Реферат по предмету "Разное"


«Все, что мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дается воспитанием»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ашинский городской детско-юношеский Центр«Все, что мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставшивзрослыми, дается воспитанием»./Ж-Ж Руссо/Воспитательная система культурно-нравственной ориентации МОУДОД ДЮЦ «Семицветие»Утверждена 20.03.2002 На заседании педагогического совета Протокол № 3 Директор ДЮЦ__________________ Н.М. АкуловаАша СодержаниеI. Аналитическая записка……………………………………………………….4 Историческая справка…………………………………………………………..4 Общие сведение………………………………………………………………....4Организационная структура…………………………………………………….5Программное обеспечение……………………………………………………....5 Кадровый потенциал……………………………………………………………..6 Социальный состав семей обучающихся……………………………………….7II. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей среды……………………………………………………………………………8Характеристика социума………………………………………………………....8 Социальный заказ………………………………………………………………....9 Положительные и отрицательные факторы, влияющие на развитие воспитательной системы………………………………………………………...12III. Концептуальные основы воспитательной системы ДЮЦ………………...13IV. Особенности воспитательной системы ДЮЦ «Семицветие»…………….14Цели воспитания, особенности целепомогания в воспитательной системе ДЮЦ «Семицветие»……………………………………………………………..16Приоритетные и системообразующие виды деятельности, методы и формы организации………………………………………………………………………18Одаренные дети………………………………………………………………….18Кружковцы ДЮЦ………………………………………………………………..19Организационная работа по месту жительства………………………………..24Дошкольники…………………………………………………………………….25Воспитательная работа с учащимися школ города……………………………25Младшие школьники (1-4 кл.)………………………………………………….26Подростковый возраст (5-8 кл.)………………………………………………...28Старшеклассники (9-11 кл.)…………………………………………………….29Дети с ограниченными возможностями здоровья и группы «Риска»……….30Традиции………………………………………………………………………....33Управление и самоуправление в воспитательной системе «Семицветие»….34Взаимосвязь обучения и воспитания…………………………………………..37Характер отношений в воспитательной системе «Семицветие»…………….37Средовый подход в воспитании………………………………………………..38Модель выпускника – воспитанника ДЮЦ……………………………………40Показатель эффективности воспитательной системы «Семицветие»……….42Содержание воспитания………………………………………………...………43Ресурсное обеспечение воспитательного процесса…………………………...43Нормативно-правовая база воспитания………………………………………..44Пояснительная записка………………………………………………………….46Литература……………………………………………………………………….48Приложение……………………………………………………………………...49^ I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАИстория создания Ашинского городского детско-юношеского Центра (далее ДЮЦ), своими корнями уходит в глубокое прошлое. ДЮЦ преобразован из бывшего Дома пионеров, которое было создано в г. Аша в 1939 году и находилось в маленьком старом деревянном здании, постройки 1890 года. Где работало несколько кружков: пение, танцевальный, три-четыре кружка рукоделия, драматический. Убогость здания настраивала на работу без особых претензий. В конце 80-х появились попытки устроить что-то неординарное. Но условия не давали развернуться. Сообщение в прессе (август 1991 г.) о необходимости сокращения партийного и комсомольского аппарата позволило руководству дома пионеров и детских лидеров обратить взор на помещение горкома партии, которые по Указу Б.Н. Ельцина передавались судам. Решением городских властей было принято - «временно» передать детям. Постановлением Главы Администрации г. Аши № 105 от 06.02.92 г. «О создании Детско-юношеского Центра на базе Дома пионеров» учреждению было передано здание бывшего Горкома КПСС. Лучшее здание в лучшем месте позволило предоставить детям и подросткам самый широкий образовательный и воспитательный спектр на современном уровне. ^ 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯНа сегодняшний день МОУДОД ДЮЦ является многопрофильным образовательным учреждением, осуществляющим учебно-воспитательную работу с учащимися от 6 до 18 лет, имеющих стремление к получению дополнительных знаний для развития творческого потенциала личности. За последнее десятилетие произошли существенные изменения в содержании работы с детьми. Сегодня ДЮЦ – это: - 38 детских объединений; - 9 спортивных секций; - 3 клубных объединения; - 3 детских общественных организации и движения; - 1 студия; - 1 научное общество учащихся. Контингент обучающихся. 1160 воспитанников (см. Диаграмма 1. Динамика возрастного ценза воспитанников ДЮЦ), среди которых: 456 – мальчиков; 704 – девочек; 46 человек дошкольного возраста; 297 человек младшего школьного возраста; 679 человек среднего школьного возраста; 115 человек старшего школьного возраста; 23 человека студентов.^ 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРАПрактически во всех группах Центра держится стабильный состав детей, которые успешно осваивают учебные программы. В организационной структуре сформировано 5 отделов: научное общество учащихся 40 человек; социально-педагогическая служба – 345 человек; музыкально-эстетический отдел – 208 человек; декоративно-прикладной отдел – 306 человек; спортивно-оздоровительный отдел – 261 человек.^ 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕВ учреждении сформировалась устойчивая классификация реализуемых образовательных программ. Образовательный процесс осуществляется по образовательным программам 7 направлений: Направленность Кол-во программ Кол-во объединений В них групп Кол-во учащихся Художественно-эстетическая 18 18 29 475 Социально-педагогическая 15 17 30 234 Научно-техническая 1 1 1 19 Эколого-биологическая 2 2 2 64 Туристско-краеведческая 1 1 1 52 Физкультурно-спортивная 8 8 15 261 культурологическая 2 2 2 55 Всего реализуется 47 программ по следующей классификации: по форме составления: - авторские – 2 - адаптированные – 45 по уровню освоения: - общекультурного – 15 - углубленного – 28 - профессионально-ориентированного – 4 по уровню реализации: - дошкольного – 1 - начального общего образования – 6 - основного общего образования – 27 - среднего общего образования – 13 по продолжительности: - до 3-х лет 37 - 3-х лет и более – 10 Образовательные программы предусматривают социальную адаптацию учащихся к жизни. А использование новейших методик дает возможность расширить творческий потенциал детей и подростков.^ 5. КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛПедагогический коллектив стабильный, работоспособный, творческий. Основной состав молодых педагогов – это выпускники ДЮЦ, которые работают после окончания ВУЗов и возглавляют работу объединений, в которых когда-то занимались сами. Совместно со своими старшими коллегами они работают над усовершенствованием программ и поиском новых методик и технологий. Кадровое обеспечение (см. приложение Диаграмма 2,3,4). Всего педагогических работников 49 человек. Образовательный уровень: 24 человека – высшее образование; 1 человек – неоконченное высшее; 22 человека – среднее специальное образование; 2 человека – среднее образование. По итогам аттестации: 8 человек – высшая квалификационная категория; 19 человек – первая квалификационная категория; 16 человек – вторая квалификационная категория; 87,8% педагогов аттестованных от общего количества. По стажу: 5 человек – до 3-х лет; 9 человек – до 10 лет; 18 человек – до 20 лет; 17 человек – свыше 20 лет. Награждены премией Губернатора и Законодательного собрания Челябинской области – 3 человека. 3 человека имеют звание «Отличник народного просвещения» 3 человека имеют звание «Мастер спорта». Кадровый состав отличается достаточно высоким уровнем профессиональной компетенции. Фактором повышения педагогического мастерства являются такие формы как, самообразование, курсовая переподготовка, семинары, методические дни, наставничество, аттестация, конкурсы и турниры различного уровня, а так же профессиональный конкурс педагогов дополнительного образования, где педагоги ежегодно занимают призовые места.^ 6. СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ(см. приложение - Диаграмма 5). - 73,2 % - благополучные семьи - 3,6% - многодетные семьи 13,4% – неполные семьи 5,8% - малоимущие семьи. Контингент обучающихся ДЮЦ самый разнообразный по социальному положению, возрасту, уровню развития. В учреждение принимаются все дети без исключения, не зависимо от микрорайона. Занятия посещают такие категории обучающихся как: - опекаемые -16 человек; - дети-инвалиды – 8 человек; - дети с ослабленным здоровьем – 26 человек; - дети группы риска и состоящие на учете ИДН – 18 человек; По социальному статусу семьи подразделяются следующим образом: - рабочие – 80%; - служащие – 6,3%; - безработные – 5,1%; - мелкие торговцы – 3%; - частные предприниматели – 1,8%; - пенсионеры – 2,5%; - военнослужащие – 1,3%. По образованию семьи подразделяются следующим образом: - высшее образование – 13%; - среднее и среднее – специальное – 78,7%; - неполное среднее – 8,3%.Изучение и анализ социальное положение обучающихся позволяют расширять поле позитивного общения и рамки совместного сотрудничества, как с воспитанниками, так и с родителями. При этом применяя такие формы как: дни открытых дверей, родительские собрания, открытые кружковые занятия для родителей, концертные программы, выставки, консультации психолога, встречи опекунов детей, оставшихся без родителей. Занятия в объединениях бесплатные, поэтому многие дети из малообеспеченных, многодетных и неполных семей имеют возможность общаться со сверстниками в комфортной, дружеской обстановке, получать знания и формировать умения, необходимые им в дальнейшей жизни.^ II. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫВсю воспитательную работу в учреждении курирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Внедряет методические разработки и апробирует новые социальные проекты и программы по повышению эффективности воспитательного процесса – заместитель директора по методической работе. А также в штате учреждения есть ставки, которые позволяют расширить воспитательные возможности это: педагог-психолог, педагог-организатор, режиссер, 3 ставки социальных педагогов (по работе с семьей, одаренными детьми и по работе с детскими движениями и организациями). Педагоги значительное внимание уделяют воспитанию учащихся. Воспитательная работа в объединениях осуществляется по индивидуальным планам учебно-воспитательной работы, который разрабатывается на основе плана «Организационно-массовой и воспитательной работы» учреждения, социального заказа и конкурсных положений разного уровня. (см. приложение схема 6 Программа воспитательной работы педагога). Задачи воспитательной работы реализуются по следующим направлениям: нравственное, эстетическое, патриотическое, досуговое, оздоровительное, работа с родителями (семьей), работа с виктимной категорией обучающихся. Через досуговую деятельность в учреждении осуществляется воспитание и развитие личности, удовлетворение важнейших социальных и культурных потребностей обучающихся.^ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИУМАГрадообразующим предприятием города является предприятие черной металлургии: ОАО «Ашинский металлургический завод». Кроме того, работают предприятия машиностроения: ОАО «Ашасвет», химической промышленности: ОАО «Ашинский химический завод», лесной промышленности: Ашинский лесхоз. Население города 37,5 тысяч человек различной национальности. В ближайшем окружении ДЮЦ находятся: Художественная школа, Школа искусств, Музей природы, Дворец культуры ОАО АМЗ, Администрация г. Аши и Ашинского района, МОУСОШ № 4, общественная организация «Совет ветеранов», Районный методический центр, футбольный клуб «Металлург», Военный комиссариат», Отдел культуры, Социальная помощь, Дворец спорта, Хоккейный клуб «Сталь-Аша», ОГПС № 15, Церковь «Иконы Казанской Божьей Матери». Кроме того, в Аше работает 5 средних и 1 начальная школы, вечерняя сменная школа, вспомогательная школа-интернат, 5 дошкольных образовательных учреждений, ПУ-124, Индустриальный техникум, филиалы: Южно-уральский государственный университет, Современный гуманитарный институт, Челябинский государственный педагогический университет. В нашем городе проживают ветераны и участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, герои Социалистического труда, передовики производства, почетные граждане г. Аши, чей труд внес большой вклад в развитие нашего города и является примером для подрастающего поколения. Источники социального заказа исходят из Федеральных документов, Программы развития Образования и документов местного значения (см. приложение схема 7. Интеграция учреждений города в системе воспитательной работы ДЮЦ).^ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ Источники социального заказа на деятельность ДЮЦ Содержание информа-ция получаемой путем опроса (анкетирования, интервью, беседы, экспертной оценки) Социальный заказ 1. Учреждения образования:- Муниципальные дошкольные учреждения (Д/с №3,7,10,18,22)- МОУ «Общеобразовательные школы – 7 (3380 чел.)- Школа-интернат № 5- Детские дома (г. Сим, г. Миньяр)- ПУ-124- Вечерняя школа- Индустриальный техникум- филиалы- МОУДОД: СЮТ г. Аша,ДЮСШ г. Аша, СДЮТиЭ г. Миньяр, ЦРТДиЮ г. Миньяр - Выявить основные ориентиры в работе этих учреждений- Определить возможность партнерских взаимоотношений- Обменяться информацией об образовательных и культурно-досуговых потребностях детей и возможностях их удовлетворения - Организация кружковой работы на базах образовательных учреждений- Создание совместных творческих проектов и их реализация- Совместное проведение мероприятий- информационное и методическое сотрудничество - Реализация программы «Игры, конкурсы, состязания»- Апробация воспитательных проектов:«Сам себе спасатель»«Я уникален»«Начни с себя» 2. Общественные организации и объединения:- Общество инвалидов- Совет ветеранов- Российский союз ветеранов Афганистана- Общество слепых- Объединения подростковых клубов по месту жительства - Обменяться информацией об актуальных социально-педагогических проблемах детства - Выявить возможные направления и формы взаимодействия - Проведение совместных благотворительных акций:«Прикосновение», «Подарок другу», «Посылка бойцу»;- Выставки: «Искорки надежды», «Мы всё можем», «На страже Отечества»;- Мероприятия:«День инвалида», «Время колокольчиков», «Уроки мужества»;- проведение тематических кружковых занятий: «Ради жизни на земле», «Детство, опаленное войной»;- Участие в конкурсе «Вспомним всех поименно»- Создание объединения «Помоги себе сам» и занятия по ОФП с детьми ОВЗ;- Организация неформального общения;- смотр-конкурс рисунков «Я рисую мир», «Боевые награды за подвиг солдата»;- концертные программы;- Заключение договора о сотрудничестве;- Создание банка данных о детских общественных движениях и объединениях в районе;- Разработка программы поддержки и развития детских общественных организаций и движений в районе 3. Учреждения культуры, спорта и другие социальные институты:- Управление культуры- ДК ОАО «АМЗ»- РМЦНТ, РДК- Библиотеки (районная, юношеская, детская, школьные)- Музеи- СК «Металлург»- Хоккейный клуб «Сталь»- Дворец спорта- Комитет по делам молодежи, спорта и туризма- Школа искусств- Художественная школа - Выявить основные направления содержания работы этих учреждений, охват детей, проблемы;- Определить возможность и необходимость сотрудничества - совместное проведение детских городских праздников «День защиты детей», «День книги», «День Победы», «Масленица», «День молодежи», «День города», «День цветов», «Новый год», «Рождество» и т.д.- Организация работы игровых площадок во время городских праздников- совместное проведение конкурсов в рамках программы «Одаренные дети» - Смотр детских театральных коллективов «Признание»- организация кружковой работы на базе клубов по месту жительства- расширение деятельности по физкультурно-спортивной направленности 4. Предприятия и организации города:- Администрация Ашинского района- ОГПС № 15 МЧС России- Военный комиссариат- Телекомпания «АТВ-12»- Редакция районной газеты «Стальная искра»- Типография- ПМОКХ- МУПЖКХ- Милиция- ГИБДД- Омега «ЛТД»- Сбербанк- Комитет по экологии- Частные предприниматели- Межшкольный учебный методический центр- Учреждения здравоохранения - Выявить отношение к работе ДЮЦ, представление о его роли, целях, содержании и формах работы- Определить возможность и наметить пути взаимовыгодного сотрудничества - Реализация совместных программ- Проведение учений и профилактических мероприятий- Выпуск газеты «Пёстрый мир»- монтаж и выпуск детских новостей «Ступени»- Проведение совместных семинаров, конкурсов- совместное проведение мероприятий экологической, патриотической направленностей- проведение новогодних праздников и развлекательных программ- организация праздничных концертов и тематических вечеров к профессиональным праздникам 5. Семья- население в территории- родители воспитанников- попечительский совет - Выявить образовательные, культурно-досуговые и другие потребности семьи в воспитании детей- Выявить отношение родителей к ДЮЦ и представлений о системе его работы- Выявить активных родителей в объединениях для создания попечительского совета - Организация разумного досуга, отвлечение подростков от улицы и влияния асоциальных явлений (наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма)- Обновление и расширение образовательных услуг- Реализация плана работы с семьей- Рекламная деятельность- Чествование и награждение самых активных родителей- Привлечение к совместной деятельности (концертные программы, выставки)- Социальная поддержка одаренных детей и опекаемых 6. Дети:- воспитанники ДЮЦ- дети, проживающие в территории (в том числе те, кто требует особого педагогического внимания)- по возрастным группам (4 группы)- мальчики- девочки - Определить уровень занятости детей услугами дополнительного образования- Выявить образовательные, культурно-досуговые и др. потребности детей в сфере свободного времени- выявить отношение детей к ДЮЦ и другим учреждениям ДО - Увеличение количества кружков, объединений, секций по нестандартным видам творческой деятельности:- обучение игре на гитаре- информатика и компьютерные технологии- иностранные языки- тележурналистика- восточные единоборства;- Проведение дископрограмм и творческих вечеров;- Интеллектуально-познавательные игры. 7. Педагоги:- педагогический коллектив ДЮЦ;- педагоги других учреждений ДО;- учителя МОУ;- воспитатели МОДУ - Выявить предложения по совершенствованию работы ДЮЦ- Определить представления педагогов о системе работы ДЮЦ - Реализация интегрированных программ- Реализация программ по предпрофильному обучению- Проведение совместных учебных семинаров- Оказание помощи в организации досуга с обучающими- Проведение тематических классных часов, музыкальный абонемент, экскурсионно-познавательные встречи- Мероприятия совместной деятельности по работе с дилинквентными обучающимися- Организация и проведение конференций НОУ ^ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫПоложительные: Сложившаяся система взаимодействия учреждения в социуме. Преемственность в системе организационно-массовой работы при переходе от младших школьников, обучающихся среднего звена к старшеклассникам. Поиск и внедрение в практику деятельности новых направлений, форм воспитательной работы с детьми. Совершенствование качества управления воспитательным процессом. Разработка и внедрение в практику новых программ дополнительного образования по вопросам воспитания. Создание и работа детских общественных организаций и движений. Структуризация отделов по направлениям деятельности. Работа учреждения в режиме полного дня (с 8.00 до 22.00). Совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров в вопросах воспитания детей.Отрицательные: Противоречия между требованиями, предъявляемыми государством, обществом, УДОД, учреждениями культуры к молодому поколению, и имеющим место негативным влияниям среды, СМИ, религиозных сектантских движений. Отсутствие стабильности в государственной политике по отношению к учреждению дополнительного образования. Осуществление внешнего контроля за деятельностью ДЮЦ по количественным показателям, без учета специфики и особенностей образовательных процессов УДОД. Отсутствие системы информационного обеспечения образовательного процесса с использованием современной, электронной техники. Самоустранение родителей из-за чрезмерной занятости от проблем воспитания детей, подмена приоритетов воспитания на приоритеты внешнего благополучия. Большая загруженность детей в школе и как следствие отсутствие свободного времени для организации досугового времени. Большое количество детских учреждений предоставляющих дополнительные образовательные услуги, но отсутствие единого координационного совета в городе.^ III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЮЦПроблема воспитания подрастающего поколения в Российском обществе выходит сегодня на первый план. Разрушены «заидеологизированные» пионерские и комсомольские организации, изменились социальные отношения, целостные ориентации стали иными. Педагогический потенциал дополнительного образования позволяет обеспечить необходимые условия для всестороннего развития детей в период дошкольного и школьного детства, а также укрепления здоровья, для жизненного самоопределения воспитанников, их сознательного труда и содержательного досуга. Дополнительное образование – самая гуманистическая часть в системе просвещения России, ибо здесь: содержание, форму выбирает сам ребенок, сами родители; учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время; обучение организуется на добровольных началах (дети, родители, педагоги); психологическая атмосфера носит неформальный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами; детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий; допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития); учитываются индивидуальные особенности на каждом возрастном этапе; целостность системы образовательного процесса включает единство обучения, воспитания и развития.И это отвечает социальным и культурным потребностям растущей личности. Важным моментом в организации воспитательной системы является вопрос о принципах работы. Основными ПРИНЦИПАМИ являются: - добровольность воспитанников в организуемой деятельности; - ненасильственность содержания работы с воспитанниками; - невмешательство (без добровольного согласия воспитанника) в его личную жизнь; - возможность «выхода из деятельности» воспитанника на любом этапе; - признание права каждого человека на требование уважения к его взглядам, интересам, потребностям и т.д. его личности в целом от всех членов сообщества, независимо от социального статуса и возраста.^ Цель: создать условия для развития личности. В соответствии с этим, необходимо решить следующие задачи: Создать условия для формирования положительной Я-концепции. Создание условий для формирования умений эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Создание условий для формирования умения подростка видеть и формулировать свои потребности и проблемы, находить эффективные, социально приемлемые способы их удовлетворения. Создание условий для формирования умения подростка самостоятельно ставить цели своей жизнедеятельности, определять пути движения к цели, находить оптимальные средства достижения желаемых целей. Создание условий для формирования личностных качеств, необходимых для социальной и личностной успешности (самостоятельность, ответственность, инициативность, мобильность и пр.)^ IV. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЮЦ «СЕМИЦВЕТИЕ»Основная идея. Воспитание по определению Х.И. Лаймека, - это целенаправленное управление процессом развития личности. Функции воспитания – одна из основных функций деятельности учреждения дополнительного образования детей. Воспитание в ДЮЦ – это целенаправленная работа педагогического коллектива, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контакт с современной культурой, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни. В основу создания воспитательной системы в учреждении положено изучение опыта воспитательной деятельности Серковской средней школы г. Щёлкова Московской области, Центра Детского и Юношеского творчества «Бибирёво» г. Москва а так же изучение трудов Щурковой Н.Е., Караковского В.А., Иванова И.П., Ухтомского А.А., психологический тест Люшера. Но, а самое ценное и главное – это сложенная система обобщения опыта работы учреждения за многие годы. Модель воспитательной системы «Семицветие» отражает специфический способ организации воспитательного процесса в ДЮЦ. Главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка с опорой на родителей и социум. Всех воспитанников мы условно распределяем по лепесткам, которые соответствуют категориям: одаренные дети, кружковцы ДЮЦ, дошкольники, младшие школьники (1-4 кл.), подростковый возраст (5-8 кл.), старшеклассники (9-11 кл.), дети с ОВЗ, трудные. Основываясь психологическим тестом Люшера, который предполагает, что выбор цвета отражает нередко направленность испытывающего на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Проведя разностороннее обследование многочисленного контингента обучающихся, определили значение цветовой гаммы по соответствующей характеристике испытуемых.^ Характеристика цветовой гаммы:Одаренные дети: Красный – символизирует силу волевого усилия, потребность активно действовать и добиваться успеха.^ Кружковцы ДЮЦ: Оранжевый – стремление к сотрудничеству и сотворчеству, стремление к согласию гармонии, к признанию, желание произвести впечатление.Дошкольники: Желтый – активность к познанию, стремление к общению, веселость, потребность в перспективе.^ Младшие школьники: Зеленый – нерешительность, потребность в самоутверждении, неверие в свои силы, сильное возбуждение.Подростковый возраст: Голубой – потребность в удовлетворении, спокойствие, устойчивость положительной привязанности, мечтательность.Старшеклассники: Синий – стремление избавиться от негативного стрессового состояния, тревожность, эмоциональная неудовлетворенность, поиск поддержки.^ Дети с ОВЗ, трудные: Фиолетовый – чувство неудовлетворенности, разочарования, замкнутость, напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, желание оградиться от среды, некоторое возбуждение.^ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДЮЦ «СЕМИЦВЕТИЕ»Основные признаки воспитательной системы: - наличие тесной взаимосвязи всех составных частей ДЮЦ, всех его состояний. Всякий фрагмент жизни ДЮЦ должен быть объяснен с точки зрения его отношения к целому; - самоорганизация, самопроизводство; - наличие системообразующих фактов /цели – деятельности – отношения – идеология/. Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной системы ДЮЦ является развивающая личность.Целью развития воспитательной системы «Семицветие» является поэтапное создание в ДЮЦ условий для развития социальной и культурной компетентности личности ребенка ее самоопределения в социуме, формированию человека – гражданина, семьянина родителя, специалиста – профессионала. ^ Личность ребенка- развивающая система отношений ребенка с одной стороны, с миром и к миру, а с другой – к себе и с самим собой Отношения- система связей человека как личности со всей действительностью. Стержневые виды отношений ребенка Отношения1. к миру (Родине)2. к знаниям3. к труду (всем его видам)4. к окружающим людям Создание условий для развития личности ребенка – это создание условий, в системе дополнительного образования для решения этой личностью четырех задач на каждом возрастном этапеСамопознание Самоопределение Самореализация Саморегуляция ДЮЦ должен помочь ребенку на каждом его возрастном этапе успешно решать все четыре задачи в пяти основных сферах его жизнедеятельности.Доминирующие сферы жизнедеятельности обучающихся: Сфера познания (обучение, информирование, знания). Сфера практической деятельности (творческая деятельность, умения, навыки). Сфера игры (игровая активность, веселые развлечения и др.) Сфера физического развития и укрепления здоровья (реализация физических возможностей). Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).Достижению этой цели способствует решение следующих задач: - повышение уровня управления процессом воспитания; - внедрение в практику новейших достижений в области воспитания; - формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; - обеспечение гражданского становления личности на основе развития разнообразных форм жизнедеятельности детских коллективов, включая детские общественные организации и объединения; - дальнейшее развитие системы психолого-педагогической реабилитации детей; - укрепление взаимодействия семьи и ДЮЦ в социальном формировании и развитии ребенка; - психолого-педагогическое просвещение родителей; - формирование привычки здорового образа жизни; - создать условия для развития творческого потенциала каждого обучающегося; - взаимодействие ДЮЦ с другими социальными институтами; - освещение проблемы воспитания детей и способов из решения в СМИ.Эти задачи выдвинули следующие НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЯ: Научно-методическое Психолого-диагностическое Тематико-патриотическое Организационно-педагогическое Внеучебно - воспитывающееСодержание и организационные формы воспитательной системы «Семицветие» ориентированы на основные потребности личности: - нравственное и физическое здоровье; - защищенность; - признания уважения в определенном статусе в коллективе; - в смысле жизни; - в творческой деятельности, как условия человеческого развития.В основу идеологии положены принципы, отражающие прогрессивные тенденции современного воспитательного процесса: - связи воспитания с жизнью, социокультурной средой; - комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса; - педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников; - гуманизация и демократизация, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему; - опоры на положительное в личности ребенка; - воспитание в коллективе и через коллектив; - учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; - единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме.^ ПРИОРИТЕТНЫЕ И СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИУчитывая возможности дополнительного образования как особой образовательной сферы и сложившейся системы категории учащихся, воспитание в ДЮЦ осуществляется путем организации работы детских объединений по художественно-эстетической, социально-педагогической, научно-технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, культурологической направленности, организационно–массовой работы, в социуме (приложение 7).^ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИВ отличие от традиционной школы дополнительное образование способствует выявлению и раскрытию внутреннего дарования ребенка. В учебной деятельности моделируется более тонкий индивидуальный подход, в котором ребенок мог бы максимально самореализоваться и развить свой личностный потенциал, а также врожденные задатки. Работа с одаренными детьми в ДЮЦ проводится через Научное общество учащихся и индивидуальную работу в объединениях, спортивно-оздоровительных секциях (приложение 8). Деятельность НОУ осуществляется на основе целевой программы «Одаренные дети» и положения о НОУ с целью выявления и воспитания одаренных детей и подростков. На основании психологических исследований и работы лаборатории диагностики одаренности учащихся формируются творческие группы, секции, мастерские. Работа проводится по секциям: психологии, искусствоведению, краеведению, эколого-биологической направленности. Педагог «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, «вдохновляет» своих воспитанников (имеющих высокий уровень умственных способностей) на самостоятельный поиск знаний, вооружая их некоторыми приемами, «техниками», алгоритмами. В сот


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.