Реферат по предмету "Разное"


«великий сын тихого дона»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АКСАЙСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОУ СОШ № 3 г. АКСАЯСЦЕНАРИЙ«ВЕЛИКИЙ СЫН ТИХОГО ДОНА»(К годовщине со дня рождения М.А. Шолохова.)Для учащихся 9-11 классов.Автор: Зорова Анна Сергеевна – учитель русского языка и литературы.г. Аксай 2007 г.Оформление зала: 1. Выставка книг М. Шолохова и произведений о нем. 2. Рисунки учащихся по произведениям М. Шолохова с изображением донских пейзажей.Оформление сцены: 1. Портрет М. Шолохова. 2. Декорация: изображение реки Дон, казачьего куреня.Эпиграф: Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель. И будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного донского края.М. Шолохов.Цели: 1. Дать возможность учащимся глубже, полнее понять сущность произведений М.Шолохова, осмыслить, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин. 2. Углубить представления учащихся о личности писателя, о жизненных истоках его произведений. 3. На примере жизни и творчества М. Шолохова воспитывать любовь к родному краю.Слово учителя: Дорогие ребята! Каждый год, 24 мая, не только в России, но и во всем мире почитатели таланта М. Шолохова отмечают день его рождения. Это праздник всех, кто любит слово, любит книгу, это праздник всех, кто любит наш Донской край. Огромна притягательная сила писателя-автора произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы. Встреча с таким писателем – дополнительная возможность соприкоснуться с его талантом, глубже понять сущность его произведений. И сегодня мы с вами собрались, чтобы отдать дань любви, уважения и признательности писателю, чье имя неразрывно связано с нашей землей – М.А. Шолохову.^ Тихо звучит песня «Ой ты, наш батюшка «Тихий Дон» ( в записи).Ведущий I: Красотой твоей я покорен, Ненаглядная даль степей! Здравствуй, Шолохов! Здравствуй, Дон! Здравствуй, слава земли моей!Ведущий II: В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Уже в ранних «Донских рассказах» проявилась способность молодого писателя видеть жизнь и человека, утверждающего себя в ней, в многоцветии характеров. Поэтому не случайно во многих его произведениях встречаются образы детей – носителей будущей жизни.^ Сценка из рассказа «Пастух».Григорий: - Заработаем, Дунь, хлеба к осени, а там в город поедем. Я на рабфак поступлю и тебя куда-нибудь пристрою. Может, тоже на какое учение… В городе, Дуняшка, книжек много и хлеб едят чистый, без травы, не так, как у нас.Дуня: - А денег откель возьмем… ехать-то?Григорий: - Чудачка ты… Хлебом заплатят нам двадцать пудов, ну вот и деньги. Продадим по целковому за пуд, потом пшено продадим…Дуня: - Гриша, чего мы есть будем? Хлеба ничуть нету…Григорий: - У меня в сумке кусок пышки черствой остался.Дуня: - Ныне съедим, а завтра как же?Григорий: - Завтра приедут с хутора и привезут муки. Председатель обещался.Дуня: - Может, мне на хутор пойтить?Григорий: - Не надо. Табун не устерегу один. По людям заскучала, а?Дуня: - Соскучилась, Гриша, родненький. Месяц живем в степи и только раз человека видели. Тут если пожить лето, так и гутарить разучишься.Григорий: - Терпи, Дунь. Осенью в город уедем. Будем учиться с тобой, а после, как выучимся, вернемся сюда. По-ученому землю зачнем обрабатывать, а то ить темень у нас, у нас и народ спит… Неграмотные все… книжек нету…Дуня: - Нас с тобой не примут в ученье. Мы тоже темные.Григорий: - Нет, примут. Нам учиться надо, чтобы уметь управлять нашенской республикой. В городах – там власть рабочие держут, а у нас председатель станицы кулак и по хуторам председатели – богатеи.Дуня: - Я бы, Гриша, полы мыла, стирала, зарабатывала, а ты учился бы… (Тяжело вздыхает.)Чтец: Здесь на зорьке тонет в реке луна… Под луною – Дон, а над Доном – дом, а над домом – гулкая тишина, широка и раздольна, как тихий Дон… Где-то вечно не выспавшиеся поезда летят, километры заглатывая. А здесь – тишина. И, опять опоздав, солнце робко в окно заглядывает. А в окне, словно белые хлопья снега, лежат на столе, как на ниве, листы чуть белее висков человека, склонившегося над ними. Вот он поднял глаза… Вдалеке, за рекой, солнце в росы вправляет лучики… Михаил Александрович, над какой строкою сейчас Вы мучаетесь? Как Вам трудится в новом родившемся дне? Как Вам пишется, как Вам пашется? О какой еще поднятой целине миру Вами громадно расскажется?^ Д. Долинский.Сцена из романа «Поднятая целина».«Андрей Разметнов и Макар Нагульнов». (Исп. уащиесяся 11 класса)Андрей: - Здорово, Макар! С чего это от тебя сон стремиться?Макар: - Ты чего пришел?Андрей: - Зашел погутарить. Помешал?Макар: - Помешал – не помешал, а садись, не выгонять же тебя.Андрей: - Чего это ты читаешь?Макар: - Занятие одно нашел.Андрей: - Чему же это ты обучаешься? Каким таким наукам?Макар: - Чему обучаюсь? Английскому языку.Андрей: - Че-му-у-у?Макар: - Английскому языку. Эта книжка и есть самоучитель.Андрей: - Что же ты… Уже можешь гутарить по-этому, по-ихнему?Макар: - Нет, гутарить ишо не могу, это не сразу дается, а так, ну, одним словом, по-печатному начинаю понимать. Я ить четвертый месяц учусь.Андрей: - Трудная штука?Макар: - Трудная, до невозможностев. Я за эти месяца толечко… восемь слов выучил наизусть. Но сам собою язык даже несколько похожий на наш. Много у них слов, взятых от нас, но только они концы свои к ним поприделывали. По-нашему, к примеру, «пролетариат» - и по-ихнему так же, окромя конца, и то же самое слово «революция» и «коммунизм». Они в концах какое-то шипение произносют, вроде злобствуют на эти слова, но куда же от них денешься? Эти слова по всему миру коренья пустили, хошь не хошь, а приходится их говорить.Андрей: - Та-а-к. Вот оно что, учишься, значит. А к чему, Макар, тебе этот язык спонадобился?Макар: - Чудно ты спрашиваешь, Андрюха! Диву можно даться о твоей непонятливости… Я ночи насквозь спать не буду, последнего здоровья лишуся, но… язык этот выучу! На английском языке буду без нежностев гутарить с мировой контрой! Пущай гады трепещут заранее. От Макара Нагульнова им, кгм… Это им не кто-нибудь другой! От него помилования не будет. «Пил кровя из своих английских рабочих классов, из индейцев и из разных других угнетенных нациев? Ксплуатировал чужим трудом? Становися, кровяная гадюка, к стенке!» Вот и весь разговор! Эти слова я перво-наперво разучу. Чтобы мне их без запинки говорить.(Нагульнов уткнулся в самоучитель).Чтец I: По дороге от Базков до Вешек Я услышал журавлиный крик. И сказал меня к парому везший На совхозном газике старик: - Журавлиха делится печалью, Чует бесконечный перелет: Слышишь, точно при смерти Наталья Деток на прощание зовет… - Больше мы не говорим ни слова, И нужны ли здесь еще слова, Если вдруг припоминаешь снова Эту боль, что с детских лет жива, Это неприкаянное горе, Этой жизни скомканный конец…И молчишь ты, как молчал Григорий, Вспомнив скорбь обиженных сердец. И встает – страница, за страницей – Эпопея давней той войны. И притихшей кажется станица С противоположной стороны, И смолкают крики журавлихи, И пересекает наш паром Тихий Дон, давно уже не тихий В переносном смысле и в прямом.^ Н. Скрябов.Чтец II: Я знаю Шолохова лично, Так, что интимнее нельзя, Не по-житейски, не привычно, А по душам, - читатель я. Я в нем люблю свою Аксинью, Знакомый с детства «Тихий Дон», Мое Отечество – Россию, Все, что всем сердцем любит он.^ Н. Доризо. Сцена из романа «Тихий Дон».«Встреча Натальи и Аксиньи». (Исп. уч-ся 11 кл.)Наталья: - Я к тебе, Аксинья…Аксинья: - Ты чего пришла?Наталья: - Мне бы напиться… (Пауза.) Ты отбила у меня мужа… Отдай мне Григория… Ты… мне жизню сломала… Видишь я какая…Аксинья: - Мужа тебе? (Пауза.) Мужа тебе? У кого ты просишь? Зачем ты пришла? Поздно ты надумала выпрашивать!.. Поздно!..От автора: Она глумилась, вглядывалась в лицо врага Вот она – законная брошенная жена – стоит перед ней приниженная, раздавленная горем, вот та, по милости которой исходила Аксинья слезами, расставаясь с Григорием, несла в сердце кровяную боль, и в то время, когда она, Аксинья, томилась в смертной тоске, вот эта ласкала Григория и, наверное, смеялась над нею, неудачливой оставленной любовницей.Аксинья: - И ты пришла просить, чтоб я его бросила? Ах ты, гадюка подколодная!... Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я. Ты знала, что он жил со мной, зачем замуж шла? Я вернула свое, он мой. У меня дите от него, а ты… (Пауза.) Мой Гришка – и никому не отдам!.. Мой! Мой! Слышишь ты? Мой! Ступай, бессовестная, ты ему не жена. Ты у дитя отца хочешь взять? Чего же ты раньше не шла? Ну, чего не шла?Наталья: - Ты своего мужа бросила… Не шуми так…Аксинья: - Кроме Гришки, нету у меня мужа. Никого нету во всем свете! Ты-то нужна ему? Глянь, шею-то у тебя покривило! И ты думаешь, он позавидует на тебя? Здоровую бросил, а на калеку позавидует? Не видать тебе Гришки! Вот мой сказ! Ступай!Наталья: Ты думаешь, я надеялась, что выпрошу?Аксинья: - Зачем же ты шла?Наталья: - Тоска меня пихнула.Ведущий I: М.А. Шолохов. Снова и снова мы возвращаемся к его книгам, перечитываем страницы воспоминаний о нем, пытаясь глубже понять этого человека, раскрыть загадку его таланта. Он родился в самом начале XX века, видел и пережил все его потрясения и попытался честно рассказать об этом на страницах своих книг.Ведущий II: Десять лет прошло от случайной встречи писателя с мужчиной, который вел за руку маленького мальчика, до опубликованного в газете «Правда» рассказа «Судьба человека» - первого в советской литературе рассказа о том, что происходило с людьми, попавшими во время войны в плен.^ Сценка из рассказа «Судьба человека».Мужчина: - Здорово, браток!Автор: - Здравствуй!Мужчина (мальчику): - Поздоровайся с дядей, сынок! Он, видать, такой же шофер, как твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездим, а он вот эту маленькую машину гоняет.Автор: - Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?Мальчик: - Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные – снежки катал потому что.Мужчина: - Беда мне с этим пассажиром! Через него и я подбился. Широко шагнешь – он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу принаравливаться… Ты что же, всю войну за баранкой?Автор: - Почти всю.Мужчина: - На фронте?Автор: - Да.Мужчина: - Ну и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше… Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?.. Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез… (Пауза.) Прощай, браток, счастливо тебе!Автор: - И тебе счастливо добраться до Кашар.Мужчина: - Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.От автора: Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина…Ведущий I: Всю свою жизнь Шолохов писал о людях, которые живут на Донской земле, - о казаках. Он любил и знал их обычаи. Любил веселые рассказы и прибаутки, ценил и понимал казачьи песни. Веселые и грустные – эти песни всегда были с писателем. А когда было настроение, и сам пел, искусно выводя мелодию. По признанию Михаила Александровича, эти старинные казачьи песни вдохновляли его при работе над «Тихим Доном».Ведущий II: Вы слышали, как на Дону поют Седые старики, участники походов? А видели, как горько слезы льют, Друзей припоминая и погодков? Но вот, смахнув слезу с морщинистой щеки, Поднимет дед с вином игристым чашу И скажет: - Будя. Будя казаки! Кум, заводи. А ну, сыграем нашу! … Поют о том, что было в старину, О тех походах и о тех печалях. И катит песня громкую волну, На водах Дона медленно качаясь. Она плывет размашисто, легко, То подымаясь, то вдруг замирая, И машут в такт казачки ей рукой, Ее в дорогу, в годы провожая… Проснутся ветры. Выгнув стебельки, Хлеба качнутся удивленно в поле… Поют о новой жизни казаки, О новом Доне и о новой доле!^ Б. Куликов.Ведущий I: И сегодня нам подарят праздник встречи с донской казачьей песней учащиеся 11-го класса.^ Звучат песни Донских казаков («Пчелочка златая» и др.).Чтец: Спутанный, стреноженный лесок. Вырубки с покосами лесничих. В солнечном луче наискосок – Ветка, паутина, ежевичник.Воздух в растопыренных корнях. Дона серебрящееся стремя. Тени на заречных зеленях. Память о казачьих куренях, Вросшая курганами во время.Вскрикнет за излучиной буксир. Ястреб оборвется в кучугуры… Выдохнувший Шолохова мир, Тело и душа литературы! В.Сидоров.Ведущий I: Он одарил нас вечным светом, Добром таланта своего. Он весь – частица нас, и в этом Залог бессмертия его!Ведущий II: Наш праздник закончен. Но мы еще не раз обратимся к книгам Шолохова, ведь в них жизнь нашей страны, наша история!Звучит песня (в записи) «Ой ты, наш батюшка Тихий Дон!»Литература: Шолохов М.А. Жизнь. Творчество. Воспоминания, Фотографии. Документы. – М.: «Планета». 1985. Шолохов М.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. Тихий Дон (ч. III, гл. XIX.). – М.: «Правда». 1980. Шолохов М.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 5. Поднятая целина (кн. I). – М.: «Правда». 1980. Шолохов М.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. Рассказы. – М.: «Правда». 1980.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.