Реферат по предмету "Разное"


Вопросы для обсуждения:      Дать определение методологии, методике, методам психологического исследования

Практические занятии по дисциплине «Методология и методы психолого-педагогического исследования» (2 курс, специальность «Педагогика и психология, 2 курс «Дошкольная педагогика и психология» ОЗО») Преподаватель: кандидат педагогических наук, старший преподаватель Артеменко О.Н. Занятие №1Тема. Методология и методы научного познания. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследо­вания.Цель занятия: изучить специфику методологии научного познания; раскрыть  взаимосвязь между методами научного познания и  методами психолого – педагогического исследования.^ Основные понятия: методология, наука, метод, метод научного познания, метод психолого - педагогического исследования, метод субъективности, специальные методы, общие методы, процедурный метод,  оценочный метод.  ^ Вопросы для обсуждения:1.     Дать определение методологии, методике, методам психологического исследования.2.     Охарактеризовать методы научного познания и методы психолого-педагогического исследования.3.     Психолого – педагогическое исследование в системе общего образования. ^ Методические рекомендацииДля будущей педагогической деятельности студенту  важно понимать, что успех любого исследования во многом определяется общими и конкретно0научными подходами и принципами, составляющими содержание общенаучной и специальной методологии. Эти принципы составляют ядро методологической культуры педагога или психолога-исследователя.При изучении данной темы студенту необходимо уяснить определение понятий «метод», «методология». Необходимо разграничить сущность методологии науки и методологии педагогики. Следует обратить внимание на основные положения методологии педагогики, а также принципы и требования к исследовательской деятельности.Студенту необходимо уяснить, что педагогические исследования разноплановы и многофункциональны. Это исследования историко-педагогического, психолого-педагогического, методического характера.^ Вопросы для самоконтроля:1.     В чем заключается взаимосвязь и взаимозависимость методологии и методики научного познания?2.     Определите связь методов психолого-педагогического исследования с методами философии, социологии, математики, физики, информатики, физиологии, медицины, истории.3.     Выделите основные категории методологи как науки. Охарактеризуйте каждый из них.4.     Каковы особенности психолого педагогического исследования в системе отечественного образования?Темы докладов и рефератов:1.     Роль методологии в психологическом исследовании.2.     Методология как система методов познания и преобразования действительности.  Литература:1.     Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., Политиздат, 1984.2.     Федосеев П.Н. Философия и научное познание. – М.: Наука, 1983.3.     Маркова Г.Г., Андреева Н.И. Познание как общественно-исторический процесс. – Ставрополь: ССА, 1998.4.     Гребенюк Н.И. Законы познания и методология педагогики. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.5.     Быков В.В. Методы науки. -  М., 1972.6.     Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. - М., 1974.7.     Методы психологического исследования: пролемы и поиски путей реализации. – М.: ИП РАН, 1986.8.     Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983.9.     Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. – М., 1972.5.     Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986.Занятие №2Тема . Методы психолого-педагогического исследования, их научное и практическое обоснование.Цель: изучение методов психолого – педагогичного исследования.Основные понятия: метод, психолого-педагогическое исследование, эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, «архивный метод», контент-анализ, монографический метод.Вопросы для обсуждения:1.Связь научного и практического психолого-педагогического исследований.2.Субъективыне и объективные методы исследования в психологии.3.Классификация методов психолого-педагогического исследования.^ Методические рекомендацииОсобенно велика значимость этого занятия для понимания студентами того, что для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов. Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы. При изучении данной темы студенту необходимо уяснить, что в каждом из видов обследования и поисковой работы используется комплекс методов. Применение каждого исследовательского метода реализуется путем использования соответствующего арсенала методик (средств и приемов). При рассмотрении основных характеристик и особенностей каждого исследовательского метода студенту необходимо знать определение понятия, достоинства и недостатки.^ Вопросы для самоконтроля:1. В чем заключается особенности взаимосвязи научного и практического психолого-педагогического исследований?2. Какова роль методов психолого-педагогического исследования  в психологии?3. В чем заключается субъективность и объективность методов исследований в психологии?4. В чем заключаются исследовательские возможности эмпирических методов психолого-педагогического исследования?5. Кем впервые была предложена классификация методов? Дайте общую характеристику данной классификации.6. К каким методам исследования Б.Г. Ананьев относит лонгитюдный метод? Охарактеризуйте их.Тестовые задания:1. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результа­те которого делается попытка оценить тот или иной психический про­цесс или личность в целом, — это:а) наблюдение;б) эксперимент;в) тестирование;г) самонаблюдение.^ 2. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним—это:а) наблюдение;б) эксперимент;в) тестирование;г) самонаблюдение.^ 3. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта на­зывается:а) контент-анализом;б) анализом продуктов деятельности;в) беседой;г) экспериментом.^ 4. Основным для современных психогенетических исследований не являет­ся метод:а) близнецовый;б) приемных детей;в) семейный;г) интроспекции.^ 5. Способ исследования структуры и характера межличностных отношении людей на основе измерения их межличностного выбора называется:а) контент-анализом;б) методом сравнения;в) методом социальных единиц;г) социометрией.^ 6. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинство:;а) наблюдения;б) эксперимента;в) контент-анализа;г) анализа продуктов деятельности.  ^ Темы докладов и рефератов:1.     Методика коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.2.     Метод абстрагирования и конкретизации как разновидность методов теоретического анализа.Литература:1.     Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии.-М., 2003.2.     Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учеб. пособие для вузов. – 4-е  изд. – М.:  “Мир”, 2005.3.     Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – М., 2003.4.     Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.:  “Академия”, 2003.5.     Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – М., 2003.6.     Меркулов И.Л. Метод гипотез в истории научного познания. - М., 1984.7.     Методы психологического исследования: проблемы и поиски путей реализации. – М.: ИП РАН, 1986.8.     Мургудец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности Л., 1990.9.     Психологическая диагностика: проблемы и исследования/ Под ред. Гуревича К.М., М., 1981.10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов- на- Дону, 1999.11. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983.12. Методологические проблемы научного исследования. – Новосибирск: Наука, 1984.13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -  СПб., 2002.  Занятие №3Тема. Методологические принципы психолого - педагогического исследования. Исследование и диагностика.Цель: изучение роли методологических принципов в психолого - педагогического исследовании. Основные понятия: принцип, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития, принцип единства логического и исторического, диагностика.^ Вопросы для обсуждения:1.Общее преставление о методологические принципы психолого - педагогического исследования2.Принципы детерминизма, единства психики и деятельности, объективности, развития, единства логического и исторического единства: основные характеристики. 3.Исследования и диагностика в психологии: цель, проблема, объект, предмет.^ Методические рекомендацииПри рассмотрении данной темы студенту необходимо уяснить, что в методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности. Разница между принципом и требованием усматривается в том, что принцип должен иметь более глубокое и развернутое научное обоснование и носить более обобщенный характер. При изучении принципа единства логического и исторического студент должен усвоить, что данный принцип требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития.^ Вопросы для самоконтроля:1. Проведите сравнительный анализ между  принципами психологического исследования и принципами психолого-педагогического исследования.2. Какова роль исследования и диагностики в психолого - педагогическом исследовании?3. Определите понятийный аппарат  исследовательской и диагностической работы.4. В чем состоит основной принцип психолого – педагогического исследования?Тестовые задания:1. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:а) детерминизма;б) развития;в) перехода количественных изменений в качественные;г) объективности.^ 2. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследова­ний общим(ми) является(ются):а) средства познания;б) характер целеполагания;в) требования к точности понятийно-терминологического аппарата;г) постановка целей и задач исследования.^ 3. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объясни­тельного сформировался принцип:а) развития;б) детерминизма;в) целостности;г) системности.4. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:а) индетерминизма;б) развития;в) детерминизма;г) системности.^ 5. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:а) единства психики и деятельности;б) единства содержания и формы;в) единства и борьбы противоположностей;г) всесторонности.^ 6. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:а) единства психики и деятельности;б) деятельностного опосредования межличностных отношений;в) единства строения внутренней и внешней деятельности;г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека.  Литература:1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. –М., 2003.2.Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учеб. пособие для вузов. – 4-е  изд. – М.:  “Мир”, 2005.3.Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – М., 2003.4.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.:  “Академия”, 2003.5.Волков И.Л. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. – Л., 1970.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.