Содержание План… 1. Иепархия и власть… 2. Виды власти… 3. Стили руководства… 4. Понятия и термины… 5. Заключение… 6. Литература…. 25 План 1. Власть – как рычаг управления в организации. 2. Сочетанеие власти и лидерства. 3. Терминология для познания и общего развития. 4. Итог. 1. Иепархия и власть. В процессах управления в каких бы масштабах оно ни осуще¬ствлялось,
всегда возникает проблема власти. Её успех зависит от того, каков объем власти и каков ее характер. Объем власти от¬ражает силу влияния в комплексе проблем функционирования и развития фирмы, а характер власти — те опорные факторы, кото¬рые являются фундаментом власти (полномочия, авторитет и пр.)-Основными компонентами власти является ее субъект, объ¬ект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмов и способами взаи¬модействия субъекта и объекта.
Субъектом может быть отдель¬ный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникно¬вения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего он должен стоять выше по иерархи¬ческому признаку и иметь возможность отдавать приказы и рас¬поряжения. Иерархия — «служебная лестница», последовательное распо¬ложение служебных званий, чинов от низших к высшим в поряд¬ке их подчинения.
Различают иерархию властную, бюрократиче¬скую, военную, партийную и т.д. Иерарх (от греч. hieros — священный и arche — власть) — расположение частей или эле¬ментов целого в порядке от высшего к низшему. Термин в социо¬логии употребляется для обозначения социальной структуры об¬щества, бюрократии, а в теории организации — как принцип управления. Этот термин связан с властью. Иерархический признак, во-первых, означает централизацию, линейную соподчиненность
низших звеньев системы высшим. Особую форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управ¬ленческих и исполнительных функций. Во-вторых, иерархия обу¬словливает целенаправленную личную зависимость одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, то есть действует принцип подчинения члена организации прави¬лам, стандартам организации. За отклонение от этих безличност¬ных, формальных правил и норм к
отдельным сотрудникам орга¬низации могут быть применены санкции и меры принуждения. В практике управления в организациях применяются две сис¬темы распределения прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии. Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема чем-то похожа на «елочку». Историческими и культурными корнями системы «елочки» являются комбинация отношений частной собственно¬сти на землю и базирующихся на уважении и расчете отношений,
воспроизводимых в западноевропейской семье между ее старши¬ми и младшими членами. Принцип единства подчинения заключается в том, что работ¬ник должен получать распоряжение, относящееся к выполняемой работе, только от одного начальника. Исходя из этого, система «елочка» построена так, что права и ответственность вышестоя¬щего руководителя поглощают только часть прав и ответственно¬сти нижестоящего руководителя.
Такая система является основой по М. Веберу бюрократиче¬ской организации и отличается высокой четкостью в фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. Она по¬зволяет легко найти ответственного за неудачу в организации. Её недостатком является то, что в рамках распространенной функ¬циональной департаментализации она ослабляет функциональные права. Вторая система — система двойного или множественного подчинения «матрешка» — исторически
строилась на комбина¬ции отношений совместной или общественной собственности на землю и отношений, воспроизводимых в семьях с азиатской куль¬турой. В отличие от «елочки», система «матрешка» построена так, что права и ответственность всех вышестоящих руководителей полностью поглощают права и ответственность всех нижестоя¬щих руководителей. При такой системе права и ответственность размыты между многими уровнями организации, и здесь практи¬чески невозможно найти виновного за случившееся.
Им может стать руководитель любого уровня, и определяться это будет не в рамках установленной политики и процедур, а субъективным мнением вышестоящего руководителя, преследующего свои по¬литические цели. Система сознательно допускает наличие двух и более лиц, имеющих одинаковые полномочия относительно объекта управ¬ления. Такое положение уводит окончательное решение на самый верх организации и позволяет тем самым осуществлять тоталь¬ный контроль. Однако надо помнить, что власть только отчасти определяется
иерархией. Сколько власти имеет тот или иной че¬ловек, определяется не только уровнем его формальных полно¬мочий, но и степенью зависимости от другого лица. Помимо воз¬можности и прав субъект власти должен иметь желание руково¬дить и готовность брать на себя связанную с этим ответствен¬ность, а также быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.
Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя, взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольно¬го, воспринимаемого с радостью подчинения. В принципе подчи¬нение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.
Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель восприни¬мает субъект в зависимости от наличия у него авторитета. Качества объекта властвования определяются его политиче¬ской культурой. Преобладание в обществе людей, привыкших по¬виноваться, жаждущих «твердой руки» является благоприятной
средой авторитарных и тоталитарных режимов. Вопросы власт¬ного управления особенно остро встали в России при переходе к новым формам государственности и новым социально-экономи¬ческим отношениям, когда началось становление рынка и пред¬принимательства, развитие многообразных форм собственности, а также в связи с перспективами вступления современного мира в стадию информационного общества. Требуется поэтому заново осмыслить всю властную практику и радикально ее изменить.
Без этого невозможно создать условия для действенного функциони¬рования всех видов и уровней власти. Власть (англ. право управления) — 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, по¬ведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств — закона, права, авторитета, воли, принуждения; 2) политическое господство над людьми, их общностями, орга¬низациями, над странами и их группировками;
3) система государственных органов; 4) лица, органы, облеченные соответствующими государствен¬ными, административными полномочиями, или обладающие разного рода влиянием, полномочиями по обычаю, или при¬своивших их себе. В управленческой литературе власть понимается как возмож¬ность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей. Власть может относиться к индиви¬ду, группе и организации в целом.
Определение власти как орга¬низационного процесса подразумевает, что: • власть — это потенциал, имеющейся не только тогда, когда применяется; • между тем, кто использует власть, и тем, к кому она приме¬няется, существует взаимозависимость; • тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий. Власть может существовать, но не использоваться. Если со¬трудник работает по правилам, то у начальника нет необходимо¬сти применять к нему имеющуюся власть.
Власть — это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один че¬ловек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью — это возможность влияния на удовлетворе¬ние потребностей. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном оп¬ределяются
пониманием власти, знанием, как и когда ею пользо¬ваться, а также способностью предвидеть последствия ее исполь¬зования. Власть никогда не бывает абсолютной и не изменяю¬щейся. Власть — это отношения в динамике, отношения, меняю¬щие и ситуации, и тех, кто в нее вовлечен. Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организа¬ции приходит снизу — от подчиненных.
Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной и личной властью. Необходимо также учесть предрасположенность человека к власти. Данное предрас¬положение выступает как черта характера человека.
Руководитель получает власть над своими подчиненными че¬рез их зависимость от него в заработной плате, удовлетворении социальных потребностей, предоставлении работы и тому подоб¬ное. Но и подчиненные обладают определенной степенью власти над руководителем. Она проявляется в зависимости руководителя от получения информации, неформальных контактов, желания выполнять работу. Сила власти зависит от нескольких факторов: • участия в управлении, при котором возникает
понимание своей роли в общем процессе движения к цели. Участие в управлении является средством самоутверждения личности, потребность участия в управлении является одной из реаль¬ных потребностей человека.; • социально-психологических особенностей личности (уро¬вень образования, тип характера, возраст и т.д.); • цели управления. Люди должны знать, на какие цели ориен¬тирован руководитель и соответствуют ли эти цели их инте¬ресам,
насколько они реальны; • типа управления должен соответствовать конкретной обста¬новке и реально существующей ситуации; • достаточности полномочий руководителя при принятии управленческих решений; • авторитета руководителя и доверия его опыту, квалифика¬ции, интеллекту и воле. Он формируется на базе общей заин¬тересованности и убежденности подчиненных в особых спо¬собностях руководителя. Авторитет представляет собой высокоценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя
и которые детерминируют их повиновение без угрозы санкций или убеждения; • социально-психологической атмосферы деятельности кото¬рая благоприятствует позитивной реакции на управленче¬ское решение; • влияния внешней среды в деятельности фирмы. 2. Виды власти Специалистами разработано много разных подходов к класси¬фикации власти. Основой власти называется то, откуда она про¬исходит, а источником власти — то, через что данная основа
ис¬пользуется. Выделяют две группы источников власти. Первая имеет личностную основу власти и включает следующие источ¬ники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти. Под экспертной властью понимается способность руководи¬теля влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных
знаний. Экспертная власть не свя¬зана жестко с определенной должностью. Уровень экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонст¬рирует свою компетентность в анализе, оценке и контроле работы подчиненных. Специализация в знаниях ограничивает примене¬ние экспертной власти. Недостатком такой власти страдают мо¬лодые руководители, и им требуется время для того, чтобы ее об¬рести и эффективно использовать. Власть примера связана со способностью руководителя вли¬ять на
поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы. Харизма — это власть, основанная на силе личных качеств и стиль руководства. Выделяются следующие качества харизматической личности: • свойство заряжать своей энергией окружающих; • внушительная внешность; • независимость характера; • уверенная манера держаться; Власть примера нередко формируется по мере отождествле¬ния подчиненными себя со своим руководителем,
вплоть до под¬ражания ему во всем. Это стремление незаметно подводит под¬ражателя под влияние того, кому он подражает. Чем больше ру¬ководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважа¬ют, подкрепляя тем самым его личностную основу власти. Каждый руководитель использует свое право в пределах своих способностей. Это проявляется в том, что каждый руководитель как бы обладает разным правом на власть.
Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Координация информационных пото¬ков и контроль за коммуникационной сетью делают человека вла¬стным. Потребности во власти — дача настойчивых советов и стремление оказать помощь; вызов эмоций у других; укрепление своей репутации. Вторая группа — организационная основа власти, куда вхо¬дят: законная власть, принятие решения, вознаграждение
и при¬нуждение, власть над ресурсами и власть связей. Законная или традиционная власть основана на том, что ру¬ководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях. Как правило, люди подчиняются начальникам, занимающим долж¬ности, стоящие на более высоком уровне управленческой ие¬рархии. В этом случае подчиненный реагирует не на личность, а на должность.
Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на кон¬кретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Поэтому этот источник власти не связан только с тем, кто прини¬мает окончательное решение. В основном решения в той или иной мере — групповые решения, так как в их подготовке, приня¬тии и выполнении участвуют более одного человека. Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник
власти. В зависимости от ожидаемого уровня ком¬пенсации, получаемой от руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска и т. п подчи¬ненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения. Отмечено, что этот тип власти является доста¬точно эффективным способом влияния на людей. Сила власти вознаграждения нередко используется для подкрепления права на власть. В значительной мере сила она определяется уровнем формального права на власть.
Руководители могут ослабить силу данного источника, давая обещания поощрить за работу и не вы¬полняя их. К этому приводит поощрение подчиненных, не выпол¬нивших порученные задания. Трудность использования власти, основанной на вознаграждении, определяется прежде всего тем, что не просто определить, что же сочтут за вознаграждение. Деньги и более престижная должность не всегда способны произ¬вести впечатление на человека и повлиять
на его поведение. И поскольку все люди разные, то, что одному представляется цен-«ым, может не показаться таковым другому или тому же первому только в иной ситуации. Поэтому хороший руководитель должен использовать как эти, так и другие способы влияния. Принуждение как источник власти строится на реализации ру¬ководителем своей способности влиять на поведение подчинен¬ного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.д.
Подчиненные следуют указаниям, поскольку боятся быть уволенными. Поэтому в основе этого ис¬точника лежит страх. Следует помнить, что вообще власть чаще используется там, где поведение отклоняется от установленных образцов. Однако надо помнить, что страх ограничивает инициа¬тиву, творчество и может даже вести к свертыванию работы. Ру¬ководители, как и в случае с вознаграждением, могут сами ослаб¬лять власть принуждения своими
неверными действиями, неспра¬ведливо наказывая подчиненных. Организация обладает различными ресурсами (сырье и мате¬риалы, рабочая сила, финансовые средства и т.д.). Регулирование доступа ресурсам образует источник власти. В организации обычно поток распределения ресурсов имеет направленность сверху вниз. Разделение организации по уровням иерархии дает возможность высшим эшелонам власти контролировать ограни¬ченные
ресурсы и тем самым еще больше укреплять свое право ?на власть. Ряд руководителей, в основном неспособных эффек¬тивно применять другие источники власти, для влияния на людей, сознательно создают так называемый дефицит ресурсов. Власть связей строится на способности индивида воздейство¬вать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее.
При этом речь идет не о существовании реальных связей у ин¬дивида, а о восприятии реальности этого существования теми, на кого оказывается влияние. Поэтому, только будучи усвоенной, данная связь добавляет человеку влиятельности в отношениях с другими людьми. Нередко желающие приобрести эту власть при¬бегают к созданию относительно себя легенд или слухов. В психологии управления, помимо названных типов, выделя¬ют еще некоторые виды власти.
1. Власть влияния. Общаясь с руководителем, подчиненные ощущают властную функцию как их непосредственного началь¬ника, так и вышестоящего начальника. Сила власти в таком слу¬чае носит обобщенный характер. 2. Власть компетенции. Благодаря своей профессиональной подготовленности руководитель наделен правом выступать не только в качестве эксперта, но и «судьи» по всем решаемым во¬просам. 3. Власть авторитета. Пользующийся авторитетом руково¬дитель осуществляет свое влияние без демонстрации
власти. Лю¬ди повинуются ему без протеста. 4. Власть награждать и миловать. Люди охотно повинуются тем, кто имеет право награждать и миловать. Этот способ власти часто называют методом «кнута и пряника». Власть такого рода сродни силе. 5. Власть группового давления — влияние группы, ее позиции, поведения, отношения. 6. Власть традиции. Традиции — это совокупность привычек и ожиданий, которые ведут к некоторому
автоматизму действий и нарушение которых вызывает отрицательные эмоции. Но каждый человек старается их избежать и поэтому находится во власти. Традиции могут возникать как стихийно, так и сознательно в процессах управления. Хотя с незапамятных времен традиция была эффективным средством влияния, за последние годы ее эф¬фективность падает. Чтобы соответствовать окружению, органи¬зация должна вносить изменения в свою политику, стратегию,
методику организации и т.д. Те организации, которые настойчиво выдвигают традицию в качестве аргумента, сопротивляются пе¬ременам, могут оказаться пе-ред проблемой вымирания. 7. Власть убеждений проявляется в подчиненности своим убе¬ждениям. Как правило, путь формирования убеждений очень слож¬ный и противоречивый. Каждый человек обладает убеждениями, и убеждения эти различны.
Но когда убеждения действительно сло¬жились, они оказывают устойчивую связь и определяют поведение человека, иногда даже вопреки формальным распоряжениям. Власть убеждений может быть весьма сильной и устойчивой. Ис¬пользуя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что испол¬нитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать.
Другими словами, руково¬дитель признает зависимость от исполнителя. Активно добиваясь согласия, он оказывает сильное воздействие на потребность испол¬нителя в уважении. Если исполнитель, в свою очередь, испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния путем убеждения возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель ощущает, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит собственную потреб¬ность,
какой бы она ни была. При этом руководитель может поль¬зоваться логикой или эмоциями. Руководитель должен заслужить доверие. Поэтому его аргументация определяется интеллектуаль¬ным уровнем подчиненных. Цель, которую ставит перед собой ру¬ководитель, не должна противоречить системе ценностей его под¬чиненных. Слабая сторона такого влияния — медленное воздейст¬вие и неопределенность. Чтобы убедить кого-либо в чем-либо, тре¬буется много времени и усилий.
Однако то преимущество которое мы имеем от этого типа власти, несравненно выгодно. Подчинен¬ный постарается выполнять больше, чем требуется по минимуму, так как его действия помогут удовлетворить его личные потребно¬сти на многих уровнях. Все рассмотренные формы власти, как правило, сочетаются в деятельности руководителя, а одним из важнейших его профес¬сиональных качеств является не только комплексная опора на все эти формы, но и их дозировка
в зависимости от ситуации, в от¬ношении которой они используются. 3. Стили руководства Категория власти, а также существование ее основных форм лежит в основе ряда закономерностей теории управления и в ча¬стности в социологии и психологии управления. Властные регу¬ляторы управленческой деятельности определяют стиль руково¬дства. Главный критерий, заложенный в самой сути управления, заключается в формах реализации руководителем
своих полно¬мочий. Степень, до которой руководитель делегирует свои пол¬номочия и типы власти, используемой им, решающим образом влияют на манеру его поведения, на стиль руководства. Под стилем руководства понимаются «стабильно проявляю¬щиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, гак и индивидуально-психологических осо¬бенностей личности руководителя»
Использование руководителем навыков профессионального общения наиболее ярко проявляется в стилях руководства. Самой распространенной классификацией стилей руководства является деление их на: авторитарный, демократический, либеральный Если руководитель стремится концентрировать власть в своих руках, берет на себя всю ответственность за результаты, оставля¬ет за собой решающее слово в любом вопросе, то возникает авто¬ритарный тип руководства. Авторитарный стиль также характе¬ризуется преобладанием единоличных способов управления, применением
главным образом административных средств воз¬действия на подчиненных. Руководитель — автократ не советует¬ся с подчиненными, решения принимает единолично, тон обра¬щения к подчиненным категоричный, приказной, инициативные предложения отвергает, часто прибегает к са Демократический стиль характеризуется сочетанием научных принципов руководства с максимальным использованием ини¬циативы и творчества подчиненных, широким привлечением к управлению членов коллектива.
Тон обращения руководителя с подчиненными товарищеский, располагающий к сотрудничеству. Руководитель отдает предпочтение методам убеждения и стиму лирования. К санкциям прибегает лишь тогда, когда все другие методы исчерпаны. Демократический стиль исходит из мотиви¬рованности людей потребностями более высокого уровня — в со¬циальном взаимодействии, в успехе, в самоутверждении. При та¬ком стиле создается ситуация, при которой люди могли
бы само¬актуализировать себя, а работа как таковая была бы для них мо¬тиватором, т.е. обеспечивала внутреннюю мотивацию деятельно¬сти. При таком стиле повышается качество работы и особенно оригинальность исполнения. Либеральный тип руководителя склонен в максимальной сте¬пени делегировать другим ответственность, зачастую идти на по¬воду у работников, предоставлять полную свободу, граничащую с попустительством. Либеральный (пассивный) стиль характеризу¬ется невмешательством руководителя в ход работы.
Задачи ста¬вятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый. Все )то не способствует укреплению дисциплины, организованности и порядка. При либеральном руководстве значительно снижается и объем и качество работы по сравнению с демократическим. Ис¬полнители сами, как правило, начинают выражать неудовлетво¬ренность таким стилем. Чтобы добиться максимальной эффективности своей деятельности, включающей очень разные типы ситуаций,
руководитель дол¬жен проявлять себя но разному в различных ситуациях. Иначе говоря, управление должно гибким, а стиль руководства приспосабливающим. Руководитель, который владеет несколькими стилями управления, способен повысить зффективность своей деятельности. Многолетние наблюдения показывают, что предпочтение сле¬дует отдавать разумному сочетанию демократического и автори¬тарного стиля. Современные научные разработки содержат более полные параметры
стилей руководства. В частности, Т. Коно вы¬деляет новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, кон¬сервативно-аналитический и консервативно-интуитивный стили руководства. Компетентный, авторитарный руководитель, имею¬щий отработанные навыки профессионального общения с члена¬ми рабочей группы, создает в группе благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения органи¬зационных целей. Ориентация каждого руководителя, несмотря на однотипность целей, может расходиться.
Существует типология руководителей по следующим критериям: • внимание к людям; • ориентация на цель(задачу) организации; • одновременная ориентация на работу и на человека. В зависимости от того, как руководитель ведет себя с подчи¬ненными в психологии выделяют следующие типы руководите¬лей, которые, естественно, носят сугубо условный характер. 1. Демократ. Заботится больше всего о состоянии межлично¬стных отношений в рабочей группе.
Слабо учитывает потен¬циальные возможности работников. В связи с этим не всегда наилучшим образом выполняет задачу. 2. Диктатор. Основная ориентация — решение профессио¬нальной задачи оптимальным способом и в срок. Проблемы человека его не интересуют. Считает, для решения управ¬ленческой задачи основой является профессиональная под¬готовка. 3. Пессимист. Мало внимания уделяет решению задачи и мало интересуется потребностями и
возможностями человека. В руководстве группой придерживается анархического стиля, считая, что работа в одиночку значительно эффективнее коллективных действий. 4. Организатор. Сочетает в себе все качества руководителя творческой группы. Дает возможность каждому работнику проявить инициативу и творчество. Решение управленческих задач под руководством такого типа осуществляется самым рациональным путем.
5. Манипулятор. Основной задачей своей деятельности считает улаживание отношений внутри группы. Умеет «гасить» ост¬рые моменты в отношениях между людьми. Считает, что со¬гласованность действий членов рабочей группы является ос¬новным условием решения задач управления. Наконец, следует отметить, влияние власти проявляется как со стороны руководителя, так и со стороны подчиненных. Любой руководитель также в той или иной мере зависит от подчиненных.
Например, директор торговой фирмы зависит от обслуживающе¬го персонала, в частности, при получении текущей информации о снабжении, продаже товара. Все это определяет успешность дея¬тельности за которую личную ответственность несет директор. В той мере, в какой руководитель зависит от подчиненных, они имеют над ним власть. В каждом конкретном случае между вла¬стью руководителя и властью подчиненных складывается опреде¬ленная пропорция — баланс власти. Именно он определяет выбор руководителем того или иного стиля
управления. Если баланс сдвинут в сторону власти руководителя, то доминирует автори¬тарный стиль. Если он смещен в сторону власти подчиненных, то руководитель вынужден действовать демократически. При мак¬симальном усилении власти подчиненных ему ничего не остается делать, как прибегать к попустительским методам управления. Более того, руководитель должен помнить, что использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных реакцию, когда они связанную с желани¬ем продемонстрировать
свою собственную власть. Поэтому ра¬ционально действующий руководитель старается поддерживать разумный баланс властей. Используемая им власть должна быть необходимой и достаточной для достижения целей, но не вызы¬вать у подчиненных ощущения, что ими манипулируют, и не про¬воцировать их на проявление непокорности. 4. Понятия и термины. Авторитарный стиль управления — стиль деятельности ру¬ководителя (менеджера), в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллегиальных (кол¬лективных)
методов принятия решений. Характеризуется стрем¬лением руководителя полагаться исключительно на формальный авторитет должности, на принуждение. Это стиль жестких прика¬зов и распоряжений, не допускающий каких-либо возражений или собственного мнения подчиненных. Авторитет — влияние, которым пользуется индивид в реше¬нии организационных проблем, основанное на признание его опыта, знаний, личностных достоинств. Авторитет руководителя — концентрированное отражение в решениях
руководителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя. Личный авторитет представ¬ляет разновидность власти над людьми. А для него самого опре¬деляется силой влияния на людей, а для подчиненных — степе¬нью оказываемого доверия. Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) — в общем виде — процесс и результат приспособления строения и функций системы (организма, человека, организации и пр.) к изменяю щимся условиям существования.
В теории социологии и психоло¬гии управления данный термин используется применительно как к системе управления в целом (адаптация системы управления), так и к отдельным ее элементам (адаптация должностная, адапта¬ция социальная, профессиональная и т.д.). Администрация — лица, определяющие цели, задачи и поли¬тику организации. Активность — одна из общих способностей личности, прояв¬ляющаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельности и обуславливающая ее эффективность.
Анализ человеческих ресурсов — концепция, рассматри¬вающая персонал как важный ресурс организации, в использова¬нии которого скрыты значительные резервы и которые могут быть охарактеризованы через оценку экономической эффектив¬ности их использования. Аппарат управления — организованная на основе штатного расписания и профессионально-квалификационных характери¬стик совокупность работников, объединенных в управленческие органы, подразделения, службы, на которые возложено выполне¬ние определенных управленческих
функций. В составе аппарата управления, кроме руководителей, выделяется аппарат органа управления. Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу. Бизнес — предпринимательская, экономическая деятельность, ведение выгодного дела, являющегося источником получения прибыли, дохода. Бюрократия — система управления, основанная на форма¬лизме, тип организации, для которой характерно специализиро¬ванное разделение труда, четкая управленческая иерархия, прави¬ла
и стандарты, показатели оценки работы. Вербальный — имеющий непосредственное отношение к знаковому и прежде всего словесному (устному и письменно¬му). Власть — возможность действовать или способность воздей¬ствовать на ситуацию или поведение других людей. Власть, основанная на вознаграждении — власть, основан¬ная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влия¬ние, имеет возможность удовлетворить его актуальную потреб¬ность. Власть, основанная на принуждении — влияние, основан¬ное на вере исполнителя, что оказывающий
влияние может нака¬зать его, затруднить удовлетворение его потребностей. Внушение — процесс воздействия на психику человека, свя¬занный со снижением критичности и сознательности при воспри¬ятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием его ак¬тивного понимания, а также анализа и оценки на основе прошло¬го опыта. Воздействие управленческое — действие, вызывающее из¬менение состояния (параметров, свойств) объекта (систе-мы)управления.
Социальное воздействие управленческое, связано с изменением содержания и реализацией интересов и потребно¬стей социальных объектов (общностей, социальных групп, инди¬видов); имеет целью регулирование поведения, направленности деятельности социального объе-кта. Группа — два лица или более, которые взаимодействуют ме¬жду собой так, что каждое лицо влияет на другого (других) и ис¬пытывает на себе его влияние. Групповое мышление — тенденция отдельных личностей подавлять собственную точку зрения на ту или иную
проблему, чтобы не нарушить гармонию группы. Дезорганизация — нарушение порядка, дисциплины, рас¬стройство управления организацией, ее разлаженность, развал. Как правило, дезорганизация возникает как результат возмущаю¬щих воздействий. Действие — основной структурный компонент деятельности; представляет собой произвольную, преднамеренную опосредо¬ванную активность, направленную на достижение осознаваемой цели.
Делегирование — передача задач и прав исполнителю, кото¬рый принимает на себя ответственность за них. Деловая игра — метод поиска управленческих решений в различных производственных, социально-экономических, социально-психологических, других проблемных ситуациях посредст¬вом игры по заданным правилам. Демократический стиль управления — стиль, характери¬зующийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем сво¬ей воли и основанный на том, что активность
людей мотивирова¬на потребностями высших порядков. Деятельность — форма активного отношения субъекта к дей¬ствительности, направленная на достижение сознательно постав¬ленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта. Должность управленческая —- первичный структурный эле¬мент в органе управления, определяемый установленными зада¬чами, правами и обязанностями, обусловленный также формами разделения и кооперации труда в управлении.
Иерархия управления — последовательность уровней управления с указанием их подчиненности друг другу. Интеллект — основная общая способность личности, пред¬ставляющая собой высшую форму интеграции всех частных ког¬нитивных способностей субъекта. Интерес — эмоционально окрашенная установка, направлен¬ность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объ¬ект, вызванная положительным отношением к ним; форма прояв¬ления познавательной потребности; имеющее значение, что-то значимое.
Интуиция —процесс порожденного нового знания, проте¬кающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредст¬венного усмотрения. Информация — сведения, знания, сообщения, которые со¬держат необходимые данные для принятия управленческих реше¬ний и его реализации. Искусство управления — умение применять научные знания по управлению, использовать накопленный опыт и полученные навыки творчески, применительно к данной конкретной управ¬ленческой ситуации.
Кадры управления — работники (служащие), профессио¬нальная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций управления. Карьера — субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме лично¬стного самовыражения; поступательное продвижение по служеб¬ной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификаци¬онных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Карьера — это индивидуально осоз¬нанная позиция и поведение, связанные
с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Качество управления — оценка процесса управления, опре¬деляемая степенью достижения поставленной цели. Когнитивные психические процессы — один из классов психических процессов, обеспечивающих познание внешней и внутренней среды личности. Включает процессы ощущения, вос¬приятия, представления, внимания, воображения, памяти и мыш¬ления. Коллегиальные решения — тип решений, реализуемых в непосредственном контакте членов
группы друг с другом, а также в условиях ее иерархической организации. Коммуникация — 1) обмен информацией и смыслом информации между двумя или более людьми; 2) одна из основных функций управления («связующая функ¬ция»), обеспечивающая координацию совместной деятельно¬сти в процессе деятельности организации на основе обмена информацией между ее членами. Компетентность — интегральное личностно-когнитивное ка¬чество руководителя, базирующееся на сформированности
систе¬мы профессиональных знаний (экспертности) и умении их эффек¬тивно использовать. Контроль управления — один из необходимых этапов управленческого цикла, назначение которого — выявление от¬клонений величины фактических параметров управляемой систе¬мы от желаемых (цели, задания, нормы и т.д.). Конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаи¬модействиях и отношениях индивидов или групп, а также в соз¬нании отдельного индивида,
связанное с острым отрицательным переживанием. Социальное противоречие, основанное на разно¬сти потребностей и интересов людей, перерастающее в противо¬борство. Конформность — тенденция человека изменять свое пове¬дение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало их ожиданиям и их стереотипам поведения. Фиксируется в соответствующем личностном свойстве — кон¬формизме.
Концепция — совокупность понятий и связей между ними, определяющая основные направления развития и свойства како¬го-либо явления. Координация — согласование действий элементов внутри социальной системы и внешних систем по отношению к рассмат¬риваемой системе для достижения общих целей. Коррекция — процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов.
Креативность — одна из общих способностей личности, со¬стоящая в возможности порождения новых, оригинальных идей и способов решения задач, а также — в потребности личности в этом. Критерий — признак, на основании которого выполняется оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов управ¬ления. Кружок качества — группа работников подразделения, кото¬рые на добровольных началах обсуждают проблемы качества и вырабатывают идеи, направленные на его повышение.
Является также одним из средств партисипативного управления, способом мотивационного обогащения труда. Культура управления — системная, обобщенная характери¬стика управленческого труда, отражающая его качественные чер¬ты и особенности, степень профессионализма и компетентности работников аппарата управления. Либеральный стиль руководства (попустительский) — стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным мак¬симальной свободы в выборе рабочих задач и контроля за своей работой, слабым использованием властных
полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя. Лидер управления — человек, способный выдвигать продук¬тивные цели развития, находить оптимальные пути их достиже¬ния и объединять разных людей в социальные организации для решения общих задач, максимально использовать творческие возможноси как своей личности, так и окружающих его людей, в том числе талантливых, одаренных, неординарных. Лидерство — это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный
на влиянии личного авторитета человека на поведение группы. Личные качества работника — свойства его личности: • способности и темперамент; • уровень развития психологических функции и их взаимосвя¬зи; • эмоциональные и волевые черты; • индивидуальные потребности, мотивы, склонности и вкусы; • мировоззрение и идеалы личности, ее самосознание, а так¬же и те свойства, которые принято называть чертами ха¬рактера. Личный фактор производства — кооперация индивидуаль¬ных
способностей к труду, определяющая условия развития об¬щественного производства со стороны че-ловека. Одна из форм бытия рабочей силы. Менеджмент (от англ. management — управление, заведова¬ние, организация) — управление, включающее совокупность принципов, методов, средств и форм, применяемых с целью по¬вышения эффективности производства и увеличения прибыли. Понятие «менеджмент» относится прежде всего к управлению де¬ловым предприятием, смысл существования которого состоит в производстве товара и предоставлении различных
экономических услуг. И в заключении. Делаю такой вывод, что организация не моглабы существовать без лидера и власти. Сознание власти по суте своей и создаёт группу, коллектив, органи-заицию и т. д. Изучение психологической стороны власти в организации обеспечивает целостность функционирования аппарата управления – это одно из важнейших направлений психологии управления. Поскольку предметом управленческой деятельности является коллективный труд конкретной организации,
которой руководит данный аппарат управления, а по условиям и содержанию организации существенно различаются, психологические особенности управленческой деятельности приобретают в каждом случае спецефический характер и подлежат специальному изучению. Список используемой литературы 1. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петовского, М. Г. Яро-шевского 2-е изд испр. И доп М.:Политиздат,
1990. – 494 с. 2. Абрамова Г.С. А 16 Практическая психология Учебник для студен¬тов вузов — Изд 6-е перераб. и доп. — М : Акаде¬мический Проект, 2001. — 480 с. — («Gaudeamus») 3. К столетию «Принципов психологии» У. Джемса Джеме У. Д40 Психология/Под ред. Л. А. Петровской. — М.: Педагогика,
1991.—368 с. (Классики мировой психологии). 4. Г.Г. ДИЛИГЕНСКИЙ СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» 117864 ГСП-7, МОСКВА В-485, ПРОФСОЮЗНАЯ УЛ 90 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер»,
2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |