«ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ...» Антона Семеновича Макаренко в нашей стране очень любят. Кто не слыхал о его удивительной колонии, кто не читал талантливую «Педагогическую поэму», кто не знает, что он — творец замечательной системы воспитания? Впрочем, слава великого педагога давно уже перешагнула и за границы его Родины. По данным ЮНЕСКО, он постоянно входит в число самых читаемых писателей мира. В ГДР, например, «Педагогическая поэма» выдержала более 50 изданий. Совсем недавно юная датчанка на вопрос «Что бы вы взяли с собой на необитаемый остров?» отзетила кратко: «Педагогическую поэму». Необходимо отметить, что за рубежом ке только читают и почитают «Педагогическую поэму», но также изучают и используют педагогическую прозу А. С. Макаренко. Известная американская учительница М. Сандерс назвала Антона Семеновича «отцом мировой педагогики». Труды Макаренко применяют психологи Японии. На Кубе существует целая сеть школ-коммун, работающих по системе прославленного учителя и воспитателя. Поэтому неудивительно, что Генеральной конференцией ЮНЕСКО 1988 год был объявлен Международным годом А. С. Макаренко. До этого такой чести удостаивались только два наших соотечественника: В.И. Ленин и М. В. Ломоносов. Год прошел, отзвучали речи, посвященные столетию со дня рождения А.С. Макаренко, в газетах и журналах появились юбилейные статьи, но по-прежнему остался неразрешенным вопрос: почему, несмотря на эту любовь к Макаренко, его творческое наследие так плохо у нас используется? Тем более сейчас, когда проблема воспитания молодого поколения остро волнует не только родителей и учителей, социологов и криминалистов, но вообще всех. Редакция пригласила на заочный «круглый стол» ученых и практиков, чья судьба, так или иначе, оказалась связанной с личностью и педагогической системой А. С. Макаренко. Их попросили ответить на три вопроса.^ 1. Каковы причины забвения системы Макаренко?Академик АПН СССР, ректор Полтавского государственного педагогического института, И. А. ЗЯЗЮН. Сейчас стало модным все огрехи в работе списывать на эпоху развитого застоя. Я этого делать не стану; в данном случае причины были более глубинными по смыслу и более ранними по времени. Во всем «виновата» сама макаренковская система.Вдумайтесь, система эта глубоко демократична по своей сути, она построена на самоуправлении, гражданском самосознании, уважении к личности, равноправиипедагогического начальства и самого маленького колониста, наконец, на подлинном хозрасчете. Определите момент, когда все эти понятия стали исчезать из нашей жизни, и вы установите не только причины, приведшие к забвению замечательной педагогической системы, но и дату, когда началось ее угасание. Думается, сегодня пришло время ренессанса идей Антона Семеновича. Верится, что они долго еще будут приносить пользу людям. А потому самое важное сейчас — не заниматься переучиванием нынешнего учительства, но еще на студенческойскамье убедить будущего педагога, что бесценный опыт Макаренко станет для него самым надежным и верным оружием.^ Член совета командиров макаренковцев и совета Московского музея А.С. Макаренко литератор Л. А. ЧУБАРОВ. Иногда приходится слышать, что педагогика Макаренко — принадлежность вчерашнего дня, когда по подвалам прятались [69] беспризорники, когда страна голодала, а жизнь в коммуне виделась как близкий идеал. Конечно, в наше время многое изменилось. Но если судить по-крупному, то его педагогика даже не сегодняшняя, а завтрашняя. Разве теперь в школе возможна такая демократия, что была в коммунеимени Ф.Э. Дзержинского? Командир отряда избирался только на полгода и толькоодин раз, секретари комсомольского бюро и совета командиров — лишь на один срок.Ежедневно проводилось общее собрание всех колонистов и сотрудников, все сидели по периметру большого зала и смотрели в глаза друг другу. Каждый имел право говорить одну минуту. И Макаренко сидел в том кругу и имел ту же минуту. Нам еще учиться и учиться этой педагогике. Что касается забвения системы Макаренко, то уместно спросить: можно ли забыть то, чего не знали? Лишь в 1940 году прошла первая всесоюзная дискуссия по макаренковской педагогике. После войны наступило некоторое оживление, Академия педнаук издала семитомник Антона Семеновича, а потом опять провал. Если судить по встречам в Московском музее Макаренко, учительская молодежь не знает его книг, системы и педагогического опыта.^ Редактор издательства «Просвещение» В. Г. БЕЙЛИНСОН. Система замышлялась и строилась как составная часть нового общества. Отступление от ленинских принципов социализма, лишение людей и организаций, в том числе воcпитательно-образовательных, какой-либо самостоятельности стали причиной трагедии самого Макаренко и его системы. Только сейчас в ней возникает общественная потребность. Но систему и изучать нужно системно. Развитая педагогическая система опирается на данные многих наук — психологию, [70] право, этику, историю культуры, экономику... Чтобы система Макаренко могла сыграть свою роль в полную силу, необходимо не превращать ее в поминальник, а подкрепить достижениями смежных наук.2. Как сочетается система А. С. Макаренко и «педагогика сотрудничества» учителей-новаторов?^ И. А. ЗЯЗЮН. Мне представляется, что система Макаренко красной нитью проходит через современную педагогику сотрудничества, но для идей Макаренко созвучнее название «педагогика сотворчества». Естественно, что применять ее эффективно может лишь тотвоспитатель, который учитывает не только специфические особенности коллектива, но и свои собственные.Директор школы-интерната № 1 г. Сыктывкара народный учитель СССР ^ А.А. КАТОЛИКОВ. У психологов есть такой термин — «установка на успех». Думается, вот эта установка и есть общее у Макаренко и нынешних педагогов-новаторов. Но цель у Антона Семеновича была крупнее: он добивался успеха в становлении коммунистическойличности, а усилия современных учителей-новаторов в основном направлены на успехи в освоении того или иного предмета. Парадокс состоит в том, что модные методики нацелены на отдельных учеников, из которых впоследствии должен сложиться прекрасный коллектив, а Антон Семенович считал, что только прекрасный, подлинно демократичный коллектив может создать условия для развития каждой личности. Ведь не секрет, что в толпе суммируются недостатки каждого, а в хорошем коллективе — достоинства. Поэтому в педагогике простые арифметические правила не действуют: можно получить хорошее, складывая плохое.^ В. Г. БЕЙЛИНСОН. Для Антона Семеновича педагогика — это не учеба и даже не воспитательное воздействие, а творчество, созидающее новые, высшие формы жизни. Только создавая и упорно утверждая их, формирующийся человек осваивает и обогащает социальный опыт предшествующих поколений, становится Гражданином. Аналогичное начало заложено и в «педагогике сотрудничества», но только в ней оно не доведено до логического завершения, до системы. Вот почему все то хорошее и полезное, что предлагают учителя-новаторы, носит название методик, а то, что оставил Макаренко, по праву именуется системой. [71]^ Руководитель челябинской областной лаборатории по изучению наследия А.С. Макаренко, кандидат педагогических наук 5. М. ОПАЛИХИН. В основе «педагогики сотрудничества» лежит идея демократизации процесса воспитания — стержневая идея системы Макаренко. Когда некоторые пропагандисты «педагогики сотрудничества» забывают об этом, это либо свидетельство неуважения к предшественнику, либо переоценка эффекта новизны. Сам факт появления плеяды учителей-новаторов убеждает: время заставляет возвращаться к педагогике демократической, а следовательно, к педагогике Макаренко. Сегодня учительский труд, как никогда, требует проявления творчества и многовариантности методик. Он, как никакой иной, личностей. Чем больше будет в школе хороших и разных педагогов, тем успешней продвинется перестройка нашего общества.^ Л. А. ЧУБАРОВ. Порой критики системы Макаренко говорят: то была Личность, где возьмешь столько макаренков? Педагоги-новаторы тоже все люди нестандартные, все незаурядные личности, но сила системы, выстраданной Антоном Семеновичем, в том, что она рассчитана на тиражирование. Естественно, использование сложной педагогической партитуры доступно лишь мастеру. Но именно мастеру, а не гению или таланту. Сам Макаренко неоднократно говорил: талантливых педагогов немного, а мастером при желании может стать каждый учитель, Вот этому мастерству и надо учить педагогов.3. Дал ли новые импульсы развитию системы Макаренко юбилейный год?^ В. М. ОПАЛИХИН. Год Макаренко способствовал лишь некоторому повышению интереса к личности [72] и наследию великого педагога. Руководство народным образованием, педагогической наукой так и не сказало своего слова, оценивая его систему. И это в то время, когда объявлен всенародный поиск путей перестройки школы, а взоры людей правомерно обращаются к первым десятилетиям послереволюционной педагогики, на пестром фоне которой выделяется вершинная педагогика Макаренко. К сожалению, после 13 марта — дня рождения Антона Семеновича — имя его исчезло со страниц газети журналов.^ В. Г. БЕЙЛИНСОН. Юбилейный год почти ничего не изменил. За очень редким исключением выступления на научных конференциях, в печати и по телевидению отличались поверхностностью и узловой вопрос о педагогической системе не прояснили, а в чем-то и захламили. Кстати, правы те, кто «разводит» понятия «педагогическая система» и «педагогическое наследие». «Наследие» — сложная совокупность всех достижений и неудач, это извилистый путь, где были продвижения вперед и отступления, это советы и рекомендации, четко привязанные к определенному этапу развития и времени. «Система» — явление, уходящее корнями в наследие, но это завершающий аккорд, итог проделанного пути, результат длительного опыта.^ И. А. ЗЯЗЮН. Если говорить о Полтавщине, то этот год не прошел бесследно. Создан музей-заповедник в Ковалевке, в педагогическом институте появилась лаборатория, изучающая наследие Макаренко, начал читаться курс «Основы педагогического мастерства», реализующий его идеи. В целом же по стране ситуация прежняя. Макаренко снова «не попал» в учебные программы, в планы институтов усовершенствования учителей, в пособия для подготовки руководящих педагогических кадров. Сказывается отсутствие Всесоюзного центра макаренковедения, да и просто не хватает книг Антона Семеновича, остро необходимых молодым учителям.^ Секретарь совета командиров макаренковцев И. И. ЯЦЕНКО. Минувший год не изменил ничего. По той причине, что наша педагогическая наука еще не готова к восприятию идей Макаренко. Было много деклараций «расширить», «углубить», «еще серьезнее изучить»... Но ведь если ничего не делать, то нельзя ни углубить, ни расширить. Разговор идет даже не о самом Антоне Семеновиче и его наследии. Решаются судьбы школы, судьбы целого поколения советских людей, в жизни которых, увы, множатся негативные явления. Система Макаренко — один из путей преодоления кризисных ситуаций.^ Л. А. ЧУБАРОВ. Надо отдать себе отчет: за год многого не сделать. Даже если он юбилейный. Наверное, всесоюзные и региональные конференции, слет макаренковцев, начало работы над фильмом «Антон Макаренко», открытие музея-заповедника, появление книг «Марш 30 года», «Основы педагогического мастерства», «Путь к мастерству» и другие — это все то, что лежит на поверхности, так сказать, юбилейный минимум. Он был выполнен. Но не случилось главного. Боль наша в том, что лежит макаренковский капитал мертвым грузом, а долженбыл бы работать на нас. Герой Социалистического Труда В. П. Сериков рассказал с телеэкрана, как книги Антона Семеновича помогли переходу на бригадный подряд. Офицеры-дальневосточники рассказывали недавно, как наследие Макаренко облегчает воспитание новобранцев. Убежден: и учителям и родителям может принести пользу замечательная педагогическая система. Пора ускорить и облегчить этот процесс. Юбилейные праздники проходят быстро, будничные проблемы, увы, решаются медленно. [73] «Наука и жизнь», 1989, № 4. С. 69 – 73Scan & OCR by