Заварнова О.Я., учитель I квалификационной категории МОУ «СОШ №9» Урок математики в 5 классес применением здоровьесберегающих технологий на тему:«Все действия с десятичными дробями».Тип урока: повторительно-обобщающий.Методы обучения: метод целесообразно подобранных задач, дидактическая игра, эвристическая беседа.Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Цели урока.Обучающие:Обобщить и проконтролировать качество знаний по теме «Действия с десятичными дробями».Развивающие:Создать условия для развития интереса к предмету, математического мышления, умения оценивать свою деятельность.Развивать быструю работу мысли и внимательность.Воспитательные:^ Воспитывать дружеские взаимоотношения в классе и умение работать в коллективе. № ^ Этап урока Содержание (цель) этапа Время (мин) 1 Организационный момент Положительный настрой на урок. Создание условий для успешной совместной деятельности 2 2 Повторение изученного материала Проверка знаний и умений учащихся посредством устных упражнений. Подготовка к переносу приобретённых знаний в изменённые условия. 10 3 Закрепление и обобщение изученного материала Решение типичных задач и задач повышенной сложности в игровой форме с целью формирования умения и навыков. 12 4 Историческая справка Расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету. 2 5 Физкультминутка Упражнения для улучшения осанки с целью снятия напряжения и положительного настроя на самостоятельную работу. 3 6 Самостоятельная работа Проверка знаний и умений учащихся по теме «Действия с десятичными дробями» с последующей взаимопроверкой. 11 7 Домашнее задание Ознакомление учащихся с домашним заданием. 2 8 Рефлексия Создание условий для познания и осознания учеником самого себя, психологического комфорта с учётом индивидуальности каждого ребёнка. 3 ^ Ход урока:Оргмомент. а) Положительный настрой на урок. Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза. Мягким спокойным голосом ведущий произносит примерно такой текст: «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно чтобы это место существовало на самом деле. Это может быть выдуманное место (уголок природы, сказка, рядом с выдуманными животным или героем мультфильма). Можете представить себе какую-либо хижину в горах, шалаш в лесу, лесную поляну, лужайку которую никто кроме вас не знает. Мысленно окажитесь там, подробно рассмотрите. Что вас окружает. Вы знаете, что самое безопасное место, здесь вас никто не может обидеть, здесь вы хозяин и король. Вы можете в этом месте слушать музыку, играть, читать книгу, смотреть телевизор, разговаривать с другом и т. д. Вам очень хорошо и спокойно в этом укромном месте, вас ничто не может напугать и разозлить, вы успокойтесь, расслабляетесь, отдыхаете. Теперь мысленно возвращаетесь в реальность, в класс, вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и спокойно, вы готовы работать и учиться, вам ничего не угрожает, вы сильные и счастливые». ( Текст может быть другим. См. Приложение 1)б) ^ Массаж ушей. Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности: 1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) потягивание ушной раковины к наружи; 4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.^ 2. Основная часть.Учитель: Ну что, начнём наше путешествие в «Страну десятичных дробей». Теорию мы повторили на прошлом уроке, а сегодня закрепим наши практические навыки при работе с десятичными дробями.1)Сначала зарядка для ума - устный счет. 5,2 + 3,5 0,3 * 3 0,12 +1,7 1,5 * 2 4,03+1,71 12 * 0,3 2,15+1,39 15 * 0,1 1,3 – 0,7 24 * 0,01 5,9 - 3,42 2,4 * 0,1 3,21 – 2,7 25 * 0,001 3,12 * 10 35 : 10 0,7 * 10 27 : 100 0,154 * 100 0,5 : 10 2,3 * 100 1,73 : 10 0,0173 *10 24,1 : 1002.) В это время у доски работает ученик. Он решает задачу , записанную на карточке.Задача Если из неисправного крана течёт вода струйкой толщиной со спичку, то за 10 суток теряется 3248 литров воды. Сколько литров воды потеряют жители нашего района, если будут неисправны или не закрыты краны у каждого учащегося вашего класса? По окончании устного счета разбор задачи. 3) Учитель: Запишите в тетради число . Сейчас мы с вами поиграем в самую любимую игру жителе страны « Десятичные дроби» - « Поле чудес». Я предлагаю вам отгадать слово из четырёх букв. Это одно из имён известного математика древности. По одному заданию на каждую букву. Начали!Далее идёт игра « Поле чудес». 1 задание. Найдите координаты точек А, В, С, Д.После того, как дети ответят на вопрос, открыть на доске первую букву «К»2 заданиеНайдите неизвестное число ХХ : 1,8 = 0,15После того, как дети ответят на вопрос, открыть на доске 2 букву «А»3 заданиеРешите задачу: Поезд прошёл 3 часа со скоростью 48,4 км/ч и 5 ч со скоростью 56,6 км/ч. Какой путь прошёл поезд за всё время?^ После того, как дети ответят на вопрос, открыть на доске 3 букву «Ш»4 заданиеВычислить удобным способом:7,8 * 4,6 + 2,2 * 4,6После того, как дети ответят на вопрос, открыть на доске 4 букву «И»4)Учитель: « Молодцы! Отгадали! Кто же такой этот Каши? Полное имя этого учёного аль – Каши Джамшид ибн Масуд. Он работал в г. Самарканд в начале 15 века. Он подробно описал правила вычисления с десятичными дробями. Записывал аль – Каши десятичные дроби так же как и принято сейчас, но не использовал запятую. Дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.5) Физкультминутка А теперь немного разомнемся! Упражнения для улучшения осанки. 1. Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 – 20 секунд. 2. Поза скручивания. Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижато к спинке. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. То же движение, но в другую сторону. 3. «Медвежьи покачивания». Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. Можно выполнить и другие упражнения. (См. Приложение 2)^ 6) Самостоятельная работа: Вот и пришла пора показать жителям страны свои знания . Сейчас мы напишем самостоятельную работу. Внимание на доску. Вариант 1 Вариант 2 1.Вычислить 296,2- 2,7 6,6 + 6 : 0,15 398,6 -3,8 7,7 + 3 : 0,06 2.Решить задачу Длина прямоугольника 8,3см, а ширина на 1,7 см меньше. Найдите площадь прямоугольника Длина коридора прямо угольной формы на 5,3 м больше ширины Найдите площадь этого коридора, если его ширина 2,4 м. ^ После завершения самостоятельной работы взаимопроверка. (показать готовое решение на обратной стороне доски) 7) Рефлексия Можно предложить ребятам такую ситуацию: Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу . О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось ? Можно предложить и другие виды рефлексии. (См. Приложение 3) 8) Домашнее задание. №1462(а, в), №1463, №1465(а)ПРИЛОЖЕНИЕ 1^ «СОТВОРИ СОЛНЦЕ СЕБЕ». В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой).«СОЛНЫШКО». Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.^ «ЭТЮД ДУШИ». Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Солнышко!»«ГОРА». (начинается словами) Люди с самого рожденья Жить не могут без движенья. Руки опустите, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!ПРИЛОЖЕНИЕ 2Примерные комплексы физкультминутокI. Стоя около партыКомплекс 11. И.п. – основная стойка, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз. 1 – руки вверх; 2–3 – наклон вперед, хлопки по коленям; 4 – исходное положение.3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.4. И.п. – основная стойка, руки перед грудью. 1 – руки вверх; 2 – наклон вправо; 3 – выпрямиться; 4 – исходное положение.5. И.п. – основная стойка, руки перед грудью. 1–4 – вращение кисти одной руки вокруг другой; 5–8 – в другую сторону.Комплекс 21. И.п. – руки скрещены за спиной с захватом за предплечья (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы). 1–2 – подняться на носки; 3–4 – исходное положение.2. И.п. – основная стойка, руки на пояс. 1–3 – пружинистые полуприседания; 4 – исходное положение.3. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.4. И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прыжком поворот вправо; 2 – исходное положение. То же с поворотом влево.II. Сидя за партойКомплекс 11. И.п. – руки на парту вперед. 1–2 – поднять руки вверх, прогнуться; 3–4 – исходное положение.2. И.п. – руки на край парты, согнуты и сжаты в кулаки. 1–4 – выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты; 5–8 – исходное положение.3. И.п. – руки за голову, локти вперед. 1–2 – развести локти в стороны; 3–4 – исходное положение.4. И.п. – руки к плечам. 1–3 – локти в стороны; 4 – исходное положение.Комплекс 21. И.п. – сидя за партой, руки за голову, локти свести. 1–2 – локти в стороны, прогнуться; 3–4 – расслабляя мышцы, принять исходное положение.2. И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты; 3–4 – исходное положение. То же влево.3. И.п. – сидя за партой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. 1 – руки вперед, пальцы разжать; 2 – исходное положение.4. И.п. – стоя у парты, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 – вверх; 3 – в стороны; 4 – исходное положение.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Виды рефлексии.^ «РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ». На общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облака, пятнышка (в течение минуты). Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.^ «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ». М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?«СОЛНЫШКО». Моё настроение похоже на: * солнышко; * солнышко с тучкой; * тучку; * тучку с дождиком; * тучку с молнией.«РАДУГА». Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла. Каждый коллектив или все участники выставляют свои оценки – приклеивают цветные полоски на трафарет радуги.^ «МИШЕНЬ НАСТРОЕНИЯ». День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок – попадание в одной из цветовой зон. Внутри – дата и мотивация. В конце – вся «мишень» «прострелена» днями."ВЫБЕРИ УТВЕРЖДЕНИЕ". * все понял, могу помочь другим; * запомню надолго; * все понял; * однообразный; * могу, но нужна помощь; * неинтересный; * ничего не понял. * скучный; * интересный; * день; * хороший; * урок; * отличный; * праздник. и др.Ощущал себя: * хорошо; * уверенно; * смело; * гордо; * комфортно; * глупо; * неуверенно; * испуганно; * сердито; * грустно.