Выступление участника конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2011г., учителя французского языка,Якушевой Л.С., на районной методической конференции для учителей французского языка.Тема: «Использование информационных компьютерных технологий на уроках французского языка и при подготовке к ЕГЭ».Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны". В этом свете важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать. Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования. Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках французского языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д. На уроках французского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению французского языка. Кроме того, процесс обучения направлен на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживания и поддержания деловых связей и контактов со своими сверстниками во франкоязычных странах. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний - это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать" его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания. Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения. В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является свободное ориентирование в иноязычной среде и умение адекватно реагировать в различных ситуациях общения. Сегодня новые методики с использованием Интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет. Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Для пользователя реализации коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.К тому же, важнейшей чертой, характеризующей российское образование последних лет, является попытка использовать информационные технологии для оценки учебных достижений учащихся. Для этого используются механизмы централизованного тестирования и единого государственного экзамена, в том числе и с использованием новых информационных технологий. На первый взгляд, использование новых информационных технологий для подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию занимает второстепенное место, но если проанализировать с точки зрения эффективности, наглядности, то оно приобретает значимое место, так как компьютерные технологии способствуют активизации учебного процесса, развивают познавательный интерес, упрощают организацию учебного процесса на этапе контроля. Компьютерные технологии также: вызывают интерес благодаря мультимедийным технологиям; позволяют «переложить» увиденное и услышанное на учебный процесс и использовать для индивидуализации обучения не только по темпу изучения материала, но по логике и типу восприятия учащимися; дают возможность увидеть, как повышается скорость и точность выполнения заданий и обработки информации об успешности обучения в целом и уровне подготовки к ЕГЭ; совершенствуют поиск информации, ее сбор, изучение; позволяют моделировать процессы и явления; позволяют хранить, оперативно искать, обрабатывать, продуцировать (моделировать, анализировать) информацию выводить новые знания. Выделим основные трудности на пути внедрения компьютерных технологий (новых информационных технологий): необходимо наличие компьютера и проектора для проекции на экран; курсовая подготовка учителя; высокая трудоемкость при подготовке программного обеспечения и учебно-дидактических материалов к уроку.^ Использование программ Microsoft PowerPoint, Excel, Word для проведения уроков Для проведения уроков с целью подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию по французскому языку используются программы Microsoft PowerPoint, Excel, Word, так как они просты в освоении. Программа Microsoft Power Point позволяет создавать презентации любого содержания в виде слайдов, используя как готовые шаблоны, так и шаблоны произвольного образца и затем с помощью проектора картинки с монитора спроецировать на демонстрационный экран. Такая необходимость возникает в связи с тем, что перед выполнением практических заданий при подготовке к ЕГЭ повторяется теоретический материал, то есть идет работа с большим объемом информации. Внимание учащихся при использовании этой программы поддерживается за счет параллельного восприятия демонстрации на экране яркой, красочной модели с короткими тезисами, сопровождаемой устным комментарием, или представляется весь теоретический блок полностью, что значительно экономит время. Для того чтобы информационный блок был воспринят учащимися и принят для обсуждения, необходимо, чтобы учитель при проектировании теоретического материала в виде презентации или таблиц разбил материал на отдельные блоки и изобразил их в виде модели с короткими тезисами. Содержание слайда: подбор наглядности (фон, цвет, озвучивание, фотографии, эффекты, рисунки, модели и т.д.); заголовок слайда и основные тезисы; дополнительная информация.Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, в том числе и французскому языку, безусловно, не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим на протяжении всего курса или раздела.В связи с этим для проведения уроков с использованием новых информационных технологий необходимо разработать критерии отбора учебных тем, которые целесообразно изучать с применением компьютерных технологий.Критерии отбора учебных тем для компьютерного обучения можно сформулировать следующим образом: учебный материал темы должен способствовать созданию информационного потока, используемого как для вывода теоретического знания, повторения его, так и его применения; содержание темы должно предполагать возможности управления учащимися моделями объектов, изучаемых в курсе; учебные темы должны выбираться с учетом статистики результатов выполнения заданий Проверяемые ЗУНы в вариантах ЕГЭ делятся на модули: аудирование; чтение; грамматика и лексика; письмо.Подготовка учебно-дидактических материалов к урокам: тесты тренировочно-диагностические; теоретический блок (правила по темам); практикум, включающий тренировочные упражнения с образцами ответов (позволяет выявить пробелы в знаниях); вариант домашнего задания. Работа на уроке проводится поэтапно: 1. Учащиеся выполняют тренировочно-диагностический тест, затем сравнивают с образцом. 2. Выявив проблемы, учащиеся обращаются к теоретическому блоку (теоретическим материалам по темам) и повторяют материал. 3. Следующий этап выполнение тренировочных упражнений и сравнение с образцом. 4. Выполнение контрольного теста, анализ выполнения.Порядок следования этапов может меняться в зависимости от целей урока и уровня подготовленности учащихся по той или иной теме.Учитель на подобном уроке выступает в роли консультанта и координатора самостоятельной деятельности учащихся Заключение Таким образом, описанная методика использования новых информационных технологий для подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию достаточно эффективна. Она позволяет значительно повысить уровень знаний и умений за счет индивидуализации процесса обучения: учащиеся могут работать в индивидуальном темпе и с учетом уровня подготовки.Литература:1. Е.С.Полат «Интернет на уроках иностранного языка» ИЯШ №2,3 2001 2. «Золотая рыбка в «сети». Интернет технологии в средней школе». (Практическое руководство). Под ред.Ольховской Л.И.,Рудаковой Д.Т.,СилаевойА.Г.-М.:Прожект Хармони,Инк.,2001.