Реферат по предмету "Разное"


Xiii актуальные проблемы дошкольного образования

РАЗДЕЛ XIIIАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГольцева М.С. (БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск); научный руководитель - к.п.н., доцент М.В. ПапинаРазвитие коммуникативных умений у дошкольниковЧеловек – существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Через свои отношения с другими людьми человек формируется как личность. Общение – большая проблема, которая всегда интересовала ученых. Этот интерес в последние годы усилился. Труды таких ученых как М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. полностью посвящены этой проблеме. Проблеме речевого общения дошкольника посвящены работы Алексеевой М.М., М.В. Яшиной, Г.М. Ляминой, А.Г. Арушановой, О.Гаврилушкиной и др. Ученые пришли к выводу, что полноценное общение не возможно без коммуникативных умений. Коммуникативные умения являются средством осуществления речевого общения. К основным умениям М.М. Алексеева и М.В. Яшина относят: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета. Коммуникативные умения развиваются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и развивать их надо еще в детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя. При формировании коммуникативных умений необходимо учесть возрастные особенности и создать благоприятные условия, а именно – свободную, непринужденную обстановку. Наиболее благоприятной атмосферой в дошкольном возрасте является атмосфера сюжетно-ролевой игры. Характеризуя эту игру, С.Л. Рубинштейн, подчеркнул, что она есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность, и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Все эти черты игры наилучшим образом способствуют развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Чтобы подтвердить это предположение проводилось исследование в старшей группе детского сада. Целью исследования быдло определить эффективность сюжетно-ролевых игр в процессе развития коммуникативных умений у дошкольников. Несмотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры и на прекрасную возможность, в непосредственной обстановке развитию детей коммуникативные умения, не все воспитатели задумываются над этим. Беседа с воспитателем, в группе которого проводилось исследование, тому подтверждение. Сюжетно-ролевые игры специально не планируются воспитателем, а проводится по просьбе детей. Естественно, в этой спонтанности не продумываются цели и задачи по развитию коммуникативных умений. Как следствие, нравоучения воспитателя, с целью привития умений обращаться, результатов не дает. Наблюдение на констатирующем этапе показали, что общаться умеют не все дети: одни не могут поделить игрушку другие не могут распределить роли, третьи вообще сидят в стороне, не желают вступать в контакт с детьми. Речевой этикет не развит у 50% детей; умение слушать и ясно выражать свои мысли не проявляются тоже примерно у 50% детей. Следовательно, работа по развитию коммуникативных умений либо не ведется в этой группе, либо ведется не эффективно. Для подтверждения гипотезы исследования проводился формирующий этап, целью которого было развить коммуникативные умения у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры были тщательно отобраны и продуманы. Целью каждой игры было развить те или иные умения, либо комплекс умений. После нескольких совместных с экспериментатором игр дети уже показывали успехи в общении. Многие стали включаться в игры, даже те, кто не играл ранее. Дети стали меньше спорить во время распределения ролей, стали уважительнее относиться друг к другу, чаще обращаться с вопросами, просьбами, предложения к экспериментатору. Таким образом, эксперимент подтвердил гипотезу о том, что развитие коммуникативных умений у дошкольников наиболее эффективно в процессе сюжетно-ролевой игры.^ Евдокимович О.В., Бычкова И.С., Гусев В.А. (БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск); научный руководитель – к.фил.н., доц. Н.П. СавельеваКризис института семьи - сегодняшняя реалияНа сегодняшний день распадается большинство семейных союзов. Тревожными являются результаты последних исследований, которые свидетельствуют о том, что крах семейной жизни постигает не только каждый второй брак, но и значительный процент каждого первого. Неуклонно растёт число неполных семей, где воспитываются дети, будущее которых в большинстве случаев – неуспешность в отношениях с противоположным полом, по той причине, что они на примере своих родителей не видели этих самых отношений. Этой проблемой, а также рядом других вопросов в области семейных отношений заинтересовались студенты 5 курса ОЗО группы № 1 педагогического факультета БПГУ имени В.М. Шукшина: Бычкова Ирина Сергеевна, Гусев Владимир Алексеевич и Евдокимович Оксана Викторовна. Основательно поработав над данными вопросами, они пришли к выводу, что наиболее целесообразным решением данной проблемы должна стать своего рода просветительская деятельность среди молодёжи от 15 до 25 лет. Студенты-заочники приняли решение самостоятельно разработать и провести интересное мероприятие по семейной тематике для студенческой аудитории очного отделения педагогического факультета. «Ведь молодые люди вероятнее всего прислушаются к молодым с некоторым житейским багажом, чем к родителям и уж тем более к представителям более старшего поколения», - рассуждали заочники. Результатом совместного творчества трёх студентов стало написание сценария воспитательного мероприятия на тему: Выбор избранника (избранницы) – выбор семьи. Целью данного мероприятия было формирование у студентов представлений о критериях выбора партнёра для создания семьи, о добрачном периоде и о возможных последствиях неправильного выбора спутника жизни. Для успешного достижения цели студенты-заочники поставили перед собой следующие зад 1) Ориентация молодых людей на сознательный выбор спутника жизни; 2) Вербализация представлений о семейной жизни; 3) Демифизация представлений об отношениях супругов в семье. Мероприятие было решено провести в форме «круглого стола» с элементами тренинга. Данная форма была выбрана не случайно, она предоставляла каждому студенту возможность быть не просто слушателем, а активным участником того, что происходит в аудитории, свободно высказывать своё мнение по любому обсуждаемому вопросу. Заочникам хотелось, в результате данного воспитательного мероприятия, помочь юношам и девушкам взглянуть на проблему выбора партнёра (партнёрши) глазами своих сверстников, как своего, так и противоположного пола; совместно со студенческой группой попытаться разобраться в самых сложных вопросах, в области создания гармоничных семейных отношений; дать молодым «пищу» для дальнейших размышлений на данную тему. 14 сентября 2005 года такая встреча состоялась с группой студентов очного отделения. Возраст большинства участников составлял 18 – 19 лет - это именно тот период жизни, когда молодёжь особенно интересуется вопросами построения отношений с представителями противоположного пола. И именно в этом возрасте очень важно помочь юношам и девушкам взглянуть на эту проблему с различных точек зрения. Для полного понимания тематики мероприятия студенческий коллектив ознакомили с некоторыми наиболее яркими историческими справками прошлых столетий в области брачных отношений. Таким образом, студенты-очники получили представление о критериях выбора спутника жизни в те далёкие времена. Не оспаривался в студенческой среде и тот факт, что сегодня замуж не выдают, а выходят, не женят - женятся. И основным мотивом вступления в брак стала любовь. Но вот парадокс: именно в этом факте исследователи данной проблемы видят причину нестабильности брачно-семейных отношений в современном обществе. Одни брачующиеся ошибаются в самом начале, принимая за любовь влюблённость или увлечение; другие не умеют сохранить свои чувства и, теряя любовь, теряют вместе с ней и семью. Поэтому, чтобы не принимать за любовь нечто иное, следовало выяснить, что же это такое «любовь»? С этой целью студентам представили для обсуждения очень простую, но весьма ёмкую трёхкомпонентную теорию любви Стернберга. Участники встречи очень внимательно слушали положения данной теории, совместно обсуждали услышанное. И многие пришли к открытию: они весьма узко понимали это слово «любовь», весьма романтично, туманно, даже слащаво. Поэтому вся семейная жизнь им представлялась как вечный праздник, что, несомненно, привело бы их будущие семьи к краху. Другие же зачастую искажали сущность этого понятия, подходили к этому аспекту брачно-семейных отношений как к атавизму прошлого, тем самым вообще отрицая всякую необходимость любви между супругами. В ходе мероприятия участники получили уникальную возможность услышать от своих сверстников, чего же они ожидают от своих партнёров в семейной жизни, какие качества они ценят в себе и в представителях противоположного пола, почему. Кроме выше означенных вопросов, студенты-очники в ходе дискуссии совместно пришли к выводу, что, даже принимая со своим партнёром решение о вступлении в брачный союз, следует не только радоваться предстоящему событию, но прежде обсудить наиболее значимые аспекты совместного проживания. Любопытно было студентам изучать вопросник «Семейный договор», содержащий примерный перечень вопросов, которые следует обсудить с будущим супругом до свадьбы. Многие участники встречи впервые открыли для себя то, что, казалось бы, самые понятные вещи, о которых вроде и не стоит говорить, всё же требуют конкретизации и согласования. Конечно, можно обсуждать эти прозаические вопросы (и сотни других аналогичных) тогда, когда супруги о них уже споткнулись, но всегда ли это лучший вариант? Зачем ждать, пока жизнь столкнёт супругов лбами? Разумные люди обсуждают свои возможные разногласия заранее, пока у них есть на это время и пока стычки между собой не заслонили от них главного – их любви, уважения и интереса друг к другу. И неважно, как конкретно они договорятся. Важно, чтобы после обсуждения вопросника пара могла с уверенностью сказать: «Мы одинаково представляем, какую семью мы хотим». Участники дискуссии осознали, что, содержательно и мирно обсудив двести вопросов, поставленных анкетой, вероятнее всего, супруги также доброжелательно и конструктивно обсудят двести первый вопрос, поставленный жизнью. Также аудитории было предложено попробовать исследовать некоторые ситуации из жизни других людей, для того, чтобы разобраться в сложных нюансах семейной жизни: увидеть что стоит делать, а что не стоит делать, будучи семейным человеком. Данное мероприятие прошло с невероятным успехом. Юношам и девушкам была интересна тема мероприятия. Кроме того, им импонировала сама форма, в которой мероприятие проходило, т. к. она способствовала созданию доверительной, душевной, в некотором смысле, даже интимной атмосферы в аудитории. Буквально все участники «круглого стола» охотно включились в дискуссию. Студенты в течение всего мероприятия вели себя заинтересованно, открыто, эмоционально. Многие из них признались, что, благодаря данному мероприятию, взглянули на проблему отношений мужчины и женщины иначе, чем ранее, что, неожиданно для себя, сделали массу открытий в этой области, и что и после мероприятия они будут размышлять на эту тему. Несомненным плюсом данной встречи было совершенное отсутствие навязывания студентам-очникам какого-либо мнения: каждый вынес из прошедшей встречи что-то своё. Важным моментом стало также то обстоятельство, что данное мероприятие ещё больше сплотило студенческий коллектив, раскрыло новые, ещё непознанные, грани каждого из сокурсников, помогло услышать друг друга, разобраться даже в самых сложных вопросах человеческих отношений. Впоследствии мероприятие получило большой резонанс среди студентов, а также среди педагогов факультета. До и после мероприятия проводилось анкетирование студенческого коллектива. Позднее были сопоставлены полученные в ходе анкетирования результаты, из которых явственно следует, что мировоззрение участников «круглого стола» несколько изменилось, расширились рамки восприятия данной проблемы в целом, появилось более осознанное и глубокое понимание тематики мероприятия. А коллектив студентов-заочников желает молодёжи успехов в построении гармоничных отношений с представителями противоположного пола.^ Захарова О.В. (БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск); научный руководитель - д.п.н., проф. Л.А. МокрецоваФормирование изобразительных умений и навыкову детей-инвалидов как педагогическая проблемаВ последние годы педагоги, ученые, общественность обратили внимание на детей с ограниченными возможностями, на их развитие и реабилитацию. Столь пристальное внимание к таким детям не случайно, так как большинство исследователей считают, такие дети должны чувствовать себя как полноценные граждане нашей страны, не должны испытывать психологического дискомфорта в повседневной жизни и должны иметь перспективу трудоустройства в будущем. В настоящее время обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями – сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к активной общественно-полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Известно, что инвалидность у детей – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящая к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста ребенка, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, и в частности ребенка-инвалида. Это возможно в условиях целенаправленной и систематической работы социального педагога, который осуществляет обучение детей-инвалидов в домашних условиях и в реабилитационных центрах. Изобразительная деятельность доступна детям с разными типами заболеваний (глаз, слуха, задержкой психического развития, ДЦП, интеллекта), она способствует развитию мелкой моторики, познавательных процессов, самостоятельности. Экспериментально-опытным путем нами было установлено, что быстрее поддаются обучению те дети-инвалиды, у которых сохранена способность к интеллектуальным операциям, у них могут формироваться изобразительные умения и навыки, если педагог использует разные методики обучения (рисование пальчиком, дорисовывание элементов, рисование по воображению и др.). Формирование изобразительных умений и навыков способствует развитию речи, мелкой моторики, коммуникативному общению с детьми и взрослыми. Организационной формой обучения таких детей являются занятия, главной особенностью которых является то, что познавательная деятельность строится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой. Нами была проведена экспериментальная работа с детьми-инвалидами дошкольного возраста, проживающими в с. Алтайское Алтайского района Алтайского края, где при комитете по труду и социальному развитию ведется работа по обучению детей-инвалидов на дому. Детей с ограниченными возможностями выбрали по характеру заболеваний (инвалиды по зрению, слуху, с задержкой психического развития, с ДЦП, олигофренов). Всего изучалось 20 дошкольников, по 10 в контрольной и экспериментальной группе. Среди детей по одному заболеванию были отобраны дети по половому признаку: мальчик и девочка. В результате эксперимента установлено, что значительных результатов в процессе добились дети с заболеваниями зрения, слуха, ДЦП (если не повреждены интеллектуальные зоны развития), хуже поддаются влиянию педагога дошкольники с ЗПР и заболеваниями интеллекта (олигофрены). Им необходимо многократное объяснение и отработка на практике. Эти дети могут выполнять только элементарные действия, объяснения слушают невнимательно, беспокойны, сложные техники (дорисовать по пунктиру, придумать сказочный лес) не воспринимают. Кроме того, можно отметить, что лучше обучаемы девочки, чем мальчики. Они более внимательны к объяснению педагога, стараются точно следовать инструкции, более эмоциональны при рассказе о замысле рисунка и его оценке. Результаты экспериментальной работы подтвердили, что дети с ограниченными возможностями обучаемы, у них могут быть сформированы навыки и умения изобразительной деятельности, они правильно держат карандаш и кисть, различают цвета, выполняют соединения по контуру. Социальный педагог должен не только наблюдать таких детей, но и обучать по специальным программам, формирующим необходимые для учебной и трудовой деятельности умения и навыки, используя для этого разные виды заданий и упражнений (пальчиковые игры, спортивные упражнения, конструирование, рисование, лепку). Систематическая и целенаправленная работа педагога по формированию умений и навыков на занятиях по издеятельности будет результативной, если педагог будет учитывать особенности заболевания, психологические особенности развития ребенка, а также использовать разные методы и приемы работы над формированием таких умений и навыков. При активном воздействии социального педагога прогноз в отношении детей с ограниченными возможностями благоприятен. ^ Козлюк Л.Н. (БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск); научный руководитель – ст. преп. М.Б. ИсаеваДидактическая игра как средство формирования геометрических представленийу детей старшего дошкольного возраста в детском садуПроблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр. В этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, А. А Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова. Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры и повседневной жизни. Были разработаны методики ознакомления детей с геометрическими фигурами с помощью различных дидактических игр [2,3]. Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Следовательно, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринуждённой форме. Такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, и требует такого проведения занятий, где задачи развития геометрических представлений решались посредством использования дидактической игры. Также он в математическом воспитании и обучении является актуальным, новым и требует специальной разработки. Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить проблему обучения детей на занятиях по математике [1,2,3,4]. Такой проблемой является формальный подход к обучению, и в данном исследовании была предпринята попытка преодолеть этот подход. Были проведены три этапа эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный). На констатирующем этапе эксперимента, выявив уровень сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, пришли к выводу о том, что объем знаний ребят не достаточно высок. Разработанная в исследовании система занятий позволила развить интерес и желание к процессу обучения. Использование в работе дидактических игр способствовало лучшему усвоению и закреплению полученных на занятиях знаний. Уровень сформированности геометрических представлений после проведения формирующего этапа эксперимента повысился в среднем на 20% относительно группы, с которой не проводились дидактические игры. Это позволяет говорить о том, что использование дидактических игр на занятиях по обучению старших дошкольников математике способствует лучшему усвоению материала. На основании этого воспитателям ДОУ рекомендуется: Планировать и проводить работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Внедрять дидактические игры в процесс обучения детей математике. Привлекать детей к разработке и проведению дидактических игр.Литература:Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учебное пособие для студентов. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)»/ Р. Л. Березина, 3.А, Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с: ил.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. Пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2000. - 272 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304с.Краева М.С. (БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск); научный руководитель – д.п.н., проф. Л.А. МокрецоваРазвитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию посредством игровых приемовВ истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является сенситивным для развития и формирования творческой личности (Венгер Л.А., Ветлугина Н.А., Выготский Л.С. и др.). В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и другие. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного. Отечественные ученые рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно объективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его значительна. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется непосредственностью, свежестью выражения. Анализ исследований, посвященных проблемам детского творчества И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Тепловой, Е.А. Флериной позволяет дать определение понятию «детское изобразительное творчество». Под детским изобразительным творчеством понимается создание субъективно нового (значимого прежде всего для ребенка) продукта (рисунок, лепка и т. д.); создание к известному ранее не используемых образов, разных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы. Развитие детского изобразительного творчества включает в себя три этапа: Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновение замысла, с поиском художественных средств. Нахождение композиционных построений и использование ритма для передачи уже целостной картины. Творчество ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности, важное значение в его развитии имеет игра. Являясь ведущей деятельностью дошкольника, она в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе и творчества. Особое значение для формирования изобразительного творчества дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности имеют игровые приемы, т. к. они побуждают детей самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новое, усиливают творческую активность. Для развития творчества детям необходимы определенные знания, умения и навыки, способы деятельности, которыми они сами без помощи взрослого овладеть не могут. То есть речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Наиболее оптимальной формой обучения являются занятия. Нами было проведено исследование по выявлению уровня развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования использовалась методика «Повторяющиеся фигуры», предложенная П. Торренсом. Результаты исследования оценивались по следующим критериям: оригинальность, скорость мышления, гибкость мышления, разработанность рисунка. Результаты исследования показали, что практически каждый ребенок проявил оригинальность. Скорость мышления в среднем составила от 10 до 13 рисунков. Что же касается гибкости мышления, то дети чаще всего использовали в своих рисунках следующие категории: быт, природа, пища, игрушки. Нужно отметить, что не все дети могут сделать свои рисунки достаточно полными и разработанными. В процессе исследования была замечена одна из особенностей детей. Она заключается в том, что детям трудно удерживать в памяти предложенное задание, т. е. дети забывали, что круг нужно использовать как основу рисунка и рисовали различные предметы в кругу. Для повышения уровня развития изобразительного творчества можно использовать систему занятий по рисованию, на которых используются игровые приемы. Таким образом, опытно-экспериментальные работы показали, что развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста происходит успешнее, путем использования игровых приемов на занятиях по рисованию, т. к. они повышаю интерес детей к изобразительной деятельности, вызывают желание рисовать, создают положительный эмоциональный настрой, повышают эффективность процесса обучения. ^ Московченко Ю.В. (БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск); научный руководитель – ст. преп. М.Б. ИсаеваРазвитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математикеНа протяжении многих лет становления и развития системы дошкольного образования психологи, педагоги, исследователи стремятся найти такие подходы к проблеме воспитания и обучения детей, которые способствовали бы развитию личности, удовлетворяли общество в целом. Умственное воспитание является неотъемлемой частью гармонически развитой личности. Одна из центральных задач умственного воспитания - развитие познавательных процессов, особое место среди которых занимает память. В разработку природы памяти внесли значительный вклад работы А. Бине, П.И. Зинченко, А.И. Леонтьева, А.А. Смирнова, Г. Эббингауза и других исследователей. В тоже время психология памяти - одна из наиболее актуальных до сих пор недостаточно разработанных проблем современной психологии. Значение памяти в жизни и деятельности человечества огромно. Память- основа всякого научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память - необходимая предпосылка любой творческой деятельности, всегда осуществляемой на основе уже полученной и усвоенной человеком информации. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. К концу дошкольного возраста, то есть к шести годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. Современная система обучения требует от детей, поступающих в школу, достаточно высокого уровня общего развития. Математическое просвещение и образование одна из основных частей общей стратегии воспитания. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственно практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект Предполагается, что занятия по формированию элементарных математических представлений являются эффективным средством развития произвольной памяти старших дошкольников. Для подтверждения данной гипотезы проводится психолого-педагогический эксперимент, в котором принимают участие две группы: экспериментальная (10 человек) и контрольная (10 человек). В ходе констатирующего эксперимента выяснилось, что дети обеих групп практически не умеют пользоваться приемами запоминания, что существенно затрудняет процесс обучения и развития памяти. Проведенная диагностика показала необходимось развития произвольной памяти посредством разработки формирующего эксперимента, направленного на развитие произвольной памяти на основе включения в занятия по формированию величинных и геометрических представлений игр и игровых приемов. Перед тем, как начать работу по элементарной математической подготовке, с детьми проводилась предварительная работа. Сначала дошкольникам предлагались вопросы, с помощью которых можно выяснить об интересующих их играх (особое внимание акцентировалось на играх по величинным и геометрическим представлениям). Только после этого с дошкольниками проводились игры, такие как: «Поможем Буратино починить одеяло», «Конструктор», «Какая крыша выше»? «Построй елочку из полосок разной длины», «Рисуем машину», «Сложи узор», «Кто больше принесет» и т.д. Данные игры направлены не только на развитие элементарных математических представлений, но и на развитие произвольной памяти. Затруднения взвывают игровые упражнения, где нужно воспроизвести большое количество геометрических фигур («Поможем, Буратино починить одеяло»), но количество воспроизведений постепенно увеличивается. Начиная с шестого занятия, дети стали использовать приемы осознанного запоминания. Кроме традиционных занятий проводятся математические праздники («Путешествие по стране геометрических фигур»), где дошкольники активно применяют знания, полученные на занятиях. В настоящее время работа по данной проблеме продолжается.^ Мошкина Е.В. (БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск); научный руководитель - к.п.н., доц. М.В. Папина Развитие читательских интересов дошкольниковпосредством анализа художественного произведенияЧтение художественной литературы является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Любовь и интерес к чтению начинает закладываться еще в детстве. Именно из книги ребенок познает окружающий мир, учится взаимоотношениям и жизни в нем. Б.М. Теплов в своих трудах отмечал, что воспитательное значение произведений искусства в том, что они дают возможность войти «внутрь», пережить кусок жизни, отражённой в свете определённого мировоззрения. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольников. Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, так как до 6 лет ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется в его ум. Частое чтение литературных текстов, умелый их анализ способствуют постижению ребёнком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Наука доказывает, что приучать ребёнка к чтению тогда, когда он ещё не умеет читать. Для того, чтобы научить читать, нужно желание и интерес. Любовь к чтению не возникает автоматически, нужно прививать литературный вкус к чтению. А.В.Запорожец говорил, что «новые мотивы деятельности формируются не по законам биологического созревания, а в зависимости от тех общественных условий, в которых живёт ребёнок, от той идейной атмосферы, которой его окружают, от системы его воспитания». (А.В.Запорожец. Психология действия. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 115с.) Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор отношения ребёнка к книге и критерий её оценки. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишённую для ребёнка всякой привлекательности, а значит и эффективности. Чем понятнее будет ребёнку произведение, тем больший будет интерес к нему. Всё выше сказанное явилось основанием для проведения специального исследования, цель которого: расширение читательских интересов детей среднего дошкольного возраста посредством анализа художественного произведения. В ходе констатирующего этапа эксперимента выяснилось, что читательские интересы в деятельности ребёнка занимают далеко не первое место. Их вытесняют игры с игрушками, письмо и рисование, подвижные игры. Кроме того, уровень освоения художественного текста не является высоким. Поэтому в формирующем этапе эксперимента необходимое внимание было уделено разработке серии занятий по анализу художественных произведений, направленных на развитие читательских интересов детей средней группы детского сада. В данный момент проходит формирующий этап эксперимента, направленный на развитие понимания художественных произведений детей среднего дошкольного возраста и расширения их читательских интересов.^ Никулина М.Н. (БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск); научный руководитель – ст. преп. Н.Г. ВерещагинаРазвитие художественного


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Горячий, Эдуард Николаевич
Реферат Исследование взаимодействия в системах нитраты целлюлозы – уретановые каучуки
Реферат Внешняя политика России в царствование Александра III 1881-1894 гг
Реферат Аналіз балансу та фінансової звітності ВАТ "Енергопостачальна компанiя "Закарпаттяобленерго"
Реферат Рынок труда в России современное состояние и перспективы. Безработица как элемент современного
Реферат Финансовый менеджмент наука и практика в условиях перехода к рыночной экономике
Реферат Анализ финансовых результатов прибыли и рентабельности на ОАО "Племзавод им. В.И. Чапаева"
Реферат Понятие и способы осуществления гражданских прав
Реферат Организация технологического процесса склада Экономическая эффективность механизации погрузочно-разгрузочных
Реферат Сравнительный анализ налоговых систем России и Японии Налогообложение страховых организаций
Реферат April Fool's Day
Реферат Редактирование как вид профессиональной деятельности и как составляющая редакционно-издательского процесса
Реферат Волга и ее значение в хозяйственной деятельности человека
Реферат Идейно-композиционная роль главы Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени
Реферат Роль прецедента в английской правовой системе и его значение в современном правовом мире