Изменение климата приводит к беспрецедентному глобальному кризису в сфере прав человека – и должно быть отражено скоординированными правовыми действиями[19/10/2009] На повседневную жизнь миллионов людей уже влияют последствия глобального потепления: опустынивание, засухи, наводнения или циклоны. Под угрозой находятся основные права человека – такие, как право на жизнь, здоровье, пищу, воду, жилье или собственность. И страдать будут больше всего те, кто уже уязвим, и не в последнюю очередь - население бедных районов, и среди них – пожилые люди, женщины и дети. Поэтому столь важно и для защиты прав человека добиться серьезной договоренности в отношении климата на Конференции ООН в Копенгагене в декабре этого года.Во Всеобщей декларации прав человека заявляется, что “Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы ... могут быть полностью осуществлены”. Сегодня этот порядок подрывается в результате того, что не предпринимаются эффективные действия по борьбе с изменением климата. Мэри Робинсон, бывший Верховный комиссар ООН по правам человека, недавно написала, что "мы все потерпели поражение, потому что не смогли оценить масштабы и срочность этой проблемы. Изменение климата выявляет бесчисленные слабости в существующей у нас организационной архитектуре, в том числе и в ее правозащитных механизмах. Для эффективного решения этого вопроса требуется изменить политические подходы во всем мире – от сбора информации и коллективного принятия решений до охраны порядка и распределения ресурсов".Вызов, на который предстоит найти ответ в Копенгагене, состоит в том, чтобы компенсировать эти упущения и начать создавать согласованный потенциал для предотвращения дальнейшего опасного глобального потепления и, одновременно, принимать необходимые меры для возмещения того ущерба, который стал сейчас неизбежен или уже нанесен.Это потребует уникального духа глобальной солидарности. Нам нужно признать нашу взаимозависимость. Глобальному потеплению способствовали, прежде всего, более богатые страны, в то время как самые бедные на сегодняшний день больше всего страдают от последствий этого явления. Обязательства развитых государств по снижению уровня выбросов углекислого газа ни в коей мере не отвечают ожиданиям развивающегося мира. Бедным странам не помогли и фонды, выделенные на адаптацию и призванные защитить общество этих стран от последствий изменения климата. А это в свою очередь приводит к тому, что и развивающиеся страны меньше хотят ограничивать объем своих собственных выбросов. Еще одним пробелом в дискуссиях вокруг изменения климата до сих пор было отсутствие ударения на права человека. И хотя в докладах Межправительственной группы экспертов по вопросам изменения климата (IPCC) излагаются социальные последствия глобального потепления, в них не проводится анализ состояния прав человека. Следует отметить, что весьма своевременно Бюро Верховного комиссара ООН по правам человека выпустило доклад о связи между изменением климата и правами человека. В этом документе описываются последствия изменения климата для отдельных лиц и общин, а также подчеркиваются вытекающие из договора обязательства правительств защищать тех, чьи права пострадали от воздействия глобального потепления или от политики и мер, направленных на решение проблемы изменения климата1.В другом недавнем докладе, опубликованном Международным советом по политике в сфере прав человека, высказывается мысль, что следует стереть дисциплинарные границы между проблемами окружающей среды и законодательством в сфере прав человека2. В этом докладе показано, что и политика по сокращению уровня выбросов (смягчение воздействия на окружающую среду), и усилия по укреплению возможностей общества преодолевать последствия изменения климата (адаптация) могут быть более эффективными, если они увязаны с правами человека. Действительно, анализ всех этих вопросов в контексте прав человека мог бы дополнить важными подходами переговоры о мерах по борьбе с изменением климата. И не в последнюю очередь это помогло бы выявить конкретные последствия для повседневной жизни людей и тем самым напомнить нам, что изменение климата – это и человеческие страдания. Важно понять, кто находится под угрозой и как лучше защитить этих людей. Информация о влиянии на права отдельных лиц и обществ, как мы надеемся, будет способствовать осознанию того, что нужно предупредить такие цепные реакции, как массовые перемещения людей и конфликты. Это может сделать более целенаправленным оказание помощи наиболее уязвимым группам.Правозащитные стандарты и принципы также обеспечат гарантии, которые необходимо включать в планы и политику, направленные на решение проблемы изменения климата. Требуется защищать экономические и социальные права, в максимальной степени используя имеющиеся ресурсы. Иными словами, этому нужно уделять приоритетное внимание.Это потребует, чтобы население, затронутое данными проблемами, имело право на надежную информацию, а также на участие в принятии соответствующих решений на основе подлинно демократического процесса. Эти намерения отражены в Орхузской конвенции 1998 года, в которой содержатся положения об инициативном обмене информацией и об участии пострадавших в подготовке планов и программ по борьбе с экологическими угрозами3. Существует острая необходимость обсудить такой вопрос как ответственность. Используя нормы в сфере защиты прав человека, государства могут определить минимальные требования как для политики смягчения воздействия на окружающую среду, так и политики адаптации. Должно быть ясно, что ущерб окружающей среде, который выходит за определенный порог, нанося ущерб отдельным правам человека, является неприемлемым и незаконным.Мэри Робинсон заявила о необходимости оттачивать правозащитные инструменты для поиска ответов на новые вызовы, связанные с изменением климата. Требуется принять эффективные процедуры для определения ответственности и выделения компенсации пострадавшим. Однако будет непросто установить конкретную ответственность в тех случаях, когда имеется слишком много участников, причем из иных стран нежели те, где был нанесен ущерб. Европейский суд по правам человека в определенной степени признал экологические права (в основном в связи со статьей 8 Европейской конвенции). По одному из таких дел Суд отметил, что "серьезное загрязнение окружающей среды может нанести ущерб благополучию отдельных лиц и помешать им пользоваться своими домами таким образом, чтобы это не сказывалось отрицательно на их частной и семейной жизни"4. Суд также подтвердил обязательство государств проводить должные исследования, до того, как разрешить такой вид деятельности, которая могла бы нанести ущерб окружающей среде, а также доводить результаты этих исследований до общественности5.Кроме того, Суд установил нарушение права на жизнь в деле, в рамках которого власти не предпринимали профилактических действий, когда они знали о повышенном риске в результате схода селевых потоков и не информировали население об этом риске6.В Европейской социальной хартии предусматривается право на здоровье, и от государств-участников требуется обеспечивать "устранение, насколько это возможно, причин нарушения здоровья" (статья 11). На этой основе Европейский комитет по социальным правам установил ответственность государств за то, чтобы добиваться ощутимого прогресса в снижении уровней загрязнения7. Это же постановление охватывает и риски, связанные с ядерной энергетикой, с асбестом или с безопасностью пищевых продуктов.И это – лишь первые шаги. Благодаря растущему осознанию того ущерба, который наносится в результате изменения климата, возникает необходимость в дальнейшем уточнении тех обязательств, которые должны быть связаны с правом на здоровую окружающую среду.Уже на первой Конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме в 1972 году было заявлено о праве всех людей на то, чтобы иметь "адекватные условия жизни, в окружающей среде такого качества, которое позволяет жить в условиях достоинства и благополучия…".Причем на этом заявление не заканчивается: в нем было также четко заявлено о том, что мы все несем "высокую ответственность за защиту и улучшение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений". Да, именно об этом и идет речь.^ Томас Хаммарберг 1 Доклад Бюро Верховного комиссара ООН по правам человека о связи между изменением климата и правами человека - Report of the Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights on the relationship between climate change and human rights (A/HRC/10/61) 2 Изменение климата и права человека - Climate Change and Human Rights. A Rough Guide. Общий справочник, опубликованный Международным советом по политике в сфере прав человека, 2009 год. Цитата из Мэри Робинсон взята из предисловия к этому докладу. 3 Орхузская конвенция о доступе к информации, участии общества в процессе принятия решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам (1998 год). 4 См. дело "^ ЛОПЕС ОСТРА (LOPEZ OSTRA) против Испании", заявление № 16798/90, постановление от 9 декабря 1994 года, §51. 5 См. дело "ТАШКИН (TAŞKIN) и другие против Турции", заявление № 3 46117/99, постановление от 30 марта 2005 года. 6 См. дело "БУДАЕВА (BUDAYEVA) и другие против России", заявление № 3 15339/02, постановление от 29 сентября 2008 года. 7 Решение Европейского комитета по социальным правам по делу "Фонда Сарантопулоса по правам человека (MFHR) против Греции", жалоба № 30/2005, решение по существу от 6 декабря 2006 года, §§ 203 и 205.