Аннотация дисциплины«Биология почв»Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 ЗЕ (72 часа)Цели и задачи дисциплины: знакомство с основными группами организмов, обитающих в почве; формирование комплексной системы знаний о роли живых организмов в формировании почв и почвенного плодородия, об их участии в почвенных процессах; получение представления об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.Основные дидактические единицы (разделы): Цели и задачи биологии почв. Основные разделы биологии почв. Объекты и методы биологии почв. Положение биологии почв в системе разделов почвенной науки и связь с ними. Основные этапы развития биологии почв. Экологические группы живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Эукариоты тканевые и одноклеточные. Распределение живых организмов по фазам почвы. Биологический круговорот (биомасса растений, опад, подстилка, количеством закрепленных в биомассе элементов и др.). Биомасса растений разных природных зон. Участие высших растений в почвообразовании. Общая характеристика почвенных водорослей. Группы почвенных водорослей. Морфологические особенности водорослей. Общая характеристика почвенных животных. Различные группы почвенныхживотных по их связи с почвой. Размерные и трофические группы почвенныхживотных. Приспособления к обитанию в почвенной среде. Основные группы почвенных простейших и их общая характеристика. Биомасса в почвах. Особенности питания простейших различных групп. Черви в почве. Основные группы. Общая характеристика: коловратки, нематоды, энхитреиды, дождевые черви. Экологические особенности. Почвенные грибы. Общая характеристика. Экологические группы почвенных грибов. Основные систематические группы почвенных грибов. Роль грибов в почвообразовании, оструктуривании почвы, разложении органического вещества. Прокариоты. Общая характеристика. Основные группы. Грамположительные и грамотрицательные бактерии. Ферментативная активность почвенных бактерий. Превращения важнейших биогенных элементов. Цикл углерода как важнейший геохимический цикл (связывание CO2 в процессе фотосинтеза, минерализация органических веществ с выделением CO2 ). Разложение целлюлозы. Превращения кислорода. Круговорот азота, превращения фосфора и калия. Связь показателей NPK с плодородием почв. Биологические процессы в почвообразовании. Разложение растительных остатков и формирование подстилки (роль надземных и подземных органов растений в формировании подстилки, переработка растительного опада в различных природных зонах). Образование и разложение гумуса. Основные принципы биологической индикации и диагностики почв. ^ В результате изучения дисциплины «Биология почв» студент должен:Знать: основные группы почвенных организмов, особенности их систематики и морфологии; особенности микробного метаболизма и роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере; особенности распределения организмов по почвенному профилю, закономерности их сукцессии и взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом.Уметь: пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингомВладеть: методами исследования почвенных организмов в полевых и лабораторных условиях. Иметь представление: об основных принципах биологической индикации и диагностики почв. Виды учебной работы: лекции, практические занятия.Изучение дисциплины заканчивается: зачетом