На правах рукописиНАЗАРОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА«Внешние мигранты в Москве и их влияние на современные социальные процессы»АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наукСпециальность 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы Москва - 2010Работа выполнена на кафедре социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской ФедерацииНаучный консультант - Голенкова Зинаида Тихоновна доктор философских наук, профессор ^ Официальные оппоненты - Дмитриев Анатолий Васильевич член-корреспондент РАН, доктор философских наук- Рыбаковский Леонид Леонидович доктор экономических наук, профессор- Халиков Манир Саидович доктор социологических наук, профессорВедущая организация - Московский государственный институт международных отношений МГИМО (Университет)Защита стоится «__» _______ 2010 года в 14.00 на заседании Диссертационного совета Д-502.006.16 по социологическим наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84, 2-й учебный корпус, аудитория 2004.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Объявление о защите диссертации и автореферат опубликованы на официальном сайте ВАК Минобрнауки России: www/vak.ed.gov.ru Автореферат разослан «__» _____ 2010 года.^ Ученый секретарь диссертационного совета Л.Д. Чернышова1. Общая характеристика работыАктуальность темы исследования На всем протяжении человеческой цивилизации миграция населения выступает неотъемлемой частью жизни народов, представляет собой устойчивый фактор глубоких социально-экономических и общественных перемен. В современных условиях глобализации практически все страны мира вовлечены в миграционные процессы1, которые приобретают особую значимость и отличаются широтой и сложной структурированностью, обусловленной «сплетением» двух ключевых групп факторов: внешних (общецивилизационных) и внутренних (национальных, региональных). Россия, пережив пик миграционной активности населения в 1990-х гг. (период вынужденной миграции), в начале 2000-х гг. вошла в период стабилизации социально-экономической и политической обстановки, что повлекло активизацию экономической миграции, основной задачей которой стало не перемещение мигрантов в поисках убежища и безопасности, а обеспечение достойного уровня жизни и оплаты труда. Наибольшая миграционная нагрузка приходится на Москву - уникальный субъект Федерации, являющийся, в силу своего столичного статуса, инвестиционной привлекательности и высокого уровня экономического развития, крупнейшим в России центром притяжения экономических мигрантов. По данным ФМС, ежегодно в Москву на заработки прибывает около двух миллионов зарубежных гостей. Трудоустроиться удается только 60%, в то же время, из 260 тыс. разрешений на привлечение иностранной рабочей силы Москва в 2009 г. использовала только 220 тыс., и на 2010 г. эта цифра, по требованию руководства города, снижена до 200 тыс. Таким образом, предпринимаемые столичной властью действия по урегулированию миграционной ситуации приводят к обратному результату - увеличению нелегальной составляющей трудовой миграции в Москве. Нелегальное пребывание мигрантов, как правило, сопровождается нарушением паспортно-визового режима, миграционного и трудового (а также иных видов) законодательства, дополнительной нагрузкой на инфраструктуру города, обострением конкуренции на рынке труда, социальной напряженностью, обусловленной ростом культурной дистанции между мигрантами и местным населением, повышением конфликтогенности в сфере межнационального общения и межкультурного взаимодействия, активной криминализацией бизнеса, сегментацией рынка труда по национальному признаку. Экономический ущерб, причиненный от неуплаты налогов и неконтролируемого государством ежегодного вывоза гастарбайтерами средств, исчисляется десятками миллиардов долларов. Особенно рельефно и болезненно эти серьезные социальные последствия миграции, связанные как с социально-экономическим расслоением населения, криминализацией экономической сферы, так и с изменением национального состава мигрантов и населения, проявляются в Москве. Возрастающая дифференциация населения по этно-национальному и конфессиональному признакам сопровождается в столице нарушением сложившегося этнокультурного равновесия, сегментацией рынка труда, сложностями межкультурной адаптации и, как следствие, снижением толерантности совместно проживающих людей. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью: - во-первых, обоснования теоретико-методологических и методических подходов к изучению миграционной ситуации, складывающейся в условиях глобализации в мегаполисах и крупных городах для минимизации противоречий между реальной миграционной ситуацией и действиями, предпринимаемыми для ее стабилизации, для прогнозирования миграционных процессов и их влияния на функционирование системы жизнедеятельности принимающих регионов, в частности, московского мегаполиса; - во-вторых, выявления основных тенденций миграционных процессов в Москве и их воздействия на функционирование социальных институтов столичного сообщества; - в-третьих, определения степени влияния миграции населения на этническую и социальную структуру Москвы для минимизации социальной и межнациональной напряженности и предотвращения конфликтов на этой почве; - в-четвертых, построения оптимальной модели взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в рамках системы регулирования миграционных процессов в Москве.^ Степень научной разработанности проблемы. Исследование миграции населения как социального явления опирается на значительный объем теоретического и эмпирического знания, сформированного представителями различных наук (социологии, философии, экономической теории, демографии, психологии и др.) как в России, так и за рубежом. Первые подходы к изучению передвижения населения отражены в произведениях античных философов (Платон, Аристотель), которые не только ввели понятия «чужеземцы» и «переселенцы», выделили регулирующую по отношению к ним роль государства, но и сформулировали идею гражданства. Эти направления получили развитие в трудах Ш. Монтескье, который обосновал важность законодательного закрепления статуса переселенцев, И. Канта, рассматривавшего эмиграцию как право граждан, Г. Мальтуса, определившего миграционные процессы как один из способов перераспределения ресурсов при росте народонаселения. На рубеже XIX-XX вв. начался качественно новый этап в изучении проблем миграции, связанный с социальными последствиями развития капитализма. В теории общественного развития К. Маркса в качестве одного из значимых факторов переселения масс отмечена общемировая тенденция количественного роста пролетариата, что получило отражение в работах таких экономистов и социологов, как Э. Равенстайн, Дж. М. Кейнс, М. Калецкий, В. Лаутенбах, Х. Найссер, В. Парето, которые, однако, представляя миграцию населения как производную экономического поведения, не раскрывали ее социальные аспекты и мотивацию. Неоспоримый вклад в формирование социологических подходов к изучению адаптации мигрантов внесли основоположники методологии социального поведения: Э. Дюркгейм, установивший систему ценностей как условия солидарности в обществе; М. Вебер, определивший основные типы социального действия, детерминирующие выбор и поведение индивидов; Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, обосновавшие зависимость возникновения социальных практик и институтов от интересов, целей и потребностей социальных систем; Т. Парсонс, в рамках разработанной им теории социального действия отмечавший, что в поведении, в том числе и миграционном, проявляются личность человека, особенности его характера и темперамента, потребности, вкусы, обнаруживаются отношения к предметам. Классический социологический подход представлен У. Томасом и Ф. Знанецким, применившими качественные методы для анализа последствий миграционных процессов и адаптации мигрантов. П. Сорокин рассматривал миграцию как элемент горизонтальной социальной мобильности. В России основы методологии исследования миграционных процессов были заложены М.В. Ломоносовым, в работах которого нашли отражение особенности социального движения русского народа и проблемы эмиграции. Работы в этом направлении были продолжены Д.И. Менделеевым, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским, М.К. Любавским и др. Со второй половины XIX в., в период возросшей интенсивности колонизации территорий Сибири и Средней Азии, в работах А.А. Кауфмана, Г.К. Гинса, И.А. Гурвича, А.А. Исаева и др. на основе анализа реальных процессов и эмпирических данных проводится уточнение принципов, условий, форм, методов и механизмов освоения новых земель и миграции населения. В 1920-30 гг. управленческой практикой были востребованы исследования сельско-городской миграции, перераспределения трудовых ресурсов, взаимосвязи мотивации миграции с оплатой труда, ценами и другими важнейшими факторами условий жизни (С.Г. Струмилин, И.Л. Ямзин и В.П. Вощинин). Приоритеты в теоретических дискуссиях в этот период сместились на проблемы реализации организованных форм переселений. В период 1960-70-х гг. были разработаны методологические аспекты изучения миграции, методы социологического исследования мобильности населения и факторов, ее детерминирующих (Т.И. Заславская, Л.Л. Рыбаковский), методы математического моделирования миграционного поведения населения (К.С. Матлин), влияния миграционных процессов на межрегиональное перераспределение трудовых ресурсов (А.В. Топилин). Также была определена связь миграции с естественным движением населения, трудообеспеченностью и приживаемостью новоселов (В.И. Переведенцев, Ж.А. Зайончковская), в контексте урбанизации разработаны основные подходы к изучению различных видов миграции (Б.C. Хореев). Важное значение для осмысления социальных аспектов миграционных процессов имеют труды, посвященные анализу социальных изменений, трансформации и модернизации институтов современного общества, динамики ценностей, изменений социальной структуры, мобильности населения, разработанные российскими (А.С. Ахиезер, Л.А. Беляева, В.Э. Бойков, В.Я. Гельман, З.Т. Голенкова, Л.А. Гордон, М.К. Горшков, И.Е. Дискин, В.И.Жуков, Т.И. Заславская, В.Н. Иванов, С.Г. Кирдина, Ю.А. Красин, Н. И. Лапин, А.К. Мамедов, А.С. Панарин, Т.С. Сулимова, С.Ф. Фролов, Л.Д. Чернышова, В.А. Ядов, И.Г. Яковлев и др.) и зарубежными (П. Бурдье, Д. Норт, С. Хантингтон, П. Штомпка и др.) авторами. Основы социологии миграции как отрасли социологического знания были обоснованы в публикациях Т.Н. Юдиной и М.С. Блиновой. Проблемы формирования миграционной политики России в контексте перспектив ее социально-экономического, политического и демографического развития, зарубежный опыт оптимизации иммиграционной политики раскрываются в работах В.А. Волоха, О.Д. Воробьевой, С.Н. Градировского, М.Б. Денисенко, Т.С. Иларионовой, В.А. Ионцева, Н.В. Мкртчяна, В.М. Моисеенко, В.С. Никитина, С.В. Рязанцева, О.С. Чудиновских и др. В области правовых основ миграционной политики значимыми являются публикации Н.А. Ворониной, М.Л. Тюркина, Т.Я. Хабриевой и др. Социально-экономической и социально-психологической адаптации мигрантов посвящены работы Ю.В. Арутюняна, С.К. Бондыревой, Ж.А. Зайончковской, Н.П. Космарской, Л.В. Корель, Н.М. Лебедевой, М.Г. Мдинарадзе, В.И. Переведенцева, В.Н. Петрова, А.И. Щербакова и др. Для анализа этнокультурной составляющей миграции населения важную роль играют исследования в области национальной, социальной и гражданской идентичности (О.Н.Астафьева, Ф. Барт, Э. Геллнер, М.Н. Губогло, Г.С. Денисова, Л.М. Дробижева, С.С. Савоскул, С.В. Соколовский и др.), исследования в области конфликтологии и этнической политики (Р.Г. Абдулатипов, В.А. Авксентьев, Э.А. Баграмов, А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов, В.Ю. Зорин, К.В. Калинина, Р.М. Канапьянова, В.А. Михайлов, Э.Н. Ожиганов, В.А. Тишков и др.). Проблемы дискриминации, этнокультурной сепарации и формирования мигрантских сетей рассмотрены в работах Г.С. Витковской, В.М. Воронкова, И.М. Кузнецова, В.И. Мукомеля, В.Н. Петрова, Е.В. Тюрюкановой, В.К. Хомерики и др. Вместе с тем, требуют более глубокого и целенаправленного социологического изучения вопросы, связанные с влиянием миграции населения на социально-профессиональную и этнокультурную структуру столичного мегаполиса, выявлением дополнительных адаптационных социальных ресурсов в мигрантской среде и принимающем социуме, что обусловило выбор цели, задач, объекта и предмета диссертационной работы.Цель исследования – выявление факторов, особенностей и социальных последствий миграционных процессов в Москве. Для достижения поставленной цели в диссертации определены и решены следующие задачи: выявлены ключевые теоретико-методологические принципы социологического изучения миграции населения как социального явления; уточнены сущностные характеристики миграции населения в контексте современных процессов глобализации, модернизации социально-экономических систем и межкультурного диалога; определены устойчивые тенденций и основные факторы миграции населения в Москве; выявлены основные детерминанты государственной миграционной политики в современных российских условиях, а также особенности ее реализации в московском мегаполисе; - определен характер влияния этнической составляющей трудовой миграции в Москву на социальную обстановку в столичном мегаполисе и функционирование социальных институтов; - построены модели оптимизации социальной адаптации и интеграции мигрантов в социокультурную и экономическую систему столичного региона; - определены роль, функции и значение общественных организаций мигрантов, этнокультурных общественных объединений, землячеств и других элементов гражданского общества в системе регулирования миграционных процессов в Москве; - научно обоснован и выработан комплекс мер, рекомендаций и конкретных предложений по оптимизации государственной миграционной политики России с учетом стратегических целей развития страны и опыта столичного региона.^ Объект исследования - внешние мигранты в московском мегаполисе.Предмет исследования - социальная интеграция внешних мигрантов в Москве.Теоретико-методологические основы исследования Диссертационное исследование опирается на общенаучные методы изучения общественных явлений и процессов: системно-эволюционный, исторический, диалектический, логический. В изучении миграции населения как социального явления применены деятельностный (М.Вебер) и структурно-функциональный (Т.Парсонс) подходы, концепции социальной среды (Э.Дюркгейм), социокультурных систем (П.Сорокин) и мигрантских сообществ (У. Томас и Ф. Знанецкий). Существенное влияние на методологию исследования оказали концепция инвариантных функций миграции (Т.И. Заславская), теоретическая схема трехстадийной миграции (Т.И. Заславская, Л.Л. Рыбаковскй), концепция взаимозамещаемости различных форм миграционной подвижности (Б.С. Хорев, В.М. Моисеенко), концепция факторов притяжения и выталкивания (Э. Ли), теория неоклассической экономики (М. Тодаро), концепция миграционного перехода (В. Зелинский), теория человеческого капитала (Л. Сжаастад (Съяастад)), новая экономическая теория трудовой миграции (О. Старк), теория сегментированного рынка труда (М. Пиор), теории общественного капитала и кумулятивной причинности (Д. Массей), миграционных систем (М.Критц), «глобального города» (И. Валлерстайн), «мировых систем» (С. Сассен) и др. В исследовании миграционных процессов применялись историко-социологический подход, структурно-функциональный, типологический, факторный и институциональный анализ. Методика работы включает сбор (социологические опросы, экспертные интервью, фокус-группы, включенное и невключенное наблюдение, контент-анализ документов), обработку и анализ (группировка, эмпирическая типологизация, детерминационный и факторный анализ) эмпирических данных. ^ Эмпирическая база исследования представлена массивом социологических исследований, проведенных в последние годы, в т.ч. с участием или под руководством автора, среди которых: социологический опрос «Социальная адаптация и эмиграционные настроения представителей немецкого народа России» (сентябрь-октябрь 2008 г.), опрошено 4735 чел. в 19 регионах России, в т.ч. в Москве, по репрезентативной квотной выборке; экспертный опрос руководителей национальных диаспор и землячеств, действующих на территории города Москвы (апрель 2005 г.), опрошено 186 чел.; социологическое исследование «Внутренняя и внешняя миграция населения: состояние и тенденции развития» (июнь 2007 г. под руководством проф. В.Э. Бойкова, при участии автора), опрошено 506 мигрантов и 700 человек из местного населения в 12 регионах России и др. Автором проведен вторичный анализ данных ряда фундаментальных социологических исследований, среди которых труды Социологического центра РАГС «Студенчество в многонациональных мегаполисах России: этническое самосознание и межэтнические отношения» (сентябрь 2007 г., под руководством проф. В.Э. Бойкова), «Мнения о прошлом, настоящем и будущем России» (ноябрь 2007 г., под руководством проф. В.Э. Бойкова), а также исследований других научных центров, в т.ч.: «Москвичи о значении для экономики города привлечения иностранного капитала, рабочей силы и последствиях нелегальной миграции» (апрель-май 2004 г. под руководством член-корр. РАН, проф. В.Н. Иванова), «Роль национально-культурных объединений в адаптации мигрантов к жизни в столице» (июнь 2008 г.), «Этнодемографические процессы в мегаполисе и этносоциальная ситуация» (2009 г.), «Отношение москвичей к трудовой миграции и трудовым мигрантам» (2008 г., 2010 г.), исследования сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Института этнологии и антропологии РАН, проводимые под руководством академика РАН В.А. Тишкова, мониторинги общественного мнения, проводимые ВЦИОМ-А, ВЦИОМ, ИСПИ РАН и др. В качестве источников информации в работе использованы: законодательные основы миграционной политики России, государств СНГ и других зарубежных стран; нормативно-правовая база регулирования миграционных и связанных с ними межнациональных процессов в Москве; статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), ФМС и МВД России; информационная база данных Научно-исследовательского центра МГУУ Правительства Москвы, включающая более 15 тыс. публикаций в электронных и печатных СМИ (2005-2008 гг.); аналитические статьи и материалы, опубликованные в научных и общественно-политических журналах «СОЦИС», «Социология власти», «Социологический журнал», «Власть», «Государственная служба», «Управление мегаполисом», «Этносфера», «Миграция населения», «Миграционное право» и др., печатных и электронных СМИ, Интернет-источниках. ^ Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна: выявлены ключевые теоретико-методологические принципы социологического изучения миграции населения как социального явления. К ним относятся: общественно-историческая обусловленность; многофакторность функционирования; системность и структурированность и др.; - уточнены сущностные характеристики миграции населения в контексте современных процессов глобализации, модернизации социально-экономических систем и межкультурного диалога. Миграция населения рассматривается как объективно обусловленное, реализующееся в контексте общественно-исторического развития, перемещение людей через границы тех или иных территорий на постоянной основе, влияющее на равновесие социально-экономической системы, системы социальных взаимодействий и поведения людей. В то же время, миграция является одним из важнейших факторов саморегуляции социальной системы за счет компенсаторных возможностей миграционных ресурсов (восполнение демографических потерь, заполнение трудовых вакансий, создание условий здоровой конкуренции на рынке труда и занятости). В случае незрелости системы саморегуляции социальной системы, недостаточности ее правовой базы или дисфункции отдельных социальных институтов, проявляются такие негативные «побочные эффекты», как нелегальная миграция, этническая сегментация рынка труда, криминализация социально-экономической сферы общества, анклавность размещения мигрантов, обострение конкуренции на рынке жилья и труда, обострение межнациональных отношений и т.д.; обоснована методология изучения миграционных процессов в Москве в совокупности следующих подходов: влияние типичных признаков, характерных для большинства зарубежных мегаполисов на глобальном уровне; зависимость миграционных процессов в Москве от социально-экономической, политической, этнокультурной и демографической ситуации в России и учет исторически сложившихся потоков трудовой и учебной миграции на национальном (государственном) уровне; специфичность воздействия миграционных процессов на социально-экономическую структуру, этнокультурную среду, систему функционирования основных социальных институтов столичного социума на региональном уровне; обоснован комплексный характер факторов, детерминирующих миграционные процессы в Москве в современных условиях. В числе ключевых выступают: социально-экономические, определяющие состояние экономики и рынка труда; этнополитические, влияющие на этнодемографическую структуру населения, систему межнационального взаимодействия; социокультурные, поддерживающие сложившуюся этнокультурную систему российской столицы; - выявлены основные принципы формирования современной миграционной политики Российской Федерации: соблюдение прав человека, в том числе права на свободу перемещения и изменение места жительства; обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России; регулирование миграционных потоков с учетом потребностей принимающих регионов; легализация незаконных мигрантов, имеющих стабильные официальные источники доходов; - определено, что миграция населения в Москву соответствует одной из основных тенденций внутрироссийских миграционных потоков - центростремительно направленной и сопровождается замещающим характером миграции (из отдаленных регионов в центральные, из малых городов в крупные, из крупных – в мегаполисы и т.д.). Миграция в Москву для большинства приезжающих в столицу является альтернативой эмиграции. Миграционному потоку в Москву свойственны следующие характеристики: экономический характер миграции (уровень зарплат в Москве выше общероссийского); профессиональная структурированность (строители, продавцы, дворники, водители и т.д.); увеличение нелегальной и незаконной составляющей миграции (ужесточение столичного миграционного законодательства, ежегодное уменьшением квот на привлечение иностранной рабочей силы); постепенное замещение иностранной рабочей силы специалистами из регионов России; - определен характер влияния этнической составляющей трудовой миграции в Москву на социальную обстановку в столичном мегаполисе и функционирование социальных институтов. Так, увеличение этнической составляющей трудовой миграции обусловливает необходимость: в сфере государственного управления - совершенствования нормативно-правовой и законодательной базы, оптимизации системы управления миграционными процессами; в сфере труда и занятости – разработки системы социально-экономического мониторинга, с целью прогнозирования потребностей рынка труда в иностранной рабочей силе по отдельным отраслям и сферам занятости; в сфере образования - разработки моделей толерантного поведения и бесконфликтного взаимодействия мигрантов с местным населением и привнесения соответствующих изменений в образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования, введения в педагогическую практику образовательных программ для мигрантов и их детей, способствующих их социальной адаптации и интеграции в столичный социум; в сфере здравоохранения - ужесточения требований к соблюдению санитарно-гигиенических норм, корректирования системы вакцинации населения, разработки и реализации других мер по сохранению здоровья населения; - разработана модель оптимизации социальной адаптации и интеграции мигрантов в социокультурную и экономическую систему столичного региона, основанная на принципе учета социально-экономических интересов принимающего социума и прибывающих мигрантов, необходимости этнокультурного и межконфессионального диалога и минимизации анклавизации мегаполиса, этнической сегрегации рынка труда, межнациональной напряженности, ксенофобии и других социальных издержек от увеличения этнической составляющей трудовой миграции в Москву; - разработана и апробирована методика исследования специфики мигрантских сетей, общественных объединений мигрантов, национально-культурных автономий, землячеств Москвы. Она включает системное изучение условий, факторов и принципов формирования, функционирования и развития общественных объединений мигрантов в столице, их системы коммуникации и взаимодействия с местным населением и органами государственной власти при реализации основных направлений деятельности; - определены возрастающая роль, информационная, консолидирующая, координирующая и коммуникативная функции общественных организаций мигрантов, этнокультурных общественных объединений, землячеств и других элементов гражданского общества столицы в системе регулирования миграционных процессов в Москве. Это обусловлено, прежде всего, укреплением институтов гражданского общества, возрастанием значимости и авторитета общественных организаций в реализации миграционной политики государства через инициативную разработку социальных практик, содействующих привлечению интеллектуального, социального, материального и иных ресурсов общественных объединений для стабилизации миграционной и этносоциальной обстановки в Москве.^ Основные положения диссертации, выносимые на защиту 1. Обострившаяся миграционная и, под ее воздействием, этносоциальная ситуация в России является вызовом для благополучия и безопасности российской государственности, что актуализирует потребность в разработке эффективной, научно обоснованной государственной миграционной политики. Неотъемлемым звеном в разработке продуктивной модели такой политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, является мониторинг и анализ миграционных процессов в стране в целом и принимающих территориях, в частности. 2. Трансформация миграционных процессов в Москве, являющаяся следствием изменений, происходящих в российском обществе, обусловливает соответствующий контекст миграционной политики, для которого наиболее значимы: доминирование экономических мотивов миграции; локализация ареалов формирования миграционных потоков и мест размещения мигрантов (Востряково); возрастание миграционной мобильности и временной трудовой занятости представителей титульных национальностей государств СНГ, влекущие этническое, конфессиональное и социокультурное разнообразие принимающего московского социума. 3. Исходной точкой своевременного предотвращения и профилактики этнонациональных конфликтных ситуаций в Москве, возникающих вследствие неуправляемых миграционных потоков, является своевременная диагностика социальной и межэтнической напряженности, которая включает позиционный анализ - наблюдение, оценку и прогноз ситуации в этой сфере социологическими центрами с учетом интересов всех участвующих социальных групп (населения, мигрантов и властных структур принимающего региона). 4. Складывающиеся социальные практики доступа к рынкам труда, приема и обустройства иноэтничных мигрантов в Москве, определяют формирование уникальной социальной модели столичного общества, для которой характерны этносоциальная стратификация и межнациональный диалог. Увеличение этнической составляющей трудовой миграции содействует формированию относительно автономных, независимых систем социальной стратификации и мобильности в частном и государственном секторах, разрушает сложившиеся десятилетиями социальные практики межнационального взаимодействия. 5. Массовые этнические и трудовые миграции в Москву становятся раздражителем, постоянно подпитывающим и воспроизводящим дискурсы кризиса и конфликта на фоне положительной динамики социально-экономического развития столичного региона. 6. Негативное восприятие населением Москвы иноэтничных мигрантов стимулирует сложные процессы самоорганизации и кооперации мигрантских этнических сообществ, ведет к их самоизоляции, укреплению латентных сетевых связей и усилению напряженности в принимающем московском сообществе. 7. В отсутствие государственной миграционной политики, действующий в настоящее время в Москве сдерживающий миграционный режим способствует распространению неправовых практик, криминализации и «теневизации» экономики, деформации функционирования ряда социальных институтов, таких как государственного управления, труд и занятости, семьи и брака, образования, здравоохранения и т.д. 8. Методологическая необоснованность экономической и социальной составляющих современной государственной миграционной политики снижает эффективность ее реализации в регионах. Отсутствие системности российской миграционной политики, рассогласованность развития каждой из ее составляющих (законодательной базы, деятельности организационных структур, социальных технологий реализации, финансирования), обуславливает дисфункциональность ее институтов – регистрации временного пребывания и порядка осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. Все это актуализирует необходимость уточнения полномочий в сфере регулирования миграционных процессов федерального Центра и регионов. 9. Приоритеты государственной миграционной политики начала 2000-х гг. не в полной мере согласуются со стратегическими вызовами, стоящими в настоящее время перед Россией. Ключевой проблемой современной миграционной политики становится общественный консенсус относительно целей, задач, приоритетов и увязки с долгосрочными целями и задачами развития России, в отношении которых в обществе также нет согласия. Независимо от избранного курса, центральным звеном практики вхождения мигрантов в московский социум становится их социальная адаптации и интеграция, что серьезно осложняется не только интолерантностью принимающего населения, но и слабыми адаптивными возможностями самих мигрантов, недостаточной их включенностью в повседневный культурный контекст столичного социума, отсутствием у них потребности и желания следовать общепринятым нормам и традициям. 10. При обосновании целей, задач и приоритетов политики интеграции мигрантов в московский социум, разработке ее инструментов и механизмов, не учитываются различия в стратегиях адаптации представителей разных этнических групп мигрантов к принимающему сообществу, их возможности к интеграции (интеграционный потенциал). Возрастающая социокультурная дистанция между гражданами государств СНГ, обусловлена увеличивающимся разрывом в функционировании государственных социальных и политических институтов, дифференциацией социальных практик, сужением возможностей межгосударственных социокультурных коммуникаций. Различия в стандартах социального поведения, нормах и ценностях будут возрастать с каждой новой генерацией мигрантов, прибывающих в Россию. ^ Научно-теоретическая и практическая значимость работы Диссертационное исследование вносит вклад в развитие теоретических основ изучения структуры социальных процессов миграции населения. Методологические подходы и методика, изложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в изучении механизмов взаимодействия всех участников миграционных процессов, разработки конкретных мер, направленных на снижение социальных и экономических издержек, напряженности между принимающим социумом и мигрантами, облегчение их адаптации и интеграции в принимающее общество, а также на оптимизацию политики в отношении мигрантов. Основные положения диссертации соискателя нашли отражение в Московской целевой Программе поддержки российских соотечественников за рубежом (2003 г.), Городской целевой программе «Столица многонациональной России» на 2008-2010 гг., Московской городской целевой миграционной программе на 2008-2010 гг., рекомендациях по информационному сопровождению Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (2007 г.), разработанных по заказу Минрегионразвития России. Выводы и предложения автора могут иметь практическое значение при определении концептуальных основ государственной миграционной политики и инструментов ее реализации, разработке концепций и региональных миграционных программ. Диссертационные материалы используются в преподавании учебных курсов «Социальное прогнозирование и проектирование» и «Социология управления» и «Этносоциология» в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, лекциях на курсах повышения квалификации госслужащих. Материалы диссертации могут быть также использованы в учебном процессе при чтении курсов «Миграционная политика России» и «Миграционная ситуация и миграционная политика столичного мегаполиса», «Социальное управление в регионах», «Социология межнациональных отношений».^ Апробация диссертационного исследования Основные положения диссертации изложены в монографиях автора: «Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики России: социологический анализ» (Москва, 1999), «Многонациональный мегаполис в координатах миграционной политики: социологический анализ» (Москва: Современная экономика и право, 2005), «Миграционная политика Российского государства» (Москва: изд-во РАГС, 2009). По теме диссертации опубликовано 73 научные работы, включая 3 авторские и 4 коллективные монографии. Личный вклад автора в эти работы составил более 120 п.л. Результаты диссертационной работы были представлены на международных и российских конференциях: «Воспитание толерантного сознания в российском обществе» (Астрахань, 2003 г.), «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития» (Москва, РАГС, 2007 г.); «Социальные процессы в современной России: традиции и инновации (Сорокинские чтения)» (Москва, МГУ, 2007, 2008 гг.); «Conflict, Citizenship and Civil Society» (Glasgow, 2007); 38-th IIS World Congress, International Institute of Sociology (IIS) (Budapesht, 2008), «Миграция. Актуальные проблемы адаптации и интеграции: Московско-берлинские международные семинары» (Москва, 2005, 2006, 2007 гг.); «Глобализация и социальные изменения в современной России: Всероссийский социологический конгресс» (Москва, МГУ, 2006 г.); «Миграция населения и система образования России: вызовы времени» (Москва, АПСН, 2004 г.), «Роль правозащитных переселенческих организаций в решении проблем миграции: Форум переселенческих организаций» (Москва 1998 г.), а также на парламентских слушаниях в Госдуме РФ (1997, 1999, 2002, 2003, 2007, 2010 гг.) и др. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социологии Российской академии государственной службы при Президент