Реферат по предмету "Разное"


Man verehre ferner den, der dem vieh sein futter gibt und dem Menschen Speise und Trank, so viel er geniessen mag

0 ЖИЗНЕННОМ (БИОЛОГИЧЕСКОМ) ВРЕМЕНИ«Man verehre ferner den, der dem vieh sein futter gibt und dem Menschen Speise und Trank, so viel er geniessen mag; Ich aber bete den an, der eine solche Produktionskraft in die Welt gelegt hat, dass wenn nur der Millioniste Tеil davon ins Leben tritt, die Welt von geschöpfen wimmelt, so dass Krieg, Pest, Wasser und Brand ihr nichts anzuhaben vermögen, das ist mein Gott!»W. Goethe. 20.11.1831 I. P. Eckermann. Gespräche mit Goethe in den letzten Jahren seines Lebens. Berlin, 1956. S. 600–601.НЕСКОЛЬКО СООБРАЖЕНИЙ О РАЗВИТИИ ФИЛОСОФСКОГО И НАУЧНОГО РЕШЕНИЯ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ1. Проблема времени стоит сейчас в центре внимания совре­менной философии. Она заняла в ней в последние десятилетия место, какого никогда не имела в ее прошлой истории. Происхо­дящее сейчас чрезвычайное оживление, углубление и расширение философской мысли – начало, по-видимому, огромного, мирового порядка движения в умственной жизни человечества – неизмен­но все глубже и глубже оттеняет философское значение пробле­мы времени. Многим крупным мыслителям современности (Александеру, Бергсону и другим) кажется, что в ней – ключ к ре­шению тысячелетних исканий философии1. Она заняла одновременно особое положение в науке, отдален­но напоминающее то, которое уже переживали двести с лишним лет назад во времена Ньютона, но по существу совсем новое и небывалое, так как время впервые становится по-новому объек­том научного искания и исследования. Время в эпоху Ньютона было предметом научного исследова­ния; сомнений в этом нет. Понимание времени Ньютоном было основано в значительной части на научной почве. Но Ньютонсвязал его с теологическими построениями2 и придал ему такую форму, что вывел его из области конкретного научного изучения, приняв время и пространство за абсолютные реальные сущности, в которых происходит весь мир явлений, изучаемых наукой, но на которые он не влияет. Это – теологическое по существу – представление Ньютона, тесно связанное с идеей божества, прочно овладело научной мыслью с середины XVIII в. и стояло незыблемо. И только сейчас, через 230 – 240 лет после своего выявления, оно отходит в прошлое. Научная мысль вновь начинает свободно охватывать время как явление, подлежащее его изучению. Мы можем сейчас видеть, что фактически научная работа давно, с середины XIX в., уже овладевала временем как предме­том изучения. В частных случаях ее отдельные крупные науч­ные построения по существу находятся в противоречии с идеей времени и особенно пространства Ньютона, например, с поняти­ем физических полей для физических объектов. Она до последнего времени оставляла незыблемым основное построение Ньютона, не делала выводов до конца из новых полу­ченных ею опытов и наблюдений и созданных ею понятий, не доводила до конца эмпирические обобщения и построения. Но сейчас время перестает быть в науке недоступным эмпири­ческому изучению, окончательным достижением отвлеченной ма­тематической мысли. Оно, наравне с другими явлениями приро­ды, становится предметом научного искания целиком и внесено как такая же подлежащая научному разрешению научная проб­лема, как материя, энергия, электричество, жизнь – как тесней­шее с ним связанное и пережившее ту же самую историческую судьбу, охваченное научно-теологической мыслью Ньютона – пространство. Оно охватывается точным знанием; создаются эмпирические факты, выявляющие его природу – построенные на них новые эмпирические обобщения. 2. Движение мысли в обеих областях человеческого иска­ния – в философии и науке, подготовлявшееся давно, реально, исторически, вызвано одной причиной – темпом и глубиной на­учных достижений XX в., взрывом научного творчества, который мы переживаем. Этот подъем научного знания, научного творчества, характе­ризующий XX в., заставил и философскую мысль спешно пере­сматривать основные проблемы, быстро выявившиеся неожиданно для философии в новом свете. Этот пересмотр совпал для философии с другим знаменатель­ным моментом ее истории – глубокой критикой ее содержания, с новым – после долголетнего прозябания – ростом смелой твор­ческой мысли, с пробуждением философских и метафизических исканий. Рост философской мысли, ее глубокое преобразование, особен­но усилившееся в последнее десятилетие, вызваны в XX в., в кон­це XIX, переживаемым историческим переломом в жизни чело­вечества, выступлением народных масс, сознавших свою реаль­ную силу и не мирящихся с страдательным своим положением в государственном и социальном строе, и с таким же подъемом на­родов и их культуры и других цивилизаций, связанным с мо­ральным и материальным крушением европейской цивилизации в связи с величайшим преступлением, каким явилась война 1914 – 1918 гг. Переоценка философских ценностей идет сейчас в новой небывалой исторической обстановке – в единой не национальной и не государственной только среде – в единой мировой организа­ции человечества, созданной и поддерживающейся прежде всего научной работой, научной техникой. Сливаются в единое русло философские искания, веками разделенные, шедшие веками не­зависимо – философские искания Средиземноморского, Индий­ского и Китайского культурных центров. Одновременно и связанно на всем протяжении человечества бесчисленные личности единично и коллективно творят новый быт, ведут научную работу, страдают, переоценивают философ­ские и религиозные построения. Эта переоценка в значительной мере вызвана глубочайшим, независимым от взрыва научного творчества фактором – глубочайшими трагедиями и длительны­ми страданиями в течение долгих лет сотен миллионов отдель­ных человеческих личностей, во всем мире, трагедиями и страда­ниями, вызванными войной, революцией, экономическими и фи­нансовыми кризисами и социальными междоусобиями. Исстрадав­шиеся и страдающие люди ищут выхода – они пересматривают и по-новому переоценивают основы своей веры, своего осознания окружающего. Это всегда времена подъема философской мысли и религиозного искания и построения. Но в наше время это пере­живание происходит в особой обстановке. В науке – для одних пошатнувшей великие построения Ньютона об абсолютном про­странстве и абсолютном времени, проникающие все научное мышление в области математики и точного знания; для других – они уже рухнули и открыли новые пути искания. Но в науке не может долго существовать такое неустойчивое положение: это части единого процесса в стадии созидания in Werden. Наука одна, и научная работа едина. Такое состояние преходяще. Пройдет немного лет, и оно прекратится: прошлое представление о мире с абсолютным временем и пространством уйдет из живого содержания науки. Уже сейчас быстро создается новое понимание явлений, и темп созидания нового, отхода от старого все увеличивается. Иначе идет процесс в философии. Философские течения и си­стемы, единовременно сосуществующие, всегда многолики, всегда мало между собою связаны, часто резко друг друга отрицают. Та­кое состояние философии устойчиво и характерно. Единый по существу фронт научной мысли стоит перед взба­ламученным разнородным, несводимым к единому пониманию со­стоянием философии. Перелом, происшедший в науке, отразился на всем остальном фронте метафизической и философской мысли. Изменение растет здесь, может быть, еще более быстро, чем растет научная работа в девственной почти для них области – области проблемы вре­мени. Оба процесса теснейшим образом переплетаются, но во многом идут независимо. Ценность получаемых в них результатов для научной работы различная, и они должны в ней разно оцени­ваться. Ученый в своей работе неизбежно должен считаться с могу­чим движением иной, чем его, мысли, проявляющимся в той же области, движением, только отчасти вызванным объектами его познания. Но, считаясь с ним, он должен ясно сознавать коренное раз­личие философской и научной работы. По силе страданий, по жесткости это движение охватило весь мир и совпало с единожды в тысячелетия совершающимся ростом научных достижений, взрывом научных исканий и подъемом критической мысли, подорвавших старые построения и верова­ния философским ростом. Философские и религиозные веро­вания и представления перестраиваются, защищаются, углубля­ются. Ищутся новые пути и создаются новые понимания. 3. На этом фоне в философскую мысль вторглась проблема времени, выдвинутая новыми научными исканиями. Очевидно, ее пересмотр в науке и в философии не соверша­ется в одинаковой обстановке. А между тем оба пересмотра со­вершаются одновременно и в одной образованной среде, сейчас единой в целом для всего человечества. Научные искания могут немедленно охватываться философ­ской мыслью – ее критическим анализом. Ученый находит не только в этой критике, но и в независимости от нее, в философ­ских представлениях, новые и часто важные для себя указания для текущей работы. Ни одна из больших философских систем, новых в XVIII – XX вв., никогда не признавала ни абсолютного времени, ни абсолютного пространства Ньютона. Но они все должны были считаться с их значением в науке и с их, казалось, непреоборимой силой в исканиях научной истины, в научных от­крытиях. Изменение этой их ценности в научном сознании заста­вило все философские течения мысли пересматривать проблемы пространства и времени в новой научной обстановке. Наука должна с этим считаться. Научно работая над проблемой времени, необходимо одновременно критически относиться к ее пере­смотру в философских исканиях, используя одни и отбрасывая другие философские достижения и указания, принимая во вни­мание все течения мысли, так как нет единой общеобязательной философии. 4. Философия резко отличается от науки гораздо более глубо­кой и широкой базой, на которой строятся ее построения, и иной по существу методикой своей работы, разным характером основного ее содержания – понятий, анализ и синтез которых являются существом философской мысли. Она основным образом отличается и тем, что область ее искания безгранична, тогда как науке поставлены пределы; так же, как они поставлены технике. Эти пределы – реальный мир. Понятие реальности мира, свобод­ное для критики философской мысли, есть аксиоматическое пред­ставление для научной мысли (§7), оно дает ее построениям по существу иное значение. Разнообразие и широта базы, а может быть и бóльшая глубина проникновения философской мысли в окружающее, выявляется прежде всего в одновременном сущест­вовании и росте непримиримых философских построений, выбор между которыми не может быть произведен ни логическим ана­лизом, ни научной проверкой. Он основан на вере, на темпера­менте личности, на ее бытовой и социальной обстановке, и лишь позднее вкладывается в отвлеченные рационалистические рамки. Философия строит свои искания, прежде всего, на строго прове­денном до конца анализе мыслящего аппарата разума. Она всегда рационалистична, даже если она связана с мистикой. Она строится на самонаблюдении мыслящего человека, на ином ее понятии, на достижениях здравого смысла, на пережи­вании жизни личной и социальной, на построениях религиозного и художественного творчества, на интуиции отдельной личности и мистическом чувстве связи с окружающим, с целым и, нако­нец, все в большей степени на научных гипотезах и теориях, на научных экспериментах, обобщениях и фактах, на математиче­ских и космогонических построениях. Как говорит один из совре­менных крупных философов, строящий новую философию орга­низма – А. Уайтхед: «Полезной функцией философии является содействие максимальной систематизации цивилизованного ума (Civilised mind)»3. Философия в целом имеет дело с понятиями, таким сложным и разнообразным путем полученными, и только с ними. Но, оче­видно, отдельные философы, каждый из них имеет свою ограни­ченную область понятий, и никто не может охватить один их все, так как они являются несравненно более разнообразными и разнородными, чем понятия научные. Быт, политика, вопросы личной и социальной жизни, искусство во всех его проявлениях, социальный строй, вся область гуманитарных, естественнонауч­ных, наблюдательных и опытных знаний, математических и логи­ческих, история мысли... Кто это одинаково охватит? Область философии различна для разных мыслителей еще больше, чем область науки, взятая в целом для отдельных спе­циалистов – ученых. Относительно небольшая область, для всех ученых...4 определена не ясно и меняется во времени и месте. Это различие времени и места для философии в ходе истори­ческого ее развития получило особое значение, т. к. создались не­зависимые в течение столетий центры ее, постижения ее соци­ального значения, роста техники. 5. Под влиянием роста научного знания, увеличения его со­циального значения, роста техники и, прежде всего, под влияни­ем чрезвычайного расширения и углубления знания в XX в. – «взрыва» научного творчества5 научные компоненты, научные понятия входят все больше в философскую мысль, приобретают в ней все большее значение. Но взятая в целом, философия использует научные понятия для решения своих проблем неполно и односторонне. Научные гипотезы и теории выдвигаются в ней на такое место, какого они никогда не имели и не имеют в реальном содержании научного творчества и научной работы. Пользуясь достижениями науки, их главным образом выбирают философы и их используют. Ог­ромная, основная часть научного творчества и научной мысли – эмпирические понятия (факты) и эмпирические обобщения – от­ходят для философии на второй план. Многие, даже крупней­шие из них, как, например, учение о симметрии, нацело исчеза­ют из кругозора философа. По существу философия отстает и основывается не на науке, не на научных гипотезах и теориях ее времени, обычно с очень ничтожным числом основного эмпирического содержания науки. Это наблюдается неизбежно даже тогда, когда крупные ученые переходят в философскую область мысли. Прежде всего потому, что для философской мысли имеют интерес не частности – реаль­ные факты, а общие достижения науки – эмпирические обобще­ния, теории, гипотезы. Но есть и другая причина. Для философа достижения науки интересны как понятия, а не как реальное бытие, понятием выраженное. В реальности содержится понятие о реальном объекте, как его принимает – неизбежно – ученый; философ может сомневаться и часто сомневается и совсем его отрицает. Понятие есть для него основная цель изучения: за пре­делы понятия – слова – он выходить не может. Точное и глубо­кое логическое изучение понятий есть основа и самая суть фило­софского мышления. Это та сила – анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку. Для ученого реальность его понятий есть пред­посылка возможности научной работы. Конечно, эта реальность не является наивной картиной видимой природы: эмпирический, научно установленный факт и эмпирическое обобщение6, на их основании выведенное, совсем не отвечают тому чувственному об­разу, который видит человек в окружающем. Ученый строит дру­гой образ, но все его построение основано на признании реаль­ности им изучаемого предмета или явления (§ 8). Эмпирические факты и эмпирические обобщения, как их по­нимает и ими пользуется наука, – понятия sui generif [нечто своеобразное]. Они отличны от остальных понятий прежде всего способом своего образования и вытекающей из него своей слож­ной природой, ясно выявляющейся при их использовании. 6. Для того, чтобы ясно было, в чем тут дело, проще всего всмотреться в характер работы натуралистов-наблюдателей или экспериментаторов, безразлично. Здесь проще, чем в гуманитар­ных науках, выявляется основная черта научного творчества, ор­ганизационная сущность научной исследовательской работы. Но по существу то же самое относится и к научной работе в области гуманитарных дисциплин. Констатируя какой-нибудь эмпирический факт, например какое-нибудь численное или качественно выраженное свойство какого-нибудь минерала или какого-нибудь растения, постоянно приходится не только читать о нем, мыслить понятиями, но обра­щаться вновь к реальному объекту, о котором идет речь. В му­зеях и гербариях всегда находятся образцы, позволяющие это делать, и одна из задач организации научной работы заключает­ся в подборе возможно большего числа их, возможно полного со­держания этих музеев, гербариев и т. п. Сделанное каким-нибудь исследователем описание нового вида, например, никогда не счи­тается достаточным. Исследователь во всех сомнительных слу­чаях обращается к оригиналу или к наиболее ему близкому об­разцу. Непрерывно, иногда в течение поколений, эти оригиналы пересматриваются многими, находятся ошибки, из старых эмпирических фактов (т. е. научных понятий) создаются путем их эмпирического уточнения, а не одного логического анализа, новые факты, а старые получают новый смысл. Я беру гербарий или минералогическое собрание только как пример, и неполный, ибо обычно при научной работе надо обра­щаться к более основному объекту, к нетронутому человеческим творчеством природному явлению, как оно есть, и постоянно пере­сматривать (что и делается на протяжении поколений) живые объекты, если они доступны, или месторождения минералов, если они сохранились. То же самое имеет место по отношению к эмпирическим фак­там, установленным опытом. Постоянно и непрерывно, на каж­дом шагу, для проверки и понимания эмпирического факта, вы­раженного логически в словах, т. е. в понятии, обращаются не только к логическому анализу понятия, но и к его проверке вновь на новом опыте и новом наблюдении, вновь возвращаясь к исходному опытному явлению или наблюдаемому предмету и явлению природы. В научной работе не только устанавливаются новые научные факты и явления, производятся новые опыты и наблюдения, но непрерывно переделываются раз сделанные опыты, пересматри­ваются раз наблюденные факты и явления, непрерывно, возвра­щением к исходному, пересматриваются научные понятия. Реаль­но даже эта работа преобладает в науке. В эпохи застоя это преобладание становится патологическим. Здесь не место вдаваться в дальнейшее развитие этого поло­жения. Легко убедиться, что это общее явление для построения научного мироздания и миропонимания. Не только естествозна­ние и так называемые точные науки, охваченные математической мыслью, но и науки гуманитарные идут тем же путем, что дока­зывать здесь завлекло бы нас далеко. Ткань, проникающая науч­ное мироздание, состоит не из философских и логически последо­вательно отшлифованных понятий, а, если можно так выразить­ся, из особых эмпирических понятий, в которых, наряду с логи­кой, идет непрерывное возвращение к исходному, отвечающему понятию реальности, предмету или явлению. Этот реальный пред­мет или явление не охватывается понятием, каким только и пользуется философ, и часто при таком повторяющемся научном анализе получает новое наименование, а старое меняет свой смысл. Идет непрерывная переработка содержания науки новым научным исканием и новыми личностями, смотрящими другими глазами, мыслящими другими органами мышления, в иной исто­рической обстановке как отдельного человека, так и его совокуп­ностей. В основе философской мысли лежит свободное искание прав­ды. Существование ее единого выражения есть тот элемент веры, который существует в творчестве философа и который неизбеж­но – пока не найдена правда – будет существовать как таковой и приводить к многообразному выражению несводимых и противоречивых философских систем и построений. Но есть ли единая, всем обязательная и, очевидно, несомненная истина? Или свобод­ное сомнение и свободное искание, и разнородное выражение окружающего в одновременно существующих образах, философ­ски продуманных и созданных, и есть эта истина? Не есть ли понимание мира на основе указанного разнообразия и разнород­ности философских понятий (§9), единовременно живых в созна­нии человечества, – и есть единое ее выражение, ей отвечающее в своем несводимом к единству многообразии? Как бы то ни было, в результате работы философии нет обще­обязательных достижений – все может быть не только подверг­нуто сомнению – но, что важнее всего, это сомнение может войти как равное в организацию философской мысли каждого времени. В отсутствии общеобязательных достижений заклю­чается резкое отличие результатов философского творчества от построения Космоса научной мыслью, где в определенной ее части существует единое общеобязательное7 – путем опыта и наблюдения полученные раньше, иногда десятки и сотни лет раньше, понятия. Это основное условие научной установки, науч­ного понятия. Организация такого непрерывного пересмотра основных поня­тий науки – фактов, явлений, опытов, отраженных словами, – есть основа всей организации науки. 7. Созданные таким образом эмпирические научные факты и выведенные из них эмпирические обобщения являются не только главной, наиболее существенной частью содержания науки: они обладают еще одним свойством – общеобязательностью; их нель­зя не принять во внимание, и с ними обязательно должны счи­таться и, если это нужно, подчиняться, все без исключения. Так или иначе, им не могут противоречить – фактически, если не идеологически – ни наука, ни религия, ни философия, ни жизнь. Лишь в творчестве фантазии – в искусстве человек может созна­тельно и правдиво входить в противоречие с научными эмпири­ческими фактами и обобщениями. Он может это делать в глубо­ких настроениях своей личности, в мистике, он может это делать в философских построениях, отрицающих реальность мира, в тех формах его познания, какие только доступны научному творче­ству. Элемент, если не всегда отрицания, то всегда сомнения в реальности Мира, изучаемого наукой, есть всегда в философских построениях, и нередко он выражен резко и определенно. Именно благодаря этому в философии, несмотря на ее глубочайшее значение в жизни человечества, нет общеобязательности признания, понятия каких бы то ни было ее положений и в реальной жизни, как8… Если к эмпирическому понятию ученый подойдет только с одним логическим анализом, «ложь» слова обычно выявится с чрезвычайной яркостью. Все основные научные эмпирические понятия при логическом анализе приводят к иррациональному остатку. «Слово» есть аппарат несовершенный, развитие и уточнение которого в ходе исторической жизни мы можем сейчас научно уже исследовать. В связи с этим история показывает, что настоящее реальное расширение рамок знания, открытие новых его областей создают­ся не анализом понятий, проверяемых хотя бы опытом и наблю­дением в логически выведенном новом их содержании, но в логи­чески нежданном открытии нового эмпирического факта, откры­вающего новые пути для опыта, наблюдения, научной и философской мысли. Так, недавно мы пережили это по отноше­нию к радиоактивности, а сейчас, возможно, переживаем в откры­тии небесных светил, двигающихся с неслыханной еще недавно скоростью. 8. Она [наука], как уже указывалось, для получения эмпири­ческих понятий и для их анализа вырабатывает особые методики, сводящиеся к постоянному обращению и переработке логическим анализом реальных явлений, выражаемых понятиями. Эта методика является частью общей методики науки, отли­чающей ее от философии. Наука пользуется понятиями двоякого рода – эмпирическими понятиями и обычными, чисто логическими понятиями, наиболее глубоко выражаемыми в философии. Своя особая методика касается первой. Общеобязательность и бесспорность значительной части науч­ного миросозерцания и главного содержания науки, отражаю­щихся в указанных выше отличиях научных эмпирических поня­тий (в методике их получения и анализа) от понятий жизненных и философских, ярко отражают самую сущность понятий науч­ной эмпирии. В основе всей научной работы лежит единое аксиоматическое положение о реальности предмета изучения науки – о реаль­ности Мира и его законообразности, т. е. возможности охвата научным мышлением. Только при признании этого положения возможна и приемлема для человека научная работа. Эта аксио­ма признается всяким научным исследователем; ученый бросает научную работу, и она теряет для него значение, когда у него возникает сомнение в этом аксиоматическом положении. В истории науки нередко наблюдается такое сомнение под влиянием глубоких религиозных или философских переживаний, связан­ных с отрицанием ценности или реальности Мира. Особенно ре­лигиозное самоуглубление – в таком аспекте – вызывало прекра­щение этой работы. Мы видим это на многочисленных примерах первоклассных научных деятелей, оставивших научную работу в разгаре ее расцвета (например, Сваммердам, Стенон, Паскаль могут быть названы, как немногие из многих). Были эпохи в истории человеческой мысли, когда примат религиозной или философской работы стоял так высоко, что отвлекал широкие круги людей от научной работы и вызывал чрезвычайное пони­жение ее уровня. Так было в эпоху конца западной Римской империи и в первые столетия Средневековья в Западной Европе,на всем почти протяжении Византийской империи, в течение дол­гих столетий в Индии и на Мусульманском Востоке... Научный эмпиризм теснейшим образом связан с реальностью и значимостью мира, отрицаемыми нацело или в большей или меньшей степени как религиозными, так и философскими круп­нейшими движениями человечества. Существование единого, для всякого научного работника бес­спорного – поскольку он научно работает – признания реаль­ности изучаемого им Мира отражается как раз на возможности достижения общеобязательных для всех построений научной мысли, резко отличающих науку от всех других областей духов­ной жизни человечества. Точно научно установленные факты и построенные на них эмпирические обобщения являются общеобязательными благодаря тому, что они выражают единый реальный мир, неизбежно признаваемый всяким, кто считается с научной работой. Аналогично единому реальному миру науки единого построе­ния в философии или религии нет. 9. С таким различием связано и другое отличие философских построений от научных. В понятиях – объектах философии – всегда скрыт бесконечный ряд следствий. Развитие и уточнение философской мысли заключаются все в более тонком и глубоком анализе, открывающем новое в старом. Этот пересмотр в ходе жизни совершается все новыми метода­ми глубочайшими умами человечества, в новых, несравнимых исторических оболочках. В старом и, казалось, законченном, открывается новое, раньше незамеченное. Но это новое не выхо­дит из рамок словом выраженного понятия, есть только его углубление или уточнение, или то, что может возникать в уме при углублении и уточнении понятия. Новое, создаваемое философией, ограничено нацело словом. Понятие есть слово и за пре­делы слова, за его самый глубокий смысл и понимание выйти не может. Иное мы видим в эмпирических научных фактах и сделанных из них обобщениях, хотя бы словесно выраженных. Никогда ни одно научно изучаемое явление, ни один науч­ный эмпирический факт и ни одно научное эмпирическое обобще­ние не может быть выражено до конца, без остатка, в словесных образах, в логических построениях – в понятиях – в тех фор­мах, в пределах которых только и идет работа философской мыс­ли, их синтезирующая, их анализирующая. В предметах исследо­вания науки всегда остается неразлагаемый рационалистически остаток – иногда большой, – который влияет на эмпирическое научное изучение, остаток, исчезающий нацело из идеальных по­строений философии, космогонии или математики и математиче­ской физики. Глубокая мысль, в яркой красивой форме выражен­ная Ф. И. Тютчевым – «Мысль изреченная есть ложь» (в стихо­творении Silentium), всегда сознательно или бессознательно чувствуется испытателем природы и всяким научным исследова­телем, когда он в своей научной работе сталкивается с противо­речиями между эмпирическими научными обобщениями и отвле­ченными построениями философии или когда факты заставляют его менять и уточнять (обычно осложнять, а часто резко упро­щать) свои гипотезы, особенно часто – неизбежно ограниченные математические выражения природных явлений. Эта методика основана на том, чтобы по возможности огра­ничить и учесть («внести личную поправку») влияние личности на установление научного факта. Указанная в § 6 организация научной проверки есть одно из проявлений этого основного стремления научной работы. Прояв­ление личности поставлено в науке в твердые и единые рамки, для всех обязательные при установлении научно точных эмпири­ческих фактов, отвечающих им понятий и построенных на этих эмпирических фактах эмпирических обобщениях. Научный факт должен наименьшим образом отражать личность, которая его устанавливает. Чем выше стоит научная мысль, тем больше расцвет научного знания, тем глубже и полнее проведено это основное условие научного творчества. Идеал научной работы – безличная истина, в которой всякое проявление личности по возможности удалено и для уста­новления и понимания которой безразлично, кем и при какой обстановке она найдена, ибо эта научная истина, т. е. научный факт, эмпирическое научное обобщение, вновь непрерывно пере­сматривается и логическим анализом, и возвращением вновь к реальному явлению многократной проверкой новыми лицами. Разную мощность этих двух – научного и философского проникновения в природу явлений можно ясно видеть, если срав­нить, что достигнуто в результате тысячелетней работы и тем и другим путем в области реального Космоса. Вопрос, конечно, может быть поставлен только для таких достижений, которые яв­ляются непреложными, неоспоримыми. Достаточно для этого сравнить те достижения, которые мы имеем в области научной – в научном толковании природы (в естествознании и математике) и в области философии – в натурфилософии (в философии и метафизике природы). Я беру область познания природы потому, что здесь те же успехи науки, но также и потому, что здесь менее различий в решениях различных философских исканий. На одной стороне, – на стороне науки, – мы увидим огромное, все растущее создание математической мысли, неуклонно идущее к новым охватам и новым открытиям. Математическая мысль XIX–XX вв. в этом смысле подошла к завоеваниям, о которых не решались и мечтать пионеры ее возрождения XVI–XVIII сто­летий. Все правильно полученные математические построения и открытия общеобязательны для всех. Борьба с ними, которая не раз повторялась в истории человеческой мысли, есть борьба с ветряными мельницами. Философская (или религиозная) мысль, если она сталкивается с математическими достижениями, должна была, в конце концов, их признать и из них делать след­ствия, а не изменять по своим построениям. Все попытки поставить предел или определить границу до­пустимого в математическом творчестве философским анализом кончались неизбежно, как и должно быть, – плачевно: и много­мерные геометрии, и мнимое число , и прочие остались незыблемыми. Очень любопытно можно проследить в истории математики непрекращающийся (и всегда бесплодный, до сих пор без исключения) поток попыток философской мысли войти в чуждую ей более мощную область со своими методами и огра­ничениями. Эти попытки всегда неизбежно кончались крушением и поражением. Столь же прочно и столь же незыблемо стоят систематиче­ские классифицированные сотни, если не тысячи миллионов научно правильно установленных фактов. Неустанно, со все большей и большей быстротой устанавливаются новые. Все они так же общеобязательны, как математические исти­ны; так же не могут быть отбрасываемы ни из философских, ни из религиозных побуждений и соображений, если эти последние с ними сталкиваются. Если они меняются в ходе научного зна­ния, то только в смысле уточнения и понимания. Но основа фак­та остается незыблемой и неоспоримой по существу. На этом прочном и все упрочняющемся фундаменте строится то здание научных теорий, научных гипотез и научных эмпири­ческих обобщений, из которых только последние могут являться общеобязательными и недоступными религиозной или философ­ской проверке. Научные теории, модели, гипотезы, обобщения в первую очередь занимают философскую мысль, и они нередко представляют то, что называется наукой в философском мышле­нии. В огромной части своей они столь же мало общеобязатель­ны, как и философские построения; с меньшим разнообразием и менее прочно они все же могут одновременно существовать в противоречивых выражениях. Это последнее явление наблюдает­ся для научных теорий, гипотез, моделей. Этого нет для науч­ных эмпирических обобщений, которые, однако, менее занимают философскую мысль, чем созданные на их почве научные гипоте­зы и научные теории. Охватывая научные теории и гипотезы, философская мысль не чувствует основной разницы между своими понятиями и по­нятиями, связанными с научными теориями и гипотезами. Этой разницы и нет. И те и другие не общеобязательны, хотя в обла­стях научного знания господствуют научные теории и гипотезы, наименее отходящие от эмпирически общеобязательных фактов и обобщений. Больше того, философская мысль играет огромную, часто пло­дотворную роль в создании научных гипотез и теорий. Она дает здесь очень много ценного и нужного для роста научного знания. 12. Но это не касается эмпирических обобщений, которые в основе своей существенно отличны от научных теорий и научных гипотез, с которыми они обычно смешиваются. Научные эмпирические обобщения не выходят за пределы научных фактов и только на них основываются; они не вносят никаких новых представлений в науку, которые бы в фактах не заключались. Они выражают в понятиях те соотношения, кото­рые логически вытекают из сопоставления фактов. Новое поня­тие, ими выявляемое, делается видным только при охвате боль­шого числа фактов, и его принятие логически обязательно, не зависит от господствующих научных взглядов и теорий. Если научное эмпирическое обобщение становится в противоречие с теорией и подтверждается непрерывно при новом накоплении фактов, научная теория должна пасть или измениться, принять такую форму, которая не противоречила бы эмпирическому об­общению. Мне кажется, причиной этого является указанный раньше особый характер научных эмпирических понятий (§9), отличаю­щий их от понятий философии или математики. Работа над их созданием – основная работа ученого. И чем больше и глубже она поставлена, тем большее место они занимают в содержании науки и в текущей научной работе. В идеале в научной работе должен был бы увеличиться под­ход к новому путем организации охвата эмпирических фактов эмпирическими обобщениями, и уменьшиться значение научных гипотез, сейчас охватывающих научную работу в ущерб эмпири­ческим обобщениям. До этого еще далеко. Количество научных эмпирических фактов, исчисляемое мно­гими десятками миллионов, если не больше, недостаточно для планомерной установки этой задачи. Может быть, однако, здесь действует и рутина. Один–два примера крупных эмпирических обобщений позволяют реальнее уяснить себе их значение в ходе научного знания. Такова, например, периодическая система хи­мических элементов, как она была выражена Д. И. Менделеевым или Л. Мейером; такова система кристаллических многогранни­ков, как она построена И. Гесселем, Браве или Гадолиным. Таковы законы Кеплера. Таково, наконец, и то пространство-вре­мя, введение которого теорией относительности перевернуло все наше миропонимание, хотя сейчас ясно, что оно не связано с тео­рией относительности (§ 31), выяснено и философской (§ 28), и научной (§ 27) мыслью раньше. Характер его как эмпириче­ского обобщения не был осознан и лишь сейчас начинает для нас выявляться (§ 25). 13. Что же можно противопоставить этому состоянию науч­ных знаний, как же указать результаты многотысячелетней работы философской и метафизической мысли в области охвата и понимания природы? Эта работа началась за много столетий – если не тысячеле­тий – раньше научной работы. Одно достижение ясно – из фи­лософской мысли выросла наука.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Алжир 2
Реферат Критерии оценки инвестиционных проектов
Реферат Теория Фрейда о бессознательном
Реферат Албания 2
Реферат Попередні впливи гештальтпсихології
Реферат Использование метода проектов на уроках экономики
Реферат Кредитна система і проблеми її функціонування в Україні
Реферат Использование векселей в условиях современной экономики
Реферат Мингун
Реферат Red Badge Essay Research Paper The Red
Реферат 1. Основні методи автоматизованого реферування Реферування
Реферат Особенности составления медиапланов в работе со СМИ
Реферат Лабораторная работа №3 по "Основам теории систем" (Теория двойственности в задачах линейного программирования)
Реферат Експериментальне дослідження екологічного виховання дітей середнього дошкільного віку
Реферат Определение показателей социально-экономической статистики