С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума. Заведующий кафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор биологических наук В. А. Голиченков. Профессор кафедры эмбриологии,доктор биологических наук Д. В. Попов. 03. 09. 1993 г. С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума. Заведующий кафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор биологических наук В. А. Голиченков. Профессор кафедры эмбриологии,доктор биологических наук Д. В. Попов. 03. 09. 1993 г.^ Дневник нерожденного ребенка 5 октября. Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я девочка, у меня будут светлые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что я буду любить цветы. 19 октября. Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть. 23 октября. Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет "мама".25 октября. Сегодня начало биться мое сердце.2 ноября. Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму.12 ноября. У меня формируются пальчики -- смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы.20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива!23 ноября. Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать.10 декабря. У меня растут волосы, они гладкие, светлые и блестящие.13 декабря. Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов. 24 декабряю. Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!28 декабря. Сегодня моя мама меня убила.^ Дневник нерожденного ребенка 5 октября. Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я девочка, у меня будут светлые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что я буду любить цветы. 19 октября. Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть. 23 октября. Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет "мама".25 октября. Сегодня начало биться мое сердце.2 ноября. Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму.12 ноября. У меня формируются пальчики -- смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы.20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива!23 ноября. Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать.10 декабря. У меня растут волосы, они гладкие, светлые и блестящие.13 декабря. Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов. 24 декабряю. Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!28 декабря. Сегодня моя мама меня убила.Младенцы, восходящие на голгофу Впервые в мире аборты были узаконены в большевистской России в 1920 году. Сегодня наша страна занимает первое место по количеству сделанных операций подобного рода. Эти кадры не “для слабонервных”. Не случайно в аннотации к фильму, созданному американским врачом Бернардом Натансоном, настоятельно рекомендуется соблюдать максимальную осторожность при показе человека с неподготовленной психикой запросто может хватить удар. В ленте под названием “Безмолвный крик” с помощью ультразвуковой аппаратуры запечатлен процесс восхождения 12-недельного малыша на кровавую голгофу. Бесстрастная видеозапись зафиксировала те моменты, когда в утробе матери, согласившейся на аборт, его, живого ребенка, последовательно разрывают, четвертуют и размалывают холодные стальные инструменты. Следующие четыре абзаца людям со слабыми нервами и сердцем лучше не читать. ...На экране появляется картинка. Вот голова ребенка, вот его тельце. Маленькая ручка тянется ко рту. На изображении различаются не только ротик, глаз, носик, но и даже то, что головка малыша заполнена мозгом. Видна губкообразная ткань - плацента. Внизу, у самого края экрана, расположились крохотные ножки. Сердечко бьется ровно, совершая 140 ударов в минуту. Время от времени малыш слегка меняет свое положение. Все его движения спокойны: он ощущает уют и безопасность. Вдруг рядом с границей экрана появляется зловещая тень - это вакуум-кюретка (специальный инструмент, присоединенный через вакуумную трубку к электронасосу с “засасывающим” давлением около 55 мм ртутного столба). Она медленно, но неумолимо приближается к малышу. Он уже ощущает опасность: пытается отодвинуться от инородного тела, в его активных, но совсем беспомощных движениях появляется панический страх. Вакуум-кюретка нащупывает ребенка. Возбуждение и ужас малыша достигают апогея. Его маленький ротик раскрывается в безмолвном крике. В последнем порыве отчаяния он трогательно и беззащитно отодвигается в сторону в левую часть матки. Сердце бьется все быстрее и быстрее: 200 ударов в минуту! Плодный пузырь прорывается, утробные воды, составляющие теплый уютный мирок этого маленького человечка, быстро исчезают. Кюретка безжалостным драконом впивается в тельце ребенка и буквально отрывает его от крохотной головки. Теперь все... Секунду спустя врач вводит аборцанг. Он крепко обхватывает оставшуюся в матке головку, Слабые, еще не сформировавшиеся косточки маленького черепа раздавливаются и расплющиваются в одно мгновение. То, что еще несколько минут назад было головой, удаляется. Теперь на экране видны только куски тканей и осколки - все, что осталось от крошечного и беспомощного человечкого существа. Описанное выше представляет из себя так называемый мини-аборт и считается наиболее “гуманной” операцией подобного рода. Младенцы, восходящие на голгофу Впервые в мире аборты были узаконены в большевистской России в 1920 году. Сегодня наша страна занимает первое место по количеству сделанных операций подобного рода. Эти кадры не “для слабонервных”. Не случайно в аннотации к фильму, созданному американским врачом Бернардом Натансоном, настоятельно рекомендуется соблюдать максимальную осторожность при показе человека с неподготовленной психикой запросто может хватить удар. В ленте под названием “Безмолвный крик” с помощью ультразвуковой аппаратуры запечатлен процесс восхождения 12-недельного малыша на кровавую голгофу. Бесстрастная видеозапись зафиксировала те моменты, когда в утробе матери, согласившейся на аборт, его, живого ребенка, последовательно разрывают, четвертуют и размалывают холодные стальные инструменты. Следующие четыре абзаца людям со слабыми нервами и сердцем лучше не читать. ...На экране появляется картинка. Вот голова ребенка, вот его тельце. Маленькая ручка тянется ко рту. На изображении различаются не только ротик, глаз, носик, но и даже то, что головка малыша заполнена мозгом. Видна губкообразная ткань - плацента. Внизу, у самого края экрана, расположились крохотные ножки. Сердечко бьется ровно, совершая 140 ударов в минуту. Время от времени малыш слегка меняет свое положение. Все его движения спокойны: он ощущает уют и безопасность. Вдруг рядом с границей экрана появляется зловещая тень - это вакуум-кюретка (специальный инструмент, присоединенный через вакуумную трубку к электронасосу с “засасывающим” давлением около 55 мм ртутного столба). Она медленно, но неумолимо приближается к малышу. Он уже ощущает опасность: пытается отодвинуться от инородного тела, в его активных, но совсем беспомощных движениях появляется панический страх. Вакуум-кюретка нащупывает ребенка. Возбуждение и ужас малыша достигают апогея. Его маленький ротик раскрывается в безмолвном крике. В последнем порыве отчаяния он трогательно и беззащитно отодвигается в сторону в левую часть матки. Сердце бьется все быстрее и быстрее: 200 ударов в минуту! Плодный пузырь прорывается, утробные воды, составляющие теплый уютный мирок этого маленького человечка, быстро исчезают. Кюретка безжалостным драконом впивается в тельце ребенка и буквально отрывает его от крохотной головки. Теперь все... Секунду спустя врач вводит аборцанг. Он крепко обхватывает оставшуюся в матке головку, Слабые, еще не сформировавшиеся косточки маленького черепа раздавливаются и расплющиваются в одно мгновение. То, что еще несколько минут назад было головой, удаляется. Теперь на экране видны только куски тканей и осколки - все, что осталось от крошечного и беспомощного человечкого существа. Описанное выше представляет из себя так называемый мини-аборт и считается наиболее “гуманной” операцией подобного рода.Утро. (отрывок из книги "За жизнь" доктора Антуана Лисеца, активного участника движения в защиту нерожденных детей, приводится в сокращении) Холодным осенним утром мы с коллегой отправились в близлежащий городок с намерением провести утро в гинекологическом отделении больницы. Приехали мы рано, до начала приема. Никого еще не было. Вскоре пришла медсестра и включила свет, затем появилась вторая; напевая, она вкатила массивный столик, на котором лежал пакет с надписью "стерильно"-- вероятно, инструменты. Из кабинета послышался смех и донесся запах дыма и кофе. Кажется, сестры были в прекрасном настроении. Когда мы уже решили, что никто не придет на аборт, вошла молодая женщина. Спросила, свободно ли, и, не дожидаясь ответа, села. Закурила, видимо нервничая, и сразу же заговорила: -- Наверное, и вы привели кого-нибудь на аборт. Мне 27 лет, но я считаю, мне рано иметь ребенка. Я еще учусь. Мой друг не против, чтобы мы поженились, завели семью, детей, но это можно сделать и потом, после учебы. Я побоялась сказать ему, что беременна. Он ни за что не согласился бы на аборт... Я не знал, с чего начать, взглянул на коллегу, но он уже с кем-то беседовал. Приемная наполнилась, был слышен гул многих голосов. И я начал говорить. Я умолял ее не убивать своего ребенка, рассказывал о жизни человека до рождения, о вреде аборта, о проблемах, которые у нее возникнут. Я не мог поверить, что ребенок, уже живущий в ней, будет вскоре убит. Я просил, умолял, но безуспешно. Как только появилась медсестра и сказала: "Кто заплатил, может войти", она встала и вошла в кабинет, откуда послышался звук инструментов. "Как странно,-- подумал я,-- вместо звона колоколов в соседней церкви эти люди слушают звон инструментов убийства". Ожидавшие аборта женщины слышали наш разговор, и одна из них спросила меня: -- Это правда, что мой ребенок уже жив? Я беременна 6 недель, а мне сказали, что он оживает только через три месяца. -- Да, госпожа, ребенок жив -- жив с момента зачатия. Его сердце начинает биться, когда вы еще даже не подозреваете, что беременны,-- на 18-21-й день после зачатия оно гонит по сосудам кровь. Ваш ребенок уже сейчас делает движения головой и телом, как новорожденный! -- ответил я. -- Неужели! А мне сказали, что это всего лишь комочек... Нет, я не буду делать аборта. Я люблю своего малыша, который ждет меня дома. Я не могу этого сделать! Как радостно было это слышать, но сколько еще таких женщин в ежедневных очередях в этот страшный кабинет, которым никто не говорит о вреде аборта, о том, что ребенок живет до рождения,-- у врача не находится для них времени. Моя собеседница ушла и вскоре вернулась с мужем. "Что-то он мне сейчас скажет?"-- подумал я. А он тихо проговорил: -- Господин доктор, благодарю вас, жена решила родить и этого ребенка. Знаете, в эти дни она была какой-то другой и не слушала меня. Я долго разговаривал с женщинами. Они решились на аборт -- и никто не отговаривал их от этого. Более того, одну из них, беременную четвертым ребенком, медсестры подняли на смех, уговаривая на аборт и обещая сделать его еще по старой цене. В то утро нам с коллегой удалось сохранить жизнь пятерых детей. И на лицах их будущих матерей после этого решения появилась улыбка. Они ушли из больницы преображенными. Одна из женщин хотела ввести спираль -- она не подозревала, что и при наличии спирали происходит зачатие и погибает уже зачатый ребенок. Мы дали ей брошюру, рассказывающую об абортивном действии спиралей и некоторых противозачаточных таблеток и вредных последствиях их применения. Труднее всего было убедить одну из присутствующих -- коллега говорил с ней больше часа. Но помощь явилась неожиданно. В приемной сидела женщина лет тридцати пяти. Она долго прислушивалась к разговору, а потом вдруг подошла и громко сказала: -- Много бы я дала, чтобы быть сейчас на твоем месте. Роди этого ребенка, дай ему жить, а себя не лишай счастья материнства. Семь лет назад я сделала аборт -- и сейчас никакой врач мне не поможет. Я не могу иметь детей. Эти слова оказались решающими. Наша собеседница изменилась в лице; помолчав, она сказала: -- Да, я рожу своего ребенка! -- И слава Богу, ушла из этой бойни! В то утро я понял, что должен найти людей, которые пошли бы утром в гинекологические отделения -- на лобное место, где умирает Югославия,-- и просили бы о помиловании маленьких осужденных на смерть, которые ждут казни в мрачных холодных темницах с решетками из материнского сердца.Утро. (отрывок из книги "За жизнь" доктора Антуана Лисеца, активного участника движения в защиту нерожденных детей, приводится в сокращении) Холодным осенним утром мы с коллегой отправились в близлежащий городок с намерением провести утро в гинекологическом отделении больницы. Приехали мы рано, до начала приема. Никого еще не было. Вскоре пришла медсестра и включила свет, затем появилась вторая; напевая, она вкатила массивный столик, на котором лежал пакет с надписью "стерильно"-- вероятно, инструменты. Из кабинета послышался смех и донесся запах дыма и кофе. Кажется, сестры были в прекрасном настроении. Когда мы уже решили, что никто не придет на аборт, вошла молодая женщина. Спросила, свободно ли, и, не дожидаясь ответа, села. Закурила, видимо нервничая, и сразу же заговорила: -- Наверное, и вы привели кого-нибудь на аборт. Мне 27 лет, но я считаю, мне рано иметь ребенка. Я еще учусь. Мой друг не против, чтобы мы поженились, завели семью, детей, но это можно сделать и потом, после учебы. Я побоялась сказать ему, что беременна. Он ни за что не согласился бы на аборт... Я не знал, с чего начать, взглянул на коллегу, но он уже с кем-то беседовал. Приемная наполнилась, был слышен гул многих голосов. И я начал говорить. Я умолял ее не убивать своего ребенка, рассказывал о жизни человека до рождения, о вреде аборта, о проблемах, которые у нее возникнут. Я не мог поверить, что ребенок, уже живущий в ней, будет вскоре убит. Я просил, умолял, но безуспешно. Как только появилась медсестра и сказала: "Кто заплатил, может войти", она встала и вошла в кабинет, откуда послышался звук инструментов. "Как странно,-- подумал я,-- вместо звона колоколов в соседней церкви эти люди слушают звон инструментов убийства". Ожидавшие аборта женщины слышали наш разговор, и одна из них спросила меня: -- Это правда, что мой ребенок уже жив? Я беременна 6 недель, а мне сказали, что он оживает только через три месяца. -- Да, госпожа, ребенок жив -- жив с момента зачатия. Его сердце начинает биться, когда вы еще даже не подозреваете, что беременны,-- на 18-21-й день после зачатия оно гонит по сосудам кровь. Ваш ребенок уже сейчас делает движения головой и телом, как новорожденный! -- ответил я. -- Неужели! А мне сказали, что это всего лишь комочек... Нет, я не буду делать аборта. Я люблю своего малыша, который ждет меня дома. Я не могу этого сделать! Как радостно было это слышать, но сколько еще таких женщин в ежедневных очередях в этот страшный кабинет, которым никто не говорит о вреде аборта, о том, что ребенок живет до рождения,-- у врача не находится для них времени. Моя собеседница ушла и вскоре вернулась с мужем. "Что-то он мне сейчас скажет?"-- подумал я. А он тихо проговорил: -- Господин доктор, благодарю вас, жена решила родить и этого ребенка. Знаете, в эти дни она была какой-то другой и не слушала меня. Я долго разговаривал с женщинами. Они решились на аборт -- и никто не отговаривал их от этого. Более того, одну из них, беременную четвертым ребенком, медсестры подняли на смех, уговаривая на аборт и обещая сделать его еще по старой цене. В то утро нам с коллегой удалось сохранить жизнь пятерых детей. И на лицах их будущих матерей после этого решения появилась улыбка. Они ушли из больницы преображенными. Одна из женщин хотела ввести спираль -- она не подозревала, что и при наличии спирали происходит зачатие и погибает уже зачатый ребенок. Мы дали ей брошюру, рассказывающую об абортивном действии спиралей и некоторых противозачаточных таблеток и вредных последствиях их применения. Труднее всего было убедить одну из присутствующих -- коллега говорил с ней больше часа. Но помощь явилась неожиданно. В приемной сидела женщина лет тридцати пяти. Она долго прислушивалась к разговору, а потом вдруг подошла и громко сказала: -- Много бы я дала, чтобы быть сейчас на твоем месте. Роди этого ребенка, дай ему жить, а себя не лишай счастья материнства. Семь лет назад я сделала аборт -- и сейчас никакой врач мне не поможет. Я не могу иметь детей. Эти слова оказались решающими. Наша собеседница изменилась в лице; помолчав, она сказала: -- Да, я рожу своего ребенка! -- И слава Богу, ушла из этой бойни! В то утро я понял, что должен найти людей, которые пошли бы утром в гинекологические отделения -- на лобное место, где умирает Югославия,-- и просили бы о помиловании маленьких осужденных на смерть, которые ждут казни в мрачных холодных темницах с решетками из материнского сердца. Профессор кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ, доктор биологических наук Д.В. Попов^ Эмбриология о начале человеческой жизни Как начинается жизнь человека? Зрелая яйцеклетка, попадая в фаллопиеву трубу и медленно спускаясь по ней на протяжении нескольких дней к матке, встречается со сперматозоидом. Его ядро проникает внутрь, и после сложного движения внутри яйцеклетки ее ядро, содержащее генетическую информацию, почерпнутую матерью от своих родителей, и ядро сперматозоида, содержащее информацию, полученную отцом от своих родителей, сливаются воедино и образуют ядро (зиготу) с двойным набором хромосом, содержащим комбинированный генетический материал. С этого момента мы не только вправе говорить о том, что имеем дело с отдельным организмом, но просто не имеем права считать по-другому. Этот организм обладает уникальной, индивидуальной, свойственной только ему одному на земном шаре генетикой. По теории вероятности двух генетически одинаковых организмов быть не может. Количество и последовательность генов в каждой хромосоме не могут повториться, их число и изменчивое расположение всегда будут выше того числа организмов, которые появятся на земном шаре на протяжении многих и многих сотен и миллионов лет. Пока зигота движется в сторону матки, начинается ее деление на дочерние клетки, бластомеры. Уже первые два бластомера отличаются друг от друга: один из них даст все тело человека, второй обеспечит ребенку существование внутри матки. Из него возникнут плацента, своими ворсинками прикрепляющаяся к стенке матки; амнион, защищающий эмбрион внутри матки и наполненный плодными водами; пуповина, соединяющая эмбрион и плаценту. Все эти органы принадлежат эмбриону. Высказывается мнение, что эмбрион является частью тела матери. Это не так по многим причинам. Во-первых, генетически он отличен от матери. Во-вторых, плацента не врастает в стенку матки -- существует плацентарный барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него, и заражение ребенка, как правило, может произойти только с момента родов. Кровь матери не может проникнуть внутрь эмбриона. По ее составу и группе, по генетике каждой клетки своего тела эмбрион отличен от матери. Мать греет его, защищает, выводит углекислый газ и дает кислород и составные кирпичики, из которых будут складываться его белки. А вот складывать их в каждой своей клетке он будет по собственной неповторимой генетической программе. Является ли искусственное прерывание беременности убийством? Да, хотя непросвещенному человеку может показаться, что это крохотное существо, которое на начальной стадии своего развития меньше булавочной головки, еще не живет, что оно не думает, в нем нет еще тех черт, которые появятся потом. Но что может измениться потом, на протяжении его жизни? Очень немного. Чуть-чуть может измениться его рост, цвет его кожи, масса мускулатуры. Но самое главное -- его генетическая сущность -- останется неизменной. На ранних стадиях развития эмбрионы позвоночных животных и человека похожи. На этом основании сформулирован закон зародышевого сходства. Но сходство не означает тождества. У эмбриона человека, например, есть намечающиеся жаберные щели, которые неправильно трактуются как отверстия. На самом деле это жаберные карманы, судьба которых у человека совершенно иная, чем у рыбы. Но факт остается фактом: ранние эмбрионы похожи. Биогенетический закон гласит, что индивидуальное развитие является кратким повторением исторического развития. Правда, и в самом законе не все безусловно. Но даже если с ним полностью согласиться, это совершенно не означает, что эмбрион человека можно уподобить эмбриону любого животного. Нет это совершенно разные классы, совершенно разные, генетически отличные друг от друга группы. И для матери дитя в ее утробе вовсе не так же безразлично, как головастик, который развивается в соседней луже. Профессор кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ, доктор биологических наук Д.В. Попов^ Эмбриология о начале человеческой жизни Как начинается жизнь человека? Зрелая яйцеклетка, попадая в фаллопиеву трубу и медленно спускаясь по ней на протяжении нескольких дней к матке, встречается со сперматозоидом. Его ядро проникает внутрь, и после сложного движения внутри яйцеклетки ее ядро, содержащее генетическую информацию, почерпнутую матерью от своих родителей, и ядро сперматозоида, содержащее информацию, полученную отцом от своих родителей, сливаются воедино и образуют ядро (зиготу) с двойным набором хромосом, содержащим комбинированный генетический материал. С этого момента мы не только вправе говорить о том, что имеем дело с отдельным организмом, но просто не имеем права считать по-другому. Этот организм обладает уникальной, индивидуальной, свойственной только ему одному на земном шаре генетикой. По теории вероятности двух генетически одинаковых организмов быть не может. Количество и последовательность генов в каждой хромосоме не могут повториться, их число и изменчивое расположение всегда будут выше того числа организмов, которые появятся на земном шаре на протяжении многих и многих сотен и миллионов лет. Пока зигота движется в сторону матки, начинается ее деление на дочерние клетки, бластомеры. Уже первые два бластомера отличаются друг от друга: один из них даст все тело человека, второй обеспечит ребенку существование внутри матки. Из него возникнут плацента, своими ворсинками прикрепляющаяся к стенке матки; амнион, защищающий эмбрион внутри матки и наполненный плодными водами; пуповина, соединяющая эмбрион и плаценту. Все эти органы принадлежат эмбриону. Высказывается мнение, что эмбрион является частью тела матери. Это не так по многим причинам. Во-первых, генетически он отличен от матери. Во-вторых, плацента не врастает в стенку матки -- существует плацентарный барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него, и заражение ребенка, как правило, может произойти только с момента родов. Кровь матери не может проникнуть внутрь эмбриона. По ее составу и группе, по генетике каждой клетки своего тела эмбрион отличен от матери. Мать греет его, защищает, выводит углекислый газ и дает кислород и составные кирпичики, из которых будут складываться его белки. А вот складывать их в каждой своей клетке он будет по собственной неповторимой генетической программе. Является ли искусственное прерывание беременности убийством? Да, хотя непросвещенному человеку может показаться, что это крохотное существо, которое на начальной стадии своего развития меньше булавочной головки, еще не живет, что оно не думает, в нем нет еще тех черт, которые появятся потом. Но что может измениться потом, на протяжении его жизни? Очень немного. Чуть-чуть может измениться его рост, цвет его кожи, масса мускулатуры. Но самое главное -- его генетическая сущность -- останется неизменной. На ранних стадиях развития эмбрионы позвоночных животных и человека похожи. На этом основании сформулирован закон зародышевого сходства. Но сходство не означает тождества. У эмбриона человека, например, есть намечающиеся жаберные щели, которые неправильно трактуются как отверстия. На самом деле это жаберные карманы, судьба которых у человека совершенно иная, чем у рыбы. Но факт остается фактом: ранние эмбрионы похожи. Биогенетический закон гласит, что индивидуальное развитие является кратким повторением исторического развития. Правда, и в самом законе не все безусловно. Но даже если с ним полностью согласиться, это совершенно не означает, что эмбрион человека можно уподобить эмбриону любого животного. Нет это совершенно разные классы, совершенно разные, генетически отличные друг от друга группы. И для матери дитя в ее утробе вовсе не так же безразлично, как головастик, который развивается в соседней луже.^ Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кириллана конференции "Священный дар жизни" 31 октября- 1 ноября 2000 г. Зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступна. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога. - Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Не сокрыты были от Тебя кости мои. Когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы, зародыш мой видели очи Твои.псл.138. О том же свидетельствует Иов, в словах обращенных к Богу: "Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом. Не Ты ли вылил меня как молоко и как творог сгустил меня, кожею и плотию одел меня, костями и жилами скрепил меня, Ты жизнь и милость даровал мне и попечение Твое хранило дух мой, Ты вывел меня из чрева. Я образовал тебя во чреве, и прежде, нежели ты вышел из утробы Я освятил тебя" - сказал Господь пророку Иеремии. "Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ пред Богом, ибо зародыш в утробе есть живое существо о коем печется Господь" - писал апологет II века Афинаогор. "Тот, кто будет человеком, уже человек", утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. "Умышленно, погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства, дающие врачевство для извержения зачатого плода во утробе суть убийца равный приемлющий детоубийственной отравы" - сказано во втором и восьмом правилах Святителя Василия Великого, при этом он уточняет, что тяжесть вины, не зависит от срока беременности, у нас нет различия плода, образовавшегося и еще не образованного. Святитель Иоанн Златоуст называл, делающих аборт, худшими, нежели убийцами. Широкое распространение оправдания аборта в современном обществе, Церковь рассматривает как угрозу будущему человечеству, явный признак моральной деградации. Верность библейскому и Святоотеческому учению о святости и ценности человеческой жизни, от самых ее истоков, не совместимо с признанием свободы выбора женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также считает неизменным своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются не рожденные дети. Православная Церковь, ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несения епитимьи(отлучение от причастия) с последующим участием спасительных Таинств. ^ Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кириллана конференции "Священный дар жизни" 31 октября- 1 ноября 2000 г. Зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступна. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога. - Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Не сокрыты были от Тебя кости мои. Когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы, зародыш мой видели очи Твои.псл.138. О том же свидетельствует Иов, в словах обращенных к Богу: "Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом. Не Ты ли вылил меня как молоко и как творог сгустил меня, кожею и плотию одел меня, костями и жилами скрепил меня, Ты жизнь и милость даровал мне и попечение Твое хранило дух мой, Ты вывел меня из чрева. Я образовал тебя во чреве, и прежде, нежели ты вышел из утробы Я освятил тебя" - сказал Господь пророку Иеремии. "Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ пред Богом, ибо зародыш в утробе есть живое существо о коем печется Господь" - писал апологет II века Афинаогор. "Тот, кто будет человеком, уже человек", утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. "Умышленно, погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства, дающие врачевство для извержения зачатого плода во утробе суть убийца равный приемлющий детоубийственной отравы" - сказано во втором и восьмом правилах Святителя Василия Великого, при этом он уточняет, что тяжесть вины, не зависит от срока беременности, у нас нет различия плода, образовавшегося и еще не образованного. Святитель Иоанн Златоуст называл, делающих аборт, худшими, нежели убийцами. Широкое распространение оправдания аборта в современном обществе, Церковь рассматривает как угрозу будущему человечеству, явный признак моральной деградации. Верность библейскому и Святоотеческому учению о святости и ценности человеческой жизни, от самых ее истоков, не совместимо с признанием свободы выбора женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также считает неизменным своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются не рожденные дети. Православная Церковь, ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несения епитимьи(отлучение от причастия) с последующим участием спасительных Таинств. Господь учил воспринимать жизнь, как несение Креста, как подвиг, и Святая Православная Церковь верует, что не желание супругов, а Сам Господь вызывает к жизни новое творение. Нежелание детей -- это извращение православно понимаемого супружества, а использование для этого каких-то средств -извращение созданной Богом природы человека. Священник должен объяснять народу учение Церкви, а не благословлять обходить "помехи" для более легкой жизни. То же рассуждение можно привести для того, чтобы оспорить утверждение о том, что бывают обстоятельства когда можно убить ни в чем не повинного младенца. Замечу, что за 17-летнюю практику лично у меня, пожалуй, наберется полтора десятка случаев, когда ко мне приходили беременные женщины, которым врачи предлагали убить во чреве ребенка под предлогом того, что они могут умереть родами. Я приводил им на память слова Христа Спасителя о том, что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15,13). И, слава Богу, все матери остались живы, родив своих детей. Причем диагнозы бывали иногда очень тяжелыми, у одной, помню, была миопатия -дисфункция вилочковой железы, которая действительно грозила атрофией мышц. Мать родила долгожданную девочку, которая явилась для нее настоящим утешением после рождения четырех "сыновей-разбойников".Уже в глубокой древности в церковном сознании закрепилось учение о том, что жизнь человека начинается со дня зачатия. Об этом говорят церковные правила, подтверждаемые Вселенскими Соборами, которые приравнивают уничтожение внутриутробного плода к убийству.Контрацепция сама по себе является насилием над человеческой природой и служит только сладострастию, поэтому никак не может быть благословляема Церковью. Но и помимо этого нужно знать, что ни один из современных видов контрацепций не дает 100%-й гарантии. В США, где наиболее развита индустрия контрацептивов, где уже с малолетства деток приучают к этому извращению, насилуя природную стыдливость, 60% всех абортов происходит после использования противозачаточных средств. Поэтому мы должны знать, что любая контрацепция чревата детоубийством. Известно, что большинство безопасных на вид контрацептивов вредны для здоровья матери и обладают абортивными свойствами. Если ими пользоваться, то незаметно для женщины происходит периодическое уничтожение зачатого в ней ребенка. из беседы с протоиереем Дмитрием Смирновым материалы медико-просветительского Центра «Жизнь».Господь создал мужчину и женщину способными рождать новые существа и дал им заповедь "плодитесь и размножайтесь". Ева (что в переводе с древнееврейского значит "матерь жизни"), родив в мир свое первое дитя, возгласила, исполнясь радости: "приобрела я человека от Бога" (Быт. 4, 1)...Умирала нестарая женщина. Болезнь скосила ее, когда она рассчитывала прожить еще лет тридцать. Что она увидела, покинув тело? Два мальчика стояли невдалеке и смотрели ей в глаза. Не дай Бог кому-нибудь встретить такой взгляд! Это были ее дети. Дети, которых не было. Грех детоубийства лишает родителей благодати Божией. В древности за такое деяние мать отлучали от Церкви на 20 лет наравне с убийцами. Согласно Священному Писанию, грех детоубийства вопиет к Богу об отмщении и считается хуже смертного. Поэтому, убивая неродившееся дитя, родители убивают себя. Поскольку неродившийся человек, как и взрослый, имеет свою бессмертную душу, то после смерти произойдет встреча родителей с душами убитых ими детей.НЕ УБИЙ! Не совершайте грех убийства с