Устинова Елена АнатольевнаЭКСПОРТНЫЕ КОМПАНИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Специальность 12.00.14 – административное право; финансовое право, информационное правоАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наукМосква 2007 Работа выполнена в Государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент^ Попова Наталья ФедоровнаОфициальные оппоненты: доктор юридических наук, доценткандидат юридических наук, профессор Ведущая организация: Защита диссертации состоится 19 июня 2007 года в часов на заседании диссертационного совета Д 203.005.02 при Государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» по адресу: 123995, г. Москва, Г-69 ГСП – 5, ул. Поварская, д. 25.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИ МВД РоссииАвтореферат разослан «___» ___________ 2007 годаУченый секретарь диссертационного совета Кулешов Р.В.^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Важнейшим фактором устойчивого развития Российской Федерации, как, впрочем, и любого другого государства, выступает обеспечение ее экономической безопасности. Необходимый элемент экономической безопасности – эффективная реализация внешнеторговых отношений, которые формируют ядро внешнеэкономической деятельности. К сожалению, либерализация внешней торговли в условиях рыночной экономики, становление которой происходит в Российской Федерации с начала 90-х годов, не всегда сопровождается выработкой эффективного механизма правового регулирования правоотношений в этой области. Это способствует нелегальной утечке за рубеж стратегического сырья, новейших технологий, незаконным сделкам с подакцизными товарами и, как следствие, приводит к потере доходов бюджета. Криминализация общественных отношений в области внешнеторговой деятельности обусловили рост масштабов организованной преступности в этой сфере1. Международный аспект обрели такие виды преступного промысла, как наркобизнес, незаконная торговля оружием, контрабанда похищенного сырья и ресурсов, финансовые и валютные махинации. Именно по этим направлениям российская организованная преступность плотно интегрирована в международные преступные отношения2. Данные явления во многом объясняются фактическим отказом государства не только от управления в целесообразных масштабах и формах существующими здесь отношениями, но и от их регулирования в целом, не всегда обоснованной надеждой на эффективность действия рыночных, саморегуляционных процессов. Вместе с тем либерализация внешнеэкономической деятельности, приведшая в короткий срок к выходу на международную арену вместо нескольких десятков внешнеторговых государственных объединений сотен тысяч торговых агентов различных форм собственности, напротив, требует качественно нового регулирования данных правоотношений. Одно из актуальных направлений административно-правового регулирования – взаимодействия экспортных организаций и государства в лице ее правоохранительных органов. Именно оно в центре внимания настоящего исследования. Значимость темы диссертации объясняется еще одним важным обстоятельством. Российская Федерация нуждается в преодолении технологического разрыва с развитыми государствами, и грамотное правовое регулирование деятельности различных субъектов в области международного обмена товарами и услугами – ключевой фактор достижения этой цели3. Несовершенство механизма административно-правового регулирования внешнеэкономических отношений негативно отражается на конкурентоспособности страны на мировом рынке, снижает ее привлекательность как делового партнера. Недостаточное использование возможностей административно-правового регулирования в сфере внешнеторговой деятельности, организации взаимодействия государства в лице органов, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями, и разнообразных субъектов указанной деятельности негативно отражается на внешнеэкономической безопасности страны. Трансформация административного законодательства, в частности, в рамках проводимой в стране административной реформы, нередко отстает от происходящих изменений во внешнеэкономической деятельности. Субъекты внешнеторговой деятельности, в первую очередь – экспортные компании, нередко сталкиваются с правовым вакуумом, поскольку административное законодательство, относящееся к этой сфере общественных отношений, характеризуется несовершенством и наличием многочисленных пробелов. Без тщательного научного анализа комплекса возникающих в сфере внешней торговли правовых вопросов нельзя разработать и реализовать адекватные меры по преодолению отмеченных негативных явлений. Этот тезис подтверждает и собственный опыт работы автора в составе юридической группы предприятия-экспортера, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.^ Степень разработанности темы исследования. Проблема взаимодействия субъектов административно-юрисдикционной деятельности и экспортных компаний в сфере обеспечения внешнеторговой безопасности имеет комплексное, междисциплинарное содержание. Так, частноправовым аспектам регулирования внешнеэкономической, в том числе, экспортной, деятельности России посвящены исследования В.С. Алхимова, К.Я. Бекяшева, М.М. Богуславского, Н.Н. Вознесенской, Е.В. Глущенко, А.С. Комаров, С.Б. Крылов, Л.А. Лунца, И.С. Перетерского, В.С. Позднякова, М.Г. Розенберга, О.Н. Садиков, Ю.В. Тихонравова, А.Г. Ходаков, Г.М. Якобсона и др. В исследованиях А.А. Аксенова, А.Ю. Вершинина, Н.П. Водько, Б.В. Волженкина, Б.С. Болотского, Е.Ф. Галанжина, Я.И. Гилинского, Н.С. Гильмутдиновой, С.В. Дерюгина, В.И. Еременко, А.М. Жодзинского, В.О. Исправникова, В.Н. Кнайкина, З. Корнева, В.Д. Ларичева, В.А. Максимова, Е.В. Милякиной, А.С. Никифорова, О.В. Осипенко, Н.К. Потоцкого, О.М. Танкевич, Г.К. Синилова, В.В. Толстошеева, Г.А. Тосуняна А.А. Шебунова, В. Щетинина, А. Яковлева, П.С. Яни рассмотрены вопросы противодействия преступности во внешнеэкономической деятельности, в том числе касающиеся взаимодействия субъектов внешнеторговой деятельности и правоохранительных органов. Различные аспекты административно-правового регулирования внешнеэкономической и, в частности, внешнеторговой деятельности рассматривали в своих трудах О.Ю. Бакаева, Д.Н. Бахрах, А.П. Белов, И.С. Козенкин, А.П. Коренев, В.Н. Покровская, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, Т.Н. Трошкина, А.М. Стахов, Н.В. Сухарев, А.С. Тагиев, В.В. Толстошеев, С.Д. Хазанов, В.М. Шумилов и др. Экономическая безопасность как правовая категория и ее место в системе национальной безопасности раскрывается в трудах А.В. Возженикова, И.Н. Глебова, В.А. Золотарева, И.Б Кардашовой, М.Я. Корнилова и др. Вопросы административно-юрисдикционных отношений анализируются в трудах А.В. Буткова, В.В. Дорохина, А.С. Дугенца, А.П. Шергина и др. Работы указанных авторов использованы при подготовке данной диссертации. Однако комплексного исследования проблемы внешнеторговой безопасности как административно-правового института и ее обеспечения в процессе взаимодействия экспортных компаний с субъектами административно-юрисдикционной деятельности проведено не было. Эти обстоятельства предопределили актуальность выбора темы настоящего диссертационного исследования.^ Объектом исследования является общественные отношения в сфере обеспечения внешнеторговой безопасности, складывающиеся между экспортными компаниями и субъектами административно-юрисдикционной деятельности. В качестве предмета исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере внешнеторговой деятельности, в частности взаимодействие экспортных компаний и субъектов адмиинстративно-юрисдикционной деятельности.^ Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке предложений по повышению эффективности механизма взаимодействия экспортных компаний и субъектов административно-юрисдикционной деятельности в обеспечении внешнеторговой безопасности в соответствии с современными международными требованиями и стандартами. Для достижения указанной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи: 1) проанализированы особенности правового регулирования правоотношений в сфере внешнеторговой деятельности; 2) рассмотрена система государственного управления внешнеторговой деятельностью функционирующих здесь субъектов, прежде всего, экспортно-ориентированных компаний, определено место и значение организации взаимодействия как важной функции государственного управления; 4) выявлена и систематизирована совокупность структурных элементов государственной системы внешнеторговой безопасности, объективных и субъективных факторов, положительно или (и) негативно влияющих на состояние и управляемость данного вида экономической безопасности России; 5) охарактеризованы основные угрозы в сфере внешнеторговой деятельности; 6) выявлено и определено место внешнеторговой безопасности в системе родовых институтов национальной безопасности, аргументирован тезис о формировании внешнеторгового режима в качестве специального административно-правового режима; 7) определены организационно-правовые основы функционирования юридической службы экспортно-ориентированных компаний, как основного структурного элемента реализации здесь правовой деятельности, ее роль и значение в обеспечении безопасности субъектов внешнеторговой деятельности, совокупность решаемых задач и организационная структура; принципы взаимодействия юридической службы экспортной компании с правоохранительными органами и структурами государственного контроля внешнеэкономической деятельности. 8) разработаны предложения по совершенствованию механизма обеспечения внешнеторговой безопасности в том числе, за счет совершенствования взаимодействия экспортных организаций с субъектами админстративно-юрисдикционной деятельности.^ Методологическую основу исследования составляют основополагающие законы, категории и понятия философии, комплекс общенаучных (формально-логические приемы, экспертная оценка, опрос, анкетирование) и специальных юридических методов (сравнительного правоведения, догматического толкования). Комплекс примененных современных методов познания, на наш взгляд, обеспечил обоснованность и достоверность полученных выводов. В основу теоретической базы диссертации легли фундаментальные работы в области теории права, в частности – административного, использованы работы отечественных и зарубежных ученых по управлению (менеджменту), гражданскому праву, криминологии, уголовному праву, международному и международному частному праву, теории права, теории организации, социологии, экономике, теории информации, относящиеся к рассматриваемой проблеме.^ Эмпирическую базу составили статистические данные, характеризующие внешнеторговые показатели Российской Федерации и конкретных участников этой деятельности, включающей в себя сведения о состоянии и динамике российского экспорта с 1996 по 2007 гг. и влияния на него преступности. В качестве экспертов опрошено 19 менеджеров крупных и средних нефтедобывающих компаний, реализующих сырую нефть на экспорт нефтеналивными средствами иностранных контрагентов. Проведено интервьюирование 329 руководителей мелких и средних посреднических фирм, выступающих агентами по вывозу из Российской Федерации природных ресурсов, в основном леса и пиломатериалов, территориально расположенных в 29 субъектах Российской Федерации. Изучены уставы и реализованные экспортные контракты 23 российских экспортных компаний, входящих в первую сотню крупнейших экспортеров Российской Федерации. Кроме того, использовался личный опыт работы соискателя в качестве юриста посреднической внешнеторговой фирмы. ^ Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые и национальные нормативные правовые акты в области международной торговли, действующее российское законодательство, а также подзаконные нормативные акты, относящиеся к рассматриваемой сфере правоотношений. ^ Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся исследованные в диссертации и сформулированные в заключении следующие научные положения: 1. Внешнеторговые отношения представляют собой с правовой точки зрения комбинированный, синтетический (полисистемный) тип отношений, регулируемых одновременно нормами публичного и частного права. Внешнеторговая деятельность как правовой институт представляет собой такое же полисистемное, межотраслевое образование, важнейшим, хотя и далеко не единственным, элементом которого выступают нормы административного права. Анализ существующих в настоящее время правовых основ внешней торговли позволяет говорить об относительно самостоятельном массиве правовых норм – внешнеторговом праве. С точки зрения административного права вполне обоснованн тезис об оформлении в настоящее время особого внешнеторгового режима в качестве специального административно-правового режима, обладающего всеми признаками такового. 2. Предлагается ввести в ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» следующее определение понятия внешнеторговая безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства в сфере внешнеторговой деятельности, достигаемое путем реализации комплекса мер по предупреждению, исключению или минимизации потерь от возникающих угроз. 3. Система внешнеторговой безопасности в Российской Федерации формируются из трех взаимосвязанных элементов: а) проводимая государством внешнеторговая политика; б) система органов государственной власти, обеспечивающих безопасность, в компетенцию которых входят вопросы внешней торговли (институциональная основа внешнеторговой деятельности); в) различные группы субъектов внешнеторговой деятельности. При общей либерализации отечественного законодательства, регулирующего правоотношения в сфере внешнеторговой деятельности, центр тяжести в обеспечении внешнеторговой безопасности смещается с общегосударственного уровня на уровень конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности. В связи с этим основная «нагрузка» в обеспечении внешнеторговых интересов человека, общества и государства в сфере внешней торговли будет возлагаться на конкретных субъектов этой деятельности. Правовой формой косвенного усиления позиций Российской Федерации на мировом рынке является создание государственных корпораций. Удельный их вес в системе субъектов внешнеторговой деятельности в ближайшие годы, по нашим прогнозам, будет возрастать. 4. Необходимо закрепление на законодательном уровне положения о возможности передачи должностным лицом уполномоченного в административно-юрисдикционной сфере федерального органа исполнительной власти дела об административном правонарушении судье только при наличии отягчающих обстоятельств. 5. Существует необходимость расширения полномочий должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушения в сфере нарушения таможенных правил, т.к. ряд составов может выявляться не только сотрудниками таможенных органов. По делам о правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 16.8, 16.11, 16.13, 16.20, 16.21 перечень должностных лиц уполномоченных составлять протоколы следует расширить, включив в него органы внутренних дел (милицию), контролирующие органы в сфере транспорта, торговли и т.д. 6. Автором вносится проект унифицированного статутного нормативного акта, регламентирующего основные внешние и внутрисистемные аспекты функционирования юридической службы экспортной компании.^ Научная новизна диссертации определяется тем, что она представляет собой одну из первых попыток комплексного анализа проблемы правового регулирования взаимодействия органов государственной власти (в первую очередь – правоохранительных) и экспортных компаний в интересах обеспечения внешнеэкономической безопасности страны как составляющей безопасности личности, общества и государства в соответствии с международными требованиями и стандартами. ^ Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена новизной полученных результатов, которые могут быть использованы при проведении научных исследований по проблемам организации деятельности субъектов предпринимательской деятельности в сфере ВЭД, организации их взаимодействия с правоохранительными органами в области обеспечения внешнеэкономической и, в частности, внешнеторговой безопасности. В результате проведенного исследования предложены или уточнены новые понятия научного характера. В частности обосновывается понятие «внешнеторговой безопасности» как специального административно-правового режима. Практическим итогом исследования явилась разработка на ряда предложений по совершенствованию организационно-правовых основ взаимодействия правоохранительных органов и экспортных компаний в обеспечении внешнеторговой безопасности страны, которые приняты к внедрению рядом практических органов и учреждений как на региональном, так и федеральном уровне. Конкретно положения, разработанные и представленные в диссертации нашли свое отражение в предлагаемых принципах взаимодействия правоохранительных органов и экспортных компаний, создания юридической службы компании, своей деятельностью снижающей риски экспортной деятельности компании. В процессе исследования автором разработано Типовое положение о юридической службе экспортной компании. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе по курсам административного права и административной деятельности органов внутренних дел.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования с основанными на них выводами и предложениями нашли отражение в работах и выступлениях автора на научно-практических конференциях. Основные положения диссертации отражены в 2 главах выполненной в соавторстве монографии и 3 научных статьях автора. Ряд предложений рекомендовался к внедрению в деятельность экспортно-ориентированных компаний.Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложения. ^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВ первой главе диссертации «Административно-правовые аспекты обеспечения внешнеторговой безопасности» рассматривается ряд теоретических проблем внешнеторговой деятельности как правовой категории и связанных с ней понятий. Первый параграф «Административно-правовое регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» посвящен анализу внешней торговли как объекта правового регулирования. Показано место внешней торговли во внешнеэкономической деятельности, рассмотрены особенности правоотношений в сфере внешней торговли, формы и методы их правовой регламентации. Сопоставлены различные авторские позиции, определяющие внешнюю торговлю как разновидность экономической деятельности. Показана эволюция правовых подходов к регулированию внешнеторговых отношений в нашей стране на разных этапах исторического развития. Отмена монополии на осуществление внешнеэкономической и, в частности, внешнеторговой деятельности, тем не менее, не устранило необходимости государственного регулирования этой важнейшей сферы. Напротив, в связи с этим возникла объективная потребность выработки более сложного правового механизма. В условиях рыночного хозяйства государственное регулирование складывающихся в рассматриваемой области отношений представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях в интересах национальной экономики. Особое внимание уделено соотношению административно-правовых и гражданско-правовых средств в регулировании торговых отношений, возникающих на мировом рынке. Обоснован тезис о том, что внешнеторговая деятельность, имея в основе частноправовую природу, тем не менее, в значительной мере регламентируется нормами административного права и, соответственно, подчиняется публично-правовому порядку. Таким образом, речь идет о сложных правоотношениях смешанного характера. Рассмотрена нормативная правовая база внешнеторговой деятельности. На основе методов сравнительного правоведения проанализированы нормы ранее действовавшего Федерального закона от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и действующего в настоящее время Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также иных нормативных правовых актов. Сформулирован вывод о том, что внешнеторговая деятельность представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, а внешнеторговое право оформляется в настоящее время в относительно самостоятельную совокупность норм. Анализ существующих в настоящее время правовых основ внешней торговли позволяет говорить об относительно самостоятельном массиве правовых норм – внешнеторговом праве. Вместе с тем нормы эти весьма разнородны, относятся к различным отраслям права, и, как следствие сосредоточены в различных по характеру нормативных правовых актах. Утверждать в связи с этим об оформлении внешнеторгового законодательства как обособленного законодательного массива едва ли правомерно. Вместе с тем использование этого понятия на доктринальном уровне вполне корректно. По мнению автора, вполне обоснованным представляется тезис об оформлении в настоящее время особого внешнеторгового режима в качестве специального административно-правового режима. Этот режим обладает такими признаками, как наличие регулируемых им специфических правоотношений (в сфере внешнеторговой деятельности), совокупность определенных административно-правовых актов, а также специфические методы регулирования, характерные именно для административного права. Во втором параграфе первой главы «Внешнеторговая безопасность в системе внешнеэкономической безопасности» дан сравнительный анализ этих двух категорий. Внешнеторговая деятельность (ВТД) включена в объемный и сложный комплекс общественных отношений – внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Автором показано место внешнеторговой безопасности в структуре внешнеэкономической безопасности. Проанализированы подходы различных авторов к определению данных категорий, прослежены их связи с иными близкими по содержанию категориями. В частности, внешнеэкономическая безопасность неразрывно связана с такими понятиями, как: международная экономическая безопасность, национальная экономическая безопасность и экономическая безопасность организации – участника внешнеэкономической деятельности. Диссертантом показаны и классифицированы различные категории угроз во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах. При этом акцентировано внимание на угрозах криминального характера. Особенностью криминализации сферы внешнеторговой деятельности является активная роль организованных преступных групп, действия которых направлены на извлечение неконтролируемой государством прибыли, сокрытие доходов от налогообложения, размещение валютной выручки в иностранных банках и расходование ее в личных целях за рубежом. Аргументировано положение о том, что факторы внешнеэкономической и внешнеторговой безопасности соотносятся как общее и частное. Не все факторы внешнеэкономической безопасности напрямую затрагивают внешнеторговую сферу. Например, растущая сырьевая основа российской экономики, безусловно, выступает в качестве угрозы внешнеэкономической безопасности, поскольку формирует зависимость страны от поставок высокотехнологичной продукции с большой долей добавленной стоимости, сужает спектр возможностей государства на мировом рынке. В то же время с точки зрения внешнеторговой деятельности данное обстоятельство скорее выступает позитивным фактором, поскольку Российская Федерация является одним из основных продавцов энергоносителей в мире, а объемы выручки от их реализации зарубежным странам в последние годы растут. Дана дефиниция внешнеторговой безопасности и внесено предложение о ее закреплении в ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Также аргументировано доктринальное закрепление понятия внешнеторговая безопасность в качестве административно-правового института, входящего составным элементом института национальной безопасности. Внешнеторговая безопасность, по мнению автора, обладает всеми необходимыми признаками правового института. Как комплексный межотраслевой институт внешнеторговая безопасность имеет собственный предмет – это совокупность правоотношений возникающих в сфере внешнеторговой деятельности. Этот институт регулируется рядом нормативных правовых актов, относящихся к различным отраслям законодательства, однако, ведущая роль в процессе этого регулирования принадлежит блоку источников административного права. Имеется достаточно широкий круг субъектов рассматриваемых правоотношений: они реализуются уполномоченными органами государственной власти и участниками внешнеторговой деятельности. Третий, завершающий параграф посвящен анализу роли и места экспортных компаний в системе обеспечения внешнеторговой безопасности. Рассмотрена система внешнеторговой безопасности и ее элементы. Эффективность экспорта и внешней торговли любого государства основывается на действенной системе государственных мер правового и организационного характера. В совокупности они формируют систему внешнеторговой безопасности. В Российской Федерации такую систему формируют: проводимая государством внешнеторговая политика; система органов государственной власти, обеспечивающих безопасность, в компетенцию которых входят вопросы внешней торговли (институциональная основа внешнеторговой деятельности); различные группы субъектов внешнеторговой деятельности. В параграфе подробно рассмотрено содержание этих элементов: показаны место и роль внешнеторговой политики, органов государственной власти и субъектов внешнеторговой деятельности в достижении целей внешнеторговой безопасности. Особое внимание уделено правовому статусу государственных корпораций. Принимая во внимание неизбежную либерализацию внешнеторговых связей, государство в последние годы фактически возлагает задачи по обеспечению внешнеторговой безопасности на самих субъектов внешнеторговой деятельности. Причем происходит это не путем прямого административного воздействия, а посредством косвенного регулирования. В частности, эта тенденция проявляется в создании государственных корпораций. Также эту тенденцию наглядно иллюстрирует трансформация федерального законодательства последних лет и, очевидно, эта линия развития будет проявлять себя в ближайшие годы, в особенности, в контексте проблемы вступления Российской Федерации в ВТО и присоединения страны к ряду международных торговых соглашений. Вторая глава диссертации «Взаимодействие экспертных компаний с правоохранительными органами при обеспечении внешнеторговой безопасности» носит главным образом прикладной характер. В первом параграфе «Административно-правовые средства обеспечения внешнеторговой безопасности» автором раскрывается содержание административно-публичного обеспечения внешнеторговой безопасности. Определяя административно-публичное обеспечение безопасности как разновидность государственной деятельности, диссертант характеризует ее по ряду признаков. 1. Административно-публичное обеспечение безопасности является административно-правовой формой реализации обеспечения безопасности как основной функции Российского государства. С этой точки зрения административно-публичное обеспечение безопасности — облекаемая в административно-правовую форму внешневластная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, посредством которой реализуется обеспечение безопасности. 2. Административно-публичное обеспечение безопасности является деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, которой обеспечивается исполнение установленных или санкционированных государством специфических социальных и технических норм: ограничений, запретов и дозволений, которые установлены непосредственно законом или введены в действие законом или иными нормативными правовыми актами и которые охраняются мерами административно-правового ограничения и принуждения. 3. Объектом указанной деятельности являются урегулированные общеобязательными требованиями безопасности общественные отношения, складывающиеся с участием физических и юридических лиц, которые организационно не подчинены данным органам, но наделяются правами и несут обязанности по оказанию им содействия в деятельности по обеспечению безопасности. 4. Административно-публичное обеспечение безопасности есть деятельность специализированных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, наделяемых административными полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности в подведомственной сфере общественных отношений. 5. Административно-публичное обеспечение безопасности осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления посредством использования специальных административно-правовых методов по обеспечению исполнения требований безопасности, связанных с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц. 6. Административно-публичное обеспечение безопасности как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления находит внешнее выражение в специфических административно-правовых формах по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности. По мнению диссертанта, специфику содержания административно-правовых мер, применяемых органами административно-публичного обеспечения безопасности, можно раскрыть, если подразделить данные меры на отдельные виды в зависимости от основания, целевой направленности и вызываемых административно-правовых последствий. Автор счел необходимым остановиться на содержании основных проблем административно-юрисдикционного обеспечения внешнеторговой безопасности, требующих скорейшего разрешения. 1. В соответствии с частью второй статьи 23.1. КоАП РФ, подавляющее большинство дел об административных правонарушениях в сфере таможенного дела могут быть переданы судье. По мнению соискателя, необходимо закрепление на законодательном уровне положения о возможности передачи должностным лицом уполномоченного в административно-юрисдикционной сфере федерального органа исполнительной власти дела судье только при наличии отягчающих обстоятельств. В противном случае, объективно возникают ситуации, когда судья сталкивается с необходимостью рассматривать дела, которые вполне могли быть рассмотрены в этих органах. 2. Существует необходимость расширения полномочий должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушения в сфере нарушения таможенных правил, т.к. ряд составов может выявляться не только сотрудниками таможенных органов. По делам о правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 16.8, 16.11, 16.13, 16.20, 16.21 перечень должностных лиц уполномоченных составлять протоколы следует расширить, включив в него органы внутренних дел (милицию), контролирующие органы в сфере транспорта, торговли и т.д. Во втором параграфе второй главы «Юридическая служба экспортной компании в системе взаимодействия с правоохранительными органами в процессе обеспечения экономической безопасности субъектов внешнеторговой деятельности» соискателем анализируется роль и место юридической службы экспортно-ориентированной компании в обеспечении внешнеторговой безопасности. По мнению соискателя, обеспечение внешнеторговой безопасности требует применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий субъектом внешнеторговой деятельности. Этими действиями, в зависимости от характера угроз и тяжести последствий их реализации, могут быть: создание либо расширение самостоятельной юридической службы экспортера; принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление претензий иностранному контрагенту; обращение с иском в судебные органы, а также в суды международной юрисдикции; обращение в правоохранительные органы или в международные организации по розыску либо экстрадиции правонарушителей. По мнению диссертанта, функции юридической службы экспортной компании осуществляющей экспорт природных ресурсов и промышленной продукции из Российской Федерации, следует отличать от функций службы экономической безопасности фирмы. Основные функции юридической службы экспортной компании: организация и осуществление совместно с другими подразделениями фирмы защиты конфиденциальной информации; проверка сведений о попытках шантажа, коммерческого подкупа либо провокаций и иных акций в отношении персонала, преследующих цель получения конфиденциальной информации о внешнеторговой деятельности фирмы; организация сбора, накопления, автоматизированного учета и анализа информации по вопросам внешнеторговой безопасности фирмы; проведение проверок в подразделениях фирмы и оказание им практической помощи по вопросам безопасности их собственной деятельности; разработка и внедрение положения о коммерческой тайне; проверка правил ведения закрытого делопроизводства; проверка работников на предмет соблюдения правил обеспечения внешнеторговой и информационной безопасности; оказание содействия отделу кадров экспортно-ориентированной компании в вопросах подбора, расстановки, служебного перемещения и обучения персонала; сбор, обработка, хранение, анализ информации об иностранных контраг