Реферат по предмету "Разное"


Вопросы для обсуждения:      Дать определение методологии, методике, методам психологического исследования

Практические занятии по дисциплине «Методология и методы психолого-педагогического исследования» (2 курс, специальность «Педагогика и психология, 2 курс «Дошкольная педагогика и психология» ОЗО») Преподаватель: кандидат педагогических наук, старший преподаватель Артеменко О.Н. Занятие №1Тема. Методология и методы научного познания. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследо­вания.Цель занятия: изучить специфику методологии научного познания; раскрыть  взаимосвязь между методами научного познания и  методами психолого – педагогического исследования.^ Основные понятия: методология, наука, метод, метод научного познания, метод психолого - педагогического исследования, метод субъективности, специальные методы, общие методы, процедурный метод,  оценочный метод.  ^ Вопросы для обсуждения:1.     Дать определение методологии, методике, методам психологического исследования.2.     Охарактеризовать методы научного познания и методы психолого-педагогического исследования.3.     Психолого – педагогическое исследование в системе общего образования. ^ Методические рекомендацииДля будущей педагогической деятельности студенту  важно понимать, что успех любого исследования во многом определяется общими и конкретно0научными подходами и принципами, составляющими содержание общенаучной и специальной методологии. Эти принципы составляют ядро методологической культуры педагога или психолога-исследователя.При изучении данной темы студенту необходимо уяснить определение понятий «метод», «методология». Необходимо разграничить сущность методологии науки и методологии педагогики. Следует обратить внимание на основные положения методологии педагогики, а также принципы и требования к исследовательской деятельности.Студенту необходимо уяснить, что педагогические исследования разноплановы и многофункциональны. Это исследования историко-педагогического, психолого-педагогического, методического характера.^ Вопросы для самоконтроля:1.     В чем заключается взаимосвязь и взаимозависимость методологии и методики научного познания?2.     Определите связь методов психолого-педагогического исследования с методами философии, социологии, математики, физики, информатики, физиологии, медицины, истории.3.     Выделите основные категории методологи как науки. Охарактеризуйте каждый из них.4.     Каковы особенности психолого педагогического исследования в системе отечественного образования?Темы докладов и рефератов:1.     Роль методологии в психологическом исследовании.2.     Методология как система методов познания и преобразования действительности.  Литература:1.     Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., Политиздат, 1984.2.     Федосеев П.Н. Философия и научное познание. – М.: Наука, 1983.3.     Маркова Г.Г., Андреева Н.И. Познание как общественно-исторический процесс. – Ставрополь: ССА, 1998.4.     Гребенюк Н.И. Законы познания и методология педагогики. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.5.     Быков В.В. Методы науки. -  М., 1972.6.     Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. - М., 1974.7.     Методы психологического исследования: пролемы и поиски путей реализации. – М.: ИП РАН, 1986.8.     Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983.9.     Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. – М., 1972.5.     Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986.Занятие №2Тема . Методы психолого-педагогического исследования, их научное и практическое обоснование.Цель: изучение методов психолого – педагогичного исследования.Основные понятия: метод, психолого-педагогическое исследование, эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, «архивный метод», контент-анализ, монографический метод.Вопросы для обсуждения:1.Связь научного и практического психолого-педагогического исследований.2.Субъективыне и объективные методы исследования в психологии.3.Классификация методов психолого-педагогического исследования.^ Методические рекомендацииОсобенно велика значимость этого занятия для понимания студентами того, что для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов. Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы. При изучении данной темы студенту необходимо уяснить, что в каждом из видов обследования и поисковой работы используется комплекс методов. Применение каждого исследовательского метода реализуется путем использования соответствующего арсенала методик (средств и приемов). При рассмотрении основных характеристик и особенностей каждого исследовательского метода студенту необходимо знать определение понятия, достоинства и недостатки.^ Вопросы для самоконтроля:1. В чем заключается особенности взаимосвязи научного и практического психолого-педагогического исследований?2. Какова роль методов психолого-педагогического исследования  в психологии?3. В чем заключается субъективность и объективность методов исследований в психологии?4. В чем заключаются исследовательские возможности эмпирических методов психолого-педагогического исследования?5. Кем впервые была предложена классификация методов? Дайте общую характеристику данной классификации.6. К каким методам исследования Б.Г. Ананьев относит лонгитюдный метод? Охарактеризуйте их.Тестовые задания:1. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результа­те которого делается попытка оценить тот или иной психический про­цесс или личность в целом, — это:а) наблюдение;б) эксперимент;в) тестирование;г) самонаблюдение.^ 2. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним—это:а) наблюдение;б) эксперимент;в) тестирование;г) самонаблюдение.^ 3. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта на­зывается:а) контент-анализом;б) анализом продуктов деятельности;в) беседой;г) экспериментом.^ 4. Основным для современных психогенетических исследований не являет­ся метод:а) близнецовый;б) приемных детей;в) семейный;г) интроспекции.^ 5. Способ исследования структуры и характера межличностных отношении людей на основе измерения их межличностного выбора называется:а) контент-анализом;б) методом сравнения;в) методом социальных единиц;г) социометрией.^ 6. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинство:;а) наблюдения;б) эксперимента;в) контент-анализа;г) анализа продуктов деятельности.  ^ Темы докладов и рефератов:1.     Методика коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.2.     Метод абстрагирования и конкретизации как разновидность методов теоретического анализа.Литература:1.     Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии.-М., 2003.2.     Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учеб. пособие для вузов. – 4-е  изд. – М.:  “Мир”, 2005.3.     Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – М., 2003.4.     Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.:  “Академия”, 2003.5.     Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – М., 2003.6.     Меркулов И.Л. Метод гипотез в истории научного познания. - М., 1984.7.     Методы психологического исследования: проблемы и поиски путей реализации. – М.: ИП РАН, 1986.8.     Мургудец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности Л., 1990.9.     Психологическая диагностика: проблемы и исследования/ Под ред. Гуревича К.М., М., 1981.10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов- на- Дону, 1999.11. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983.12. Методологические проблемы научного исследования. – Новосибирск: Наука, 1984.13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -  СПб., 2002.  Занятие №3Тема. Методологические принципы психолого - педагогического исследования. Исследование и диагностика.Цель: изучение роли методологических принципов в психолого - педагогического исследовании. Основные понятия: принцип, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития, принцип единства логического и исторического, диагностика.^ Вопросы для обсуждения:1.Общее преставление о методологические принципы психолого - педагогического исследования2.Принципы детерминизма, единства психики и деятельности, объективности, развития, единства логического и исторического единства: основные характеристики. 3.Исследования и диагностика в психологии: цель, проблема, объект, предмет.^ Методические рекомендацииПри рассмотрении данной темы студенту необходимо уяснить, что в методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности. Разница между принципом и требованием усматривается в том, что принцип должен иметь более глубокое и развернутое научное обоснование и носить более обобщенный характер. При изучении принципа единства логического и исторического студент должен усвоить, что данный принцип требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития.^ Вопросы для самоконтроля:1. Проведите сравнительный анализ между  принципами психологического исследования и принципами психолого-педагогического исследования.2. Какова роль исследования и диагностики в психолого - педагогическом исследовании?3. Определите понятийный аппарат  исследовательской и диагностической работы.4. В чем состоит основной принцип психолого – педагогического исследования?Тестовые задания:1. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:а) детерминизма;б) развития;в) перехода количественных изменений в качественные;г) объективности.^ 2. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследова­ний общим(ми) является(ются):а) средства познания;б) характер целеполагания;в) требования к точности понятийно-терминологического аппарата;г) постановка целей и задач исследования.^ 3. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объясни­тельного сформировался принцип:а) развития;б) детерминизма;в) целостности;г) системности.4. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:а) индетерминизма;б) развития;в) детерминизма;г) системности.^ 5. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:а) единства психики и деятельности;б) единства содержания и формы;в) единства и борьбы противоположностей;г) всесторонности.^ 6. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:а) единства психики и деятельности;б) деятельностного опосредования межличностных отношений;в) единства строения внутренней и внешней деятельности;г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека.  Литература:1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. –М., 2003.2.Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учеб. пособие для вузов. – 4-е  изд. – М.:  “Мир”, 2005.3.Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – М., 2003.4.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.:  “Академия”, 2003.5.Волков И.Л. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. – Л., 1970.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Суннизм и шиизм в исламе. Культы и обряды православия и древних славян. Протестантские секты
Реферат Кадровый менеджмент в современной организации
Реферат Педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений
Реферат Программа "Народное пение"
Реферат Вивчення економічного потенціалу регіону Житомирської області та виявлення можливих напрямків комерційної діяльності на ринку обробки деревини
Реферат Синтаксис, его основные единицы
Реферат Цивилизации в условиях глобализации: к сотрудничеству в решении продовольственной проблемы
Реферат Изучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда 4
Реферат Князь Довмонт Псковский
Реферат Ададуров Василий Евдокимович
Реферат Організація обслуговування споживачів за типом "шведського столу" або "шведської лінії
Реферат Онегин и Чадский
Реферат The Big Three Essay Research Paper the
Реферат Бенкендорф Александр Христофорович
Реферат К вопросу об управлении трудом