«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через синтез педагогических технологий»(из опыта работы)Учитель биологии МОУ СОШ№5 С.Новоромановского Булавина С.В.2010г.ВВЕДЕНИЕ Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в 21 веке определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления , новым отношением к жизни, поколения способного успешно самоопределяться в условиях быстро меняющегося мира. Нужны новые кадры с высоким уровнем социокоммуникативных и креативных способностей, способные оперировать информацией, творчески решать проблемы науки и рыночной практики. Одним из средств достижения этой цели является и моя педагогическая деятельность по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через синтез педагогических технологий». Данный опыт предоставляет конкретные пути реализации основополагающих документов в области образования:Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.Программа развития школы.Тема опыта связана с основными направлениями деятельности общеобразовательного учреждения. Позволяет последовательно решать задачи биологического образования и воспитания школьников, формировать у учащихся способность к самостоятельной творческой деятельности, способствующей развитию познавательной активности, становлению личности. Немаловажной задачей процесса обучения является развитие ученика; его интеллектуальной, эмоционально-ценностной, волевой сфер. При организации обучения через синтез педагогических технологий, усиливаются развивающие функции процесса, что позволяет осуществить новый подход к самому процессу обучения и воспитания: обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Моя педагогическая деятельность подчинена принципам: - целостностный, системный характер работы, -перспективность, -использование передовых достижений науки.Зная общую структуру процесса обучения, его методы, опираясь на опыт психологов и педагогов, продумываю, конструирую каждый урок, учитываю индивидуальные различия и возможности каждого ребенка выстраивать перспективу собственного развития. В связи с этим осуществляю синтез педагогических технологий: Уровневая дифференциация на основе обязательных ресурсов (В.В.Фирсов)Проектно-исследовательская деятельность. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении.^ 1. ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ1.2.Теоретические основы технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов. Концепция уровневой дифференциации – это принципиально новая концепция для нашей страны, Это аналог обучения на основе полного усвоения, которое получило широкое распространение в США, Англии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Индонезии, Южной Кореи, Норвегии и других странах. Фундамент концепции обучения на основе полного усвоения составляют идеи, выдвинутые в 60-е годы американскими психологами Дж. Кэрролом и Б. Блумом. Разработанная Фирсовым В.В. технология предполагает введение двух стандартов (принцип минимакса): для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне. Особенности концептуала: Базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Существенно не столько то, что изучалось, сколько то, что реальноусвоено школьником. Поэтому его следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за их достижением. Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников. При демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должнабыть заранее известна и понятна школьнику (принцип открытости обязательных требований). ♦ Мотивация, а не констатация. ♦ Предупредить, а не наказать незнание. ♦ Признание права ученика на выбор уровня обучения. Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить всё, что даёт ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося: «возьми столько,сколько можешь, но не меньше обязательного». Ученик должен испытывать учебный успех. Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из двух уровней требований: 1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся; 2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося. В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает: наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся; базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся; базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся; система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют); наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета. Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта (ножницы). Пространство «ножниц» — зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) — заполнено дополнительными вариантами — «лестницей» деятельности. Здесь обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию ученья (Л.В. Занков). Особенности методики Особенностями методики преподавания являются: блочная подача материала; работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения; • наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках. Оценивание знаний Существенная особенность технологии уровневой дифференциации обучения — её органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основе которой — минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение его обязательно для каждого учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учёта того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачётов.1.2.Возможности и пути использования дифференциации в учебном процессе.Личностно-ориентированное обучение подразумевает индивидуальный подход к учащимся. Осуществляю такой подход через дифференцированное обучение, что позволяет решать следующие задачи:Подготовить уч-ся к усвоению новых знаний, Обеспечить углубление и систематизацию знаний учащихся;Способствовать развитию самостоятельности школьников;Содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.Уровневая дифференциация позволяет мне реализовать идею индивидуализации обучения, исключить комплекс неполноценности и создать ситуацию учебного успеха школьника. Я полностью согласна с психологической установкой для учащегося, выдвинутой В.В.Фирсовым. Это развивающее обучение , опирающееся на сотрудничество педагога и школьника и подразумевающее совместный поиск, в основе его лежит самостоятельная учебно-познавательная деятельность, в которой цель, средства достижения цели, формы и методы контроля направлены на достижение единого результата- качества знаний, умений и навыков. Уровневая дифференциация позволяет:Исключая методы принуждения, использовать свободный выбор количества и сложности выполняемых заданий.Обеспечивает возможность последовательного продвижения от легкого к трудному.Создает необходимый микроклимат на уроках, т.е. доброжелательные эмоции, состояние успеха.Дает возможность учащимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребенка. На уроках биологии я использую индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальную работу школьников на уроках я организую на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса я использую на этапах повторения и обобщения знаний по темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работу в группах могу определенным образом перестраивать в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются. В соответствии с выявленными способностями (уровень усвоения необходимых знаний и умений) или интересом учащихся к биологии класс условно «разбиваю» на группы: 1-я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала; 2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала; 3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала. Моя деятельность, как учителя; при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в: -делении учащихся на группы (по уровню знаний,интересам, способностям) -разработке или подборе заданий и программногообеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний,интересам, способностям учащихся; -оценивании деятельности учащихся. Использование этих форм работы помогает мне достичь следующих целей.^ Цели дифференцированного обучения Для 1-й группы учащихся: пробудить интерес к предмету путем использования посильныхзадач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать всоответствия с его индивидуальными способностями; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу; для 2-й группы учащихся: развить устойчивый интерес к предмету; закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий,актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения новогоматериала; сформировать умение самостоятельно работать над задачей илис учебным программным средством; для 3-й группы учащихся: - развить устойчивый интерес к предмету: - сформировать новые способы действий, умение решать задачиповышенной сложности, нестандартные задачи; - развить умение самостоятельно работать над составлениемалгоритма или учебным программным средством. Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения осуществляю с учетом: обязательных результатов обучения; межпредметных связей; практической направленности.Хочу представить свою методику дифференцированной работы на уроке.ПЕРВЫЙ ЭТАП- дифференцированное домашнее задание:1 группа- «Думай, дерзай!»^ 2 группа- «Старайся!»3 группа- «Повторяй, запоминай!»ВТОРОЙ ЭТАП- учет знаний на урокеТРЕТИЙ ЭТАП- организация базового повторения^ ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП- проверка усвоения пройденного материалаПЯТЫЙ ЭТАП- изучение нового материалаШЕСТОЙ ЭТАП- самостоятельные, контрольные работыНа уроках учащихся делю на условные группы, которые работают с заданиями различной сложности. Менее подготовленные получают задания, требующие воспроизведения учебного материала, учащиеся с более высоким уровнем подготовки- задания, требующие более глубокого понимания (прогнозирование, выяснение причин явления и т.д.)С помощью системы обучения самостоятельной работой создаю систему сознательного «деятельностного» участия каждого учащегося в учебно-воспитательном процессе урока, а значит, и в процессе развития, человеческих способностей. Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков осуществляю посредством применения различных нетрадиционных форм занятий с учащимися, а также различных видов и методов работы на уроке.^ 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2.1. Информационные технологии в системе среднего образования. Информационные технологии стремительно вторгаются и все более широко используются в системе среднего образования. Управляюще-обучающая деятельность учителя при этом состоит из: общего стратегического планирования использования компьютерных средств, включающего целеполагание, планирование (тематическое и более протяжённое) педагогического процесса. Здесь учитель подбирает и/или выстраивает дидактические модули и блоки с учётом методических, логических, психологических и др. соображений; тактического тематического планирования; планирования использования компьютера на отдельных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.); управления познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практического осуществления интеграции традиционных и компьютерных средств; личностного взаимодействия с учащимися (общение, консультации, воспитательные воздействия). Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию. Кроме того, учащийся сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробньми комментариями), способ изложения учебного материала. Акцент целей Формирование новой педагогической культуры, требующей обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса на основе ИКТ. Реальное использование информации, содержащейся в обучающих программных средствах (продуктах), программах, носителях. Рациональная организация и оптимизация познавательной деятельности в ходе учебного процесса. Индивидуализация обучения с помощью использования специфических свойств компьютера и обращения к принципиально новым познавательным средствам. Повышение эффективности обучения (т.е. снижение числа ошибок и времени усвоения материала, повышение прочности усвоения знаний и навыков). Использование компьютерных средств в качестве инструмента познания окружающей действительности для: — расширения культурного кругозора в предметных образовательных областях;2.1.Применение информационно-коммуникационных средств в предметном обучении. При наличии новых компьютерных средств меняется педагогическая ситуация, учитель перестает быть единственным источником информации на уроке, он становится партнером, ученик может получить информацию из баз данных компьютера, обучающих программ, сети Интернет. Использование информационно- компьютерных средств в предметном обучении основывается на: использовании некоторых формализованных моделей содержания (педагогических программных средствах);деятельности учителя, управляющего этими средствами;повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.Цели применения ИКС многогранны:Формирование новой педагогической культурыРациональная организация и оптимизация познавательной деятельностиИндивидуализация обученияПовышение эффективности обученияРасширение культурного кругозора в предметных областяхРазвитие личности Применение компьютера позволяет повысить эффективность уроков, т.к. делает их более наглядными, интересными. Применение ИКС возможно на различных этапах урока. Разнообразны методы и способы организации учебно- воспитательной и познавательной деятельности с применением ИКС. Помощь учителю могут оказать различные программные продукты:Компьютерные (электронные) учебникиОбучающие программыКонтролирующие, диагностирующие материалыПрограммы- тренажерыВидеоурокиМетодические материалы для учителяСловари, справочники и энциклопедииИгровые и занимательные программыВарианты использования ИКС в предметном обучении:Частичная замена деятельности учителя (по отдельным вопросам).Использование тренинговых программ.Использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы.Выполнение самостоятельных и творческих заданий. Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала.Использование игровых и занимательных программ.Применение компьютера повышает эффективность урока, т.к.Делает урок более наглядным;Повышает информационную насыщенность урока;Повышает интерес к изучаемому на уроке;Является инструментом для организации и управления самостоятельной работой учащихся .В зависимости от решаемых задач, компьютер используюпри повторении и обобщении изученногов качестве тренажера после объяснения нового материаладля демонстрации объектов и явлений при изучении нового материаладля итогового тестированиядля получения дополнительной информации по глобальной сети Интернет.Таким образом, стремлюсь максимально развить потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету биологии. Планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность, учитываю результаты предыдущего года. На основе этого веду отбор средств, форм и методов обучения, позволяющих добиваться повышения качества.Как следствие, мониторинг последних 3 лет работы показывает стабильно высокие показатели качества знаний при 100% обученности. Наблюдается положительная динамика роста числа учащихся, выбирающих биологию для государственной аттестации, а также растет число учащихся, поступающих в учебные заведения с биологическим профилем. Уровень подготовки учащихся соответствует минимуму содержания и является высоким в сравнении с показателями в школе. Опыт применяется учителями школы и района.^ 3.ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3.1. Теоретические основы метода проектов. Знакомство с наукой биологией и экологией и их методами- первый шаг в развитии интереса школьников к миру природы. Второй шаг- приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности, это- продуктивный, творческий уровень. Проектирование как явление возникло в начале ХХ века в США. Его называли также методом проблем. Основоположники метода проектов – Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрик. Дж. Дьюи предлагал строить процесс образования на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести: 1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. 2) Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. 3) У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. 4) На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме. Тематика проектов определяется как практической значимостью, так и доступностью их выполнения.Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. ^ Принцип педагогического проектирования «Принцип трех С»: Самостоятельность: Кто учится самостоятельно, тот дольше сохраняет в памяти полученное знание и гораздо легче осуществляет его перенос на действительность, осуществляя практическое применение этого знания. Проектный метод побуждает участников самостоятельно находить темы, формулировать вопросы, принимать решения и выбирать методы. Свобода: Проектный метод предоставляет свободу участникам, которые должны пройти проверку на прочность, выбирая путь самостоятельно. Они получают открытое задание без предписанных алгоритмов. К тому же еще добавляется социальный аспект. Удачи и потери, которые испытывают участники, определяют происходящее и вызывают определенные переживания. Везде, где учитель или инструктор уходит на второй план, выигрывают более слабые ученики. Это является квинтэссенцией исследований, проведенных по оценке уроков, на которых большая часть времени была отведена работе с компьютером и мультимедиа. Компьютер и мультимедиа относятся к техническим средствам обучения, так же, как и другие приборы. В такой обучающей среде слабые ученики, как правило, делают рывок вперед, при котором они намного улучшают свои учебные показатели по сравнению с фронтальным уроком, который ведет учитель. «Человеческий фактор» срабатывает и здесь: учителя и преподаватели предпочитают хороших учеников, которые «умеют вести себя», не вступают в споры, послушны и т.д.Самоорганизация: Проектный метод обеспечивает учащимся возможность самоорганизации. Они сами разрабатывают вопросы и выбирают методы. Они обеспечивают себя необходимыми источниками информации и ресурсов, и определяют развитие навыков/компетенций. Таким образом, можно предположить, что слабые ученики из проектного метода извлекают больше пользы по сравнению с сильными учащимися. В работе над проектами используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. 3.2. Метод исследовательских проектов в обучении биологии.Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов, основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Структура проекта: ^ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПВыбор темы, определение числа участниковОбоснование проблемыРаспределение задач по группамСоставление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.^ ОСНОВНОЙ ЭТАПСамостоятельная работа участников по своим творческим заданиям: работа с дополнительной литературой, материалами СМИ, выполнение лабораторных и практических работОбобщение и оформление полученных результатовПромежуточное обсуждение полученных данныхОформление работы^ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАППрезентацияОбсуждение и оценка результатовПодробнее остановлюсь над вопросом организации исследовательского проекта. Структура учебного исследовательского проекта включает три основных этапа: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе обсуждается тема исследования и возможности осуществления проекта, формулируются задачи, выдвигаются гипотезы, пути их решения. Основной этап предполагает реализацию исследовательской деятельности по проекту, которая включает работу с дополнительной информацией, литературой, СМИ, выполнение практических и лабораторных работ по заданиям, подготовленным учителем, изучение видеоматериалов, таблиц, проведение наблюдений в природе. После проведенной работы каждая группа обобщает и оформляет полученные результаты, готовит коллективное выступление перед классом. На заключительном этапе отчет групп в форме защиты проектов, осуществляется анализ, обсуждение, оценка результатов.В курсе общей биологии 11кл. в разделе «Основы экологии» реализуется исследовательский проект «Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы современности». Цель: формирование у школьников системы знаний о природе, обществе, процессе их взаимодействия, осуществление межпредметных связей, реализация деятельностного подхода по изучению и охране окружающей среды.Этот проект реализуется в течение 4 уроков с самостоятельной работой дома, наблюдениями в природе. На первом уроке осуществляется фронтальная работа с классом. Она начинается с сообщения темы исследования и постановки проблемы. Затем демонстрируются фотоматериалы, видеоматериалы, отражающие некоторые экологические проблемы (загрязнение атмосферы, водоемов). В ходе просмотра и дальнейшей дискуссии определяется значимость предстоящей работы, затем определяются направления предстоящего исследования, формулируются темы для групп. Следующий этап 1 урока- деление учащихся на максимально разнородные группы по 5-7 человек и распределение заданий внутри группы. Групповые задания составляю так чтобы, их можно было разделить на части, для выполнения несколькими участниками или индивидуально. Каждая группа получает вместе с заданиями список литературы, таблицы, коллекции, гербарии, лабораторное оборудование. Второй урок посвящен выполнению заданий, над которыми ребята работают как индивидуально, так и в небольшой подгруппе (2-3 чел.) Деятельность учителя включает контроль за выполнением заданий и консультировании нуждающихся в консультациях. На третьем уроке работа в группах продолжается, больше внимания здесь уделяется обобщению собранной информации, подведению итогов проведенных исследований, формулированию выводов, оформлению результатов и подготовке выступлений на этапе защиты проектов. Подготовка к заключительному этапу требует выполнения домашних заданий (изготовления рисунков, плакатов на выставку для оформления кабинета). Четвертый урок посвящен защите проектов. Выступление каждой группы занимает 7-8 минут. Одни группы представили -3 доклада, другие отвечали на вопросы класса. Обязательная часть этого этапа- оценка работы школьников, осуществляемая по критериям: активность участия в реализации проекта, объем изученного материала и анализ собранной информации. Реализация проектов в рамках учебной программы по биологии с использованием регионального компонента, позволяет учащимся познакомиться с особенностями природы родного края, учит их видеть красоту своего села, наблюдая из года в год за изменениями, происходящими в окружающей среде, выявлять экологические проблемы. Помимо этого проекты учащихся являются призерами районных и областных конкурсов презентаций и сайтов.^ 4.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Реализация обучения через синтез педагогических технологий привела к следующим результатам: стабильный уровень знаний, умений и навыков учащихся; возрос интерес школьников к биологии, повысились способности учеников к глубокому изучению программного материала. Достигнуты высокие результаты в различных конкурсах и олимпиадах:Конкурс «Глобальные проблемы современности» - победитель краевого тура(2007г);Районный слет «Отечество»- дипломант 3 степени (2008г);Всероссийский конкурс юных исследователей природы – 2 место в крае (2009г);Результаты предметных олимпиад по биологии:2007-2008г.- 1 место в районном туре (10класс); 2 место в районном туре (9класс)2008-2009г.- 1 место в районном туре (11 класс); 3 место в районном туре (10 класс); 3 место в районном туре (9 класс)2009-2010г.- 2 место в районном туре (11класс); 2 место в районном туре (10 класс); 1 место в районном туре (9класс)Результаты предметных олимпиад по экологии: 2008-2009г.- 1 место в районном туре (11 класс); 2 место в районном туре (10 класс); 2 место в районном туре (9 класс)2009-2010г.- 2 место в районном туре (11класс); 2 место в районном туре (10 класс); 2 место в районном туре (9класс).