НАТАША ШАРЫМОВАДОСТОЕВСКИЙ ВСТРЕЧАЕТ РАСКОЛЬНИКОВАРАСПЛАТА ТРУМАНА КАПОТЕ«В Новом Свете», январь 2006, New York Фильм "Капоте"(реж. Беннет Миллер), вышедший недавно на экраны Нью-Йорка, - центральное событие киногода. Блестящий актер Филип Сеймур Хоффман, исполнитель главной роли, уже получил премию Золотой Глобус за свое мастерство, а сейчас - уж и Оскар не за горами. Труман Капоте - бесспорный классик американкой литературы. Автор повести "Завтрак у Тиффани", романа "Другие голоса, другие комнаты" и автор поразительных рассказов. Тонкий стилист, изящный лирик, легкий и остроумный Труман Капоте стал звездой литературного и светского Нью-Йорка в конце 50-х годов. В этот-то момент жизни писателя и начинается .действие фильма. Капоте попадается на глаза заметка. В небольшом городке в американской глубинке (штат Канзас) произошло жестокое убийство. Неизвестный проник в дом обыкновенного фермера и убил всю семью: хозяина, жену и двоих (двух?) детей. Трудно сказать, почему именно это происшествие так заинтересовало изнеженного и капризного автора. Литературный гений, инстинкт - назовите, как угодно, только Труман Капоте сразу понял глубину этого события и его потенциальные возможности. Что ж, Федор Михайлович Достоевский тоже не раз обращался к уголовной хронике. Копоте решил написать статью для журнала "Нью-Йоркер", который являлся и является эталоном хорошего вкуса в журналистике и литературе. Вкус, конечно, дело относительное, но до сих пор "Нью-Йоркер" - интеллектуальный стандарт американской периодики. В 80-е годы в том журнале печатали Иосифа Бродского и Сергея Довлатова. Главный редактор "Нью-Йоркера" дал "добро", и Т. Капоте отправился в командировку. Теперь, представьте себе, задуман фильм-био о Владимире Высоцком или Михаиле Булгакове. Как ревниво отнеслась бы публика сюжету и актеру, исполняющему роль литератора!.. Сложная задача! Сколько было бы обсуждений! К тому же, современники еще живы. .. Так вот, история с Труманом Капоте - из той же обоймы. И современникиживы, и литературная фигура такого же ранга. Режиссер Беннет Миллер - человек отважный, ничего не побоялся. А ведь, для Миллера фильм "Капоте"- дебют в художественном кино, и дебют многообещающий. В исполнении актера Филипа С. Хоффмана существует выверенный баланс и поразительная точность того, как он позиционирует своего противоречивого героя. Инфантильный голос, визгливые интонации, манерность - этакие вялые жесты, хлопанье ресниц, трепещущие руки, поправляющие то волосы, то очки. Он так манерно он держит сигарету, мартини или телефон, что на ум приходит Рената Литвинова. При этом, писатель, превратившийся в Порфиия Петровича, добровольный сыщик - Капоте Филипа Хоффмана - яркость личность, причудливая, но все же всегда реальная, чувствительная и уязвимая. В то же время актер не скрывает, что Капоте - клоун и манипулятор, тщеславный и супер-эгоцентричный человек, что он использует камеру смертников и страдания узников для своих, сугубо профессиональных целей. Итак, Капоте встречается с убийцами. Он пытается понять, что произошло в тот вечер и почему. Обнаруживается, что с одним из убийц, Перри Смитом( К.Колинз, у него много общего. - Это - как будто Перри и я росли в одном и том же доме, но он вышел через черный ход, в то время как я - через парадный, - говорит Капоте в фильме. Режиссер и сценарист скрупулезно рассматривают процесс превращения убийцы Перри Смита из замкнутого и подозрительного человека в существо, которое относится к писателю с доверием и уважением. Фильм оставляет свободное пространство для интерпретаций. Непонятно - интерес Капоте, одного из первых открытых гомосексуалистов, к Перри Смиту - это только жадный интерес писателя к объекту своего описания или трагедия неосуществленной любви. История и участие в ней Капоте привело к тому, что писатель изобрел новый жанр - "документальный роман", non-fiction novel. Название романа, опубликованного в 1965 году в "Нью-Йоркере" и через год вышедшего отдельной книгой, - In Cold Blood на русский язык переводится по разному: "Холодная кровь", "Хладнокровно", "Хладнокровное убийство", "Обыкновенное убийство и "Не дрогнув". Это жесткий, даже жестокий роман, не похожий на все, что Капоте писал раньше. "Хладнокровное убийство" долго возглавлял список бестселлеров - всего было выпущено более четырех миллионов экземпляров. Но расплатился Труман Капоте за прикосновение к криминальной ментальности, за эмоциональное приключение в стиле Жана Жене, за успех у массовой аудитории сполна: он больше ничего не написал, пил горькую, жутко растолстел и рассорился со своими богатыми светскими приятелями. Сценарий фильма, основанный на биографичесом романе, честно рассказывает, в каком неоплатном долгу находится автор "Хладнокровного убийства" у преступника Перри Смита, предмета своего описания и, возможно, любви. Представьте себе, что было бы, если б Ф.М.Достоевский не придумал бы своего Родиона Раскольникова, а встретил бы его в жизни, под следствием, до суда! Кстати, как и в "Преступлении и наказании", убийство, "совершенное из корыстных побуждений", не достигло своей цели - канзасские убийцы нашли в фермерском доме долларов всего 40, не больше. Хотя, конечно, мое сопоставление не совсем правомочно: уголовник, разбойник Перри Смит - это не петербургский студент 19 века. И все же... Их связывает одинаковое преступление. Хотя детали мотивировки разные. Сценарист, режиссер и актер смогли выразительно изложить природу творческого процесса, сопоставив изгоев общества, их бессмысленное преступление и жестокость "правильной" жизни по другую сторону закона. Фильм так же, как и Капоте в своем романе, смог показать, что грань, отделяющая спокойное, консервативное американское общество от его подавленной и агрессивной части, - тонка и условна. Чуткий, ранимый Труман Капоте не только увидел в преступнике страдающего человека, "тварь дрожащую" и попытался помочь, но, "заглянув в бездну", неотвратимо изменился сам. Как если бы увидел лик медузы Горгоны и обратился в камень.У ЭКРАНА editor@vnsnews.com