XXXIV городская научно-творческая конференция учащихся.Секция «правоведение». Влияние французских, английских, немецких конституционных традиций на Российскую Конституцию 1993 г.Выполнила: Кирьянова Екатерина11 А класс, МОУ Гимназия № 1 г. СамарыСамара 2005Содержание Введение………………………………………………………………………………………….3 1. Законодательная власть…………………………………………………………………….4-7 2. Исполнительная власть……………………………………………………………………….8 2.1. Президентская власть…………………………………………………………………8-11 2.2. Правительство………………………………………………………………………..11-12 3. Судебная власть…………………………………………………………………………..13-14 Заключение…………………………………………………………………………………..15-16 Список литературы……………………………………………………………………………..17ВведениеИзучение влияния конституционного опыта других государств на российское право для юридической науки имеет большое значение. Это позволит решить существующие проблемы российской конституционной модели, рациональнее использовать богатые традиции других государств. Все зарубежные Конституции можно разделить на три вида по периоду их исторического развития. К первым относятся Конституции, принятые с момента появления писанных конституций и до Первой мировой войны; ко вторым – Конституции, принятые в межвоенный период; к третьим – Конституции, принятые в период после Второй мировой войны. Обычно последний период разделяют еще на два: первый – до начала 90-х гг., второй – после 90-х гг., когда бывшие социалистические страны стали принимать конституционный строй, заимствуя опыт у других стран. Несмотря на различия исторического и национального характера, процесс сближения конституций различных стран очевиден. ^ Целью научно-творческой работы является изучение влияния французских, английских, немецких конституционных традиций на Конституцию России 1993 г. В соответствии с целью были сформулированы и задачи исследования: 1) проанализировать влияние французских, английских, немецких конституционных традиций на Конституцию России 1993 г; 2) выявить произведенные заимствования; 3) рассмотреть и объяснить причины этих заимствований, а также причины изменений в заимствованных традициях;^ Объектом исследования стали конституции Франции 1958 г., Германии 1949 г., США 1787 г., повлиявшие на развитие конституционных традиций в России, а также на становление Конституции РФ 1993 г., а также Конституция РФ 1993 г.Актуальность исследования. Рассмотренные в данной работе вопросы взаимодействия правовых систем и заимствований конституционных традиций имеет большое значение в связи с возрастанием роли интеграционных процессов между государствами. Полученные в результате работы выводы могут стать основой для проведения дальнейших исследований в сфере взаимодействия правовых систем различных государств. ^ 1. Законодательная власть Проанализировав Конституцию Франции, Германии, США, следует заметить, что Федеральное Собрание Российской Федерации построено в значительной мере по образцу германского парламента.В Германии парламент делится на две палаты (Бундестаг и Бундесрат). Бундестаг является законодательным органом власти, избирается по смешанной избирательной системе с 5% барьером для партий, участвующих в выборах на четырехлетний срок. Депутатам запрещено совмещать свою должность с другими постами, руководящими должностями. Депутаты обладают иммунитетом в течение всего срока полномочий, но они могут быть задержаны без разрешения парламента, если они будут застигнуты на месте преступления. Бундестаг избирает своего председателя и заместителя председателя. Председатель, еще его называют «президентом бундестага», руководит заседанием, также он осуществляет распорядительную деятельность, ему подчинены службы этого органа, он обладает полицейской властью. Бундестаг находится в постоянной сессии, и его заседания считаются открытыми, но они могут быть закрытыми по общему решению депутатов. Также не маловажно отметить то, что в ФРГ особое внимание уделяется партиям, так как они играют важную роль в бундестаге. В Конституции детально расписан процесс их формирования, который должен происходить только по территориальному принципу, а также иные вопросы.Бундесрат является представительным органом власти, но его члены не избираются, а назначаются правительствами земель, число представителей зависит от численности населения земель, что позволяет большим землям иметь больше представителей в бундесрате, это приводит к неравноправию земель. Каждая земля имеет число голосов равное числу представителей, и голосовать они должна только согласованно, от имени земли, так как представители в бундесрате действуют по указаниям своего правительства. Руководит заседаниями Председатель Бундесрата, он созывает заседания по мере надобности. Заседания также являются открытыми, но могут быть и закрытыми.Законодательной инициативой обладают, как члены бундесрата и бундестага, так и федеральное правительство. Сначала законопроект поступает на рассмотрение в бундесрат, а затем его направляют в бундестаг. Но правительство может внести законопроект сразу в бундестаг, минуя бундесрат, при условии, что этот законопроект правительство посчитает срочным. Если бундесрат не соглашается с принятым бундестагом законопроектом, то создается согласительная комиссия (комитет), который состоит из членов обеих палат. Это право бундесрата можно назвать правом вето, но бундестаг может его преодолеть, если законопроект не требует обязательного согласия верхней палаты.Парламент осуществляет контроль над деятельностью правительства. Правительство несет, как и коллективную, так и индивидуальную ответственность, которую несет канцлер правительства, ему может быть выдвинут вотум недоверия. Канцлер может сам выдвинуть вотум недоверия правительству, в этом случае, если он будет принят, может быть избран новый канцлер или распущен парламент, только нижняя палата, так как верхняя не распускается.Также парламент обладает и другими законодательными полномочиями: такими как ратификация международных договоров, объявление состояния обороны.1Многое, из перечисленного выше, можно увидеть и в Конституции Российской Федерации. Но, заимствуя устройство парламента, Россия внесла свои коррективы, соответствующие своим национальным особенностям. Процесс избрания депутатов был заимствован практически без изменения. Также как и в Германии одна палата, Государственная Дума, является законодательным органом, и избирается по смешанной избирательной системе с 5% барьером (в 1993 – 2003 гг.) для партий, участвующих в выборах на четырехлетний срок. Другая палата, Совет Федерации, является представительным органом, представители делегируются законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ. В отличие от Германии от каждого субъекта по два представителя («по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти»). Это было сделано для уравнивания субъектов РФ в правах, чего не достигается в ФРГ. Члены парламента также обладают неприкосновенностью, но они также могут быть задержаны на месте преступления. Каждая палата избирает своего председателя и заместителя, но председатель уже не обладает такими большими полномочиями, как председатель бундестага, он не обладает полицейской властью, он «ведает внутренним распорядком палаты». Заседания обеих палат являются открытыми, но в особых случаях они могут проходить за закрытыми дверями.В отличие от ФРГ законодательная инициатива принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Еще важно заметить, что в обеих странах разрешена многопартийность, но германские партии должны формироваться по территориальному принципу, а российские партии формируются по идеологическому принципу. Объяснить это изменение можно тем, что территория ФРГ гораздо меньше российской, и, следовательно, в России не удобно формировать партии по территориальному принципу.Процесс принятия законов в обеих странах практически одинаков, за исключением того, что российский законопроект обязательно должен получить подпись президента. Одинаков процесс работы согласительной комиссии. Но не одинаково то, что правительство РФ несет ответственность и перед парламентом и перед президентом, так как в руках президент РФ сосредоточено гораздо больше власти, чем у президента ФРГ. Различен также и процесс выражения вотума недоверия правительству. Расхождения в том, что Государственная Дума, выразив недоверия правительству, должна ждать решения президента, который согласно ст.117п.3 Конституции РФ может объявить об отставки правительства или не согласится с Государственной Думой. А если вотум недоверия будет выражен повторно, то президент вправе распустить Государственную Думу, либо объявить об отставке правительства. Председатель правительства может также поставить вопрос о доверии правительству, и вновь президент должен решить уйдет ли в отставку правительство, или Гос.Дума будет распущена. Но в Конституции РФ есть еще один момент, на который стоит обратить внимание. Это статья №111 по которой президент РФ может распустить Гос.Думу, если та в свою очередь трехкратно отклонит, предложенную президентом, кандидатуру Председателя Правительства РФ. Подобная норма есть и в Конституции ФРГ, но существуют некоторые незначительные различия в самом процессе применения этой статьи.Объяснить причину изменения заимствованных у Германии традиций, можно опираясь на различия в форме правления. Ведь в РФ президентско-парламентская форма правления, а в ФРГ форма правления парламентская, это и привело к тому, что в законодательном процессе в РФ участвуют как парламент и правительство, так и президент и высшие судебные органы, а законодательная инициатива в ФРГ принадлежит парламенту и правительству. По этой же причине в РФ правительство несет ответственность и перед парламентом, и перед президентом, а в ФРГ правительство несет ответственность только перед парламентом. Президент РФ решает о роспуске парламента или об отставке правительства, но в ФРГ президент не имеет к этому ни какого отношения, правительство в соответствие с Конституцией уходит в отставку само либо распускается парламент. Теперь следует выяснить, почему именно эти традиции РФ переняла у ФРГ. Для этого необходимо вспомнить обстоятельства, при которых принимались конституции. Как в Германии, так и в России конституция принималась спустя лишь 3-4 лет после крушения однопартийного тоталитарного режима, что привело к возникновению большого числа новых политических партий. С одной стороны необходимо было способствовать становлению многопартийной системы, для чего лучше всего подходит пропорциональная избирательная система, но с другой стороны нельзя было допускать попадания в парламент большого числа партий, что сделало бы высший законодательный орган неработоспособным, для этого был введен 5% барьер, не позволяющий маленьким партиям попасть в парламент. Но при наличии такого барьера значительная часть избирателей, проголосовавших за малые партии, могли вообще не получить представительства в парламенте. Поэтому наряду с голосованием за партийные списки, было предусмотрено голосование за кандидатов в одномандатных округах.Принцип делегирования в верхнюю палату представителей высших органов государственной власти субъектов федерации гарантировал совпадение партийной принадлежности субъектов федерации и сенаторов, что облегчало для центрального правительства взаимодействие с регионами.Некоторые заимствования, касающиеся законодательной власти, были взяты и из Конституции Франции. В основном они касаются вмешательства президента в дела парламента. Как и во Франции, так и в России закон обязательно должен пройти промульгацию президента. Но президент может и не согласится с законопроектом, тогда он направляет его на повторное рассмотрение в парламент. Также законодательную власть парламента ограничивает право президента распустить его, если это необходимо. Эти заимствования не претерпели никаких изменений, так как форма правления в этих стран одинакова, она дает президенту больше полномочий, чем в других странах с республиканской формой правления. Заимствования конституционных традиций у США в области законодательной власти немногочисленны. Но процесс равного представительства всех субъектов федерации в верхней палате парламента (по 2 представителя, независимо от численности населения) Россия взяла именно из Конституции США, за исключением того, что сенаторы США избираются всеобщими выборами, а представительство в РФ делегируется высшими органами законодательной и исполнительной власти субъектов. Можно отметить, что процесс ратификации международных договоров России и США схож, таковы они и во Франции, и в Германии. Такие договоры одобряет парламент, если этого не произойдет, то страна не будет считаться участницей соглашения, это подтверждает международное право.^ 2. Исполнительная властьАнализируя Конституции четырех стран, можно увидеть, что значительные заимствования в области исполнительной ветви власти были сделаны из Конституций Франции и США.^ 2.1.Президентская власть Большинство заимствований, касающихся президентской власти, взяты из французской конституции, ведь у России и у Франции президентско-парламентская форма правления. Президент не принадлежит ни одной из ветвей власти, а является арбитром между различными ветвями власти. Президент является гарантом конституции, прав и свобод человека, независимости и неделимости государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он избирается всеобщими, прямыми выборами при тайном голосовании. Во Франции полномочия президента делят на: осуществляемые им самостоятельно и требующие контрасигнатуры членов правительства. «К самостоятельным относятся: 1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению (для этого президент должен лишь проконсультироваться с председателями палат парламента и премьер-министром); 2) право ввести в стране чрезвычайное положение, во время которого может быть установлена, по существу, президентская диктатура: по конституции президент может принять любые меры, которые диктуются обстановкой. До введения чрезвычайного положения он предварительно должен провести такие же консультации; 3) право назначать премьер-министра, министров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их по заявлениям об отставке; 4) право передавать на референдум законопроекты; 5) право обращаться с посланиями к палатам на их раздельных заседаниях; 6) право председательствовать в Совете министров по своему усмотрению; 7) право обращаться в Конституционный совет с запросами и назначать треть его членов; 8) президент — глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны; 9) президент ратифицирует международные договоры (обычно это делает Сенат, но если ратификацию осуществляет президент, то требуется контрасигнатура правительства); 10) президенту принадлежит право помилования».2 Что же касается полномочий, требующих контрасигнатуры правительства, то их мало. К ним относятся такие, как чрезвычайный созыв парламента, назначения на дипломатические должности, подписание декретов и орд2.2.Правительство Правительство Франции состоит из премьер-министра и министров, которых назначает президент по предложению премьер-министра, а он в свою очередь назначается президентом с согласия парламента. Но президент может формировать правительство только из представителей партии, победившей на парламентских выборах. Это связано с тем, что правительство должно пользоваться доверием парламента, иначе парламент может объявить резолюцию о недоверии правительству. И если парламент примет резолюцию, тогда правительство должно уйти в отставку. Направление деятельности правительства определяет президент. В полномочия правительства входят: ответственность за оборону страны, координация работы министерств, обеспечение исполнения законов, также оно в праве создавать смешанную партийную комиссию при разногласии палат парламента, что позволяет правительству играть немаловажную роль в принятие законопроектов. Еще в полномочия правительства входит обязательная контрасигнатура декретов президента. В особых случаях премьер-министр вправе замещать президента на его посту. Также в особых случаях парламент может делегировать на время свои полномочия правительству, если у правительства имеется программа на этот счет.4 Правительство РФ построено аналогично Совету министров во Франции. Только в России главой правительства является Председатель Правительства РФ, что в принципе одно и то же, что и премьер-министр. Формируется правительство также как и Совет министров, за исключением того, что президент РФ предлагает кандидатуру председателя правительства по своему усмотрению. Преобразование этого заимствования произошли из-за обладания президентом РФ больших полномочий, а именно из-за того, что решение по вопросу недоверия выносит сам президент, он может распустить парламент или объявить об отставке правительства. Взяв общее полномочия у правительства Франции, Россия внесла свои изменения. В отличие от французского правительства российское не может создавать согласительной комиссии (смешанная партийная комиссия), и парламент не при каких обстоятельствах не может делегировать свои законодательные полномочия правительству. Указы, принятые президентом, не требуют обязательного одобрения правительства. Президент РФ освобождает от должности членов правительства самостоятельно, а президент Франции не может уволить без представления премьер-министра. Именно эти изменения значительно сужает полномочия правительства, делая его более зависимым от президента, чем во Франции. Из американской конституции заимствован принцип полной зависимости правительства от президента страны. Фактически президент направляет работу правительства, может смещать любого из его членов, а также издавать указы, обязательные для исполнения правительством и не требующие его контрасигнатуры. Это ставит правительство в полную зависимость от президентской власти. В то же время из французской конституции заимствован принцип формальной ответственности правительства перед парламентом, однако при этом процедура выражения нижней палатой парламента недоверия правительству сильно усложнена и в любом случае вопрос о судьбе правительства решается президентом. Положение об ответственности правительства перед Государственной Думой было включено в конституцию 1993 г. скорее всего для оправдания права президента распускать нижнюю палату парламента. Такое право рассматривалось президентом Ельциным и его сторонниками, как очень важная прерогатива, после жесткой конфронтации с Верховным Советом в 1993 г., когда указ Президента о роспуске парламента, вызвал обвинение в нарушении Ельциным конституции, и попытку Верховного Совета при поддержке Конституционного суда отрешить президента от должности. После такого негативного опыта для президента было чрезвычайно важно получить право роспуска нижней палаты парламента на законных основаниях. И такую возможность давало положение об ответственности правительства перед парламентом и право президента распускать нижнюю палату, когда отношения между законодательной и исполнительной властью заходят в тупик.^ 3. Судебная властьСудопроизводство Российской Федерации построено на некоторых сходствах с судопроизводством Германии. В ФРГ нет какого-то одного органа, возглавляющего судебную систему. Такая система называется специализированной. Кроме Конституционных судов федерации и Конституционных судов земель, в Германии существует еще пять ветвей правосудия: общая, трудовая, административная, финансовая, социальная. Каждая из этих ветвей имеет свой верховный орган. Они независимы друг от друга, при разногласии между ними созывается специальное совещание. Каждая ветвь судебной власти имеет несколько инстанций. В системе общих судов большинство дел рассматривает участковый судья; суды земель рассматривают более сложные дела, одновременно они являются апелляционной инстанцией по отношению к участковым судам. Дела рассматривают или коллегия судей, или с участием нескольких присяжных. Верховные суды проверяют соответствие приговоров судов нижестоящих инстанций закону. А федеральные суды рассматривают кассационные жалобы. Прокуратура не является отдельным органом судебной власти, она работает при судах и подчиняется министру юстиции. Конституционный контроль в ФРГ осуществляет Федеральный Конституционный Суд. Бундестаг и Бундесрат избирают членов этого суда. Федеральный Конституционный Суд обладает большими полномочиями: «1) толкование федеральной конституции в случаях спора; 2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях федерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение жалоб общин и их союзов по поводу нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправление; 4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав; 5) решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права против свободного демократического порядка; 6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб».5 Заимствования, взятые Россией у Германии, претерпели значительные видоизменения. Они касаются работы общих судов. Общие суды в ФРГ имеют четыре инстанции, а российские общие суды имеют три инстанции (районные (городские), суды субъектов федерации, верховные). Полномочия этих инстанций тоже изменены: районные суды рассматривают все дела своей юрисдикции; суды субъектов федерации рассматривают более сложные дела; верховный суд может рассматривать дела и кассационные жалобы и он дает разъяснения по вопросам судебной практики. На первой и второй инстанциях дела могут рассматривать присяжные, коллегии судей и один судья. Это зависит от сложности дела и тяжести обвинения (если речь идет об уголовном деле). В Верховном суде дела рассматривает коллегия судей. Как и Германии, так и в России нет одного судебного органа, который возглавлял бы всю судебную систему подобно Верховному Суду в США. Но судебная система в России делятся на три части (конституционные суды, арбитражные и суды общей юрисдикции) и отсутствует какое-либо разветвление судебной власти. В России конституционный контроль осуществляет Конституционный Суд. Его полномочия схожи с Федеральным Конституционным Судом Германии. Но только Конституционный Суд не может рассматривать жалобы, касающиеся выборов, так как это касается Центрального Избирательного Комитета, и жалобы о членстве в парламенте. Зато он должен вынести заключение по поводу соблюдения порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в совершение преступления. Это изменение, как уже говорилось выше, основывается на усиление власти президента и приводит к усложнению процесса отречения президента от должности.ЗаключениеНа основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. Несомненно, традиции США, Франции, Германии оказали большое влияние на формирование конституции в России в 1993 году. Но, разрабатывая российскую конституцию, ее составители не могли сразу отказаться от привычных традиций, существовавших в социалистической стране. Взяв у Германии принцип построения и работы парламента, Россия изменила представительство в верхней палате, так как существовавший в ФРГ принцип по числу жителей субъектов приводил к тому, что некоторые субъекты имели разные права. Из-за этого в России был взят принцип делегации по одному представителю от представительного и исполнительного органа государственной власти субъектов. Если в Германии законодательной инициативой обладают члены парламента и правительства, то в России ей обладает и президент. Был изменен и процесс выражения вотума недоверия правительству парламентом, в ФРГ этот процесс проходит без участия президента, а в Росси президент имеет непосредственное отношение к дальнейшей судьбе правительства и парламента. Изменения, взятых у Германии заимствований, связаны с различными формами правления. Объяснить, почему именно эти традиции были заимствованы Россией, можно с помощью схожих исторических обстоятельств, при которых принимались конституции (крушение тоталитарных режимов и становление демократического строя). А у схожей по форме правления Франции Россия переняла отношения, касающиеся президента и парламента, такие как, обязательная промульгация законов президентом, право президента отправить законопроект на повторное рассмотрение, что позволяет ограничить власть парламента и в совою очередь расширить права президента. Принцип равного представительства ( по два человека от субъекта федерации) в верхней палате парламента заимствован из американской конституции и, как и в США, должен гарантировать равное представительство всех субъектов федерации независимо от численности населения. Что же касается президентской власти, то в большей степени она была заимствована у французской конституции. Оттуда были взяты полномочия президента, но только у российского президента они гораздо шире, это связано с отсутствием каких-либо «сдержек и противовесов». Об этом свидетельствует обладание президентом РФ права «вето» на законы, президент обладает законодательной инициативой, указы президента не в обязательном порядке должны получать подпись Председателя правительства РФ и президент РФ имеет право формировать правительство из представителей любой партии, они необязательно должна иметь большинство мест в парламенте. А из конституции США Россия взяла срок полномочий президента и требования к кандидату на должность президента. Полномочия президентов США и России схожи, вот только система «сдержек и противовесов» в конституции РФ практически отсутствует за исключением импичмента, но этот процесс чрезвычайно усложнен, что делает его неэффективным и приводит к установлению сверхсильной президентской власти в РФ. В отношение правительства, Россия взяла за основу Совет министров во Франции, и внесла свои изменения. Правительство РФ формируется президентом на его усмотрение, а президент Франции обязан формировать правительство из членов партии, получивших большинство на выборах. Указы президента РФ не требуют обязательного одобрения правительства. Эти изменения сужают полномочия правительства, делая его более зависимым от президента. Эта зависимость была взята у США. В отношении судебной власти в конституции РФ меньше всего заимствований из конституций зарубежных государств. Пожалуй, наиболее существенное заимствование из конституции ФРГ касаются учреждения отдельного Конституционного суда, который имеет право толковать конституцию и проверять нормативно-правовые акты на предмет соответствия Основному закону. С одной стороны заимствования касались конституционного закрепления прав и свобод граждан, обеспечения демократических принципов формирования высших органов власти. С другой стороны, нельзя не отметить, что в конституции РФ баланс различных ветвей властей явно смещен в сторону президентской власти, а система «сдержек и противовесов», которая четко прослеживается в конституциях США, Франции и Германии, в Российской конституции выражена очень слабо. Из конституций западных государств в основном заимствовались те положения, которые усиливают президентскую власть и отбрасывались те нормы, которые ее ограничивают. В результате конституция 1993 г. устанавливает в России сверхсильную президентскую власть. Это объясняется с одной стороны российской авторитарной исторической традицией, привычкой к сильной единоличной власти, а с другой стороны конкретными обстоятельствами, предшествовавшими принятию конституции 1993 г., а именно противостоянием президента Ельцина и Верховного Совета, вылившегося в вооруженный конфликт. Закрепляя в конституции сверхсильную Президентскую власть, ее авторы, скорее всего, руководствовались стремлением предотвратить в будущем любую возможность для какого-либо государственного органа бросить вызов президентской власти.^ Список источников и литературы Конституция Российской Федерации. Издательство группа ИНФРА М-НОРМА Москва 1997 г. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. М. Волтерс Клувер, 2003 г. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М. Юристь, 1999 г. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М. НОРМА, 2000 г. Захаров А. Очерки современного федерализма, М., Московская школа политических исследований, 2003 г. 1 См.:Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристь, 1999. с 350-356 2 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристь, 1999. с. 356. 3 См Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. М. Волтерс Клувер, 2003. с400-411 4См.: Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. М. Волтерс Клувер, 2003,с.356-358 5 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристь, 1999. с.399.