lns o urn schemas-microsoft-com office office xmlns w urn schemas-microsoft-com office word xmlns http www.w3.org TR REC-html40 Are You suprised ?Оглавление Введение . 21. Представление об интеллекте 22. А.Бине и появление тестовинтеллекта 3. Невербальные тесты интеллекта 1. Прогрессивныематрицы Равена 84. Векслера 95.
Тест структуры интеллекта Р.Амтхауера .10Заключение .12Литература 13 ВведениеПсихологическая диагностика наука о конструировании методов оценки,измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностейлюдей, а также об использовании этих методов в практических целях.Интеллект относительно устойчивая структура умственных способностей индивида,проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности.Тесты интеллекта особый класс тестов, направленных
наизмерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решенииими широкого круга мыслительных задач.Тесты интеллекта предназначены дляизучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектомв данном случае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а преждевсего познавательные процессы или функции мышление, память, внимание . Тестыинтеллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики.1.Представлениеоб
интеллектеПонятие интеллект англ.intelligence как объектнаучного исследования было введено в психологию английским антропологомФ.Гальтоном в конце XIX в. находясь под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, он считалрешающей причиной возникновения любых индивидуальных различий, как телесных,так и психических, фактор наследственности. Ф.Гальтон распространил влияниеэтого фактора на все уровни развития интеллекта как самые высшие талантливость, гениальность , так и средние.
Представления Ф.Гальтона об интеллекте как наследственно обусловленнойспособности на многие десятилетия вперед определили взгляды психологов,занимавшихся его исследованием, а также повлияли на методологию его измерения.Создатели первых тестов интеллекта А.Бине, Дж.Кеттелл, Л.Термен и другиеполагали, что они измеряют способность, не зависимую от условий развития.Заслуга Ф.Гальтона заключается в том,что, будучи антропологом, он распространил идеи экспериментального
исследованияи измерения с телесных характеристик человека на психические функции, в томчисле и интеллектуальные черты. Он предложил для изучения связи признаков свойств процедуру вычисления корреляций. Такой подход имел принципиальноезначение для развития работ в области психологической диагностики интеллекта. Понимание интеллекта как способности к обучению распространено взоопсихологии, где сравниваются интеллектуальные возможности разных видов живыхорганизмов на основе особенностей их обучения
Б.Скиннер, Р.Торндайк . Этопонимание интеллекта разделяли и некоторые известные психологи XX в. А.Бине и Ч.Спирмен . В.Хенмонсчитал, что интеллект измеряется способностью к овладению знаниями и теми знаниями,которыми владеет человек. В.Диабори называл интеллектом способность обучатьсяили приобретать опыт, а лучшем тестом на интеллект измерение реальногопрогресса в обучении . Другое известное понимание интеллекта как способности оперировать абстрактными отношениями исимволами
разделяли Л.Термен, один из создателейшкал Стэнфорд-Бине, Дж.Петерсон и другие известные психологи начала XX в Так,Р.Торндайк представлял, что интеллект зависит от абстрактного мышления ипроявляется в умении опираться на абстрактные признаки при решении проблем.Однако получившая широкое признание концепция практического интеллекта непредполагает обязательного
оперирования абстракциями. Такое определениеуказывает на одну из сторон в проявлениях интеллекта, на один из механизмов егоосуществления вербальный, оставляя в стороне вопрос о его сущности. На протяжении долгого временивесьма распространенным было понимание интеллекта как способности адаптироваться к новым условиям. Еще В.Штерн определилего как способность использовать способы мышления применительно к цели иприспосабливать их к новым ответам. Р.Фримен определил его как адаптациюинтеллектуальных целей
и средств для их достижения, а также сбалансированнуюреакцию на целостный мир вещей, идей и личностей. Подобных взглядовпридерживались Р.Пинтер, Л.Терстоун, Ж.Пиаже и др. В 70-е гг. XX в.появились представления об интеллекте как о компьютерной программе. Вот как,например, сказал об этом известный психолог Г.Гарднер Вообще интеллект можноопределить как нейронный механизм или компьютерную систему, которая
генетическизапрограммирована реагировать на определенные виды внутренней или внешнейинформации . Главную задачу исследователи видели в том, чтобы найти аналогиюмежду ходом человеческой мысли и расчетами компьютера, решающего задачу.Сторонниками такого подхода к пониманию интеллекта являются А.Дженсен, Э.Хант,Р.Стернберг, Г.Саймон. Последний пытался понять интеллект путем изученияинформационных процессов, протекающих у человека, решающего очень сложные задачи, такие как логические или шахматные.
Р.Стенберг изучал протекание информационных процессов при выполнении человеком сложных мыслительных задач, таких как аналогии, завершение серий и силлогизмы. Свою технику он назвал компонентным анализом. Основное положение своей теории, названной триархической, он сформулировал так Интеллект можно определить как вид умственной саморегуляции умственное управление своей жизнью конструктивным, целенаправленным способом .
Итак, каждыйисследователь этой проблемы имеет собственное представление об интеллекте.Можно констатировать, что существует почти бесчисленное количество определенийинтеллекта.Значение IQ. В психодиагностику прочно вошлопонятие коэффициента интеллектуальности IQ в качестве основного и достаточностабильного показателя умственного развития. Коэффициент IQ был предложен В.Штерном. Этот коэффициентвычислялся на основе диагностического обследования
путем деления такназываемого умственного возраста по числу выполненных заданий теста нахронологический или паспортный возраст и умножения полученного частного на 100.Величина выше 100 говорила о том, что испытуемый решал задания, предназначенныедля более старшего возраста, если IQ был ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется ссоответствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистическогоаппарата вычислялись границы нормы, т.е. те значения
IQ, которые свидетельствовали о нормальноминтеллектуальном развитии человека определенного возраста. Эти границырасполагались от 84 до 116. Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкогоинтеллекта, если выше 116 как показатель высокого интеллектуального развития.За рубежом, особенно в США, тесты интеллекта получили широкое распространение всистеме народного образования. При поступлении в учебное заведение разного типаи на работу тесты используются как обязательный инструмент
в арсенале методикпрактического психолога. Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами являются - Дж.Равена, Д.Векслера, Р.Ахматуера,Стенфорда Бине. 2. А.Бине и появление тестов интеллектаБине и его сотрудники много лет посвятили активным иоригинальным исследованиям способов измерения интеллекта. В 1904 г. министробщественного образования назначил
А.Бине в Комиссию по изучения методовобучения умственно отсталых детей. Именно в связи с целями, стоящими передэтой комиссией, Бине в сотрудничестве сСимоном создал первую шкалу Бине-Симона.Эта шкала, известная нам как шкала 1905 г состояла из 30 заданий, или тестов,расположенных по возрастающей трудности. Уровень трудности определялсяэмпирически, путем проведения этих тестов на 50
нормальных детях в возрасте от3 до 11 лет, а также на нескольких умственно отсталых детях и взрослых. Хотясенсорные и перцептивные тесты входили в эту шкалу, в ней, по сравнению сбольшинством серий тестов того времени, существенно возросла доля вербальногоматериала.Во втором варианте шкалы, получившей самое широкое распространение,редакция 1908 г общее число тестов было увеличено, все тесты былисгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300нормальными
детьми в возрасте от 3 до 13 лет. Показатель ребенка по всем тестамможно было в этом случае выразить в виде умственного уровня, соответствующеговозрасту нормальных детей, результатов которых он достигал.Третий вариант шкалы Бине-Симона появился в 1911г. год смерти А.Бине . Эта шкала претерпела незначительные изменения, которыесвелись к перестановке отдельных тестов, добавлению новых тестов для некоторыхвозрастных уровней и расширению верхней границы шкалы до уровня
взрослогочеловека.В качестве инструмента тестирования шкала Бине-Симона вскоре была вытесненаболее широкой и совершенной в психометрическом отношении шкалой умственногоразвития Стэнфорд-Бине, разработаннойпод руководством Л.М.Т рмена в Стэнфордском университете. Основных нововведенийпо сравнению с тестами Бине было два - именно в этом варианте шкалы был впервые использован коэффициент интеллектуальности
Intelligence Quotient - IQ ,отношение между умственым и хронологическим возрастом - применение нового критерия оценкитестирования, для чего вводится понятие статистической нормы.Шкала Стэнфорд Бине получила популярность во всем мире. Она имеланесколько редакций 1937, 1960, 1972, 1986 . В последней редакции онаприменяется и в настоящее время.
Показатель IQ получаемый по шкале Стэнфорд Бине, на долгие годы стал синонимоминтеллекта. Вновь создаваемые тесты стали проверяться путем сопоставления срезультатами этой шкалы.Особый интерес представляет также первая редакция шкалы Бине-Симона, произведенная Ф.Кюльманом, в которой нижняя возрастная граница была снижена до 3 месяцев. Шкала Кюльмана-Бине представляет собой одну изсамых ранних попыток разработать тесты интеллекта для
младенцев и дошкольников. 3. Невербальныетесты интеллектаНевербальные тесты интеллекта состоят из заданий, вкоторых стимульный материал представлен либо в наглядной форме в видеграфических изображений, рисунков, чертежей , либо в предметной форме кубики,части объектов . С помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное инаглядно-действенное логическое мышление. Такие тесты используются как длядошкольников, детей не имеющих писать и читать, неграмотных людей,
так и дляпрофессиональных групп чертежников, художников и пр. Рассмотрим некоторые изних. Доски форм Сегена, или Тествоспроизведения прежнего порядка на доске, разработанный французским врачомЭ.Сегеном в 1866 г. Методика состоит из пяти досок с гнездами, в которыхрасположены разные фигурки. Она является достаточно простой в использовании,отличается хорошими дифференцирующими возможностями.
Лабиринтные тесты. Первый был разработанв 1914 г. С.Портеусом. Эти тесты состоят из серий изображенных линиямилабиринтов. В группуневербальных тестов включают тесты, разработанные специально для диагностикипредставлений разных культурных групп. Первым тестом, свободным от влияниякультуры, считается армейский тест Бета, разработанный в США в период Первоймировой войны.
Еще один тест такого типа Нарисуйчеловека, разработанный американским психологом Ф.Гудинаф. Он былпредназначен для детей в возрасте от 3 до 13 лет ребенка просили нарисоватьмужчину, причем сделать это как можно лучше, время рисования не ограничивалось.Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе того, какиечасти тела и детали одежды изображал испытуемый . Д.Харрис пересмотрел его,расширил и опубликовал под названием
Тестрисования Гудинаф-Харриса в этом варианте после завершения рисунка мужчиныребенку предлагалось рисовать женщину .Еще один Интеллектуальныйтест, свободный от влияния культуры, был разработан Р.Кеттеллом. Он имееттри варианта. Первый предназначен для детей 4 8 лет и умственно отсталых взрослых второй для детей 8 13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования третий длядетей 10 16 лет и взрослых с высшим образованием. Все задания представлены вграфической форме, а время их ограничено 3-4 минуты.
Первичные баллыпереводятся в шкальные оценки, по которым устанавливается соответствиеиспытуемого статистической норме ее границы 84 и 116 IQ .3.1.Прогрессивные матрицы РавенаТипичным и широко распространенным невербальным тестом интеллекта являются Прогрессивныематрицы. Авторами первой редакции, появившейся в 1936 г. и предназначеннойдля диагностики детей, были Л.Пенроуз и Дж.Равен. впоследствии работу с тестовымизаданиями осуществлял
Дж.Равен, поэтому рассматриваемую методику иногданазывают тестом Равена. Первый тест для взрослых появился в 1960г. Методика основана на теории гештальтпсихологии. Каждое задание рассматривается как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Предполагается, что вначале испытуемый осуществляетглобальное оценивание матрицы, а затем дифференцирует изображение на отдельныеэлементы с выделением принципа их
интеграции.Стимульным материалом этой методики являются матрицы композиции с пропущенным элементом. Испытуемый должен выбрать недостающийэлемент среди 6 8 предложенных вариантов. В настоящее время используются триформы теста. В каждой из них однотипные, но возрастающей сложности заданияорганизованы в некоторое число серий, трудность которых также повышается отпервой к последующим. Усложнение заданий как внутри каждой серии, так и от сериик серии, позволяет, по мнению автора, осуществить
принцип прогрессивности сним связано и название методики Прогрессивныематрицы . Он состоит в том, что выполнение предшествующих заданий являетсяподготовкой испытуемого к выполнению последующих идет процесс обучения. Первая форма Стандартныечерно-белые прогрессивные матрицы предназначена для диагностики индивидовот 8 до 65 лет. Материал этой формы состоит из 60 матриц разбитых на пять серий
А,В,С,Д,Е . В первой серии требуется умение дифференцировать компонентыструктуры, а в последующих, более трудных предполагается использование мышленияпо аналогии, перестановок, умений понимать принципы сложных изменений фигур идругих мыслительных действий.Более легкая форма теста Цветные прогрессивные матрицы используется для детей в возрасте от 5 до 11 лет, для лиц пожилого возрастаи умственно отсталых людей.Третья форма Прогрессивныематрицы повышенной сложности была специально разработана
для тестированияподростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития. 4. Шкалы измеренияинтеллекта Д.Векслера Популярность Шкалы измеренияинтеллекта, разработанной американским психодиагностом Д.Векслером,объясняется рядом причин. Во-первых, они охватывают большой возрастной диапазон от 3 до 74 лет, при этом на всех возрастных уровнях используются в основномодни и те же типы заданий, что позволяет
проследить изменение одних и тех жеинтеллектуальных характеристик на протяжении почти всей жизни человека.Во-вторых, шкалы Векслера используются не только для измеренияинтеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное средствопсихиатрического диагноза.В-третьих, в этих шкалах присутствуют как вербальные так и невербальныесубтесты, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития понятийное и наглядное мышление, а также особенности зрительного
восприятия,сенсомоторную координацию, внимание, память.Векслеровские методики были разработаны для трехвозрастных диапазонов для взрослых WAIS-R , начиная с 16 лет, детей 6 16 лет WISC-III и дошкольников WPPSI-R . В каждой методике первичные показатели каждого субтеста переводятся в стандартные показатели с М 10 и q 3. Из 17 различных видов субтестов,используемых в шкалах, восемь 5 вербальных и 3 невербальных
являютсяобщими для всех трех шкал. При применении этих шкал вербальные и невербальныесубтесты чередуются и предъявляются в заранее установленной последовательности,своей для каждой шкалы.Субтест Осведомленность - первый вербальный субтест,предъявляемый во всех трех шкалах включает вопросы из различных житейских и научныхобластей . Субтест Арифметический содержит задачи, которые требуют понимания,сообразительности, умения делать вычисления.
Также существуют субтесты сходство понятий , словарный запас , повторение цифр .Невербальные субтесты шкал Векслера обычно требуютманипулирования различными объектами, такими как части разрезанных фигур икубики, или визуального обследования печатных материалов наподобие картинок илисимволов. Недостающие детали используется во всех трех шкалах, он требуетопределения важной части, которой недостает в изображении знакомой детали диагностируется внимание, перцептивные способности, образная память.
Первичные показатели по каждому субтесту шкал Векслера преобразуются в стандартные показатели со средним значением, равным 10, и SD 3. Таким образом, все нормированные показатели со выражаются в сравнимых единицах. Затем этипоказатели субтестов, соответствующих вербальной, невербальной и полной шкалам,складываются и преобразуются в стандартные показатели со средним, равным 100, SD 15, называемые стандартным IQ .Со времени выхода в свет первой шкалы
Векслера-Белльвьюбыло предложено множество сокращенныхшкал. Цель этих сокращенных шкал уменьшить время тестирования приполучении показателя IQ в Полной шкале, который можнооценить на основе опубликованных норм. Самый простой способ построения такихболее коротких форм опустить некоторые из субтестов и пропорциональнораспределить показатели. Психодиагносты не рекомендуют использовать краткие формы,за исключением быстрого отбора
испытуемых.5. Тест структуры интеллекта Р.АмтхауераЭто один из известнейших групповых тестов, широко используемых внемецкоязычных странах. Он создан в 1953 г. последняя редакция осуществлена в1973 г. и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц ввозрасте от 13 до 61 года.Известно, что разрабатывался он в первую очередь как тестдиагностирования уровня общих способностей в связи с проблемамипрофессиональной психодиагностики.
При его создании Р.Амтхауер исходил изконцепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктуройв целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности,такими как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности. Интеллект понималсяАмтхауером как единство некоторых психических способностей, проявляющихся вразличных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностикуследующих компонентов интеллекта
вербального, счетно-математического,пространственного , мнемического. Среднее значение взаимных корреляций междуэтими факторами в тесте равна 0,36. Тест был разработан в трех параллельных формах. Стандартизация проводилась на выборке из 4076 испытуемых, средний показатель по сырым баллам равнялся 82. Послестандартизации новая средняя равнялась 100, q 10. Надежность теста равна 0,97, при повторном тестировании черезгод коэффициенты оказались равными 0,83.
Валидность теста по критериюуспешности обучения в школе равна 0,62.В тест Амтхауера входят следующие субтесты 1 на общуюосведомленность и информированность в разных областях знаний логическийотбор исследование индуктивного мышления 2 на классификацию понятий классификация определение общих черт исследование абстрагирования, обобщения,оперирования вербальными понятиями 3 на установление аналогий аналогии анализ комбинаторных умений 4 на подведение двух понятий под общуюкатегорию обобщения
оценка умения выносить суждение, обобщать 5 на умениерешать простые арифметические задачи задания на счет оценка математическогомышления 6 на умение находить числовые закономерности ряды чисел анализ индуктивного мышления 7 на умение мысленно оперироватьизображениями фигур на плоскости выбор фигур исследование пространственноговоображения, комбинаторных навыков 8 на умение мысленно оперироватьизображениями объемных фигур задание с кубиками 9 на заучивание слов заданиена способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное .
Каждыйсубтест, за исключением четвертого, состоит из 20 заданий.Тест имеет две формы А и В , которые проверялись на взаимозаменяемость.Общее время выполнения теста 90 минут. Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 минут.В нашей стране адаптированный вариант теста Амтхауера был использованпри обследовании учащихся 8 11 классов городских и сельских школ.
ЗаключениеСуществование понятие интеллект в обыденном сознании,сходство в его понимании разными группами людей, в том числе и относящихся кразным культурам, использование этого термина в повседневной жизни для оценкииндивидов и их возможностей в выполнении разных видов деятельности, безусловно,свидетельствуют в пользу реальности интеллекта как психической особенности.Соответственно, необходимы и методы его диагностики.
Завершая тему, хотелось бы отметить, что психодиагностика являетсядинамично развивающейся научной дисциплиной, ориентированной на решениеприкладных задач. Развитие и расширение исследований по психологической диагностикепредставляется актуальным и необходимым делом с точки зрения интересов какобщества, так и отдельной личности. Литература 1 Анастази А Урбина С. Психологическое тестирование. СПб, Питер, 2005. 688 с.2 Бодалев А.А Столин В.В.
Общаяпсиходиагностика. СПб 2000. 440 с.3 Психологическая диагностика Учебник для вузов Под ред. Акимовой М.К Гуревича К.М. СПб. Питер, 2005. 652 с.4 Столяренко Л.Д. Основы психологии Практикум. Ростов н Д, 2004. 704 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |