Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение»Актуальные ПРОБЛЕМЫЗДОРОВЬЕформирования удетей, подростков и молодежиСборник тезисов докладовМежвузовской студенческой научно-практической конференции 19 ноябрь 2009 г., ЕкатеринбургЕкатеринбург 2009 УДК 37.032 (081) ББК Ч31.055 я431 А43Актуальные проблемы здоровьеформирования у детей, подростков и молодежи [Текст]: сб. тез. докл. Межвуз. студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 19 нояб. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т.». – Екатеринбург, 2009. – 93 с.Сборник включает тезисы докладов Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы здоровьеформирования у детей, подростков и молодежи» 19 ноября 2009 года, г. Екатеринбург. Представлены публикации, рассматривающие широкий круг современных проблем физического воспитания в образовании, организационные и образовательно-просветительские аспекты здоровьеформирования. Рассматриваются методология, конструктивные подходы, образовательные инициативы здоровьеформирующего образовательного процесса и оздоровительной работы для различных возрастных и социальных групп населения. Предназначен для преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей, руководителей и педагогов образовательных учреждений.Ответственные за выпуск: канд. пед. наук, доц. Т. В. Андрюхина, канд. пед. наук, доц. Н. В. Третьякова© ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009СОДЕРЖАНИЕ Агафонов С.В., Третьякова Н.В. Дополнительное образование специалистов сферы физкультурно-оздоровительных услуг как фактор развития корпоративной культуры организации …………………………… 6 Азева Е., Строшкова Н.Т. Проблемы развития координационных способностей у младших школьников ……………………………………… 11 Андрюхина Т.В., Петелина М. Специфика адаптивной физической культуры для лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии …………….......................................................................................................... 13 Анисимова Ю.Г., Аверин М.И., Щепелина Е.В. О Проблеме курения медицинских работников ……………………………………………….. 17 Ахмадянова Т.А., Строшкова Н.Т. Комплексный подход в организации спортивного отбора в группы начальной спортивной подготовки в ДЮСШ ………………………………………………………………………… 20 Балмашев В.С., Ростова А.А. Силовые упражнения, как средство сохранения и укрепления здоровья младших школьников ………………... 21 Вьюгова Е.С., Чиркова А.С. Физическая подготовка в жизни студента как залог успешного будущего ……………………………………….. 23 Грошева К.С., Кропотухина О.С. Игровая реабилитация на базе баскетбола пострадавших с нарушениями двигательной функции нижних конечностей …………………………………………………………………… 25 Гурьев С.В., Деркач И. Об эффективности использования информационных компьютерных программ в образовательном процессе студентов факультета физической культуры ………………………………… 27 Гурьев С.В., Деркач И.О. О подготовке студентов факультета физической культуры к использованию информационных компьютерных технологий в профессиональной деятельности …………………………… 31 Деменьшин А.С., Сапегина Т.А. Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательную работу школы ……………………………… 33 Журавлев С.Л., Безуглова Л.П. Влияние уровня развития культуры мышления тренера на результат его деятельности ………………………… 36 Заглодина Т.А., Уфимцева Н.Ф. Рекреативные технологии как средство формирования здорового образа жизни молодежи в процессе социального воспитания ……………………………………………………… 38 Заматайло О. Бараковских К. Сажина Н.С. Демографическая ситуация и состояние здоровья населения в г. Екатеринбурга ……………… 40 Карташева К., Игнатенко Е. Адаптивная физкультура как социальный феномен ……………………………………………………………… 43 Курносова Д.В. Развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью …………………………………………………...... 45 Лубнина Н., Строшкова Н.Т. Проблемы компетентности тренеров-преподавателей в учреждениях дополнительного образования ……… 48 Миронова Г.Л. Ханевская Г.В. Деменьшина К.С. Физкультурно-оздоровительные технологии – одно из основных направлений образовательного процесса ……………………………………………………………. 51 Михеева В.В., Л.Н. Попов Из опыта работы МОУ СОШ № 167 по сохранению и укреплению здоровья учащихся ………………………….... 54 Неустроева Е.Н., Чиркова А.С.Релаксация как метод реабилитации студентов факультетов физической культуры ………………………... 55 Перевозчикова Е. Н., Строшкова Н.Т. Исследование координационных у детей 8-10 лет, занимающихся фанк- аэробикой ……………..….. 58 Подаруева К.Г., Сапегина Т.А. Адаптационные возможности физических упражнений на нейрокоррекционных занятиях …………………… 60 Попушой Я, Тужикова М. Девятайкина Е. В. Возможности стандартизированной методики «Оценка пищевого статуса» ………………… 62 Проскурнина К.С., Кропотухина О.С. Дефизкультуризация или почему люди не занимаются физической культурой ……………………… 65 Пузина О. Балмашев В.С. Исследование влияния уровня силовой подготовленности на состояние осанки у девочек младшего школьного возраста ……………………………………………………………………..… 67 Рогалева Л.Н., Ю. Изгагина Исследование мотивации учебной деятельности студентов-спортсменов ……………………………………….….. 68 Романова Л.А., Мягкоступова Т.В. Влияние дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой на здоровье девушек 15-17 лет ……………….. 71 Савина Н.В. Воспитание здорового образа жизни у подростков, посещающих клубы по месту жительства ……………………………………... 73 Салов М.А., Сидоров С.Г. Социальная роль развития баскетбола среди студентов 76 Сорокин А.Ф., Хозяинова Т.К. Состояние развития детского футбола в городе Екатеринбурге в 2009 году …………………………………... 79 Третьякова Н.В., Неустроева Е.Н. Методика использования технологии проектного обучения как средства формирования профессиональных компетенций студентов ……………………………………………. 81 Фефелова О.М., Терешкин А.Ф. О проблеме оценки эффективности работы физкультурно-спортивных сооружений ………………………. 85 Ханевская Г.В. Коростелев В.А. Прис Е.В. Потребность в здоровьесберегающих технологиях в образовательном процессе Вуза ……… 87 Чусовитина С.А., Тягунова О.В. Об адаптивной физической культуре …………………………………………………………………………….. 91 ^ Дополнительное образование специалистов сферыфизкультурно-оздоровительных услуг как факторразвития корпоративной культуры организацииАгафонов С.В., Третьякова Н.В. Российский государственный профессионально- педагогический университет, ЕкатеринбургОбразование определяется как категория, обозначающая деятельность и результат обучения, и как процесс развития. В первом случае это получение систематизированных знаний, умений и навыков, обучение, просвещение, совокупность знаний, полученных в результате обучения. Во втором – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, включающим в себя знания, умения, творческую деятельность и эмоционально-ценностное отношение к миру. Но это же понятие можно понимать как рождение, формирование, получение определенного вида, формы, образа, приобретение новых качественных характеристик, преобразование существующих состояния и менталитета в новые. Как писал Дистерверг Ф.А.В.: «Образование никогда не составляет нечто законченное и завершенное, оно вечно образующееся и живое, что нельзя представить без деятельности, движения, приращения» [2, стр. 269 – 270]. Примерно до середины ХХ века и педагогика и психология охватывали своими исследованиями в основном лишь детский возраст, лишь иногда юный. Ученые полагали, что достаточно подробно исследовать процессы обучения в детском, самом благодатном для образования возрасте и экстраполировать эти закономерности на весь жизненный процесс обучения человека [3, стр. 6]. Только во второй половине ХХ столетия возникла необходимость в продолжении или возобновлении обучения значительной массы взрослых людей. И тогда стало ясно, что те принципы обучения, которые за много веков выработало человечество и сконцентрировало в педагогической науке, не всегда эффективны для обучения взрослых людей. За рубежом все большие масштабы получают общеобразовательная и общекультурная, или общеразвивающая подготовка взрослых. В развитых странах мира осознали, что для эффективной производственной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, он должен в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи. Основные цели и определяемые ими функции образования взрослых сводятся к удовлетворению потребностей личности, общества, экономики [4, с. 39]: личности – в самосовершенствовании; общества – в формировании социально активной и адаптирующейся к реалиям жизни личности; экономики – в подготовке компетентного, эффективного работника. Конечной целью образования взрослых является формирование личности активно, компетентно и эффективно участвующей в экономической, социальной и личной жизни. В связи с постоянным внедрением новшеств в рабочий процесс организаций физкультурно-оздоровительной сферы деятельности возникает необходимость учить сотрудников. Необходимость обучения сотрудников возникает перед организациями еще и потому, что набрать новых сотрудников с соответствующей квалификацией зачастую гораздо более затратно в материальном плане, что усугубляется тем фактом, что основные цели идеалы, и ценности нового сотрудника должны соответствовать существующей корпоративной культуре. Начало нового столетия характеризуется невиданными темпами, с которыми происходят изменения в политике и экономике мира и каждой отдельной страны. В этих условиях основными факторами успеха предприятий сферы обслуживания являются, наряду с конкурентоспособностью и рентабельностью, гибкость, адаптивность и способность к постоянному развитию. Социально-психологический комфорт и вероятность работы одного сотрудника в организации довольно длительное время определяется не только размером заработной платы, но и принятия им корпоративной культуры данного учреждения. Выделяют ряд компонентов корпоративной культуры: осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других – индивидуально); коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, применение средств связи и степень открытости коммуникации); внешний вид, одежда во время работы (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п.); что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие специальных мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.); осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это); взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, опыту и знаниям и тому подобное; степень формализации отношений; получаемая поддержка; пути разрешения конфликтов); ценности (набор ориентиров о том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) – что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и так далее) и как эти ценности сохраняются; вера во что – то и отношение или расположение к чему – то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, справедливость; отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, злу и насилию, агрессии и другие; влияние религии и морали); процесс развития работника и обучение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу); трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; рабочие привычки; оценка работы и вознаграждение; карьерные продвижения); социально-психологический климат организации и отдельных ее подразделений. [1, c. 248 – 249]. Как видно из перечня основных элементов корпоративной культуры предприятия, одним из них является развитие и обучение сотрудников. В современной педагогической науке на этот счет имеется дополнительного профессионального образования или непрерывного образования, которые предполагают получение образования лицом уже имеющим базовую профессию. Непрерывное образование осуществляется на уровнях: индивидуальности, педагогической системы, образовательной системы и социума в целом [5, с. 52-54]. На уровне индивидуальности непрерывное образование осуществляется в рамках социализации, адаптации и интеллектуального саморазвития человека, то есть: 1) происходит последовательное усвоение определенной системы ценностей, норм, знаний; 2) происходит постепенное формирование оптимального алгоритма познавательной деятельности индивида; 3) происходит становление менталитета индивида. На уровне педагогической системы непрерывное образование осуществляется путем воспроизводства, изменения и развития закономерностей, теории и методологии воспитания и обучения человека и состоит из следующих компонентов: 1) воспроизводство, изменение и трансформация потребности, тенденций общественного развития, культурных ценностей, мировоззренческих особенностей, требований, необходимых качеств, предъявляемых современному члену общества; 2) воспроизводство, изменение и развитие представлений о сущности знания, социально одобренной идеальной модели образованного человека и успешного специалиста, многообразных научных знаний, умений, навыков, опыта, ментальных привычек, накопленных человечеством и актуальных для становления будущего члена общества; 3) воспроизводство, изменение и развитие собственно педагогического знания, педагогического мастерства и опыта, то есть законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений, навыков, методов, принципов и способов учебно-воспитательного воздействия на учащегося, методики и методологии педагогической деятельности. На уровне образовательной системы процесс непрерывного дополнительного образования включает следующие компоненты: 1) воспроизводство, изменение и развитие образования как государственно-общественного института с учетом конкретно-исторических требований, сконцентрированных в совокупности социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях; 2) воспроизводство, изменение и развитие соответствующей инфраструктуры, которая способна удовлетворить потребности общества в культурном духовно-развитом человеке, специалисте высокого уровня и образовательном процессе, отвечающем требованиям функциональности, управляемости и адаптивности; 3) воспроизводство, изменение и развитие образовательной системы, способствующей индивидуально-личностному самодвижению учащегося, раскрытию способностей, дарований, талантов, интересов, формированию особых психологических качеств, помогающих устранять в индивидуальных сознании и умениях закостеневшие клише и стереотипы первичного мышления и сформировать индивидуальный алгоритм познания. Таким образом, понятие дополнительного (непрерывного) образования в том виде, в каком оно понимается в современной науке – как «образование длиною в жизнь», - это красивая игра слов, так как непрерывность предполагает постоянство возобновления, а образование – появление чего-то нового на базе существующего ранее, но потерявшего свою актуальность, формирующего новы образ известного объекта, объекта, подобного известным, или неизвестного объекта. Направляя сотрудников для получения дополнительного образования, переподготовку, повышение квалификации организация несет некоторые материальные затраты. Но современные руководители понимают, что сотрудники, прошедшие обучение и повысившие свою квалификацию могут дать предприятию гораздо больше как в материальном плане, так и в плане развития предприятия и его корпоративной культуры.Библиографический список 1. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент – М.; Изд-во МГУ, 1995. 2. Дистерверг, Ф.А.В. Руководство для немецких учителей. – М., 1913. 3. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. – М.: ПЭРСЭ, 2003. – 207с. 4. Змеев, С.И. Основы андрагогики: учебное пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 1999 – 152с. 5. Римарева, И.И. Непрерывное образование – определение, структура, специфика, проблема.//Психология и соционика межличностных отношений, №4, 2004, с. 51–59 6. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М. : Большая Рос. энциклопед., 2003. – 528 с.^ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХСПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВАзева Е., Строшкова Н.Т. Российский государственный профессионально – педагогический университет, ЕкатеринбургЗа последние годы выявляется ухудшение здоровья учащихся общеобразовательных школ. Фиксируются нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и плоскостопие), увеличивается количество простудных заболеваний, а вместе с ними появляется ряд других сопутствующих заболеваний, что негативно сказывается на физическом развитии особенно младших школьников. Возрастающие нагрузки, большой объем домашних заданий, недостаточный двигательный режим приводят к тому, что процент практически здоровых школьников с каждым годом уменьшается. Уроки, проходящие в закрытом помещении, не способствуют физическому здоровью младших школьников. Количество уроков физической культуры также не в состоянии удовлетворить «двигательный голод» детей и подростков.. В поисках выхода из этой ситуации логично было бы ввести третий, дополнительный урок физической культуры. В ряде общеобразовательных школ города Екатеринбурга был введен третий час физкультуры. Третий урок физкультуры проводится по инициативе одной из спортивных школ города по программе «Мини-волейбол». Данная программа отличается только вариативной частью, в ней большое разнообразие упражнений на координацию, изучаются также отдельные простые технические элементы волейбола. Но цель данной программы не столько научить детей спортивной игре волейбол, сколько целенаправленно развивать координационные способности детей, так как младший школьный возраст является наиболее благоприятным с точки зрения развития и совершенствования координационных способностей. Развитие координационных способностей прямопропорционально зависит от особенностей формирования центральной нервной системы. Поэтому упражнения координационной направленности положительно влияют и на интеллектуальную способность. В 2008-2009году в одной из школ города Екатеринбурга нами было проведено тестирование уровня развития координационных способностей-качеств. в тестировании использовались тесты предложенные Комплексной программой по физической культуре для общеобразовательных школ «Челночный бег 3Х10 м» и тест предложенный В.И. Ляхом «Бег с помехами». Данные тесты используются для выявления уровня координационных способностей. Тесты были предложены учащимся 2-х классов, одни занимались по Комплексной программе, другие занимались дополнительно по программе «Мини-волейбол». Результаты тестирования по требованию Комплексной школьной программе показали, что большинство школьников имеют средний уровень развития координационных способностей. По-нашему мнению, причиной этого является низкая двигательная активность, так как у младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, происходящее длительное время в сидячем положении за столом. Результаты тестирования у детей, занимающихся третьим часом физической культуры, показали, что большинство занимающихся имеют высокий уровень развития координационных способностей. Программа третьего (оздоровительного) урока способствует повышению у младших школьников: 1) укреплению здоровья, содействие гармоничному физическому развитию; 2) развитию двигательных способностей (кондиционных и координационных); 3) обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам; 4) воспитанию привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями для отдыха, тренировки, повышения работоспособности; 5) воспитание нравственных и волевых качеств. По-нашему мнению, необходимость введения третьего часа физической культуры, а может быть и более часов. Способствовало самому главному в жизни человека: физическому здоровью, а, следовательно, и адаптации к требованиям современной жизни. Однако его внедрению мешают помимо организационных проблем отсутствие научно обоснованного содержания, методики проведения и поставленных перед этим уроком педагогических задач.^ СПЕЦИФИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИАндрюхина Т.В., Петелина М. Уральский государственный технический университет –УПИ им. Б.Н. Ельцина, ЕкатеринбургСовременный этап развития общества выдвигает новые задачи физического воспитания людей с нарушением интеллекта. В последние годы уделялось большое внимание этой проблеме. Однако до сих пор, несмотря на значимость, она недостаточно изучена. Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн. человек с умственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории людей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками, как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой, безусловно, будет способствовать адаптации в окружающем мире любого здорового человека, а тем более людей, с недостатками в развитии. Представляется важным понимание физической культуры с многообразием форм организации двигательной деятельности как одного из важных средств социализации личности человека, в том числе и лиц, имеющих нарушение интеллектуального развития. Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Умственная отсталость приводит к разнообразию нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) и в эмоциональной сфере (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость). Нарушение интеллекта в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у умственно отсталых людей двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. У лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии можно отметить следующие нарушения в физическом развитии: крайне низкую точность движений в пространстве, частую неточную дифференциацию мышечных усилий, невысокую реагирующую способность, значительное запаздывание зрительно - моторной реакции, низкий уровень развития способности к сохранению равновесия, искажение форм и амплитуд двигательного акта, низкую способность к анализу собственных действий, недостатки целесообразного построения движений, затруднения при выполнении или изменении движения по словесной инструкции. Также у людей с нарушениями интеллекта наблюдается значительное отставание в развитии физических качеств и способностей по сравнению с их здоровыми сверстниками. Все отмеченные особенности развития умственно отсталых носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные). Однако указанные нарушения все же поддаются коррекции при своевременном и правильном подборе средств реабилитации, основным из которых являются физические упражнения. Непременным условием оптимальной организации физической подготовки умственно отсталых людей является коррекция основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, мелкой моторики рук), а также коррекция расслабления мышц и коррекция дыхания. Все это осуществляется с помощью специальных упражнений на уроках физкультуры, утренней гимнастики, на физкультурных минутках и динамических паузах, ЛФК. Но также в систему реабилитационных мероприятий необходимо включать такие компоненты, как ритмика, занятия с использованием подвижных игр, где отражаются задачи по коррекции двигательных недостатков и эмоциональной сферы. Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков – условие активного общего развития, то для умственно отсталых физическая культура является вместе с тем и одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Поэтому привлечение умственно отсталых людей к активным занятиям физической культурой, основанное на пробуждении положительного к ним интереса, должно рассматриваться как важное звено в комплексе реабилитации. При этом важно подчеркнуть значение системного подхода к физическому воспитанию, направленного на коррекцию двигательных нарушений и развитие личностных качеств. Для этого широко используются различные средства физической культуры. Но прежде чем использовать весь этот богатый арсенал, необходимо выделить специфические недостатки и особенности физического развития и двигательных навыков каждого конкретного человека, так как успешность коррекционной работы во многом определяется дифференцированным подходом к людям с ограниченными возможностями. Правильно спланированные уроки адаптивной физической культуры позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: занимающимся необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний преподавателя. Побуждение занимающихся к ответам на вопросы способствует осознанию двигательных действий, развитию речи, кроме того, обогащению словесного запаса. Коррекция и развитие движений умственно отсталых людей являются не только целью занятий физкультурой, но и необходимым условием успешного осуществления физического воспитания в целом. Последовательное развитие двигательных возможностей позволяет обогащать арсенал физических упражнений и, благодаря этому, решать все более сложные задачи образовательно-воспитательного и коррекционно-развивающего характера. При проведении физического воспитания лиц с нарушением интеллекта должны быть соблюдены следующие условия, позволяющие осуществлять коррекцию недостатков двигательной сферы: необходимо учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые различия занимающихся; следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональным возможностям умственно отсталых людей; добиваться осмысления и выполнения занимающимися словесной инструкции; осуществлять физическое развитие с опорой на сохраненные двигательные возможности; стремиться совершенствовать познавательную деятельность средствами физической культуры; осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач. Неотъемлемым условием обеспечения коррекционной направленности процесса физического воспитания является опора на принципы личностно-ориентированного подхода (в соответствии с возможностями каждого больного; индивидуально ориентированные программы и планы физического воспитания с учетом психологических возможностей людей с отклонениями в интеллектуальном развитии и т. д.). Педагогические воздействия в целях коррекции нарушения функций и развития еще не сформировавшихся двигательных умений и навыков предполагают применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей и подростков. Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами: 1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением; 2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений; 3) максимально активизировать познавательную деятельность; 4) ориентироваться на сохранные функции, сензитивные периоды развития и потенциальные возможности занимающегося; 5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке занимающиеся лучше осваивают учебный материал; 6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память. Положительные особенности применения физических упражнений в системе уроков ритмики и подвижных игр заключаются, прежде всего в: 1) универсальности (в организме человека нет ни одного органа, который бы реагировал бы на движение); 2) отсутствии отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок); 3) возможности длительного применения, которое может переходить из лечебного и профилактического в общеоздоровительное и тренировочное. К этому следует добавить, что физические упражнения, выполняемые на занятиях можно разнообразить, заменить одно другим, исключая монотонность, поэтому целенаправленные и дозированные упражнения являются весьма эффективными средствами коррекции нарушенных двигательных функций людей с нарушением интеллекта.^ О Проблеме курения медицинских работниковАнисимова Ю.Г., Аверин М.И., Щепелина Е.В. Свердловский областной медицинский колледж «Новоуральский филиал», НовоуральскВсе мы уже много раз слышали о вреде курения. Весь мир борется с этой глобальной на сегодняшний день проблемой. Но мы хотели бы рассмотреть эту проблему лишь в определённой группе - среде медицинских работников. Наша тема не зря называется «Этические стороны курения медицинских работников», ведь в большей степени мы рассматривали не вред, который наносят себе люди в белых халатах, а именно этические аспект этой проблемы. Наверняка многие сталкивались с курящим врачом, медицинской сестрой. Возникает вопрос: приятно ли Вам это? Как часто вы задумывались над этим? На сегодняшний день принят законодательный акт "Об ограничении курения табака", который звучит следующим образом: "В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в залах ожидания железнодорожных, авто- и аэровокзалов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых государственными и муниципальными органами власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах. Специально отведенные для курения табака места должны занимать не более двадцати пяти процентов от площади указанных помещений". Это показатель того, что наше правительство борется за здоровье нации. И кто знает о вреде курения больше всех, как не медицинские работники? Ведь именно они спасают нам жизни и помогают быть здоровыми, подвергая при этом опасности собственную жизнь. Рассмотрим некоторые статьи этического кодекса медицинского работника. Статья 11. Уважение к своей профессии: «…Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию своей профессии. Поведение медицинской сестры не должно быть примером отрицательного отношения к здоровью». Статья 14. Ответственность перед обществом: «Медицинская сестра, в меру своей компетенции, должна участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями…». Статья 17. Действие «Этического кодекса»: «Требования настоящего кодекса обязательны для всех медицинских сестер России. Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание на факультетах сестринского дела, в медицинских колледжах и училищах, должны ознакомить студентов с «Этическим кодексом медицинской сестры России». Студенты по мере включения в профессиональную медицинскую деятельность обязаны усваивать и соблюдать принципы и нормы, содержащиеся в кодексе. Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание, должны своим поведением показывать пример студентам». Статья 18. Ответственность за нарушение «Этического кодекса»: «За нарушение норм Кодекса могут быть применены следующие взыскания:1) замечание; 2) предупреждение о неполном профессиональном соответствии; 3) приостановление членства в ассоциации на срок до одного года; 4) исключение из членов ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии». Опираясь на статью 17 можно сказать, что медики сами нам показывают не самый лучший пример. Практически во всех отделениях нашей городской больницы, в поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях есть курящие медики! И не удивительным будет то, что, смотря на происходящее, студент, получающий медицинскую профессию, не откажется от курения. Согласно данных анкетирования, проведенного нами среди медицинских работников Городской больницы г.Новоуральска и студентов Новоуральского филиала медицинского колледжа, мы выяснили, что среди опрошенных большинство не признает себя курящим, имея при этом большое количество курящих близких людей и коллег. Лишь 11% опрошенных признались, что курят. Среди студентов только 17% признались, что курят, 28% опрошенных заявили, что курят иногда, 44 % - не курят, и 11% студентов бросили курить. Довольно странные данные, по нашему мнению, особенно результаты анкетирования студентов, и в связи с этим возникает сомнение в искренности респондентов, тем более мы сами – студенты, являемся прямыми свидетелями всех процессов, происход