому распорядку, поэтому не рекомендуется заканчивать задание раньше времени. Для этого составляется краткий план.^ Краткий план занятия по теме «Знакомьтесь! Профессия – повар!» · Организационный момент. 3 мин. · Проведение игры «Профессия по ассоциации». 2–4 мин. · Рассказ-беседа о профессии повара. 6–8 мин. · Работа с пакетом наглядности по профессии «Повар» в парах. 5 мин. · Обсуждение результатов работы. 2–3 мин. · Игра-разминка «Дорисуй». 5 мин. · Рассказ «Один день из жизни повара» с обсуждением и зарисовкой. 5 мин. · Игра «Продукты на букву…» 3 мин. · Подведение итогов «Что нового о профессии повара мы узнали?» 3–4 мин. Общее время занятия: 40 минут. Такой краткий план позволяет сориентироваться, что можно будет сделать, если нужно будет провести «внеплановую» игру. Используемые материалы Из описания возрастных особенностей младшего школьника вы можете сделать вывод о том, что для детей этого возраста очень важна наглядность и смена видов деятельности. Желательно, чтобы эти особенности нашли свое отражение в подборе материалов. Например, для знакомства детей с профессией повара могут использоваться: бумага формата А4, цветные карандаши, раздаточные материалы «Орудия труда повара», «Кроссворд», карточки для игры «Дорисуй», форма одежды повара.Ход занятия На этом этапе вы подробнейшим образом описываете, что вы будете делать и говорить. Если у вас нет достаточно большого опыта работы с маленькими детьми, то в вашей речи могут проскальзывать недетские слова, слишком общие формулировки; вы можете ошибиться в выборе наглядных пособий (схемы и графики детям не подходят!). Всю методику преподавания в начальных классах не уместить в двух строчках, поэтому самый простой способ – показать свой план учителю или завучу начальных классов, чтобы они дали необходимые методические рекомендации. Но для того, чтобы рекомендации принесли пользу, занятие должно быть максимально подробно описано! Чтобы составить представление о степени подробности описания, мы приведем описание начала профориентационного занятия в начальной школе по теме «Повар» (занятие составлено совместно со студенткой Санкт-Петербургского педагогического колледжа № 1 им. Н.А.Некрасова Светланой Филатовой). 1. Здравствуйте! Меня зовут – Светлана Сергеевна (имя и отчество написаны крупно разборчиво на доске; у детей на столах лежат только пеналы с цветными карандашами и чистые листы бумаги, а также – таблички с именами). Сегодня мы с вами узнаем кое-что новое и интересное о той профессии, которую вы все достаточно хорошо уже знаете и часто встречаетесь с ее представителями. Попробуйте ее отгадать (отгадывают по типу телеигры «Устами младенца»). Я попросила очень маленького мальчика описать эту профессию и вот, что он сказал: «Они делают так, что становится вкусно… Иногда они пачкаются… По телевизору говорят, что потом жевачку надо жевать…» (После каждой «реплики» воображаемого мальчика дети пытаются отгадать профессию и объясняют, почему они так считают). Из этого небольшого отрывка уважаемый читатель должен понять, что степень подробности описания должна быть достаточно высока! ^ Анализ занятия В специальной методической литературе существуют разные схемы анализа занятия: есть короткие, а есть громоздкие – для управленцев. Мы воспользуемся той схемой, которой пользуется большинство практиков. · Соответствие используемых форм, приемов и методов заявленной цели. Обычно такой анализ начинается со слов: «Я считаю, что цель данного занятия была достигнута на основе того, что…» Критериями соответствия действий педагога и учащихся поставленной цели могут быть продукты деятельности учащихся (они изобразили деятельность повара и на их рисунках были отображены те орудия труда, о которых они не знали раньше); сама наблюдаемая деятельность большинства учащихся (большинство учащихся участвовало в классификации карточек с орудиями труда повара по выделенным категориям) и т.д. · Соблюдение основных принципов дидактики. Еще на заре становления урочной системы были сформулированы правила, по которым до сих пор работают учителя. Назовем три из них. «От опыта – к обобщениям» – этот принцип говорит о том, что детям сначала необходимо ощутить, посмотреть, наглядно воспринять, а затем – обобщать. «Принцип смены видов деятельности» – этот принцип особенно важен для начальных классов. Дети плохо воспринимают длинные монологи. Нужно чередовать рассказы, беседы, письменные и рисуночные задания, ролевые игры в течение занятия. «Принцип активности и учета возрастных особенностей» – как известно, любое истинное познание происходит только в деятельности, поэтому критерием усвоения ребенком материала может быть только выполнение им каких-то заданий, связанных с темой занятия. И эта активность должна быть организована так, чтобы она не была слишком простой и слишком сложной для учащихся. · Организационные моменты. Анализируя этот аспект, мы описываем, насколько поддерживалась рабочая атмосфера на занятии, насколько педагог грамотно организовывал активность учащихся: работу в парах, в малых группах, индивидуальную работу. Учитывается расчет времени занятия, использование педагогом пространства класса, оформление доски. · Коммуникативные аспекты занятия. Здесь мы учитываем, насколько педагог смог установить контакт с классом, с помощью каких приемов смог помогать детям формулировать свои мысли, управлять своим вниманием. · Вывод. В выводах по анализу обычно даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию своего профессионализма.^ Приемы и подсказки Обсудив структуру профориентационного занятия, мы в заключение предлагаем рассмотреть наиболее существенные элементы его содержания. Это – своеобразные «кирпичики», из которых строится само занятие. · Мини-лекция о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то мы должны представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: условия труда, орудия труда, история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.), ограничения при работе по этой профессии, интересные случаи. Эта информация может быть разделена на отрывки и рассказываться фрагментами. · Рисуночные методики. Для того, чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия. · Игры, связанные с профессией. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии (см. список литературы). Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др. Итак, мы рассмотрели основы проектирования профориентационного занятия для начальных классов. Школьный библиотекарь может их проводить в рамках еженедельного «Дня карьеры». Основой этой формы работы является собственно проведение самого профориентационного занятия. Но дополнительными структурными элементами могут быть: · Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать. · Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим. · Организация экскурсий на предприятия города или области. Причем речь не идет только о больших заводах. О наблюдении за какой-то профессией можно договориться в ближайшей от школы фирме. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии. · Ведение школьниками «Профессионального портфолио», в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио мы время от времени возвращаемся – детям нравится смотреть, какие у кого новые материалы появились.^ Задания для самопроверки и размышления · Какие вы можете назвать требования к проектированию профориентационного занятия в начальной школе? · Каким образом учитываются возрастные особенности младшего школьника при проведении профориентационных занятий? · В чем смысл проведения профориентационных занятий в начальной школе? · Какие методы проведения профориентационных занятий в начальной школе вы можете назвать? · Какие ресурсы есть в вашей библиотеке для подготовки и проведения «Дня карьеры» в начальной школе?Список литературы 1. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» : кн. для учителя / С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1999. 2. Организация профориентационной и профконсультационной работы: учебно-методическое пособие / Под ред. В. А. Щегорцева. – М., 1998. 3. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи/Под ред. С. Н. Чистяковой. – М., 1993. 4. Прощицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии. – М., 1995. 5. Резапкина Г. В. Я и моя профессия : Программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М. : Генезис, 2000. – 128 с. : ил.