Рекомендации Автор: Шафигова Елена ЮрьевнаПолное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» города Норильска, Красноярского краяПредметная область: Изобразительное искусствоНазвание урока, мероприятия, классного часа, в рамках которого будет использоваться презентация: урок: «Народная праздничная одежда»Возрастная группа (класс): 5 классНазвание презентации: «Народная праздничная одежда»^ Количество слайдов: 21слайдСреда( редактор), в которой выполнена презентация: Microsoft Power PointРекомендации в свободной форме: Слайд № 2Тема: Народная праздничная одежда. Слайд № 3, 4Цели и задачи урока: содействовать патриотическому воспитанию; углублять эстетические познания о русском народном национальном костюме, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде; познакомить с работой художника - модельера: дать учащимся сведения о применении народной вышивки в русском костюме, а также углубить представление об особенностях композиции орнамента в одежде, на примерах вариантов композиционных схем; углублять представление учащихся о значении ручной вышивки в ансамбле русского костюма; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе; продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся; развивать творческие способности, изобразительные навыки; развивать умение работать в коллективе. Слайд № 5Творческое задание: эскиз костюма; придумать и украсить свой вариант рубахи, сарафана, кокошника, епанечки, душегреи, поневы, занавески, сороки, (рисунок фигуры человека и одежды предлагается как раздаточный материал - 1 фигура на 4 учащихся, 1 элемент костюма на 1 учащегося). Слайд № 6Оборудование урока: для учителя - методические таблицы, образцы работ по этой теме; для учащихся - гуашь, кисти, бумага (белая, цветная), бусинки, ножницы, клей;Слайд № 7 Зрительный ряд: репродукции исторических картин русских художников, в которых есть изображение русского народного костюма СИ. П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Е. Маковский «Девушка в кокошнике»; А.П. Рябушкин «Свадебный поезд в Москве»); репродукции русского народного костюма; ^ Литературный ряд: Стихи о русских красавицах одетых в национальный костюм. Музыкальный ряд: Русская народная мелодия (музыкальный фон) Слайд № 8Ход урока: 1.Орг.момент - 1 мин 2.Фронтальный опрос. - 3 мин. 3. Актуализация 2 мин. 4. Просмотр слайдов. Объяснение учителя – 10 мин. 5. Творческая работа учащихся - 25 мин. 6. Подведение итогов – 4 мин.1.Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем тему прошлого урока. Как она звучит? 2. Вопросы учителя: Дети: «Русская народная женская праздничная одежда». Учитель: Перечислите элементы народного костюма. Дети: Рубаха, сарафан, епанечка, душегрея, кокошник (головной убор) понева (юбка), передник (завеска), сорока (головной убор). Учитель: Чем украшали одежду и головные уборы? Дети: Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, кружевами, лентами, бисером. ^ Головные уборы украшали речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями, свисающими нитями бисера, пушками. Слайд № 9,10, 11, 12. Просмотр репродукций, беседа по раздаточному материалу, наглядности на доске. – 10 мин. Учитель: Ребята, вам сегодня предстоит украсить один из элементов народного женского костюма Сейчас мы посмотрим слайды - репродукции исторических картин русских художников, в которых есть изображение русского народного костюма. Ваша задача обратить внимание на то как, чем и в каких местах украшали одежду и головные уборы. Слайд № 13Учитель: Дайте названия элементам одежды. Дети: Кокошник, сарафан, зипун. Слайд №13, 14, 15, 16,17Учитель: На каждом столе у вас находится образцы народного праздничного костюма. Рассмотрите их внимательно. - 1 мин. русский национальный костюм; русский головной убор;^ З. вышивка На доске Рисунки работ детей, выполненные в I четверти - «Избы» (на втором плане). На первом плане шесть девиц без костюмов, собравшихся на народное гулянье. Слайд №18Учитель: Ребята, сегодня особо торжественный случай, в деревне народное гулянье, у одной из подружек свадьба. Наряды сшиты, но не украшены. Потому как вы украсите костюмы девушек мы и определим кто из них невеста. ^ Закрепление понятий элементов костюма. Преподаватель демонстрирует элементы-шаблоны, а дети дают им названия. Техника безопасности. У вас на столе ножницы и клей, знаете ли вы технику безопасности при работе с ножницами? ^ Ответы детей: ножницами не размахивать, передавать рядом «сидящему» держа за острые концы, кольцами вперёд. При работе с клеем, не трите глаза, если руки в клею, пальцы ко рту не подносить. Физкультминутка придаст вам рабочее настроение: посмотрите вправо, влево, на нос, глазки открыли, закрыли, часто похлопали глазками. И так выполните 3 раза. Хорошо. ^ Учитель: Есть ли вопросы по выполнению задания? Вы можете оказывать помощь друг другу. 4. Практическая часть урока. - 25 мин. Во время работы детей, учитель дает информацию о сопутствующих профессиях в данной деятельности. Учитель: украшением костюмов занимаются люди таких профессий как: художник по костюмам (в кино, театре, ансамбле, цирке), художник - модельер (Российские Кутюрье - Юдашкин, Зайцев), портной, вышивальщица. Во время работы вышивальщицы пели песни, разговаривали. А вы во время работы готовы почитать стихи, о русских красавицах, одетых в национальный русский костюм? ^ Дети: На горе - то стоит елочка,Под горой стоит светёлочка.Во высоком новом тереме,Во столовой новой горенке,На дубовой новой лавочке Все сидела красна девица Во левой руке держала пяличко,Во правой руке - иголочку. Она шила, красна девица, По атласной алой ленточке; Шила девица приданое, То приданое немалое. Подведение итогов: Выбор невесты. Слайд № 20, 21Рефлексия. Выставка работ. Выставление оценок каждой группе - 5мин.