Реферат по предмету "Психология"


Профелактика девиантного повелдения среди подростков

Дальневосточная Академия Государственной Службы Факультет Государственное и муниципальное управление Очное отделение Социально-педогогические проблемы профилактики девиантного поведения подростков Выполнила Студентка группы 531 Заночкина К.Д. Проверила Доцент кафедры Социальной работы и социологии Ушакова

Т. А Хабаровск 2005 г. Содержание Введение 1. Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения среди несовершеннолетних. 1.1Понятие отклоняющегося поведения 1.2 Виды акцентуаций личности подростков 1.3 Основные причины, факторы развития девиации среди молодежи 2. Создание социально-педагогических условий работы с подростками склонными к девиантному поведению. 2.1 Способы профилактики девиантного поведения подростков в

Российской Федерации 2.2 Роль социальных институтов в профилактике девиантного поведения. 29 Заключение 33 Список литературы 34 Введение Характер происходящих социально-политических, нравственных преобразований различен и имеет как положительные, так и отрицательные тенденции. Все это, без сомнения, отражается на самой восприимчивой части населения детях. К величайшему сожалению, в последнее десятилетие они оказались самым уязвимым звеном в условиях формирования

в стране новых экономических и общественных отношений. Понятие алкоголизм, наркомания, беспризорность, безнадзорность прочно вошли в нашу жизнь. Подрастающее поколение лишилось ориентиров в условиях культурного вакуума. Это самым непосредственным образом повлияло на усложнение социализации подростков, рожденных во второй половине 70-х начале 80-х годов. Изменения социального строя, провозглашение ценностей обеспеченного

образа жизни, обзаведения собственностью и т. д. все это вызвало фантастический всплеск личностных притязаний и усилий ориентации на красивую жизнь. Итак, обьектом этой работы является подросток с девиантным поведением. Предметом выступают социально-педогогические условия профилактики девиантного поведения. Целью нашей работы является выявление совокупности социально-педогогических условий профилактики девиантного поведения и разработка мер по преодолению данного явления в

Хабаровском крае. Для того чтобы яснее понять данную проблему общества мы поставили перед собой задачи 1. Дать понятие подростка с девиантным поведением, как одной из проблем детства. 2.Определить основные причины, факторы развития акцентуации среди молодежи. 3.Разработать методы профилактики девиантного поведения данных в Хабаровском крае. Методологической базой и теоретической основой являются труды

Алексеева Л.С, Антонов А.И В.И. Добреньков, Л.П.Беленкова, Клейберг Ю. А. Личко А.Е 1. Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения среди несовершеннолетних. 1.1Понятие отклоняющегося поведения Подросток лицо в возрасте от 14 до 17 лет включительно, отличающееся от лиц старшего возраста многими характеристиками личности и поведения. Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности.

По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие серьезная игра. Примером серьезной игры могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера флирт, кокетство.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса Кто я может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах 1.

Возникают трудности и отношениях со взрослыми негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне е. 2. Детские компании поиски друга, поиски того, кто может тебя понять. 3. Подросток начинает вести дневник. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходи к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста возникновение представления

о себе как не о ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными взрослыми умениями социальная и интеллектуальная взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных

норм. Предметом моего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека. 1. Отклоняющееся поведение личности это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

Однако, это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм. 2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности.

Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта наркоман, преступник, самоубийца и т.п. формирует девиантную идентичность. Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения. 3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление тяжелых наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми. 4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся. Однако, данное правило имеет исключения. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет

серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности. 5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации например, поведение в рамках посттравматического синдрома, следствием кризисной ситуации например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев или следствием самообороны например,

при наличии реальной угрозы для жизни. 6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое.

Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси здоровье предболезнь болезнь. 7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. 8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное

и возрастно-половое своеобразие. Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте. Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося девиантного поведения это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. На индивидуальном уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как

оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной личности с социальным окружением, ее социальная дезадаптация. Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу. Д.И. Фельдштейм выделил пять групп подростков с девиантным поведением

Социология. Учебник. П.Д.Павленок. М Издательско-книготорговый центр. Маркетинг. 2002г. пердставители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных аморальных потребностей, и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлобленны, агрессивны осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Из таких несовершеннолетних получаются лидеры группировок.

Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. У подростков третьей группы наличествует как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды, но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. К четвертой группе можно отнести неверящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами.

Это группа обычно является заключительным звеном в иерархической преступной цепи. Представители пятой группы случайные правонарушители, они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. 1.2 Виды акцентуаций личности подростков ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП. Такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному.

Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет

к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле. ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены не резко, обычно кратковременны 1-2 недели и могут перемежаться длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся

вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни переезд, смена учебного заведения и т.п В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов.

Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта хороших и плохих периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной. ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП. Главная черта этого типа крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность.

Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессов избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или эмоциональное отвержение со стороны знакомых лиц

Самооценка отличается искренностью и умени ем правильно подметить черты своего характера. АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП. Главными чертами является повышен ная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно отражает ипохондрические установки.

СЕНСИТИВНЫЙ ТИП. У этого типа две главные черты большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают.

Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличается высоким уровнем объ ективности1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л 1983 ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП. Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству,

тревожная мнительность в виде опасений за будущее свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать самостоятельный

выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи. В самооценке встречается тенденция находить у себя черты разных типов, включая совершенно несвойственные. ШИЗОИДНЫЙ ТИП. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя.

Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью.

Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить неформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжение посторонних во внутренний мир. Самооценка обычно неполная хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих,

другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм. ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. В этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь.

Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело с гневом и агрессией. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику от моторики и эмоций до

мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Самооценка обычно однобокая отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью в остальном обычно представляют себя гораздо более конформными, чем есть на самом деле. ИСТЕРОИДНЫЙ

ТИП. Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашиванию своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству.

Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи вскоре распознают их выдумки и ненадежность, поэтому они часто меняют компании.

Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление. НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП. Главная черта нежелание трудиться ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, достижения целей, которые

ставят перед ними родные, общество в целом. С желанием поразвлечься связаны делинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим.

От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная легко приписывают себе гипертимные или конформные черты. КОНФОРМНЫЙ ТИП. Главная черта постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей

среде. Живут по правилу думать как все, поступать как все, стараться, чтобы все у них было как всех от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому за компанию легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный

канал информации. По этому добавляется консерватизм новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обста новке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.

Самооценка может быть неплохой. СМЕШАННЫЕ ТИПЫ. Встречаются достаточно часто. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны Практически не сочетаются следующие типы Гипертимный с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным Циклоидный со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного Лабильный с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным

Сенситивный с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым Психастенический с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым Шизоидный с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим Эпилептоидный с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим Истероидный с циклоидным, сенситивным, психастеническим

Неустойчивый с циклоидным, сенситивным, психастеническим. Смешанные типы бывают двоякого рода. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ТИПЫ. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим.

Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный. АМАЛЬГАМНЫЕ ТИПЫ. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных

факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро. Леонгард К.Акцентуированные личности.

Пер с нем Киев,1981 1.3 Основные причины, факторы развития девиации среди молодежи Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка

анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии,

психологии и педагогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии,

что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т.д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном установлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос Кто я часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения появляются собственные оценки на те или иные события и факты он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение

в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию

равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и

самостоятельности, протест против желания взрослых поучить его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др которому он пытается подражать его внешнему облику, манере поведения. Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность

и неустойчивость интересов. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств.

Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Змановская Е.В ДевиантологияПсихология отклоняющегося поведения-

М. AKADEMY,2003 Численность детей в возрасте до 18 лет в РФ на начало 2004 составила 32,8 млн. человек. Доля детей в обще численности населения сократилось на 23,3 . В 2003 г. в ЦВИНП было доставлено 30 тыс. несовершеннолетних около 270 тыс. безнадзорных детей. Не это ли является главной причиной акцентуации характера личности подростка, ведь большинство детей задержанных за совершение правонарушений живут либо в неполных семьях, либо с родителями, не исполняющими

надлежащим образом своих обязанностей. Тем не менее, хотелось бы остановиться на нескольких фактах более подробно. Классифицируя эти факторы следует выделить две основные их группы o Социальные o Психолого-педагогические. Если социальные факторы связаны с неблагоприятным воздействием на развитие детей внешних социальных условий, то социолого-педагогические в большей степени отражают собственную активность личности растущего индивида и влияние на него семьи.

Социальные факторы. Социальные факторы могут быть подразделены на социально-экономические, медико-социальные, социально-демографические, политические. Социально-экономические факторы. Ситуация в экономике РФ, в целом, за последние 2-3 года, характеризовалась постепенным улучшением, по сравнению с предыдущим периодом. Главным результатом явилось достижение и закрепление положительной динамики основных показателей социального развития и уровня жизни населения.

Отличается тенденция роста численности занятых экономической деятельностью, снизилось количество использованных работников по причине сокращения кадров, уменьшилось и количество безработных граждан. Однако, удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом менее прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются самой большой группой бедного населения. Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающей потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание

размеров социальных выплат, включая пособие на детей, от роста стоимости жизни являются факторами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними, а также высоким уровнем стремления молодежи к легким деньгам. Одним из важнейших параметров благосостояния семей с детьми является их жилищная обеспеченность. Наихудшие жилищные условия характерны для многодетных семей. Находясь у черты бедностей, многие родители вынуждены работать на двух или трех работах, практически

не видя своих детей, не имея времени наладить с ними общение. Семейное неблагополучие, связанное во многом с экономической ситуацией в государстве прямой путь к уходу ребенка в криминал. Многократно выросшие цены сделали недоступными для значительной части несовершеннолетних не только самые необходимые потребительские товары, но и занятия в спортивных секциях, посещения зрелищных учреждений. Не случайно, в структуре преступности среди подростков в 65 случаев преобладают корыстные

посягательства. Медико-социальные факторы. Тенденция ухудшения здоровья детей и подростков имеет устойчивый характер. Уровень заболеваемости, как в целом, так и по тем классам болезней, которые формируют хронические заболевания. Рост числа заболеваний отличается во всех возрастных группах, при чем среди подростков 15-17 лет рост заболеваемости на 25 выше, чем в остальных случаях. Психическое здоровье детей характеризуется следующим образов.

У детей в возрасте от 0 до 14 лет в 47 случаев выявляется непсихотические психические расстройства. В 31 - умственная отсталость и в 5,3 - психозы. Среди подростков первое место занимает умственная отсталость 47,6 , второе и третье непсихотические психологические расстройства и психозы 53 Особенно заметно действие данного фактора проявляется у воспитанников сиротских учреждений. Известно, что подавляющая часть контингента, поставляющая детей в сиротские учреждения это несовершеннолетние,

лица с психическими заболеваниями, алкоголики, наркоманы, дисоциализированные и криминальные личности, что в значительной мере откладывает отпечаток на генетические характеристики воспитанников. К сказанному следует добавить, что в условиях закрытого учреждения на процессы психофизического развития сказываются типичные для них депривационные факторы, особенно сильно поражают детей с теми или иными признаками наследственной отягощенности и органической недостаточности головного мозга.

Социально-демографические факторы. Неполная семья тоже является фактором, предрасполагающим к девиантному поведению. Неполные семьи это чаще всего семьи малообеспеченные, контроль над ребенком в семье ослаблен, что делает его более подверженным к негативному влиянию извне. В многодетных семьях, семьях с престарелыми и несовершеннолетними родителями в виду низкого уровня материальной обеспеченности и различными стилями нарушения родительского отношения риск девиантного

поведения возрастает. Политические факторы. Последние годы одной из категорий несовершеннолетних, относящихся к группе повышенного риска составляют дети беженцев и вынужденных переселенцев. Их положение является достаточно сложным, что обусловлено экономическими причинами и резким увеличением масштабов вынужденных переселенцев. Миграционный приток населения из из зарубежных стран в основном из стран СНГ и Балтии составил 1,3млн человек. В числе мигрантов 287 тыс. детей и подростков до 18 лет.

Психолого-педагогические факторы. Психолого-педагогические факторы отражают влияние на ребенка основных субъектов воспитательного воздействия семьи и школы. Особенно значимой является роль семьи. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье. Социс 2003г. 4 Отклонения в поведении у детей и подростков вступают в тесной взаимосвязи с отношениями внутри семьи. В детстве семья выступает одним из важнейших факторов,

провоцирующих характерологические нарушения, что может вести к значительному усилению девиантных поведений подростка. Принято выделять три разновидности семей гармоничную, негармоничную и псевдосолидарную. Негармоничные семьи отличаются нарушением внутренних функциональных отношений, характеризуются тем, что один из родителей занимает доминирующее, а другой слишком зависимое положение семейный перекос. Благодаря чему ребенок не может определиться, как он должен относиться к тому или иному члену семьи,

он чувствует себя в опасности или без внимания и как следствие незнание общепринятых норм поведения или нежелание подчиняться этим нормам. На основании социологического опроса Частота жестокого обращения и пренебрежения основными нуждами детям по данным срциологического опроса Психолого-медико-социальные центры и комплексы социаьлной помощи детям и подросткам Московского комитета образования. М 1998 г проведенного в г.

Москве 62 родителей признались, что считают физическое наказание детей эффективной мерой воспитания. 52 респондентов ответили, что встречались со случаями жестокого обращения с детьми. По данным анкетирования, 50,2 детей подвергались психическому насилию, 29,5 - физическому, 13,4 - сексуальному и 6,9 - страдали от пренебрежения основными нуждами. Регидная псевдо-солидарная семья существенно отличается от предыдущих типов безоговорочным доминированием

одного из членов с зависимым пассивным положением других, жесткой регламентацией всей семейной жизни, отсутствием двусторонней эмоциональной теплоты. Если есть возможность то, у детей существует свой автономный маленький мирок, оберегаемый от вторжения других, особенно властного семейного лидера, но если это мир разрушают, нарушают иллюзия счастья, ребенок выплескивает агрессию на близких либо на улицу в компании своих сверстников. Анализ социально психологических факторов антиобщественного поведения показывает,

что большинство общественно опасных деяний становится как бы своего рода ответной реакцией на процессы дегуманизации образа жизни общества. Росту проявлений антиобщественного поведения также способствует сокращение государственных расходов на социальные программы. Хотя, следует заметить, что программы все-таки проводятся, не смотря на малобюджетность. 2. Создание социально-педагогических условий работы с подростками склонными к девиантному поведению.

2.1 Способы профилактики девиантного поведения подростков в Российской Федерации Согласно Федеральному закону от 24.06.99 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.основными направлениями деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются o Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних

o Выявление и устранение причин и условий способствующих подростковой преступности. Таким образом, основываясь на данных пунктах Федерального закона мы можем легко проследить какие действия предпринимаются органами государственной власти в устранении этой социальной проблемы. Так важное место занимает этап Лето 2005 - детям. На особый контроль взяты места массового отдыха детей и подростков на

Кавказских минеральных водах, Черноморском побережье Кавказа, в здравницах, пансионатах, санаториях и оздоровительных лагерях на территории субъектов Российской Федерации. Для этого будет усилена охрана, обеспечено сопровождение групп выезжающих, предусматривается проведение разъяснительной работы с детьми и персоналом в целях обеспечения антитеррористической безопасности, защиты жизни и здоровья подростков. Из МВД, ГУВД,

УВД субъектов Российской Федерации в здравницы Южного федерального округа вместе с детьми для несения службы направлено около 300 сотрудников милиции, включая 72 инспекторов по делам несовершеннолетних. В их обязанности, кроме обеспечения охраны общественного порядка в местах отдыха детей, входит организация различных конкурсов, бесед, лекций по правовой тематике. Помимо оздоровительных лагерей совместно с представителями

РОСТО Российская оборонно-спортивная техническая организация, бывшая ДОСААФ и общественными организациями, военно-патриотическими клубами организованы военно-спортивные и оздоровительно-трудовые лагеря, куда в первую очередь направились дети из малообеспеченных семей, трудные подростки и несовершеннолетние, состоящие на учетах в органах внутренних дел. Особую категорию представляют воспитанники воинских частей, которые наряду с взрослыми несут службу

и получают образование. Вместе с военнослужащими они проведят летние каникулы в выездных лагерях на сборах. В настоящее время на базе 55 воинских частей воспитывается 339 несовершеннолетних. В текущем году увеличилось их количество еще на 75 человек. Основной состав воспитанников составляют дети из малоимущих семей и трудные подростки. В июне у школьных инспекторов милиции значительно увеличился объем работы, что связано с созданием

на базе школ городских летних лагерей. Сегодня на территории России насчитывается более 1300 школьных инспекторов милиции. Приоритетными направлениями их деятельности является правовое воспитание подрастающего поколения, выявление учащихся, систематически уклоняющихся от занятий в школе, работа с родителями, не занимающимися воспитанием детей и оказывающими на них негативное влияние, профилактика пьянства и наркомании, а также предупреждение

и пресечение правонарушений и преступлений среди учащихся школ. Помимо основных функциональных обязанностей, инспекторы в период школьных каникул принимают участие в проведении экскурсий и других массовых мероприятий. В Хабаровском крае тоже проводится ряд мерроприятий, по предотвращению, предупреждению и борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. Детская безнадзорность тесно связана с социальным сиротством.

За 9 месяцев 2003 года комиссиями по делам несовершеннолетних было направленно 20 материалов в суд на лишение родительских прав. К сожалению эта мера воздействия давно перестала быть действенной для родителей. Отмечены факты, когда они сами пишут заявление решить их родительских прав. Не редки случаи, когда родители, привлекаясь к уголовной ответственности по ст.156 УК РФ неисполнение обязанностей по воспитанию детей, уходят от ответственности, попадая под амнистию,

в связи с этим администрация города Хабаровска обратилась в законодательную думу края с предложением о внесении на рассмотрение государственной думы следующих вопросов o О нераспространении действия актов об амнистии не осужденных за преступление, связанные с вовлечением или жестким обращением с несовершеннолетними. o О привлечении к принудительному труду родителей, лишенных родительских прав, с обязательным отчислением средств на содержание детей в государственных учреждениях.

Так же органами внутренних дел Хабаровского края в 2002 г. и в течение первого квартала 2003 г. осуществлен комплекс мер, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, устранения причин и условий, им способствующих. Сокращенно количество тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, разбоями, кражами чужого имущества. Приоритетными направлениями деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних

обозначены предупреждение групповой и рецидивной подростковой преступности. Наиболее неблагополучное положение дел с рецидивной преступностью несовершеннолетних продолжает оставаться в текущем году в Индустриальном, Железнодорожном, Краснофлотском районах г.Хабаровска, Амурском районе. В целях снижения рецидивной преступности в крае ежегодно производятся операции Условник, Рецидив, Амнистия. Особое внимание оделяется ответственности сотрудников милиции по недопущению

фактов рецидивных преступлений со стороны подростков. Одной из профилактических форм раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних является использование возможностей Центра временной изоляции правонарушителей. В 2004г. за совершение общественно-опасных деяний в него было помещено 193 человека. Из числа лиц, имеющих стойкую мотивацию к длительному не посещению учебного заведения и неоднократно

совершающих общественно-опасное деяние, в спецшколу закрытого типа по решению суда направленно, с предварительным помещением в ЦВИНП 18 человек. Так же органами внутренних дел в течении 2003 года была активизирована индивидуально-профилактическая работа со всеми категориями несовершеннолетних ,состоящими на учете. Принимаются активные меры, направленные на розыск несовершеннолетних, без вести пропавших и ушедших из детских домов и неблагополучных семей. Принятыми мерами удалось несколько оздоровить ситуацию, однако

несмотря на всю эту работу, в крае не хватает учреждений, оказывающих реабилитацию несовершеннолетним. На территории Хабаровского края имеется всего 2 социально-реабилитационных центра на 70 человек, 8 социальных приютов общей численностью на 197 человек, 1 специальное учебно-воспитательное учреждение на 120 мест, ЦВИНП при УВД Хабаровского края - на 35 мест. 2.2

Роль социальных институтов в профилактике девиантного поведения. Уровень подростковой преступности в крае продолжает снижаться. Детская беспризорность и безнадзорность состояние и проблемы. Н.М. Байков, Л.В. Каширина Хабаровск ДВАГС, 2003г. По итогам 2002 г. преступность несовершеннолетних снизилась на 13,4, по итогам первого квартала 2003

г. на 27,1. Удельный вес подростковой преступности по итогам года составил 9,8. Особую тревогу вызывает оперативная обстановка, связанная с контрабандой наркотиков. Геополитическое положение Хабаровского края, выполняющего функцию моста между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Западной Европой, используется преступными группировками, поставляющими на черный рынок наркотики. За последние годы на границе с

Китаем задержано более тонны наркотиков и сильнодействующих средств, в основном опий, производные конопли и эфедрин. На протяжении рада лет, начиная с 1998 г. в крае сохраняется устойчивая тенденция к снижению преступности несовершеннолетних, связанной с незаконным оборотом наркотиков 1998г. 272 преступления, 2000г. 239, 2003г 149, 2004- 163 преступления, и низкого удельного веса данного вида преступлений от общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними за 2004г. составил 6.

На учете органов внутренних дел края за немедицинское потребление наркотиков на 01.01.2004г. состоит 170 человек. Основную массу лиц данной категории составляют учащиеся общеобразовательных учреждений, неработающие и не учащиеся подростки 12 и 39 соответственно. По данным краевого наркологического центра в хабаровском крае на 1.01.2004г. на учете в убеждениях здравоохранения состоит 274 подростка за употребление наркотиков, из них с диагнозом наркоман - 36 человек, токсикоман 28 потребители наркотических веществ 143, токсических

веществ 37. на учет поставлено 108 подростков. Из числа состоящих на учете 50,6 составляют школьники, 26 учащиеся ПУ, 17,3 - категория незанятых общественно-полезной деятельностью подростков. Более 50 состоящих на учете составляют школьники индустриального и краснофлотского округов г. Хабаровска, Комсомольска на Амуре, Хабаровского, Амурского, Нанайского, им. Лазо. В органах внутренних дел доставлялось 253 несовершеннолетних, в состоянии опьянения.

Из их числа 78,7 - школьники, 24,5 - учащиеся ПУ, 36 - нигде не учатся и не работают. За появление в состоянии опьянения, а также распитие алкогольной или спиртосодержащей продукции в общественных местах к административной ответственности привлечен 91 несовершеннолетний. По итогам первого квартала 2004г. на территории края по линии несовершеннолетних зарегистрировано 38 преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств, что на -35,6 меньше, чем за аналогичный

период предшествовавшего года. При этом, учащимися ПТУ и техникумов совершено 33,3 - таких преступлений подпадающих под статью 228 УК РФ. Пятая часть преступлений совершена студентами в частности по два преступления допущено студентами ТГУ и ДВГУПС. На долю несовершеннолетних, которые не учатся и не работают, приходится более сорока от общего числа таких преступлений. В результате работы, проведенной правоохранительными органами, в текущем

году в Хабаровском крае привлечено к уголовной ответственности более 1,5 тысяч лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотических и сильнодействующих средств, из них около 100 несовершеннолетние. Более 300 лиц привлечено за сбыт наркотиков. На протяжении пяти последних лет в крае стабильно снижается количество преступлений, совершенных подростками в группе, и несовершеннолетних участников групповых преступлений. За 2002г. подростками в группах совершено 1295 преступлений в 2001г 1577.

Снижение отмечается практически во всех районах края, кроме солнечного, бикинского, охотского. Тем не менее, в структуре преступлений несовершеннолетних групповые преступления составляют еще значительную долю 48. В прошедшем году органами внутренних дел выявлены 1420 подростков, входящих в состав 542 антиобщественных групп. 420 несовершеннолетних были привлечены к административной ответственности, 447 к уголовной. Проведенный анализ, показывает, что около 50 групповых преступлений совершается в

составе со взрослыми лицами. Существенные негативные изменения произошли в нравственном состоянии общества. В стране широкое распространение получили насилие, проституция, порнография, что провоцирует подростков на противоправные действия, в том числе совершение антиобщественных поступков на сексуальной почве. Так, по данным М.И.Арсеньевой, среди лиц, занимающихся проституцией, до 20 составляют несовершеннолетние. По сведениям А.П.Дьяченко, среди пяти тысяч проституток насчитывалось до 20 детей в возрасте 12-13

лет, состоявших на профилактическом учете. Что же в целом по России, то с началом летнего периода проблема подростковой преступности встает наиболее остро. По итогам операции Курорт в органы внутренних дел было доставлено 160 тысяч несовершеннолетних, из них 14,7 тысяч - за совершение преступлений. В 2003 году в России более 32 тысяч родителей было лишено родительских прав.

Основная цель этапа Семья - выявление фактов жестокого обращения с детьми со стороны родителей и лиц, выполняющих родительские функции, а также контроль над неблагополучными семьями по подготовке детей к школе. По результатам первого квартала 2004 года на учетах в ОВД состоит 173 тысячи неблагополучных родителей. По состоянию на май 2004 года, всего на учетах в органах внутренних дел состоит 363 тысячи несовершеннолетних правонарушителей.

Доставлено в органы внутренних дел - 235 тысяч беспризорных и безнадзорных детей и подростков. Из них 204,9 тыс. передано родителям, 6,6 тыс в Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, 6,4 - в социально-реабилитационные центры, 6,7 тыс в социальные приюты и 4,8 тыс в детские дома и школы-интернаты для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заключение Не смотря на то, что государство стремиться создать систему профилактики детской беспризорности

и правонарушений положение продолжает оставаться сложным. Некоторые авторы считают, что необходимо срочное приведение в порядок нормативной законодательной базы. Прежде всего, требуется усовершенствовать Федеральный Закон от 24.06.99 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработать нормативные акты регулирующие деятельность комиссии по дела несовершеннолетних.

Коренным образом изменить ситуацию тогда, когда серьезно будет улучшено социальное положение семей, когда будет решена проблема доходов семей, имеющих детей, когда с детьми будут работать высококвалифицированные, высокооплачиваемые специалисты. В стране не достаточно четко просматривается информационная политика. Сегодня при помощи телевидения открыто культивируется жестокость, насилие, секс, алкоголизм. Это существенные факторы возникновения социальных патологий у детей.

Для решения проблем детской и подростковой безнадзорности, наркомании, алкоголизма, консолидация усилий политических и общественных сил на федеральном, региональном и муниципальном уровнях могла бы привести к существенному улучшению сложившейся ситуации. Список литературы 1. ФЗ от 24.06.99 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Российская газета 25.06.1999г. 284 2. Алексеева Л.

С. О насилии над детьми в семье. Социс. 2003г. 4 3. Антонов А.И Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники кто они Социс. 2003г. 4 4. Байков Н.М, Каширина Л.В. Детская беспризорность и безнадзорность состояние проблемы. Учебное пособие. Хабаровск, ДВАГС, 2003г. 5. Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения.

Психологический Журнал 2000г. 2 6. Вершинин М.Ф. Современные молодежные субкультуры скинхэды. Соционика, психология, межличностные отношения 2005г. 2. 7. Добреньков В.И Беленкова Л.П. Тексты по истории социологии 19-20 вв. Хрестоматия М Наука, 1994г. 8. Змановская Е. В. Девиантология Психология отклоняющегося поведения. М.ACADEMIA, 2003. 9.

Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М.2001. 10. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем Киев, 1981 год 11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л 1983 12. Марченко Л.А. О профилактике правонарушений несовершеннолетних. Управа. 2003г. 4 13. Отклоняющееся поведение подростков как психолого-педагогическая проблема

Учительская газета 13-2002 14. Павленок Н.Д. Социология Учебник, М издательско-книготорговый центр Маркетинг 2002. 15. СибЮрВестник 3-2001 Н. П. Еремина Вопросы уголовного права. 16. Тонков Е.Е. Принципы деятельности государства по противодействию наркотизации общества. современное право 2004 12 17. Хрестоматия по общей психологии.

Субъект деятельности. Под ред. В. В. Петухова. М.2000. 18. Хриенко Т.В. Динамика духовных ценностей современной молодежи. Социально-гуманитарные знания. 2005г. 1. 19. Цветков В. Социально-психологические причины антиобщественного поведения подростков, не достигших возраста уголовной ответственности. Образование в регионах России и СНГ.

2005г. 1 20. Частота жестокого обращения и пренебрежения основными нуждами детям по данным социологического опроса. Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования. М 1998 г. 21. Шик С.В. Проблема понимания и самопонимания подростков группы риска в ходе психосоциальной работы. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.2004г.

4



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.