Система интегрированных уроков предполагает использовании одного материала в темах разных курсов. Это даёт возможность учащимся увидеть проблему с разных точек зрения, с позиции разных наук. Кроме того, современные компьютерные технологии предоставляют большие возможности для работы, повышают интерес учащихся к предметам. Разнообразие форм и приёмов, которые используются на данном уроке позволяют ребятам проявить себя, свои знания на разных этапах урока, свои творческие способности и возможности. Использование компьютера при оценке ответов и заданий, показывает учащимся объективность и прозрачность процесса, что подталкивает ребят к дальнейшей деятельности. Кроме того, данный урок предполагает исследовательскую деятельность ( население и размещение), которая тоже важна , так как это даёт возможность учащимся заняться поисковой научной деятельность на более высоком уровне.^ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК НА ТЕМУ: «ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, НАСЕЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА.» (ИСТОРИЯ- ГЕОГРАФИЯ- ИНФОРМАТИКА).Урок рассчитан на 2 часа.Оборудование: 1. Карта «Великие географические открытия ХV – ХV1 в.в.». 2. Таблица «Результаты географических открытий». 3.CD-R « География 6 класс.» 4.В/ фильм «Инки.Мачу- Пикчу.» 5.Учебник «Новая история ч.1», «География» 7кл. 6.Атлас по географии для 7 кл.Цели: - углубить знания учащихся по истории открытий ,показать связь знаний по двум предметам,влияние эпохи ср/веков на дальнейшее развитие Америки; - продолжить формирование умений и навыков работы с картой, делать выводы, выделять главное, применять знания из других предметов ,в том числе,информатики; -прививать интерес к предметам, вырабатывать логику мышления, воспитывать толерантное отношение к другим народам.^ ХОД УРОКАI.Организационный момент: -знакомство с темой урока, -объяснение взаимосвязи темы по предметам, -постановка целей двухчасового занятия, -план работы по теме (на доске). ПЛАН1.Причины Великих географических открытий.2.Путешествия и путешественники.3.Х.Колумб и его экспедиции.4.Доколумбовые цивилизации и их колонизация.5.Население Северной Америки.6.Современная политическая карта Америки.7.Итоговый контроль, подведение итогов.II.Изучение основного материала.Сл. И.: 1.Учитель совместно с учащимися выясняет причины географических открытий:- нехватка средств для развития экономики; - жажда приключений; - новые научные взгляды( гуманизм); -избыток населения в Европе; -непроходимость путей в Индию из-за войн в Азии; -новые рынки сбыта и др. 2.Этот вопрос разбирается совместно,так как ребята уже знают материал из 6 класса. Используется карта на доске, данные диска по географии(«Географические исследования»). Учитель напоминает основные данные по эпохе открытий: -Генрих Мореплаватель(институт географических исследований) - Б. Диаш 1487 г. - В. да Гамма 1497 г. - Ф. Магеллан 1519-1522 г.? Что доказывает каждое из этих путешествий?Какие научные взгляды?Что меняет в жизни Европы результаты открытий? К вопросу о результатах географических открытий для обобщения используется схема( таблица).Все основные моменты записываются в тетрадь по истории.Сл. Г. 3.Так как тема связана с американскими континентами, то более подробно учитель географии остановится на экспедициях Колумба. При рассказе используется диск (совместно с учителем информатики ученики работают на компьютерах):- открытие викингов; -4 экспедиции Колумба Х. -результат экспедиций; ? Колумб открыл Америку, а называется она не Колумбией. Почему? -А. Веспучи; Сохранились ли «следы» Колумба в новых землях? Почему день высадки Колумба на континент не является сегодня национальным праздником? Какие последствия имели эти экспедиции? 4.По этому вопросу демонстрируется в/ф о доколумбовых цивилиза- циях :- инки; - ацтеки; -майя. И фотодокументы из ж/л «Гео», альбома по культуре средних веков.Сл. И. Учитель подводит учащихся к выводу, что один из результатов Эпохи открытий –это колонизация:- конкистадоры; - Кортес и Писарро; -смешение наций.По карте смотрим образование колоний на Американских континентах(атлас).Сл. Г. 5. Данный вопрос рассматривается совместно, используя материал диска («Земля – планета людей»). Затем на доске учитель составляет первую часть таблицы «Население», вторая часть даётся для самостоятельной работы. НАСЕЛЕНИЕ^ КОРЕННОЕ ПРИШЛОЕИНДЕЙЦЫ ЭСКИМОСЫ ВЫХОДЦЫ ИЗ СТРАН^ ЕВРОПЫ И АФРИКИ МОНГОЛОИДЫ ЕВРОПЕОДЫ НЕГРОИДЫ МЕТИСЫ МУЛАТЫ САМБО?По картам атласа определите плотность населения на континенте? Почему она выше на востоке материка? – равнинный рельеф; -исторически освоение шло с востока; 6.Работа с политической картой. Выделяются современные страны на континенте. Задание: Определите столицы этих государств .Подпишите названия государств и их столиц на контурной карте. ( работа с контурной картой, 5 мин.)Сл.И.Учитель даёт опережающую информацию о самом развитом государстве мира-США, объясняя причины такого развития: -не было войн на своей территории - сильные капиталистические традиции из Европы; - смешение укладов, культур, наций. ?Некоторые маленькие островные государства Центральной Америки получили названия «банановых» республик. Откуда возникло такое название? (плантационное рабство)III. Закрепление.Сл. Инф. 7. Делаются выводы. Учащимся предлагается проверить свои зна- ния по истории и географии с помощью компьютера. -тесты по истории открытий ( диск, раздел контроля и тестов). - графический тест (рисуют на линейке полукруг вверх, если верно, а если неверно – уголок вниз).Вопросы для графического теста:Северную Америку пересекает экватор.Северную Америку пересекает северный тропик.Материк пересекает южный тропик.Материк пересекает северный полярный круг.Материк пересекает нулевой меридиан.Крайняя северная точка материка- м. Марьято.Крайняя восточная точка материка – м. Сент-Чарльз.Северную Америку омывает Северный Ледовитый океан.Мексиканский залив вдаётся в материк на севере. 10. Полуостров Калифорния расположен на юго-западе материка.Объявляются результаты урока.Домашнее задание:И.- №3, Новая история ч.1, Г.- №63. Физическая география материков и океанов, доработать контурные карты.Литература: 1.Интегрированные уроки в школе. Под ред. Болотниковой Н. В. 2. Я познаю мир. Д.Э. 3. «Гео» ж/л. 4. Мишин, Жарова « Новая история»Авторы урока: учитель истории Клименко О. О. учитель географии Чернышева С.В. учитель информатики Чернышев С.В. Анализируя результат данного урока можно прийти к следующим выводам: интегрированные уроки дают дополнительные возможности учащимся, ребята учатся добывать самостоятельно знания, опираются на свои навыки, умения и знания по другим предметам, тем самым они учатся применять их в жизни. Введение в урок компьютерных технологий делает занятие интересным, насыщенным и необычным. Усвоение материала идет в разных формах ( слово, рисунок, схема, тест, в/фильм и др.), что более эффективно и имеет более устойчивое, долговременное хранение в памяти. Интегрированный урок позволяет увидеть вопрос « Великие географические открытия» в монолитной, системной и логичной связи с другими науками.