Реферат по предмету "Разное"


«Александр Невский – личность нации»

«Александр Невский – личность нации» Современная общеобразовательная школа определяет будущее России, является гарантом ее возрождения. Она призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у учащихся гражданской позиции, понимания ценностей демократического общества. Огромное значение в процессе социализации личности школьников приобретает обращение к делам и творениям выдающихся деятелей нашего Отечества, создававших историю Российского государства, защищавших и укреплявших его. Прошедший в 2008 году Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" совместно с Институтом российской истории Российской Академии наук, а также фондом "Общественное мнение", имел большой общественный резонанс в российском обществе, способствовал росту интереса наших граждан, школьников к отечественной истории, ее выдающимся созидателям и защитникам. Победителем телевизионного проекта "Имя Россия" стал благоверный князь Александр Невский - древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине ХШ века. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации. В целях воспитания гражданственности и патриотизма на примере жизни и деяний исторических героев Отечества, популяризации образов героев истории Отечества среди детей и молодежи в 2009 году в субъектах Российской Федерации запланировано проведение праздничных мероприятий для молодежи, посвященных князю Александру Невскому. Учитывая огромный вклад Александра Невского в историю Отечества, важное место его имени и подвига в сознании прошлых поколений и граждан современной России, Комитет по образованию рекомендует провести во всех образовательных учреждениях в рамках Дня воинской славы классный час по теме "Александр Невский — личность нации". Основная цель классного часа - содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям.Методические рекомендации по организации и проведению единого классного часа "Александр Невский - личность нации" Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогам организовать и провести классный час по указанной тематике с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.В начальной школе (1*4 классы) чрезвычайно важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой организации классных часов должен стать личностно-ориентированный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, учится вставать на точку зрения другого человека, изменять собственную позицию. С другой стороны, у ребят этого возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляются важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения классного часа создать комфортные условия для эмоционального переживания школьников. Главными формами проведения классного часа могут стать рассказ, беседа, игра-путешествие, очная и заочная экскурсии. Их цель - развернутое знакомство с личностью Александра Невского, формирование и закрепление первоначального интереса к своей родине, к историческим корням и традициям Отечества, воспитание любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям российского народа. Неотъемлемой частью подготовительного этапа является оформление классной комнаты к проведению мероприятия: подбор тематических наглядных пособий, расположение их в удобных для просмотра местах (портрет А.Невского, изображение ордена Александра Невского, виды Переславль-Залесского, Новгорода, Пскова, Городца, других городов и мест, которые стали важными вехами его биографии, карта "Русские земли в 13 веке", репродукции или рисунки "Русский дружинник XIII в", "Рыцарь Тевтонского ордена", схема "Битва на Чудском озере", простые кроссворды на соответствующую тематику. На доске необходимо написать несколько важнейших дат, связанных с личностью князя: годы жизни, основные битвы и др. В начальной школе ученики впервые знакомятся с легендарной личностью Александра Невского. Рассказ учителя может начаться с объяснения тематики и причин проведения классного часа, посвященного Александру Невскому (конкурс "Имя России" и его результаты, решение о проведении классных мероприятий в честь выдающейся исторической личности во всех уголках нашей необъятной Родины). Затем учитель вправе задать ребятам несколько вопросов, чтобы сосредоточить их внимание, настроить на усвоение новых знаний, активизировать мыслительную деятельность ("Чей это портрет?", "Что вы знаете об этом историческом деятеле?", "Его настоящее имя Александр Ярославович, но почему в нашей истории он получил известность как Александр Невский?" и др.) В основном рассказе педагога должны содержаться основные вехи биографии исторического деятеля, объяснения, почему и после каких событий он стал Александром Невским, в каких сферах деятельности новгородский князь прославился (военная, государственная, дипломатическая, религиозная), какой след оставил в российской истории (полководец, государственный деятель, дипломат) и в чем главное значение его исторического подвига (сохранил православную Русь, уберег ее от разграбления монголов и порабощения со стороны Запада, определил дальнейшее развитие Отечества как особого "русского мира", который стремится жить в согласии и с Востоком, и с Западом). В заключительной части своего рассказа учителю целесообразно привлечь внимание ребят к таким важным аспектам, как связь исторических времен и традиций, влияние и воздействие личности Александра Невского на последующие эпохи, его "участие" в ратных и мирных делах потомков. (26 февраля 1547 год он причислен к лику святых; в 1724 году останки благоверного князя Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург, где основана Александро-Невская лавра; 21 мая 1725 года учрежден орден Святого Александра Невского, в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского; в честь его строились храмы, к его образу обращались писатели, художники, композиторы, кинорежиссеры и пр.).В основной школе (5-9 классы) единый классный час может в равной мере решать задачи как познавательного, так и воспитательного характера. Его цель - расширить и закрепить знания ребят о жизни и деятельности Александра Невского - яркой личности, талантливого полководца, выдающегося политика; на его примере формировать у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков; побуждать ребят проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России. При проведении единого классного часа целесообразно использовать активные технологии: игровые приёмы, проблемные вопросы, познавательные задачи, практикоориентированные ситуации и т.п. На данной ступени обучения учитель может реализовать в полной мере свои профессиональные компетенции, умения и навыки организации учебной деятельности. Формы проведения единых классных часов предлагаются разнообразные: рассказ, беседа, лекция, урок-характеристика и др., усложненные тестами, кроссвордами, проблемными заданиями, занимательными вопросами, выполнением различных индивидуальных и групповых заданий, заочная экскурсия, викторина, игра-путешествие, интеллектуальная игра, презентация и др. Выбор указанных форм классных часов определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, опытом классного руководителя, особенностями педагогического пространства. Обратившись к уроку-характеристике, учитель определяет его цель (рассмотреть черты личности А.Невского), формулирует основные задачи (познавательные и воспитательные), продумывает учебно-наглядное оборудование (карта, посвященная ключевым событиям Руси в 13 веке, портрет А.Невского, фрагменты стихотворения К.Симонова "Ледовое побоище", эпиграф "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет" и др.), выделяет основные блоки урока, наполняя их конкретным содержанием. После вступительного слова (Александр Невский стоит в одном ряду с выдающимися государственными деятелями России, которые доблестно служили Отечеству), учитель знакомит школьников с целью и задачами классного часа и предлагает на основе разнообразной литературы заполнить таблицу с указанием интеллектуальных, нравственных и волевых качеств полководца и государственного деятеля. Затем предлагает обратиться к событиям 1240 и 1242 годов - ключевых в биографии русского князя. В исполнении ученика звучат отрывки из произведения Симонова "Ледовое побоище". Затем учитель организует диалог с классом; учащиеся, отвечая на его вопросы, выявляют характерные черты личности Александра Невского, размышляют о спорных вопросах в его биографии (сотрудничество с Ордой, борьба за власть, давление на Новгород), вспоминают о последних годах жизни Александра Ярославовича, об увековечении его памяти в российской истории. В заключение учитель обращается к оценкам историков личности Александра Невского для нашего времени. В биографии Александра Невского имеются факты и поступки, которые вызывают неоднозначную реакцию у историков; его обвиняют в предательстве и сотрудничестве с Ордой. Обращаясь к такому проблемному вопросу, учитель может использовать материалы книги М. Хитрова "Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский" (М., 1991). Автор ее отмечает, что князь был православным человеком и непобедимым в открытом бою, на поле брани полководцу предстояло одержать наивысшую победу — над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя беспредельным смирением, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю единственно в интересах горячо любимой Родины, и в этом автор видит наивысший подвиг благоверного князя Александра Невского. Смирение приводит к постижению истины, к пониманию, что необходимо исполнить в данный момент во благо Родины. В ходе классного часа некоторые фрагменты исторических событий эпохи Александра Невского могут быть инсценированы: например, приезд в Новгород купцов-католиков, которые стремились навязать князю свою веру. Проведением единого классного часа в основной школе "Александр Невский - личность нации" учитель может инициировать проект, подобный общероссийскому, чтобы выявить наиболее известных и почитаемых людей в городе, районе или на селе.В старших классах (10-11 классы) методика работы учителя имеет свои особенности: акцент делается на проблемный, дискуссионный, диалоговый характер обучения. Учитель настраивает старшеклассников на более углубленное изучение истории, привлекает их внимание к сложным, противоречивым историческим процессам, к событиям и деятелям, которые неоднозначно воспринимаются и оцениваются в научных и общественных кругах. В качестве приоритетной выдвигается задача социализации молодых людей, ориентации всего образовательного процесса на социальную практику, на создание условий для самореализации личности старшеклассника во взрослой жизни. Специфика старших классов, возрастные особенности этой категории учащихся диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения, которые реализуются с помощью активных методик и технологий. Эти особенности и возможности учителю необходимо учитывать при организации и проведения единого классного часа "Александр Невский - личность нации" в 10-11 классах. Выбираются соответствующие формы его проведения: урок-дискуссия, урок-диспут, урок-исследование, моделирование исторической ситуации, урок-конференция, урок- круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагаются дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию. В частности, предметом обсуждения может быть известная мысль Г.В.Вернадского о том, что Александр Невский совершил два подвига: дал отпор католическому Западу и пошел на "смирение на Востоке". Учитель предлагает учащимся определиться, делит класс на две группы: на тех, кто разделяет позицию Г.В.Вернадского, и тех, кто ее не поддерживает. Необходимо дать возможность учащимся поработать в группах, предварительно поставив перед ними конкретную задачу: сформулировать, предположим, три-четыре аргумента в защиту своей позиции. Через определенное время предоставляется возможность участникам групп изложить аргументированные суждения. В заключение дискуссии учителю важно привлечь внимание учащихся (особенно "скептиков") к тому, почему православный князь Александр Невский считал первостепенным "сбережение православия" (источник духовной, нравственной, политической силы русского народа) и почему, потеряв независимость, но оставив православие, можно было надеяться на возрождение. В качестве дискуссионных, проблемных могут быть предложены и другие темы: "Александр Невский и Даниил Галицкий - две личности, две судьбы Отечества", "Выбор Александра Невского - выбор России", "Невский и формирование Российского многонационального государства" и др. Инициировать обсуждение можно с помощью неоднозначных суждений, например, американского историка Джона Феннелла или российского историка Л.Н.Гумилева. Работы последнего написаны в популярной форме и имеют ярко выраженный дискуссионный характер. Используя его тексты, можно показать, что отношения между русскими и татарами в эпоху Александра Невского не были однозначными, как это часто пишут в учебниках (только насилие и вражда). Характер отношений между Степью и Русью, заложенный Александром Невским, способствовал диалогу двух культур, формированию чувства национальной терпимости. В связи с этим интерес вызовет проблема влияния татарского языка, одежды, обычаев и т.д. на русский язык, костюм. Вслед за Гумилевым можно проследить вливание татарских княжеских и служилых родов в состав русской элиты. Все это представляется важным и интересным. Классный час в дискуссионной форме, несомненно, содержит значительный воспитательный потенциал: размышляя над подвигами и поступками Александра Невского, старшеклассники непроизвольно будут задумываться над тем, как они поступили бы на месте князя, в чем заключается истинный смысл служения Отечеству, какие ценности для них являются наиболее важными, какой жизненный путь выберут они? Единый классный час "Александр Невский - личность нации" - важный повод для привлечения внимания учащихся к знаменательному событию, которое обмечается в 2010 году в нашей стране, - 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Ратные традиции, заложенные великим полководцем и государственным деятелем Александром Невским, сохранялись и преумножались в последующие исторические периоды, и особенно в годы Великой Отечественной войны. Учителю необходимо указать на неразрывную связь событий ХШ столетия и Великой Отечественной войной 1941-1945 гг., когда советские солдаты в середине XX века проливали кровь, погибали на полях сражений, защищая те же идеалы и ценности (отстоять свою родную землю, защитить от врагов родных и близких, сохранить свободу и независимость), которыми руководствовались Александр Невский и его воины, сражаясь против шведов на реке Неве и тевтонских рыцарей на Чудском Озере. В священной, освободительной войне 1941-1945 гг. военное поколение проявило массовый героизм, жертвенность и стойкость в защите Отечества, достойно продолжая традиции воинов Александра Невского. Великий Подвиг защитников Отечества двух эпох - ХШ и XX столетий - продолжает жить в национальной исторической памяти, вызывает уважение и гордость у современников. Учитель может обратить внимание учащихся на то, что именно в самое тяжелое для страны время (1942 г.) советское руководство приняло решение об учреждении ордена "Александра Невского" двух степеней для награждения командного состава Вооруженных Сил страны. Тем самым были признаны заслуги Александра Невского как выдающегося полководца в защите Русской земли. Так была восстановлена историческая справедливость. Символично и то, что в Президентский Указ о Днях Воинской Славы России включены выдающиеся победы времен Александра Невского и Великой Отечественной войны: 18 апреля (День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере, 1242 г.), 5 декабря (День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой, 1941 г.), 2 февраля (День разгрома советскими войсками немецко-фашистской группировки под Сталинградом, 1943 г.), 23 августа (День разгрома советскими войсками немецко-фашистской армии в Курской битве, 1943 г.), 27 января (День снятия блокады города Ленинграда в 1944 году), 9 мая (День Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 1945 г.). Таким образом, героическая страница российской истории, начавшаяся с блистательных побед на Неве и Чудском озере, продолжалась под Москвой, Сталинградом, Курском и Ленинградом в годы Великой Отечественной войны, что является достойным свидетельством сохранения и преумножения традиций, заложенных Александром Невским, неразрывной связи ' поколений и исторической преемственности. Ратные подвиги Александра Невского и Георгия Жукова, выдающегося полководца Великой Отечественной войны, огромный нравственный и моральный потенциал их современников могут служить в наше время примером для патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.Литература для проведения единого классного часа Антонова В.И. Александр Невский. М, 1966. Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверноговеликого князя. М., Молодая гвардия, 2003. Борисов Н.Г. Русские полководцы XI11-ХУ1 вв.М., 1993. Великий князь Александр Невский. Русь, Орда и Запад в эпохуАлександра Невского. Земное и небесное в посмертной биографииАлександра Невского. Два подвига Александра Невского. Сост. И автор.Текст А.Ю. Карпова. М., 2002. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, Москва, 1997. Вернадский Г.В. "Два подвига св. Александра Невского //Опыт историиЕвразии. Звенья русской культуры М, Издательство: Товариществонаучных изданий "КМК",2005. Горский А. А. Александр Невский //Родина, 1993, № 11, с.26-31. Горский А.А. Между Римом и Каракорумом: Даниил Галицкий иАлександр Невский /Страницы отечественной истории М., 1993. Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000. Ю.Греков Б.Д., Якубовский А.Ю, Золотая орда и ее падение. 2-е изд. М, 998. П.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. 12.Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992. 13.Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII- XIV вв.) М., 2001. М.Дегтярев Я.Я. Невская битва. Л., 1991. 15.Житие Александра Невского // Пламенное слово. М., Московский рабочий, 1978 16.Житие Александра Невского. Автор-составитель М.А. Пистменный. М., Рипол-классик, 2003. 17.Иткин Э.С. Дни воинской славы России. Учебно-методическое пособие. Книга 1. Н. Новгород, НГЦ, 2007. 18.Каргалов В.В. Полководцы Х-ХУ1 вв. М., 1989. 19.Кузьмин А.Г. Александр Невский // Великие государственные деятели России. М, 1996. 20.Пашуто В.Т. Александр Невский М.: Молодая гвардия, 1975. 21.Кузьмин А.Г Великий князь Александр Невский. М., 2002. 22.Кучкин В.А. Русь под игом монголо-татар. Как это было? М.. 1995. 23.Липицкая СВ. Ледовое побоище. М., 1994. 24.Москвитина О.Н. Александр Невский в зеркале новейшей английской историографии // Критика концепций современной буржуазной историографии. Вып.2., Л.. 1987. 25.Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь Книжников и книжности Древней Руси. Вып.1.(11-первая половина 14 в.) Отв.ред. Д.СЛихачев. Л.. 1987. 2б.Пашуто В.Т. Александр Невский. Серия "Жизнь замечательных людей". М., Екатеринбург, 1995. 27.Пчелов Е.В. Рюриковичи История династии. М., 2003. 28.Русь, Запад и Восток (ХШ-XYI столетия) Материалы к урокам в старших классах /Автор-составитель А. Головатенко М., Школа-Пресс, 1999. 29.Симонов К.М. Стихотворения и поэмы. М., 1990. ЗО.Сахаров А.Н. Александр Невский.: Исторический очерк. Для среднего школьного возраста. М., 1998. 31. Святой Александр Невский - защитник земли русской/ С.Авторское предисловие А.Салтыкова. М., 2001. 32.Советская историческая энциклопедия. Т.1, 8. М. Советская энциклопедия, 1961,1965. 33.Федотов ГЛ. Святы Древней Руси (X-XYII) 4 изд. Париж Умка-Пресс, 1989. 34.Феннелл Д. Кризис средневековой Руси. 1200-1300. Пер. с англ. Вступит статья и общ. ред. А.Л. Хорошкевич и А.И. Плигузова. М., 1989. 35.Хитров М.И. "Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский. Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами". М. 1991. Репринт издания. М. 1893.Статьи Дубов, И. В. Спорные вопросы этнической истории Северо-ВосточнойРуси IX - ХШ вв. // Вопросы истории. - 1990. - № 5. - С. 15-27 Новик (Игумен Вениамин) выявление образа: "Не в силе Бог, а в правде"(А. Невский) // Звезда. - 2007.- № 10. - С. 154-160 Новосельцев, А. П. Образование Древнерусского государства и первыйего правитель // Вопросы истории. - № 2-3. - 1991 Трубников Г. Клио стучится в двери: Александр Невский // Звезда. - 2007.-№10.-С. 143-153 Фроянов, И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призванииварягов // Вопросы истории. - 1991. - № 6 Цамутали А. Князь Александр невский (по русским и иностраннымисточникам) //Звезда. - 2007.- № 10. - С. 161-169 Цыпин В. От крещения Руси до нашествия Батыя // Вопросы истории. -1991.- № 4-5Интернет -ресурсыhttp://www.nameofrussia.ro/person.html?id=41 http://www.pravmir.ru/article 3627.html http://davs.pravoslavie.ru/Life/life6392.hfaiihttp://m.wikipedia.org/wiki/AjieKcaHflp Невский http://www.adama-art.com/html/saints/233.html http://www.voskres.ru/idea/ganitshevl.htmhttp://wvw.foma.ru/content/index.php7IBLOCK IEK2&SECTI0N Ю=567 http://www.aib.ru/~kam/biographv/aleksandr-nevskii.htm http ://www.rusidea.org/?a=25120603http://halkidon2006.narod.ru/historv/705 mitropolit vladimir.htm http://video.vandex.nj/users/iw586/view/26/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Describe And Explain Why A Muslim Takes
Реферат Animal Rights Essay Research Paper Animal RightsAs
Реферат Некоторые данные по содержанию химических элементов в медоносных растениях и их трансформация в мёд
Реферат Взятка – помеха в осуществлении конституционных прав и свобод
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту наказу Мінприроди України "Про затвердження технологічних нормативів допустимих викидів забруднюючих речовин із устаткування (установки) для випалювання та агломерації металевої руди, (включаючи сульфідну руду)"
Реферат Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)
Реферат Как реализовать бенчмаркинговый проект в вашей компании
Реферат Доходы государственного бюджета
Реферат Динамика показателей объема продукции и производства. Методы анализа производительности труда
Реферат Учет расчетов с персоналом по оплате труда 2 Оформление трудовых
Реферат Задачи и основные направления прогнозирования научно-технического прогресса
Реферат Катарсис, "лук и лира" и гибель Пушкина
Реферат Оценка финансового состояния коммерческого предприятия на примере ОАО "Снежка"
Реферат Языковые конструкции деловых писем: письмо-напоминание (письмо-предупреждение)
Реферат Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений