Реферат по предмету "Разное"


© 2005 г. А. Ю. Минаков

© 2005 г. А.Ю.МинаковРусский консерватизм в современной российской историографии: новые подходы и тенденции изученияНельзя сказать, что русский консерватизм вовсе не изучался в СССР, но не стоит преувеличивать и степени его изученности. Так, в 1920-1930-х гг. публиковались отдельные и весьма добротные работы о консерваторах эпохи Священного союза, русских связях Жозефа де Местра, полемике между Н.М. Карамзиным и А.С. Шишковым, деятельности консервативной «Беседы любителей русского слова», К.П. Победоносцеве, Александре III и консервативной корректировке Великих реформ в 1880-е гг. Издавались (с «разоблачительными» целями) дневники, мемуары и переписка Победоносцева, материалы по истории «черносотенного» движения1. Стоит отметить, и это эти работы зачастую имели археографический характер и были выполнены в строго академических традициях, что выгодно отличало их от эмоциональных и субъективных, полупамфлетных произведений на ту же тему, выходивших из-под пера либеральных историков в дореволюционное время2. Любопытно, что в период Великой Отечественной войны на волне попыток реанимирования «государственно-патриотической» идеологии некоторые историки (Е. В. Тарле, С.К. Бушуев, А.Е. Ефимов и др.) ставили вопрос об исторической реабилитации таких деятелей консервативного лагеря, как А. А. Аракчеев, М. Н. Катков и К. П. Победоносцев3, однако эти попытки успеха не имели. Новый всплеск интереса к консервативной проблематике пришелся на начало 1960-х гг., когда в Тарту усилиями Ю.М. Лотмана и его учеников были созданы объемные, интересные и не потерявшие по сей день значимости исследования о Карамзине, Шишкове, С.Н. Глинке4. Школа Лотмана заложила прочную традицию изучения раннего русского консерватизма в рамках прежде всего филологии. Некоторые аспекты истории раннего русского консерватизма, связанные с противодействием либеральным реформам (взгляды и проекты Карамзина, Г.Р. Державина и др.) рассматривались с позиций марксистской методологии в обобщающих работах А.В. Предтеченского и некоторых других советских историков, посвященных царствованию Александра I5. При этом исследователи опирались в основном на ту эмпирическую базу, которая была создана дореволюционной историографией, например в трудах Н.К. Шильдера, и ограничивались по преимуществу интерпретационными новациями. Иначе обстоит дело с трудами П. А. Зайончковского и ряда его учеников. В его фундаментальных исследованиях о внутренней политике самодержавия в 1870-1890-е гг. впервые после очень значительного перерыва были созданы яркие (хотя и не лишенные неизбежной по условиям того времени тенденциозности) исторические портреты таких русских консерваторов, как Н.П. Игнатьев, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, а также исследовано их влияние на формирование политического курса, который в советской историографии получил название «контрреформ»6. Если школа Лотмана «реабилитировала» изучение раннего русского консерватизма конца XVIII - первой трети XIX в., то Зайончковский и его ученики смогли добиться того же в отношении зрелого консерватизма конца XIX в. В 1970-е гг. обозначилась тенденция к выделению истории русского консерватизма как самостоятельного историографического направления. Если раньше эта проблематика рассматривались в рамках более широких тем (внутренней политики самодержавия, развития отечественной литературы), то в указанное время появляются первые крупные исследования, целиком и полностью посвященные консерваторам. Среди них необходимо выделить новаторский для того времени и до сих пор не превзойденный по богатству привлеченного фактического материала труд ученицы Зайончковского В.А. Твардовской о Каткове7. Появление этой книги дало мощный импульс изучению аналогичной проблематики. В 1970-1980-е гг. опубликованы монографии о славянофилах, статьи об идеологии «официальной народности», о Н. Я. Данилевском, К. Н. Леонтьеве, В. В. Розанове, К. П. Победоносцеве и др.8 Впрочем, такого рода работы продолжали оставаться исключением. Ситуация существенно изменилась после начала «перестройки». В конце 1980-х гг. стала стремительно реализовываться естественная потребность научного сообщества в преодолении очевидной диспропорции в изучении общественно-политической мысли. Впрочем, помимо чисто академических, на популярность консерватизма как предмета изучения повлияли и политические причины, причем степень их воздействия на собственно научные исследования, как представляется, с каждым годом лишь усиливается. Поначалу определяющую роль в этом процессе играло отторжение от коммунистической идеологии, в результате чего консерватизм стал восприниматься многими как естественный идеологический противовес всякой «левизне». Однако по мере относительного неуспеха либеральных реформ, начавшихся в 1992 г., стало нарастать и сознательное отталкивание от «навязанного Западом» либерализма. «Спрос» на консерватизм, имевший поначалу антикоммунистический оттенок, приобрел теперь отчетливый антилиберальный (антибуржуазный) акцент. Сама власть еще в период президентства Б.Н. Ельцина заявила о необходимости национальной идеи, что было воспринято адептами формировавшейся «правой идеи» как своего рода политический заказ. В этих условиях Карамзин, Уваров, Данилевский, Леонтьев, Победоносцев, И.А. Ильин и др. консерваторы стали «властителями дум» части интеллектуальной элиты и научного сообщества. Консерватизм воспринимался как искомая русская национальная идея, которую лишь необходимо актуализировать в принципиально новой обстановке. В наследии консерваторов XIX - начала XX вв. стали отыскивать «ценные элементы», призванные подтвердить тезис о том, что их идеи, которые «так и не были использованы» самодержавной властью, и сегодня не утратили своего значения. С этой точки зрения, концепцию самодержавной монархии можно использовать для легитимации «сильной государственной власти», представления об имперской модели - трансформировать в учение о новом российском унитаризме, русскую националистическую риторику - пустить в ход в борьбе с этнократическим национализмом, а ставку на Православие как «духовный стержень русской государственности и культуры» - возродить в новых исторических условиях, введя на общегосударственном уровне преподавание основ Православия в школе и обязав высших чиновников время от времени отстаивать церковные службы. Говоря об академических исследованиях последних полутора десятилетий, нельзя не отметить, что в потоке статей и монографий явно преобладают труды, посвященные конкретным персоналиям, ключевым фигурам русского консерватизма. Конечно, в их судьбах отчетливо просматриваются контуры феномена русского консерватизма на всем историческом пути его развития. Однако соответствующие работы очень неоднородны по своим академическим достоинствам, степени проработки источников и знанию историографии проблемы. Кроме того, их авторы исповедуют различные политические взгляды, и, соответственно, они написаны в рамках совершенно разных идеологических парадигм – от крайне правой до нейтрально-объективистской. Так или иначе, с фактической стороны общая картина эволюции русского консерватизма от М.М. Щербатова до правых монархистов начала XX в. в этих трудах в основном воссоздана9. Вероятно, наступил момент, когда назрел переход от создания «исторических портретов» на уровень обобщений. Параллельно с накоплением нового эмпирического материала возрос интерес к дореволюционной и эмигрантской историографии. Этим объясняется переиздание классических работ А.Н. Пыпина, Н.К. Шильдера, великого князя Николая Михайловича и др.10, философов «русского религиозного ренессанса», эмигрантских авторов, в том числе и крайне правого толка. Обычно редакторы сопровождают такого рода переиздания ремарками о необходимости возобновить прерванную историографическую традицию, а также о достоинствах переиздаваемых книг, среди которых - «насыщенность фактами, точность и живость изложения»11. Существенное влияние на современную российскую историографию консерватизма и национализма оказывает и издание на русском языке работ видных западных исследователей12. Влияние западных исследований на российскую историографию трудно оценить однозначно. Так, в постсоветской историографии было усвоено предложенное К.Манхеймом разграничение между традиционализмом и консерватизмом, понимание консерватизма как реакции на Просвещение и Великую французскую революцию. Многие историки приняли введенное американским политологом С. Хантингтоном дифференциацию консерватизма автономного, ситуационного и аристократического. Вместе с тем это влияние не стоит преувеличивать. Характерно, например, что, по признанию А.Л. Зорина, его обращение к идеям известного американского антрополога К. Гирца стало возможным в силу того, что определение культуры, предложенное Гирцем, оказалось «достаточно близким формулировкам и определениям, которые в изобилии рассыпаны на страницах тартуских сборников»13. Значимые сдвиги происходят в сфере изучения консерватизма как общеевропейского феномена. В этом плане можно отметить работы германистов А.Н. Мочкина и Г.И. Мусихина, посвященные сравнительному анализу немецкого и русского консерватизма14 и М.И. Дегтяревой о «русских сюжетах» во взглядах и в деятельности Ж. де Местра15. Компаративистский подход нельзя не признать очень перспективным, поскольку континентальный, прежде всего немецкий, консерватизм имеет с российским много типологически общих черт. К настоящему моменту в наименьшей степени оказались разработаны вопросы источниковедения и историографии русского консерватизма16. В 1993-2001 гг. рядом журналов были проведены дискуссии и «круглые столы», отразившие резко усилившийся интерес к консервативной проблематике не только историков, но и философов, социологов, политологов. В основном они были посвящены проблеме определения консерватизма как целостного явления, причинам его возникновения, уточнению специфики русского консерватизма. Делались и попытки типологизации отдельных направлений консерватизма17. В ходе дискуссий обозначились две различные точки зрения. Согласно первой, русский консерватизм – это «естественная реакция на разрушительные социально-политические последствия буржуазно-индивидуалистической эволюции и европеизации России». Консерватизм в этой трактовке предстает как позитивное явление (В.Н. Абрамов)18. Вторая точка зрения акцентирует внимание прежде всего на негативных особенностях русского консерватизма. К ним относят прежде всего «правовой нигилизм, принцип ограничения личных прав граждан, свободы слова и свободы совести в интересах государства, близость некоторых принципиальных антидемократических установок с марксистскими, идеологическую общность с правыми радикалами, агрессивный национализм» (Б.М. Витенберг)19. Отметим одну характерную особенность этих дискуссий: тон в них в основном задают философы и политологи, которые часто имеют слабое представление о конкретных взглядах и политической практике русских консерваторов. Историки же, как правило, воспринимают такие дискуссии как чрезмерно политизированные и абстрактные, имеющие лишь косвенное отношение к изучаемому им фактическому материалу. Существенного «взаимопроникновения» различных гуманитарных дисциплин пока не наблюдается. В числе работ, так или иначе ставящих проблему консерватизма в теоретической плоскости, выделяются исследования П.Ю. Рахшмира, В.А. Гусева, А.Н. Боханова, М.Ю. Чернавского20. До недавнего времени в этой сфере безусловно лидировал пермский центр под руководством Рахшмира, специализирующийся прежде всего на изучении западноевропейского и американского консерватизма. Однако в коллективных работах, вышедших в последние годы в Воронеже и Самаре, также появились разделы, посвященные теоретическим и методологическим вопросам21. Большинство российских исследователей предпочитают заниматься анализом консерватизма конца XIX - начала XX вв. Еще одна деталь: историки, изучающие консерватизм первой половины XIX в., в гораздо меньшей степени проявляют свою идеологическую ангажированность и претензии на «идейное руководство современным русским обществом», достаточно характерные для некоторых исследований по истории «зрелого консерватизма». Одна из причин этого, вероятно, заключается в том, что взгляды ранних русских консерваторов были достаточно расплывчаты, аморфны, не отличались развернутостью и яркостью формулировок, столь характерными, к примеру, для Данилевского и Леонтьева, Каткова и Посбедоносцева, этих весьма «выигрышных» для цитирования или относительно стройного, логичного пересказа их взглядов авторов. Все указанные тенденции в той или иной степени проявились в большинстве работ последних лет, посвященных консерватизму, но на некоторых наиболее характерных из них хотелось бы остановиться подробнее. В 1997 г. по инициативе А.Н. Боханова, известного своими биографиями последних русских царей, представляющими парадоксальное сочетание академического стиля и православно-монархического дискурса, вышел сборник «Российские консерваторы»22, содержащий исторические портреты ряда видных государственных деятелей от А.А. Аракчеева до В.К. Плеве. Он, несомненно, стал этапной вехой в современной историографии русского консерватизма. Впервые крупнейшие российские консерваторы-практики были обрисованы достаточно полно, ярко и объективно, невзирая на апологетическую тенденцию, которая прослеживалась в редакторском предисловии. В нем консерваторы изображались как «люди, объединенные лишь одной идеей, одним высшим стремлением: сохранить историческое Русское Государство», все они были «людьми Веры, Традиции и Порядка»23. Впрочем, подавляющее большинство статей сборника были свободны от апологетики, что отмечал и сам его составитель24. В 1999 г. появилось сразу несколько монографий, авторы которых стремились выйти за рамки жанра исторического портрета25. Крупным обобщающим изданием последних лет стала коллективная монография «Русский консерватизм XIX столетия»26. Основные достоинства и недостатки данной работы автор этих строк имел возможность оценить в написанной совместно с М.Д. Долбиловым рецензии27. Консерватизм интерпре­тировался ее авторами, в сущности, с позиций классового подхода, почти исключительно как идеологи­ческое выражение крепостнических и продворянских на­строений. В результате целый ряд немаловажных сюжетов и проблем выпали из их поля зрения. В целом же можно согласиться с теми рецензентами, которые отмечали, что «серьезная попытка рассмотреть консерватизм как не зло состоялась»28. В последние годы вышло также несколько книг, которые свидетельствуют о том, что изучение русского консерватизма явно вышло за пределы начальной стадии «накопления фактов». Книги эти не всегда специально посвящены консерватизму, но тесно связаны по своему сюжету с соответствующей проблематикой. Уровень новизны и обобщений, а также хронологический охват материала в них таковы, что можно говорить о настоящем «прорыве» в изучении русского консерватизма. Речь идет об исследованиях А.Л. Зорина, Е.А. Вишленковой, М.М. Шевченко, И.А. Христофорова и Ю.И. Кирьянова29. В книге Зорина «Кормя двуглавого орла» содержится оригинальный анализ идеологических моделей, выдвигавшихся в качестве государственной идеологии Российской империи в екатерининское, александровское и николаевское царствования: «греческого проекта» Екатерины II и Г.А.Потемкина; идеологии складывающегося русского консерватизма и национализма в версии А.С.Шишкова и Ф.В.Ростопчина; доктрины «Православие-Самодержавие-Народность» Уварова. При этом автор опирался на традиции семиотического анализа и антропологический подход К. Гирца, интерпретирующий идеологию как систему метафор. Зорину, в частности, удалось в яркой и оригинальной манере ввести в оборот такой своеобразный источник, как оды, трагедии, исторические романы конца XVIII - первой половины XIX в. Книга Вишленковой «Заботясь о душах подданных» посвящена религиозной политике Александра I, представлявшей собой глобальный экуменический эксперимент, направленный на создание государства как духовно единой общности. Автор реконструирует культурный контекст, внутри- и внешнеполитические обстоятельства, в которых принимались правительственные решения, регулировавшие религиозную жизнь империи. Основной интерес для историков русского консерватизма представляет блестящий анализ различных его разновидностей от православно-монархического до масонского и космополитического. В методологическом плане Вишленкова близка к лотмановской традиции, заявляя, что ее исследование представляет собой попытку «объединить… тексты (в данном случае источники. – А.М.) в единый “Большой нарратив” и подвергнуть его анализу с точки зрения доминирующих в нем тем и дискурсов, лингвистических особенностей, а также с позиции меняющихся политических условий историографического процесса»30. В монографии Шевченко «Конец одного величия» (равно как и в целой серии его статей об Уварове) речь идет о влиянии идеологии на ключевые направления внутренней политики в царствование Николая I: народное образование, цензуру и печать. Метаморфозы официальной идеологии, ее трансформация на различных этапах николаевского царствования показаны как никогда ранее подробно и многопланово. Христофоров, автор книги «“Аристократическая” оппозиция Великим реформам», на основе широкого круга малоизвестных, в основном архивных, источников, анализирует состав, деятельность, идеологическую ориентацию и программу одной из влиятельных и очень слабо изученных политических группировок пореформенной России. Анализ взглядов «аристократов» приводит автора к выводу о том, что они принципиально отличались от идей, традиционно считающихся почти «обязательными» для русских консерваторов. «Аристократы» отнюдь не отвергали западные ценности и европейский путь развития, зарекомендовав себя ярыми противниками крестьянской общины и государственного патернализма, сторонниками доктрины laissez faire, дебюрократизации власти и введения общероссийского дворянского представительства. Исследование Кирьянова «Правые партии в России. 1911-1917» явилось результатом многолетней кропотливой работы автора и посвящена истории правомонархических (автор принципиально не использовал термин «черносотенцы») партий накануне и в годы Первой мировой войны. В книге содержится детальный анализ историографии проблемы, исследуются численность и состав этих партий, ход партийных съездов, текущая работа, представления правых о государственном и социально-экономическом устройстве и развитии России. Обращает на себя внимание то, что хронологически указанные выше исследования охватывают все основные вехи становления и развития русского консерватизма с конца XVIII до начала XX в. Отметим также, что за исключением покойного Ю.И. Кирьянова, их авторы являются относительно молодыми людьми, работающими в подчеркнуто объективистской манере, свободной от идеологической ангажированности. Характеризуя современное историографическое «поле» отечественного консерватизма, нельзя не сказать о публикациях произведений дореволюционных консерваторов. В последние годы был переиздан ряд основополагающих для раннего русского консерватизма текстов Щербатова, Державина, Шишкова, Карамзина, Ростопчина и др.31, изданы доклады Уварова, в которых излагалась доктрина «официальной народности», произведения Ф.И. Тютчева, Н.В. Гоголя, митрополита Филарета (Дроздова), письма и записки Ф.В. Булгарина32. Подавляющее большинство этих изданий носят академический характер, снабжены содержательными предисловиями и научными комментариями. Из мыслителей второй половины XIX – начала XX вв. были переизданы основные работы Данилевского, Тихомирова, Леонтьева (издается его полное собрание сочинений), публикуются работы других, менее известных публицистов и идеологов33. Особое место в публикациях источников занимают две серии: «Pro et contra», издаваемая Русским христианским гуманитарным институтом в Санкт-Петербурге34 и «Пути имперского сознания», в рамках которой осуществлено издание и переиздание работ Тихомирова, М.О.Меньшикова, П.Е.Астафьева, П.Е. Казанского, Н.И.Черняева и др.35 Но если книги первой серии издаются в рамках академической традиции, то вторая, публикуемая современными российскими монархистами, такого рода достоинствами не отличается. Стоит также отметить сборник документов «Правые партии (1905-1917 гг.)», изданный Кирьяновым и содержащий уникальные архивные документы, а также безукоризненный, с академической точки зрения, комментарий36. В целом же очевидно, что издаются в первую очередь работы консерваторов-теоретиков, а не политиков-практиков. Издателей, как и исследователей, привлекают относительно «выигрышные» в силу оригинальности и разработанности их взглядов фигуры идеологов консерватизма. При этом чаще всего речь идет именно о переизданиях источников, что, конечно, имеет гораздо меньший научный смысл по сравнению с вводом в оборот новых данных. В настоящее время у нас в стране сложилось несколько уже зарекомендовавших себя исследовательских центров, занимающихся консерватизмом. Бесспорным лидером был и остается Центр исследований по консерватизму при Пермском государственном университете, работающий под руководством П. Ю. Рахшмира. С 1993 г. в Перми прошел целый ряд международных конференций с привлечением широкого круга исследователей из России, Германии и США, выпущено несколько сборников под общим заглавием «Консерватизм: история и современность»37. Их составители отдают явное предпочтение теоретическим проблемам, хотя есть и сборники, почти полностью посвященные персоналиям38. В составе центра работают такие известные исследователи, как М.И. Дегтярева, М.Н. Лукьянов, Г.И. Мусихин, О.Б. Подвинцев и др. Подавляющее большинство выполненных здесь исследований посвящено западноевропейскому консерватизму, хотя достаточно широко представлена историческая компаративистика. Публикуются и работы о русских консерваторах. В Москве не сложилось подобного устойчивого и авторитетного исследовательского коллектива, хотя целый ряд научных инициатив и изданий, безусловно, внесли существенный вклад в изучение русского консерватизма. К таковым следует отнести «круглые столы», которые регулярно устраивались в Российском фонде культуры и способствовали складыванию неформальной научной общности московских специалистов по консерватизму39. В количественном отношении наиболее заметной в Москве оказалась деятельность коллектива, сложившегося на кафедре социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством А. А. Ширинянца, который в соавторстве издал несколько книг о взглядах Н.М. Карамзина, Н.Н. Страхова, А.А. Григорьева, Ф.М. Достоевского, К.Н. Леонтьева и Л.А. Тихомирова40. Книги этой серии, как правило, состоят из небольшого биографического очерка и публикации текстов того или иного мыслителя. Авторы подчеркивают, что их цель – актуализация консервативной идеологии в условиях современной России. Так, в предисловии к книжке о Карамзине (в которой опубликован текст «Записки о древней и новой России») высказывается надежда, что, «может быть, через десяток лет выпускники отделения политологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и все те, кто внимательно прочтет записку Карамзина, войдут в политическую элиту России со всеми вытекающими из этого последствиями»41. Карамзин привлек составителей прежде всего тем, что «продемонстрировал конструктивный настрой на позитивное сотрудничество с властью, который всегда отличал русских консерваторов от радикалов всех мастей»42. В таком же ключе составлены и другие издания. В 2001 г. по инициативе философского факультета МГУ и Союза писателей России (объединяющего в своих рядах литераторов «почвеннической» ориентации) прошла научно-практическая конференция «Русский консерватизм: история и перспективы», приуроченная к 235-летию со дня рождения Карамзина. Наряду с собственно научной составляющей мероприятия, которая обеспечивалась в целом академическим составом ее участников, организаторы конференции неоднократно подчеркивали в своих выступлениях ее очевидную политическую цель, заявляя, что «консерватизм может и должен стать философской и практической альтернативой идеологии и практике глобализации, что в XXI в. традиция русского консерватизма, ее творческое осмысление и развитие является одним из важнейших источников формирования философской и общественно-полити­чес­кой позиции русского общества». Примерно в таком же духе прошла работа секции «Русский консерватизм» в рамках Всероссийского симпозиума по истории русской философии, который был проведен философским факультетом МГУ в ноябре 2001 г. В последнее время заявил о себе исследовательский центр в Самарском государственном университете под руководством В.Н.Дубиной и М.М.Леонова. В 2002 г. они организовали международную конференцию «Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт», по итогам которой был издан сборник материалов43. Конференция, в которой участвовали историки, философы, политологи из России, США, Германии и ряда других стран, получила широкий резонанс, однако в последующие годы эта инициатива не получила дальнейшего развития. На историческом факультете Воронежского государственного университета в 2000 г. возник исследовательский центр, издавший к настоящему времени целый ряд сборников научных статей44. Кроме того, здесь были организованы секции по истории консерватизма на конференциях «Процессы модернизации в России и Европе: социокультурные, политические и духовные аспекты» (2002)45 и «Актуальные вопросы истории общественного движения и общественной мысли в России в предреформенные и пореформенные эпохи» (2004), проведены конференции «Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее» (2002), «Правый консерватизм в России и Русском зарубежье в Новое и Новейшее время» (2004), а также создан вебсайт «Консерватизм в России и мире» (http://www.conservatism.narod.ru). Инициаторами и организаторами воронежского центра являются сотрудники исторического факультета А.Ю. Минаков, С.Г. Алленов, Л.М. Искра, В.Ю. Рылов, С.В. Хатунцев, А.В. Макушин. Другой подобный исследовательский центр сложился в Ростове-на-Дону. В 2000 г. в Ростовском государственном университете была проведена посвященная либеральному консерватизму конференция с участием видных российских историков, по итогам которой в московском издательстве РОССПЭН был издан сборник статей46. Еще одно подобное издание вышло в 2002 г.47, а в конце 2003 г. в Ростове-на-Дону была проведена конференция «Россия и Запад: взгляд консерватора. К 200-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева (1803-1873)»48. Стоит также отметить несколько научных инициатив по изучению русского консерватизма, которые пока не получили продолжения. Так, в сентябре 1998 г. научная конференция «Консерватизм и традиционализм в литературе, культуре, философии, эстетике» состоялась в Институте мировой литературы РАН, а в феврале 2002 г. другая конференция, посвященная проблемам истории консерватизма и либерализма, прошла в Санкт-Петербургском университете. По их итогам также выпущены сборники статей49. Вместе с тем нельзя не признать, что за всеми перечисленными сборниками и конференциями не кроется никакого системного проекта политического или академического характера. Их темы зачастую формулируются нарочито широко, чтобы дать возможность любому компетентному исследователю представить почти любую (порой случайную) проблему в качестве доклада или статьи. Значение их заключается, пожалуй, прежде всего в том, что в ходе проведения подобных мероприятий сложилось реальное сообщество исследователей консерватизма. Однако очевидно, что подобный подход изжил себя и наступает время мини-конференций и сборников с более конкретной тематической направленностью, за которыми стояли бы уже сложившиеся коллективы ученых. Подводя итог, можно констатировать, что в отечественной историографии в предельно короткий срок произошло становление быстро развивающегося научного направления. Появились сотни статей, сборников и монографий, в той или иной степени посвященных истории русского консерватизма, было осуществлено большое количество изданий работ русских консерваторов. Главной задачей ближайших лет, очевидно, является создание обобщающих исследований о консерватизме и консерваторах в царствования Александра I, Николая I (идеологах «официальной народности», славянофилах), о «почвенниках», консерваторах 1880-1890-х гг., правоконсерваторах – «черносотенцах» начала XX в. Все необходимые условия для этого налицо. Основными условиями нормального развития этого научного направления, на мой взгляд, являются отказ исследователей от вольной или невольной апологетики своих героев и априорных суждений, критический подход к источникам, сравнительно-исторический анализ материалов, признание влияния социальных процессов на идеологию и вместе с тем широкое использование семиотических и антропологических методов. Хочется надеяться, что все это стимулирует создание связной, полной и целостной истории русского консерватизма, свободной и от догматического наследия марксистско-ленинской методологии, и от романтического конструирования «творческой консервативной традиции». Примечания  Минаков Аркадий Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Воронежского государственного университета. 1 Шебунин А.Н. Европейская контрреволюция в первой половине XIX века. Л., 1925; Готье Ю.В. К.П. Победоносцев и наследник Александр Александрович. 1865-1881// Сборник Публичной Библиотеки им. В. И. Ленина. Вып. 2. М., 1928; его же. Борьба правительственных группировок и манифест 29 апреля 1881 г.//Исторические записки. Т.2. М.,1938; Степанов М. Жозеф де Местр в России // Литературное наследство. Т. 29-30. М., 1937; К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. Т.1. Novum regnum. Полутом 1 (1878-1883). М.-Пг., 1923; Письма К. П. Победоносцева к гр. Н. П. Игнатьеву//Былое. 1924. № 27-28; Письма Победоносцева к Александру III. Т.1. М., 1925; Богданович А.В. Три последних самодержца. Дневник. М.-Л., 1924; Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Дневник. Вып.2. 1855-1882. М., 1929; Феоктистов Е. М. Воспоминания. За кулисами политики и литературы. 1848-1896. Л., 1929; Союз русского народа: По материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства 1917 г. М., Л., 1929; Десницкий В. Из истории литературных обществ начала XIX в: журналы «Беседы любителей русского слова»// На литературные темы. Кн.2. Л.,1936; Западов А.В. Из истории «Беседы любителей русского слова»//Литературный архив. Т. I. М., Л., 1938. 2 Типичная работа такого рода: Бочкарев В. Н. Консерваторы и националисты в России начале ХIХ века // Отечественная война 1812 года и русское общество. Т.II. М., 1911. 3 См.: Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм. М., 2001. С.252-253. 4 Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Споры о языке в начале ХIХ века как факт русской культуры// Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 358. Тарту, 1975; Лотман Ю.М. Пути развития русской прозы 1800-1810-х гг.//Там же. Вып.104. Тарту, 1961; Киселева Л.Н. Система взглядов С. Н. Глинки (1807-1812 гг.) //Там же. Вып. 513. Тарту, 1981; Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII - начала XIX века. Языковая программа Карамзина и ее исторические корни. М., 1985; Работы близкого по исследовательским подходам и тематике к «тартуской школе» М.Г. Альтшуллера о Шишкове и «шишковистах» вышли уже в эмиграции: Альтшуллер М.Г., Калиф И. «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» как на политический документ. (А. С.Шишков и Н. М.Карамзин)// Russia and the West in the Nighteenth Century/ A.D.Сross (ed.). Newtonville, 1983; Альтшуллер М.Г. Предтечи славянофильства в русской литературе (Общество «Беседа любителей русского слова»). Ann Arbor, 1984. 5 Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти ХIХ века. М., Л., 1957. 6 Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х годов. М., 1964; его же. Российское самодержавие в конце XIX столетия (политическая реакция 80-х – начала 90-х годов). М., 1970. 7 Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М. Н. Катков и его издания). М., 1978. 8 Янов А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев//Вопросы философии. 1969. № 8; Гайденко П.П. Наперекор историческому прогрессу (К. Леонтьев – литературный критик)//Вопросы литературы. 1974. № 5; Авдеева Л.Р. Проблема «Россия и Европа» в воззрениях Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева//Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1982. № 3; Гальцева Р.П., Роднянская И.Б. Раскол в консерваторах. Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев в споре об общественном идеале// Неоконсерватизм в странах Запада. Социально-культурные и философские аспекты. Ч. 2. М., 1982; Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественной политической мысли XIX в. М., 1986; Казаков Н.И. Об одной идеологической формуле николаевской эпохи// Контекст: Литературно-теоретические исследования. М., 1989. 9 Приведу лишь наиболее значимые, на мой взгляд, работы: Сивак А.Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991; Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991; Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов. Философская культурология второй половины XIX века. М., 1992; Пивоваров Ю.С. Карамзин и начало русского Просвещения//Социум. 1993. № 26-27; Артемьева Т.В. Михаил Щербатов. СПб., 1994; Зорин А.Л. Идеология «православия-самодержавия-народности и ее немецкие источники// В раздумьях о России (XIX век). М., 1996; Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996; Кондаков Е.Ю. Личность и государственная деятельность князя А. Н. Голицына//Личность и власть в истории России XIX-XX вв. СПб., 1997; его же. Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время. СПб., 2000; Бажов С.И. Философия истории Н. Я. Данилевского. М., 1997; Федоров В.А. М. М. Сперанский и А.А. Аракчеев. М., 1997; Шлемин П.И. М.О. Меньшиков: Мысли о России. М., 1997; Косик В.И. Константин Леонтьев: Размышления на славянскую тему. М., 1997; Кузнецов О.В. Р. А. Фадеев. Генерал и публицист. Волгоград, 1998; Марголис Ю.Д. Книга Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Основные вехи истории восприятия. СПб., 1998; Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М., 1998; Алтунян А. Г. «Политические мнения» Фаддея Булгарина. Идейно-стилистический анализ записок Ф. В. Булгарина к Николаю I. М., 1998; Рудницкая Е.Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. М., 1999; Репников А.В. «Эстетический аморализм» в произведениях К. Н. Леонтьева. М., 1999; Лямина Е. Новая Европа: мнения “деятельного очевидца”. А.С. Стурдза в политическом процессе 1810-х годов// Россия-Russia. Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII- начало XX века. М.-Венеция, 1999; Егоров Б.Ф. Аполлон Григорьев. М., 2000; Тимошина Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К.П. Победоносцев. СПб., 2000; Володихин Д.М. «Высокомерный странник»:Философия и жизнь Константина Леонтьева. М., 2000; Богданов А.В. Почвенничество. Политическая ф


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Alfred Hitchcock Essay Research Paper ALFRED HITCHCOCKHe
Реферат The Bacchae Essay Research Paper The Ultimate
Реферат Uses Of Radioactivity In Medicine Essay Research
Реферат Math Disabilities Essay Research Paper There seem
Реферат Nathaniel Hawthorne And The Scarlet Letter Essay
Реферат The Pelican Breif Essay Research Paper The
Реферат Правовий статус та система Державної податкової адміністрації України
Реферат Lasers Essay Research Paper Through out the
Реферат Электронные таблицы. Назначение и основные возможности
Реферат Scarlet Letter By Hawthorne Appreciation Essay Research
Реферат Is Television Good For Children Essay Research
Реферат Hypocrisy In The Scarlet Letter Essay Research
Реферат 1. Менеджмент как вид деятельности Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Элементы управления. Субъект и объект управления. История возникновения и развития управления
Реферат Использование видеопрограмм на уроках английского языка в старших классах средней школы
Реферат Getting To Know The Caged Bird I