§ 55. Критское иероглифическое письмо, линейное письмо А и Б. Большинство авторов европейских сайтов признают греческий язык иероглифической, А и Б письменностей. Поскольку линейная письменность Б считается дешифрованной и степень достоверности дешифровки не вызывает сомнения, то этих аргументов считается достаточно, чтобы распространить результаты дешифровки письменности Б на другие, оставшиеся не дешифрованные письменности Крита. При этом методика проста, если во всех трёх письменностях начертания знака совпадает, то огласовка этого знака в письменности Б распространяется на другие письменности. У некоторых авторов совпадение начертание знаков во всех трёх письменностях распространяется на 13 знаков. Но вот в последней статье Torsten Timm (http://www.kereti.de/phaistos.htmt) приводит таблицу одинакового начертания уже 20 знаков, общих во всех трёх системах критской письменности. Можно согласиться, за исключением некоторых знаков, что приведенные знаки не претерпели каких-то существенных изменений в графике при переходе из письменности в письменность. Автор в своей статье ни одному знаку не стал давать огласовок. Он их, увы, в очередной раз посчитал, какой знак в процентном отношении стоит в начале слова, в середине и в конце слова. При распространении звучания знаков письменности Б на похожие знаки других письменностей, и дилетантами, и учёными при попытках переводов надписей табличек с письмом А или Фестского диска получен нулевой результат. При том обилии переводов, которые были выполнены почти за сто лет со дня находки Фестского диска, нет двух слов, перевод которых совпадал бы. По теории вероятности такое совпадение вполне реально, но его нет. Причину мы упоминали в другой статье: полное отрицание дешифровщиками предшествующих работ своих коллег. Но главное, с чем нужно согласиться: система письма Б не является прямым продолжением иероглифической и письма А. Между ними на определённом этапе истории произошёл разрыв по неизвестным причинам. Изменилось начертание знаков и их фонетика, даже при одинаковом начертании знаки выражают другие звуки. Часть знаков исчезла, другие не могут идентифицировать. В иероглифической письменности использовали в качестве знаков 13 видов узнаваемых животных (знаки 29 – 34, 62, 64, 65,68,73, 74, 80), в письменности Б из всех их идентифицируется только один знак 74 (ФД) со знаком 80 (Б). Остальные 12 знаков даже приблизительно не могут найти в письме Б. Такая же картина с большинством других знаков. И всё же интересно, сколько и какие знаки сохранили не только графику, но и звучание в этих системах письма. Примем огласовки знаков Фестского диска по А.А. Молчанову, там, где не хватит, - свои. 1. Каждый из нас обратил внимание, что знак 13 – «стрела» критских иероглифических печатей сохранил свой вид во всех видах письменностей, и в кипрской он присутствует в том же виде и звучании. Во всех таблицах огласовывается как «TI = τι». 2. Другой знак иероглифической письменности 23 – «скипетр» проходит также через все три письменности с минимальными графическими изменениями и одинаковой огласовкой «TO = το». 3. Знак иероглифических печатей 11 - «нога, колено», обойдён внимание дешифровщиков, но он хорошо узнаваем во всех трёх письменностях, везде огласовывается как «PO = πο». 4. Знак 04 – «пленник» Фестского диска с существенными изменениями графики, но также прошёл через все системы письма и сохранил огласовку «KI = κι». Для убедительности приводим две таблички линейного письма А, где очень хорошо заметен наш бедный «пленник» при переходе от идеограммы ФД к знаку линейного письма А. НТ 85 НТ 13 Смотрите в первой строке последний знак на первой табличке, и последний знак в третьей строке второй таблички. Это, пожалуй, и все достоверные огласовки приведенных знаков во всех 3-х системах критского письма. Маловато. Хотя бы десяточек наскрести для укрепления одних теорий и разрушения других. Все остальные знаки, приведенные Т. Тиммом и имеющие одинаковую графику, имеют разные огласовки в своих системах письма. Но нужно иметь в виду, что двадцати знаковый перечень можно расширить за счёт знаков иероглифических печатей 08, 27, 31, 112, как минимум. Вот интересный знак 116 – «οινο, υνο - вино» ФД, он в том же начертании и значении в обеих письменностях. Во второй табличке он первый во втором ряду знаков. Этот знак часто повторяется и на других табличках. Приведём ещё одну табличку НТ 14. Здесь этот знак стоит вторым в первой строке. Потом этот знак пропадает, и в силлобарии письменности Б его пока никто не отыскал. Почему? Дешифровка табличек письма показала, что знак 116 уже на приведенной табличке имеет два вида отображения. Первый, второй знак первой строки. Второй, сокращённое начертание только слога νο четвёртым знаком третьей строки. В иероглифической письменности и в письме А знак οινο имеет сложный рисунок, даже в сокращённом варианте, поэтому в письменности Б от него отказались и заменили на два простых. Все рассмотренные знаки можно узнать в знаках письма А. Нужно признать, что количество знаков иероглифического письма, перешедших в письмо А слишком велико, чтобы говорить о заимствовании этого вида письма с материка или ещё откуда-то. Изменилась техника, произошло упрощение графики, были заменены сложные знаки более простыми в начертании, появились новые знаки, и мы не узнаём старых идеограмм в новых знаках. Посмотрите последний знак таблички, вы и с трёх раз не угадаете, что это всем известный знак иероглифической письменности 74 «Кот». Фонемы остались те же, только стали выражаться другим рисунком, вопрос - новым или старым видоизменённым? В общем, маловато. Надо продолжать искать соответствия. Может быть до числа, предложенного Torsten Timm’ом, не дойдём, но репертуар сходных знаков обеих видов письменностей расширим.