F.M. KARPOVETS, the candidate of jurisprudence, the head of department of Federal migratory service across MoscowSTANDARD-LEGAL REGULATION OF ACTIVITYFEDERAL MIGRATORY SERVICEThe Federal migratory service coordinates activity of federal enforcement authorities in migration sphere. FMS of Russia is the federal enforcement authority. which is realising a state policy in sphere of migration and carrying out правоприменительные functions, functions of the control, supervision and rendering of the state services in the field of migration.Key words: the migration, the centralised system of territorial bodies FMS, departmental is standard-legal base, interaction with federal enforcement authorities, registration in a stay and residence place.Ф.М. КАРПОВЕЦ, кандидат юридических наук, начальник Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве^ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫФедеральная миграционная служба координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции. ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции контроля, надзора и оказания государственных услуг в области миграции.Ключевые слова: миграция, централизованная система территориальных органов ФМС, ведомственная нормативно-правовая база, взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, регистрация по месту пребывания и жительства. Во многом этапным и значимым для развития ФМС России стал период 2005–2007 гг., когда было проявлено повышенное внимание к проблеме миграции со стороны Президента РФ, органов государственной власти и правозащитных организаций. В довольно напряженных условиях, обусловленных вступлением в силу нового миграционного законодательства, в целом ФМС России удалось достичь результатов по многим направлениям деятельности. Перечисление всего сделанного может занять много времени, поэтому выделим лишь наиболее значимые из них. Завершилось становление и обеспечено полноценное функционирование централизованной системы территориальных органов ФМС. Их общая численность (на 1 января 2008 г.) составляет 28 тыс. 909 человек, укомплектовано 85%1. Существенно изменился организационно-правовой статус ФМС России. На нее возложены функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции. Наряду с этим сотрудникам ФМС России были переданы полномочия по нормативно-правовому регулированию, что, несомненно, способствовало более оперативному решению поставленной Президентом РФ задачи совершенствования миграционного законодательства с тем, чтобы оно было ориентировано в первую очередь на положительные социальные результаты, а также соответствовало основным международным стандартам. В этом направлении была проделана большая работа. По инициативе или при участии ФМС России на федеральном уровне было принято семь законов, восемь указов и распоряжений Президента РФ, 28 постановлений Правительства РФ, касающихся различных направлений нашей деятельности (речь о них пойдет ниже). Неоценимую помощь в этом оказали не только представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, но и сотрудники Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти в области реализации миграционной политики были разработаны регламенты взаимодействия с региональными подразделениями Роструда, Росздравнадзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов; подписаны соглашения об информационном обмене с Росфинмониторингом, Федеральной службой охраны, Федеральной налоговой службой и Счетной палатой РФ; заключено 79 соглашений о взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ. В целях повышения качества предоставляемых населению общественно значимых государственных услуг совершенствовалась ведомственная нормативно-правовая база; были разработаны и одобрены правительственной комиссией по проведению административной реформы семь административных регламентов по основным направлениям деятельности ФМС, пять из которых были утверждены Минюстом России. Вместе с тем не все вопросы миграционной политики и учета окончательно решены. В правовом аспекте не урегулирован вопрос о передаче в органы госстатистики и налоговые органы сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства и их постановке на учет по месту пребывания. С 1 января 2007 г. по согласованию с Росстатом был введен временный порядок заполнения статистических листков учета иностранных граждан, зарегистрированных по месту жительства, и их передачи в территориальные органы статистики. Для перехода к постоянному порядку потребовалась разработка дополнительной нормативной базы. Ведомственный приказ и проект постановления Правительства РФ в этих целях были разработаны, завершено согласование с Минюстом России1. Систему нормативного правового регулирования деятельности ФМС России образуют следующие акты: - Конституция РФ 1993 г.; - Гражданский кодекс РФ; - Налоговый кодекс РФ, - Кодекс РФ об административных правонарушениях; - Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»2; - Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»1; - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»2; - Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»3; - Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»4; - Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»5; - Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»6» - Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «Об утверждении Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»7; - Приказ МВД России от 28 декабря 2006 г. № 1105 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 11.01.2008 № 24)1; - Приказ МВД России от 28 февраля 2005 г. № 132 «Об утверждении Регламента взаимодействия МВД России и федеральными органами исполнительной власти» (в ред. приказа МВД РФ от 22.10.2007 № 914)2; - Приказ МВД России от 2 декабря 2005 г. № 983 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы»3; - Приказ ФМС России от 17 октября 2007 г. № 269 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы исполнения государственной функции по осуществлению лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации»4; - Приказ ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»5; - Приказ ФМС России от 20 декабря 2007 г. № 465 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев»6; - Приказ ФМС России от 5 декабря 2007 г. № 452 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах»1; - Приказ ФМС России от 5 декабря 2007 г. № 451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства»2; - Совместный приказ Минздравсоцразвития России, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ № 1148-Пр/07, ФМС России № 128 от 19 июня 2007 г. «Об утверждении регламента взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной миграционной службой и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю и надзору за соблюдением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников и осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации»3; - Совместный приказ Федеральной службы по труду и занятости № 40, Федеральной миграционной службы № 66 от 3 апреля 2007 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации»4. Согласно Указу Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Положение о Федеральной миграционной службе»5 (в ред. Указов Президента РФ от 21.03.2007 № 403, от 20.04.2007 № 516, от 27.07.2007 № 993, от 03.03.2008 № 301), ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В соответствии с п. 1 приказа МВД России от 28 декабря 2006 г. № 1105 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 11.01.2008 № 24)1 данный Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при выдаче и замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России, – паспортов гражданина РФ, и их учету. Предоставление государственной услуги по выдаче, замене и исполнение государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указами Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»2, от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»3, постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»1. ФМС России, ее территориальные органы и их структурные подразделения при выдаче, замене и учете паспортов руководствуются также Налоговым кодексом РФ, Федеральными законами от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»2, от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»3 и от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»4, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 13255, и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Положение о Федеральной миграционной службе»6, выдача, замена и учет паспортов осуществляются ФМС России, территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями. Административным процедурам посвящен разд. 3 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928, согласно п. 33 которого граждане для получения или замены паспорта представляют необходимые документы и личные фотографии должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд1. В соответствии с п. 1 приказа ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»2 данный Административный регламент устанавливает порядок предоставления данной государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) ФМС России, а также порядок ее взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России. ФМС России и ее территориальные органы при предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации руководствуются Жилищным, Гражданским, Семейным, Налоговым кодексами РФ, Федеральным законом от 22 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», Приказом МВД России от 2 декабря 2005 г. № 983 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы». Согласно п. 9 приказа ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»1, гражданин, изменивший место жительства, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обращается с заявлением о регистрации по месту жительства по установленной Регламентом форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии – к собственнику жилого помещения. Гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, по истечении указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной Регламентом форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии – к собственнику жилого помещения. Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами при условии проживания в домах государственного, муниципального и специализированного жилищных фондов; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищных или жилищно-строительных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений. Заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны). Снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится в случае: призыва на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата; осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда; признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда; смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном порядке; выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда; обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда. В соответствии с п. 1 приказа ФМС России от 5 декабря 2007 г. № 451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства»1 данный Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России по рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, исполнению указов Президента РФ о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также порядок взаимодействия ФМС России и территориальных органов ФМС России с федеральными органами исполнительной власти по исполнению законодательства РФ по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. Административным процедурам посвящен разд. 2 приказа ФМС России от 5 декабря 2007 г. № 451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства»1, согласно которому в зданиях территориальных органов ФМС России, участвующих в исполнении государственной функции, должны быть помещения для ожидания и приема лиц, ходатайствующих о предоставлении РФ политического убежища, имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов. Заявители должны обладать информацией о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудников, которые их обслуживают. Для этого сотрудники обеспечиваются личными идентификационными карточками и (или) настольными табличками. Информация о государственной функции предоставляется территориальными органами ФМС России в помещениях для ожидания в виде информационных стендов, а также по телефону, электронной почте, посредством размещения информации на официальных интернет-сайтах ФМС России и ее территориальных органов2. Согласно п. 44 приказа ФМС России от 5 декабря 2007 г. № 451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства», ФМС России осуществляет контроль над деятельностью территориальных органов ФМС России и при выявлении нарушений Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746, и Административного регламента пересматривает их решения. Текущий контроль над соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции сотрудниками территориальных органов ФМС России, осуществляется их непосредственными руководителями, а также уполномоченными должностными лицами территориальных органов, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции. Руководители территориальных органов ФМС России организуют прием и рассмотрение ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, принимают меры к совершенствованию форм и методов служебной деятельности, обучению подчиненных, несут персональную ответственность за соблюдение законности. Сотрудник, ведущий прием и рассмотрение ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, несет персональную ответственность за соблюдение срока, правильность и полноту рассмотрения ходатайств. Обязанности сотрудников ФМС России и ее территориальных органов по исполнению Административного регламента закрепляются в их должностных инструкциях. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по исполнению государственной функции, проверок соблюдения сотрудниками положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов РФ. Периодичность текущего контроля устанавливается руководителями территориальных органов ФМС России. Порядку обжалования действий (бездействия) и решений, принимаемых в ходе исполнения государственной функции по исполнению законодательства РФ о предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, посвящен п. 52 приказа ФМС России от 5 декабря 2007 г. № 451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства». Действия (бездействие) должностных лиц ФМС России заявитель вправе обжаловать в установленном порядке руководителю ФМС России или в суд. Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФМС России в установленном порядке в суд или в Федеральную миграционную службу. Заявитель вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФМС России в ФМС России лично или письменно. Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии); почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; излагает суть жалобы; ставит личную подпись и дату1. В период рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц ФМС России или территориального органа ФМС России продлевается срок временного пребывания иностранного гражданина на основании его письменного заявления, поданного в произвольной форме, с представлением документа, подтверждающего его обращение в суд, или копии жалобы в ФМС России с отметкой о ее приеме к рассмотрению или с приложением квитанции о заказном почтовом отправлении. Срок временного пребывания продлевается на срок рассмотрения жалобы, но не более чем на три месяца. Решение о продлении срока временного пребывания принимается руководителем территориального органа ФМС России. Согласно п. 13 приказа МВД России от 2 декабря 2005 г. № 983 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы»1, территориальный орган имеет следующие полномочия: 1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор за соблюдением: а) гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России; б) иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства; в) правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда; 2) осуществляет в соответствии с законодательством РФ: а) оформление и выдачу работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на привлечение в РФ и использование иностранных работников и разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства; б) выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства виз на въезд в РФ, их продление, аннулирование и восстановление; в) выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ; г) выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации; д) определение и оформление наличия гражданства РФ у лиц, проживающих на территории России; е) принятие от лиц, проживающих на территории России, заявлений по вопросам гражданства РФ; ж) составление заключений на заявления об изменении гражданства Российской Федерации в общем порядке и направление их в ФМС России; з) исполнение решений по заявлениям об изменении гражданства РФ; и) ведение учета лиц, в отношении которых территориальным органом приняты решения об изменении гражданства и т.д.; 3) принимает в соответствии с законодательством РФ решения: а) по заявлениям об изменении гражданства России; б) о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в России; в) о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство; г) о выдаче, приостановлении срока действия или аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений иностранным гражданам или лицам без гражданства на работу, лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ; 4) подготавливает и исполняет в соответствии с законодательством РФ решения о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства; 5) осуществляет в установленном порядке мероприятия по административному выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства; 6) оформляет и направляет в ФМС России в установленном порядке материалы, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в России; 7) в пределах своей компетенции принимает меры к недопущению въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства по основаниям, предусмотренным законодательством РФ; 8) участвует в установленном порядке в осуществлении лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ; 9) участвует в реализации государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом на территории осуществления полномочий и др. Территориальный орган имеет право: - участвовать в установленном порядке в информационном обмене с ФМС России, МВД России и их территориальными органами; - запрашивать и получать в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и иных организаций документы, справочные материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений по вопросам сферы деятельности территориального органа; - подготавливать и направлять в органы государственной власти субъекта РФ, в органы местного самоуправления, а также в иные организации информацию о недостатках, выявленных при проведении мероприятий по контролю над соблюдением миграционного законодательства; - заключать гражданско-правовые договоры; - выступать в качестве заказчика по капитальному строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов территориального органа; - взаимодействовать в установленном порядке со средствами массовой информации по направлениям деятельности территориального органа. На основании изложенного сделаем вывод о том, что система нормативного правового регулирования деятельности ФМС России является четырехуровневой:1 уровень (конституционный): Конституция РФ 1993 г. (ст. 2, 6, 7, 15, 17–19, 21–23, 27, 37, 45, 46 и др.); 2 уровень (федеральные кодексы и законы): Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные законы – от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и др.; 3 уровень (подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти): указы Президента РФ (например, от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»), постановления Правительства РФ (например, от 19 января 2005 г. № 30 «Об утверждении Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»);4 уровень (локальные нормативные акты органов внутренних дел РФ), включающий два подуровня актов (причем акты второго подуровня издаются во исполнение актов первого подуровня и не должны им противоречить): - приказы МВД России (от 2 декабря 2005 г. № 983 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы», от 28 февраля 2005 г. № 132 «Об утверждении Регламента взаимодействия МВД России и федеральными органами исполнительной власти», от 28 декабря 2006 г. № 1105 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и др.); - приказы ФМС России (от 20 сентября 2007 г. № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», от 17 октября 2007 г. № 269 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы исполнения государственной функции по осуществлению лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации» и др.). 1 См.: Выступление директора ФМС России Константина Ромодановского на заседании расширенной коллегии Федеральной миграционной службы, прошедшем 31 января 2008 г. // http://www.fms.gov.ru/press/publications. 1 Там же. 2 См.: СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031. 1 См.: СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340. 2 См.: СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. 3 См.: СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3150. 4 См.: СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1301. 5 См.: СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571. 6 См.: СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444. 7 См.: СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305. 1 См.: Российская газета. 2007. № 35. 2 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 25. 3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51. 4 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 1. 5 См.: Российская газета. 2008. № 12. 6 См.: Российская газета. 2008. № 55. 1 Документ опубликован не был. 2 Российская газета. 2008. № 58. 3 См.: Российская газета. 2007. № 157. 4 См.: Российская газета. 2007. № 100. 5 См.: СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3150. 1 См.: Российская газета. 2007. № 35. 2 См.: СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1301. 3 См.: СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3150; № 41. Ст. 4023; 2005. № 19. Ст. 1786; 2005. № 52 (часть III). Ст. 5687; 2006. № 32. Ст. 3534. 1 См.: СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444; Ст. 4918; 2001. № 3. Ст. 242; 2002. № 4. Ст. 330; 2003. № 27 (часть II). Ст. 2813; 2004. № 5. Ст. 374; Российская газета. 2006. № 232. 2 См.: СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2003. № 46. Ст. 4447; 2004. № 45. Ст. 4377; 2006. № 2. Ст. 170. 3 См.: СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340. 4 См.: СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2005. № 30. Ст. 3104. 5 См.: СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571; 2004. № 1. Ст. 16; 2004. № 45. Ст. 4670. 6 См.: СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3150. 1 Указанные должностные лица обязаны представить в трехдневный срок переданные гражданами документы и личные фотографии в территориальные органы для оформления паспорта. 2 См.: Российская газета. 2008. № 12. 1 См.: Российская газета. 2008. № 12. 1 См.: Российская газета. 2008. № 58. 1 См.: Российская газета. 2008. № 58. 2 Электронный адрес для направления обращений в ФМС России, а также информация о месте нахождения территориальных органов ФМС России, почтовом и электронном адресах для направления обращений, контактных телефонах размещена на интернет-сайте ФМС России по электронному адресу: www.fms.gov.ru. 1 Дополнительно в обращении могут быть указаны наименование органа, должность, фамилия, имя (имена), отчество должностного лица (при наличии информации), действия (бездействие) которого обжалуются; суть обжалуемых действий (бездействия); обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы; иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить. При необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. 1 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51.