Россия в XVII в.Внутренняя политика.Внутренняя политика Царь Михаил Федорович (1613-1645) 11 июля 1613 г. – венчание на царство. Беспрерывные заседания Земских соборов в течение первых 10 лет правления.Сначала главные – бояре Салтыковы, родственники по мат. линии. 1619 г. – Филарет (отец) вернулся из польского плена. С тех пор – фактически совместное правление Михаила Федоровича и Филарета. 1633 г. – смерть Филарета. МФ прожил 49 лет, «скорбел ногами» и постоянно был в «кручине».^ Дальнейшее закрепощение.1619 г. – вновь объявлен 5-летний сыск беглых.1637 г. – девятилетний сыск беглых.1642 г. – десятилетний сыск беглых; 15-летний сыск насильственно вывезенных крестьян.МФ попросил займ у европейских и восточных монархов. Маленькие займы дали только Англия и Иран (т.к. ведут торговлю с Россией) Увеличение числа иностранцев в Москве. Появление Немецкой слободы.^ Царь Алексей Михайлович (1645-1676) После МФ престол занял 16-летний сын от С.Л.Стрешневой Алексей. Алексей Михайлович «Тишайший» - стремился как можно меньше вмешиваться в государственные дела, передоверяя приближенным. Воспитатель царя Б.И.Морозов, князь Н.И.Одоевский, патриарх Никон, А.Ф.Ордин-Нащекин и А.С.Матвеев, в последние годы – отец первой жены царя И.Д.Милославский. Начитанный, крепкий здоровьем, примерный семьянин, любил роскошь и ритуалы, пышные выезды, охоту, был «подвижен на гнев». Написал «Урядник сокольничья пути».^ Городские восстания середины XVII в. XVII в. – «бунташный век». Распространение крепостничества на южные и юго-восточные районы. Бегство крестьян на окраины России, в засечные черты, Задонщину, Яик, Нижнее Поволжье, на Урал, в Сибирь меры по сыску беглых. Увеличение налогового гнета. Затраты на содержание аппарата и войны казна пуста подъем прямых и косвенных налогов. 1646 г. – подъем цены на соль в 4 раза платежеспособность населения подорвана. 1647 г. – отмена налога на соль. Решение взыскать недоимки на последние 3 года. Больше всего ударило по городским общинам «черных» слобод.1648 г. – открытое восстание в Москве с требованиями наказать чиновников царской администрации. Требования горожан не удовлетворены погромы боярских и купеческих домов АМ вынужден выслать Б.И.Морозова (главу правительства) из Москвы. Отдал на расправу бояр Плещеева и Траханиотова – толпа их растерзала С помощью стрельцов восстание подавлено. Восстание способствовало тому. Что господствующий класс на время отложил распри (бояре-дворяне) и занялся выработкой нового свода законов.С 1630 по 1650 гг. – восстания в 30 русских городах.^ Соборное уложение 1649 г. 1648-1649 гг. – Земский собор по Соборному уложению Крупнейший Земский собор в истории России. 340 чел. (70% - дворяне).Соборное уложение = 25 глав Объем: 1.000 статей. Тираж: 2.000 экземпляров. Первый русский законодательный памятник, изданный типографским способом. Действие: до 1832 г.^ Первые 3 главы – преступления против церкви и царской власти. Любая критика Бога и церкви = сжигание на костре. Измена, оскорбление чести государя, бояр, воевод = казнь. Обнажение оружия в присутствии царя = отсечение руки.СУ регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве.^ Слияние поместья с вотчиной. Обмен поместий, в т.ч. поместья на вотчину. Поместье можно отдать в приданое. Регистрация сделки в Поместном приказе. Ограничение церковного землевладения.«Суд о крестьянех» Бессрочный сыск беглых и увезенных. Запрет перехода к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы – право полностью распоряжаться личностью крестьянина. юридическое оформление системы крепостного права Распространение крепостнических порядков и на черносошных, и на дворцовых крестьян. Запрещение выходить из общины.«^ О посадских людях» Ликвидация белых слобод, все несут тягло. Запрет перехода из посада в посад и женитьбы на женщине из другого посада. Горожане – монопольное право торговли в городах. Могут иметь лавки. Крестьяне могут торговать только с возов или в торговых рядах. ВЫВОД: все крестьянское население прикреплено к феодалам, все посадское – к городам. Усиление власти монарха путь к установлению абсолютизма. СУ принято в интересах сословий господствующего класса, стремящихся к объединению.Ответ на Соборное Уложение – восстания. Сакмое крупное – в Новгороде, затем во Пскове (1650 г.)^ Медный бунт. 1662 г. Изнурительные войны середины XVII в. = истощение казны.1654-1655 г. – моровая язва.1654 г. – правительство начинает чеканить медные монеты вместо серебряных.Гиперинфляция. Медных рублей (в т.ч. фальшивых) так много, что к 1662 г. за 1 серебряный рубль дают 8 медных. НО налоги – серебром, цены основаны на серебре, жалование – медью голод восстание москвичей. Лето 1662 г. – разгромив дворы бояр и купцов, ушли в Коломенское к царю. «Держали царя за рукава, яли за пуговицы» (Григорий Котошихин «О России в царствование царя Алексея Михайловича») В то время, как царь разговаривал с толпой, бояр Хованский привел стрельцов, которые расправились с восставшими. 7.000 погибших. Правительство вынуждено пойти на прекращение чеканки медных денег, а впоследствии – заменить их серебряными.^ Поход Василия Уса «С Дона выдачи нет» Успешные походы против Турции и Крыма.1658-1660 гг. – турки и крымчане перекрыли выход в Азовское и Черное моря. Укреплен Азов, т.к. все чаще Каспий = объект нападения.1666 г. – 500 казаков (глава - Василий Ус) преприняли поход с Дона через Воронеж на Тулу. Хотели получить средства к существованию и предложить свои услуги правительству в войне России с Польшей. В отряды вливались новые беглые и посадские. 3.000 чел. С большим трудом (с помощью регулярных войск) В.Уса и K удалось отправить обратно за Дон. Поход Уса = предвестник крестьянской войны С.Разина.^ Церковные реформы Никона Расширение связей с Украиной и греческим Востоком необходимость унифицирования обрядовРаспространение книгопечатаниянеобходимость унифицирования церковных книгКонец 40-х гг. XVII в. – Кружок ревнителей древнего благочестия.Царский духовник Стефан Вонифатьев (глава), настоятель Казанского собора Кремля Иоанн, царский постельничий Ф.Ртищев (и его сестра Анна!), Никон, Аввакум. Предлагали унификацию по русским богослужебным книгам (Стоглаву 1551 г.) Но – не вышло.1652 г. – Никон – московский патриарх настоял: так как надо укрепить дисциплину, порядок, нравственые устои духовенства, надо унифицировать обряды по греческому образцу (и посвященных в это действо будет меньше, ведь не все знают греческий язык).Раскол Реформы в условиях массового народного недовольства протест со стороны части бояр и иерархов церкви (боялись, что реф. подорвут доверие народа к церкви) Аввакум vs Никон Отмена реформы! Русские обряды – основа! Только реформа! Греческие обряды – основа! Крестится двумя перстами Крестится тремя перстами! Крестный ход по солнцу! Крестный ход против солнца! Длинные, старые ритуалы и обряды Укороченные ритуалы 1654-1656 – борьба двух течений («за» старообрядцев была вначале жена Алексея Михайловича. Царица Анна Ильинична Милославская, она же поддерживала боярыню Морозову и ее сестру Урусову – обе были ученицами Аввакума )1656 – Собор, отлучивший старообрядцев от официальной церкви. Они - еретикиСтарообрядцы – горожане, крестьяне, стрельцы (ухудшение своего положения – реформа!); бегут в Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь основание старообрядческих поселений.Раскол = форма протеста. Протопоп Аввакум и единомышленники сосланы в Пустозерск; 14 лет в земляной тюрьме; сожжены заживо. «Огненное крещение» старообрядцев – самосожжение в ответ на приход «Никона-Антихриста».Между тем, Никон добивается титула «великого государя».^ 1658 г. – демонстративно уезжает из Москвы и требует подчинения ему светской власти.1666 - Никон лишен сана патриараха, сослан и Феррапонтов монастырь под Вологдой. После смерти АМ возвратился из ссылки и умер в 1681 г.Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре.Нов. Иерусалим = копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.Никон считал, что Москва = центр православия и мирового христианства.Но раскол – продолжался.1668-1676 г. – Соловецкий монастырь – центр старообрядчества.1676 г. – предатель впустил через тайный ход царские войска. Живы 50 из 600.Старообрядчество продолжало преследоваться как церковными, так и государственными методами.