ВведениеТруд является целесообразной деятельностью человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Трудовое воспитание в школе занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития школьников. Необходимо, чтобы желание школьника заниматься определённой деятельностью реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические возможности учеников. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения школьников к труду. В сборник вошли лучшие методические разработки уроков, классных часов и внеклассных мероприятий, предоставленных на районный конкурс «Ребёнок в мире профессий». Данные методические материалы могут быть использованы в работе учителей и классных руководителей.^ РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА2 класс Н.В. Вахрушева, педагог-психолог МСШ №1Тема: «Архитектор» (Занятие №1)Цели: Знакомство с профессией архитектора. Развитие умения ориентироваться в пространстве, представлять в уме образ, создавать его. Развитие творческого воображения.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, набор фигур по типу китайской головоломки (по количеству детей), листы формата А3, фломастеры и карандаши.Приложение: мультимедийная презентация.^ Ход занятия - Сегодня вы познакомитесь и испытаете свои силы в одной очень интересной профессии, которая называется «архитектор». (слайд 1)- Кто из вас знает, что это за профессия? (слайд 2)Архитекторы - специалисты, которые создают здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей: жилищные, строительные, театральные, парковые сооружения, улицы и города. (слайды 3,4,5,6)Игра «Вопрос-ответ» Какие учебные предметы необходимо знать будущему архитектору? Зачем ему нужна математика, русский язык, история, география? Какими способностями и чертами характера должен обладать архитектор? (слайд 7)Архитектор должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве, представлять в уме будущее сооружение, создавать его образ. Эту способность у себя мы проверим с помощью упражнения.«Графический диктант» Ведём карандаш на четыре клетки вправо, три клетки вниз, четыре клетки влево, три клетки вверх. Теперь ведём в правый верхний угол этой клетки, ещё раз в правый верхний угол клетки. Затем ведём в правый нижний угол, и снова так же – в правый нижний угол. Проверим: у вас получился точно такой же дом: (слайд 8)Архитекторы должны уметь проектировать и конструировать. В этом мы обычно тренируемся, когда собираем из деталей конструктора какое-либо сооружение. И поэтому сегодня на занятии мы с вами будем конструировать дом из фигур китайской головоломки. Использовать можно 3-4 геометрические фигуры. Придумайте как можно больше разных вариантов. Варианты могли быть следующими: (слайд 9) Архитекторы – творческие люди. Они должны иметь хорошее воображение. (слайд 10) Чтобы проверить у себя и эту способность, попробуем все вместе выполнить проект для очень необычного заказчика. В этом доме будут жить два сказочных персонажа: Огневушка и Снегурочка. Заказчик выдвинул следующие требования:1. Дом должен иметь не менее двух этажей.2. Все окна в доме должны быть разного размера и разной формы.3. В окраске дома обязательно должны присутствовать два цвета – синий и жёлтый. (слайд 11) Защита командных проектов, коллективная проверка их соответствия заданным требованиям. САМОпроверка: (слайд 12) - Как называются способности, которые проверялись на данном занятии? Ориентирование в пространстве; умение конструировать и проектировать; творчество и фантазия. - Какие задания было легко выполнять? - Какие задания оказались наиболее трудными и почему? ^ Домашнее задание (слайд 13) Узнать подробнее о профессии архитектора из разных источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, телепередачи).Тема: «Архитектор» (Занятие №2)Цели: Закрепление знаний о профессии архитектора. Развитие логического мышления и точного глазомера. Развитие творческого воображения.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы формата А3, фломастеры и карандаши.Приложение: мультимедийная презентация.Ход занятия (слайд 1) Что нового вы узнали о профессии архитектора? (слайд 2) Кто знает фамилии известных архитекторов? Какие архитектурные сооружения известны во всём мире?Многие сооружения настолько крепкие, что, простояв уже не одну тысячу лет, до сих пор восхищают своим величием и красотой, привлекая толпы туристов: (слайды 3,4,5) На прошлом занятии мы проверили у себя три способности, которыми должен обладать архитектор. Назовите их. (слайд 6) (Ответ детей: ориентирование в пространстве, умение конструировать и проектировать, творчество и фантазия) Предлагаю проверить все эти способности у себя:1 задание: Найдите всех котят, которые спрятались (слайд 7) 2 задание: Деду Морозу необходимо объехать все дома в определённом порядке: 1. Дом, где рядом растёт яблонька 2. Дом, где живёт снеговик 3. Домик розового цвета 4. Дом, охраняемый собакой5. Домик, где можно нарядить ёлочку (слайд 8) - Ещё одна способность архитектора – точный глазомер Сравните расстояние от носа 1 ящерицы до носа 2, и от носа 2 до носа 3 ящерицы. Какое из этих расстояний больше? (слайд 9) - Что больше в этой пружинке: высота или ширина? (слайд 10) - Зачем архитектору нужен точный глазомер? (слайд 11) (Ответ детей: ^ Чтобы грамотно и точно соотносить размеры проектируемых сооружений) - Ещё одна способность, которой должен обладать хороший архитектор – это логическое мышление (слайд 12) - Для чего архитектору нужно умение мыслить логически?(Ответ детей: ^ Чтобы учесть в создаваемом проекте все условия и особенности.) -Проекты создаваемые архитекторами, могут быть самыми различными и необычными. Например, такими: (слайд 13)-Испытаем и мы своё логическое мышление, создав проект дома, который будет отвечать следующим требованиям: Снаружи он должен казаться одноэтажным, а на самом деле быть трёхэтажным. Обязательно должен быть балкон, но не на первом этаже.Весь первый этаж должен занимать гараж, но с улицы должно казаться, что это кухня. (слайд 14)Ну а теперь - конкурсное задание: (слайд15) 1 команда: Великан и Мальчик-с-пальчик решили жить в одном доме. Каким он должен быть, чтобы им обоим было удобно?2 команда: Подружились Чиполлино и Буратино и решили выстроить для себя дом. Но в помещении от мальчика-луковицы у Буратино постоянно слезились глаза. Буратино же постоянно натыкался на острый нос своего деревянного друга. Каким же должен быть их дом, чтобы обоим было удобно?САМОпроверка: (слайд 16) - Как называются способности, которые проверялись на данном занятии? (Ответ детей: ^ Глазомер, логическое мышление) - Какие задания было легко выполнять? - Какие задания оказались наиболее трудными и почему? Вопрос на «засыпку» (слайд 17) - Какая из дорожек самая широкая? - Благодаря какой способности мы ответили правильно? (Ответ детей: ^ Благодаря хорошему глазомеру)Итак, подведём итоги занятия. - С особенностями какой профессии мы познакомились? - Кто из вас захотел, когда вырастет, стать архитектором? - Какие способности вы будете в себе для этого развивать? Я надеюсь, что, когда вы вырастите, станете отличными архитекторами, и будете создавать очень красивые и прочные сооружения. Например, такие: (слайд 18,19)Тема: «Биолог» (Занятие №1)Цели: Знакомство с профессией биолога. Развитие внимательности, слуховой и зрительной памяти. Развитие логического и творческого видов мышления.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись звуков природы и голосов птиц, жетоны для оценки правильных ответов.Приложение: мультимедийная презентация.^ Ход занятия Разминка на внимание. Постарайтесь запомнить всех, животных, которые жили во дворе: (слайд 1) - Сегодня вы познакомимся и попробуем свои силы в ещё одной очень интересной профессии, специалисты которой очень тесно связаны с природой, изучением животных, насекомых и растений. - Кто из вас догадался, что это за профессия? (Ответ детей: профессия называется «биолог») (слайд 2) - Чем занимаются люди этой профессии? (Выслушиваются ответы детей)- Биолог занимается изучением живых существ. Изучает строение и происхождение: где жили или живут, чем питаются (слайд 3) Внимание биолога сосредоточено на объектах животного и растительного мира. (слайд 4)Игра «Вопрос-ответ» Какие учебные предметы необходимо знать будущему биологу? Зачем ему нужна математика, русский язык, физика, история, география? Какими способностями и чертами характера должен обладать биолог?Для биолога очень важно быть наблюдательным. Ему необходимо обращать внимание на мельчайшие детали и изменения, которые происходят в природе. Он должен очень хорошо разбираться, в первую очередь, во всём внешнем многообразии живых существ, населяющих Землю. (слайд 5)Насколько вы внимательны, проверим прямо сейчас. Задание 1: Какая бабочка с какого цветка улетела? (слайд 6) Задание 2: Найди двух одинаковых кошек. (слайд 7) Задание 3: Сосчитай количество яблок. (слайд 8) Задание 4: Исключи лишний предмет. (слайды 9,10) Какие способности необходимы биологу? Для чего биологу нужна хорошая слуховая память? (слайд 11)Биолог также должен уметь внимательно слушать и запоминать услышанное. Если слов немного, то сделать это просто. Гораздо сложнее запомнить бессмысленный на первый взгляд набор звуков. Биологу приходится этим заниматься, когда он изучает голоса живых существ. Способность, заключающуюся в умении внимательно слушать, запоминать и различать голоса птиц и зверей, можно проверить прямо сейчас.Прослушаем аудиозапись голосов природы. (слайды 12,13,14,15,16,17,18,19)«Слуховая разминка» Внимательно прослушайте слова, которые я назову, а затем постарайтесь их все записать:^ СЛОН МУРАВЕЙ ПАНТЕРА ВОРОБЕЙ ОКУНЬ СТРЕКОЗА ПОПУГАЙ КОРОВА ПЧЕЛА ЩУКАВОРОНА ЛИСА АКУЛА СОЛОВЕЙ МЫШЬ Проверьте себя: (слайд 20)Игра «Природный чайнворд» Класс делится на три команды и каждая команда поочерёдно называет животного, затем следующая команда – животное, название которого начинается на последнюю букву уже названного и т.д. За каждое правильно названное животное команда получает жетон. Если команда затрудняется назвать животное, ход переходит следующей команде.САМОпроверка: (слайд 21) Как называются способности, которые проверялись на данном занятии? Какие задания было легко выполнять? Какие задания оказались наиболее трудными и почему? Домашнее задание (слайд 22) Узнать подробнее о профессии биолога из разных источников информации. Например, книги Г.Паустовского, М.Пришвина, Б.Житкова. Журнал «ДРУГ» о кошках и собаках.Тема: «Биолог» (Занятие №2)Цели: Закрепление знаний о профессии биолога. Развитие внимательности, слуховой и зрительной памяти. Развитие творческого мышления.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись инструментальной музыки, листы формата А3, фломастеры и карандаши.Приложение: мультимедийная презентация.^ Ход занятияСегодня мы продолжаем знакомиться с профессией биолога. (слайд 1) Что нового вы узнали о профессии биолога? Какие разновидности этой профессии вам известны? Чем занимаются люди этой профессии? Люди, профессия которых называется «биолог», могут работать по разным специальностям: зоолог, физиолог, ботаник и др. Но все они занимаются изучением живой природы. Предлагаю вам «окунуться» в эту среду и познакомиться с некоторыми её обитателями. Аудиозапись инструментальной музыки (слайды 2 - 18)Многие существа дикой природы только на первый взгляд кажутся такими безобидными. На самом же деле в процессе изучения биологом повадок и мест обитания животных могут возникать самые непредвиденные ситуации, требующие от человека быстрой реакции и решительности. (слайд 19) А вы хотите узнать, насколько быстро умеете реагировать и принимать решения? Проведём блиц-опрос с помощью, которого проверим ваши способности. Главное правило – отвечать быстро. Разминка «Скорость реакции»: (слайды 20,21,22) Когда цветёт ландыш? (Весной) Кто ухает в лесу ночью? (Филин) Не огонь, а жжётся. Что это? (Крапива) Сколько орехов в пустом стакане? (Ноль) Ворон летит, собака на хвосте сидит. Может ли такое быть? (Да) Цветок, лысеющий на ветру. (Одуванчик) Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают) Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км) Растение, похожее на ежа. (Кактус) Нос долог, голос тонок. Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар) И дорожная разметка, и название животного. (Зебра) Какая птица яиц не несёт, а из них выводится? (Петух) Сколько ног, рогов и хвостов вместе у одной коровы? (7) (слайд 23) - Для биолога очень важно умение длительное время сосредотачиваться на одном объекте, не отвлекаясь на другие, подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке и анализировать увиденное. Попробуем в этом потренироваться.Задание 1: В предлагаемом рисунке среди перепутанных линий найдите все живые существа, а затем дайте их устное описание путём ответа на вопрос:- Где живёт и чем питается это животное? (слайд 24)Задание 2: Найдите щенка, как две капли воды, похожего на маму: (слайд 25)- Наличие творческого мышления, богатого воображения также необходимо в работе биолога, особенно в его селекционно-исследовательской деятельности. (слайд 26)^ Ролевая игра «Биолог-селикционер» Представьте, что вы биолог-селекционер, которому необходимо вывести растение, удовлетворяющее пяти признакам и представить его на рисунке. (слайд 27) Растение должно быть: красивым; вкусным; полезным; неприхотливым; умеющим самозащищаться от вредителей. Коммуникативная игра «Угадай задуманное слово» Из числа детей выбирается тот, кто будет «биологом, он выходит за дверь. Затем классом задумывается животное или растение. Задача «биолога», задавая вопросы, угадать загаданное слово. Главное правило: класс может отвечать на вопросы только словами «ДА» или «НЕТ». В помощь используются схемы – подсказки (слайд 28)САМОпроверка: (слайд 29) Как называются способности, которые проверялись на данном занятии? Какие задания было легко выполнять? Какие задания оказались наиболее трудными и почему? Кто из вас станет биологом, когда вырастет? Биологом какой специальности вы станете? Какие объекты природы вы будете изучать при этом? «КАК СТАТЬ группой поддержки своему ребёнку»Родительское собрание 11 класс Шатунова Л.Н., классный руководитель МСШ №2Сам решай. Никто не мешает. И совета никто не дает. Это так тебя возвышает, Словно скрипка в тебе поет. Б.СлуцкийЦели: Показать важность успешного и правильного выбора профессии самим ребёнком, для его успешного будущего. Изучение мотивации выбора профессии учащихся класса. Познакомить родителей с данными социальных исследований по профессиональному выбору.Оборудование: мультимедиапроектор.Ход собрания^ Вводное слово учителя «Начать беседу хотелось бы с басни Л. Н. Толстого «Наседка и цыплята». Наседка вывела цыплят и не знала, как их уберечь. Она и сказала им: «Полезайте опять в скорлупу, я сяду на вас, как прежде сидела, и уберегу вас». Цыплята послушались, полезли в скорлупу, но не могли никак влезть в нее и только помяли себе крылья. Тогда один цыпленок сказал матери: «Если нам всегда оставаться в скорлупе, ты бы лучше и не выводила нас». Смысл этой басни понятен. Нам тоже хочется уберечь своих детей от опрометчивых поступков и решений, выбрать за своего ребенка школу, институт и, наконец, профессию. Очень часто взрослые совершенно не задумываются над тем, что дети «повредят себе крылья» и впоследствии будут упрекать родителей и корить себя в неудачном выборе специальности, которая не приносит им радости и морального удовлетворения. В беседах с родителями нередко слышишь от них: «Нам надо углубленное изучение математики», «Мы собираемся поступать в строительный институт», «Мы решили» и т. д. Такие папы, а чаще мамы — очень активные, заботливые, живо интересующиеся успехами своего ребенка в школе. Но что настораживает в их словах? Это отсутствие самого ребенка в решении главной для него проблемы, полное повиновение воле родителей, а в связи с этим и безразличие к собственной судьбе. Взрослые имеют жизненный опыт, сами набили «шишек» и хотят облегчить жизнь своих детей. Хорошо, если родители сделают правильный выбор для своего ребенка. А если нет? Трудно не согласиться с доводами родителей, что большинство подростков еще не знает, какую профессию выбрать. Однако, если родители полностью берут на себя ответственность за будущее уже повзрослевшего сына или дочери, возникает опасность воспитать «вечно большого ребенка». Он так и будет шагать по жизни неуверенно, без инициативы, с постоянным внутренним страхом. Что же делать? Давайте попытаемся вместе разобраться в этих вопросах. Обратимся к данным социологии. Что говорят социологи Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии касаются как самого человека, так и всего общества. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Случайность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью, работа становится в тягость, приводят к депрессии, стрессовое состояние или приводит к нервным заболеваниям.Знакомство родителей с данными опроса учащихсяПоиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без этого нельзя сделать свою сегодняшнюю жизнь осмысленной. Исследования показывают, что у школьников, у которых нет четкого осознания смысла и цели своей жизни, как правило, нет и профессионального намерения. Смысл жизни определяет и нравственный облик человека. Вопрос о смысле жизни возникает у людей неоднократно в течение их жизни. Фактически на каждом важном жизненном этапе человек задумывается о смысле жизни. Но у подростков вопрос этот возникает впервые в силу развития самосознания. И в этом особая трудность, ибо опыта ответа на него еще нет. Конечно, каждый человек приходит к пониманию смысла своей жизни по-своему. Общих рецептов нет. Но некоторые советы своим детям могут и должны дать родители: - остановитесь, задумайтесь, всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, что вы хотите, не пора ли вам поразмыслить о смысле и цели своей жизни; - оглянитесь, как живут ваши близкие, друзья, какие у них проблемы, чем вы можете им помочь; - подумайте о своих родителях, учителях, сколько раз вы их обижали, в чем помогали, советовались с ними; - подумайте о нашей Отчизне, как ей сейчас тяжело, чем вы можете ей помочь. Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Конституции РФ. Профессиональное самоопределение включает в себя нравственную, психологическую и практическую подготовку к профессии, это длительный процесс, который завершается актом реализации профессионального намерения.Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека. ^ Ребята отвечали на вопросы (слайд). Родители получают анкеты-опросники с ответами детей, анализируют ответыВопросы для учащихся по теме «Мотивация выбора» 1. Почему вы хотите выбрать ту или иную профессию, какие требования вы к ней предъявляете? 2. Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе? 3. Вы хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась? 4. Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной? 5. Вы выбираете профессию, которую легче всего приобрести? 6. Вы собираетесь связать свою судьбу с профессией по совету или примеру других людей?Возможности, появившиеся в отечественном образовании в последнее время, станут вашими возможностями, если вы и ребенок начнете планировать свою карьеру и реализовывать свой план с 8—9 класса, учащиеся имеют возможность хорошо подготовиться к поступлению и сдавать экзамены. Помогая ребенку выбрать профессию, вы решаете сразу несколько задач, которые в сегодняшнем мире составляют основу деятельности профессионалов. И в первую очередь становитесь детским психологом: вы раскрываете способности, мотивы, оцениваете соотношение между ними. Период выбора профессии часто оказывается решающим для дальнейшего развития детско-родительских отношений. Именно тогда закладывается основа сохранения эмоциональной близости при становлении самостоятельности ребенка.Чтобы правильно выбрать себе профессию, надо сориентироваться в трех вещах: • Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу». • Оценить свои наклонности, свойства характера, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья и квалификации, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно выражают словами «Я могу». • Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо». В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая является интересной и привлекательной для вас, соответствует вашим способностям, пользуется спросом на рынке труда. Интересы и склонности характеризуют личность со стороны ее устремленности в том или ином направлении, расположенности к какой-либо деятельности; качество же выполнения этой деятельности, ее успешность и уровень достижений зависят от того, как эта деятельность выполняется, т. е. способностей человека. (слайд) При выборе профессии необходимо учитывать: - желания, интересы и склонности личности - «хочу»; - человеческие возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья - «могу»; - потребности рынка труда в кадрах - «надо»).Предлагаем таблицу (слайд)«Свойства специальных способностей» (по Е. А. Климову): ЛИТЕРАТУРНЫЕ Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п. ТЕХНИЧЕСКИЕ Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах, станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения ОРГАНИЗАТОРСКИЕ Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний Выбор жизненного пути во многом определяет интересы человека, его увлечения и склонности. Интересы и склонности являются побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии. Особую ценность при этом представляют устойчивые, содержательные, глубокие интересы, стимулирующие активный выбор трудового пути. Только в том случае, когда с интересами связаны жизненные и профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах. В старшем школьном возрасте у учащихся возникает потребность и в совершенствовании учебной деятельности. Это связано с овладением контрольно-оценочными действиями по планированию и прогнозированию результата работы до ее начала. Познавательные мотивы дифференцируются и укрепляются. Это обусловлено, в первую очередь, особенностями развития способностей («математик», «гуманитарий», «естественное направление»). Поэтому уровень обученности (оценки по предметам) выше по соответствующим предметам, то есть на успеваемость ребенка по тому или иному предмету влияет интерес к этой области знаний. Мотивы самообразования связываются с перспективами выбора профессии, и на основе этого складываются мотивы профессионального и жизненного самоопределения.Упражнение-разминка. Называется профессия (педагог, инженер) все обдумывают, кому из ребят она более всего подходит. По сигналу все называют этого человека. Итак, вашим детям предстоит сделать выбор. Из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну - свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих - нужна людям, обществу. В таком выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо. Раскрываем вопросы, связанные со способностями, мотивацией. Информация о способностях позволяет дифференцировать старшеклассников в зависимости от развития у них тех или иных способностей позволяет выделить особенности двух типов.Особенности старшеклассников с математическими способностями Интеллектуальный компонент: присутствуют способности к сравнению и обобщению; преобладают абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление. Мотивационный компонент: преобладают познавательные мотивы, мотивы, связанные с интеллектуальной активностью, самореализация в деятельности. Эмоциональный компонент: устойчивость, реалистичность, высокий уровень адаптации поведения, способности к саморегуляции; поступки подчинены логике и рассудку. Менее открыты для людей. Активировано левое полушарие (регуляторные отделы мозга - «мыслитель»)Особенности старшеклассников с литературными способностями Интеллектуальный компонент: присутствует способность к детализированному сохранению зрительных образов; преобладают образное и словесно-образное мышление, его чувственно-конкретные виды. Мотивационный компонент: преобладают социальные мотивы, мотивы самосовершенствования и самопознания (социальная активность), самореализация в личностном плане. Эмоциональный компонент: неустойчивость, чувственность, недостаточно высокий уровень адаптации, невысокая способность к саморегуляции, яркость чувств и переживаний. Более открыты для людей. Активировано правое полушарие (сенсорные отделы мозга - «художник»). На профессиональное самоопределение подростка влияют в значительной степени способности к овладению тем или иным видом деятельности, а также мотивы - побудительная сила, заставляющая преодолевать трудности роста. Учебная успеваемость находится в зависимости от сформированности мотивов самоопределения, поэтому главная задача взрослых -помочь молодому человеку увидеть перспективу! Безусловно, именно взрослые должны помочь старшекласснику выборе профессиональной направленности.Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка 1. В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» — в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему еще только учиться. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуаций самостоятельного выбора. 2. Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство... Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям. 3. Искреннее желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, — ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже. 4. Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто в практике профконсультанта встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей: - сложности с трудоустройством; - длительное время профессиональной подготовки; - трудности в согласовании профессиональных и личных планов; - сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда, или он может работать на будущее); - профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического. Готов ли ваш ребенок примириться с теневой стороной профессии, искать пути компенсации таких трудностей? 5. Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным - пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент, когда ваш ребенок будет готов к обсуждению. Обсуждение планов — это не критика выбора вашего ребенка, поэтому поддерживайте все варианты ответа, а если вы думаете, что знаете лучший ответ, предложите ребенку оценить оба варианта. План карьеры не должен быть жестким предписанием к действию, главное в нем — гибкость, чтобы человек был готов как к неожиданным неприятностям, так и удачам. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя. Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу — одно из лучших решений. Хочется отметить, что к психологу обращаются две категории родителей: те, которые не знают, на кого переложить ответственность за принятие решения, и те, кто успешно содействует самоопределению ребенка и стремится принимать решения, обладая исчерпывающей информацией. Профессиональная помощь в выборе профессии дополняет и оптимизирует внутрисемейную поддержку. Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей. При обсуждении ведущему необходимо контролировать его ход при необходимости корректировать эту работу, так как родители часто переходят на рассуждение о том, что дети их не понимают.Правила выбора профессии 1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете. 2. С помощью учителей и других специалистов изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка). 3. Избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию. 4. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. 5. Найти возможность практически попробовать свои силы в этой профессии. 6. Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профконсультацию. 7. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению. 8. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант. 9. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве. Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о избираемой профессии. (Источником таких знаний могут быть учебные экскурсии, занятия, беседы со специалистами, изучение литературы и т. д.). Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы. Профессиограмма - документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Профессиограмма позволяет быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней. Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к психическим свойствам человека, включенного в данную деятельность (мышление, внимание, восприятие и т. д.). С ними родители со своими детьми могут познакомиться в специальных службах профессиональной ориентации молодежи города или района. Выбор профессии - это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причём задачи со многими неизвестными, а иногда - приближёнными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели. Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают - в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.Ошибки п