МОУ ДПО (ПК) «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей» « Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики с использованием ИКТ ».Учитель физики МОУ«СОШ № 34 с углубленнымизучением отдельных предметов»Семенова С. В.г. Старый Оскол2010 г.Содержание: Целесообразность использования ИКТ при обучении физике. Активизация мыслительной деятельности учащихся на этапе усвоения новых знаний посредством использования: презентаций изучаемых тем; анимации физических явлений; интерактивных опорных конспектов. Внедрение компьютерных технологий в различные формы и методы проверки знаний: использование технологической карты на интерактивной доске; логические цепочки и схемы; интерактивные тесты. 4.Компьютерные технологии, как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока и внеклассных мероприятий по физике.5. Заключение.Широкое внедрение в жизнь высоких технологий заставляет современную школу задуматься о воспитании личности, способной работать с этими технологиями. Высокие технологии и компьютер – эти понятия неотделимы друг от друга. Вычислительный эксперимент, компьютерное моделирование, даже просто оформление текста, – все это требует владение компьютером. Несомненное удобство обработки информации, наглядность, возможность получения информации из поистине неиссякаемых баз данных мировой компьютерной сети Интернет делают компьютер незаменимым помощником учителя. Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Целесообразность использования ИКТ при обучении физике обусловлена следующим: 1.отсутствие лабораторного и демонстрационного оборудования заменяется виртуальными лабораторными работами и видеофрагментами с показом физических опытов и физических явлений. 2. малая степень наглядности – использование компьютерных презентаций и анимации физических процессов снимает данную проблему; 3. сложности при решении задач – автоматическое решение задач по предложенным ученикам формулам в электронных таблицах, использование компьютерных моделей при решении задач. Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Для меня компьютер стал незаменимым помощником. Владение компьютером позволило превратить подготовку к урокам и внеклассным мероприятиям из скучной и неинтересной в творческую и увлекательную. В своей работе я использую компьютерные технологии в разных целях: 1) для индивидуализации учебного процесса; 2) как средство наглядности учебного процесса (презентации, анимации, фотографии и портреты ученых, логические схемы, таблицы, плакаты); 3) для поиска информации из самых широких источников (Интернет); 4) как способ моделирования изучаемых процессов или явлений (модели в обучающих программах) (презентация); 5) для иллюстрации алгоритмов и различных способов решения разноуровневых задач; 6) для контроля уровня знаний учащихся; 7) для организации коллективной и групповой работы (проекты); 8) как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (поурочное и тематическое планирование, контрольные, проверочные, тесты и другие виды работ).9) для организации внеклассной работы по предмету. В своей работе я использую информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют экономить время на уроке, добиваться глубины погружения в материал, повышения мотивации в обучении. Осуществляют интегрированный подход в обучении, дают возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке к нему.Своей целью я ставлю активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, продвижение по ступеням от знания через понимание к творческой деятельности и затем к уровню развития личности, уровню, на котором формируются личностные качества учащегося, и происходит его развитие, изменение его отношения к миру, окружению и к себе. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я привлекаю их к выполнению презентаций с использованием Интернета по изучаемым темам. На первом уроке новой главы я сообщаю список тем и даты для презентаций. Проверив выполненную работу, тактично прошу внести изменения в содержание или оформление, (если это необходимо), и только затем разрешаю провести презентацию выбранной темы. Они не только творчески подходят к выполнению работ, но стараются грамотно их прокомментировать. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, ученики имели возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Практика показывает, что этот вид деятельности помогает учащимся лучше проанализировать и систематизировать учебный материал, выделить главное. Презентации позволяют продемонстрировать ученикам то новое, что может поразить и удивить их, знакомить учащихся с историей науки, что поднимает в их глазах авторитет предмета, возбуждает в них желание самим делать открытия, показать жизненную значимость изучаемого материала. Самые удачные элементы детских презентаций я использую при подготовке к урокам. Шесть самых лучших работ в этом году были отправлены на Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Портфолио». В качестве приложения я предлагаю несколько презентаций, которые были разработаны и созданы моими учениками 9-11 классов. (См. приложение № 1) При объяснении новых тем я часто использую диски с «Электронными уроками», где есть и видеоклипы, и плакаты, поясняющие большинство физических явлений, но не все. В некоторых темах приходится изучать явления, используя словесный метод. К примеру, в темах «Инерция» в 7 классе и «Электризация» в 8 классе таких клипов нет, поэтому я обратилась к учащимся 10-х классов с просьбой: с помощью компьютерной анимации представить эти явления. Дети с удовольствием выполнили задание, представив не только анимации по предложенным темам, но и по другим ранее изученным (см. приложение №2). Данный вид технологий позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся: более детально изучить физическое явление, условия его протекания и возможность практического применение, а так же вызывает удовлетворение от самого процесса труда. Использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. У учителя есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. При изложении нового материала и систематизации знаний я стараюсь использовать опорные конспекты в виде интерактивных схематических блоков учебной информации (формул, рисунков, логических схем и таблиц). Процесс составления такого рода элементов трудоемкий, и занимает, порой, очень много времени, но это повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, дает возможность сделать уроки более интересными, увлекательными и современными (см. приложение № 3). Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц, нарисованных в учебнике или мелом на доске. Важно и то, что созданный в соответствии с действующим учебником физики и с основным стандартом образования, комплект интерактивных опорных конспектов по некоторой теме может быть использован в течение нескольких лет. При этом учителю достаточно легко что-то изменить, подкорректировать и дополнить при необходимости, или в случае перехода на учебник другого автора. Проверка и оценка знаний и умений школьников является одним из важных аспектов процесса обучения, который в значительной мере определяет качество всего учебно-воспитательного процесса в школе. Долгое время преимущественными формами контроля знаний были устный опрос у доски, письменный опрос по индивидуальным карточкам, тесты и контрольные работы. Однако этот набор мал и применение только этих форм создает у учащихся ощущение постоянства, отрицательно сказывающегося на интересе к предмету. Этим объясняются настойчивые поиски новых, а также усовершенствование старых форм и методов контроля знаний. В своей работе я применяю различные методические приемы с использованием ИКТ, которые позволяют осуществить контроль знаний учащихся на разных уровнях в зависимости от специфики учебного материала и структуры урока. Вот некоторые из них: Технологическая карта на интерактивной доске. При проверке теоретических знаний я предлагаю заполнить технологическую карту по данной теме, где учащимся необходимо выполнить некоторые задания: - записать определение физической величины или физического явления; - продолжить фразу; - вписать недостающие буквы в формулы или слова в выражения; - найти соответствия; - дорисовать недостающие элементы в схемы, таблицы, графики. Этот прием проверки знаний является одним из самых любимых среди учащихся 7-9 классов. Я стараюсь подобрать разнообразные и интересные задания, поэтому дети с большим удовольствием работают у доски(см. приложение № 4). Это усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, заставляет включаться в работу даже самых «слабых» детей. Логические цепочки, таблицы и схемы. Задания, содержащие логические цепочки, схемы и таблицы использую для проверки умения на практике применять полученные знания. Этим самым стараюсь развить наблюдательность, культуру логического мышления, самостоятельность при решении физических задач, умение анализировать учебный материал: сравнивать, выделять главное, делать вывод. Логические цепочки содержат задачи разного объема и степени сложности, поэтому они не вызывают паники у учащихся (см. приложение № 5). Использование гиперссылок в заданиях позволяет максимально быстро проверить правильность решения задач не только на каждом этапе, но и в целом по цепочке, а также при необходимости вернуться на любой уровень задачи. Интерактивные тесты. Перед учителем физики в 10-11 классах всегда остро стоит вопрос рациональной организации процесса контроля знаний учащихся. Материал очень объемный, сложный, и необходимо постоянно применять такие формы работы, чтобы за минимальное время опросить как можно больше учащихся и при этом выявить качество усвоения материала. Поэтому на своих уроках я стараюсь регулярно использовать различные тесты, в которые обязательно входят как задания на знание теоретических вопросов, так и практического содержания. Оценка - один из важнейших инструментов мотивации учебной деятельности. При регулярном компьютерном тестировании оперативно оцениваются знания ученика, ученик всегда считает эту оценку объективной, а я всегда имею информацию о степени усвоения материала на уроке. При этом экономится учебное время, а так же время на проверку и оценивание выполненных работ. В моей «электронной библиотеке» содержится большое количество составленных мною тестов, а так же позаимствованных у других авторов. В нашей школе создана хорошая материально-техническая база. Благодаря полученному гранту в рамках национального проекта "Образование", были приобретены интерактивные доски, обновлены компьютерные классы, в учебных кабинетах стационарно установлены экраны, мультимедийные проекторы и компьютеры. Все это создало предпосылки для активного внедрения ИКТ в процесс обучения. Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов. Большую роль в моей профессиональной деятельности играет использование компьютера для разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (тематическое и поурочное планирования, контрольные и другие виды работ, разработки внеклассных мероприятий). За последние 2-3 года совместно с учащимися мне удалось собрать большую «электронную библиотеку», которая постоянно пополняется новым материалом. Здесь есть такие разделы как: «Анимации», «Внеклассные мероприятия», «Документы по предмету», «Занимательные вопросы и опыты по физике», «Олимпиады», «Видеоклипы», «Плакаты», «Лабораторные работы», «Детские презентации», «Проверочные и контрольные работы», «Тесты», «Техника безопасности» и многое другое. Весь накопленный арсенал, а также программа MS POWER POINT позволяют мне конструировать свои собственные уроки и внеклассные мероприятия с мультимедийным приложением в виде презентаций ( см. приложение № 6). Данный вид деятельности заставляет меня постоянно заниматься поиском новых информационных технологий и дидактических новаций, ведь любому учителю, в том числе и мне, хочется сделать свои уроки более интересными и познавательными. Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня я могу решать множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно компьютерные технологии, на мой взгляд, выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы со способными детьми, по самообразованию ученика. Компьютер способствует индивидуализации и дифференциации обучения. А главное, на мой взгляд, используя информационные технологии, я развиваю способности и навыки обучения и самообучения. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательными учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.Использованные ресурсыhttp://elementy.ru- научная энциклопедия.http://ru.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/сост. Ю.В. Щербакова.- М.: Глобус, 2008. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех /Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В.. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004. Опорные конспекты и разноуровневые задания. К учебнику для образовательных учебных заведений А.В. Перышкин «Физика. 8 класс».- СПБ.: ООО «Полиграфуслуги», 2007. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др.- М.: Издательство «Глобус», 2009. Физика: Занимательные материалы к урокам. 8 кл./Авт.-сост. А. И. Семке. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. Физика. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений./ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2006. Шаг за шагом. Рабочие тетради. Физика 7 класс. О строении вещества. Взаимодействие тел./ Н. Мансуров и др.-М.: «Открытый мир»,1995.