«Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося». (задание по психологии для студентов 4 курса)Цель этого задания – с опорой на данные наблюдений, бесед с ребенком и учителем, а также психодиагностических методик научиться формировать целостный взгляд на личность учащегося, его школьные трудности и ресурсы развития. В данном пособии приведена развернутая схема составлении отчета, содержание характеристики и методики, направленные на выявление наиболее распространенных причин школьных трудностей.Внимание! К отчету также должно быть приложеноразрешение родителей учащегося на обследование их ребенка. Оно пишется на отдельном листке в произвольной форме, о том, что родитель (или лицо, его заменяющее) не возражает против психологического обследования его ребенка. Только здесь указываются полностью фамилия, имя и отчество ребенка, класс, школа. Под разрешением должна стоять подпись родителя, её расшифровка (Ф.И.О. родителя) и дата. Разрешение прилагается к отчету, передается вместе с отчетом на кафедру Педагогической психологии ФП КГПУ, и хранится на этой кафедре.Структура описания Вашего практического исследования примерно следующая.^ 1. Описание социо-демографических характеристик учащегося. Здесь указывается шифр имени обследуемого, полная дата его рождения, школа, класс, состав семьи, её социальное и, возможно, финансовое положение, сведения об эмиграции. Также могут быть указаны сведения о пребывании ребенка с семьей в местах боевых действий и проч., если эти сведения доступны. (Дети в состоянии декомпенсации, с психическими расстройствами или после сильного стресса не обследуются.) Успеваемость учащегося, посещение кружков и другая социальная активность могут быть указаны здесь же, но логичнее сделать это в п.6 данного отчета (если этого не делалось раньше).^ 2. Описание методик, используемых в данном обследовании. Здесь кратко описывается каждый из используемых методов обследования. Обычно в полных руководствах по применению конкретной методики сообщается о её назначении - о психологических характеристиках, для измерения которых она предназначена, возрастном диапазоне применимости методики, адаптации к конкретным культурам и др. В отечественной литературе встречается, к сожалению, и довольно скудное описание данного пункта. Часть методик может быть проведена при участии школьного психолога, учителя, воспитателя группы продленного дня или родителя (например, Карта наблюдений Стотта). Тогда нужно указать всех, кто участвовал в проведении методики.В состав данного пособия включены следующие методики: карта наблюдений Стотта, методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, методика изучения мотивации учебной деятельности, методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Айзенка (детский вариант), методика школьной тревожности Филипса и методика диагностики акцентуаций характера Шмишека. Методики принадлежат разным концептуальным основаниям, но для целей изучения личности учащегося учителем вполне пригодны.Эти методики могут быть использованы и в формах, приведенных в других информационных источниках. Однако следует быть осторожным в подборе источников, так как авторы отечественных (даже столичных) изданий, содержащих диагностические методики, нередко оставляют множество неясных мест и неточностей как в содержании инструкции или опросника, так и в обработке данных и их интерпретации. Ни студент, ни руководитель практики за подобные неясности в первоисточниках ответственности не несут. Но нужно вовремя обнаружить и прояснить эти неясности. Отметьте, пожалуйста, замеченные Вами достоинства и недостатки источников информации по проведению психологического обследования в п.7 Вашего отчета.^ 3. Описание ситуации обследования (тестирования). Описывается время суток обследования, общее время обследования и время, потраченное на каждую методику, обстановка обследования. Нужно описать характер соглашения с обследуемым (устный, письменный) и его отношение к обследованию (согласие, неохотное согласие, сопротивление обследованию).^ 4. Описание результатов обследования по каждой методике. Последовательно описываются результаты и интерпретация данных по каждой методике отдельно. Здесь – только сухие факты на языке каждой методики. Могут быть приведены численные данные, таблицы, графические изображения, диаграммы.^ 5. Общая (обобщенная) психологическая характеристика личности учащегося. С использованием данных п.4 описывается общая психологическая «картина» личности учащегося. Могут быть сопоставлены данные разных методик (см. п.4) для описания общих мест в психологической характеристике. Хорошо, если удается использовать для интерпретации данных социо-демографические характеристики, микро- и макро- социальную ситуацию развития ребенка, его возрастные особенности, знания соответствующих разделов психологии (общей, возрастной, социальной).^ 6. Общая психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. Этот пункт отличается от п.5 тем, что здесь появляется педагогический взгляд. В этом пункте уместно рассказать об успеваемости учащегося, его социальной и общественной активности, спортивных достижениях, участии в жизни класса, школы. Здесь уместно рассказать об организаторских способностях и их проявлениях, о научных пристрастиях и пр.. Добавьте Ваши впечатления от участия учащегося во внеклассных мероприятиях. Можно использовать данные п.п.4 и 5, преломляя их в учебной и социальной активности обследуемого. Выразите и Ваше общее впечатление, отметьте какие особенности являются, по вашему мнению, общевозрастными, а какие индивидуальными. Приведите обоснованные рекомендации в отношении дальнейшего взаимодействия учителя с обследуемым, коррекции его учебных или социальных трудностей. Чтобы ничего не упустить, обратите внимание на содержание примерной схемы изучения личности школьника. Принципы построения такой характеристики точно описаны еще А.Ф.Лазурским: «Для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого материала (ценность которого в таких случаях была бы более чем сомнительной), необходимо соблюдать одно очень важное условие: каждая характеристика должна быть подвергнута детальному психологическому анализу, с целью определить преобладающие наклонности данного человека и способ их сочетания, показать, каким образом комбинации преобладающих основных наклонностей образуют ряд сложных проявлений, свойственных этому человеку, одним словом – выяснить психологическую конструкцию данной личности... Придавая такое важное значение психологическому анализу полученных результатов, мы в то же время все наши усилия направили на то, чтобы избежать другой ошибки, благодаря которой даже подробные характеристики теряют нередко половину своего значения. Ошибка эта заключается в том, что наблюдатель, отмечая у характеризуемого лица какое-нибудь качество, делает это в общих выражениях, не приводя ни внешних, конкретных проявлений этого качества, ни таких фактов, на основании которых он пришел к своему выводу. Отметивши, например, что наблюдаемый мальчик аккуратен, или настойчив, или рассеян и невнимателен, нередко ограничиваются этим и не считают нужным пускаться в дальнейшие пояснения.» (А.Ф. Лазурский, 1908) Таким образом, составленная Вами характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений, примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, и вместе с тем это должно быть точное, научное описание на психологическом языке.^ 7. Заключение об обследовании. Успешно или нет Ваше обследование? Какие трудности Вы испытали в процессе обследования? Что нового Вы узнали, какой опыт пробрели в процессе составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося?8. «Библиография». Здесь нужно привести все источники информации, которые использовались для проведения обследования и составления отчета (включая и данную брошюру), с соблюдением стандартов оформления ссылок.^ Примерная схема изучения личности школьникаи составления психолого-педагогической характеристикиПросим обратить внимание на то, что данная схема является ориентировочной, и реальная характеристика может быть больше сосредоточена на одних моментах (например, на успеваемости или на отношениях со сверстниками) и меньше – на других, в зависимости от задач исследования.^ Взаимоотношения с классным коллективом и отношение к школе: Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, межличностные отношения в коллективе, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, традиции класса). Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение). Отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками, в чем их причина). Дорожит ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять? Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней)? Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).Дисциплинированность. Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость). Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.). Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушение дисциплины.^ Учебная деятельность: Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний. Кругозор, начитанность. Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно). Отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности). Способность к учению: особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению); осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления; уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти); развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли находить пути решения); развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности); старательность в учебной работе. умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой; заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).^ Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома) Отношение к труду (уважает или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы. Любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенным навыком). Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает? Организованность и дисциплинированность в труде. Есть ли привычка к длительным усилиям? Какие виды труда предпочитает?^ Направленность личности учащегося и специальные способности Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т. д.; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьезно ею занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную). Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении? Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т.д.). В чем они проявляются? О чем мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике воспитанников начиная с 6 класса)?^ Особенности характера и темперамента: Темперамент, его проявления в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности. Выявление некоторых свойств темперамента: сензитивности, экстра-интравертированности, импульсивности, ригидности и т.д. Тип темперамента. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению, — прилежание, активность, дисциплинированность и др. показатели этого отношения; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживания успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношения к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся к вещам: аккуратность или неряшливость, бережливое или небрежное отношение к вещам и т.д.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость). Тип характера (по Личко или Леонгарду)^ Самооценка и уровень притязаний. Уровень притязаний (заниженный, адекватный или завышенный); соотношение самооценки и уровня притязаний; характерная для школьника оценка своих возможностей; требовательность к себе; отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей; отношение школьника к самовоспитанию и его выявление в различных видах деятельности.^ Общие психолого-педагогические выводы Основные особенности личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся проблем в поведении, учебе, отношениях (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и др.). Определение первоочередных психолого-педагогических задач, состоящих перед учителем (по пунктам, конкретно). Рекомендации другим специалистам, родителям и самому школьнику.Методики, предлагаемые к использованию при составлении психолого-педагогической характеристики личности учащегося.^ 1. Изучение мотивации учебной деятельности Обычно мотивационная сфера личности изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки, и требуют высокой квалификации специалиста, который с ними работает. Вместе с тем, в психолого-педагогической практике используются методики, которые предъявляют меньше требований к квалификации исследователя для их обработки. Здесь приведена подобная методика, которая включает в себя 3 раздела.^ I. Изучение отношения к учебным предметам.Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые... 1. Любимые 2. НелюбимыеII. Отметь причины, которые характеризуют твое отношение к предмету.Люблю предмет потому, что... Данный предмет интересен. Нравится, как его преподает учитель. Предмет нужно знать всем. Предмет нужен для будущей работы. Предмет легко усваивается. Предмет заставляет думать. Предмет считается выгодным. Требует наблюдательности, сообразительности. Требует терпения. Предмет занимательный. Одноклассники интересуются этим предметом. Интересны отдельные факты. Родители считают этот предмет важным. У меня хорошие отношения с учителем. Учитель часто хвалит. Учитель интересно объясняет. Знания по предмету необходимы для поступления в ВУЗ (училище, колледж). Предмет помогает развивать общую культуру. Знание предмета меняет представления об окружающем мире. Просто интересно. Другие причины Не люблю предмет потому, что... Данный предмет неинтересен. Не нравится, как преподает его учитель. Предмет не нужно знать всем. Предмет не нужен для будущей работы. Предмет трудно усваивается. Предмет не заставляет думать. Предмет не считается выгодным. Не требует наблюдательности, сообразительности. Не требует терпения. Предмет незанимательный. Одноклассники не интересуются этим предметом. Интересны только отдельные факты. Родители не считают этот предмет важным. У меня плохие отношения с учителем по этому предмету. Учитель редко хвалит. Учитель неинтересно объясняет. Знания по предмету не нужны для поступления в ВУЗ (училище, колледж). Предмет не способствует развитию общей культуры. Предмет не меняет представлений об окружающем мире. Просто неинтересно. Другие причины III. Почему ты вообще учишься? Отметь те ответы (не больше трех), которые тебе подходят больше всего или допиши свой вариант. Я учусь потому, что... Это мой долг. Хочу стать грамотным. Не хочу подводить класс. Хочу быть умным и сообразительным. Хочу добиться глубоких знаний. Хочу научиться самостоятельно работать. Все учатся, и я тоже. Родители заставляют. Нравится получать хорошие оценки. Хочу, чтобы хвалил учитель. Хочу, чтобы со мной дружили одноклассники. Это нужно для расширения кругозора. Классный руководитель заставляет. Просто хочу учиться.^ 2. Методика для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.1. Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п.. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице нарисовано семь таких линий. Они обозначают: 1) здоровье, 2) ум, способности, 3) характер, 4) авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает. На каждой линии отметьте черточкой (–) тот уровень, которым вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого отметьте крестиком (х), при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Итак: «–» – уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент; «х» – такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, и, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой. Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности - от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, в линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового.Задание. Далее изображено семь линий, длина каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина – едва заметной точкой.^ 2. Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу. Пройдя по классу, нужно посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, и ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции занимает обычно 10-12 мин. В процессе выполнения задания целесообразно наблюдать за тем, как учащиеся выполняют задание. Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не обязан делать», отказ выполнить задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (с разницей не менее 5 мин) – все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов выполненного задания.^ 3. Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается, а в случае необходимости анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, и в соответствии с этой величиной ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы: I. По каждой из шести шкал («ум, способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются: а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки - от «0» до знака «–»; в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «–». В тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале. II. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Её характеризует среднее значение каждого из показателей по всем шести шкалам. III. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х» (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом. Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие – очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки. IV. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п..^ 4. Оценка и интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, которые приведены ниже. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено. 1. Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов («средние» и «высокие» притязания). При этом наилучшим является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов (очень высокий уровень притязаний) обычно свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания заслуживают такие случаи, когда уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы (100 баллов). Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель. Как известно, основное психологическое содержание данного возраста составляет самоопределение, предъявляющее к реалистичности достаточно высокие требования. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости. Результат менее 60 баллов («низкие» притязания) свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем больше он свидетельствует о неблагополучии. Если отмечен очень высокий или очень низкий уровень притязаний на одной из шкал, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника. Следует отметить, что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее.2. Величина самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом, так же как и при оценке уровня притязаний, оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала - от 60 до 74 баллов («высокая» самооценка). Количество баллов от 75 до 100 (и выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной самооценке (переоценке себя). Завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Кроме того, завышенная самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытость для опыта», нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога. Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, т.е. отношение к себе как к ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному и «защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет» позволяет не прилагать никаких усилий, или, по меткому выражению В. Н.Мясищева, подменить деятельность отношением к ней.3. Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки. За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь, Притязания в значительной части случаев основывается на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития. Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней части шкалы (76-100 баллов) они свидетельствуют о завышенной самооценке. В средней части (46-75 баллов) – указывают на то, что отношение школьника к себе не носит конструктивного характера. И, наконец, оценка в нижней части (0-45 баллов) может являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае, если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики), свидетельствуя о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», и не надеется исправить положение. Если таким образом заполняется одна или две шкалы, это указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны личности. Расхождение в 23 и более баллов характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно неблагоприятны случаи, когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания – в средней или высокой. При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие. Как уже отмечалось, характеристика описанных выше параметров может быть применена как при анализе результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.4. Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е. расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого, зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности. Поэтому мы остановимся на этом вопросе позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически, так и количественно.^ 5. Количественные характеристики параметров. Для удобства в табл. 1 и 2 приведены количественные характеристики всех параметров.Таблица 1 Параметр Количественная характеристика, балл Низкий Норма Средний Высокий Очень высокий Уровень притязаний менее 60 60-74 75-89 90-100 Уровень само оценки менее 45 45-59 60-74 75-100 Таблица 2 Параметр Количественная характеристика, балл Слабая Умеренная Сильная Степень расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки 0-7 8-22 более 22 Степень дифференцированности притязаний 0-8 9-21 более 21 Степень дифференцированности самооценки 0-14 15-29 более 29 ^ 6. Редкие ответы. К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом, Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности. Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценка или только уровень притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых, притязаниях. Переживания, связанные о таким отношением к себе столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента. Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ. Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!») обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего, для самого себя, собственную несостоятельность (такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у учащихся VII классов, у старших подростков.^ 7. Особенности поведения. Сильное возбуждение, демонстративные высказывании разного рода во время заполнения методики, отказ выполнять задание и другие проявления в значительной части случаев свидетельствуют о повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций, о которых говорилось выше. Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым и в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок (см. выше) указывают на значительные затруднения в оценке себя. Слишком быстрое выполнение задания обычно свидетельствует о формальном отношении к данной работе.^ 3. Методика диагностики темперамента Айзенка. Методика позволяет выявить особенности темперамента ребенка, определить, к какому типу темперамента относится ребенок. Применять методику оценки темперамента целесообразно с 10–12 лет. Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Известные типы темперамента — сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – диагносцируются по Айзенку, исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии – интроверсии и шкалы нейротизма (эмоциональной неустойчивости). Экстраверсия по Айзенку связана с общительностью, жаждой новых впечатлений, возбуждения. Экстраверт имеет много друзей, склонен к раскованным поступкам, действует под влиянием момента, импульсивен, любит шутки, «не лезет в карман за словом». Экстраверт беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчивости, его эмоции строго не контролируются, на него не всегда можно положиться. Интраверт – спокое