Реферат по предмету "Разное"


Lk-vk@rambler ru Бенчмаркинг как основа совершенствования учетно-аналитического обеспечения управления инновационными процессами в коммерческой организации

Кузнецова Л.Н. к.э.н., доцент Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)lk-vk@rambler.ruБЕНЧМАРКИНГ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИВ настоящее время Россией выбран инновационный путь развития. В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации»1 экономическое развитие страны должно определяться ее научными и технологическими преимуществами. Достижение лидерства в технологиях невозможно без создания системы управления, адекватной возникающим потребностям. Принятие рациональных решений менеджментом компаний возможно только на основе качественной информации. Основой информационной базы систем управления бизнес-единиц является бухгалтерский учет, на долю которого приходится более 75% финансово-экономической информации, включая ту, которую принимают во внимание при выработке управленческих решений, связанных с созданием, финансированием или использованием инноваций. Достижение экономического роста требует управленческого характера экономики, которая характеризуется наличием соответствующей информационной базы, бюджетированием, использованием техноэкономической парадигмы, соответствующих типов поведения организации. Дальнейшее развитие систем управления в области инноваций напрямую связано с состоянием бухгалтерского учета не только в организациях, но и в стране в целом. Для эффективного внедрения инноваций необходимо иметь адекватную рыночным отношениям систему формирования отчетности, позволяющую представлять пользователям релевантную информацию, производить ее анализ и принятие решений. Недостаток качественной информации снижает эффективность принятия решений как внутренними, так и внешними пользователями отчетности. Среди внешних пользователей, нуждающихся в качественной информации об инновациях, прежде всего, следует отметить инвесторов. Привлечение инвестиций является важным звеном создания и внедрения инноваций. Определение выбора объекта инвестирования основывается, как правило, на информации, содержащейся в финансовой отчетности, формируемой учетной системой. Учетно-аналитическая система организаций, представляя информацию внешним и внутренним пользователям, должна решать следующие основные задачи:формировать релевантную информацию о затратах на разработку инноваций, например, в разрезе затрат по элементам;создать возможность учета инноваций по цепочке ценностей, например, на основе использования метода АВС, учета затрат по функциям;определять воздействие инноваций на прирост стоимости бизнес-единицы (организации, группы компаний и т.п.), т.е. рыночной стоимости ее чистых активов;отражать достоверную информацию об инновациях в финансовой отчетности;предоставлять прогнозную информацию для принятия стратегических решений.Значимая часть информации, необходимой для принятия решений менеджментом всех бизнес-единиц формируется в системе управленческого учета, но именно это направление бухгалтерского учета больше всего нуждается в развитии и совершенствовании. В настоящее время полноценный учет инноваций осуществляется только в единичных субъектах бизнеса: из 116 обследованных организаций Юга России только в одной из них сформирована полноценная система учета инноваций, управленческий учет инноваций как вида деятельности организован в 4 организациях1. Анализ существующих систем финансового учета в организациях представляет лучшую, но все же неблагополучную картину: финансовый учет по статьям затрат организован в 110, а по элементам затрат только в 6 организациях2. Невозможно выстроить учетно-аналитическое обеспечение инноваций отдельно без его базиса – управленческого учета. Неудовлетворительное состояние управленческого учета определили направления авторского исследования 200 организаций по вопросам состояния и совершенствования бухгалтерского учета в 2010 году на территории Ростовской области. Анкетирование выявило низкую применяемость управленческого учета: в 29% организаций управленческий учет совмещен с финансовым, отдельные элементы управленческого учета используются для принятия решений в 18% организаций, практически в 53% организаций управленческий учет не применяется.Отдельно ставился вопрос о формировании внутренней отчетности. Результаты практически повторяют ответы на вопрос о ведении управленческого учета: почти в 49% организаций не формируется внутренняя отчетность для принятия решений менеджментом организаций. Таким образом, в более чем половине организаций система управленческого учета не создана, следовательно, эти организации не могут достоверно определять затраты, доходность и эффективность инновационных продуктов. Без знания произведенных затрат по различным видам создаваемых продуктов невозможно осуществить корректирующее воздействие (управление затратами, запасами и др.). Недостаток ресурсов в организациях при формировании инновационных продуктов может привести к невыполнению инновационных проектов, а избыток ресурсов ведет к неэффективному управлению и снижению конкурентоспособности организаций. Такое положение с организацией бухгалтерского учета не соответствует реалиям времени. Осознают неэффективность учетно-аналитической системы и представители организаций: не удовлетворены состоянием бухгалтерского учета в своих компаниях более 44 % анкетированных сотрудников (рисунок 1). Рис. 1. Удовлетворенность состоянием бухгалтерского учета в организацияхКритическое отношение к состоянию учета, неудовлетворенность существующим положением является первым шагом к изменениям. Подавляющее количество представителей организаций высказали мнение о необходимости дальнейшего развития бухгалтерского учета. Среди наиболее значимых выделены такие направления совершенствования, как повышение качества информации, формируемой в системе бухгалтерского учета и представленной в отчетности, а также повышение квалификации бухгалтеров и пользователей бухгалтерской отчетности (рисунок 2). Меньший, но все же значимый процент сотрудников считают важными такие направления развития бухгалтерского учета, как создание инфраструктуры МСФО, усиление контроля формирования отчетности. Рис. 2. Актуальные направления совершенствования бухгалтерского учета Необходимость совершенствования учетно-аналитического обеспечения управленческого учета как платформы учета инноваций очевидна, вопрос состоит в том, с помощью каких инструментов его осуществлять. Универсального инструмента не существует, но современный арсенал методов совершенствования деятельности достаточно обширный, наиболее распространенным инструментом в 2008 году стал бенчмаркинг1. В 2005 году бенчмаркинг входил в тройку применяемых методов снижения затрат и совершенствования деятельности, но в условиях кризиса, его применимость возросла и он стал самым востребованным инструментом управления2. Для снижения затрат 76% опрошенных менеджеров в зарубежных странах применяют бенчмаркинг. Российская статистика противоположна – бенчмаркинг используют в основном крупные компании и организации, имеющие тесные контакты с иностранным бизнесом. Причины столь низкой востребованности бенчмаркинга как метода распространения знаний в России также исследовались автором. Прежде всего, следует отметить низкую информированность представителей бизнеса – по результатам анкетирования менее 2% бухгалтеров знакомы с термином «бенчмаркинг». Излишняя засекреченность отечественного бизнеса, в некоторых случаях необоснованная, снижает контакты между организациями, что препятствует применению лучшей деловой практики российскими организациями. Недостаточно высокая инициатива работников в осуществлении перемен тормозит различные методы совершенствования, в т.ч. и бенчмаркинг. Осознавая необходимость изменений, представители организаций разошлись во мнении, кто должен заниматься распространением лучшей практики (рисунок 3). Рис 3. Распределение ответов на вопрос «Кто должен распространять лучшую практику?»Традиционно, некоторая часть россиян (рис. 3) полагает, что инициатива любых перемен должна принадлежать государству. И все же, количество сотрудников, считающих, что введение совершенствований является общей задачей всех: государства, организаций, профессионального сообщества подавляющее. Осознание специалистами необходимости и сложности распространения знаний, в том числе и личной ответственности за применение инноваций является одним из ключевых моментов реализации инновационной политики государства. Наиболее обнадеживающими являются данные о желании организаций принять участие в программах по распространению инноваций в бухгалтерском учете и самостоятельно проявить инициативу. Осознавая ответственность за конкурентоспособность своей компании, принимая посыл власти о сотрудничестве в сфере реализации инновационной политики, большинство сотрудников компаний готовы применять более совершенные технологии в применении учетной практики при определенных условиях, только 15% опрошенных не готовы на данном этапе применять новшества в своей деятельности (рисунок 4). Рис. 4. Распределение ответов о желании участвовать в программах по распространению инноваций в бухгалтерском учетеУспех всех общественных процессов, в том числе и инновационного развития экономики возможен, если само общество поддержит эти процессы, займет активную позицию в реализации проектов. Процессы инноваций и совершенствования очень схожи, они ведут к улучшениям на основе изменений существующих укладов: технологических, деловых, культурных и т.п.Самостоятельно проявить инициативу с целью улучшения деятельности даже среди тех 44% организаций, кто считает возможным участвовать в программе по распространению инноваций готовы представители только 54 % субъектов бизнеса, 5 % не готовы инициировать самостоятельно улучшения, 41 % затруднились с ответом (рисунок 5). Рис. 5. Распределение ответов об участии в распространении инноваций с проявлением собственной инициативы среди организаций, выразивших желание принять участие в специальных программахПри рассмотрении всех организаций, участвовавших в анкетировании, готовность проявить инициативу самостоятельно высказали только 38 % опрошенных, остальные либо не готовы инициировать самостоятельно улучшения либо затруднились с ответом (рис. 6). Рис. 6 Распределение ответов о возможности участвовать в распространении инноваций с проявлением собственной инициативы среди общего числа анкетированныхБольшинство отечественных организаций ощущают потребность в инновациях в различных областях своей деятельности, но между потребностью в инновациях и возможностью их осуществлять наблюдается разрыв. Одним из значимых препятствий в реализации инновационной политики является недостаток инвестиций, что вызвано отсутствием необходимой информации для инвесторов. Кроме того, менеджмент компаний не имеет достаточных сведений о влиянии инновационной политики на финансовый результат деятельности компании не только в перспективе, но и в текущий период из-за недостаточного учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности. Учет расходов инноваций труден и не предполагает простого решения. Наиболее важные причины, определяющие трудности:неопределенность окончательных результатов большей части научных исследований. Результат научного проекта является более неопределенным, чем результат производственной деятельности;существует значительный промежуток времени между началом осуществления научного проекта и определением окончательного результата;сложность оценки научных исследований, которые в значительном числе случаев являются нематериальными по форме. Из 10 научных исследований стоимостью 300 млн. долларов и больше только 3 дают положительный результат. Создается сложная проблема раздельного учета затрат, доходов и результатов по успешным и неуспешным проектам1. При формировании учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности может применяться бенчмаркинг. Зарубежные компании активно применяют стратегии роста и занимаются постоянным поиском новых рыночных возможностей с использованием бенчмаркинга. Наиболее успешные инновации часто распространяются посредством копирования (в том числе и незаконного), реинжиниринга; при дополнении скопированных инноваций собственными дополнениями появляется синергетический эффект. Бенчмаркинг позволяет легально использовать достижения других компаний, сфера его применения в бухгалтерском учете обширна, но чаще он используется как инструмент снижения издержек производства. Любая компания старается сокращать свои затраты, в том числе и для разработки инновационных продуктов. По данным Bain & Company большинство компаний уверено, что в долгосрочной перспективе инновационная деятельность имеет большее значение для повышения эффективности работы компании, чем сокращение затрат2. Метод бенчмаркинга был разработан Институтом стратегического планирования (Кембридж) и сформулирован следующим образом: чтобы определить эффективное решение в области конкуренции, необходимо рассмотреть опыт других компаний, которые достигли успеха, действуя в схожих условиях. Существенный вклад в развитие его практической составляющей внесла фирма «Ксерокс», именно в данной компании в 1979 году и появился сам термин «бенчмаркинг»3. Сокращение жизненного цикла не только продуктов повышает значение инноваций для успешного бизнеса, требует непрерывного совершенствования всех составляющих успешного предпринимательства, которое может осуществляться с помощью различных инструментов. При этом для каждой организации будет действенным свой набор инструментов. Как отмечает Роб Рейдер «Достаточно иллюзорной представляется сама задача поиска и длительного применения каких-то общих рецептов достижения успеха. При этом попытки опереться на опыт успешной работы в прошлом или на прогнозы собственных специалистов не могут заменить объективной оценки и анализа деятельности как организации в целом, так и ее подразделений в сравнении с лучшими внутренними или внешними образцами, т.е. бенчмаркинга. Бенчмаркинг служит также инструментом определения объектов для сбора информации, необходимой при реализации программ непрерывного совершенствования и завоевания организацией преимуществ в конкурентной борьбе»1. С позиции практического применения в бухгалтерском учете бенчмаркинг можно определить, как систематическую и непрерывную оценку процессов, практик и методологии учета компании, сравнение их с процессами и практиками и методологиями компаний-лидеров в целях получения информации и принятия решений для совершенствования собственной деятельности, включающей различные сегменты бухгалтерского учета. Единого подхода к трактовке бенчмаркинга не существует, но специалисты сходны во мнении, что компонентами бенчмаркинга являются: выявление, изучение, анализ лучшей деловой практики в различных областях, сопоставление бизнес-процессов, технологий, стандартов, методов работы, финансовых и нефинансовых показателей, эффективности деятельности организации,применение методологии улучшения всех составляющих деятельности организации на основе успешного опыта других организаций. Таким образом, бенчмаркинг – это, во-первых, сравнение показателей организации с показателями других организаций (конкурентами, лидерами и т.п.), во-вторых, поиск, изучение, анализ лучшей деловой практики, и, в-третьих, адаптация успешного опыта других у себя в организации. Повышение конкурентоспособности как главная цель бенчмаркинга предполагает обеспечение определенного преимущества как в системе формирования учетной информации, так и по организации в целом. Опыт организаций, приобретенный при проведении бенчмаркинга бухгалтерского учета, может использоваться и в других бенчмаркинговых проектах. Бенчмаркинг сам является инновационной технологией распространения лучшей деловой практики. Объектами бенчмаркинга учетно-аналитического обеспечения инноваций могут стать:организация учета по функциям, метод АВС (activity-based costing), сущность которого заключается в том, что калькулированию подвергаются отдельные статьи затрат по функциональным видам деятельности организации – производству, маркетингу, сбыту и т.д. АВС-анализ позволяет получать информацию не только о себестоимости продукции и услуг, но и о том, сколько затрат несут непосредственно сами бизнес-процессы. Метод АВС означает переход от учета по центрам ответственности к учету по функциям, в основу разбивки которых положена цепочка ценностей Портера;учет по цепочке ценностей формирования стоимости продуктаучет внешних факторов влияния на конкурентоспособность организаций и осуществление инноваций;стратегический учет инноваций, применяющий методы финансовой инженерии, стратегического хеджирования.Проведение бенчмаркинга само по себе не гарантирует успеха. Эффективное применение методологии бенчмаркинга как инструмента совершенствования учетно-аналитического обеспечения инноваций возможно, если его проведение тщательно подготовлено всеми заинтересованными сторонами. В стране должна быть сформирована поддерживающая инфраструктура, включающая следующие основные элементы:разработка методологии и методик проведения бенчмаркинга инноваций;учреждение Национальной премии в области качества по номинациям по специальным номинациям и развитие на данной основе самооценки организаций; разработка полномасштабного антимонопольного законодательства;деятельность клубов делового совершенства, реализующих проекты распространения лучшей практики учета инноваций как направление деятельности профессиональных некоммерческих организаций по бухгалтерскому учету и аудиту с помощью Интернет-ресурсов;формирование депозитария как финансовой отчетности, так и лучшей деловой практики по бухгалтерскому учету инноваций;отвечающий потребностям практики образовательный процесс: проведение специализированных семинаров, повышение квалификации; активная позиция бизнеса по введению новшеств и поддержке инновационного вектора развития страны. Если хотя бы один элемент системы не работает, снижается ее эффективность, при отсутствии нескольких элементов – система может не решить возложенные на нее задачи. Кроме того, выделим препятствия в осуществлении внешнего бенчмаркинга. Одна из основных задач, стоящих перед бенчмаркингом, – это обмен информацией между заинтересованными сторонами. Сложностью на пути обмена информацией между отечественными организациями является их излишняя засекреченность. Стандартизация представления и обмена информацией наряду с детальным договорным регулированием проведения бенчмаркинга между независимыми компаниями может снизить недоверие между партнерами по бенчмаркингу. Традиционность как необходимость соответствовать стандарту, установленному государством, в определенной степени тормозит инициативу российских бухгалтеров, действующие Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) ими воспринимаются как предел требований. Однако, выполнение требований является минимально допустимыми для формирования качественной информации. Отечественные организации больше ориентированы на следование установленным регламентам в работе, вместо стремления к совершенствованиям и поиску новых идей преобладает страх раскрыть дополнительную информацию. Нормативных требований по ведению управленческого учета не существует, что воспринимается определенной частью организаций, как дополнительный аргумент к тому, чтобы не вводить систему данного вида. В обобщенном виде проблемы учетно-аналитического обеспечения инноваций и направления их устранения и совершенствования представлены в таблице 1. Таблица 1. Направления совершенствования учетно-аналитического обеспечения инноваций № Проблемы учетно-аналитического обеспечения инноваций Направления совершенствования учетно-аналитического обеспечения инноваций 1 Недостаток квалификации персонала по управлению инновационным процессом в организациях Повышение квалификации сотрудников всех уровней управления, бухгалтерских служб в рамках целевых программ, частично финансируемых за счет специально выделяемых средств (бюджетных). Внесения раздела «Учет инноваций» в программу подготовки профессиональных бухгалтеров, менеджеров. 2 Сложность учета инноваций, недостаточность методических разработок в данном сегменте бухгалтерского учета Стимулирование научных исследований в области учета инноваций, в частности: расчетных методов выявления фактических отклонений при принятии решений менеджментом компаний, определения вариативности затрат и синергии в зависимости от принимаемых решений, воздействие инноваций на прирост стоимости собственного бизнеса, т.е. рыночной стоимости чистых активов и чистых пассивов организации. 3 Неполнота раскрытия информации об инновациях в финансовой отчетности субъектов бизнеса. Установление императивных требований по раскрытию информации об инновациях регулятором рынка. Разработка методических материалов по формированию учета затрат, рыночной стоимости, раскрытию информации об инновациях в финансовой отчетности. 4 Недостаточная информированность заинтересованных сторон Распространение сведений не только не только в специализированных журналах, но и в различных деловых изданиях.Проведение специализированных компаний с целью информирования представителей организаций и преимуществах данного метода и положительных примерах.Повышение общественного доверия к финансовой отчетности организаций 5 Недостаток коммуникаций по распространению лучшей практики, опыта учета инноваций в различных отраслях экономики. Разработка коммуникационной платформы распространения инноваций с использованием методологии бенчмаркинга.Создание корпоративных сайтов, сайтов профессиональных организаций, имеющих справочные ресурсы для получения ответов на запросы по учету инноваций, распространения иной лучшей практики. Организация дискуссионных клубов на основе Интернет-ресурсов, для обсуждения возникающих проблем и поиска решений. Процесс генерирования новых идей, их обобщение и документирование в организациях. 6 Отсутствие достаточной информации о существующих (или возможных) инструментах совершенствования бухгалтерского учета Адаптация и дальнейшее совершенствование современных методов управленческого учета таких, как бенчмаркинг, АВС, таргет-костинг, кайдзен-костинг и др.Развитие бенчмаркинга, как метода совершенствования различных направлений деятельности, включение отечественных компаний в работу глобальной сети бенчмаркинга. Расширение методов самооценки на основе развития Национальной премии качества в номинации «Бухгалтерский учет» 7 Недостаточное влияние профессионального сообщества на развитие и совершенствование бухгалтерского учета в России Дальнейшее поднятие престижа учетных профессий. Создание профессиональных некоммерческих организации экспертов-бухгалтеров, финансовых аналитиков, актуариев. Расширение деятельности существующих профессиональных некоммерческих организаций: активизация разработки спецкурсов по учету инноваций. Расширение перечня прочих услуг, предоставляемых аудиторами отечественному бизнесу: консалтинга, проведения бенчмаркинга, аутсорсинга учета инноваций. Инновационная способность организаций характеризуется возможностью создавать и распространять новшества, в том числе и в такой значимой области как бухгалтерский учет. Универсальных моделей распространения учета инноваций не существует. Нужен постоянный поиск, постоянные изменения. Управление процессом генерации, коммерциализации и внедрения инноваций должно базироваться на качественной информации. Необходимая финансовая информация для принятия обоснованных решений формируется в системе управленческого учета. Однако, во многих российских организациях (особенно малого и среднего бизнеса) система управленческого учета требует совершенствования либо построения. Среди причин препятствующих развитию управленческого учета, как системы формирующей информацию об инвестициях необходимо выделить: отсутствие необходимых знаний сотрудников бухгалтерских служб и менеджмента организаций, сложность учета инноваций, недостаточность методических разработок в данном сегменте бухгалтерского учетанеполнота раскрытия информации об инновациях в финансовой отчетности субъектов бизнеса. Традиционно российские организации воспринимают требования любых стандартов (Положений по бухгалтерскому учету), как необходимый и вместе с тем, предельный объем требований к раскрытию информации.недостаточная компьютеризация организаций,отсутствие достаточной информации о существующих (или возможных) инструментах совершенствования бухгалтерского учета. Инструментом преодоления отставания системы управленческого учета и основой формирования учетно-аналитического обеспечения управления инновационными процессами в организации в сфере инноваций может стать бенчмаркинг. Его эффективное проведение требует участия всех заинтересованных сторон в развитии инноваций: власти, бизнеса, науки, системы образования и гражданского общества. Ценность бенчмаркинга заключается в том, что он может быть применен в различных сферах деятельности организации для достижения эффективной модели развития. 1 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р 1 Щемелев А.Н. Стратегический учет инноваций в коммерческих организациях: теория и методология. Диссертация на соискание степени доктора экономических наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - С. 248. 2 Там же, с. 248 1 Management Tools and Trends 2009, www.bain.com. 2 Ригби Дэрил. Рейтинг инструментов менеджмента // Деловое совершенство. 2006. - № 11. - С. 21 1 Щемелев А.Н. Стратегический учет инноваций в коммерческих организациях: теория и методология. Диссертация на соискание степени доктора экономических наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - С.97 2 Ригби Дэрил. Рейтинг инструментов менеджмента // Деловое совершенство. 2006. - №11. - С. 20. 3 Зиберт Г., Кемпф Ш. Бенчмаркинг. Руководство для практиков / Пер. с немец. под ред. Г.П. Манжосова. – М.: КИА центр, 2006. - С.12. 1 Рейдер Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли / Пер. с англ. А.Л. Раскина; Под науч. ред. Т.В. Даниловой. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. - С. 11.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.