Учебный проект«Автономное существование человека в природе»Тип: исследовательски-прикладной.Предметная область: ОБЖ с использованием межпредметных связей (информатика, география, биология, экология, технология, физическая культура)Категория участников: учащиеся 6-8 классов, родители, педагоги, представители государственных и общественных организаций.Сроки проведения: учебная четверть.Дидактические цели проекта: формирование правил безопасного поведения в природной среде.^ Задачи:Обучающие: сформировать у детей и подростков сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности; - познакомить учащихся с безопасным поведением человека в природных условиях; научить соблюдать в природной среде экологические правила; обучить детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций.Воспитательные: способствовать воспитанию эстетического восприятия окружающего мира и экологического сознания; способствовать формированию бережного отношения к родной природе; способствовать воспитанию морально-волевых качеств, уверенности в своих силах; способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи, безопасного группового поведения.Развивающие: способствовать развитию навыков познавательной деятельности; способствовать развитию коммуникативных компетенций; способствовать развитию умений самоконтроля за физическим и психологическим состоянием в различных ситуациях^ Краткая аннотация проекта Проект «По следам Робинзона» рассчитан на учащихся основной школы. Реализуется на основе общеобразовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности». Соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2011 г. и примерной программы по данному предмету, учитывает рекомендации авторской программы по ОБЖ для общеобразовательных учреждений под ред. В.Н. Латчука – 3-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008. – 106с. В ходе работы над проектом дети знакомятся с безопасным поведением человека в природных условиях: учатся ориентированию на местности, способам подачи сигналов бедствия, добыванию oгня, воды и пищи, устройству временного укрытия (жилища), выясняют правила безопасного поведения и личной гигиены; предлагают варианты безопасных туристических маршрутов. Работа над проектом развивает умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, искать дополнительную информацию о родном крае, решать проблемы и практические задачи. Занятия ориентируют учащихся на избрание таких профессий как: лесовод, геолог, геодезист, географ, военный, спасатель, моряк и т.п. Участники проекта делятся на группы: охотники, рыболовы, собиратели и экологи. Итоги исследований представляются в виде различных типов исследований, презентаций, публикаций, фотографий, рисунков.^ Направляющие вопросы: Творческое название учебного проекта: «По следам Робинзона».Тип проекта: исследовательски-прикладной.Основополагающий вопрос: Природа друг или враг?^ Проблемные вопросы:Что может помочь Робинзону выжить? Что должен знать, уметь и иметь Робинзон для выживания в окружающей среде? Какими качествами должен обладать Робинзон, чтобы сохранить жизнь и здоровье? Как подготовить себя к жизни Робинзона? Как в природных условиях соблюдать правила экологического поведения?Гипотеза: если человек будет обладать определенными знаниями и умениями, то он сможет выжить в условиях природной среды^ Частные (учебные) вопросы: 1. Каковы правила безопасного поведения и выживания человека в природных условиях? 2. Каковы правила безопасного поведения и выживания человека при опасных ситуациях? 3. Как организовать свою жизнь в условиях автономного существования в природе? 4. Как оказать помощь человеку, оказавшемуся в чрезвычайной ситуации? 5. Что мы знаем о безопасных экологических маршрутах родного края? 6. Как организовать безопасный туристический поход с соблюдением правил экологического поведения и техники безопасности?План проектаПодготовительный этап Поиск партнеров для сетевого проекта "По следам Робинзона" (учитель).Примечание. К проекту могут подключиться учащиеся, проживающие в сельских населенных пунктах муниципального района, а также городских округов. Создание страницы проекта в wiki (учителя). Подбор информационный ресурсов для проекта (учитель, библиотекарь). Создание учителем вводной презентации, буклета для родителей . Публикация учителя Буклет "Приглашение к участию в проекте". Буклет для родителей.Проектировочный этапПримечание. 2 урока (ОБЖ) на первой неделе. • Введение в проблематику проекта (учительская презентация). • Выявление предварительных знаний детей по теме проекта. • Формулирование темы, проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований. • Распределение детей по группам: охотники, рыболовы, собиратели и экологи, определение формы представления результатов. • Выход на страницу проекта в wiki. Представление участников из других населенных пунктов. Цель проекта, условия, план работы участников. Сроки проекта. • Знакомство с памяткой "Юному исследователю". • Самостоятельная работа в группах. Планирование исследований (цели, гипотеза, методы). • Знакомство с критериями оценки работ.Календарь работы над проектом Варианты использования: 1. Планирование мероприятий проекта. 2. Ведение календаря погоды. 3. Изучение природных примет.Темы и примеры самостоятельных исследованийГруппа: Охотники, рыболовы, собиратели • Окружающая природная среда – важнейший фактор выживания (презентация «Общество и окружающая среда», схема «Факторы выживания»). • Правила безопасного поведения и личной гигиены человека в природных условиях. • Друзья и враги Робинзона. • Ориентирование на местности (видеоролик «Как в лесу не заблудиться»). • Носимый аварийный запас НАЗ (презентация, буклет). • Способы добычи огня, воды и пищи («Виды костров»). • Устройство временного укрытия (презентация «Строительство укрытий»). • Азбука лекарственных растений (презентация «Аптека Робинзона», Азбука лекарственных растений , План описания лекарственного растения, буклет «Аптека Робинзона») • Кухня Робинзона (презентация «Съедобные и несъедобные лесные ягоды», презентация «Значение грибов», кроссворд, ребусы, рецепты походных блюд). • Основные травмы при автономном выживании и оказание первой помощи. • Экстремальные ситуации в природных условиях (реферат). • Основные способы подачи сигналов бедствия (реферат «Связь и сигнализация в экстремальных ситуациях). • Правила безопасного поведения в лесу, на реке.Группа: Экологи • Поведение человека при стихийных бедствиях, опасных природных явлениях. Лесные и торфяные пожары. • Поражающие факторы и последствия ураганов, бурь и смерчей (презентация «Стихийные бедствия»). • Предупреждение лесных и торфяных пожаров и методы борьбы с ними. • Опасные метеорологические явления нашего района. • Гидродинамические аварии. • Правила поведения людей при внезапном подъеме воды или затоплении. • Изучение видового состава флоры. • Изучение видового состава фауны. • Охрана природных водоисточников. • Меры по снижению воздействия физических факторов на окружающую среду. • Экологически безопасный туристический маршрут (с картами местности).Примечание. Предложенные темы исследований для охотников, рыболовов, собирателей выполняют партнеры по проекту. Экологи выполняют исследования, опираясь на материал о своем населенном пункте. Практический этапПримечание. 2 урока (ОБЖ + география, биология, экология, технология, информатика) на второй неделе + внеурочная деятельность. • Работа по группам. Проведение исследований. • Работа с тематическим каталогом, созданным учителем на БобрДобр, с ИИП "КМ-школа", другими источниками информации. • Оформление результатов исследований в виде презентаций, публикаций. • Выдача памятки "Создание презентации".^ Ведем сетевой дневник Варианты использования: 1. Обсуждение актуальности организации Школы выживания. 2. Обсуждение поведения человека в природе (обмен мнениями о том, как вести себя в различных ситуациях). 3. Обсуждение туристического слета. Контрольно – коррекционный этапПримечание. 1 урок (ОБЖ) + внеурочная деятельность (на третьей неделе). • Просмотр промежуточных результатов работы групп. Самооценка. Внесение корректив в работы. • Размещение работ в wiki (выставляют ученики под руководством учителей). • Обмен работами между участниками проекта. Внесение изменений, обмен комментариями. Заключительный этапПримечание. 1 урок (ОБЖ) на четвертой неделе • Защита проекта на обобщающем уроке в форме телеконференции в режиме on-line. • Выводы. Итоги. Викторина "Безопасное поведение человека в природных условиях". • Рефлексия детей (что мне дала работа в проекте?) и родителей (какие знания и навыки безопасного поведения в природных условиях приобрели дети?), представителей общественных организаций (как идея проекта "безопасность - через обучение" способствует воспитанию у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личного, общественного выживания и безопасности?). • Подготовка к туристическому походу с соблюдением правил экологического поведения и техники безопасности^ Описание процедур оцениванияФормирующее оцениваниеПеред началом проекта • Анкетирование. • Мозговой штурм (стартовая презентация). • Обсуждение вопросов, разделение на группы по желанию. • Обсуждение плана проведения проекта.В ходе работы над проектом • Практическая работа по учебному плану проекта. • Взаимное обучение. • Критерии самооценки работы в группах. • Блок проекта. • Журнал наблюдений учителя. • Шаблоны для создания презентации, буклета. • Оценочные листы (презентации, буклета, реферата, вики-статьи). • Обсуждение промежуточных результатов деятельности. • Бланки контроля.После завершения проекта • Критерии оценивания проекта. • Требования к Вики-статье. • Эссе. • Итоговое самооценивание качества работы в группах перед защитой проекта. • Итоговая учебная конференция. • Ролевые игры в условиях автономного выживания. • Конкурс «Портфолио участников проекта». • Заполнение анкеты участника проекта (учащийся, родитель, представитель общественной организации). • Коллективная вики-статья. • Таблицы оценивания проекта. • Оценка экспертов. • Рефлексия.^ Описание процедуры оценивани