Опыт работы по теме «Воспитание любви к родному краю» педагога первой категории Неустроевой Любови Яковевны МДОУ «Детского сада №99 общеразвивающего вида»“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца” К.ПаустовскийРодина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В МДОУ образовательный процесс реализуется на основе сквозного интегрирования базового компонента программ: «Развитие» Л.А. Венгера с дополнительным компонентом парциальных программ, одной из которых является программа - "Наш дом - Южный Урал" составитель Бабунова Е.С. Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием. Данная концепция направлена на решение задач поставленных программой "Наш дом - Южный Урал", так как: • способствует расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории народов Южного Урала; • формирует эмоционально-положительное отношение к этнокультурному населению региона; • развивает умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (главным образом в изобразительной деятельности) Одним, из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении, является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. С 2005 года , когда дети были во 2 младшей группе начала проводить работу по ознакомлению детей с культурой Южного Урала. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений - колыбельных, а затем и других форм устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. В своей работе с детьми я использовала народный фольклор нашего Уральского региона». Колыбельные: Спать не хочет бурый мишка - Вот такой он шалунишка. Я топтыжку покачаю:Баю-баю, баю-баю.Ты ложись-ка на кроватку,Спи, мой мишка, сладко-сладко.Я ведь тоже засыпаю:Баю-баю, баю-баю. Баю-баю-баю-баю, Ты уже напился чаю,Кашку съел и наигрался,Нашалился, наболтался,Ты теперь уж засыпай, Баю-баю-баю-бай.Вот присела на воротаГоворливая сорока: "Кра-кра-кра-кра-Маленькому спать пора!" Потешки: ***Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки На березовой ветке. ***Ах ты, радуга-дуга, Ты высока и туга! Не дай дождичка, Дай нам ведрышко. Чтобы деткам погулять, Чтоб теляткам поскакать, Нужно солнышко- Колоколнышко! Пальчиковые игры: «Ладушки» «Сорока» и др. В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождаю прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно. Использую в соей работе небылицы которые очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - "небылицы"). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное. Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственных им функций: ***Из-за леса, из-за горЕдет дедушка Егор На булановой телеге, На скрипучей лошади. Сапоги на нем с карманом, А жилетка с каблуком. Подпоясался дубиной, Опирался кушаком. ***Как у нашего Данилы Разыгралася скотина: Овцы ≈ в донцы, Тараканы ≈ в барабаны,Утки ≈ в дудки,Сверчки ≈ в смычки,Комары ≈ в котлы,Козел пляшет,Ножкой машет.Журавли пошли плясать,Долги ноги выставлять.Бух, бух, бух, бух,Захватило, братцы, дух! ***Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес, Лошадь села в сани, а мужик повез. ***Чик, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке, Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке. Уже с младшей группы знакомила детей со считалкой,одной из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма - ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка. Специалисты считают, что такая форма отражает психологические особенности ребёнка, соответствует его восприятию действительности: ***Раз, два, три, четыре, пять,Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает,Прямо в зайчика стреляет.Пиф-паф, оё-ёй,Умирает зайчик мой!Привезли его домой,Оказался он живой! ***Черепаха хвост поджалаИ за зайцем побежала,Оказалась впереди,Кто не верит - выходи! ***Шла коза по мостикуИ виляла хвостиком.Зацепилась за перила,Прямо в речку угодила.Кто не верит, это онВыходи из круга вон! В работе использовала и народные загадки - краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов - метафора. Загаданный предмет не называется впрямую, указываются лишь его признаки, причём в опоэтизированной форме: "Сидит девица в темнице, коса - на улице". Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом он упорядочивает свои знания о мире: Крашеное коромысло Над рекой повисло. Ответ (Радуга) Двенадцать братьев друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (годы и месяцы.) Кто, угадай-ка, Седая хозяйка: Тряхнет перинки –Над миром пушинки. (Зима.) Так же использовала пословицы и поговорки В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это афористические, образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда» В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. С помощью пословиц пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие, поэтому зачастую их адресовали именно детям: Ласковое теля двух маток сосет, а бодливому ни одна не дастся. Мал золотник, да дорог. Мели, Емеля, твоя неделя. Молоко у коровы на языке. В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть. Также я давала консультации родителям по развитию речи и моторики. Предлагала использовать в домашних условиях фольклор Южного Урала. Многие родители были заинтересованы этой работой. Также я подготовила консультацию для родителей по использованию в питании детей блюд уральской кухни. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с ним начинала с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер. Со средней группы начала работу с детьми по программе «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Бабуновой Е.С. Эта программа раскрывает содержание, логику и объём работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. В этой программе очень хорошо отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношения в быту, семье, труде, особенности отношения к природе, специфика игрового и речевого фольклора, особенности изобразительного искусства. Как и в младшей группе, большая работа проводилась по ознакомлению детей с народным фольклором. Создала картотеку фольклора Южного Урала, в которую вошли колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, заклички, приговорки, дразнилки, пословицы и поговорки (русские, башкирские, татарские), докучны сказки. Рассказывала детям докучные сказки: 1.Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?2. Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец3.. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?4. Сказать ли тебе сказку про белого бычка? Скажи. Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка? Скажи. Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка? Продолжала работу по ознакомлению с родным городом. По данному направлению прежде всего детей знакомила с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение , местоположением детского сада, совершали небольшие целевые прогулки в парк Горького, к памятнику «Первая палатка», и др., обращала внимание детей на красоту улиц, на то ,что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Дала представления о том, чем город отличается от села. В старшей группе продолжила работу по ознакомлению детей с культурой Урала. Уточняли и закрепляли знания детей о народных жилищах. В этом году я познакомила детей с башкирским народным жилищем. Мы сравнивали русскую избу и юрту. Была проведена работа по ознакомлению детей с башкирским и татарским национальными костюмами. Также сравнивали их с русскими костюмами. Широко использовали формы фольклора при работе с детьми. В этом году мы уже сами придумываем заклички на основе знакомых, обращаясь к разным явлениям природы и животным. «Синицы, летите, силы наберите», «Ветер стихни, дай гулять, нам же холодно играть», «Где ты снег, ты потерялся, мы хотим с горки кататься». Репертуар докучных сказок расширяется, дети с удовольствием их заучивают, с юмором относятся к ним. В этом году мы стали использовать дразнилки. Используются примеры дразнилок с именами, представителей которых не т в группе(Андрей-воробей), а также дразнилки, где имена не называются (ябеда-корябеда). Усложняется и работа с пословицами. В этом году учила детей задумываться над смыслом пословиц. Они используются в разных видах деятельности (бытовая – «Хозяин добр – и дом хорош», трудовая – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», игровая – «Кто весел, а кто и нос повесил».) Использовала в работе все виды народных игр. («Городки», «Пчёлы», «Бег по стволу», «Земля, вода, огонь, воздух»(тат.), «Ласточка» (тат.), «Татарский плетень», «Ласточки и ястребы»(баш.), «Веночек»(Рус.). Провела занятия: 1. «История-сказ об Урале-батюшке». 2. «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись». 3. «Башкиры». 4. «Башкирская изба».В этом году также знакомлю детей с народным календарём, с названиями месяцев по народному календарю. Например, сейчас январь, а в народе его называли просинец. В программе «Наш дом Южный Урал» представлены уральские легенды и предания. В старшей группе познакомила детей со следующими: 1. Как возникли Луна и Уральские горы. 2. Происхождение башкир. 3. Магнитка. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомлю с промышленностью, с историей города Магнитогорска и достопримечательностями, героическими страницами истории. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. В подготовительной к школе группе знакомила детей с историей родного края и природоохранной деятельностью людей. Основными формами познания родного края был синтез: познавательная деятельность – ИГРА - практическая деятельность. Методы и приёмы: познавательные занятия, рассказы взрослых, проблемные ситуации, народные игры, народные сюжетно-ролевые игры, экскурсии, наблюдения, встречи с интересными людтми, продуктивная деятельность. Составила план работы с родителями по ознакомлению с родным городом Магнитогорском:Сентябрь. Благоустройство участка для прогулок на территории детского сада. Экскурсия по городу.^ Октябрь. Консультация на тему: «Семейный маршрут выходного дня» Совместная экскурсия в Краеведческий музей.Ноябрь. Фотовыставка: «Наш город родной»Декабрь. Родительское собрание на тему: «Учим детей любить, знать и беречь свой город» Организация мини-музея: «Изделия магнитогорских мастеров»Январь Фотовыставка: «Человек славен трудом» Совместные творческие задания: а) придумать и нарисовать герб своей семьи; б) составить карту своего микрорайона; в) изготовление макета микрорайона, прилегающего к детскому саду № 99, г) выращивание в каждой семье комнатного растения для группы.^ Февраль. Консультация на тему: «Воспитываем элементы гражданственности». Совместная экскурсия в музей имени Бориса Ручьёва. Март. Викторина «Мой любимый город Магнитогорск». Совместный просмотр детского спектакля в театре.^ Апрель. Тематическая выставка на тему: «Увлекательное путешествие по родному городу». Совместная экскурсия в детскую картинную галерею.Май. День открытых дверей с просмотром итогового занятия на тему «Город, в котором мы живем». Устроить выставку детских работ. где каждый автор расскажет о своих работах: рисунках, аппликации, фотографиях, сделанных со взрослыми и других работах.На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства). Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Периодически все вместе, воспитатели, дети и родители выходят с “экологическим патрулем” для очистки территории детского сада и близлежащих территорий. Тем самым, давала ребятам понять, что они тоже являются жителями своего города и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем. Постепенно подводила детей к пониманию того, что все жители любят свой город и многое делают для того, чтобы он был чище и краше. Викторина «Мой любимый город Магнитогорск» для детей подготовительной к школе группы. Программное содержание: систематизировать знания детей о родном городе, развивать мышление, фантазию, воспитывать чувства коллективизма и патриотизма, активную гражданскую позицию. Оборудование: гербы Магнитогорска, Челябинска, России, иллюстрации с изображением планеты Земля, Солнечной системы, макет микрорайона прилежащего к детскому саду № 99, открытки и фотографии с изображением достопримечательностей города Магнитогорска, 2 кольцеброса, канат, платочек, магнитофон, жетоны, игра "Сложи герб города по памяти", медали, календарики с видом города Группа украшена творческими работами, сделанные детьми, которые они посвятили родному городу. Звучит в записи песня о городе Магнитогорске. Воспитатель обращается к детям: Сегодня мы оправляемся в заключительное в этом году путешествие по родному городу. Пожалуйста, придумайте названия своим командам и выберете капитанов. Наш конкурс называется "Знатоки родного города". У каждого города, как и каждого человека, свой возраст. Магнитогорску в 2009г. исполнится 80 лет. Наш город молодой, растёт и процветает. Чтобы любить свой город, надо, прежде всего, знать его. Сегодня командам нужно будет ответить на разные вопросы о родном городе и выполнить самые разные задания. Чья команда наберёт больше жетонов, та и будет победителемЗадание №1:"Расставь картинки по порядку" (герб города Магнитогорска, герб Челябинска, герб России, планета Земля, Солнечная система)Задание №2 "Сложи герб по памяти"Задание №3 «Назови главные предприятия г. Магнитогорска»Задание№4 «Назови продукцию, которую выпускают в г. Магнитогорске» 1 команда: На Магнитогорском металлургическом комбинате2 команда: На КалибровкеЗадание №5 "Какие ещё есть предприятия в городе?» (Кто больше назовёт предприятий и соответственно продукции, которую они выпускают, та команда и побеждает)Задание №6 "Из какой части города эти изображения"1 команда: Аквапарк «Водопад чудес», Театр имени А.С. Пушкина, Вокзал, Монумент «Тыл фронту».2 команда: Театр «Буратино», Лимонарий, Аэропорт, Памятник «Первая палатка».Задание №7 "Физминутка" Наши мальчики будущие защитники нашего города, нашей страны, поэтому должны быть сильными и меткими. Посмотрим, так ли это! («Попади мячом в кольцо», «Перетягивание каната»)Задание №8 "Конкурс капитанов"Перед вами макет микрорайона… Капитаны получают по маленькой фигурке человечка. Они должны поставить фигурки туда, куда скажет воспитатель. Называются различные объекты микрорайона: библиотека, памятник «Первый паровоз», школа № 13, дворец имени Мамина Сибиряка, детский сад «Колокольчик», детский сад № 99.Задание №9 "Выберете и назовите место, где с удовольствием могут отдохнуть жители и гости нашего города. Попробуйте доказать это".На стенде различные иллюстрации и фотографии с местами отдыха.Музыкальная пауза. Давайте и мы с вами отдохнём и споём частушки о г.Магнитогорске. Дети расходятся по группе, поют и танцуют. ***На горе стоит Магнитной Комбинат наш дорогой, Много лет ему сегодня, Он всё также молодой. ***Растёт слава комбината,Металлурги – молодцы!Так трудились когда-тоНаши деды и отцы! ***В проходной народ толпится,На работу он спешит,Ведь не даром говорится:Все работы хороши! ***Наш любимый комбинат,Ты работаешь на пять,В день рождения тебеШесть поставили бы все! ***Мы пропели вам частушки,Вы скажите от душиХороши частушки нашиИ мы тоже хороши! ^ Задание №10 "Сделай город лучше"Представьте себе, что каждый из вас превратился в мэра города. Чтобы каждый из вас, как мэр, сделал для улучшения жизни жителей города. Принимаются и реальные и фантастические ответы.^ Задание №11 "Придумайте правила настоящего горожанина"Настоящий горожанин должен, например:Деревья и цветы сажать (дальше придумывают дети)(Правила дорожного движения соблюдать.Дома в чистоте держать.Соседям не мешать, не шуметь и не кричать.Газоны не топтатьНичего не ломать.Мусор только в урны бросать...)^ Задание №12 "Подбери ассоциации к выражению: город Магнитогорск»Подведение итогов: вручение медалей и календариков с видами города.Под звучание песни "С чего начинается Родина" все дети берутся за руки.Воспитатель обращается к детям: Мне хотелось бы ребята, чтобы в вашем сердце загорелся маленький огонёк большой любви к родному городу. Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы будете любить свой город, не забывать своих родителей и друзей. Используемая литература. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003. Бабунова Е. « Наш дом Южный Урал»