История Экономических Учений, МГУ Teма 1. Предмет и метод истории экономических учений Основные этапы развития экономической науки: Экономическая мысль до появления экономической теории (с древнейших времен до второй половины 18 века). Экономическая теория имеет как минимум два компонента (анализ и систематизация в логическую схему). А такие теории появляются лишь во второй половине 18 века под общим названием политическая экономия; Это время когда формируется классическое учение о политической экономии. Первыми работами в этой области были работы У. Петти (вторая половина 17 века) и 1776 год А. Смит. С начала 19 века экономическая теория начинает преподаваться в европейских и американских (несколько позднее) университетах. До этого времени проблемы экономического учения рассматривались в курсе философии. До середины 19 века происходит развитие классического учения (Дж. Стюард Милль, К. Маркс). Во второй половине 19 века происходит постепенное затухание классической экономической теории и появляются новые направления. Поэтому рубеж 19-20 веков можно охарактеризовать как начало современного экономического учения. В это время активно развивается неоклассическая и институционалистская теории. Неоклассики (маржиналисты) в первую очередь рассматривали экономику, абстрагируясь от социальных факторов (особенно в первое время). Институционалисты, напротив, особое значение уделяли социально-экономическим отношениям. Но на современном этапе развития экономической мысли, в отличие от классического, на первое место вышла необходимость анализировать взаимосвязи, а не давать определение экономическим единицам. Методами исследования являются: исторический подход; системный подход, который позволяет установить связи между социальными науками (политика, экономика, культура) и конкретизировать время и место того или иного экономического учения.^ Тема 2. Экономическая мысль в странах с азиатским способом производства.Характеристика социально экономических отношений Первые государства (около 3000 лет до н. э.) имели азиатский способ развития производительных сил. Такой тип просуществовал в отдельных странах до 20 века. Политическая система в таких странах - абсолютная монархия; все принадлежит государю; все жители его слуги (система поголовного рабства), при этом само рабовладение развито слабо. Существует централизованное, практически плановое хозяйство. Отношения государства и крестьян складываются следующим образом: крестьяне платят государству налоги и участвуют в общественных работах. Связку образует целая армия чиновников, которое обеспечивает функционирование государства. Предметом экономического учения этого времени является обогащение государя (=государства). Экономика, как отдельная наука, не существует, а является составляющей частью учения о государстве. Метод нормативный, то есть в работах древних ученых сравнивается некая идеальная норма и существующее положение вещей и даются методические советы правителю как приблизить желаемый идеал. Эта норма формируется под влиянием религиозных представлений и под влиянием традиций. А так существует опора на религию, то активен морально-этический элемент (хорошо или плохо). В древнеиндийском трактате Артхашастра (4 век до Н.Э., автор Каутилья, министр при дворе индийского царя) говорится о том, что чиновник должен следить за справедливостью цен на рынке, то есть снижать их. Экономические проблемы. Непосредственное взаимодействие налогоплательщиков с государством при максимальной степени накопления богатства в руках правителей. При этом богатство трактуется, как приобретение земли, населенной людьми. Аналогично дается определение этого понятия в китайском трактате “Книга правителя области Шан” (4 век до Н.Э.) - “богатство государства прибавляется за счет земледелия и войны”. Правитель Шан Ян считал, что наиболее эффективная форма организации крестьянского труда - круговая порука. При этом торговля всячески пресекалась. А если все же крестьяне приносили на рынок свою продукцию, то считалось, что они выплатили недостаточно много налогов. Для сбора такого огромного количества налогов требовалось много чиновников, при этом они имели более привилегированное положение. Так говорится в одном из древнеегипетских трудов о чиновнике Ретмире при фараоне Тутмосе 3: “чиновник на службе имеет фиксированный доход и является начальником”. НО так как существовала проблема казнокрадства и коррупции, то за чиновниками существовал особый контроль. Товарно-денежные отношения были развиты слабо и преобладали натуральные (даже в таких государствах как Вавилон). И общее отношение к ним было отрицательное из-за недостатка информации за этой сферой деятельности1. Поэтому государство пыталось поставить под свой контроль рыночные отношения:прямым административным вмешательством: фиксируя цены, процент, ренту и другие показатели (законы царя Вавилона Хамураппи 18 до Н.Э. фиксировали процентные нормы, а долговое рабство не могло превышать трех лет) либо использовалось косвенное регулирование. Так в китайском трактате Гуань Цзы2 говорилось о том, что если год не урожайный то требуется продавать на рынки зерно из государственных закромов. Что бы снизить цены, и наоборот делать закупки в урожайный годы. В это же труде появляется мысль об экономическом равновесии: если правитель страны поддерживает постоянными цены на основные виды товаров, то страна находится в стабильном состоянии.^ Тема 3. Экономическая мысль античного общества Характеристика социально-экономических отношений В отличие от азиатской цивилизации рыночные отношения в античных полисах находились на высоком уровне;существовала частная собственность;шла активная торговля;специализация отдельных регионов;высоко товарное хозяйство (производство товаров на рынок);рабовладение;высокий уровень развития культуры, науки и т.д., в том числе философии в рамках которой начинают появляться экономические идеи. Экономические размышления можно найти в трудах Ксенофонта, Платона (конец 4 века), Аристотеля (середина 4 века). Кроме того существовали работы по прикладной экономике, рекомендации по ведению домашнего хозяйства. Примером таких работ является Экономикус Ксенофонта, где на ряду с агротехническим рекомендациями по ведению хозяйства рабовладельческой виллы даются и экономические советы. Среди римских авторов следует отметить труды ”О сельском хозяйстве” Катона, Варрона, Каумелло.^ Предмет и метод Предметом рекомендаций античных авторов служит накопление богатства, удовлетворение потребностей, но с большим креном в сторону отдельного индивидуума. Методы с одной стороны нормативные, в том числе концепция “естественного порядка”. Естественным назывался порядок, заложенный в самой природе человека. Причем таким порядком и Платон и Аристотель считали натуральное хозяйство, что объясняется началом упадка греческих полисов, хотя проблем, рассматриваемые в их трудах носят рыночный характер. Но уже здесь появляются элементы позитивного подхода - учение Аристотеля “Об экономике и хрематистике”. ^ Проблемы, рассматриваемые античной экономикойПроблема разделения труда. Так у Ксенофонта степень разделения труда зависит от размеров рынка и поэтому качество продукции тем выше, чем больше специализация. Платон в основе существования общества ставит разделения труда, отмечая, что каждый имеет свою специализацию, и в сообществе людей сосуществуют люди с разными профессиями, дополняя друг друга.^ Проблема товара. Товар - это продукт для продажи. Он может быть использован или продан.3Проблема соизмеримости товаров. Создание искусственного измерителя товаров - денег, появившихся в результате общественного договора между людьми. При этом выделялось три функции денег: средство обращения, средство измерения (монета словно мера, делает вещи соизмеримыми), средство накопления. Последняя функция денег считалась неестественной. В учении Аристотеля “Об экономике и хрематистике” была первая попытка систематизации: все делилось на две части - экономика или хрематистика. В экономике цель - удовлетворение потребностей. Эта цель конечна, так как потребность исчезает при ее удовлетворении, поэтому естественна. К экономике относилось земледелие, ремесло и непрофессиональная торговля. ^ Целью хрематистики является нажива, прибыль. Эта цель бесконечна, так как чем больше человек имеет денег, тем больше ему хочется, поэтому неестественна. Хрематистикой считалась профессиональная торговля и ростовщичество. Т - Д - Т экономика; Д - Т - Д хрематистика4. Обмен базировался на неравенстве товаров (ЕСТЕСТВЕННОГО РАВЕНСТВА ТОВАРОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, поэтому деньги выступают в качестве искусственного уравновешивание). ^ Тема 4. Социально-экономические отношения феодализма Подтема 1. Средневековая Европа Яркий представитель экономической мысли средних веков -^ Фома Аквинский (13 век). Это время классического феодализма в Европе. Развито натуральное крестьянское хозяйство, но с другой стороны существуют города с развитыми ремесленными и купеческими гильдиями. Можно отметить развитие обмена между городом и деревней. Существует три сословия (условно): дворянство, духовенство и все прочее. Это время характеризуется господством сословно корпоративной системы отношений наряду с тем, что политическое устройство в большинстве случаев - это феодальная раздробленность, где король не имеет реальной власти, а является одним из феодалов. Религия является важнейшей составляющей общественной жизни. Все грамотные люди, все те кто развивают экономическую мысль так и ли иначе связаны с церковью. Поэтому экономические дисциплины появляются в рамках богословия. ^ Предмет и метод Предмет изучения - проблема богатства, при этом изучается не только микро-, но и макроуровень. Речь идет о насыщении потребностей человека, но так как человек является частью общества, то все переходит на макроуровень изучения.МетодыМорально-этические подход к экономическим явлениям; Доказательство утверждений путем ссылки на авторитет: священные писания и труды отцов церкви; Двойственная оценка некоторых экономических понятий. Христианская религия зародилась еще в римской империи. Первые христианские общины содержали в себе низшие социальные слои, поэтому учили бедности, вреду торговли и накопления богатства, щедрости. Типичный автор этого периода - Августин Блаженный (3 век) - был руководителем христианской общины в городе Гиппон на севере Египта (тогда часть Римской империи). В его книге “О граде божьем” с одной стороны осуждается богатство, как неестественная форма выражения потребностей человека, и с другой стороны выражается восхищение трудом крестьян, ремесленников. В средние века христианская религия становится всеобщей и её больше не удовлетворяют положения ранних авторов, но их опровергать нельзя. Это создает дискомфорт для богатых, поэтому церковь вплотную приступает к разрешению сложившейся ситуации. С одной стороны принимается положение о том, что богатство является злом, но путем некоторых уступок и перефразировок белое превращается в черное, появляется идея умеренности богатства. Этот термин как раз и выдвинул Фома Аквинский, в труде “Сумма Теологии”. Он выдвинул идею о том, что люди не равны в этой жизни, несмотря на их равенство перед богом, сравнивая общество людей с пчелиным роем, в котором существует неравенство. Фома выдвигает теорию справедливой цены. Такой ценой он называет цену, которая компенсирует продавцу его затраты на товар. При этом с одной стороны осуждается % и прибыль, а с другой отмечается, их правомочность, если % это плата купцу за риск по транспортировке товара, или плата ростовщику за хранение денег. Деньги вообще являются искусственным инструментом, ибо их создает государь. Это дает ему право определять их стоимость. Но за пределами государства власть короля кончается и стоимость денег определяется весом той монеты на которой они отчеканены.^ Подтема 2. Экономические взгляды мусульманского Востока Середина 14 века характеризуется на Востоке высоким уровнем развития производительных сил. Так как в 7-8 веках произошли арабские завоевания, в результате чего развитые части Римской империи (Сирия, Египет, Турция и др.) оказались под властью достаточно продвинутых правителей. Здесь был достигнут высокий уровень развития науки. Поэтому соотношение между Востоком и Западом, было явно в сторону Азии. И только лишь в 15 веке Европа постепенно начала опережать Восток. Мусульманский Восток во многом явился связующим звеном между Античностью и современностью. Так Ибн-Хальдун в своих трудах ссылался на Аристотеля и Платона. Кстати о нём. Родился в Тунисе. Эпидемия чумы лишила его семьи. Поэтому несмотря на то что когда-то его семья была богатая ему пришлось самостоятельно пробивать дорогу в жизни. Начал он простым писцом. С продвижением по служебной лестнице к нему пришла слава и известность. Последним его поприщем была должность мирового судьи в Каире. К делу, Ибн-Хальдун выдвинул теорию об историческом движении общества, а не просто дал характеристику исторических событий. Он выделил две стадии архаичное хозяйство и цивилизация (арабский аналог слова, как и греческий перевод этого слова, переводится “город”). В книге “Большая история” даются положения:в природе как и в обществе все взаимосвязанно;все находится в непрерывном движении;сначала человек - часть природы, но с началам производства он выделяется из оной и переходит с первой ступени - примитивности - ко второй ступени - цивилизации. На первом этапе человек обеспечивает свои первые потребности - земледелие, скотоводство, простейшие ремесла. Потом у него появляются товарные излишки, что ведет к торговле и цивилизации. То есть появляются города с высокой степенью специализации и развитыми ремеслами. О появлении государства можно судить с того момента, когда вождь ставит у своей палатки человека, который не дает любому члену общины свободно зайти к вождю. Впоследствии у государства появляется бюрократический аппарат и наемная армия. Но постепенно город разрушает цивилизацию, пиля сук на котором сидит. Выделяются нормальные источники получения богатства: ремесло, торговля, земледелие; и неестественные - государственная торговля (как монопольная), государственные налоги и другие формы государственного принуждения. Государство набирает все больше и больше чиновников, обкладывая подневольные слои все большим налогообложением. Поэтому население разбегается и государство лишается как поступлений денежных, так и армии, то есть защиты, и погибает либо от рук диких кочевников, либо в связи с распадом или захватом другим государством. Цена зависит от колебаний спроса и предложения, а также издержек по производству этого товара. С другой стороны повышение налога перекладывается на плечи конечного потребителя продукции. ^ Тема 5. Экономическая мысль в эпоху Возрождения Это время когда появляются первые экономические концепции, хотя до теории им не хватает элементов анализа. Возрождение - эпоха перехода от феодальной формы организации труда к капиталистической. Укрепляется королевская власть, появляются в Европе абсолютные монархии. По экономическому календарю - это время развития торговли и кредитных отношений. Усиливается роль городов, в связи с чем буржуазия начинать все более уверенное положение в обществе. Она заинтересована в крепкой королевской власти, поэтому финансирует абсолютизм, получая взамен разного рода привилегии. Церковь утрачивает свое влияние, возрастает роль личности, как обособленной единицы. Эта самая личность стремится к богатству. И, начиная с этого времени, богатство не является пороком, наоборот лишь показывает, что сам господь бог благоволит человеку послав ему благополучие. ^ Несомненным лидером в 15 веке является Италия, из-за выгодного транспортного положения, как перевальной зоны между Европой и Азией. Но открытия конца 15 века существенно меняют карту морских и сухопутных путей, поэтому на некоторое время затухает средиземноморская торговля. В лидеры постепенно выходят Нидерланды, а затем, с конца 17 века, Англия. Франция безуспешно пытается их догнать. Италии остается роль лидера банковского дела. ^ Предмет изучения Сфера обращения (торговля, кредит, денежное обращение). Сфера производства рассматривается как вторичная и не имеет решающего значения в концепциях экономистов этого времени. Метод^ Концепция меркантилизма является самостоятельной, а с другой стороны это не теория, а лишь констатация определенных фактов и закономерностей. Активно используется метод индукции - от частного к общему. Все рассматриваемые вопросы в трудах экономистов этого времени имеют чисто практическое значение - это либо разработка экономических проектов, либо литературные произведения цель которых проагитировать население к какому-либо действию. Пример: середина 16 века Уильям Стаффорд “Некоторые жалобы наших соотечественников”. В этой книге представители разных сословий дореволюционной Англии вместе едут на богомолье и обсуждают свои беды, прийдя к выводу, что во всем виновато засилье иностранных товаров. Рекомендуется вывозить как можно своих товаров за границу и как можно меньше импортировать, производя все необходимое у себя. Концепция меркантилизма богатство страны деньги (золото, серебро); внешняя торговля - источник богатства; богатство растет, если существует в стране активный внешнеторговый баланс; государство должно активно помогать торговле, осуществлять протекционистскую политику. Примером такой политики был указ Ордын-Нащокина. По этому указу общая сумма налогов с иностранных купцов была почти в четыре раза выше, чем с российских. Иностранцы могли торговать только оптом и лишь в приграничных городах. Существовал запрет на ввоз и вывоз определенных видов товаров. Выделяется ранний и поздний меркантилизм (иногда его называют ещё монетаризм). Ранний характерен для неразвитых торговых связей. Он характеризуется высоким ценами при продаже, по возможности не брать чужие товары, запрет на экспорт золота и серебра из страны. Для позднего меркантилизма характерна массовая торговля, отсутствие запрета на вывоз золота5, низкие цены и следовательно получение выгоды за счет размеров товарооборота, активный торговый баланс, уменьшение мелочного контроля за ввозом и вывозом товаров.^ Французский меркантилист Антуан Монкретье впервые в своем трактате использовал термин политической экономии. Но названием теории термин стал позже. “Книга о скупости и богатстве” Посошникова является примером российской мысли меркантилистского толка. Он начинал ремесленником и стал крупным купцом. В конце своего жизненного пути он написал вышеупомянутую книгу советов, намереваясь её передать вместе с митрополитом новгородским Петру I. Но Петр умирает, а митрополит попадает в немилость к Екатерине, у него находят книгу Посошкова. Поэтому последний попадает вместе с митрополитом в Петропавловскую церковь, где и умирает. Итальянцы писали в основном о денежном обращении. Так Коррупи предлагал ввести единую денежную систему во всех европейских странах в виде единой меры золотых (или серебряных монет), но его предложение не было поддержано. ^ Тема 6. Классическая политэкономия Школа классической политэкономии начинает складываться ещё в 17 веке, но рассвет ее приходится на первую половину 19 века. Толчок развитию этой теории дала работа А. Смита 1776 года. К последним крупным теоретикам этого течения можно отнести К. Маркса и Джона Стюарда Милля. Приоритетные направления развития и ключевые особенности: сфера производства является ключевой, а сфера торговли второстепенной; богатство - это натуральный продукт, и поэтому богатство создает производство; появляется анализ; результаты анализа складываются в систему.Метод Выделение исходной категории - стоимости и последовательное выведение остальных понятий на её основе. Сама стоимость создается в процессе производства и определяется затратами. ^ Экономическая теория У. Петти (1623-1687) Один из первых представителей классической политической экономии. Время его работы связано с противоречивым периодом в английской экономике. Автобиографическая заметка. Петти начал свою карьеру юнгой на одном из кораблей, но заболев морской болезнью был высажен в одном из портов, где попал в монастырь. Здесь он получил первое образование, а затем учился во многих известных университетах Франции, где и получил образование врача. Через некоторое время он отправился военным врачом в Ирландию на усмирение восстания. Здесь он становится крупным помещиком и вносит значительный вклад в развитие картографии и позднее основ статистики. После воцарения Карла второго у Петти пытаются отобрать его земли, но он их не отдает, и даже участвует из-за них на дуэлях. Карл делает его ответственным за королевские владения. И в это время он занимается развитием идей экономики и статистики. Его книги “Трактат о налогах и сборах”, “Политическая анатомия Ирландии”, “Сон о мудром”, “Разное о деньгах” отличает характерная черта - склонность к медицинским сравнениям. Тезисы о стоимости: цена товара не связана с количеством у страны серебряных рудников; затраты труда и земли лежат в основе любой стоимости6; заработная плата - это цена труда, таким образом минимальная зарплата - это стоимость средств существования рабочего; цена базируется на стоимости; прибыль и рента у него одно и тоже7; земля не имеет стоимости, ибо не является продуктом труда, а в основе цены земли лежит рента, таким образом продается не земля, а право пользоваться ей; величина % выводится из ренты, деньги могут быть использованы на покупку земли, которая дала бы доход % > Rминимальной ценой земли является произведение ренты на 21. Человек покупает землю, когда ему нужен стабильный доход, когда он заводит землю. 21 год это время пока вырастет сын наследник, то есть станет совершеннолетним; деньги не являются богатством. Их должно быть определенное количество в экономике для ее стабильного функционирования^ . Деньги сравнивают с человеческим жиро^ Тема 7. Экономическое учение Адама Смита и его сторонников Адам Смит обобщил всю предшествующую экономическую мысль. Его современники - Юм, Д. Дефо, Норс, Б. Франклин - рассматривали как и он сам не конкретные экономические проблемы, а общеэкономическую теорию. В сочинениях этих экономистов активно обсуждалась проблема стоимости. Так Франклин отмечал, что не только деньги выражают цену товара, но и товар можно брать как точку отсчета для денег. А стоимость товара определяется его полезностью и издержками труда. С другой стороны цену товара во многом определяют колебания спроса и предложения. НО эта точка зрения не доминировала в это время в экономической мысли. Проблемами заработной платы занимался ^ Джон Стюард. Он отмечал, что минимум заработной платы должен быть на уровне минимального количества средств к существованию. С другой стороны этот минимум необходимых средств колеблется от страны к стране. Так во Франции кожаная обувь для рабочего - роскошь, а в Англии необходимые средства к существованию. ^ Норс наметил различие между деньгами и капиталом. Юм и Стюард выдвинули две различных концепции о количестве денег в обращении в связи с ценами на товары. ^ При этом нещадно критикуется меркантилизм. Так у Стюарда если денег в обращении становится больше, то это не значит, что товаров становится больше и поэтому меняются лишь цены. Таким образом денег не бывает слишком много или слишком мало. Чем больше сумма цен товаров, тем больше товаров - с другой стороны утверждает Юм. Теория Смита А. Смит в силу своей талантливости получил бесплатную стипендию в Оксфорде. Но там ему не понравилось, ибо в Оксфорде того времени преподавали классические дисциплины как богословие, иностранные языки и другие. Поэтому Смит уезжает в Глазго, где становится преподавателем местной школы по философии. Он был довольно анекдотическим человеком: однажды он даже настолько задумался, что упал в яму, где замачивали кожи. Вокруг него было много смешных историй, и его чуть было не приняли за сумасшедшего. Довольно быстро он прославился как философ, написав книгу по философии - “Теория нравственных чувств”. После этого его пригласили воспитывать сына герцога Боклю, вместе с которым он совершил путешествие по Европе, по общавшись со многим выдающими философами и экономистами того времени. После этого странствия выходит в свет его новая книга - “Исследования о природе и причинах богатства народа” - 1776 год. Эта книга стала сразу же очень популярной до такой степени, что всякий образованный человек должен был ее прочитать. Она была переведена на иностранные языки. После этой книги Смит не написал ни одного достаточно крупного произведения. ^ Предмет изучения Вся сфера производства, в том числе и промышленность. В связи с этим вводится ряд новых понятий:Homo Economics - человек экономический, то есть изучается только экономическая сфера деятельности человека, при этом утверждается, что такой индивид в независимости от его взглядов руководствуется лишь идей собственной выгоды. Эта идея была выдвинута еще до А. Смита в трудах французского философа Гельвеция (с которым Смит встречался во франции во время своего путешествия по Европе). Гельвеций отмечал, что естественно движение каждого человека к выгоде, но оно ограниченно борьбой других людей за свою выгоду. Сходные идеи выдвигал и Гоббс. Экономический человек строит все свои отношения с другими людьми на эквивалентном обмене. Это заложено в природе человека. Таким образом по мнению Смита вся рыночная экономика естественна, ибо составлена из отдельных индивидуумов, ведущих себя рационально. “^ Невидимая рука” - “Человек действует из соображений личной выгоды, невидимая рука направляет к цели, которая совсем не входила в его намерения”. Невидимая рука управляет человеком экономическим, но при этом она действует и на макроуровне. Таким образом обществу выгодно когда действует невидимая рука, а не политика государства. По этой идее Англия, пользуясь своим экономическим превосходством старалась перейти к политике открытых границ между всеми участниками мировой торговли.10Человек делает работу хорошо когда это ему выгодно. Но если его будут принуждать сделать невыгодную для него работу, то он её сделает плохо. “Если хотите получить хороший товар у продавца - дайте ему больше денег”. Смит заложил своей теорией основы экономического либерализма. Хотя сама по себе эта концепция стала окончательно на первое место лишь в начале 19 века. Экономический либерализм в отличие от протекционистской политики меркантилистов предполагал самое минимальное вмешательство государства в дела торговли и экономики в целом. Наряду с этим предполагалось ограничение прав крупных клановых объединений и широко рекламировалась идея совершенной конкуренции. Работа Смита представляет собой труд в 5 частях. Их них первые две части и есть собственно политэкономия. Третья - история экономики, четвертая - история экономических учений, где он занимается анализом работ физиократов и меркантилистов, причем учение последних характеризует как вредное, а “экономистов” как полезное. В пятой части изучается роль государства в экономике. Но все части связаны единой идеей - поиском причин богатства народов.^ Теоретические выкладкиРазделение труда. Богатство зависит от количества трудящихся и степени производительности. Производительность максимизируется, если существует высоко специализированное разделение труда. Паровой двигатель еще не был распространен. Поэтому Смит изучал мануфактуру, где каждый рабочий производит одну маленькую операцию. Такой рабочий имеет большую производительность, поэтому общий выпуск продукции на предприятии больше и качество выше, чем у простого ремесленника. На макро уровне также существует разделение труда, но оно сложнее, так как на предприятии менеджер назначает на различные должности рабочих, в народном хозяйстве такого нет. При этом разделение труда отнюдь не результат чьего-то мудрого решения, а результат склонности человека к выгодному обмену. Люди выбирают тип деятельности, создавая разделение труда. Каждый созданный продукт в народном хозяйстве - это соединенное усилие многих рабочих.Обмен. Все отношения сводятся к обмену. Главный инструмент обмена - деньги. Причем деньги - это товар, обладающий всеми его свойствами, стихийно выделившийся в процессе обмена на роль всеобщего эквивалента. Они являются средством обращения.Стоимость и цена. Смит вновь возвращается к проблемам, которые в свое время начал изучать еще Платон. “Почему соизмеримы товары?”. Смит выделил общее свойство товаров - все они результата труда. Поэтому товары равны когда равны издержки труда на их производство. Он выделил простой и сложный труд, причем за фиксированный промежуток времени последний создает большую стоимость. Цены на продукцию отраслей народного хозяйства определяются средней ценой. Фактические затраты труда определяются на предприятии, при этом капиталист старается их минимизировать, чтобы цена на продукцию его предприятия была ниже для максимизации прибыли. Измерителем стоимости товара является другой товар - “стоимость всякого товара равна количеству товара, которое он может купить на него”. Если же вместо одного из товаров используется один и тот же товар, то такой товар становится деньгами. Таким образом деньги - это частный случай товара. А цена - это выражение стоимости в деньгах. Смит вводит понятие капиталистического производства. Четко выделяется простое товарное производство и капиталистическое производство. Все вышесказанное относилось к простому товарному производству. Сначала все начинали в равных условиях, но отдельные люди благодаря своей бережливости набрали состояние, а другие наоборот не сделали никаких запасов (либо денег, либо ресурсов). Поэтому некоторые становятся капиталистами, а другие наемными рабочими. Последователи Смита разделились на два лагеря. Одни считали, что стоимость определяется затратами труда, другие - издержками. Классовое распределение. Смит дает новое деление общества на классы на основе тех доходов, которые получают отдельные люди. Он выделил три класса: рабочие - заработная плата, капиталисты - прибыль, земельные собственники - рента. По первому варианту вся стоимость создается трудом и разделяется между тремя классами как заработная плата, рента и прибыль. Таким образом рабочие создают все, а получают лишь третью часть.По второму варианту стоимость складывается из издержек на труд, капитал и ренту.Капитал. Смит характеризует капитал как запас любого ресурса. У Кенэ главным критерием капитала был оборот. ^ Впоследствии было объединено и первое и второе. Смит также делит капитал на основной и оборотный. При этом основной капитал существует в независимости от обращения, а оборотный постоянно меняет свою форму, уходя и снова возвращаясь к капиталисту. Производственный труд. Производственный труд - это труд в сфере производства материальных товаров. Капиталисты организуют производство. Остальные же являются потребителями. Таким образом прибыль можно извлечь из производственного труда. После того как Кенэ исследовал 3-х мерную экономическую модель, подобные исследования долго не проводились, из-за тезисов Смита. Оба экономиста выделяли издержки, оборотный капитал и прибыль. При этом Смит понимал под издержками перенесенную стоимость сырья, инструментов. Оборотный капитал по его мнению создавался на предприятии. Таким образом в общую стоимость товара оказывается включенным все три категории. Но так как первая категория не создается, то суммарный общественный продукт в пределе должен составлять издержки и прибыль производителя, которая заставляет капиталиста остаться на рынке. Получается, что совокупный общественный продукт равен доходам. А при простом воспроизводстве эти доходы тратятся на потребление. Поэтому получается, что совокупный общественный продукт составляют лишь предметы потребления. Поэтому все последующие теории реализации сводились к идее равенства спроса и предложения. Но в модели А. Смита был существенный недостаток - отсутствие временных ограничений. То есть рассматривалось производство общественного продукта за неопределенный период, в то время как говорить о конечном производстве можно лишь за конечный период (например, год).^ Тема 8. Классическая политэкономия начала 19 века После Смита классическая политэкономия получила широкое распространение. Многие университеты Европы начали преподавания экономических дисциплин. Происходит промышленный переворот, что ведет к укреплению роли буржуазии в обществе; параллельно с этим происходит разорение частных собственников и усиление рабочего класса. Поэтому в рамках классической политэкономии начинается деление. Появляются направления буржуазной, мелкобуржуазной и социалистической моделей. Буржуазная политэкономия основывалась на минимизации издержек. А две другие концепции опирались на трудовую теорию Смита. Между этими направлениями шла оживленная борьба.Жан Батист Сей и его экономическая теория Сей был одним из первых последователей Смита во Франции. Он был очень известен и популярен в первой трети 19 века. Его первая работа вышла в 1803 году и называлась “Трактат политической экономии или простое изложение способов, которыми образуется, распределяется и потребляется богатство”. В этой работе Сей тщательно систематизировал теорию Смита. При этом он внес ряд новых вещей и книга имела успех. Но автору она принесла больше неприятностей: Сей был чиновником министерства Финансов и в связи с этой работой его пригласил к себе Наполеон и предложил крупное повышение. Но так как Сей стоял на позициях экономического либерализма, а Наполеон стоял за идеи закрытой торговли, то возникло разногласие и Сей ушел в отставку. Он становится компаньоном одной из компаний. В связи с этим мировое внимание к нему пришло уже после свержения Наполеона, тогда он снова напечатал свою книгу.Теория СеяПонятие стоимости: ценность предмета определяется его полезностью. С другой стороны она определяется теорией издержек. Последняя превращается в трехмерное понятие, состоящие из издержек на труд, капитал и землю. Но в отличии от Смита он указывает на то, что в конечном счете все решает соотношение между спросом и предложением. Сей, таким образом заложил основы современной экономики. Большое значение он уделял теории распределения, подчеркивая, что владелец фактора, получает то, что создал его фактор: для капиталиста - капитал, для рабочего - труд, для крестьянина - земля. И стоимость есть сумма всего того, что создали эти факторы. Проблема реализации: по закону Сея всегда наблюдается равенство спроса и предложения. За каждой продажей следует покупка, это две неразрывных составляющих сделки. Поэтому предложение рождает спрос. Поэтому каждый производитель заинтересован в благополучии другого производителя. В связи с этим была выдвинута концепция свободной торговли, по которой обмен между товарами должен осуществляться свободно. В буржуазной политэкономии идеи Сея продержались до теории Кейнса. Теория Мальтуса Томас Роберт Мальтус был по национальности англичанином. Он являлся священником одной из приходских церквей и долгое время преподавал в церковном колледже. Такую судьбу он выбрал себе вместо армии,