Глава XIII. Русская средневековая культура: определяющие ценности и доминанты национального развития Основныедоминанты национального развития культуры Российского государства Русское Средневековье (XIV-XVI вв.) – это исторически необычный и во многом уникальный период в развитии древнерусского общества и его культуры. В идеях и образах русской культуры XIV-XVI вв. воплотились настроения эпохи – времени борьбы за обретение независимости, свержения монгольского ига, объединения земель вокруг Москвы и создания Российского государства, формирования великорусской народности. ^ Русская национальная культура Средневековья – сложное многоуровневое явление. Для этого периода характерны:а) синкретичность прежде всего духовной культуры;б) протяженность во времени и дифференциация ее состава (т.е. структуры);в) многозначность ее функций, что явно вытекает из самого характера средневекового культурно-исторического процесса.^ Развитие русской средневековой культуры было обусловлено многими факторами самой исторической эпохи: 1. Главной доминантой национального развития Руси в ХIV-XV вв. было преодоление внешней агрессии монголо-татарских завоевателей и ликвидация опасности исчезнуть с лица земли, что послужило мощным стимулом в образовании единого централизованного государства. В период с XII по XV вв. Русь находилась в состоянии феодальной раздробленности. В 1237 г. ее земли подверглась опустошительному нападению со стороны Золотой Орды. Распри между соседними княжествами помешали объединению сил для отпора монголо-татарам. В 1237-1238 гг. была разорена Северо-Восточная Русь, а в последующие два года – южнорусские владения. Когда Батый разорял и уничтожал Киевскую Русь, передовые отряды католицизма – Ливонский Орден и Швеция начали наступать на Северо-Западную часть страны. Разоренные степным азиатом, русские земли вынуждены были признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Монгольское нашествие прервало мощный подъем русской культуры и нанесло огромный ущерб экономическому, политическому развитию страны. Оно стало веской причиной отставания Руси от развитых стран Западной Европы: десятки тысяч людей, составляющих генофонд нации, погибли в битвах, были уничтожены или угнаны в рабство; значительная часть материального дохода в виде дани отправлялась в Орду; запустели или пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север (южные плодородные почвы получили название «Дикое поле»); массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. По археологическим раскопкам из известных в XII-XIII вв. 74 городов 49 были разорены Батыем, причем в 14 из них жизнь так и не возобновилась. Разорение городов затормозило их развитие как центров вызревания новой культуры; были сожжены тысячи книг, являвшихся источником знаний и духовного богатства народа. Практически во всех русских землях за исключением Новгорода прервалось летописание. Пришли в упадок прикладное искусство и живопись; упростились, а порой и исчезали целые ремесла (навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики, что тормозило развитие мелкотоварного производства, и в конечном итоге задерживало экономическое развитие страны. На полвека прекратилось каменное строительство; монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность; были ослаблены связи между различными частями государства, нарушены традиционные политические, культурные и др. отношения с другими странами. ^ Город Москва возник в Междуречье Оки и Волги в XI или XII (археология пока не дает точной даты). Свое имя он получил от Москвы-реки, на которой стоит. А кто так назвал реку, языковеды еще не решили. В глубокой древности (I тысячелетие до н.э. – середина I тысячелетия н.э.) здесь осели финно-угорские племена (их центром была крепость Дьяково, городище недалеко от нынешнего Коломенского). На берегах реки селились и древние балты, предки литовцев и латышей – следы их наречия сохранялись под Москвой до XIX в. Поэтому название реки расшифровывали по-разному, исходя из разных языков и как быстрая, и как темная, и как медвежья. Вероятно, оно восходит к балтскому или славянскому понятию «влага», «вода». (Беляев Л.А. Московская Русь: от Средневековья к Новому времени. М., 2005. С.7). ^ Вражеские нашествия не только разорили – они поработили русскую землю, легли тяжким бременем на нравственное сознание и волю людей. Русскому народу предстоял долгий и трудный путь борьбы с Ордой за национальную независимость, за старшинство московского князя, за возвращение Смоленска, Полоцка Чернигова, Киева. Его ожидал неимоверно тяжелый труд над образованием единого Российского государства. 2. ^ Одной из основных доминант, определявших культурное развитие средневековой Руси, стало создание Российского централизованного многонационального государства. В XIII-XIV вв. вследствие политических событий древнерусская народность раскололась на три части: русскую (великорусскую), украинскую и белорусскую, вошедшие в разные государственные образования. В XIV в. для обозначения территории великорусской народности начинает применяться термин «Великая Русь», а в ХV в. появилось название «Россия». На протяжении XIII-XV вв. происходило объединение раздробленных феодальных земель в единое государство. Это был сложный, драматический, а нередко и трагический процесс. Его возглавило Московское княжество, которое стремительно возвысилось в конце XIII – начале XIV в. Возвышению Москвы способствовало множество сложившихся благоприятных условий: ^ Московское княжество занимало географически выгодное центральное положение среди русских земель: оно было прикрыто от ордынских вторжений соседними княжествами и труднопроходимыми для монголо-татарской конницы лесами; Москва оказалась важным узлом, соединявшим сухопутные и водные пути, которые служили как для торговли, так и для военных действий; на московские земли устремляется население других районов, и Москва становится центром сельскохозяйственного производства, развитого ремесла и торговли; значительное место в ремесленном деле москвичей занимало производство оружия, что вело к усилению военной мощи будущей столицы.Московские князья путем применения военной силы или целенаправленной и гибкой политики сумели втянуть в орбиту своего притяжения другие княжества.Для объединения русских земель Москва использовала не только силу, но и церковь. В свою очередь и церковь ценила в усилиях московских князей политику, открытую в будущее. Действуя путем угрозы интердикта (отлучения от церкви), Сергий Радонежский неустанно боролся за ликвидацию сепаратистских попыток соперников московского князя. Важным событием, укрепившим лидирующее положение Москвы, стала Куликовская битва (1380), в которой общерусское войско, сражавшееся под знаменем московского князя Дмитрия Донского, взяло верх над армией монголо-татар. Одержав победу, московский князь окончательно утвердил авторитет Москвы как центра объединения русских земель в единое государство. ^ Куликовская битва стала рубежом, разделившим периоды угнетения и нового подъема культуры, началом формирования современного русского этноса. Победа на Куликовом поле привела к исчезновению «страха ордынского», подняла русское национальное самосознание и способствовала общенародному культурному росту. Общенациональная идея свержения золотоордынского ига, тесно сплотившая воинов, отлилась в идею единства Русской земли. В период идеологической подготовки создания единого русского государства Москва становится местом сосредоточения русской культуры. Подъем духовных сил народа идет под знаком возрождения традиций домонгольской Руси. Обращаясь к независимому прошлому, русские люди желали видеть в нем свое будущее. Московские князья, впрочем, как и князья других княжеств, считали себя потомками и законными наследниками Киевской и Владимиро-Суздальской земель, преемниками общерусской власти. В начале XIV в. в Москву из Владимира переезжает митрополит «Киевский и всея Руси», переносятся владимирские святыни, возрождаются традиции владимирской письменности и летописания, в строительстве используются архитектурные формы, характерные для Владимира, перенимаются политические идеи. Несмотря на потери, которые принесло монголо-татарское завоевание, высокий уровень культуры, сложившейся в период Киевской Руси, способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Большую роль в передаче русских традиций и культурно-исторического опыта сыграли северные города Псков и Новгород. Будучи подчиненными Орде, их земли не подверглись военному разгрому. Во второй половине XV в. происходит окончательное объединение русских земель вокруг Москвы и освобождение от монголо-татарского ига. На рубеже XV-XVI столетий завершается формирование русской (великорусской) народности. Московская Русь становится одним из сильнейших государств Восточной Европы. В конце XV – начале XVI в. устанавливаются контакты с зарубежными странами, в том числе с Италией. В Москву приезжают работать выдающиеся зодчие и другие мастера.Активное собирание земель продолжалось до 20-х годов XVI столетия. Возникшее централизованное многонациональное Российское государство вобрало в себя территории Северо-Востока и Северо-Запада бывшей Киевской Руси. Центром культуры русской народности становится Москва. С созданием Великого Московского княжества за ним закрепилось понятие «Русской земли». Однако целостность обширной, но малозаселенной территории страны с разнообразным этническим составом держалась не на единстве культуры, а на централизованной самодержавной власти, что с одной стороны обусловливало слабость импульсов, побуждавших власть заботиться о развитии культуры, с другой – вело к утверждению православно-государственного элемента в русском патриотизме. К началу XVII в., благодаря образованию Российского государства и налаживанию всевозможных внутренних связей, сложился единый тип русской народности, обладавший общностью социальных, психологических и культурных черт. Все больше общего обнаруживалось в быту, нравах, обычаях и т.п. 3. В мировой истории важнейшим средством преодоления этнической ограниченности, раздробленности и конфликтов наряду с государством является религия. Ученые отмечают: «...Государство дает прежде всего политическое решение, тогда как религия прямо связана с цивилизационным механизмом. …Цивилизация обеспечивает широкое, а подчас и универсальное поле общения, перекрывающее границы всех локальных групп на основе системы ценностей и смыслов высокой культуры. Религиозно-сакральная основа общения дополняется светской культурой, создающей богатство и разнообразие различных вариантов специализированной культуры»1.Русская культура в эпоху средневековья была в значительной мере ограничена рамками церковных отношений, что определяло общий характер духовной культуры как религиозной. Духовное сословие было наиболее образованной частью русского общества. Оно играло особую роль в регулировании духовной жизни в масштабах всей страны. Во время иноземного ига Русская православная церковь, независимая от князей и от Орды (митрополит Руси подчинялся патриарху Константинополя), оказалась единственной реальной силой духовной целостности русской культуры. Проникнутая идеей власти, получаемой от Бога, церковь могла открыто осудить и даже отлучить от церкви любого человека, вплоть до правителя. Церковь обладала также большой реальной силой: она копила материальные богатства (монгольские ханы освободили ее от дани), руководила образованием, направляла развитие мысли, книгописание, искусство. В тяжелые годы иноземного ига церковь способствовала сохранению русского этнического самосознания, языка. Церкви принадлежала важнейшая роль в становлении и развитии русской государственности. Выдвинув идею божественного происхождения верховной власти, она способствовала укреплению великокняжеского, а затем и царского правления. 4. Доминирующее значение церковного мировоззрения в средневековой Руси не означало полного поглощения религией всей культуры. Культура, как многоаспектное явление, содержала и форму внерелигиозной деятельности. Она была ориентирована на мирскую, реальную жизнь: многие ценности православной культуры выражали особенности, характерные для всей русской средневековой культуры. Так, среди христианских концессий только православие отмечает «Троицу», которая для православного человека служит символом единства национального и государственного. Именно русская православная церковь лучше других сохранила принципы общинной организации, которые способствовали закреплению практики общинного хозяйствования, рожденного потребностью самосохранения русского народа. Многие церковные строения имели многофукциональный характер. Например, древнерусский храм являлся не только местом богослужений, а играл роль оборонительного сооружения, хранилищем мирских сокровищ, был священным символом создавшего его города и т.д. Во внутренних росписях некоторых древнерусских храмов присутствовали светские сюжеты. Так, среди фресок крытых галерей Благовещенского собора во Владимире есть «портреты» московских князей, от основателя московского княжеского дома Даниила до Василия III и фигуры «эллинских мудрецов» – Аристотеля, Менандра, Птолемея, Фукидида, Зенона, Гомера, Вергилия, Эпафродита и др., что говорит о существовании в России интереса к философской проблематике. культура, ориентированная на рациональное отношение к действительности, находила опору в мирской жизни людей. Развитие ремесленного производства, осуществление торговли, освоение новых территорий вело к необходимости совершенствования знаний в области математики, этнографии, мореплавания, строительного дела и т.д.антиклерикальные, вольнодумные настроения нашли широкое распространение в народном внерелигиозном фольклоре, особенно в метких пословицах и поговорках – «церковь близко, да ходить туда склизко», «молебен пет, а пользы нет» и др. Народная мирская культура воплощалась в скоморошестве, в исторических песнях, былинах. 5. Противоречия, возникавшие между религиозными убеждениями и требованиями мирской жизни, реальным взглядом на мир являлись источниками, в которых зарождались элементы светской культуры. Впоследствии борьба между ними привела к смене средневекового типа культуры на новый, более прогрессивный вид – Русское просветительство. Значительную роль в этом сыграли города. В городах проживали сотни и тысячи людей, они являлись местом сосредоточения ремесла и торговли, обмена товарами, центрами общественной и культурной жизни. В ходе восстановления разрушенного монголо-татарами материального базиса культуры из руин было поднято большинство российских городов. Появлялись также новые городские поселения. Одни вырастали из сел за счет притока крестьянского населения и развития ремесел. Другие возникали в процессе централизации государства, расширения границ в ходе колонизации и освоения новых земель, третьи – основывались на месте пересечения торговых путей или вокруг крепостей. Крупнейшими городами средневековой Руси были Владимир, Москва, Ростов, Суздаль, Новгород, Тверь. К концу XVI в. в России насчитывалось примерно 220 городов. 6. Значительное влияние на формирование русской средневековой культуры имела внешняя политика Российского государства, направленная на мирную культурную колонизацию или присоединение в ходе военной экспансии новых областей. В XVI в. к России были присоединены Казанское и Астраханское ханства. Их завоевание открыло возможность продвижения в Сибирь. Началось освоение Дикого поля (плодородные земли к югу от Тулы). В результате расширения территории Россия становится многонациональной и поликонфессиональной страной. Отношения русского народа с населением присоединенных регионов были направлены не на отчуждение и враждебность, а на позитивное взаимодействие и обмен культурными ценностями. В основном они распространялись на область встречных заимствований элементов культуры жизнеобеспечения. Историческое многообразие религий формировало веротерпимость русского народа, обогащало культуры народов, втянутых в орбиту молодого Московского государства. На отечественную культуру оказали также влияние беженцы из Балканских стран, подвергнувшихся турецкому нашествию. Некоторые из них сыграли выдающуюся роль в ее развитии. Среди них: митрополит Киприан, болгарский и русский писатель, церковно-политический деятель Григорий Цамблак, талантливый писатель Пахомий Лагофет. Южнославянское влияние на русскую культуру заметно проявилось в литературе и в искусстве. На Руси появляются византийские и сербские мастера. Следует заметить, что исследователи отмечают факт и обратного, русского влияния на культуру южнославянских стран. 7. Важной доминантой русской средневековой культуры явилось общение интеллектуальной элиты с монастырями Афона, Константинополя, Сербии и Болгарии, благодаря которому русская культура приобретает единое с ними умственное движение, не отменявшее, однако, национальных особенностей. Его сутью стал рост личностного начала. Такие качества как мужество, отвага, смекалка, преданность князю всегда высоко ценились русским человеком, особенно во время борьбы с завоевателями. Однако в целом, в отличие от стран Запада, где этот процесс был связан с обмирщением культуры, в странах восточной и юго-восточной Европы рост личностного начала совершался внутри церкви. ^ Русскаясредневековая культура как новый типкультуры Русская средневековая культура являлась культурой феодального общества. Понятие «феодальное общество» в культурологии следует понимать не в смысле экономического устройства государства, а как целостно-системную характеристику общественного бытия, в основе которого лежит тип производства – земледелие, т.е. строй материальной культуры. Земледелие, как материальная культура средневековья, определило ее основные особенности. Во-первых, преимущественно сельскохозяйственный характер производства, связанный с повторяемостью хозяйственных циклов, рождал в мировосприятии средневекового человека представление о том, что в мире ничего не меняется, и его движение происходит по замкнутому кругу. В механизме функционирования культуры утверждается консерватизм, господство традиции, высокий авторитет опыта прошлых поколений. Отсюда возникает специфическая черта средневековой культуры – традиционализм. Но нельзя думать, что культура средневековой Руси являлась омутом застоя и полной неподвижности. В эпоху становления Московского государства, Россия активно развивалась. Уже одно только стремительное продвижение на Восток говорит о динамизме ее потенциала, что находило адекватное отражение в культуре. К тому же средневековому человеку, как и людям других эпох, было свойственно естественное стремление к совершенствованию материального и духовного бытия, оказывающему на культуру прогрессивное воздействие. Однако оно во многом нивелировалось за счет недоверия к новизне и обращением за поддержкой к старине. Во-вторых, феодальный способ производства обусловил господство натурального хозяйства. Его обособленный характер вел к разобщению культурной жизни отдельных регионов и княжеств и формированию таких черт средневековой культуры как замкнутость, локальность, преимущественное влияние местных традиций. В-третьих, традиционный характер духовной культуры средневековой Руси определил канонический тип художественной культуры. ^ В духовной жизни народа на протяжении всего периода зрелого феодализма происходили постепенные качественные изменения. 1. По мнению выдающегося исследователя русского средневековья А.И. Клибанова (1910-1994), осью многосложного культурного развития Руси стал путь становления личности, нарастания и обогащения личностного начала. Тенденции повышения самосознания развивались неравномерно. В одних случаях они могли опережать историческую последовательность, в других, – напротив, «застревать» на отдельных уровнях духовно-культурного развития. Так, значительное влияние на культуру имел процесс политической концентрации Руси. Она осуществлялась значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая раздробленность. Образовавшийся «зазор» приводил к возникновению внутренних конфликтов и появлению популярной идеи сильной, ничем не ограниченной власти. Подобная политика самодержавия и церкви вела к подавлению личности и вызывала внутренний протест со стороны мыслящей части общества. 2. Укрепление феодально-крепостнических порядков, набиравший силу процесс закрепощения крестьян привели к появлению в духовной культуре народа мотива социальной справедливости и правды. А.И. Клибанов писал: «Идейным фокусом, стягивающим все линии развития народной культуры, являлась социальная Правда»2. Эта тема все больше выходит на первый план русской духовной культуры. Уже во второй половине XV в. появляется «^ Слово о правде и неправде» (автор неизвестен), в котором говорится: «К неправде приводят богатство, слава, власть, честь, пища, питие, одежда, раби, села, виногради и добрии храмы, всякие сладости»3. В середине XVI в. эта тема разрабатывается русскими мыслителями Ф. Карповым, И. Пересветовым, Я. Шишкиным и др. 3. Под соборностью обычно подразумевается согласное, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви, коллективное жизнетворчество и коллективное спасение. В период подъема культуры заимствованные элементы христианства на русской почве приобретают черты национального своеобразия («русскости»). Особенно явно они проявились в литературе, архитектуре, фресках, иконописи. В сознании народа формируется образ святой Руси. Основным стержнем культуры становится идея соборности. Подвиг национального возрождения возвеличил и русские храмы, и русский народный тип, и даже русский народный быт. Пытаясь закрепить достигнутые успехи, удержать прочность и единство культуры, правящий класс проводит многочисленные реформы по унификации общественной жизни и культуры. Унификация предполагала в целом одинаковый у крестьянина, купца и дворянина двор и быт (различие только в количестве слуг, в богатстве), единое законодательство, единую денежную систему и пр. ^ В поисках ключа для системного понимания средневековой культуры, ученые обращаются к субкультурам основных социальных слоев, отличающихся между собой социально-психологической и деятельностной характеристиками. Критерию «необходимости и достаточности», дающему возможность получить наиболее полное представление о средневековом типе культуры, отвечает выделение отечественным исследователем Б.Н. Мироновым четырех сословий средневекового русского общества – дворянства, духовенства, крестьянства и горожан4. Обладая своеобразием, культура каждого социального слоя вступает в соприкосновение с тремя другими, сохраняя однако при этом черты, обусловленные интересами, идеалами, потребностями данного общественного класса. Различия в образе жизни, практической деятельности, формах поведения в совокупности формировали многоаспектный характер культуры феодального общества. А. ^ Крестьянский труд, связанный с землей, способствовал сохранению чувства единства человека и природы, обусловливал устойчивость традиционных черт русской культуры. В условиях достаточно стабильного феодализма крестьяне слабо и с большим опозданием реагировали на изменения, происходившие в жизни города. Б. Городская субкультура в условиях восстановления разрушенных городов и строительства новых расширялась и вширь, и в глубь. Экономические и общественные отношения приводили в городах к зарождению новых ценностей культуры, отличных от религиозных: преобладающее значение в городах имело ремесленное производство, которое гораздо в меньше степени, чем труд крестьянина, зависело от внешних сил природы; имея более широкий круг общения, горожанин имел и более широкий кругозор; обмениваясь продуктами своего труда, ремесленники приобретали новые знания о свойствах материала, технических приемах; личный опыт, инициатива ремесленников способствовали накоплению знаний, развитию интеллекта; в городах получает дальнейшее развитие фольклор (новгородские былины о Василии Буслаеве и о Садко, исторические песни); городская культура несла в себе заряд антицерковных настроений, направленный против идеологии церкви. В Новгороде, Пскове, Москве возникали еретические движения. Как отмечал один пастырь-богослов, «ереси имели весьма сильное влияние на пробуждение у нас умов, произвели заметное оживление и движение в нашей духовной литературе»5. Светская аристократическая культура Культурасредневеково- го города Религиознаякультура Русская культураСредневековьяНародная культура крестьянГородская и крестьянская культуры имели множество сходных черт, лежащих в основе всей духовной культуры русского народа. Их корни, уходящие в глубокую древность, питали и официальную культуру, придавая ей специфические, присущие лишь данной народности черты. В. ^ Мощное охватывающее влияние на субкультуру всех социальных слоев русского средневекового общества, оказывало православное христианство. «Феодальная Россия, несмотря на устойчивость народных верований, была христианской страной с христианским населением, по-феодальному христианским, – пишет А.И. Клибанов»6. Христианизация Руси, берущая начало с конца X в., растянулась на пять с половиной столетий. В своем развитии она прошла ряд этапов: в конце XII – начале XIII в. христианство было принято русской знатью, ко второй половине XIII в. оно охватило торгово-ремесленное население городских посадов. В первой половине XIV в. процесс христианизации Руси условно закончился принятием русскими земледельцами из христианского учения того, что отвечало их интересам и потребностям. Осваивая христианский культ, христианский календарь и некоторые мотивы христианской мифологии русский народ насыщал новую веру своими культурными традициями, в результате чего складывалась синкретическая религия – народное православие. В свою очередь, элементы народного православия усваивались официальной церковью, которая, таким образом становилась церковью национальной.^ Духовная культура русского народТема 2. Общественно-политическая и философская литература.А) Теории, посвященные обоснованию прав царской власти на первенствующее положение в мире: «Повесть о Вавилонском царстве», послание инока Филофея «Москва – Третий Рим» и «Сказание о князьях владимирских». Обсуждали проблемы царской власти: Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, митрополит Даниил и Вассиан Патрикеев, Епифаний Премудрый и др.^ Б) Публицистика. Публицистика была проникнута духом реформаторства и преобразования общества на разумных общеморальных основаниях. Авторы: Иван Пересветов, Ермолай-Еразм, Максим Грек, Петр Карпов, Андрей Курбский и др. ^ Тема 1. Повести о борьбе с иноземными врагами. «Щелкановщина» Чолхана Тудановича повествует о борьбе с татарами. «Сказание о великом князе Александре Невском» и «Рукописание Магнуша, короля свейского» отразили борьбу с немцами и шведами. Произведения Куликовского цикла: «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о «Мамаевом побоище», «Задонщина», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Повесть об иконе Владимирской Божьей матери», «Повесть о нашествии Едигея», «Повесть о стоянии на Угре» и др. Тема 3. А) Летописание. Троицкая летопись (1408), прославляющая Москву и московского князя Ивана Калиту; свод Фотия (1418), пронизанный демократическими тенденциями, «Хронограф» (1441), великокняжеские своды – Василия Дмитриевича, Василия Темного, летописи Ивана III, связанные с походами на Новгород, ^ Б) Литературно-официальные издания: Годовой цикл благонравных рассказов «Великие Четьи-Минеи», биографии великих князей московских и тверских «Степенная книга», «Стоглав» (направлен на единство и устойчивость церкви), литературно-историческое и живописное произведение «Лицевой летописный свод». ^ Литературные памятники Московской Руси Тема 4. Житийная литература «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о валашском воеводе Дракуле», «Повесть о Василии Рязанском», свод житейских правил и моральных норм - «Домострой», «Казанская история», литература путешествий (Стефан Новгородец, Игнатий Смольянин, «Хождение за три моря» – Афанасий Никитин), «историческая басня» («Повесть о Басарге»), рассказы, повести и пр. ^ Тема 5. Переводная литература:религиозная и светская Тема 6. Агиография «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского», «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского» и пр. ^ Художественная культура Русская средневековая художественная культура служила задачам утверждения престижа России и Москвы как столицы общерусского государства и культурного центра. Главным видом искусства, в орбите которого в средние века творили живописцы и скульпторы, резчики и ювелиры, являлось зодчество. В зодчестве с особой очевидностью отразились тенденции исторического развития России в период XIV-XVI вв. ^ Перед русскими зодчими стояли важные задачи: восстановление городов, крепостей, храмов и монастырей, дворцов и жилищ, которые все время уничтожались в пожарах, междоусобной борьбе, вторжениями врагов;строительство сооружений, имеющих градозащитные свойства;создание образцового монументального облика центра русской столицы. Канон – (от греч. kanon – норма, правило), свод положений, имеющий обязательный характер. В искусстве – произведения, служащие нормативным образцом. В переносном смысле все, что твердо установлено, стало общепризнанным. Особое место в русском искусстве занимает зодчество Новгорода. Он не был подвергнут опустошительному нашествию завоевателей и сумел сохранить свои архитектурные постройки. Новгородские церкви обычно небольшие по своим размерам. Академик Д.С. Лихачев пишет о новгородской архитектуре: «Новгородские храмы лаконичны по своим формам. Это – искусство простых объемов и больших плоскостей. Ничего лишнего, все сделано просто, деловито и быстро». Положение другого северного города Пскова как форпоста русских земель на Западе наложило отпечаток на характер местной архитектуры. Псковские храмы XIV-XV вв. были массивными, с толстыми стенами, несимметричными пропорциями. Они имели не только культовое, но и военное назначение. Становление молодого Российского государства вызвало потребность создания государственного архитектурного стиля. Высшая административная власть совместно с церковью утвердила каноны в искусстве: образцом в живописи провозглашалась иконография А. Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля. ^ Первоочередной задачей отечественных зодчих стало обновление Московского Кремля. В его строительстве приняли участие один из лучших инженеров того времени – итальянский архитектор Аристотель Фьораванти и др. итальянские мастера. Созданный московской архитектурной школой и итальянскими мастерами Кремлевский архитектурный ансамбль, является выдающимся произведением русского зодчества. В ходе новой застройки Кремля сформировались основные черты общерусской архитектуры. Они воплотились в соединении строгости и величавости с декоративным украшением внешнего облика зданий. Общерусский архитектурный стиль явился синтезом традиций местных архитектурных школ – раннемосковской, Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской – и ренессансной культуры Европы. По образцу Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля были воздвигнуты соборы в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове, в Кирилло-Белозерском монастыре и др. крупных монастырях. В XVI в. русская архитектура пополнилась чисто русской строительной формой: шатровый храм Вознесения в селе Коломенском (в Москве), Покровский собор на Красной площади (1554-1561). Собор был возведен в честь победы над Казанским ханством. Его создателями были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Архитектура в сельской местности обладала достоинством и чистотой стиля. При строительстве храмов, домов крестьяне вынуждены были обходиться деревом и строить с минимальными затратами. Их деревянные шатровые церкви выглядят монументальными, а конструкции предельно выражают свойства материала. Обыкновенные бревенчатые русские избы по своей внешней форме не были лишены художественной выразительности. Часто они украшались резьбой, но делалось это в меру и к месту, без перенасыщенности.Конец XIV-XV вв. по праву считается классическим периодом русской иконописи. В эпоху общерусского объединения были созданы произведения высочайшей художественной силы. Вопреки «глубокому безмирию, растлившему Русь» (П.А. Флоренский), в русском искусстве все сильнее звучала тема дружеского единения, братской любви и милосердия. Русская икона уникальна. Она несет в себе этические и эстетические представления эпохи, свидетельствует о высоте профессионального мастерства создавших ее художников. В иконе сказалась «учительная», «воспитательная» сила изобразительного искусства, обращенная к «внутреннему человеку». Уникальность русской иконы состоит и в особых формах, которые сложились только на Руси – «высокий» иконостас, и в особой популярности («житийные» иконы). Ограниченный рамками средневекового канона, русский художник тем не менее находил мотивы, перекликавшиеся с жизнью народа, его чаяниями справедливости. Воссоздавая образы Христа, Богоматери, иконописец неизменно выражал в них свое представление о красоте мира и человека, которое менялось вместе с ходом истории. Отцы седьмого вселенского собора провозгласили икону «книгою для неграмотных», содержательность ее приравняли к святому писанию. Они утверждали «как слово в слогах, так и изображения в чертах и красках свидетельствует об одной и той же истине». Выдающимся художником конца XIV в. был ^ Феофан Грек (ок. 1330-1405). Выходец из Византии, он соединил в своем творчестве лучшие традиции византийского и русского искусства. Творчество художника было связано с Новгородом и Москвой. В своих фресковых росписях Феофан Грек воплотил суровую одухотворенность, страстную волю к возвышенному, высокий нравственный идеал. Лучшими работами Феофана Грека являются семь икон деисусного ряда иконостаса Благовещенскго собора Московского Кремля, иконы «Богоматерь Донская» и «Успение Богоматери»; в мастерской художника создана знаменитая икона «Преображение». Искусство следующего этапа русской живописи связано с творчеством ^ Андрея Рублева (1360-1430) и его школы. Андрей Рублев являлся классиком древнерусской национальной живописи. Он в полной мере воплотил в своих произведениях черты национального художественного гения. Наряду со «Словом о полку Игореве» его иконы – величайшее явление в истории древнерусского искусства. Самой выдающейся работой Андрея Рублева стала икона «Троица», написанная для собора Троице-Сергиева монастыря. Она воспринималась русским обществом как символ национального единения. Работы А. Рублева еще при жизни был