Программа Европейского Союза по партнерству в институциональном развитииСодействие в повышении экономического статуса женщин в Узбекистане“МЫ ИЗМЕНИМ МИР К ЛУЧШЕМУ!”Создание предприятия от А до Яв УзбекистанеСправочное пособие для предпринимателейПроект финансированЕвропейским Союзом ^ Проект осуществленAДЖ, УзбекистанLiaise With Europe, ФранцияСОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИяот а до я в узбекистанесправочное пособие ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Ташкент 2005^ ЕВРОПЭЙД / Программа Партнерства в Институциональном Развитии Проект «Содействие в повышении экономического статуса женщинв Узбекистане»«Мы изменим мир к лучшему»Ассоциация деловых женщин Узбекистана «Тадбиркор аёл»^ Liaise with Europe, Франция«Создание предприятия от А до Я в Узбекистане», Ташкент, 2005Книга является справочным пособием для начинающих и действующих частных предпринимателей малого бизнеса, охватывающим широкий круг вопросов, относящихся к созданию и развитию бизнеса - регистрацию предприятия, бизнес планирование, маркетинг, менеджмент, налогообложение, бухгалтерский учет и др. В подготовке пособия принимали участие эксперты проекта: Фабьен Азиани – руководитель проекта, Дильдор Алимбекова – национальный координатор, Арьян Маталон – директор проекта, Беатрис Праскье – эксперт проекта, Зульфия Тухтаходжаева – ведущий эксперт, Дамира Мирзахалилова – эксперт, Михаил Хадаев – бизнес консультант.Авторы выражают благодарность всем бизнес-консультантам проекта за их плодотворную работу.При подготовке данного издания использованы материалы пособия «Создай свое дело, или что необходимо знать предпринимателю» (Разделы 2, 3, 7 и10) , разработанного проектом ЮНИДО «Бизнес – консалтинговый Центр» в Узбекистане. Авторы выражают благодарность ЮНИДО за сотрудничество.Группа проекта «Содействие в повышении экономического статуса женщин в Узбекистане» пользуется случаем выразить признательность Комиссии Европейского Союза за предоставленную возможность осуществить данный проект, а также Дому Европы и Бюро по координации технического содействия Европейской Комиссии в Узбекистане за постоянную помощь и поддержку в процессе реализации проекта. © Авторское право принадлежит Европейской КомиссииСОДЕРЖАНИЕ Предисловие 6Раздел 1. С чего начинается бизнес 7Раздел 2. Формы ведения бизнеса 10Раздел 3. Как создать предприятие 12Раздел 4. Как получить нужные лицензии и разрешения 22Раздел 5. Бизнес план, начало начал. 27Раздел 6. Что такое маркетинг, или что необходимо знать, чтобы быть успешным в бизнесе 46Раздел 7. Поиск информации 53Раздел 9. Микрокредитование и кредитные союзы 71Раздел 10. Страхование, или как снизить риск предпринимательской деятельности 77Раздел 11. Учреждения и организации, оказывающие поддержку развитию предпринимательства 78Раздел 12. Вопросы и ответы по предпринимательству 90Раздел 13. Типичные ошибки предпринимателей 94Раздел 14. Основные термины, которые нужно знать предпринимателю 95 Предисловие Уважаемые коллеги!В 2003 году Комиссия Европейского Союза через свое подразделение технической помощи ЕвропЭйд в рамках Программы Тасис объявила новый раунд Программы партнерства в институциональном развитии (ППИР) по поддержке гражданского общества и местных инициатив. Главная цель программы – стимулирование инициатив граждан и укрепление потенциала неправительственных некоммерческих и профессиональных организаций и местных и региональных органов власти. Она основана на партнерстве и обмене опытом между организациями Европейского Союза и стран СНГ.В рамках этой программы был выделен грант для французской неправительственной организации «Связь с Европой» и Ассоциации деловых женщин Узбекистана «Тадбиркор аёл» для реализации проекта «Содействие в повышении экономического статуса женщин в Узбекистане». Деятельность Проекта была направлена на поддержку инициатив женщин по созданию собственного бизнеса. Благодаря поддержке проекта, женщинами были открыты такие предприятия, как частные фермы, гостиницы, цеха по переработке сельскохозяйственной продукции, мастерские по производству ремесленных изделий и одежды, учебные и медицинские центры и др. Около 50 женщин из Бухарской, Самаркандской, Джизакской, Сырдарьинской, Ферганской и Ташкентской областей Узбекистана получили поддержку в открытии своего дела и совершенствовании своей предпринимательской деятельности. Наша задача заключалась в выполнении вполне конкретной задачи – обучить наших женщин основам предпринимательства и помочь им в процессе создания своего дела. Мы избрали путь прямых контактов и регулярных консультаций начинающим предпринимателям со стороны женщин-предпринимательниц, имеющих практический опыт предпринимательской деятельности в пилотных регионах проекта. Пособие, которое вы держите в руках, является итогом коллективного труда европейских и узбекских экспертов проекта. Оно разработано в сотрудничестве с Организацией ООН по промышленному развитию ЮНИДО и Центром развития рыночных навыков. Мы пользуемся возможностью, чтобы выразить искреннюю благодарность нашим партнерам за их помощь и плодотворное сотрудничество. Это пособие предназначается всем, кто хочет открыть свое дело в Узбекистане – будь то индивидуальное предпринимательство по патенту или малый и средний бизнес. Можно привести немало примеров успешного открытия и развития собственного бизнеса, а также неудач, постигающих тех, кто выбрал тернистый путь предпринимателя. Но главное, что говорят те, кто однажды пришел в бизнес, это что они уже не могут оставить избранного ими пути, несмотря на то, что им приходится пробиваться через множество преград и препятствий, преодолевать трудности, возникающие либо по незнанию, либо в силу обстоятельств, связанных с жесткими механизмами, регулирующими развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане. Как сделать, чтобы этих трудностей было меньше? Что необходимо знать, чтобы не тратить время на обивание бюрократических порогов и войну с ветряными мельницами?Мы надеемся, что ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете найти в предлагаемом вашему вниманию справочном пособии. Конечно, оно не заменит вам ни консультаций со специалистами, ни собственного опыта. Но мы надеемся, что это пособие станет вашим повседневным другом и советником, обращаясь к которому вы сможете решить часть возникающих у вас проблем.Удачи вам и процветания!Группа экспертов проекта ЕвропЭйд/ППИР «Содействие в повышении экономического статуса женщин в Узбекистане»Раздел 1. С чего начинается бизнес1.1. Нужны ли специальные качества, чтобы стать бизнесменом? Вопрос «с чего начинается бизнес?» не является чисто риторическим. В большинстве справочников, предлагаемых начинающим предпринимателям, можно найти множества тестов на проверку наличия деловых качеств предпринимателя, без которых трудно выжить в неизвестной и часто пугающей многих начинающих предпринимателей среде. Не умаляя значения и полезности такого тестирования, можно предположить, что сотни действующих сегодня в Узбекистане предпринимателей вряд ли слышали о таких тестах, когда открывали свой бизнес и успешно преодолевали возникающие перед ними трудности. Учиться и закаляться в деле, не проверять, а формировать в себе необходимые предпринимателю качества - вот принцип, который испытали на себе десятки тысяч предпринимателей. нашей страны. В то же время считаем полезным обратить внимание начинающих предпринимателей на необходимость постоянного преодоления стереотипов, доставшихся нам от недалекого прошлого. Прошлого, когда успешный в бизнесе деловой человек считался спекулянтом, рвачом и хапугой, а честно заработанные им деньги вызывали зависть у окружающих людей. Вот несколько стереотипов прошлого мышления, от которых следует избавляться тем, кто приходит в бизнес: Инициатива наказуема; Денег всегда не хватает; Тише едешь, дальше будешь; Начальству всегда виднее; Не высовывайся; Держи подчиненных на расстоянии; Умей перевалить вину на другого, а удачу присвоить себе. Именно эти стереотипы мешают развитию таких нужных для предпринимателя качеств, как инициатива и предприимчивость, гибкость и умение приспособиться к деловому окружению, умение работать с людьми и среди людей, быть доступным и коммуникабельным, порядочным и честным, уметь держать свое слово и выполнять взятые на себя обязательства. Следует отметить, что нужные качества и навыки могут быть успешно приобретены вами в процессе работы. Важно только не бояться и захотеть этого. 1.2. Бизнес начинается с идеи Бизнес-идея и её наличие, как у начинающего, так и действующего предпринимателя - наиболее важный вопрос, определяющий успех в будущем. Идеальный вариант - найти свою собственную нишу, но это не всегда удаётся. Поэтому предлагаем вариант экспресс-поиска и отбора бизнес-идей, основываясь на анализе окружающей вас бизнес-среды.^ Шаг первый: Напишите не менее 30 известных вам бизнес-идей и проектов, уже осуществляемых в вашем городе, районе, махалле. Шаг второй: Отберите из записанных вами бизнес-идей и проектов 5 проектов, заниматься которыми у вас есть особое желание и интерес.^ Шаг третий: Проведите оценку отобранных вами 5 бизнес-идей, заполнив специальную таблицу.Таблица для проведения экспресс-отбора бизнес-идеи Критерии: Рынок Сырьё Технология ^ Рабочая сила Приоритеты правительства Общий балл Идея проекта ^ Оценка состояния по критериям Удельный вес критерия Взвешенный балл Оценка состояния по критериям Удельный вес критерия Взвешенный балл ^ Оценка состояния по критериям Удельный вес критерия Взвешенный балл Оценка состояния по критериям Удельный вес критерия Взвешенный балл ^ Оценка состояния по критериям Удельный вес критерия Взвешенный балл Идея 1: Мини - пекарня 5 15 75 3 50 150 4 20 80 3 10 30 1 5 5 340 Идея 2: Интернет кафе 3 50 150 - - - 4 20 80 2 20 40 5 10 50 310 Идея 3: ХХХ Идея 4: ХХХ Идея 5: ХХХ Обозначения:^ Оценка состояния по критериям: «5» - «превосходно»; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - плохо»; «1» - очень плохо.Удельный вес критерия: :общий вес критериев, применяемых для оценки, который в идеале должен равняться 100%: Взвешенный балл: умножьте оценку состояния на удельный вес, чтобы получить взвешенный балл по каждому критерию.Общий балл (суммируйте взвешенный балл по каждому критерию).Как будет видно из результатов, разные идеи получат разную сумму итоговых баллов. Идеи, по которым получена более высокая оценка, могут быть реализованы вами с большим успехом. Обсудите ваши бизнес-идеи с близкими, получите их поддержку. Именно на них вы можете опираться, реализуя свой бизнес - проект на практике.Несколько советов начинающему предпринимателю: Дело, которым хочешь заниматься, должно быть тебе знакомо; Успешный бизнес для одного, может не принести успеха другому; Наибольшие шансы на успех у того, кто основывает производство на базе местного сырья, ресурсов и материалов; Делать можно все, что не запрещено законом; На ошибках учатся, но лучше учиться на ошибках других.Раздел 2. Формы ведения бизнесаДанный раздел основан на материалах пособия ЮНИДО «Создай свое дело или что необходимо знать предпринимателю» Давайте начнем с простых вещей, а именно, дадим определение, что такое, собственно, предпринимательство, и кого называют «предпринимателями»? В соответствии с действующим в нашей республике законодательством под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понимается инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности для получения дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность. При этом, как Вы, возможно, уже знаете, можно заниматься бизнесом как без образования юридического лица, так и с образованием юридического лица. Соответственно, основными юридическими формами предпринимательства являются:^ 1) без образования юридического лица - индивидуальное предпринимательство (ИП) – предполагает ведение бизнеса физическим лицом на основе полученной лицензии (патента);2) с образованием юридического лица:а) частное предприятие (коммерческая организация, созданная и управляемая собственником - одним физическим лицом ). б) хозяйственные товарищества и общества (состоят не менее чем из двух участников, формирующих первоначальный уставной капитал и являющихся учредителями товарищества или общества): полное и коммандитное товарищества; общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ООО и ОДО); акционерное общество (АО)Кроме того, в зависимости от формы собственности различают предприятия следующих видов:основанные на частной собственности физических лиц;основанные на ширкатной (коллективной) собственности - коллективные, семейные, махаллинские предприятия, производственные кооперативы; предприятия, принадлежащие хозяйственным обществам и товариществам, общественным и религиозным организациям, и предприятия, основанные на других формах коллективной собственности;основанные на государственной собственности – государственное республиканское предприятие, государственное предприятие Республики Каракалпакстан, государственное межобластное, межрайонное, районное, городское и другие виды предприятий;основанные на смешанных формах собственности - межгосударственные, совместные и другие, основанные на полном или долевом участии различных форм собственности. При этом под «субъектами предпринимательства» или «субъектами малого предпринимательства» подразумевают юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и ведущие предпринимательскую деятельность, а именно:Индивидуальные предприниматели.Микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях – не более 20 человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях - не более 10 человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании– не более 5 человек.Малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях: легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и промышленности строительных материалов - не более 100 человек; машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы - не более 50 человек; науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы - не более 25 человек".Раздел 3. Как создать предприятие^ Данный раздел основан на материалах пособия ЮНИДО «Создай свое дело или что необходимо знать предпринимателю3.1 Учредительские документы Для создания предприятия нужно подготовить учредительные документы, а именно: устав и учредительный договор. В учредительных документах, в основном, указывают наименование фирмы, ее местонахождение, цели и задачи, виды деятельности, размеры уставного фонда и виды уставных вкладов учредителей, права и обязанности учредителей, структуру управления фирмой, размер и порядок распределения дивидендов, ответственность предпринимателей по обязательствам фирмы, условия реорганизации и ликвидации фирмы, фамилии и места проживания учредителей. В учредительные документы могут быть включены и другие сведения, не противоречащие законодательству.3.2. Регистрация предприятия Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Кстати, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Лишь в момент создания юридического лица возникает его правоспособность (в сферах деятельности, где необходимо получение лицензии правоспособность возникает с момента получения соответствующей лицензии). Деятельность незарегистрированного юридического лица запрещается! Для регистрации юридических лиц в регистрирующий орган необходимо представить (в явочном порядке или по почте) следующие основные документы: заявление о регистрации на имя хокима города (района) (Приложение 1.3); два оригинала нотариально заверенных учредительных документов (для регистрации АО, созданных на базе государственных предприятий, нотариального заверения учредительных документов не требуется). Для справки: в соответствии с действующим законодательством основным учредительным документом, представляемым в регистрирующий орган субъектом предпринимательства (юридическим лицом) является его Устав, при этом только общества с ограниченной и дополнительной ответственностью представляют дополнительно учредительный договор. Полные и коммандитные товарищества представляют для регистрации только учредительный договор; документы, подтверждающие почтовый адрес заявителя (за исключением фермерских и дехканских хозяйств, а также АО, создаваемых на базе государственных предприятий) – ордер на право собственности, договор на приобретение помещения, аренды или гарантийное письмо арендодателя об аренде помещения, справка с места жительства. Для справки: юридический адрес - это место, где расположены руководящие органы предприятия. Если предприятие не арендует помещение, либо не владеет им, тогда юридическим адресом может служить адрес постоянного местожительства одного из партнеров по постоянной прописке в паспорте; банковский платежный документ об оплате сбора за государственную регистрацию (за исключением дехканских хозяйств, а также АО, созданных на базе государственных предприятий). Для справки: при регистрации ООО и ОДО дополнительно представляется банковский документ, подтверждающий внесение каждым учредителем не менее тридцати процентов его вклада в уставный капитал, указанного в учредительных документах; свидетельство о фирменном наименовании, а также эскизы печати и штампа в трех экземплярах. Дополнительно представляем некоторую информацию, которая, на наш взгляд, будет Вам интересна и полезна: 1. ^ Какие организации и учреждения проводят государственную регистрацию? Государственная регистрация с одновременной постановкой на учет в налоговых и статистических органах осуществляется: Министерством юстиции Республики Узбекистан - аудиторских и страховых организаций, бирж, а также предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) и рынков, создаваемых в г.Ташкенте; Министерством юстиции Республики Каракалпакстан и областными управлениями юстиции - предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) и рынков, создаваемых соответственно в Республике Каракалпакстан и областях; Инспекциями по регистрации субъектов предпринимательства при районных (городских) хокимиятах (с учетом места проживания или расположения арендуемого офиса) - всех субъектов предпринимательства, включая предприятия с участием иностранного капитала (за исключением вышеуказанных в данном пункте ПИИ). 2. ^ Что подразумевают под регистрацией по принципу «в одно окно»? Осуществление государственной регистрации по данному принципу означает, что для ее проведения заявителю достаточно обратиться в регистрирующий орган, который не только зарегистрирует бизнес, но и осуществит всю необходимую работу (которую ранее проводили сами предприниматели) по постановке на учет в налоговых и статистических органах, оформлению разрешительных документов в уполномоченных органах и эксплуатационных организациях, в том числе технических условий на подключение к инженерным коммуникациям (газоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение, канализация, теплоснабжение, телефонная связь), необходимых для строительства и реконструкции объектов, своевременного оформления перевода жилых помещений в категорию нежилых для осуществления предпринимательской деятельности. Порядок и сроки государственной регистрации физических лиц, намеревающихся завозить товары, предназначенные для коммерческой деятельности, в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, регулируются отдельным Положением, утверждаемым Кабинетом Министров. Соответственно, в выдаваемом свидетельстве о государственной регистрации указываются присвоенные статистические коды (ОКОНХ – общереспубликанский классификатор отраслей народного хозяйства, ОКПО – общереспубликанский классификатор предприятий и организаций) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а само юридическое лицо включают в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО). ^ 3. Какие документы представляются в регистрирующий орган? Предприятия, кроме заявления о государственной регистрации, представляют в регистрирующий орган (в явочном порядке или по почте) следующие документы:Частные предприятия: два нотариально заверенных оригинала Устава предприятия; документ, подтверждающий почтовый адрес субъекта предпринимательской деятельности; банковский платежный документ об уплате госпошлины; свидетельство о фирменном наименовании, выданное уполномоченными органами хокимиятов городов (районов); эскизы печати и штампа в трех экземплярах.ООО и ОДО: два нотариально заверенных оригинала Устава и учредительного договора (в случае, если общество учреждено одним лицом, достаточно только двух экземпляров нотариально заверенного Устава); документ, подтверждающий почтовый адрес субъекта предпринимательской деятельности; банковский платежный документ об уплате госпошлины; свидетельство о фирменном наименовании, выданное уполномоченными органами хокимиятов городов (районов); справка банка, подтверждающая внесение каждым из учредителей в уставный фонд не менее 30% своего вклада, указанного в учредительных документах. В случае, если уставный фонд общества формируется за счет имущественного вклада (недвижимости, оборудования и т.д.) или интеллектуальной собственности – справка банка не требуется, т.к. подтверждением намерений учредителей является формирование уставного фонда; эскизы печати и штампа в трех экземплярах.Дехканские хозяйства (юридические лица): решение общего собрания сельскохозяйственного кооператива (ширката) о создании хозяйства или высшего органа управления, либо работодателя (администрации) другого сельскохозяйственного предприятия ; решение хокима района о предоставлении земельного участка; два нотариально заверенных оригинала Устава; свидетельство о фирменном наименовании, выданное уполномоченными органами хокимиятов городов (районов); эскизы печати и штампа в трех экземплярах.Дехканские хозяйства без образования юридического лица: решение общего собрания сельскохозяйственного кооператива (ширката) о создании хозяйства или высшего органа управления, либо работодателя (администрации) другого сельскохозяйственного предприятия; предъявляется паспорт.Фермерское хозяйство: решение хокима района о предоставлении земельного участка; копия протокола конкурсной комиссии, образуемой хокимиятами, о предоставлении земельного участка, бизнес-плана организации товарного сельскохозяйственного производства; два нотариально заверенных оригинала Устава; документ, подтверждающий почтовый адрес субъекта предпринимательской деятельности; банковский платежный документ об уплате госпошлины; свидетельство о фирменном наименовании, выданное уполномоченными органами хокимиятов городов (районов); копии протокола конкурсной комиссии, образуемой хокимиятами, о предоставлении земельного участка, бизнес-плана организации товарного сельскохозяйственного производства; эскизы печати и штампа в трех экземплярах.4^ . Что такое ПИИ и какие дополнительные документы необходимо представить для их государственной регистраци Раздел 5. Бизнес план, начало начал. Любое новое дело начинается с разработки бизнес-плана. Это документ, который потребуют от вас потенциальные компаньоны, инвесторы, банкиры. Но в первую очередь бизнес план нужен для вас самих, чтобы составить ясное представление о деле, которое вы начинаете, его потенциале и перспективах. Поэтому при его разработке требуется не только собрать полную и достоверную исходную информацию, но и профессионально ее обработать, проанализировать и сделать квалифицированные выводы.Некоторые общие положения по составлению Бизнес- планаУточнение основных характеристик плана. План должен содержать четкое определение типа продукции или услуг, рынков сбыта, на которые будет направлено внимание компании. Четкость в определении целей вашего бизнеса и стратегии их достижения также важна, как и организация их достижения. Более того, при составлении Бизнес-плана нельзя забывать о том, что цели должны соответствовать имеющимся у вас ресурсам: амбиции и рассудительность в данном случае должны прийти к соглашению. Уклонения от «лозунгов». Лозунг «доверьтесь нам» не действует при составлении Бизнес-плана. Утверждение, что продукция будет самой лучшей на рынке, должно быть доказано. Количество не является синонимом качества. Хорошо составленный план должен быть кратким и убедительным и включать не более 15-50 страниц.Первое впечатление является наиболее важным. Среди множества элементов, отрицательно влияющих на качество Бизнес-плана, следует выделить следующие: безосновательные утверждения, непрофессиональный стиль, несовпадающие цифры, неправильная компоновка текста, орфографические и грамматические ошибки, а также ошибки в пунктуации.«Слишком яркие» планы создают обратный эффект. Часто на такие планы смотрят как на «форму без содержания», как на пустую трату финансовых ресурсов. Рекомендуется пользоваться внешними и независимыми источниками для подтверждения утверждений, отраженных в Бизнес-плане. Заявления касательно потенциальных рынков сбыта и конкуренции должны быть, по возможности, подкреплены информацией, предоставленной третьей независимой стороной. Прогнозы в этом случае будут более достоверными. Избегайте двусмысленности в высказываниях. Такие термины как «возможно», «вероятно», «может быть» могут вызвать отрицательную реакцию. Предпочтителен решительный и положительный тон. В бизнес-план целесообразно включить следующие разделы: Краткое изложение плана Компания Продукция Анализ рынка Стратегия маркетинга Структура управления Производство Программа реализации Необходимый капитал Информация финансового характераКраткое изложение плана представляет собой исключительно важный момент, так как является первым элементом изучения со стороны инвесторов, банкиров, которые очень часто решают, продолжать чтение документа или нет, только на основании его содержания. В кратком изложении (несколько страниц) должны быть отмечены наиболее важные моменты плана, с указанием основных причин, по которым этот план является «уникальным». ^ История фирмы и ее владельцев. В этом разделе следует ответить на три основных вопроса: Какова деловая история вашей фирмы и насколько она успешна; Какова текущая ситуация на предприятии (пп.1 и 2 только для существующих компаний); Кто управляет или будет управлять Вашим бизнесом. Описание компании должно включать следующую информацию: основные направления деятельности предприятия, цели и задачи, основные продукты, целевые рынки, основные клиенты, положение компании на рынке, ее доля на рынке, имеющееся оборудование. владельцы бизнеса, их профессия, образование, круг занятий. Определенно ясно, что одним из главных вопросов инвестора будет: «С кем мне предстоит делать бизнес?»; финансовое положение и предыдущая деятельность (как правило, в течение последних трех - пяти лет), включая доход, прибыль, активы, обязательства и т.п. цели бизнеса (например, запланированный объем продаж, темпы роста, рентабельность, доля на рынке и т. д.). В то же время начинающему предпринимателю, только что открывшему свой бизнес, имеет смысл вместо истории компании изложить свою бизнес-историю: опыт и достижения в той области деятельности, где он начинает работать, а также в смежных областях.^ Идея бизнеса: продукты и услуги Этот раздел описывает основные продукты и услуги, предусмотренные вашим проектом, бизнес-идеей. Целесообразно раскрыть следующие моменты: кто нуждается в ваших продуктах (услугах), какие потребности клиентов они удовлетворяют, каковы их отличительные особенности, насколько ваши продукты/услуги отвечают потребностям рынка, в чем их преимущества перед конкурентами; описание продуктов и их компонентов (целесообразно придерживаться схемы: общее описание, основные свойства, основные компоненты, способ производства); стоимость продуктов по основным статьям расходов: прямые затраты труда, материалы, субподрядчики, прочие расходы; если вы в состоянии оценить будущие тенденции изменения стоимости продукта, то опишите их в бизнес- плане; если вы находитесь лишь на ранней стадии исследований и разработок, то оцените возможный вариационный размер стоимости продукта; конкурентоспособность продукции: приведите список уже существующих или ожидаемых конкурирующих продуктов, опишите их преимущества и недостатки по сравнению с вашим продуктом.Целевой рынок и его анализ. В данном разделе следует проанализировать и отразить следующие темы: Общее описание рынка; Сегментация рынка; Размеры рынка и тенденции их изменения; Конкуренция; Характеристики покупателей и их предпочтения Анализ рынка позволяет определить реальные возможности для компании, желающей достигнуть поставленных целей. Удовлетворительный анализ рынка должен позволить дать ответы на следующие вопросы: Каков спрос на рынке, какие запросы и особенности имеют потенциальные клиенты? Каковы размеры рынка, его емкость? Как можно сегментировать рынок определенного направления? географические зоны, демографические группы, оптовые покупатели в сравнении с конечными потребителями перспективы роста в рамках каждого сегмента требования к получаемой услуге/товаруСтратегия маркетинга предполагает дать ответы на следующие вопросы: Где, кому и как вы будете продавать свой товар; По каким ценам вы собираетесь его продавать; Как вы планируете продвигать свой продукт на рынок; Во сколько это вам обойдется; Как много вы собираетесь продать.Структура управления - этот раздел разрабатывается только в том случае, если на предприятии имеются несколько штатных работников, несколько уровней управления, либо намеченный вами проект будет выполняться в рамках определенной организационной структуры. В этом разделе следует ответить на следующие вопросы: Какова организационная структура управления предприятием/проектом; Как эта схема организации и управления будет способствовать достижению целей бизнес-плана. Управление - ключ к успеху. Обычно инвесторы считают, что лучше вложить средства в ординарный проект при отличном управлении, чем в выдающийся проект при среднем управлении. Ваша цель – продемонстрировать, что вы располагаете отличной управленческой командой, даже если эта команда состоит из одного - двух человек (все зависит от масштабов бизнеса). Кратко опишите каждого члена этой команды по следующей схеме: должность; за что отвечает (функции); опыт работы; образование. При необходимости в приложении к бизнес-плану вы можете привести также краткие резюме на ключевых членов вашей команды.Производство. Если вы планируете организацию производственной деятельности, то в бизнес - плане должны будут раскрыты следующие вопросы: Описание производственной структуры и производственного процесса; Используемое производственное оборудование; Способы и методы управления производственными процессами; Поставщики сырья и материалов. Если ваш бизнес связан с торговлей и сферой услуг, то данный раздел будет включать такие вопросы как: Структура основной деятельности; Номенклатура услуг и видов деятельности; Необходимое оборудование; Перечень основных поставщиков.Оперативный план В этой части бизнес плана перечисляются действия и деятельность, подразделенные на функции предприятия, необходимые для достижения целей компании (необходимо включить временной период каждой запланированной деятельности, указывая сроки начала и окончания деятельности, ответственных за организацию и выполнение).^ Необходимый капитал Прежде чем рассматривать бизнес план, инвесторы захотят изучить ответы на следующие вопросы: Какова общая сумма необходимых средств для реализации плана развития и какая сумма запрашивается вами у инвестора? Каков «график» использования запрашиваемых средств на последующие годы? Какая часть общего финансирования запрашивается у инвесторов и кредиторов (включая сумму, сроки и возможные гарантийные соглашения)?Финансы Этот раздел – стержневая часть бизнес-плана. Его цель – дать полное и профессиональное представление о деловом потенциале проекта, его прибыльности, необходимых наличных средствах и уровне финансового риска. Как правило, финансовый план состоит из следующих подразделов: Основные финансовые показатели; Предварительные расчеты прибыли и убытков; Аналитические расчеты, например, срок окупаемости и т.п.; Бюджет основной деятельности; Основные выводы.Раздел наиболее труден для разработки н