Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной работы Реферат по дисциплине: Профотбор и профориентация на тему: “Проблема выбора профессии у молодых людей” Выполнил Студент 4 курса факультета ПСР очного отделения Пашинева Михаила Владимировича Санкт-Петербург 2007 год Оглавление: Введение стр.1
Типы профессий стр.3 Профессиональные типы личности стр.4 Мотивация и типы личности стр.4 Выбор профессии: компетентно и взвешенно стр.6 Что влияет на выбор профессии стр.10 Ошибки выбора профессии стр.10 Вывод стр.13 Список используемых материалов стр.14 Введение: Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических
и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.
Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный и многоплановый процесс, в котором отчетливо выделяются 4 стадии. В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии, а в нашей стране специалисты насчитали около 7000 профессий. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий. Вместе с тем многие профессии "живут" от 5 до 15 лет, а затем либо "умирают", либо
меняются до неузнаваемости. При этом необходимо учесть, что - раньше "идеальный" образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их "профессиональной" биографией, иногда это был собирательный образ, но всё равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации молодого человека - сейчас мы наблюдаем, что "идеальный образ профессионала" заменился на "идеальный образ жизни", то есть профессия выступает как средство для достижения желаемого
образа жизни. Нельзя не отметить и ещё одну особенность современной молодёжи - акселерацию, которая тоже имеет влияние на выбор профессии. Акселерация - это ускоренное биологическое созревание. "Сегодняшние 16 - 17 летние юноши и девушки по своему половому поведению соответствуют 19 - 20-летним 60-х годов. Значит, сексуальная зрелость наступает на 2-3 года раньше, но замедляется - эмоциональная. Следовательно, физическая зрелость и личностная не совпадают во времени.
Самосознание, которое 40 - 50 лет назад развивалось к 17 - 19 годам, сейчас формируется в 23 - 25 лет". При всей неповторимости каждой жизни и судьбы люди на конкретных этапах своего развития испытывают определённые воздействия на организм и психику, сталкиваются с одинаковыми проблемами. Адаптация к этим воздействиям или решение этих проблем составляют содержание особых - критических -
периодов нормального развития личности. "Кризис" в переводе с греческого обозначает - поворотный пункт, исход, решение. В этом смысле возрастной кризис понимается как резкий перелом, совокупность значительных изменений в ходе развития, за которыми следуют характерные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях: - Какой Я? - Кем Я хочу стать? - Кем Я могу стать? - Какие у меня личностные качества? - Позволят ли они мне стать тем, кем
Я хочу? Все эти вопросы ставит перед собой в ранней юности каждый человек, то есть перед ним встаёт проблема становления личностного и профессионального "Я". Столкновение идеального жизненного замысла с реальностью, как она есть, провоцирует юношеский профессиональный кризис - переосмысление жизни, профессии и своего места в них. Давайте проследим онтогенетическое развитие интересов.
Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни (их основа - ориентировочная реакция и развивающиеся потребности): - Дошкольное детство - интерес к бытовым и трудовым операциям. Интересы дошкольника - непосредственны, неустойчивы и определяются конкретной ситуацией. - 1 - 2 класс - интерес ко всем видам работы в школе - 3 - 4 класс - дифференцируется интерес к работе в школе (любимые- нелюбимые предметы и т.д.) и появляется
интерес к коллекционированию. - Подростковый возраст - интерес к общественной жизни, приключениям, героическому, спорт. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный и весьма подвижный процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии развития - первая из которых приходится на период обучения в школе, это - зарождение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности в мире труда и мире
профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. Поэтому работа по профориентации должна быть направлена в двух противоположных направлениях: - с одной стороны необходимо расширять знания о многообразии мира профессий (так как в большинство молодых людей знакомы только с небольшим количеством профессий, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни -
врач, учитель, шофер, продавец, телевизионный ведущий и т.д.) - с другой стороны помочь старшеклассникам как можно уже и конкретнее сформировать свой личный профессиональный план (для этого необходима диагностика профессиональных предпочтений и диагностика личностных качеств, т.е. осознание своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста как поиск, творчество и возможность выбора) На что необходимо обратить внимание молодого человека в первую очередь: -
Что такое профориентация? - Какова цель профориентации? - Необходимо осознать роль психолога-профконсультанта. На следующем этапе достигаем понимания различия - что такое должность, специальность, вакансия, карьера, призвание. Далее при выборе профессии оптанту (лат. желание, избирание) необходимо знать к какой группе относится выбранная им профессия. Типы профессий. В каждой профессии можно выделить 2 стороны: - содержательную
- специфические требования к личностным особенностям человека, то есть набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке. - динамическую - определённый темп выполнения, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д. (хотя перечень таких профессий не очень велик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор). Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация
Гуревича). Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека). Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии - желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий). Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация
Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов: - "человек-техника" - "человек-природа" - "человек-знак" - "человек-человек" - "человек-творческий образ". Профессиональные типы личности. Далее расширение знаний о мире профессий и своих предпочтениях можно
продолжить определением профессионального типа личности. Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: - реалистический - интеллектуальный - социальный - конвенциальный (стандартный) - предприимчивый - артистический. Каждый тип характеризуется определёнными особенностями темперамента, характера и т.д.
Следовательно, определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. В психологии выделяют четыре основные стороны личности: - социально-обусловленная сторона, направленность личности (мировоззрение, убеждения, потребности, мотивы, интересы, идеалы, целенаправленность, моральные качества и др.) - уровень подготовленности или опыт личности (знания, навыки, умения) - особенности отдельных психических процессов (наблюдательность, память, воображение,
особенности мышления, внимания, чувств и воли) - темперамент и другие биологически и физиологически обусловленные черты психики (подвижность, возбудимость, сила протекания психических процессов, задатки, черты, вызванные физическими недостатками, болезненными отклонениями). На следующем этапе необходимо выяснить уровень мотивации ( стимулы ради которых человек готов приложить свои усилия), то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно
социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Мотивация и типы личности Все мотивы делятся на внешние и внутренние. Из этого следует, что профессиональная мотивация формируется у молодёжи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации. Продуктивность работы тесно связана с особенностями его темперамента.
Поэтому необходимо познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, раскрыть её значение в профессиональной деятельности. Нельзя забывать, что человек вступает в мир как индивид, наделённый совокупностью природных свойств и его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определённых задатков. В настоящее время установлено, что генотип - определяет границы возможностей человека, которые он может
достичь, теоретически, а среда и воспитание определяют в какой мере эти возможности будут реализованы человеком практически. Следовательно, задатки, во-первых, выступают условием успешного овладения деятельностью, но в тоже время они будут развиваться если человек будет заниматься соответствующей деятельностью. Изучение индивидуальных различий на уровне высшей нервной деятельности позволяет выявить и измерить природные предпосылки, которые входят в структуру задатков способностей.
На основании соотношения первой и второй сигнальных систем (функциональная специализация полушарий головного мозга) можно определить тип "художника", "мыслителя" или "смешанный". Было установлено также, что сочетание слабости, инертности, инактивированность чаще соотносится с "мыслительным" типом. А сочетание силы, лабильности и активированности - с "художественным" типом. В тоже время "мыслителям" по сравнению с "художниками" требуется больше
времени на обработку информации. Далее можно предложить определить свой профиль мышления. Мышление представляет собой обобщённую и опосредованную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. Тип мышления - индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности (творческие
способности), является важнейшей характеристикой человека и определяет его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Необходимо ознакомить молодых людей с основами самопрезентации, правильному составлению резюме. Особенности темперамента и нервной системы необходимо учитывать, но не стоит абсолютизировать влияние воспитания и уровня образования, подкреплённое специальными навыками, конечно, "перевесит" всё остальное. Уверенный и раскованный сангвиник своей бестактностью,
невоспитанностью может произвести на работодателя отвратительное впечатление. А меланхолик, несмотря на робость и неуверенность, напротив, будет принят, если произведет впечатление серьезного, интеллигентного человека и профессионала. Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении совершенно недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит данному конкретному ребенку.
Важнее дать представление человека о себе, "увязать" с представлением о выбираемой профессии (следовательно, необходимо выявить эти представления и их сопоставить). Определить "зону ближайшего профессионального развития", увидеть и осознать возможные проблемы и очертить возможные действия для их решения, результате такой работы учащийся сможет взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.
Хочется еще отметить, что для данной работы не нужны большие материальные затраты, но необходимо достаточно продолжительное время - занятия в течение года в виде сдвоенных уроков. Также необходимо отметить, что при ведении такого курса недопустим авторитарный способ воздействия и введение оценочной системы. ВЫБОР ПРОФЕССИИ: КОМПЕТЕНТНО И ВЗВЕШЕННО Свобода выбора и осмысленное следование своему призванию — одна из новейших привилегий человечества.
Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Научно-технический прогресс привел к появлению новых сложных специальностей. Возникли понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональная пригодность». Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние
рынка труда, его величество случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком. Специалисты выделили несколько причин, по которым юноши и девушки выбирают свой путь. Многие, прислушиваясь к голосу сердца, идут в ту сферу, в которую стремились с детства. Чаще всего такие молодые люди уже имеют представление о содержании будущей работы и практический опыт (полученный в тематических кружках или при подработке на каникулах), поэтому последующего разочарования
не происходит. Конечно, сейчас по призванию профессию выбирают гораздо реже, чем в советское время. Нынешние старшеклассники черпают знания о рынке труда из средств массовой информации и из жизни (наблюдая за родителями, родственниками, соседями), а при выборе руководствуются более приземленными мотивами. Социологические опросы показали, что юношество отдает предпочтение тем ремеслам, которые, по их мнению, более престижны, хорошо оплачиваются и предполагают комфортные условия труда.
Каждая из причин выбора имеет право на существование. Не страшно, если они представлены все разом. Плохо то, что обычно молодые люди имеют ошибочное представление о специфике той или иной профессии. Ребята полагают, что, получив определенную специальность (юридическую, экономическую, медицинскую), они автоматически завоюют общественное признание. Кроме того, массовое сознание однозначно считает некоторые сферы труда высокооплачиваемыми.
Помнится, бабушка наставляла меня в детстве: «Станешь зубным врачом — всегда будешь много получать». Она не предупреждала о том, что дантисту, как и любому другому профессионалу, необходимы долгие годы, чтобы набраться опыта, заработать имя и по праву получать солидные гонорары. Иногда профессию выбирают под влиянием взрослых или за компанию. Редко, но случается, что таким образом человек попадает туда, куда надо.
А чаще желание не перечить родителям или учиться вместе с одноклассниками приводит в тупик. Выбор жизненного пути в соответствии с интересами и способностями друзей или родственников, а не со своими собственными, не может быть адекватным. На судьбу способна повлиять и случайность. Дмитрия Харатьяна, например, не помышлявшего об актерской карьере, на кинопробы позвала знакомая девочка. И изо всех претендентов именно Харатьяна режиссер
Владимир Меньшов выбрал на главную роль в фильме «Розыгрыш». Бесспорно, везение — вещь хорошая, однако сильно на него рассчитывать не стоит. Когда погрешности недопустимы При выборе профессии нередки разочарования. При этом кто‑то продолжает учиться или работать там же, а кто‑то меняет учебное заведение или род занятий. Конечно, чем исправлять последствия ошибки, лучше подстраховаться заранее.
Однако это не так‑то просто. Разумеется, можно обратиться к специалисту — психологу-профконсультанту. Арсенал профконсультационных средств весьма велик, но… Американский рок-музыкант, автор книги «Практическая психология для подростков» Ди Снайдер так обрисовал ограничения профориентационных методик: «После прохождения тестов психолог сообщил, что мои способности лучше всего подходят для работы ассенизатором или послом.
А все потому, что у меня в комнате было всегда не убрано и я любил итальянскую кухню». Конечно, это преувеличение, но не столь уж далекое от истины. Дело в том, что подобные методики выявляют способности в самом общем виде и лишь подсказывают направление движения. Однозначного ответа на вопрос «Кем быть?» они не дают. Комплексная процедура профотбора существует только для некоторых военных и медицинских специальностей.
В остальных случаях отсев происходит стихийно, уже после того как человек много лет проработал там, где содержание и условия труда абсолютно не подходили его темпераменту, характеру и даже особенностям телосложения. Итак, никакие психологические процедуры не заменят осознанного самостоятельного решения. Чтобы прийти к нему, лучше рассчитывать на собственные силы и помощь старших. К сожалению, участие взрослых нередко сводится к давлению на психику.
Регулярно нависая над своим чадом, родители терзают его вопросами: «Ты решил наконец, как именно собираешься распорядиться своей жизнью? Ты хоть понимаешь, что мы скоро состаримся и тебе придется обеспечивать не только себя, но и нас?». И не более. Между тем родители могут (и должны!) помочь. Для начала нужно создать у ребенка как можно более обширное представление о мире профессий. Если выбор уже сделан, необходимо выяснить, насколько суждения подростка о специальности соответствуют
действительности. Хорошо, если среди знакомых есть представитель этой профессии, который может организовать экскурсию к себе на работу, познакомить с коллегами, порекомендовать литературу. А если профессиональная жизнь этого человека не удалась, он может отбить желание идти по своим стопам. Когда решение не принято или слишком часто меняется, а время поджимает, следует попытаться понять, с чем это связано. Если в ответ на вопросы ребенок огрызается или отмахивается от разговора, может,
ему просто не хочется задумываться о своем будущем. Это свидетельствует об инфантильности, нежелании становиться взрослым. Душеспасительные беседы в таком случае не помогут. Стоит предложить школьнику поработать на каникулах. Родителям придется изучить рынок временных вакансий и выбрать что‑то подходящее (расклейка
объявлений, продажа или доставка газет и т. д.), отсеяв множество предложений сетевого маркетинга. Перспектива заработать немного денег и попробовать свои силы не только даст ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным, но и подтолкнет к принятию важных решений. Полезно будет детям услышать о том, как в свое время выбирали профессию их папы и мамы, что думали на этот счет их собственные родители, в чем они были правы.
Безусловно, правильный выбор максимально учитывает индивидуальность человека, его таланты и интересы. Поэтому важно выяснить, понимает ли ребенок, какие способности нужны для избранной профессии и обладает ли он ими. Есть еще несколько существенных моментов, отрицательно сказывающихся на выборе пути. К сожалению, молодые люди очень редко задумываются над тем, пользуется ли данная профессия спросом у работодателей, не перенасыщен ли рынок труда такими специалистами.
Скажем, несколько месяцев назад в программах новостей прозвучало следующее сообщение: «Министерство труда обеспокоено тем, что в скором времени российский рынок труда будет переполнен молодыми юристами и экономистами. Эти специальности настолько популярны, что почти все государственные и коммерческие вузы открыли соответствующие факультеты». Ситуация усугубляется тем, что, по мнению экспертов, в большинстве учебных заведений качество образования оставляет желать лучшего.
Увы, в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация в сфере высшего образования. Студенты, обучающиеся на коммерческой основе, считают себя неуязвимыми и часто халатно относятся к занятиям. Один профессор из моего университета, проработавший несколько лет за рубежом, сказал: «На Западе платный студент душу из меня вытрясет, пока не возьмет все, что я могу ему дать. А у нас считают так: раз я плачу, в институте можно вообще не появляться, «корочки» мне все равно дадут».
Вот почему грамотный выбор вуза не менее важен для абитуриентов и их родителей, чем знакомство с миром профессий и осознание своих способностей и интересов. Чем больше информации о высших учебных заведениях получит человек, чем разнообразнее будут его источники (Интернет, пресса, разговоры со студентами и выпускниками, посещения дней открытых дверей), тем легче сделать правильный выбор. Бывают, к сожалению, обстоятельства, нам не подвластные.
Увы, мы живем в сложное время и сложной стране. Военные кафедры закрывают, отсрочки от службы в армии отменяют. Поэтому для многих юношей и их родителей разговор о грамотном выборе профессии становится красивой теорией. Тот, кто не хочет служить, вынужден искать способы не делать этого. Естественно, предпочтение отдают тем вузам или организациям, где предоставляют возможность не проходить службу. Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему и скоро всем юношам пригодятся мои рекомендации.
Выбор дела — задача сложная, интересная и актуальная на протяжении всей жизни. Ведь человек вовсе не обязан до пенсии работать в одной области. Более того, даже желательно время от времени кардинально менять специальность и добиваться успехов на другом поприще. Например, психологу полезно поработать на рынке или в магазине. Для расширения профессионального кругозора, так сказать.
Может, та девушка в автобусе была в чем‑то права? Что влияет на выбор профессии. Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/: 1. Позиция старших членов семьи Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то,
как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. 2. Позиция товарищей, подруг Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь. 3. Позиция учителей, школьных педагогов Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся,
опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя. 4. Личные профессиональные планы Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии. 5. Способности О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. 6. Уровень притязаний на общественное признание Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться
о реалистичности своих притязаний. 7. Информированность Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. 8. Склонности Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями. Ошибки выбора профессии 1. Выбор профессии “за компанию”
Часто человек не владеет необходимой информацией, не достаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии “за компанию”. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение всё равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убеждён в его правильности. Однако существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам
и способностям человека и уже через год-полтора учёбу в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание “начать всё с начала”. Возможна вероятность что, выбранная таким образом профессия, тебе не подойдёт. Однако следует помнить что профессия, которая нравится твоему другу может не понравится и не подойти тебе. 2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.
Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание на её внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда. 3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.
Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. И уже поступив на такую специальность, молодой человек мало помалу обнаруживает для себя, что его интерес был ошибочно принят за интерес к профессии. 4. Отождествление учебного предмета с профессией. Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого ещё не следует, что понравится связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое
– зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы. Главное помнить, что школьный предмет – то ещё не профессия. Интерес к нему не говорит о том, что понравится связанная с ним работа. 5. Выбор исключительно по признаку престижности. Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое
образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошёл изучать экономику не потому что чувствует интерес
именно к такой деятельности, а потому что это “круто”. Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-либо деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно. На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для человека лично.
Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать мода, скорее всего, изменится. 6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо. “Говорят родители и друзья что мне медведь на ухо наступил – ну ничего вот увидят меня на эстраде, посмотрим что тогда скажут”. Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводят к жизненному
успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены не устранимые дефекты речи, то его попытка “бросить вызов” обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведёт к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности не предъявляющих столь жёстких требований к устной речи, этот человек мог бы добиться успеха. Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его “назло” кому-нибудь или чему-нибудь.
7. Недостаточный учёт своих способностей. При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались куда лучше. 8. Ориентация на мнение случайных людей. Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представление
о той профессии, к выбору которой они подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму и человека. 9. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков
и/или игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятно не только в таких профессиях как лётчик или пожарный, но и в более “приземленных” видах деятельности. Подобные ограничения вполне оправданы и обусловлены они в первую очередь заботой о тех, кто готовится к работе.
Поэтому обязательно нужно проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая профессия совместима с здоровьем человека. 10. Ориентация на мнение родителей и близких людей. Часто случается, что родители или близкие нам люди навязывают нам собственное мнение и всеми доступными им средствами подталкивают нас к выбору той или иной профессии.
Во многих случаях взрослые хотят, чтобы ребёнок сделал то, чего, в своё время, не удалось достигнуть им самим. 11. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии и, прежде всего в рабочие внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. 12. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека.
При этой наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени. 13. Низкий уровень критического отношения к себе. Иногда типичные ошибки оказываются связанными с недостаточным уровнем критичности. Низкий уровень критичности (если он наблюдается у подростка) не позволяет ему в полном объёме выявить и дать объективную характеристику собственного положения.
В таком случае проблема выбора профессии как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования. Вывод Выбор профессии также важен для молодого человека, как и еда, отдых, сон и т.д. Делая шаг в сторону подходящей для себя профессии, молодой человек встаёт на новую ступеньку в своей жизни. От его выбора зависит вся его дальнейшая жизнь. И нет ничего страшного в том, что молодой человек выбрал не подходящую для себя профессию.
В жизни можно всё исправить, если постараться. Но если человек с первого раза выбирает профессии (что бывает редко) которая ему подходит и поступает в ВУЗ, а потом работает по своей специально, то жизнь человека можно считать успешной. И главное никогда не падать духом. Из любой ситуации всегда есть выход. Главное верить и знать, что не от успехов в школе зависит, будешь ты успешным или нет, а от самого человека. Поэтому если вы плохо учились в школе, не думайте что из
вас ничего хорошего в жизни не получится. Если вы захотите вы сможете добиться большего, нежели ваши одноклассники, которые учились только на пятёрки. Список используемых материалов: 1. http://www.czn.orbitel.ru 2. http://www.belinternat.org/leave7.php 3. http://www.zarplata.ru/a-id-9834.html 4. http://www.profsystem.kz 5. http://staffmag.ru/articles/competitor/t radeselect2/ 6. http://hpsy.ru/public/x2467.htm
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |