VIII. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровьяВоспитательная работа в Сухо-Сарматской школе в 2009-2010 учебном году была направлена на достижение цели гармонического развития личности каждого ученика, стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности через воспитательную среду школы.Среди поставленных задач в рамках движения к цели в достаточной степени выполнены: Укрепление традиций школьного коллектива через проведение традиционных общешкольных мероприятий, реализацию КТД. Это День школы, День учителя, праздник осени, посвящение первоклассников в пешеходы, Новый год, смотр строя и песни, праздник 8 марта, 9 мая и др.Формирование психофизического здоровья учащихся, здорового образа жизни через такие формы ВР, как:1. Организация спортивно-массовых мероприятий (акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам», «Мы – за ЗОЖ!») 2. Дни Здоровья3. Работа спортивного направления дополнительного образования.4. Участие и победы в зональных, районных соревнованиях5. Реализацию программ «Здоровая школа» и «Профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения»Формирование самосознания, определение профессиональной направленности, способности к социальной адаптации через: Уроки профориентацииПосещение средних профессиональных и высших учебных заведений областиПосещение организаций, встречи со специалистами предприятий.Тесты, анкетированиеТематические классные часы.Также активно школой велась работа по реализации таких задач, какФормирование духовно-патриотических ценностей, норм гражданской морали, чувства долга.Приобщение к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям народаВоспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностямПо этим направлениям достигнуто немало положительных результатов, однако, учитывая разный уровень воспитанности учащихся и их включённости в учебно-воспитательный процесс нельзя сказать, что эти задачи в отношении каждого ученика реализованы в достаточной степени. Все поставленные задачи нашли отражение в планировании классных руководителей с 1 по 11 классы, и информация по данным тематикам, с разной степенью эффективности, доносилась до учащихся ежемесячно на классных часах. Следует отметить, что живой отклик в душе ребёнка и подростка патриотические и общечеловеческие ценности легче находят в сочетании с наглядностью, качественным музыкальным сопровождением, интересной практической деятельностью. Эффективным средством реализации основной цели воспитательной системы, т.е. стимулирования творческой активности учащихся и их самореализации во внеурочной деятельности выступило поощрение в форме награждения грамотами, вручения благодарностей на общешкольных линейках, объявление благодарности приказом по школе. На достижение целей и задач воспитательной системы направлена реализация следующих воспитательных программ:«Я гражданин России»;«Здоровая школа»;«Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;«Программа развития воспитательной системы школы».Муниципальное общеобразовательное учреждениеСухо-Сарматская средняя общеобразовательная школа«Утверждаю»Директор школы:____________Неткачева Н.А.с. Андреево-МелентьевоПРОГРАММА ^ «ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ, НАРКОМАНИИ»Актуальность проблемы. Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ представляет собой серьезную проблему современного общества. По данным социологического исследования эта проблема косвенно или напрямую затрагивает практического пятого жителя страны. Ухудшение здоровья, распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание этих тенденций может вызвать необратимые последствия. Статистика утверждает, что подростки злоупотребляют психоактивными веществами в 11,4 раза чаще, чем взрослые. За истекшие 10 лет число злоупотребляющих алкоголем и наркотиками подростков увеличилось в 6 раз. Ростовская область по распространению наркомании и алкоголизма занимает восьмое место в России. К сожалению, в нашем обществе сложилась традиция бороться с последствиями, что, конечно, не способствует решению проблемы. Поэтому в деле противодействия развитию наркомании, алкоголизма и табакокурения большое значение приобретает профилактика употребления психоактивных веществ, основанная на комплексном подходе. Сегодня антинаркотическая психопрофилактическая работа с несовершеннолетними в семье, в образовательных учреждениях и в местах досуга должна быть обращена и к детям, которые начали «экспериментировать» с психоактивными веществами, и к детям, у которых появилась наркозависимость. ^ Целями первичной профилактической деятельности в образовательном учреждении являются:● Изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, алкоголю, табакокурению и формирование личной ответственности за свое поведение. ● Сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками ОУ. ● Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активной отрицательной позиции по отношению к наркотикам у учащихся. ^ Педагогическая профилактика рассматривается как особый способ организации социальной среды ребенка, обеспечивающий его антинаркогенную безопасность. Следовательно, педагогическая профилактика связана и с процессом самовоспитания – осознанной и самостоятельной деятельности человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов – социализации, самовоспитания и специально организованного педагогического воздействия на личность ребенка – антинаркогенного воспитания. Педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач. Реализация общих задач направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовность соблюдать законы здорового образа жизни, усвоение социально-ценностных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную адаптацию, развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий. Принципы профилактики: ^ ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ (выбор форм профилактики по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по принадлежности к группе риска) ПРИНЦЫП АКСИОЛОГИЧНОСТИ (ценностной ориентации) – формирование у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде) ПРИНЦИП МНОГОАСПЕКТНОСТИ (социальный – формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, психологический – направлен на коррекцию определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, образовательный – формирует систему представлений и знаний о последствиях употребления ПАВ.) ^ Методические принципы: Педагогическая профилактика носит комплексный характер – вопросы предупреждения использования ПАВ рассматриваются в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса. Учет возрастных особенностей учащихся. Педагогическая профилактика должна носить опережающий характер. Педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер (важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих средств сделать свою жизнь интересной и счастливой). Программа «Профилактика ПАВ в Сухо-Сарматской СОШ» направлена на всех детей, а не только на детей «группы риска». Возраст детей – с 1 по 11 классы, а не только подростки, с детьми работают все специалисты школы – учителя-предметники, классные руководители, психолог, администрация. Формы работы – индивидуальные и групповые, содержание профилактической работы – альтернативные социально приемлемые способы удовлетворения потребностей развивающей личности. ^ Содержание программы. ВОЗРАСТ 6-7 лет Цель: адаптация учащихся к школе. Одна из важнейших причин начала употребления ПАВ детьми и подростками – дезадаптация в социуме. Известно, что у многих детей имеется синдром школьной дезадаптации. И, соответственно, эти дети попадают в группу риска. Поэтому основная цель первичной профилактики наркозависимости на начальном этапе – успешная адаптация всех учащихся первых классов к школе. Стратегия: формирование представлений о ЗОЖ, его значении. Задачи: 1. Формирование понимания зависимости здоровья от поведения человека. 2. Налаживание взаимодействий школы и семьи. 3. Формирование традиций в каждом конкретном классе: празднование дней рождений детей, общепринятых праздников, экскурсии, совместные поездки на природу, походы в театры, на выставки. ^ Формы: игра, инсценирование, различные формы детского творчества. Критерии отслеживания эффективности предложенной системы работы: Изменение количества детей, попадающих в группу риска при поступлении в первый класс и при окончании четвертого класса. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в группу риска. ^ ВОЗРАСТ 8-9 ЛЕТ Стратегия: развитие личностной мотивации ЗОЖ. Задачи: формирование общего представления об опасности наркотизации для здоровья, о ситуациях, связанных с риском наркотизации, освоение поведенческих схем, направленных на избегание риска возможного наркогенного заражения. Формы: ролевые игры, включение информации о опасности наркотизации в содержание базовых учебных курсов, различные формы детского творчества. ^ ВОЗРАСТ 10-11 ЛЕТ Цель: Предотвращение употребления подростками ПАВ. Формирование у подростков здорового образа жизни. Стратегия: формирование комплексного представления по здоровью как о важнейшей человеческой ценности его составляющих, расширение представления о поведенческих схемах, способствующих укреплению здоровья. Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность. Задачи: Формирование позитивного отношения подростков к себе. Формирование ответственности за свое поведение. Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению Формирование личностных оценок в отношении людей, использующих наркогенные вещества, представления о факторах риска в отношении наркотизации, расширение знаний о негативном воздействии наркотических веществ на здоровье человека. Формы: тренинги, дискуссии, специальное обучение, ролевые игры, различные досуговые формы популярные в детской среде. Критерии отслеживания эффективности: Появление у подростков устойчивых интересов Повышение успеваемости Изменение количества подростков, стоящих на учете в … Изменение количества детей, состоящих в группе риска. Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия. ^ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Цель: Предотвращение употребления ПАВ старшими подростками, воспитание, формирование в старших подростках желания умения, способности пропагандировать здоровый образ жизни в среде сверстников. Задачи: уметь выбирать достойные способы общения, уметь находить гибкие пути взаимодействия с родителями, учителями и сверстниками, научится содержательному проведению досуга, участвовать и организовывать развивающие игры, научиться практики самопознания и самовоспитания, уметь строить жизненные планы и искать пути их реализации, осознать негативные последствия приема ПАВ для здоровья, определить скрытые мотивы приема наркотиков, научиться поведению в типичных межличностных ситуациях, стимулирующих употребление ПАВ, уметь применять способы отказов от наркотиков, распознавать симптомы наркотического опьянения. Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действую по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Формы: Разработка образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здорового образа жизни и формирующих понимание социальных и медицинских последствий наркозависимости. Просветительная деятельность в школе. Введение в содержание образовательных программ специализированных знаний, касающихся влияния ПАВ на организм, психику, благополучие человека. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты. Разработка и проведение общешкольных антинаркотических мероприятий (круглый стол, агитбригада, конференция, вечер вопросов и ответов, лекции, тренинги, конкурсы рисунков и плакатов, праздники здоровья, молодежные акции). ^ КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ: Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в мероприятия. Изменение отношения к возможному приему ПАВ. Уровень конфликтности в подростковой среде. Оптимизация внутрисемейных отношений.ПЛАН ^ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ, НАРКОМАНИИ»на 2010-2011 учебный год ^ Наименование мероприятийи видов деятельности Ответственные за проведение Частота мероприятия Работа с педагогами 1. Утверждение программы профилактики на педсовете школы. Методическая помощь. Администрация 1 раз в год 2 Предварительное определение подростков «группы риска»: употребляющие алкоголь и ПАВ курящие дети дети с проявлением нервно-психичиских заболеваний дети из семей, в которых родители злоупотребляют ПАВ Классные руководители Сентябрь 3. Учителям-предметникам при проведении занятий использовать методические рекомендации по проведению антиалкогольной, антиникотиновой, антинаркотической пропаганды Учителя-предметники(Прежде всего, учителя физкультуры, обществознания, химии, биологии) В течение года 4. Использование технических средств обучения при работе по данной проблеме. Классные руководители, инженер-программист В течение года 5. Подборка тематической литературы, периодических изданий, помощь педагогам в подготовке презентаций о ЗОЖ Библиотекарь В течение года Работа с родителями 1. Родительские собрания (общие и классные) Зам. Директора по ВР, классные руководители В течение года 2.Беседы с родителями детей, входящих в группу риска (групповые и индивидуальные) Классные руководители По необходимости Работа с учащимися 1. Беседы по данной проблеме, уроки ЗОЖ Классные руководители 1 раз в месяц 2. Выставка рисунков по теме «Радость здоровой жизни» Вожатая Октябрь 3. Беседы на переменах, на внеурочных мероприятиях Классные руководители Периодически 4. Индивидуальные беседы с учащимися Классные руководители По необходимости 5. Анкетирование «Отношение современной молодежи к наркомании» Вожатая 2 раза в год 6. Конференция среди старшеклассников по проблемам наркомании, алкоголизма, табакокурения. Вожатая Декабрь 7. КВН «Вред алкоголя, наркотиков, курения» Вожатая Январь 8. Беседа «Наркотики: употребление и злоупотребление» Вожатая Март 9. Конкурс «Мы - здоровое будущее страны» Вожатая Апрель 10. Спортивные мероприятия(соревнования, турниры, тур. походы) Учителя физ.культуры, классные руководители Каждую четверть 11. Участие в районных акциях и мероприятиях, посвященных ЗОЖ Заместитель директора по ВР В течение года 12. Проведение анкетирования учеников об их отношении к употреблению ПАВ, к здоровому образу жизни. Использование данных опроса для организации работы с учащимися и их родителями. Классные руководители Декабрь 13. Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» Классные руководители По необходимости 14. Оформление тематического стенда, подбор информационных материалов Вожатая,актив детской организации В течение года ^ Взаимодействие школы с иными организациями по вопросам профилактики:Администрация сельского поселения – совместное проведение мероприятий направленных на формирование антинаркотической культуры; мониторинг и работа с семьями группы риска.Совет школы, общешкольный родительский комитет – родительские собрания, беседы, обсуждение проблемных ситуаций.Центр психолого –медико -социального сопровождения – консультации, методическая поддержка.Инспекция по делам несовершеннолетних и участковый инспектор – беседы с учащимися, выезд в семьи, обмен информацией о правонарушениях.Андреево -Мелентьевская врачебная амбулатория – медицинский осмотр учащихся, консультации, направления на диагностику и лечение.Церковь – беседы с учащимися.Центр внешкольной работы – участие учеников школы в акциях и мероприятиях центра, методическая поддержка.ДЮСШ – участие в соревнованиях и спартакиадах в рамках программы «Здоровье».^ Андреево -Мелентьевский сельский дом культуры – совместная организация досуговой деятельности, и тематических мероприятФормы административного контроля профилактической работы в школе со стороны заместителя директора по воспитательной работе: Проверка планов и иной документации классных руководителей. Проверка классных журналов. Посещение классных часов. Посещение родительских собраний. Анализ анкетирования учащихся. Мониторинг данных о детях группы риска и о семьях, находящихся в опасном социальном положении. Проверка работы школьного библиотекаря. Контроль работы старшей вожатой.Муниципальное общеобразовательное учреждениеСухо-Сарматская средняя общеобразовательная школа«Утверждаю» «Согласовано» Директор школы: Председатель Совета по здоровью______________ ____________Неткачева Н.А. Зуй Г.В.С. Андреево-Мелентьево1. Актуальность проблемы.В последние годы и медики, и педагоги с тревогой говорят об ухудшающемся из года в год здоровье учащихся образовательных школ. Большой процент учащихся к выпускному классу имеют серьезные отклонения в здоровье. Причин тому много. Это и экологическая обстановка в регионе, и низкий уровень материального достатка в семье, и слабое медицинское обслуживание, и, конечно же, разрушающая здоровье система образования, если она отклоняется от оптимума в организации учебно-воспитательного процесса. Школа является местом активной деятельности ребёнка на протяжении 9-ти, либо 11-ти лет. Важные периоды интенсивного развития детского организма, формирования здоровья совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования. В связи с вышеизложенным в МОУ Сухо-Сарматской СОШ создана программа «Здоровая школа».^ 2. Цели, задачи программы.Цель программы – создание в школе условий, благоприятных для здоровья учащихся, а именно, формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды. Физиологическое здоровье человека рассматривается как важнейшая социальная, личностная ценность, тесно связанная с нравственным здоровьем. Охрана здоровья учащихся – одно из приоритетных направлений работы школы.^ Задачи на пути достижения вышеуказанной цели: Создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих укреплению здоровья; Увеличение объема двигательной нагрузки учащихся на уроках и вне урока; Оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика; Проведение системы спортивно-оздоровительных мероприятий; Широкая пропаганда и организация здорового образа жизни среди учащихся и их родителей; Организация мероприятий направленных на профилактику алкоголизма, табакокурения и наркомании; Установление тесной связи с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний, организация медицинского всеобуча; Формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педогагических коллективах. Реализация данных задач будет осуществляться конкретными средствами, методами, через систему спланированных мероприятий.^ 3. Механизм функционирования программы.Реализации поставленных задач способствуют следующие условия:Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий: ● Соблюдение теплового режима в здании школы. ● Поддержание в помещениях школы чистоты. ● Соблюдение нормативов освещенности в классах. ● Контроль над качеством приготовляемой в школе пищи. ● Соблюдение гигиенических норм и правил учащимися. ●Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся.^ 3.2. Условия для здоровья на уроках: ● Формирование правильной осанки. ● Правильное положение учащихся при посадке. ● Физкультурные минутки. ● Использование мебели, соответствующей росту учащихся. ● Создание благоприятного морально-психологического климата на уроках, минимизация стрессообразующих факторов образовательного процесса.^ 3.3. Формирование социально-психологического климата в школьном коллективе, отвечающего следующим требованиям: ● Оптимистичность. ● Взаимоуважение. ● Ориентация на успех. ● Защищенность учащихся. ● Здоровая состязательность. ● Атмосфера сотрудничества. ● Построение оптимальных целесообразных отношений: учитель – ученик.^ 3.4. Совершенствование содержания уроков физкультуры за счет: ● Увеличения объема учебной нагрузки за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков. ● Нацеленности на конкретные результаты физического развития каждого отдельного ученика. ● Активного включения и использования идей состязательности, свойственной детям школьного возраста. ● Широкую мотивацию учащихся на повышение своей физической культуры.^ 3.5. Организация в школе горячего питания учащихся.3.6. Во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватного участия детей и подростков в спортивных секциях. Кроме того, спортивно-массовую работу необходимо расширить и дополнить следующим содержанием: ● Проведение 4 раза в год Дней Здоровья. ● Организация различных внутри школьных соревнований, турниров, эстафет среди учащихся, спортивных встреч родителей и учащихся. ● Культивировать с младших классов массовость, активность участия в танцевальных кружках. Танцы рассматривать как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной. ● Использование времени перемен для расширения двигательной активности через подвижные и спортивные игры. ● Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых спортивных классов.3.7. Пропаганда здорового образа жизни, формирование понимания физиологии здоровья человека, обучение способам оздоровления организма, раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой – все эти вопросы рассматриваются в рамках учебных предметов и классных часов.Примерный перечень вопросов по учебным предметам:1. Анатомия человека. ♦ Гигиена организма человека. ♦ Физиология, спортивные тренировки. ♦ Правильное и рациональное питание. ♦ Физиологический механизм закаливания организма. ♦ Психофизиологический механизм возникновения вредных привычек.2. Ботаника. ♦ Лекарственные травы. ♦ Использование даров природы3. Биология. ♦ Окружающая среда и ее воздействие на организм человека. ♦ Факторы, влияющие на наследственность. ♦ Ферменты – катализаторы жизни.Химия. ♦ Яды. Продукты распада в организме человека и способы их нейтрализации. ♦ Использование талой воды, физико-химическая сущность воздействия на живой организм. ♦ Нитраты и нитриты в пищевых продуктах.Основы безопасности жизнедеятельности: ПДД ЗОЖ Вредные факторы окружающей среды Обращение с лекарственными препаратами Обществознание: Личность и самооценка. Взаимоотношения в группе; Взаимоотношения половОкружающий мир: Знание своего тела; Мир чувств и настроения.Физическая культура.Классные часы: Ценность здорового образа жизни; Профилактика употребления алкоголя, табака, наркотиков. Нравственное здоровье – психическая основа физиологического здоровья.^ 3.8. Особое значение имеет установление тесного взаимодействия с медицинскими учреждениями: ● проведение медицинских осмотров; ● построение системного учета состояния здоровья учащихся и прослеживания изменений; ● профилактика инфекционных заболеваний учащихся; ● организация медицинского ликбеза через классные часы, всеобучи.^ 4. Ожидаемые результаты: ● Предупреждение статистического роста заболеваемости учащихся. ●Уменьшение количества учащихся, склонных к употреблению ПАВ. «Утверждаю» «Согласовано» Директор школы: Председатель Совета по здоровью______________ ____________Неткачева Н.А. Зуй Г.В.Планреализации программы «Здоровая школа»2010 – 2011 учебный год № п/п Мероприятия Сроки Ответственные 1 Составление социологических карт по классам, составление списков:учащихся «группы риска»,семей «группы риска»,многодетных семей,неполных семей,малообеспеченных семей,детей-инвалидов. сентябрь Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе 2 Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий постоянно Директор, завхоз 3 Организация дежурств по школе сентябрь Зам. директора по ВР 4 Учёт посещаемости школы учащимися постоянно Классные руководители 5 Оформление кабинета ОБЖ сентябрь Зам.директора по УВР, учитель ОБЖ 6 Оформление листков здоровья в классных журналах сентябрь классные руководители 7 Организация спортивных секций сентябрь Директор, зам. директора по ВР, учителя физкультуры. 8 Соблюдение воздушного и светового режима в школе постоянно Директор, завхоз 9 Обеспечение готовности школьных помещений, системы постоянно Директор, завхоз 10. Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе. Содержание в исправности средств пожаротушения постоянно Директор, завхоз 11 Обеспечение хранения спортивного инвентаря постоянно Учителя физкультуры 12 Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды Октябрь - май Зам. директора по УВР, педагог начальных классов. 13 Обеспечение требований к охране труда при итоговой аттестации в 9, 11 классах май, июнь Зам.директора по УВР 14 Организация ремонта учебных кабинетов летний период Ответственные за кабинеты, завхоз. 15 Приёмка школы к новому учебному году Август Директор 16 Регулярное проведение учебных пожарных тревог По графику Директор, начальник штаба ГО школы 17 Составление заявок на приобретение мебели, пособий, оборудования для кабинетов, сантехнического оборудования, электрических ламп В течение года Завхоз 18 Приобретение моющих и чистящих средств постоянно Завхоз 19 Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов август Завхоз 20 Обеспечение учащихся 1 – 11 классов горячим питанием В течение учебного года Директор школы, зам. директора по ВР, повар 21 Контроль физического воспитания учеников По отдельному плану Администрация школы, учителя физкультуры 22 Контроль преподавания элективных курсов в 9 – 11 классах По отдельному плану Администрация школы 23 Проведение динамических пауз в начальных классах Постоянно Учителя 1 – 4 классов 24 Проведение физкультминуток в 1 – 11 классах Постоянно Учителя -предметники 25 Проведение подвижных (спортивных) перемен (в спортзале, во дворе школы) Постоянно Учителя физкультуры, дежурный учитель. 26 Проведение зарядки перед первым уроком Каждый учебный день Все учителя 27 Организация спортивно-оздоровительных мероприятий, акций:эстафетысоревнования турниры турпоходы По отдельному плану Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, классные руководители 28 Организация работы с учащимися с целью профилактики учебных перегрузок В течении года Зам. директора по УВР 29 Проведение инструктажа по правилам техники безопасности, по правилам ПДД каждую четверть Классные руководители 30 Организация работы экологического кружка сентябрь Зам. директора по ВР, учитель биологии 31 Реализация программы «Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании» Отдельный план Зам. директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители, библиотекарь. 32 Родительские лектории «Как сберечь здоровье школьника» 1 раз в полугодие Зам. директора по ВР 33 Контроль соблюдения режима дня школьника постоянно Классный руководитель 34 Организация классных часов по пропаганде здорового образа жизни 1 раз в месяц Классные руководители, зам. директора по ВР 35 Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Классные руководители, актив ДО 36 Проведение недели физической культуры и спорта Сентябрь Учителя физкультуры 37 Озеленение учебных кабинетов и территории школы сентябрь - май Учитель биологии, классные руководители 38 Организация пришкольного оздоровительного лагеря В дни каникул Зам. директора по ВР, завхоз, воспитатели лагеря 39 Оформление стенда по ЗОЖ раз в четверть Старшая вожатая. 40 Работа по положению конкурса «Самый здоровый класс» в течение года Старшая вожатая ^ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСУХО-САРМАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА«Утверждаю»Директор школы:___________ Неткачева Н.А.Актуальность программы Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира – все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях. Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у детей появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порождают группы безнадзорных правонарушителей. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведения обучающихся требует обучения их навыкам поведения, умению делать правильный выбор.♦ Условия, при выполнении которых эффективна работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:● изменение условий семейного воспитания; ● успешность обучающихся в учебной деятельности; ● развитие эмоционально-позитивной системы отношений со сверстниками, родителями, учителями; ● овладение педагогами и родителями знаниями о психологических особенностях несовершеннолетних, склонных к правонарушениям; ● создание благоприятных условий для развития и самореализации школьников.♦ Цель программы – воспитание у школьников устойчивых положительных нравственных качеств.♦ Задачи программы:● выявление детей и подростков, склонных к девиации; ● постоянный и всесторонний контроль за их поведением и образом жизни; ● глубокое изучение личности и индивидуальных особенностей учащихся и определение источников положительного и отрицательного влияния на них; ● выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения; ● создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых; ● повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися; ● развитие творческих способностей и социальной активности школьников; ● определение путей и выработка мер по созданию обстановки, предотвращающей или исключающей возможность совершения правонарушений.♦ Принципы пр