Реферат по предмету "Разное"


«Интерактивные методы обучения как средство активизации и интенсификации учебного процесса»

Педагогический проект «Интерактивные методы обучения как средство активизации и интенсификации учебного процесса»Творческое название проекта«Победить в цейтноте»Учитель начальных классовМОУ «Никифоровская СОШ №1»Суслова И.Ф.Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно-ориентированной. В связи с этим деятельность школы должна быть направлена на организацию такого информационно-образовательного пространства, которое способно обеспечить выявление, развитие и формирование личности, обладающей рядом ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной, социальной и других сферах. Однако требованиям государственного стандарта образования к развитию общеучебных умений и навыков не соответствуют некоторые компоненты методической системы, имеющие традиционную направленность и неспособные вовлечь всех учащихся в активный самопознавательный процесс. Потребность детей в коллективной деятельности, деловом общении не может быть удовлетворена взаимодействием учителя и ученика преимущественно с позиции «субъект» - «объект». А принципу природосообразности противоречит усредненная, репродуктивная регламентация. Потребность общества в инициативной, творчески мыслящей, самостоятельной и способной к успешной социализации личности требует внедрения специальных форм и методов обучения, которые за относительно короткое время позволят достичь запланированного результата. Поэтому творческое название моего проекта – «Победить в цейтноте». В педагогическом цейтноте. Из вышесказанного вытекает проблема: «Несоответствие компонентов методической системы для реализации целей современного начального образования».Ведущая идея (цель) проекта Изменение компонентов методической системы для активизации и интенсификации учебного процесса.Гипотеза. Предполагаю, что интерактивные методы обучения – путь к активизации и интенсификации учебного процесса.Основные задачи реализуемого педагогического проекта.Создание благоприятной среды для активного самопознавательного процесса обучающихся, интенсификация деятельности младших школьников, развитие коммуникативных умений.Этапы реализации проекта Изучение научно-методической литературы по проблеме. Анализ психолого-педагогической карты личности и коллектива. Внедрение интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Создание модели урока с применением интерактивных приёмов и методов. Отслеживание результатов.Ожидаемые результаты Создание учителем комфортных условий обучения, при которых ученик становится активным участником познавательного процесса, чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Организация обучения внутри ученического коллектива, основанная на тесном взаимодействии детей при умелом контроле и координации их действий учителем. Развитие критического мышления, умения самостоятельно формулировать и решать проблему. Воспитание чувства уважения прав и достоинства человека.Одерживать победу в педагогическом цейтноте мне помогают интерактивные методы обучения.Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню, дайпопробовать – и я пойму. Китайская пословица. В этой пословице, на мой взгляд, отражена основная идея интерактивных методов обучения: как сделать ученика активным субъектом образовательного процесса. Ведь главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность обучающихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнёра – помощника. Ход и результат обучения приобретают личную значимость для всех участников процесса. В ходе реализации проекта была разработана модель интерактивного урока для начальной школы. Как и любой другой урок по интерактивной методике он включает в себя 3 стадии:вызов, осмысление, рефлексию,имеющие свою цель и методы обучения.I стадия – вызов (пробуждение интереса к изучаемой теме) Каждое начало имеет свою идею. Цели стадии вызова таковы:актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по предлагаемой проблеме;активизация интеллектуальной деятельности;создание смыслового поля. Нельзя не согласиться с Л. С. Выготским: «Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности были не только поняты, но и внутренне приняты учащимися». Поэтому на первой стадии интерактивного урока уместны следующие приёмы и методы:нестандартное начало урока;мозговой штурм;постановка проблемной ситуации;ролевое моделирование;игры энергизаторы. Например, вместо сообщения темы урока методом мозгового штурма я выясняю у детей «Как украсить класс к Новому году?», получая при этом не только огромное количество идей, но и огромное желание воплотить их в жизнь. Или в начале урока дети слышат такие слова: «Всем встать. Суд идёт. Обвиняется безударный гласный по 2-м статьям грамматического кодекса: по 1 статье – в мошенничестве, т.к. вводит граждан в заблуждение, из-за чего они совершают ошибки при письме, по 2 статье – в нарушении паспортного режима, т.к. не имеет постоянного места прописки в определенной части слова, т.е. трудноуловим.» А после вопроса: «Есть ли среди вас пострадавшие от безударного гласного?» дети просто кипят от возмущения и готовы спросить с обвиняемого по всей строгости закона. Один из моих уроков я начала с просмотра фрагмента мультфильма «Следствие ведут колобки», откуда дети узнают о том, что знаменитые сыщики занялись расследованием дела о похищении слона. А в это время к ним в агентство на автоответчик поступает сообщение: ученикам из параллельного класса срочно требуется помощь в определении рода и числа имён существительных. Конечно же, дети не остаются равнодушными и хотят помочь героям мультфильма в расследовании нового дела. Игры-энергизаторы на 1 стадии урока помогают обучающимся с интересом и минимальными затратами времени включиться в интеллектуальную деятельность на уроке. Постановка проблемной ситуации нацеливает детей на сознательность и активность в усвоении новых знаний. ^ Вывод: таким образом, на стадии вызова обучающиеся получают внутреннюю мотивацию к дальнейшей деятельности на уроке.II стадия интерактивного урока – осмысление подразумевает осмысленное усвоение и понимание учебного материала и реализует следующие цели:переживание учениками конкретного опыта иосмысление полученного опыта.Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей. В. Ключевский. Именно поэтому я постоянно веду поиск таких методов обучения, при которых повышается инициативность учащихся, создаю комфортные условия для сотрудничества на уроке, даю возможность ученикам почувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Если процесс обучения очистить от мучительного поиска истины, от озарений, тупиков, безнадежности, восторга «эврик», ученик не станет активным субъектом педагогического взаимодействия. Поэтому моя деятельность на уроке – это «эврика» для меня и для моих учеников. На стадии осмысления применяю следующие методы:групповые дискуссии (дебаты, круглый стол, мозговой штурм),проблемное изложение,частично-поисковая деятельность,кооперативное обучение,ролевое моделирование,учебный проект,мультимедиа.О сущности и преимуществе данных методов остановлюсь подробнее.1. Дебаты – один из интерактивных видов деятельности, для которого характерно столкновение позиций. Проведение дебатов. Класс делится на три группы: две группы станут командами-участницами дебатов, одна команда - утверждающая сторона, другая – отрицающая сторона. Третья группа – судьи, которые, выслушав аргументы команд, делают выводы. Например, на уроке чтения по рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок» дети дискутировали на тему «Виновата ли стрекоза в том, что утята каждый день оставались голодными?» Но методику проведения дебатов мне пришлось адаптировать для начальной школы. Чтобы в дискуссии произошло параллельное столкновение позиций, я разрабатываю вопросы для обсуждения. Дети, последовательно отвечая на них, выдвигают своё обоснование позиции. Утверждающая сторона в данном примере легко доказывает свою точку зрения, опираясь на текст учебника. (Виновата, садилась на еду, издавала страшный звук, боялись, голодали) А отрицающей стороне предлагаю ответить на вопросы:- Поедала ли стрекоза корм у утят?- Укусила ли стрекоза хотя бы одного утёнка?- Специально ли она издавала страшный звук, чтобы напугать утят?Т. о. 3 группа вынесла стрекозе оправдательный приговор. А на вопрос «Что надо было сделать хозяйке, чтобы утята не голодали?» дети искали ответ методом мозгового штурма, выдвинули огромное количество идей и нашли самое простое и рациональное решение.^ Результативность применения метода дебатов. Развитие логического и критического мышления, формирование умений оценивать ситуацию, принимать решение в спорных проблемах и отстаивать это решение, получение учащимися таких ценностных установок, как справедливость, открытость, мирный способ разрешения конфликтов.^ 2. Кооперативное обучение, т. е. работа в группе проходит в моём классе под девизом «Никто не знает так много как все мы вместе». Задания для работы в группе часто носят поисковый, проблемный характер, результатом совместной деятельности становится защита мини-проекта. Таким образом была организована работа по темам: Зимняя жизнь зверей и птиц. Реклама природных зон России. Изготовление мебели на уроках труда. Составление памятки работы с книгой. Поиск изобразительных средств языка в стихотворении.Результативность. Групповые формы работы способствуют эффективному овладению знаниями, экономии времени на уроке и развитию коммуникативных умений. ^ 3. Ролевое моделирование – вхождение участников в чужую роль в условиях, максимально приближенных к практическим. На моих уроках дети исполняют самые различные роли: судьи, адвокаты, детективы, редакторы, корреспонденты, участники телеигры, рекламные агенты, роли животных и растений, экскурсоводов, роль сверстников (этикет), роль героев худ. произведений.^ В результате повышается мотивация к учебной деятельности, а через переживание конкретного опыта, дети получают ориентиры для последующих практических шагов.^ 4. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками. Например, к выводу о том, что остаток при делении меньше делителя, мои ученики приходят самостоятельно в ходе частично-поисковой деятельности. Класс разбивается на 5 групп, каждая из которых делит одни и те же числа на различные делители, а свои результаты заносят в сводную таблицу, которая приобретает следующий вид: Делитель Остатки 23456 0, 10, 1, 20, 1, 2, 30, 1, 2, 3, 40, 1, 2, 3, 4, 5 Сравнив остатки и делители, дети делают самостоятельное открытие.^ 5. Проектная деятельность школьников – форма учебно-познавательной активности, дающая возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Как показал опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. А методика исследовательского проекта была мной адаптирована для учащихся начальной школы. Для выполнения исследовательской работы я составляю подробные инструкции для учащихся, по которым они исследуют объект в нужном направлении. Исследовательский проект по теме «Нераскрытые тайны имени существительного» был представлен моими учениками на Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «ПОРТФОЛИО». Чаще дети хотят выполнять групповые проекты (составление словаря вежливых слов, весёлого математического задачника, реклама изготовленного изделия на уроках трудового обучения), но некоторые с удовольствием берутся за индивидуальный проект, в котором ярко выражают свои наклонности. В результате приобретённый опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.^ 6. Компьютерные технологии. Применение компьютерных технологий как проникающих в учебно-воспитательный процесс отвечает современным требованиям и способствует реализации социального заказа общества. Мультимедийные средства я применяю на различных этапах урока. В процессе изучения нового материала - слайдовые презентации, мультимедийные лекции. Мультимедийная продукция в настоящее время имеется по всем предметам начального цикла. На этапе оперативного контроля - тестирование, игры и упражнения. Обучающие компьютерные игры позволяют отрабатывать полученные умения и навыки, осуществлять дифференцированный подход. Например, проверку таблицы умножения можно выполнять с различной скоростью, позволяя создать ситуацию успеха для учеников. В заключительном контроле – тестирование в программах Excel, Assist- II, Visual Basic. Слайдовые презентации помогают создать условия для чувственного и образного восприятия нового материала, вызывают интерес к изучаемой теме. А работа учащихся на уроке с компьютером позволяет дифференцированно подойти к оперативному и итоговому контролю, способствует развитию определённых видов мышления, формирует устойчивый познавательный интерес и положительную мотивацию к учебной деятельности.Вывод: на стадии осмысления происходиторганизация сознания учащихся на основе рефлексии,освоение способов мышления,творческое овладение ЗУН.III стадия урока – рефлексия (размышление) призванаобеспечить достижение максимально полной осознанности изученной информации, соотнести полученные знания, как со знаниями других учащихся, так и с теми, которые имелись ранее,выявить возможные ошибки в процессе усвоения, а также причины этих ошибок самими учащимися.Методы: проблемная задача,игры для контроля и систематизации знаний,защита проекта,составление синквейна,мультимедиа. Получить за короткое время результаты контроля помогают составленные мной тесты в программах Excel, Assist- II, Visual Basic. Диалоговое общение с компьютером нравится детям, ведь машина сама ставит баллы, даёт словесные оценки: «Отлично, молодец, подумай ещё».Из множества предусмотренных и обдуманных мелочей, по словам В. Ключевского, составляется крупный успех, а с помощью интерактивных методов обучения рождается победа в педагогическом цейтноте.Об этом говорят и полученные результаты.Высокий уровень учебных и личностных достижений учащихся моего класса подтверждается: позитивной динамикой качества знаний, 100%-ным уровнем обученности, высокими результатами мониторинга учебных достижений по русскому языку (качество знаний - 100%), уровнем интеллектуального развития, усвоением обязательного минимума базового компонента (100%), качеством выполнения заданий Центра экспертизы образовательной деятельности (математика – 95% - 100%, русский язык – 73% - 100%, окружающий мир – 85% - 95%), подтверждением и повышением качества знаний при переходе в 5 класс по основным предметам начального цикла, повышением информационной, творческой активности, способностями к анализу информации, коммуникативными умениями, положительной мотивацией к учебной деятельности. Гипотеза подтвердилась Интерактивные методы – средство для активизации и интенсификации учебного процесса. Педагогический проект учителя начальных классов Сусловой И.Ф. МОУ «Никифоровская СОШ №1»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изучение элементов теории множеств в начальном курсе обучения математике
Реферат Специфика религиозной культуры организации Свидетели Иеговы
Реферат Табличний редактор Microsoft Excel
Реферат Adoption Essay Research Paper Adoption is an
Реферат Макроэкономические показатели результативности экономики РБ
Реферат Синдром эмоционального выгорания
Реферат Технология избирательных кампаний
Реферат Антарктиду пересекаем Антарктический полярный круг (с перелетом через пролив Дрейка)
Реферат Анализ американской журналистики начала XX века
Реферат Правохранительные органы РФ
Реферат «государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «кижи»
Реферат Агентство по физической культуре и спорту камчатского края приказ №588
Реферат А. В. Титов Семантический подход к анализу и синтезу логических исчислений
Реферат С. П. Дягилев и Русские Сезоны в Париже
Реферат Понятие занятости трудовых ресурсов