Реферат по предмету "Разное"


«Божественная комедия» Данте в 10 классе

«П л о д в ы с о к о г о г е н и я»«Божественная комедия» Данте в 10 классе Предлагаю вашему вниманию методическое видение уроков по «Божественной комедии» Данте. Наиболее доступной и конкретной для десятиклассников нам представляется книга «Ад», на знакомство с которой я отвожу три урока. Более детально провожу работу над тремя песнями: 5-й, 26-й, 33-й. Краткий обзор остальных песен выполняю сама. Особую сложность на подступах знакомства с «Комедией» вызывает проблема вхождения в текст, чтение непривычных для слуха средневековых терцин, восприятие громадного синтеза эпохи: явлений действительной поэту жизни, исторических преданий, политической борьбы современности и культурных традиций. Учащиеся никогда не поймут Данте (а знакомство с «Комедией» для большинства учеников так и ограничится школьными уроками литературы), если учитель сам не будет увлечен и захвачен этой книгой, когда поймет, как интересны были самому поэту его хитроумные метафоры, удивительные космологические концепции; когда не проникнется иллюзорным видением местоположения Ада, Чистилища, Рая, когда всерьез не оценит доктрины и звездах, приводимых в движение Любовью. ^ 1-й урок. «Суровый, опалённый лик...»Содержание урока – знакомство с судьбой Данте, разговор о светлом чувстве любви к Беатриче, обращение к «Новой Жизни». В представлении учащихся должен сложиться суровый, но гордый в своей непреклонности облик поэта, умеющего сочувствовать и сострадать. Десятиклассники думают над вопросом: что помогло Данте возвысится над своей эпохой, стать достойным наследником великого поэтического пласта культуры и истории? Как поэт противостоял средневековым условностям и содственной судьбе?С л о в о у ч и т е л я^ Но вдруг среди позорной вереницыУгрюмый облик предо мной возник,Так иногда с утеса глянут птицы, -То был суровый, опаленный лик,Не мертвый лик, но просветленно-страстный,Без возраста – не мальчик, не старик...^ И жалким нашим нуждам непричастный,Случайный отблеск будущих веков,Он сквозь толпу и шум прошел, как властный.Мгновенно замер говор голосов,И я спросил, дрожа, кто он таков.Но тотчас понял; Данте Алигьери.-Эти современные терцины принадлежат перу поэта Валерия Брюсова. В мае 2005 года 740 лет со дня рождения последнего поэта Средневековья и первого поэта эпохи Возрождения Данте Алтгьери. Рафаэль Санти. Парнас. Данте. (Деталь). 1510«Без возраста – не мальчик, не старик...». Вглядитесь в портреты Данте. С фрески одного из старинных дворцов на нас смотрит человек с тонким сумрачным лицом. Углы его губ опущены, рот сжат, глаза устремлены вдаль. Голову поэта украшает лавровый венок – символ преданного служения Аполлону – богу солнца и поэзии. Таким запечатлел Данте Рафаэль... Деталь фрески Джотто (Флоренция, палаццо Подеста), изображающей Данте: молодое спокойное лицо, внимательный взгляд, за которым угадывается свойственная лишь творческим людям удивительная зоркость. Этот юноше, больше напоминающий молодого послушника, словно наблюдает вереницу событий, лиц, характеров. Он еще не обременен славой лаврового венца, но уже много познал в жизни, его великое детище - «Божественная комедия» - еще впереди, но в голове роятся чудные звуки сонетов. Характерный для Средневековья головной убор и одеяние черного цвета подчеркивают строгость и внешний аскетизм поэта. «Суровый Дант» - так назовет его А.С.Пушкин. Будущий поэт родился во Флоренции в старинной и благородной семье. Учась в школе, ин познакомился с геометрией и астрономией, историей и античным искусством. Своими первыми учителями в литературе Данте считал древнегреческого баснописца Эзопа и древнеримских поэтов Вергилия и Овидия. Юность будущего автора «Божественной комедии» протекает в блестящем лиретатурном кругу молодой поэтической школы «нового сладостного стиля», которую возглавляет его друг, поэт и философ, Гвидо Кавальканти; Данте общается с выдающимися политическими деятелями флорентийской коммуны, ученым и поэтом Брунетто Латини. Данте. Деталь фрески, приписываемой Джотто Флоренция.Палаццо ПодестаДанте очень любил Флоренцию. Это был город-государство, который гордился своим достатком, независимостью, демократической конституцией. Роскошные дома знатных купцов, банкиров и надменных феодальных грандов соседствовали с узкими улочками ремесленников, а в дни праздников ночное небо Флоренции освещалось тысячами факелов торжественного ществия к центральной площади. Зрелые годы Данте проводит на службе республике, участвуя в ее войнах, выполняя дипломатические поручения. За власть в городе боролись две партии – гвельфов и гибеллинов. Первые были сторонниками папы, вторые – поддерживали германских императоров. В правящей партии гвельфов происходит раскол, и Данте решительно встает на сторону тех, кто не хотел допустить, чтобы Флоренция подпала под власть папы. Горожане оценили мужественную позицию поэта и избрали его в городское самоуправление – в Совет Ста. Данте тогда было тридцать шесть лет... К этому времени Данте уже большой поэт. По его собственному признанию, толчком к пробуждению в нем поэта стала трепетная и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари – юной и прекрасной Беатриче. «Любовь воцарилась над душой моей и много раз приказывала мне, чтобы я искал встречи с этим юным ангелом», - напишет Данте в автобиографической повести «Новая Жизнь». Беатриче вышла замуж, у нее были дети, но в двадцать пять лет она умерла. Написанная у свежей могилы возлюбленной, «Новая Жизнь» включает в себя два десятка сонетов, несколько концон, балладу, содержащих утонченное толкование пережитого, пламенеющее чувство любви, благостный образ Беатриче. Стихи в этой книге перемежаются прозой, комментирующей их возвышенное содержание, образуя «дневник» взволнлванного сердца и анализирующего ума. Послушайте отрывки из «Новой Жизни», постарайтесь проникнуться возвышенным чувством любви юного поэта, оцените благородную преданность Данте своей Донне. (Сообщения учащихся прозвучат в виде композиции. Учитель выполняет небольшие «связки» между частями отрывков, комментирует изобразительный материал). 1.Первая встреча героев книги происходит, когда Данте и Беатриче было девять лет: «Она явилась мне одетой в благороднейший алый цвет, скромный и пристойный, как то подобало ее весьма юному возрасту». Маленькая девочка в платье Цвета Любви заставила трепетать сердце юного Данте: «Любовь воцарилась над моей душой». 2.Эта детская влюбленность, стремление возвысить образ возлюбленной – свойство гениальной поэтической души. Помните, нечто подобное произойдет свосьмилетним Лермонтовым, когда в Пятигорске, куда бабушка привезет Мишеньку «на воды», на одном из детских балов он увидит у окна белокурую девочку, которую полюбит с первого взгляда так сильно, что упадет в обморок. Юная незнакомка покажется ему ангелом: «По небу полуночи ангел летел...» 3.Следуя замыслу рассказать свою «вымышленную» историю любви, Данте не задерживается долго в «плену юного возраста». Через девять лет он встречает Беатриче снова: «Эта дивная Донна явилась мне облаченной в белоснежный цвет... и, проходя по улице, ...поклонилась мне столь благостно, что мне показалось тогда будто вижу я предел блаженства». Поэт спешит к себе в комнату и в волнении пишет свой первый сонет. 4.Выразительное чтение сонета «Чей дух пленен, чье сердце полно светом...». 5.В другой раз Данте встречает Беатриче в церкви и, опасаясь выдать тайну своего сердца, делает вид, что интересуется другими дамами. Злые люди сообщают об этом Беатриче, и она более не кланяется ему. Данте убит горем: «Удалился я в уединенное место орошать землю горькими слезами». Однажды друг доставляет ему случай увидеть Беатриче среди других дам, пришедших на чью-то свадьбу: «Дивный трепет начался в моей груди... поднял я глаза и... увидел Благороднейшую Беатриче». Но над взволнованным и смущенным Данте Беатриче посмеялась. Проплакав долго, поэт решает, что никогда не будет искать встреч с нею.^ Вы меж подруг смеялись надо мною,Но знали ль вы, мадонна, отчегоНельзя узнать обличья моего,Когда стою пред вашей красотою? 6.Отныне Данте посвятит себя воспеванию Беатриче. Вскоре умирает ее отец, и поэт откликается на эту смерть глубоким состраданием, затем болезнь приковывает к постели и самого Данте. В бреду ему являются видения: «Солнце потухло, а звезды были такого цвета, что мог я счесть, будто они плачут... что птицы... падали мертвыми и что происходили величайшие землетрясения». И слышится ему неведомый голос, «Ты ничего не знаешь? Твоя возлюбленная умерла». Вскоре поэту принесли известие о ее кончине. Весь мир опустел для него. 7.Поэт оповещает именитых граждан Флоренции о смерти Беатриче как о великом бедствии. Два долгих года он ищет утешения в работе: пишет книгу, торжественно обещая возвеличить ее память в поэзии.^ Когда б до вас дошли мои слова,Вы нашей скорби поняли б величьеИ здесь в слезах окончили свой век:Она почила, наша Беатриче! - И повесть той кончины такова,Что зарыдает каждый человек. Сандро Боттичелли.Данте и Беатриче в Эмпирее («Рай», ХХХ1)8.«Благороднейшая», «Учтивейшая» - так в превосходной степени, употребляя слова с большой буквы, Данте называет Беатриче. Любовь поэта нежна, трогательна, поэтична. Выразительноечтение сонетов «Благое сердце и любовь – одно...» и «Она идет, восторгам не внимает...». У ч и т е л ь. 41-я глава романа о любви ведет путь к «Божественной комедии. Перед нами – созерцание Беатриче, просветленной светом в ликующих огнях Эмпирея. Она навсегда остается в Десятом невещественном небе, в лучезарной обители Бога, ангелов и блаженных душ. (Звучит сонет «Над сферою, что шире всех кружится...». Современник поэта художник Сандро Битичелли запечатлел Данте и Беатриче в Эмпирее (демонстрирую иллюстрацию). Какое настроение вызывает у вас картина? Как изображены фигуры Данте и Беатриче? Почему эта любовь названа поэтом «возвышением»? - Вся картина наполнена светом. Легкие линии рисунка позволяют представить этот «горний свет», такой яркий и бесконечный, что вынуждает Данте приложить ладонь к глазам. Любовь – свет, спасший поэта в этой земной жизни.^ Живые искры, взвившись над рекой,Садились на цветы, кругом порхая,Как яхонты в оправе золотой...И мне она явилась осененнойВенцом из отражаемых лучей... («Рай», ХХХ1А между тем родная Флоренция переживает нелёгкие времена. Буржуазия борется против наследственной аристократии. Данте, представляющий интересы своих единомышленников при папском дворе, был обвинён в подкупе, взяточничестве, интригах против церкви, предан суду и приговорён к изгнанию на два года, крупному штрафу и лишению права занимать публичные должности. Но судьи постановили изгнать его навсегда, а в случае по-явления во Флоренции — сжечь на костре. Го-рячее и бескорыстное стремление поэта трудиться на пользу любимой Флоренции было втоптано в грязь. Данте отдаляется от единомышленников и организует «партию из самого себя». Поэт покидает город и скитается по Италии. Жена и дети не последовали за ним. Он остаётся один. Спустя тринадцать лет Флоренция объявила амнистию изгнанникам, но условия возвращения были унизительными: уплата штрафа и публичное покаяние. Гордый Данте отвергает эти условия. Он предпочтёт родному городу вечное скитание на чужбине.Последние перед смертью годы он жил в небольших про-винциальных городах Вероне и Равенне, где с глубокой остротой понял: «...как горестен устам / Чужой ломоть». Тревожная жизнь измучила душу Данте, но вместе с тем она подготовила величие его как поэта. Годы изгнания вызвали к жизни «Божественную комедию». ...В окрестностях Равенны, недалеко от храма св. Аполлинария, покоится тело Данте, несмотря на все попытки Флоренции вернуть в свои стены того, кого она не сумела охранить при жизни... (Звучит стихотворение Н.Заболоц-кого «У гробницы Данте».)^ Домашнее задание: прочитать 5-ю песнь «Ада», ознакомиться с комментариями к строкам песни. Подумать над вопросом: почему так много сочувствия поэта к судьбе героев, о которых он поведал в 5-й песне?^ 2-й урок. «Любовь сжигает нежные сердца...» Содержанием урока станет краткий обзор глав «Комедии» и подробный анализ 5-й песни. Задача урока — донести до учащихся смысл картины падения человека и мира, которых на-до спасать; нарисовать гордый и суровый, нежный и сострадательный образ поэта, пережившего личную драму, стремящегося оповестить всех неравнодушных о грозящей им беде.^ Предварительный комментарий к книге «Ад»._ ...Лес, холмы, пустыня, стремнины, долины, родник, ручьи, озеро; ветер, снег, град, деревья, листья, водопад ... Эти привычные для нашего уха и глаза предметы ландшафта и явления природы наполняют первую книгу «Божественной комедии» -«Ад». Как-то не вяжется это природное великолепие со страшным словом «ад». Однако, обратив наши внимательные взоры к торжественным стихам книги, изумимся еще более: «дикий лес, дремучий и грозящий», «глухие стремнины», «чащи душ людских», ручей кровавый, пучина озера, тяжелый град и снег, «бурых листьев сумрачный навес»... Эти эпитеты, придающие словам яркую метафоричность, заставляют задуматься. Автор погружает нас в атмосферу неизведанного и странного. Все необычно в Стране Теней. Данте с такой тщательностью и подробностью живописует каждый спуск в пропасти и круги ада, серпантины тропок, что у нас не остаётся никаких сомнений в реальности происходящего. Образы людей, которых поэт встречает в своём путешествии по загробному миру, их характеры, мысли и страсти переданы с такой яркостью, что простодушные современники Данте считали его человеком, действительно побывавшем в Аду. И даже присущую поэту смуглость кожи они приписывали тому, что его опалило подземное адское пламя. М.Пиков. Данте в сумрачном лесу Жизненный опыт помог Данте увидеть отвратительную картину падения человека и мира. Поэт решает если не спасти людей от грозящей катастрофы, то хотя бы предупредить их, разбудить в них лучшие чувства. Как поэт выполняет свою благородную миссию? Кто и что помогает Данте на этом пути?^ Краткий обзор 1-4-й песен. Работа ведётся по тексту «Комедии» в переводе М.Лозинского. В качестве изобразительного комментария использовались иллюстрации и репродукции картин художников С.Боттичелли, Г.Доре, М.Пикова. Читаю классу 1-ю песнь, комментирую аллегорическую картину «сумрачного леса». В середине жизненного пути к поэту приходит растерянность. Почему утрачен «прямой путь»? Почему поэт «сбился с верного пути»? Дикой и грозящей оказывается лесная глушь. Смятение и безысходность овладевают Данте: «...сон меня опутал ложью». Но душа превозмогла страх. Словно пловец, вышедший на берег из морской бездны, поэт оказывается на холме. И, как в народных сказках, его подстерегает троекратное испытание: прегражда-ет путь «проворная и вьющаяся рысь», затем — «навстречу вышел лев с подъятой гривой», «от голода рыча освирепело», и, наконец, — алчная истощённая волчица. Это — аллегории сладострастия, властолюбия и жадности. Человеком,заблудившимся в лесу, могут, как звери, овла-деть пороки. Одиночество лишь помогает им. Но вот приходит спасение: «Какой-то муж явился предо мной». Это Вергилий — древнеримский поэт, автор «Энеиды», ставшей народным эпосом Италии, поэт, очеловечивший в своём творчестве любовь. Данте спасает поэзия, творчество и любовь Беатриче, посланником которой выступает Вергилий. Сколько точных и ярких эпитетов сопровождают имя Вергилия! «Величавый вожатый», «учитель тайн забав-ных», «благой отец», «спутник благосклонный», «наставник знанья», «вождь высокий». Вергилий обращается с наказом к своему младшему другу: «Ты должен выбрать новую дорогу, / — И к дикому не возвращаться логу». Дикие звери отступили, и поэт увидел свет. Г.Доре. Вергилий и Данте Желание Данте увидеть «тех, кто душу вечной муке предал», находит воплощение в пос-ледующих песнях. Сразу же за вратами Ада, на которых начертаны слова о трёх божественных силах: любви, мощности, мудрости, — путешественники слышат «ропот дикий». Здесь обитают равнодушные.^ Их память на земле невоскресима;От них и суд, и милость отошли,Они не стоят слов: взгляни и мимо! Г.Доре. Данте и Вергилий в Аду Поэт презирает тех, кто хотел прожить жизнь, не препятствуя злу и не делая добра. Хитроумный бес Харон на своей ладье перевозит души умерших в «пустыни скорби». Посмотрите на гравюру Г.Доре: скалистые берега бурной реки. Старец Харон направляет ладью вперед. Волны, словно языки пламени, готовы потопить утлый челн, но неостановима ладья, как неминуема расплата за грехи. В первый круг ада поэт поселяет некрещенных младенцев и добродетельных нехристиан. Данте считал дохристианский мир, к которому принадлежит Вергилий, не преступным, а без вины виноватым. Эти грешники тихи, задумчивы, немногословны. Они заслужили славу и почет у последующих поколений – античные поэты, философы и ученые. Поэт горд, что оказался в «семье певцов»: Гомера, Овидия, Лукана.^ И эта честь умножилась весьма,Когда я приобщем был к их соборуИ стал шестым средь столького ума...Беседа-анализ по 5-й песне.-Данте и Вергилий во втором круге, где томятся «невоздержанные» - сладострастники. -Чем сразу же удивил Данте этот круг? («Сильней и печальней» были стоны). -Как выглядел Минос, страж второго круга? (У греков Минос был справед- ливым царем, правившим Критом. У Данте он – бес, назначающий грешникам наказание. Это хвостатое клыкастое существо, занятое «жестоким трудом».) -К чему призывает Минос путников? (Ничему и никому не доверять в Аду внимать всем жалобам равнодушно.) -Да, сначала до поэта доносится лишь «дальний стон», затем - «плач ударил многогласный», и, наконец, словно вой морской глубины, словно два враждующих вихря принес адский ветер «сомны душ». Грандиозность и убедительная сила сравнений как бы готовит нас к какой-то очень важной и волнующей встрече. Этот ветер мучит, крутит, истязает души грешников, образуя символический вихрь страсти. (Демонстрирую иллюстрацию Г.Доре). -Найдите в тексте сравнения, характеризующие этот вихрь. Какое настроение они у вас создают? (Толпа грешников уподобляется стае скворцов, летящих «густым и длинным строем»; журавлиному клину, следующему на юг с «унылой песнью в высоте надгорной».) -Верно. В этих сравнениях заключено сострадание Данте грешникам. Наказание для них – адская буря, которая гонит грешников с той силой, с какой они отдавались своим страстям. Но грехи сладострастников предстают в песне двояко: разврат, похоть и любовь. - Почему Клеопатра, Дидона, Семирамида не вызывают у поэтов глубокого сочувствия? Как характеризует их поэт? (Царица Вавилона Семирамида предавалась разврату и всем подданым разрешила «вольность». Вдова Сихея Дидона, карфагенская царица, названа поэтом «горестной жрицей», заколовшей себя, когда ее покидает Эней. Клеопатра - «грешная блудница». Прекрасная Елена – виновница «тягостных времен». Многие герои – Ахилл, Парис, Тристан были погублены ее «жаждой наслаждений». Из-за Елены разгорелась Троянская война.) -Какие чувства у Вергилия и Данте вызывают эти грешницы? (Вергилий весьма категоричен: «воздух черный» терзает их заслуженно и жестоко, Данте же, услышав эти «прославленные молвой» имена, смутился: «Дух затмился мой».) -Внимание Данте привлекает нежно обнявшаяся пара теней, не покидающих друг друга ни на минуту. Он просит совета у Вергилия: как остано- вить «этих двух, которых вместе вьёт... буря...». «О души скорби!» — с таким воззванием обратился Данте к паре теней, и уже в этом обращении сквозит глубокое сочувствие. Влюблённые откликнулись на зов поэта.Понаблюдайте, какие сравнения помогают поэту и читателям проникнуться глубоким сочувствием к героям? (Они покидают «Дидоны скорбный рой», как голуби, едва заслышав «возглас мой, приветливо зовущий».) -Столь поэтическое сравнение идёт от сердца Данте: трепетные голуби —символ влюблённых,создаёт лирическое настроение, подчёркивает участие поэта в их судьбе. Кто они, эти двое, уносимые адской бурей? (Сень-ор Равенны Гвидо да Полента по соображениям политики выдаёт свою юную дочь Франческу замуж за богатого, безобразного и свирепого Джанчотто Малатеста, властителя города Римини. Франческа полюбила младше-го брата мужа Паоло. Разгневанный супруг убивает обоих.) - С каким чувством откликается Франческа на призыв Данте? (С чувством благодарности, называя поэта «ласковым и благостным живым».) - - В каком образе предстаёт любовь из рассказа Франчески? (Любовь-пламя,она сжигает «нежные сердца» .Любовь – это «плен нерушимый».Любовь — это гибель.) -Да, пожар сердца для героини страшен и прекрасен, он ведёт к гибели, но чувства неистребимы. Любовь Франчески и Паоло сильнее адской кары. Герои не могут разъединиться. Данте решает изведать: что привело юных любовников «на этот горький путь»? Какая «любовная наука» пробудила «тайный зов страстей»? (Франческа вспоминает «радостные времена». Однажды вместе с Паоло они читали роман о доблестном рыцаре Круглого стола Ланцелоте, любовь которого к королеве Женьере, жене короля Артура, так потрясла юные сердца, что их «взоры встретились не раз»,они «бледнели с тайным содроганьем».Любовь оказалась сильнее предрассудков и условностей: Паоло «поцеловал, дрожа, мои уста».)Почему Франческа большую роль в пробуждении чувств отводит книге: «...книга стала нашим Галиотом!» Получается, виною всему этот «сладостный рассказ» о рыцаре? (По-видимому, жизнь юной Франчески с нелюбимым мужем была нелёгкой. Ей не дано было испытать до замужества чувство первой любви. Живя в роскоши в отцовском доме, она не раз задумывалась о высоком чувстве. Книга лишь «подтолкнула», пробудила то,что так давно таилось в душе девушки.) - Что, по-вашему, означают слова Франчески: «Никто из нас не дочитал листа»? (Это лишь намёк героини на какую-то унизительную кончину: Франческа и Паоло, едва почувствовав счастье, были убиты тут же на месте.) - Возможно, что и так. Франческа и Паоло не перестают переживать своё горе, но они победили и теперь ни на что не променяют свои муки и будут стойко нести это горе вдвоём. Данте — человек, искушённый в любви. Вспомните, сколько тончайших оттенков этого чвства нам приходилось наблюдать в его «Новой Жизни».Казалось бы, поэта трудно чем-либо удивить и потрясти. Пятая песнь – единственная из всей книги – завершается словами: «Мое чело покрылось смертным потом, / И я упал, как падает мертвец». Сравните с концовкой 3-й песни: потрясенный первой встречей с грешниками Ада, удрученный «пустыней скорби», в которой правит бал бес Харон, призывающий «забыть небо», поэт так же «потом орошен», но «И я упал, как тот, кто схвачен сном». Почувствовали разницу? В 3-й песне поэт падает от устаности, от переизбытка сильных впечатлений, концовка 5-й песни являет нам более сильные чувства Данте: поэт падает без чувств на землю, и нас словно охватывает свист подземной вьюги, бушующей во мраке и уносящей в вечныекругиюныхвозлюбленных. - - Рассмотрите и сравните две иллюстрации к этой сцене художников Г.Доре и М.Пикова. Как, по-вашему, художникам удалось передать чувства героев? - На картине Г.Доре мы видим скалистую бездну, над которой парят в вихре фигуры влюбленных: прекрасные юные лица, в которых мука, страдание и одновременно нежность и любовь. Художник точными штрихами показывает героев такими же живыми, какими они были до смерти. Они, как голуби, их полет легок и воздушен. Развевающийся плащ Паоло и длинные волосы Франчески придают изображению динамику «адского вихря» и страсти. Нежно смотрит Паоло на Франческу. - Какие строки поэмы можно подписать под этой картиной? («Любовь вдвоем на гибель нас вела»; «Как голуби на сладкий зов гнезда, / Раскинув крылья, мчатся без труда».) Гравюра Пикова более статична, но художнику удалось передать замысел этой сцены: картину обрамляет остроугольная рама с пылающими огнями. Из всех теней сладострастников, вычерченных лишь в контурах, фигуры Франчески и Паоло предстают рельефно и осязаемо. Художник увидел в лицах героев неизбывную муку и страдание и, вместе с тем, какое-то упорство и решимость. Никакой адский шквал не способен их разъединить. М.Пиков. Франческа и Паоло - Ваши наблюдения очень интересны. Да, художники по-разному увидели эту сцену. Доре более нежно и сердечно, Пиков – сдержанно и строго, но оба- с сочувствием и восхищением, как и сам Данте. Ведь поэт был убежден в невиновности героев, вот почему столько ликования в возгласе Франчески: «В Каине будет наших дней гаситель». Самое страшное наказание (Каина -пояс Ада, где казнятся убившие своих родных) ждет их убийцу. Жестокий муж будет наказан небом. - Какое впечатление произвела на вас история любви Франчески и Паоло? Какие вопросы вам хотелось бы задать самому поэту? Приводим ответы учащихся: -Эта история заставила восхититься красотой чувств героев. Может быть, Франческа и Паоло были ввергнуты в Ад незаслуженно, ведь они - «убиенные», по законам христианской морали, напротив, их место в Раю... -Хотелось бы спросить у поэта, почему он поручает вести рассказ о «грешной» любви лишь Франческе.Мы нигде не слышим слов Паоло, от лишь «рыдает». Может быть, всю «вину» за эту любовь героиня берет на себя, поступая при этом самоотверженно? - История Францески и Паоло не может не волновать, но хотелось бы, чтобы Данте поместил своих героев в Рай, куда он поместил Беатриче... Как видим, история любви героев взволновала учащихся, заставила оценить глубокие чувства героев, соотности их с личностью самого поэта, вызвала к жизни вопросы, волнующие душу современного читателя. И хотя они не всегда преодолевали свой наивный реализм в восприятии явления искусства, живые человеческие чувства побеждали условности творчества. Вновь напоминаю ребятам: Данте был человеком своей эпохи, хотя, как писатель и философ, значительно опередил свое время. По учению церкви, Франческа и Паоло должны терпеть вечные муки в Аду, но поэт не может запретить себе сострадать им: «Я со слезами внемлю, сострадая...». Душа поэта словно возвысилась над схемами Средневековья, и живое, сердечное осознание действительности подчинило себе условности традиций; гениальные терцины Данте обогатили литературу суровым реализмом страстей, взволнованностью лирических шедевров, каким является рассказ о роковой любви Франчески и Паоло. В заключение урока предлагаю учащимся послужать отрывки из увертюры-фантазии П.И.Чайковского «Франческа да Римини» и сонаты-фантазии Ф.Листа «По прочтении Данте». После детальной работы над сценой музыка оказалась удивитель созвучной чувствам и настроению десятиклассников. Учащиеся отмечали, что увертюра Чайковского более нежно и лирично интерпретирует тему: полет героев не столь страшен и безысходен. У Листа же музыкальная тема обозначена более сурово – в ней больше драматического и трагического.^ Домашнее задание: прочитать 26-ю песнь, познакомиться с комментариями к ней. Подумать над вопросами6 почему Данте, изображая господствующую атмосферу Ада – ненависть, скорбь, негодование и гордое упорство в грехе, - испытывает сочувствие и даже восхищение некоторыми грешниками?^ 3-й урок. «Средь новых жертв...» Содержанием урока станет краткий обзор песен книги и подробный анализ 26-й песни. На уроке решается проблема, обозначенная в проблемном вопросе домашнего задания. -Долгим предстает взору читателей путь Данте и Вергилия в царство теней.Свое путешествие по загробному миру Данте наполняет картинами жизни современной ему Италии. Поэт ненавидит тех, кто принес страдания его стране, кто затевал междуусобицы и истощал ее жестокой борьбой за власть. Данте и Вергилий на спуске к третьему кругу. Трехглавое чудовище с чертами пса и человека терзает чревоугодников. Кто они? Почему читателя не покидает ощущение «земных корней» изображенной картины? Земля пресыщена снегом, дождем, градом, как пресыщенные едой обжоры не в силах поглотить грязь, которой они окружены. Выразительный образ слепого Чако довершает убийственную параллель с земной жизнью: если в Аду льется дождь, на земле «текут реки крови». Скупцов и расточителей Данте помещает вместе. Нагруженные поклажей, они кричат друг на друга: «Чего копить?» , «Чего швырять?» Эти полулюди, полузвери «Умом настолько в жизни были кривы,/ Что в меру не умели делать трат». В окружении высоких башен томятся гордецы. Им уготовано наказание, оскорбляющее их спесь: они погружены в грязь. Посмотрите на иллюстрацию Г.Доре к этой сцене: небольшой челн едва вместил Вергилия и Данте. «Мертвый поток» заполнен гордецами, они цепляются за края ладьи, за зуки Вергилия. Но непреклонен строгий римлянин... Зачем Данте путешествует по Аду? Простое любопытство движет ли им? Поэт решил узнать о прошлом и настоящем. Бестрепетные тени могут поведать Данте о прошлом, они тянутся к жизни, как Фарината поднимается из своей могилы, осененной огнями, потому что им движет любовь к родной Флоренции, а Какальканти – любовь к сыну Гвидо. «Маячили, подобные твердыни, / Ужасные гиганты...» (Иллюстрация С.Боттичелли к «Божественной комедии».) За обрывом томятся предатели, погубившие узы родства, духовного братства, любви, гневные насильники, тираны, лившие кровь других людей, а теперь сами захлебывающиеся этой кровью. Мрачность предшествующих пейзажей не сопоставима с сумрачным лесом, где обитают самоубийцы. По мысли Данте, теряя любовь к жизни, они не ценят даже собственное существование. Но поэт стремится разобраться: что толкает человека на этот роковой шаг? Выразительную сцену «обитания самоубийц» передает художник Доре: «одичалый лес, где и троп не находило око», ползучие сучья простирают свои «руки», лишенные листьев и плодов. Там – гнезда «когтистых» гарпий. Все сучья и ветви – живые. Отломишь – сочится кровь. Люди превратились в «растенья». Вергилий и Данте – в пустыне. Ни ветерка, ни живительной влаги. С неба на головы противящихся Богу падает снег в виде...огней. Но могучий бунтарь Канапей словно не замечает алчного огня: «Каким я жил, таким и в смерти буду!» Почтительность, восхищение сквозят в поведении Данте, когда он разговаривает с садомитами. Учитель Данте Брунетто Латини учит его... бессмертию, Якопо Рустикуччи грустит о том, как родной город низвергает достойных людей или в Ад, или в ...изгнание. Честный и непреклонный Данте помещает в Ад «святокупцов», тех, кто попирая земные законы, торгует церковными должностями: пастыри и папы. «Вы алчностью растлили христиан, / Топча благих и вознося греховных...» На пути поэтов – странная процессия людей со свернутыми шеями, их головы смотрят назад. Это – гадатели, прорицатели и маги, пытавшиеся быть божественной силой, творящей мир, но они обманули надежды человека в угоду его страстям... Итак, фантазией Данте вызваны к жизни изумительные по своей силе и убедительности картины человеческого грехопадения. Но вместе с суровым осуждением людских пороков мы ощущаем позицию поэта-гуманиста, пытающегося разобраться в этом падении, пробудить в душах читателей сочувствие и праведный гнев.^ Беседа-анализ по 26-й песне. Главный лейтмотив песни – изображение человеческих чувств, ведущих к гибели. Наблюдая за характерами героев, решаем главную проблему: кто он, Улисс, хитроумный обманщик или доблестный смельчак, рвущийся к познанию? Как сам Данте относится к познанию? -Данте явно утомлен долгим путем, созерцанием круга воров и обманщиков. Взоры поэта обращены к родной Флоренции, городу могущественному и ничтожному одновременно, покорившему маленький Прато... -Почему последние терцины зачина 26-й песни обращены к уму? «И взнуздываю ум сильней былого, / Чтоб он без добрых правил не блуждал». (Наверно, речь пойдет о каких-то границах, за которые, по законам морали, человек не должен выходить.) -Да, эти ограничения, по мнению Данте, самодовлеют и над ним. Они вызваны увиденным в Аду. Полет ума может быть безрассудным, неуправляемым, приносящим зло и даже гибель окружающим. «Лукавые советчики – так называет поэт героев 26-й песни. -Какое чувство вызывает у вас картина искрящихся огней-»светляков» в первой части песни? (Среди мрачных рощ и каменных уступов эта картина наполняет сердце светом, какой-то надеждой.) -Верно, неслучайно в зачине песни Данте размышляет об уме. Ум, стремление к познанию часто сравнивают со светом («ученье – свет»). Почему грешники, населяющие «восьмую глубь», так интересны Данте? (Возможно, потому, что сам он испытывает страсть к познанию.) -Да, поэт осознает: грешники, сгорающие в огне, - это и предвестие его судьбы. Жажда ума лишила их сдержанности и осторожности, а для религиозного сознания безмерная страсть к познанию – грех. Познание – безграничная привилегия Творца. «Рогатый пламень» страшит и самого Данте, символизируя раздвоенность человеческой натуры, нарушаемой чрезмерным полетом фантазии. Почему Данте не говорит прямо с грешниками – Улиссом и Диомедом? Кому и почему он поручает вести разговор? (Улисс (Одиссей) и Диомед – греки, Данте не знал греческого языка.) - Это лишь внешняя причина. На самом деле Данте напуган, созерцая этот «стонущий огнь», к тому же Улисс и Диомед отличаются особым «хитроумием», отточив свое «лукавое мастерство» в многочисленных приключениях. - О каких дерзких подвигах Улисса упоминает поэт? (Ввели в Трою деревянного коня, в котором укрылись греки и сам Улисс, разрушили и погубили город. Путем хитрости увлекли на войну против Трои Ахилла, где он и погиб. Улисс и Диомед похитили статую Афины Паллады, охранявшей Трою.) - Улисс откликается на просьбу Вергилия волнующей исповедью. Его рассказ поэтичен. Почему Данте нигде не прерывает этот рассказ? (Он с сочувствием и даже с восхищением слушает грешника.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Civil Rights Movement 3 Essay Research Paper
Реферат 6М071000 – Материаловедение и технология новых материалов
Реферат Отели Испании
Реферат Рекомендації по підготовці і проведенню публічного виступу (доповіді)
Реферат Close Quarters Essay Research Paper Subject Three
Реферат Гидрогеологические и инженерногеологические особенности разработки Яковлевского железорудного месторождения
Реферат My Last Duchess Essay Research Paper In
Реферат Романтические мотивы в творчестве Гоголя Н.В., все о "Страшной мести", произведении из цикла "Вечеров на хуторе близ Диканьки"
Реферат Essay On Lord Of The Flies Essay
Реферат Существует ли абсолютная рента
Реферат «О текущем моменте» № 2 (74), февраль 2008 г. Авторитет как помеха личностному и общественному развитию
Реферат Первые бортовые ЭВМ ракетно-космических комплексов и их создатели
Реферат Утилита диагностики компьютера
Реферат Физическая подготовка студентов - гидов-экскурсоводов для работы в условиях горной местностности
Реферат Двигатель