Реферат по предмету "Психология"


Психодинамические характеристики

План. 1. Определение понятия психодинамические характеристики 2. Изучение психодинамических характеристик интеллектуальных активности человека а Проблема диагностики динамических характеристик в интеллектуальной сфере б Структура психодинамических признаков интеллектуальной активности в Нейрофизиологические основания динамических признаков активности в интеллектуальной сфере 3.

Анализ результатов исследований с их интерпретацией 4. Формулирование выводов на основе полученных сведений. Анализ ряда определений понятия активности позволяет заключить, что одни из них фиксируют е проявления в особых реакциях, действиях, деятельности и внешнем взаимодействии в целом, другие как внутреннюю способность к взаимодействию. Правомерно допустить, что активность человека выступает как в форме внутренних процессов

взаимодействия, так и в форме внешних их проявлений. Автор статьи считает, что комплексный подход к оценке активности человека предполагает учт а содержательных характеристик, т.е. комплекс внутренних побуждений, установок, мотивов поведения и деятельности, направленности интересов и т.д. б уровня и качества результатов, т.е. тех реальных достижений, которые были получены в итоги деятельности человека в процессуальных особенностей деятельности темп, скорость, интенсивность,

объм, т.е. динамических характеристик, которые являют нам сам процесс взаимодействия человека с окружающей средой в ходе реализации его поведения и деятельности. Вполне понятно, что, исследуя активность человека в том или ином аспекте, необходимо выделить критерии е оценки запасе каких то энергетических резервов и внутренних возможностей к взаимодействию, о скорости и интенсивности этого взаимодействия, о разнообразии используемых средств и примов в процессе взаимодействия

и, возможно, других каких-то признаков, раскрывающих его динамику. Между выделенными сторонами активности человека существуют определнные связи, в реальном взаимодействии и деятельности они слиты, а не разобщены. В целях же анализа мы их разделяем. Говоря о динамических личностных параметрах, мы как раз имеем ввиду ту форму подчркивал В.Д. Небылицын в которою облекается психологическое содержание личности индивида, актах его конкретного

поведения. Различение содержательности и динамических аспектов личности представляет значительную важность с точки зрения той стратегии, которая должна быть выработана для изучения нейрофизиологических или, может быть, более широко биологических оснований индивидально-психологических различий. В последующих исследованиях динамического аспекта активности человека в разнообразных сферах их проявления психомоторной, интеллектуальной, в волевой и в сфере общения подтвердилась правомерность использования

этих параметров, выделенных ранее. В статье предпринята попытка рассмотреть указанный выше круг проблем на примере одного из видов динамических проявлений активности активности в интеллектуальной сфере наиболее изученной и имеющей достаточный экспериментальный материал, позволяющий сделать некоторые обобщения. Первый вопрос, на котором остановился автор статьи, связан с проблемой диагностики динамических признаков активности в интеллектуальной сфере. Нужно отметить, что если в отношении параметров оценки динамических

проявлений активности в интеллектуальной сфере в целом наблюдается общность в подходе различных авторов, то в конкретных показателях, входящих в набор этих параметров, имеется большое разнообразие. Так, для оценки склонности испытуемых к длительному умственному напряжению в работе В.Д. Мозгового служило среднее количество задач в условиях максимального темпа, выполненных по желанию. В исследованиях же М.В. Бодунова этот параметр оценивался по времени поиска решения неразрешимой задачи

из Марбургской игры, времени поиска в неразрешимом варианте лабиринта. Аналогичное многообразие используется авторами и при оценке параметра стремления к новизне, разнообразию. В одном случае он диагностировался по среднему времени поиска второго способа в решении задач к количеству разнообразных типов решнных задач. В другом по вариативности способов прохождения лабиринта, количеству отказов решить задачу вторым способом. В исследованиях, проводимых автором, для оценки параметра внутренних

побуждений и стремления к продолжению интеллектуальных действий служило количество дополнительных попыток, взятых испытуемым при решении вербальных, пространственно-арифметических задач и задач на творческое воображение. Второй вопрос, на котором остановился автор структура психодинамических признаков интеллектуальной активности. Ряд полученных к настоящему времени экспериментальных данных свидетельствует о достаточно сложной картине соотношений между основными психодинамическими признаками активности скоростным, склонности

к деятельности и тенденции к новизне и разнообразию. Так, в исследовании М.В. Бодунова при факторизации психодинамических признаков интеллектуальной активности была выявлена относительная независимость трх факторов скоростного, определяющего индивидуальный темп действий эргического характеризующего склонность к напряжнной умственной деятельности и е продолжению вариационного, отражающего стремление к разнообразию использования примов и умственных действий.

Что касается соотношений скоростных характеристик интеллектуальных действий и тенденции к новизне и разнообразию примов решения задач, то они оказались достаточно автономными и обособленными. Третий вопрос, который был обсуждн, связан с выявлением нейрофизиологических оснований динамических признаков активности в интеллектуальной сфере. В этом отношении накоплен достаточн6о большой экспериментальный материал. Сопоставление психодинамических характеристик интеллектуальной активности с показателями активированности

выявило два различных типа взаимосвязей между двумя указанными переменными. Психофизиологический смысл полученных в данном исследовании зависимостей сводится к тому, что высокий уровень активации является благоприятным условием успешного осуществления интеллектуальных действий, особенно в тех случаях, когда необходим их высокий темп, скоростное реагирование, сравнительно большие энергетические затраты. Низкий же уровень активации в сочетании с развитым комплексом компенсаторных

механизмов является более благоприятной основой для успешного осуществления деятельности в относительно постоянных условиях, требующих систематичности. Подводя итоги обсуждения данных в отношении трх выше обозначенных вопросов, необходимо отметить следующее 1. В исследовании психодинамического аспекта интеллектуальной активности накопился достаточно большой, хотя и разнородный методический арсенал, позволяющий диагностировать наиболее устойчивые индивидуальные

особенности в реализации интеллектуальных действий в типичных экспериментальных ситуациях. 2. Исследование психологической структуры динамических проявлений активности в интеллектуальной сфере выявило достаточно сложную картину соотношений между основными параметрами активности скоростным, склонности к деятельности и тенденции к новизне и разнообразию. Во-первых, выявилось их относительная самостоятельность, а во-вторых, обнаружились как прямолинейные,

так и криволинейные связи между ними. 3. Выявленные соотношения между некоторыми ЭЭГ-показателями и психодинамическими проявлениями активности в интеллектуальной сфере позволяют говорить о возможных нейрофизиологических предпосылках в реализации интеллектуальной активности человека. В качестве природных предпосылок в реализации индивидуальных особенностей интеллектуальной активности могут выступать свойства активированности и силы нервной системы.

В заключение можно сказать, что анализ имеющихся данных в отношении психодинамических проявлений активности человека в интеллектуальной сфере в определнной степени проясняет, с одной стороны, некоторые психологические механизмы реализации интеллектуального поведения, с другой нейрофизиологические их предпосылки. Дальнейшие исследования в этом аспекте позволят уточнить и расширить наши представления о природных основаниях интеллектуальной активности человека и индивидуальных формах е реализации.

Источник Вопросы психологии, 1981, 6



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Российский европейский колледж» Московского государственного института международных отношений
Реферат " Monetary Policy and the Real Exchange Rate"
Реферат Проект сервисного центра по обслуживанию владельцев транспортных средств г. Сыктывкара. Разработка услуги по обслуживанию и ремонту скутеров
Реферат Удивительные приключения братьев Дзено, или Острова, которых не было
Реферат Сведения франкоязычных западноевропейцев по оружию народов Северного Кавказа
Реферат Образ фельдмаршала М. И. Кутузова в отечественной культуре ХХ в.
Реферат Развитие физики
Реферат Минералы
Реферат Финансы Украины.
Реферат Аннотация программы дисциплины по выбору «Пенитенциарная психология и педагогика»
Реферат Эффективность выпуска и размещения государственных ценных бумаг в современной России
Реферат Поглощенность собой
Реферат Организация снабжения предприятий общественного питания, сырьём, полуфабрикатами и материально-техническими средствами
Реферат Электроснабжение городов
Реферат Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром